Научная статья на тему 'Генезис понятия «Средовой подход» в дизайне'

Генезис понятия «Средовой подход» в дизайне Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1278
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бакалдина Г. В.

В статье рассматривается «среда» как ключевое понятие происходящей в настоящее время кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в дизайне. Представлен генезис современного понимания термина «среда», даны ее характеристики и слагаемые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия «Средовой подход» в дизайне»

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «СРЕДОВОЙ ПОДХОД» В ДИЗАЙНЕ

© Бакалдина Г.В.*

Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,

г. Орел

В статье рассматривается «среда» как ключевое понятие происходящей в настоящее время кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в дизайне. Представлен генезис современного понимания термина «среда», даны ее характеристики и слагаемые.

Конкретизируя свое определение проектирования как деятельности, цель которой «предусмотреть, запланировать положительные изменения в окружающей человека действительности», известный английский теоретик дизайна ДжК. Джонс говорил, что оно охватывает не только творчество профессиональных проектировщиков, архитекторов и конструкторов, но и мысли, и чувства плановиков, экономистов, политиков, простых граждан -всех тех, кто стремится изменить формы и содержание нашего мира, сделать его лучше, человечнее [2]. Как справедливо замечает В.Т. Шимко [5], в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование таким образом становится определенной чертой нашего сознания и бытия, распространяясь почти на все сферы человеческой деятельности. Так, по мнению В.Т. Шимко, определяется одна из ценностей человеческого сообщества, его врожденная про-ектность, которая реализуется в современной деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству - проектная культура. Иногда ее называют «Дизайном с большой буквы», полагая, что это профессиональное движение к совершенному, прекрасному в нашей жизни есть результат взаимодействия частных, или «малых», дизайнов.

В настоящее время такое явление как дизайн стало многогранным и даже многоуровневым. Наряду с общим использованием понятия «дизайн» для обозначения всей проектной культуры существуют понятия «дизайна» применительно к отдельным формам создания реальных предметно-пространственных объектов, которые и получили определение как «частные дизайны». На данный момент к ним относятся промышленный или индустриальный дизайн, графический дизайн, арт-дизайн, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн и средовой дизайн. Причем особый статус среди частных дизайнов занимает средовой дизайн. Шимко В.Т. [5] считает,

* Доцент кафедры «Дизайн», кандидат педагогических наук.

что, несмотря на то, что данная область дизайнерской работы получила самостоятельность недавно, она уже сегодня не только в состоянии соперничать с традиционно устоявшимися сферами дизайна, но и явно начинает главенствовать над ними, используя все их достижения для своих целей.

Как полагает автор, «среда» □ ключевое понятие происходящей в настоящее время кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями □ картинами, постройками, приборами, решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» □ сферы обитания человека - получалась стихийно. Наше время, по мнению В.Т. Шимко, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу □ проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально-художественные. С его мнением согласен и Г. Минервин [3], который замечает, что самая характерная тенденция подлинного дизайна □ это стремление проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметно-пространственную среду и вносящие тем самым свой посильный вклад в дело развития передовой человеческой культуры.

Понимание термина «среда» как единства материально-пространственных условий осуществления какого-либо процесса, явления, события и особенностей самого этого явления сформировалось в 1960-е годы, вместе с появлением средового подхода, декларирующего комплексность, взаимодействие существования и развития человека и его окружения, создаваемого человеком в результате его деятельности.

Раппопорт А. [4] полагает, что задачи проектирования объединяют в настоящее время художников, архитекторов, градостроителей, географов, психологов, биологов, социологов, инженеров, экономистов, философов, которые интегрируют или консолидируют свои усилия, инициативы, средства разных областей профессиональной деятельности. Ясно, что механическая сумма профессиональных средств и методов недостаточна, поэтому в области средовой проблематики наблюдаются попытки согласовать различные взгляда и представления. В этих дискуссиях складываются контуры «средового подхода ».

По мнению А. Раппопорта, «средовым подходом» можно назвать не только реальную практику проектирования и научных разработок в области предметов и комплексов предметно-пространственной среды, но и все те организационные формы (совещания, конференции, дискуссии), в рамках которых «средовой подход» заявляет о своих правах. Далее он замеча-

ет, что средовым подходом удобно обозначать совокупность принципов и методов, на которые опирается средовое движение в проектировании и художественной деятельности, включая исследования «предметно-пространственной среды», примыкающие к проектированию. Содержание «сре-дового подхода», по его мнению, в настоящий момент еще только формируется, оно открыто для новых идей; понятие «средовой подход» шире, чем та или иная его конкретная трактовка, поэтому эти частные трактовки лучше называть «средовыми концепциями». Однако выражение «средовой подход» очень часто используется для обозначения любых нетрадиционных течек зрения, когда на место единичного объекта выдвигают комплекс вещей или образ «предметно-пространственной среда» во всей его неопределенности и в тоже время открытости для творческой интерпретации.

Средовой подход (environment conception □ англ.) □ заключается в рассмотрении среды как результата освоения человеком его жизненного окружения. Соответственно деятельность и поведение человека принимаются как определяющий фактор, связывающий отдельные элементы среды в целостность [5]. С точки зрения методики средового подхода □ основная установка современного проектного мышления, принцип формирования предметного и пространственного окружения человека как органического единства всей системы визуально - чувственных и функциональных условий места.

С позиции средового подхода, процесс проектирования среды, в отличие от других форм проектирования, отличается комплексностью.

Именно средовой подход позволил свести различные сферы жизнедеятельности человека в конкретном предметно-пространственном окружении в единое целое. Он отличается от традиционного прежде всего тем, что опирается на представление о неразрывности форм поведения и тех материальных структур, которыми они обеспечены, на осознанное взаимодействие материального и деятельностного, поведенческого аспектов (А. Иконников). Глазычев В. подчёркивал, что средовой подход вызвал необходимость «вникать во всё».

Барсукова Н.И. пишет, что средовой дизайн объединяет и интегрирует все виды дизайна в комплексе, использует их как языковые средства, но формирует и собственное проблемное поле деятельности. Тем самым средовой дизайн делает прямой шаг к синтетическому пониманию задач жиз -неустройства человека. Средовой подход позволяет дизайну стать фокусом пересечения духовной и материальной, научно-технической и технологической, гуманитарной и индустриальной культур. Это позволяет назвать средовой дизайн культурообразующим фактором современной эпохи, а дизайнера среды □ универсальной фигурой проектного мира.

Смысловым фокусом средового проектирования является человек, но абстрактно-этическая модель «человек вообще» стала недостаточной для

характеристики средового подхода. Появляется конкретизированный тип человека в профессионально-проектном смысле □ потребитель, а структурной единицей проектирования становится поведенческая ситуация, в которой задействованы и люди, и вещи, и многие средоформирующие компоненты (освещение, температура и пр.). Культура проектирования в контексте среды направлена на жизнедеятельность людей, на нормы поведения, функционирования и образ жизни.

Средовой подход заявил о принципиально новой задаче □ проектировании среды в целом, увязывая в гармоничном единстве все её параметры: материально-физические, социальные, эмоциональные и эстетические. Выйти на обязательную организацию комплексного проектирования средовых объектов в архитектуре и дизайне позволило осмысление процесса введения в проектирование ценностей жизни. Система ценностей и жизненных смыслов, характерная для западной техногенной цивилизации, включает представление об активном, деятельном человеке. Человек расслабленный, пребывающий в комфортном состоянии □ это признак социальной пассивности и мещанства. Ценность преобразующей деятельности связана с производством, вмешательством в протекание природных и социальных процессов и как следствие □ преобразование природы, использование её как неорганического мира объектов, выступающих материалами и ресурсами для человека (В. Степин).

Личностно-ориентированное средовое проектирование современного этапа меняет и самого адресата, слово «потребитель» в такой концепции не отражает его содержания и меняется на более адекватные термины: участник среды, человек, субъект. В контексте средовых идей формируется и понятие комфорта в современном значении этого слова, предполагающее тепло, уют, прохладу, свет, контакт и гармонию с природными стихиями. Пара-дигмальным сдвигом явилось и иное понимание объекта проектирования, которое включило в себя не только обыденное материальное окружение человека, но и его самого не как пассивного потребителя, а как активного компонента среды. Возможность обнаружения такой превращённой формы бытия человека, как его поведение в мире внешней для него среды, открывается на путях абсолютизации феномена визуальности в постмодернистском мире.

Барсуковой Н.И. сформулирован перечень требований к проектированию в соответствии со средовым подходом. В него входят:

- целостное отношение к среде обитания человека с позиций гуманизма, органики и универсальности, адекватность восприятия гармоничных форм природы, побуждающих человека к созданию искусственной динамичной, саморазвивающейся, развёртывающейся во времени и пространстве среды как чувственному аналогу абстрактной идеи пространственно-временного континуума;

- сохранение экологического равновесия природы, человека и среды жизнедеятельности;

- исследование потребностей человека и поведенческого типа;

- изменение отношения к повседневности, не только как к месту продолжения рода и типизированному быту, а как месту образования культурных смыслов с одновременным обострённым вниманием к глубинным и тонким процессам и структурам жизни личности;

- принцип саморазвития □ средовой дизайн позиционируется в открытых самоорганизующихся средовых системах, ориентированных на динамичные и познавательные интенции современного человека как способа бытия;

- комплексный подход, создание динамичной, открытой, многослойной, многофункциональной, способной к трансформации среды обитания человека, где последний является её активным компонентом;

- оригинальность дизайн-концепции; рационально-игровая конструктивность, технологичность, выразительность, колористическое разнообразие;

- адресность, соблюдение этических норм, равноправия по отношению ко всем социальным и возрастным группам, людям высокого и низкого роста, взрослым и детям, внимание к деталям;

- преемственность традиций, их упорядоченность по принципу «кристалла», учёт культурных традиций, общечеловеческой ориентации, цивилизационных достижений;

- разнообразие архитектурно-дизайнерских объектов, многофункциональность средовых компонентов, органически сочетающихся друг с другом и окружающей средой;

- использование природных моделей и биологических ресурсов вместо ископаемого горючего, эффективного энергопланирования, теплоснабжения и климатизации, использование экологически чистых возобновляемых источников энергии, оптимальное применение затребованной энергии.

Центром среды, ее средоточием и средообразующим фактором являет -ся человек, осваивающий свое предметное окружение. Этот человек является средовым субъектом (или субъектом среды). Конкретная среда с определенными свойствами может существовать, только будучи освоенной его деятельностью, сознанием, эмоциями.

Список литературы:

1. Генисаретский О.И. Дизайнерское проектирование [Текст] / О.Г. Ге-нисаретский, Г.П. Щедровицкий // Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы: переиздание. □ М.: Школа культурной политики, 2004. □ С. 150-179.

2. Джонс Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж.К. Джонс. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

3. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.Б. Минервин. - М.: Архитектура-С, 2004. - 93 с.

4. Раппопорт А. Г. Средовой подход и идеология проектирования [Текст] / А.Г. Раппопорт; под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. // Психология и архитектура. Тезисы конференции. Ч. 1. □ Таллин, 1983. □ С. 96-98.

5. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст]: учебное пособие / В.Т. Шимко. □ М.: Архитектура-С, 2007. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.