УДК 502.2
Н. В. Бауэр, Л. Н. Шабатура
ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
Раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема развития дизайнерской инноватики, изучающей признаки новизны проектных решений, изменение стереотипов формирования городской среды как экологической системы, обеспечивающей условия для полноценной жизнедеятельности людей, удобной для жизни и красивой.
Ключевые слова: архитектурно-ландшафтный дизайн, урбанизация, проектирование, инноватика, экологическая ренновация
Чудеса древних были построены рабским трудом масс, и главное в них - количество труда. В пространстве витающие, архитектурные чудеса современности построены будут искусством плюс ум, и главное в них будет - количество ума.
Н. А. Ладовский С ростом урбанизации, ухудшением экологической обстановки в городах все более актуальной становится задача изменения стереотипов формирования городской среды, перехода к проектированию и развитию городов как экологических систем, обеспечивающих условия для полноценной жизнедеятельности людей, для существования многих видов растений и животных.
Актуальна задача экологической реновации сложившихся городов, которая предусматривает создание в городах благоприятной для жизни людей среды обитания (обеспечивающей здоровые и безопасные условия проживания, гармонично сочетающей созданную человеком социальную и инженерную инфраструктуру и сохраненную природу) [7, с. 3].
В новых районах города должны появиться свои любимые места, наполненные символическими образами, где человек среди многоликой толпы возвращался бы к себе и ощущал себя человеком среди людей.
Новый этап реконструкции любого города связан с переходом в разряд нравственных проблем гуманизации среды, где особое место отводится процессу формирования культурного ландшафта посредством ста-
новления и развития культуры мышления, понимания и отношения.
Сейчас набирает обороты процесс постепенного преобразования архитектурной композиции города в средовую: массовое сознание формирует новое отношение к эстетике городской среды, когда красота видится не в соотношении пространства и памятников, а в совершенстве разрешения присущих городу коллизий или недопущения их. Прежде всего в положительном балансе всех средовых ощущений - от элементарного комфорта пользования транспортом до генерирования высоких духовных ценностей. Ценностная отзывчивость, чуткость, человечность, согласность с данными культурного предания и природного окружения - вот что ценится теперь в концепциях любого рода.
Ценностная рациональность, или, говоря языком философской традиции, софий-ность, умудренность, - предельный случай и образец всякой иной рациональности. Она составляет одно из важных, хотя и редко прямо отмечаемых качеств проектной культуры как таковой. В историко-философских контекстах это понимание обозначается, в частности, противопоставлением софийно-сти и техничности, разума и рассудка, мудрости и здравого смысла [9, с. 6]. В культурологическом - противопоставлением культуры и цивилизации. В эстетическом контексте ценностная рациональность известна также как «ценностная оправданность и завершенность» [1, с. 36].
63
В методологии градостроительного проектирования недавнего прошлого, опиравшейся на понятие градообразующих факторов, как правило, предполагалось, что факторами этими являются крупные промышленные производства: технологические потребности этих производств задавали характер функционального зонирования территории и использования ее природных ресурсов, а исходя из необходимых объемов рабочей силы определялись потребности в жилье и учреждениях социально-культурной сферы.
В силу ряда причин, анализ которых не входит в нашу задачу, из этой методологии выросло отношение к городу как вторичному, зависимому от промышленного производства образованию, не имеющему собственной исторической, культурной и экологической ценности. Расхожими метафорами этого отношения давно стали следующие: задача градостроительства - это размещение производительных сил; население - это рабочая сила; город - это рабочий поселок при заводе, в лучшем случае город-спальня. И что особенно важно для нас сейчас: мыслимый город не мог подразумеваться в качестве человеческой реальности, а значит, и проектироваться в качестве таковой. Методология, основанная на понятии градообразующих факторов, - типичнейшее проявление функционализма в проектировании.
Проектирование - это не только и не столько создание проекта и ведомственно-анонимное внедрение его. Проектирование -это одновременно, в общем концептуальном пространстве, протекающее действие проектной концептуализации, проектной дискуссии, критической рецепции и управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его социально-функциональную и предметно-пространственную среду, называемое в последнее время специальным термином инновация.
Инновация в отношении объекта проектирования - это то воздействие на него, которое начнет претерпевать по ходу осущест-
вления проекта и к которому будет вынужден адаптироваться пользователь, обитатель среды, также переживающий свою жизнь не безвольно и бессмысленно, но в символах какой-либо жизненной концепции, исповедуемых ценностей, смыслов или даже какого-либо взгляда на жизнь.
Сегодня развивается дизайнерская ин-новатика, изучающая признаки новизны проектных решений; не случайно в дизайне столь остро стоит вопрос о развитии профессиональной дизайнерской критики, основанной на проектной экологии и аксиологии; формируется проектная информатика, стремящаяся упорядочить проектное хозяйство, сделать его обозримым, управляемым [2, с. 40].
Новым в настоящее время является осознание принципиальной важности концепции сохранения культурных ландшафтов, ориентированной на то, чтобы оградить ценности, связанные с природными элементами и их духовным наследием, их подлинностью и целостностью, а также с genius loci - гением места. Genius loci охватывает важнейшие компоненты, постоянно находящиеся в центре внимания людей, такие как чувство места и чувство соборности или сплоченности общества, самобытности культуры и культурное разнообразие [8, с. 240].
Что такое ландшафт сегодня? Что больше влияет на этот вид совместного творчества человека и природы - мода, искусство, архитектура, новые технологии? Все, что меняет мировоззрение. Ландшафтный дизайн как наука постоянно развивается, появляются новые технологии и возможности. Искусство ландшафтного дизайна развивается синхронно с процессами, происходящими в обществе. Новинки, невольно отражающие мировоззрение и философию современности, должны органично дополнять уже сложившиеся направления ландшафтного проектирования.
Сейчас, как и тысячелетия назад, основная миссия растений не изменилась -они по-прежнему создают комфорт и красо-
64
ту. А вот требования к рациональной организации пространства сильно возросли. Благоустройство становится одновременно и философией, и индустрией. Город не должен быть серым и скучным. Перед ландшафтными архитекторами стоит стратегическая задача - сделать его настолько красивым, чтобы каждый микрорайон радовал своим разноцветьем и выделялся особым стилем. Для достижения поставленных целей не обойтись без современных технологий и материалов, грамотных специалистов и непреодолимого желания каждого жителя сделать свой город красивым.
Классика садово-паркового искусства прошлого и современный опыт в формировании новых стратегий должны учитывать территориальный бренд и определять перспективу развития города. Свидетельством тому стали итоги Всемирного совета Международной федерации ландшафтных архитекторов - предложение о проведении впервые в России, в Санкт-Петербурге, в 2015 г. Всемирного конгресса Ассоциации ландшафтных архитекторов (1БЬЛ), в рамках работы которого соберутся лучшие архитекторы мира для обсуждения и выработки основных направлений формирования ландшафта города.
Создание среды для человека - комфортной, привлекательной, безопасной, соединяющей преимущества жизни в городе и естественное стремление горожан к природе, сохранение традиций и новые технологии - проблема, которая стоит перед всеми современными мегаполисами. В этом контексте особое значение приобретает разнообразное по направлениям, эффективное, инновационное по методам и средствам формирование городского ландшафта, и прежде всего - ландшафта жилой среды. Внутриквартальные, дворовые пространства - это часть городской среды, наиболее приближенная к человеку - будь то старинные кварталы или спальные районы. Именно здесь качество благоустройства оценивается жителями наиболее внимательно, детально, в контексте повседневной жизни.
Условием успешности работы в этом направлении является взаимодействие механизмов планирования и управления, профессионализм проектных решений, качество используемых материалов и производства работ. Добиться высоких результатов, эффективно использовать бюджетные средства, получить современное и оригинальное архитектурно-ландшафтное решение, которое будет радовать жителей многие годы - в основе этого должен лежать проект, разработанный грамотными, высококвалифицированными специалистами [6, с. 5]
Внутриквартальная среда рассматривается как необходимая каждому горожанину часть пространства для жизни - современного, комфортного, продуманного во всех его компонентах и свойствах. Вместе с тем, это часть исторического облика города, неповторимого и своеобразного, соединяющего черты и традиции разных эпох, являющегося культурным достоянием.
Задачи благоустройства не должны ограничиваться устройством проездов и автостоянок, ограждением территорий и установкой шлагбаумов. Средовой подход к формированию жилых территорий объединяет целый комплекс вопросов: планировочная организация и зонирование, архитектурная и ландшафтная колористика, зеленые насаждения, цветочное оформление, вертикальное озеленение, геопластика, малые архитектурные формы, освещение, уличная мебель и оборудование, праздничное оформление, скульптура, водные композиции и т. д.
Включение тематической и сценарной составляющей дает возможность создания индивидуального образа детских игровых площадок, зон отдыха, пешеходных трасс. Ландшафтные средства позволяют «экранировать» эти пространства от транспортных проездов и автомобильных стоянок. Важное место в благоустройстве внутриквартальных территорий занимает обеспечение среды для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями. В это поня-
65
тие входят как специализированные комплексы, площадки, приемы планировочных и ландшафтных решений, так и организация микрорельефа - пандусов, элементов вертикальной планировки, покрытий и необходимых устройств; создание цветников, клумб, содержащих растения с приятными ароматами для слабовидящих людей. В ландшафтную организацию как современных, так и старых кварталов должны быть интегрированы спортивные площадки и рекреационно-оздоровительные зоны игрового и развивающего характера, рассчитанные на разные возрастные группы и семейный отдых, велосипедные трассы [5, с. 298].
В профессионально-архитектурном, проектном знании при анализе ландшафтных объектов должен быть принят принцип единства функции конструкции и формы (или как у Витрувия: пользы, прочности и красоты).
На основании вышесказанного следует заключить, что современная и профессиональная организация городских ландшафтов
должна обеспечить устойчивое развитие территории на длительный срок, с использованием инновационного проектного подхода, сущностно содержательной специфики культуры образования: культуры мышления, культуры понимания, культуры отношения.
Проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и культура мышления и есть проектная культура. О ней много размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру» (после материальной и духовной). Эту «третью культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширительном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - Москва, 1979. - 475 с.
2. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм / О. И. Генисаретский // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. - Москва : ВНИИТЭ, 1987. - С. 39-53.
3. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. - Москва, 2006. - 320 с.
4. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшов. - Москва : Архитек-тура-С, 2005. - 504 с.
5. Нефёдов, В. А. Городской ландшафтный дизайн : учебное пособие / В. А. Нефёдов. - Санкт-Петербург : Любавич, 2012. - 320 с.: ил.
6. Нефёдов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В. А. Нефёдов. - Санкт-Петербург, 2002. -295 с. : ил.
7. Потаев, Г. А. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика : учебное пособие / под общ. ред. Г. А. Потаева. - Москва : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013.
8. Смолицкая, Т. А. Городской культурный ландшафт: традиции и современные тенденции развития / Т. А. Смолицкая, Т. О. Король, Е. И. Голубева; под ред. Т. А. Смолицкой. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 272 с., цв. вкл.
9. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. - Москва, 1988. - С. 6.
10. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды : учебник / В. Т. Шимко. -Москва : Архитектура-С, 2006. - 384 с.; ил.
Сдано 18.01.2014
66
N. V. Bauer, L. N. Shabatura INNOVATIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL LANDSCAPE DESIGN
The article is sanctified to the to date issue of the day of development of designer innovations, studying signs novelty of project decisions, change of stereotypes offorming of municipal environment, as an ecological system, providing terms for the valuable vital functions ofpeople comfortable for life and beautiful.
Keywords: architectonically-landscape design, urbanization, planning, innovations, ecological rennovation
1. Bahtin, M. M. Jestetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics verbal creativity] / M. M. Bahtin. - Moscow,
1979. - 475 p.
2. Genisaretskij, O. I. Project culture and conceptualism / O. I. Genisaretskij // Socialno-kulturnye problemy obraza zhizni i predmetnoj sredy [Sociocultural issues lifestyle and objective environment]. - Moscow: VNIITE, 1987. - P. 39-53.
3. Glazychev, V. L. Dizajn kak on est' [Design as it is] / V. L. Glazychev. - Moscow, 2006. - 320 p.
4. Efimov, A. V. Dizajn arhitekturnoj sredy [Design of architectural environment] : textbook for high schools / G. B. Minervin, A. P. Ermolaev, V. T. Shimko, A. V. Efimov, N. I. Shhepetkov, A. A. Gavrilina, N. K. Kudrja-shov. - Moscow: Arhitektura-S, 2005. - 504 p.
5. Nefjodov, V. A. Gorodskoj landshaftnyj dizajn [City Landscaping]: tutorial / V. A. Nefjodov. - St. Petersburg: Ljubavich, 2012. - 320 p.: il.
6. Nefjodov, V. A. Landshaftnyj dizajn i ustojchivost' sredy [Landscape and environment sustainability] / V. A. Nefjodov. - St. Petersburg, 2002. - 295 p.: il.
7. Potaev, G. A. Arhitekturno-landshaftnyj dizajn: teorija i praktika [Architecture Landscape Design: Theory and Practice] : tutorial / ed. by G. A. Potaev. - Moscow: FORUM: INFRA-M, 2013.
8. Smolitskaja, T. A. Gorodskoj kul'turnyj landshaft: tradicii i sovremennye tendencii razvitija [Urban cultural landscape : tradition and modern trends] / T. A. Smolickaja, T. O. Korol', E. I. Golubeva. - Moscow: LIBROKOM, 2012. - 272 p.
9. Toporov, V. N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovanija v oblasti mifopojeticheskogo [Myth. Ritual. Symbol. Image. Research in mythopoetic] / V. N. Toporov. - Moscow, 1988. - P. 6.
10. Shimko, V. T. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie gorodskoj sredy. [Architectural Design urban environment]: tutorial / V. T. Shimko. - Moscow: Arhitektura-S, 2006. - 384 p.; il.
67