FUNCTiONAL NUTRiTiON
УДК 641/.642:613(045)
современные подходы к организации детского питания
Д.В. Гращенков, канд. техн. наук; О.В. Чугунова, д-р техн. наук, профессор; А.В. Арисов
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Реферат
Качество школьного питания является важнейшим фактором обеспечения здоровья детей. Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые волокна, микронутриенты и др. Представлены требования к разработке рационов питания, состав и последовательность выполняемых расчетов, современные подходы к организации питания детей, в т. ч. требования нормативной документации. Особое место уделено критериям оценки рационов питания, включая стоимость разрабатываемых рационов. Авторами для облегчения и ускорения процесса составления рационов питания детей предлагается использовать программу для ЭВМ «Система расчетов для общественного питания» 5-й версии в авторской комплектации. Представлена структура программы и особенности составления, а также моделирования рецептур. Описанная программа позволяет разрабатывать не только стандартные технологические и технико-технологические карты установленного образца и меню рационов (включая расчет продуктов за период), но и осуществлять расчеты по количественно-суммовому учету на предприятиях общественного питания. Авторы, используя описанную программу, разработали базы технической документации на продукцию детского питания с расчетом всех регламентированных показателей качества и безопасности. Разработанную базу, функционирующую на базе описанной программы с дополнительными сервисными возможностями, предлагается использовать как электронный сборник технической документации для детского питания. Электронные сборники дополнены готовыми меню рационов для питания детей (с дополнительным обогащением и без). Представлены результаты разработки меню рационов, включая распределение калорийности по приемам пищи, пищевую ценность (содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, энергетической ценности) и натуральные нормы питания (массой нетто). Большинство показателей пищевой ценности рационов превышают установленные нормы питания, это же касается и продуктового набора. Авторами описан дополнительный модуль программы, предназначенный для лабораторного контроля качества продукции детского питания.
Ключевые слова
база данных; контроль качества; питание детей; программа для ЭВМ; рационы питания; рецептуры; социальное питание Цитирование
Гращенков Д.В., Чугунова О.В., Арисов А.В. (2019) Современные подходы к организации детского питания // Пищевая промышленность. 2019. № 1. С. 65-70.
Modern approaches to the organization of child nutrition
D.V. Grashchenkov, Candidate of Technical Sciences; O.V. Chugunova, Doctor of Technical Sciences, Professor; A.V. Arisov
Ural state University of Economics, Ekaterinburg
Abstracts
The quality of school meals is the most important factor in ensuring the health of children. The high growth rate, physical and mental development of children and adolescents, combined with a significant neuropsychic load caused by an intensive learning process, determine the need for a constant dietary complex of all essential and replaceable nutrients, including proteins and amino acids, fats and fatty acids, various classes of carbohydrates, including dietary fiber, micronutrients, etc. The requirements for the development of diets, composition and sequence of calculations, modern approaches to the organization of nutrition of children, including the requirements of regulatory documentation. Special attention is paid to the evaluation criteria of diets, including the cost of developed diets. The authors, to facilitate and accelerate the process of preparation of the diets of children are encouraged to use the computer program «calculation System for public supply» version 5 in the original configuration. The structure of the program and features of drawing up, and also modeling of compounding are presented. The described program allows you to develop not only standard technological and technical-technological maps of the established sample and menu of diets (including the calculation of products for the period), but also to carry out calculations on the quantitative-cumulative accounting in catering enterprises. The authors, using the described program, developed a database of technical documentation for kids food products with the calculation of all regulated indicators of quality and safety. The developed database, functioning on the basis of the described program with additional service capabilities, is proposed to be used as an electronic collection of technical documentation for kids food. Electronic collections complemented finished menu of rations for nutrition of children (with further enrichment). The results of the development of the menu of diets, including the distribution of caloric intake, nutritional value (protein, fat, carbohydrates, vitamins, minerals, energy value) and natural norms of nutrition (net weight). Most indicators of the nutritional value of diets exceed
the established standards of nutrition, the same applies to the food set. The authors describe an additional module of the program designed for laboratory quality control of kids food products.
Key words
computer program; database; diet, quality control; kidsfood; recipes; social nutrition Citation
GrashchenkovD.V., CHugunova O.V., ArisovA.V. (2019) Modern approaches to the organization of child nutrition // Food processing industry = Pisshevaya promyshlennost. 2019. № 1. P. 65-70.
Социальное питание является одним из приоритетных направлений современной государственной политики и основывается на научных достижениях рационального питания [1, 2]. Социальное питание - это питание, предоставляемое отдельным категориям граждан за счет средств бюджета в целях обеспечения их социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством. Систему социального питания по контингенту потребителей можно разделить на следующие подсистемы: рабочее, студенческое, школьное, детское, военных учебных заведений,лечебно-оздоровительное и др. [3].
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание - один из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения [4].
Питание школьника должно быть сбалансированным, это основной принцип. Школьник должен получать не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, жирные кислоты, минералы и микроэлементы [5].
Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:
1) поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);
2) принцип сбалансированного многокомпонентного питания;
3) соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;
4) предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов.
Правильное соотношение всех компонентов рациона, своевременное изменение в соответствии с меняющимися физиологическими потребностями растущего организма детей являются основой их правильного питания [11].
Для оценки стандартной схемы организации питания были использованы МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических
потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [12].
Согласно действующим требованиям, разработка меню рационов предполагает расчет пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, энергетической ценности, а для ряда потребителей витаминов и минеральных элементов), продуктового набора (массой брутто, нетто) на период не меньше двух недель [5, 6]. Общий порядок действий представлен на рис. 1.
Кроме описанных критериев, следует учитывать выход продукции (или суммарные объемы приемов для отдельных категорий потребителей), отсутствие повторов изделий (блюд) в смежные дни и приемы, не допускается использование некоторых видов тепловой обработки (жарка, пассерование), отсутствие продуктов, запре-
щенных для определенных контингентов потребителей, определенных в соответствующих СанПиН, действующих на территории Российской Федерации.
Однако, кроме представленных критериев, в организациях дополнительно учитывают стоимость как отдельных блюд, так и рациона в целом. Зачастую этот показатель является определяющим при составлении рационов, планируется на определенный период (не меньше квартала) и оказывает существенное влияние на качество питания социальных групп населения. В свою очередь планирование стоимости рациона должно складываться из нормируемого набора продуктов без учета технологической обработки продуктов (массой брутто). Большинство же требований к выполнению продуктового набора основывается на массе нетто. Как известно, масса брутто
FUNCTiONAL ЫиттТЮМ
является переменной величинои и зависит от сезона года, используемого сырья, в т. ч. его термического состояния и может отличаться от нормируемых значений в существенных диапазонах.
Таким образом, критерии оценки рационов в действующих организациях складываются следующим образом (с учетом значимости для исполнителей): 1 - стоимость рациона, 2 - продуктовый набор; 3 - пищевая ценность. Последний критерий зачастую игнорируется и не определяется в действующих организациях. В тоже время с позиции рационального питания значимость критериев формируется в прямо противоположном порядке.
Немаловажным фактором качества и безопасности питания зачастую является отсутствие необходимых знаний у специалистов социальной сферы, что дополняется большим объемом трудозатрат на соответствующие расчеты (разработка документации, постоянное корректирование полученных данных) при ограниченных объемах времени.
По результатам практических действий (разработка технической документации
и меню рационов питания, консультирование по вопросам рационального питания, а также обучение персонала действующих организаций) выявлены основные затруднения у работников организаций при разработке меню рационов (на примере Свердловской области). К таким сложностям следует отнести (по значимости): отсутствие готовой технической документации на основной ассортимент изготавливаемой продукции, большие затраты времени на оценку рационов питания (по пищевой ценности, продуктовому набору, стоимости), недостаточность знаний по вопросам разработки рационов питания.
Трудоемкость выполняемых расчетов по разработке технической документации на продукцию (технологические, технико-технологические карты с определением всех регламентированных показателей безопасности и качества), меню рационов (в т. ч. типовых за две недели), накопительных ведомостей, калькуляции стоимости (как отдельных блюд, так и рациона в целом) предписывает использовать современные информаци-
онные технологии. Для выполнения всех необходимых расчетов была разработана программа для ЭВМ «Система расчетов для общественного питания», которая содержит необходимые модули (рис. 2) [7]. Разделение программы на отдельные модули позволяет более гибко формировать установочный комплект.
разработка технической документации на ассортимент продукции регламентируется ГОСТ 31897-2012, требует наличия специальных знаний в области производства продукции общественного питания (инженер-технолог), а также существенных временных затрат. Штатное же расписание дошкольных и многих школьных организаций не предусматривает должность технолога.
Программа позволяет сократить временные затраты на разработку технической документации. Актуальная версия программы позволяет: разрабатывать техническую документацию (как технологические, так и технико-технологические карты), меню суточных рационов питания (с расчетом пищевой ценности, расхода продуктов массой брутто и нетто, стоимости изделий, блюд и рационов), осуществлять расчеты по количественно-суммовому учету на предприятии (приход, расход, внутреннее перемещение). Упрощенная схема работы модуля представлена на рис. 3. Дополнительно в программе присутствуют сервисные функции: ведение основных журналов (бракеражный, здоровья, температурного режима холодильного оборудования).
В программе были составлены необходимы базы данных: продовольственного сырья и пищевых продуктов, пищевой ценности, потерь при механической обработке сырья и выходе полуфабрикатов, а также основных видах тепловой обработки, органолептических показателей качества, микробиологических показателей безопасности и др.
Для совершенствования организации детского питания были составлены соответствующие Сборники технических нормативов для организации детского питания. Сборники включают в себя технологические карты установленного образца, меню рационов, а также методические указания по использованию Сборников. Сборники разрабатывались для различных возрастных групп [8, 9]. Разработка осуществлялась по общепринятой схеме (рис. 4).
Вторым этапом работы была разработка электронных баз технической документации. Базы структурированы по основным группам продукции (салаты и закуски, супы, изделия из овощей и гарниры, каши, изделия из творога, круп, изделия из яиц, изделия из рыбы, мяса, птицы, напитки и сладкие блюда, соусы, мучные изделия, бутерброды и гастрономия), документация составлена в форме стандартных технологических карт (согласно тре-
Рис. 2. Структура основных модулей программы для ЭВМ «Система расчетов для общественного питания» 5 версии
Продовольственное Помещения для
сырье и пищевые приемки и — Производство £ Я
продукты храпения сырья гэ Н К и
/ г и о
Накладная для списания — Бухгалтерия Калькуляция стоимости —► ч с и о £ £ X X
Т 1 Н се
Меню (для с
Расчет расхода сырья — Реализация продукции — потребителей, суточных ПЭ О. й Щ Си
рационов)
Рис. 3. Типовая схема работы модуля складского учета
бованиям действующих СанПиН и ГОСТ). в разработке электронных баз принимали участие сотрудники ФБУН «Екатеринбургский медицинский-научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Моделирование рецептур в программе осуществлялось в виде древовидной структуры с использование трех основных элементов (изделие, полуфабрикат, продукт) [6].
Использование электронных баз имеет ряд положительных отличий: возможность внесения изменений с корректировкой показателей качества (замена сырья, изменение нормы закладки), возможность обновления баз в связи с изменение действующих требований (в т. ч. санитарно-гигиенических). технические возможности по интеграции разработанных баз в различные программы для ЭВМ (программы семейства 1С и др.) позволяют сократить не только затраты времени, но и количество возможных ошибок при вводе данных.
На основе составленных баз данных была разработана и внедрена концепция электронного сборника технических нормативов (ЭСТН), которая включает в себя: основные справочники, разработанные технологические карты, основные журналы работы пищеблока (бракеражный, здоровья, температурного режима холодильного оборудования), а также механизм обновления ЭСтН через сеть интернет. Разработанные ЭСтН включают следующие справочники: продовольственного питания и пищевых продуктов, пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных элементов), норм выхода полуфабрикатов и потерь сырья при механической обработке.
Расширенная версия ЭСтН включает в себя готовые варианты меню суточных рационов питания в двух вариантах (обычное и обогащенное) на две недели с круглосуточным пребыванием ребенка в организации, составленные на основе анализа меню в действующих организациях. Анализ меню проводился по меню-раскладкам (меню-требованиям).
Оценка разработанных рационов проводилась по распределению калорийности между отдельными приемами пищи (рис. 5), пищевой ценности (см. таблицу) и продуктовому набору (рис. 6). В качестве нормируемых значений пищевой ценности и продуктового набора использован СанПиН 2.4.5.2409 для детей в возрасте 11 лет и старше.
Дополнительно составлялась анкета и проводилось личное интервью для детей в возрасте 11 лет и старше (в школах города Екатеринбурга). Установле-
Рис. 4. Разработка сборников технической документации
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Обед
Завтрак
Ужин
Полдник
Перед сном 2 завтрак
1 лень 2 день 3 день 4 день 5 лень 6 день 7 день 8 день 9 день 10 день
Рис. 5. Распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи у детей 11 лет и старше (полный день), %
Ведомость выполнения норм пищевой ценности для детей 11 лет и старше
(полный день)
Наименование Норма в день Среднее значение за 10 дней Выполнение суточной нормы, % Фактически за 10 дней
Белки, г 90 108,1 120 1080,7
В т. ч. животного происхождения, г 66,7 667,3
Жиры, г В т. ч. растительного происхождения, г 92 95,6 26 104 956.1 260.2
Углеводы, г Моно- и дисахара, г 383 379 147 99 3499,5 1470,2
Крахмал, г 202,9 2029,3
Пищевые волокна, г 29,6 296,1
Витамин В1, мг 1,4 1,1 78 10,9
Витамин В2, мг 1,6 1,6 102 16,3
Витамин С, мг 70 85,3 122 852,5
Витамин А, мкг 0 1993,6 19935,9
Витамин Е (токоферол эквивалент), мг 12 15,6 130 155,9
Са, мг 1200 1116,8 93 11167,7
Р, мг 1800 1631,3 91 16312,9
Мд, мг 300 400,1 133 4001,2
Fe, мг 17 24,9 146 248,5
Калорийность, ккал 2713 2765,6 102 27655,9
но, что многим родителям и педагогам не хватает знаний о правильной организации питания детей, имеются проблемы и психологического плана: школьники
старших классов считают, что посещение столовой вредит их имиджу «взрослости», принижает их в глазах одноклассников, так как лишает права на выбор желаемых
FUNCTiONAL NUTRiTiON
600 iOO 400 300 200 100
уч«у
^ //
■S J? //
0s
^■Среднее в день -Норма
Рис. б. Выполнение натуральных норм питания для детей 11 лет и старше
Рис. 7. Применение рекурсии в математической модели расчета калорийности
блюд. Школьники считают, что школьная столовая дискредитировала себя, так как школьников там стараются не вкусно и полезно накормить, а «обеспечить требуемым питанием» [10].
Для повышения квалификации персонала действующих организаций были разработаны соответствующие программы обучения для медицинского, производственного персонала, а также руководителей дошкольных и школьных организаций. Обучение включает в себя изучение основной нормативно-технической документации, основы разработки технической документации (технологические карты), принципы и правила составления меню рационов питания, а также применение ЭВМ в расчетах. Обучение проводится на базе Уральского государственного экономического университета в Свердловской области, а также Удмуртской республики. Получены положительные отзывы.
Для обеспечения контрольных мероприятий в «Систему расчетов для общественного питания» интегрирован модуль лабораторных испытаний качества продукции, предназначенный для использования в лабораториях ФБУЗ. Модуль содержит дополнительные базы данных, составленные по основным методам лабораторных испытаний качества продукции
общественного питания (содержание сухого вещества, белков, жиров, углеводов, калорийности, зольность) по МУ 4237, МУ 122-5 и МВИ 241.215-2007. Составленный модуль отличается возможностью внесения изменений в математические зависимости, обозначения и коэффициенты. В математической модели поддерживаются рекурсивные ссылки на другие показатели и методы испытаний (рис. 7).
Таким образом, разработанная ранее и усовершенствованная программа для ЭВМ «Система расчетов для общественного питания» позволяет оценивать имеющиеся рационы для организации питания, в т. ч. детей. Дано научное обоснование применения программы для ЭВМ в оценке рационов питания по основным и дополнительным показателям. Оценка рационов осуществляется как по регламентированным показателям (повторяемость изделий (блюд), пищевая ценность, продуктовый набор), так и по дополнительным (стоимость рациона). Проанализированные рационы могут быть скорректированы, согласно названным критериям.
Установлено, что в настоящее время отсутствует техническая документация на продукцию (технологические и технико-технологические карты установленного образца с расчетом регламентированных
показателей качества и безопасности). Для этого была разработана электронная база рецептур изделий (блюд) для детского питания (дошкольного и школьного возраста), которая представлена в виде Сборника технических нормативов.
Для обеспечения контрольных функций в компьютерную программу введен дополнительный модуль лабораторных испытаний качества продукции, составлены необходимые базы данных с основными методами лабораторных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. - 268 с.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ № 1873 р от 25 октября 2010 г.
3. Родионова, Н.С. Формирование функциональной направленности рационов для организованного питания/Н.С. Родионова, Т.В. Алексеева, М. И. Корыстин // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 38-47.
4. Гращенков, Д. В. Инновационные подходы к формированию рационов питания детей дошкольного возраста/Д.В. Гращенков, О.В. Чугунова, Е.В. Крюкова // Пищевая промышленность. - 2014. - № 2. - С. 28-31.
5. Дзантиева, Л. Б. Использование ры-борастительного сырья и морепродуктов для обеспечения здорового питания школьников/Л.Б. Дзантиева, В.Б. Цугкиева, Л.Х. Тохтиева // Пищевая промышленность. -2018. - № 8. - С. 83-85.
6. Методические рекомендации по совершенствованию организации школьного питания. Министерства образования и науки Российской Федерации. - М., 2012. - С. 31.
7. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2002610284 «Система расчетов для общественного пита-ния»/Л.И. Николаева, Д.В. Гращенков. - М., 2002.
8. Сборник технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях: методические рекомендации и технические до-кументы/Д.В. Гращенков, Л.И. Николаева. -2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2011. - Ч. 1. - 342 с.
9. Сборник технических нормативов для питания детей в организациях отдыха и оздоровления: методические рекомендации и технические документы // Д.В. Гращенков, О.В. Чугунова - Екатеринбург: издательство УрГЭУ, 2015. - 390 с.
10. Чугунова, О.В. Анализ удовлетворенности школьников качеством услуг в школьных столовых г. Среднеуральск/ О. В. Чугунова, Н. В. Заворохина, Д. А. Карх // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2014. - № 5. -С. 99-103.
11. МР 2.3.1.1915-04 Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Методические рекомендации. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. - 46 с.
12. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. -36 с.
REFERENCES
1. O sostojanii sanitarno-jepidemiolog-icheskogo blagopoluchija naselenija v Rossi-jskoj Federacii v 2017 godu: Gosudarstven-nyj doklad. - M.: Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka, 2018. -268 s.
2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zdorovogo pitanija nasele-nija na period do 2020 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1873 r ot 25 oktjabrja 2010 g.
3. Rodionova, N.S. Formirovanie funkcional'noj napravlennosti racionov dlja
organizovannogo pitanija/ N.S. Rodionova, T.V. Alekseeva, M. I. Korystin // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2013. - № 5. -S. 38-47.
4. Grashhenkov, D.V. Innovacionnye pod-hody k formirovaniju racionov pitanija de-tej doshkol'nogo vozrasta / D.V. Grashhenkov, O.V. Chugunova, E. V. Krjukova // Pish-hevaja promyshlennost'. - 2014. - № 2. -S. 28-31.
5. Dzantieva, L. B. Ispol'zovanie ryborastitel'nogo syr'ja i moreproduk-tov dlja obespechenija zdorovogo pitanija shkol'nikov / L. B. Dzantieva, V. B. Cugkieva, L.H. Tohtieva // Pishhevaja promyshlennost'. -2018. - № 8. - S. 83-85.
6. Metodicheskie rekomendacii po soversh-enstvovaniju organizacii shkol'nogo pitanija. Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - M., 2012. - S. 31.
7. Svidetel'stvo ob oficial'noj registracii programmy dlja JeVM № 2002610284 «Sistema raschetov dlja obshhestvennogo pitanija»/ L.I. Nikolaeva, D.V. Grashhenkov. - M., 2002.
8. Sbornik tehnicheskih normativov dlja pitanija detej v doshkol'nyh organizacijah:
metodicheskie rekomendacii i tehnicheskie do-kumenty/D.V. Grashhenkov, L.I. Nikolaeva. -2-e izd., pererab. i dop. - Ekaterinburg, 2011. -ch. 1. - 342 s.
9. Sbornik tehnicheskih normativov dlja pitanija detej v organizacijah otdyha i oz-dorovlenija: metodicheskie rekomendacii i tehnicheskie dokumenty // D.V. Grashhenkov, O. V. Chugunova - Ekaterinburg: izdatel'stvo UrGJeU, 2015. - 390 s.
10. Chugunova, O.V. Analiz udovletvoren-nosti shkol'nikov kachestvom uslug v shkol'nyh stolovyh g. Sredneural'sk/ O. V. Chugunova, N.V. Zavorohina, D.A. Karh // Tehnologija i to-varovedenie innovacionnyh pishhevyh produk-tov. - 2014. - № 5. - S. 99-103.
11. MR 2.3.1.1915-04 Rekomenduemye urovni potreblenija pishhevyh i biologicheski aktivnyh veshhestv. Metodicheskie rekomendacii. - M.: Federal'nyj centr gossanjepidnad-zora Minzdrava Rossii, 2004. - 46 s.
12. MR 2.3.1.2432-08 Normy fiziolog-icheskih potrebnostej v jenergii i pishhevyh veshhestvah dlja razlichnyh grupp naselenija Rossijskoj Federacii. Metodicheskie rekomendacii. - M.: Federal'nyj centr gigieny i jepide-miologii Rospotrebnadzora, 2009. - 36 s.
Авторы
Гращенков Дмитрий Валерьевич, канд. техн. наук, Чугунова Ольга Викторовна, д-р техн. наук, профессор, Арисов Александр Валерьевич
Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45, dmitriygr99@maiL.ru
Authors
Grashchenkov Dmitrij Valer'evich, Candidate of Technical Sciences, Chugunova Ol'ga Viktorovna, Doctor of Technical Sciences, Professor, Arisov Aleksandr Valer'evich
Ural state University of Economics, 62/45, 8 Marta St/Narodnoy voli, Ekaterinburg, 620144, dmitriygr99@mai1.ru