СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ТЕОРИИ ДИЗАЙНА
© Васькина С.Н.*
Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,
г. Орел
В статье анализируются основные виды и типы среды, дается развернутое определение предметно-пространственной среды.
Ключевые слова: среда, предметно-пространственная среда, проектирование среды, виды среды.
Как справедливо замечает В.Т. Шимко [4], в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование таким образом становится определенной чертой нашего сознания и бытия, распространяясь почти на все сферы человеческой деятельности. Так определяется одна из ценностей человеческого сообщества, его врожденная проектность, которая реализуется в современной деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству - проектная культура. Иногда ее называют «Дизайном с большой буквы», полагая, что это профессиональное движение к совершенному, прекрасному в нашей жизни есть результат взаимодействия частных, или «малых», дизайнов.
В настоящее время такое явление как дизайн стало многогранным и даже многоуровневым. Наряду с общим использованием понятия «дизайн» для обозначения всей проектной культуры существуют понятия «дизайна» применительно к отдельным формам создания реальных предметно -пространственных объектов, которые и получили определение как «частные дизайны». На данный момент к ним относятся промышленный или индустриальный дизайн, графический дизайн, арт-дизайн, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн и средовой дизайн. Причем особый статус среди частных дизайнов занимает средовой дизайн. Шимко В.Т. [5, с. 27] считает, что, несмотря на то, что данная область дизайнерской работы получила самостоятельность только около полувека тому назад, она уже сегодня не только в состоянии соперничать с традиционно устоявшимися сферами дизайна, но и явно начинает главенствовать над ними, используя все их достижения для своих целей. Как полагает автор, «среда» - ключевое понятие происходящей в настоящее время кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями - картинами, постройками, приборами, решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, то-
* Студент 3 курса кафедры Дизайна.
гда как общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» -сферы обитания человека - получалась стихийно. Наше время, по мнению В.Т. Шимко, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу - проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально-художественные. С его мнением согласен и Г. Минервин [3], который замечает, что самая характерная тенденция подлинного дизайна - это стремление проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметно-пространственную среду и вносящие тем самым свой посильный вклад в дело развития передовой человеческой культуры.
У любой деятельности всегда есть объект, на который она направлена, субъект, осуществляющий эту деятельность, и предмет самой деятельности. Объектом проектной работы в дизайне среды, в отличие от других «частных дизайнов», является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание дизайнера поэтому прежде всего необходимо направлять на те типы объектов среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов среды относятся:
- городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорт, городские службы, общение и торговля);
- интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;
- дизайн производственной среды, включающий разнообразные открытые и закрытые пространства.
В обыденном значении понятие «среда» означает совокупность материальных структур, окружающих человека. Это понятие пришло в сферу осмысления культуры из естественных наук [2]. В системе понятий, выработанных, например, биологией, просторечному содержанию термина «среда» отвечает термин «окружение», определяющий материальное наполнение пространства. Средой сообщества организмов именуется окружение, которое взаимодействует с этим сообществом, влияет на его деятельность и активизируется его поведением. Под окружающей человека средой (синоним - среда обитания человека) понимается совокупность внешних по отношению к человеку природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.
Окружающая человека среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана: естественная среда, пространственная среда, природная среда, социальная среда, жилая среда, производст-
18
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
венная среда, культурная среда, информационная среда. Дадим краткую характеристику каждому из этих понятий.
Естественная среда - физическое окружение человека, описываемое физическими параметрами (уровень шума, радиационного фона, химического загрязнения и т.д.).
Пространственная среда - совокупность пространственно-предметных свойств, в условиях которых происходит жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях и которые тем самым обеспечивает возможность осуществления человеком тех или иных действий. Различают следующие типы пространственной среды: природная среда - совокупность объектов, которые относятся к миру природы - поля, горы, леса, реки (мир природных ландшафтов), животные (мир животных), растения (мир растений), люди как биологические существа; антропогенная среда - рассматривается как природная среда, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно измененная людьми; артеприродная среда - искусственное окружение людей, состоящее из чисто технических (здания, сооружения, асфальт дорог, искусственное освещение и т.д.) и природных (воздух, естественное освещение и т.д.) элементо.; квазиприродная среда - преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы, в том числе садово-паркового типа; архитектурно-ландшафтная среда - сочетание природных условий и строительно-архитектурных форм, создающее предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности человека и в сумме с ней воздействующее на социальную организацию человека.
Жилая среда - условия жизни в жилых помещениях понятие, включающее физико-химические, биологические и социально-психологические факторы. Она формируется из внешних по отношению к помещению воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон и т.п.), влияний строительных конструкций и отделки, факторов бытовой деятельности и социальных факторов отношений в семье, между соседями по квартирам и т.п.
Среда населенных мест (городская среда и деревенская среда). Сочетание искусственно созданных условий жизни (дороги, тротуары, дома, санитарная инфраструктура, мезоклимат города и т.п.), квазиприродных сред, элементов природной среды в совокупности с социально-экономической средой.
Производственная среда - физико-химические и биологические условия в производственных помещениях. Слагается из внешних природно-антропо-генных воздействий (природный фон, влияние всей промышленной зоны, транспорта и т.д.), условий в цехах и на рабочих местах, в совокупности с социально-психологической средой в коллективе.
Социально-психологическая среда - внеэкономические отношения между людьми, включающие степень внимания друг к другу, взаимное уважение или, наоборот, неуважение, интерес или безразличие к общему делу и успехам каждого члена коллектива, единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений.
Социально-экономическая среда - отношения между людьми (и их группами) и между ними и создаваемыми (в том числе накопленными) ими материальными и культурными ценностями, воздействующими на человека.
Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяется не только различиями в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного мира окружающее воздействие структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологически отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно--практиче-ский и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются.
Список литературы:
1. Бакалдина Г.В. Проектирование в дизайне среды. Основы теории и методологии проектирования. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Госуниверси-тет-УНПК», 2011. - 139 с.
2. Генисаретский О.И. Дизайнерское проектирование / О.Г. Генисарет-ский, Г.П. Щедровицкий // Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы: переиздание. - М.: Школа культурной политики, 2004. - С. 150-179.
3. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учебное пособие для вузов / Г.Б. Минервин. - М.: Архитектура-С, 2004. - 93 с.
4. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учебное пособие / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2003. - 296 с.
5. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2007. - 160 с.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ВИДОВ ФОРМ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
© Грищенко А.А.*
Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,
г. Орел
В статье анализируются основные подходы к классификации разновидностей видов форм предметно-пространственной среды, представленные в современной теории средового проектирования.
Ключевые слова предметно-пространственная среда, типология среды, виды форм среды, проектирование среды.
* Студент 3 курса кафедры Дизайна.