Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия "гендер" в социальной психологии'

Современные подходы к определению понятия "гендер" в социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9922
1206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются три методологические подхода к определению содержания понятия "гендер" в социальной психологии: классическая, модернистская и пост-модернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и гендера как субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два разных способа социального конструирования сексуальности в межличностном общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current approaches to gender definitions in social psychology

The author dwells upon three theoretical definitions of gender in social psychology: classical, modern and post-modern. The classical definition of gender is based on the ideas of biological determination and evolutionist perspectives in human sexuality. The modern definition discusses gender as a subjective representation of the objective reality of sexual dimorphism in human beings. The post-modern definition asserts gender and sex as two differenet modes of sexuality that are socially constructed by the means of interpersonal communication and social perception.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия "гендер" в социальной психологии»

Д.В. Воронцов

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГЕНДЕР»

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье рассматривается три парадигмы определения тендера в социальной психологии: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования сексуальности в межличностном общении.

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию для подчеркивания двойственной природы пола человека: как, с одной стороны, биологического, а с другой - социокультурного феномена. В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека в качестве мужчины или женщины. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане является далеко не такой однозначной, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками - анатомо-морфоло-гическими признаками, по которым различаются и репродуктивно дополняют друг друга человеческие особи. Термин «гендер» был призван подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т. е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них.

Новое словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических детерминант, а определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества личности: групповой статус

и связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/ домашняя работа) и т. д. Получается, что те личностные характеристики, которые в обыденном сознании оказываются тесно связанными с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию ген-дера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик1.

Появление нового термина, отражающего факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических различий мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности личности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Но прежде чем охарактеризовать эту модернистскую парадигму исследования, необходимо более подробно остановиться на классическом подходе к анализу человеческой сексуальности. Это представляется необходимым еще и потому, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была написана до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить устаревшее употребление понятия «пол» и его производных («половая роль», «половая идентичность»,

1 В английском языке, в отличие от русского, грамматический род (gender) слов в предложении определяется контекстуально, именно поэтому слово «гендер» в социально-психологическом анализе не может быть адекватно воспроизведено русским аналогом - род.

Гуманитарные науки

«половые различия» и т. п.) по отношению к анализу социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин. Однако и традиционная парадигма не избегает предложенного Р. Столлером термина, вкладывая в него свое собственное содержание.

Социальная психология, ориентированная на классическую парадигму, трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Тендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, его социальной «надстройкой». В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция генде-ра, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины имеют преимущественно экспрессивные личностные характеристики, тогда как мужчины - инструментальные. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе предстает в следующем виде: биологический пол - это данность, а гендер - это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером -личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности в этой методологической парадигме заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, его воспроизводстве и укреплении.

Традиционное понимание гендера как совокупности социальных ролей достаточно проблематично. Роли можно принимать, от них можно отказываться, они не привязаны жестко к социальному статусу или социальному контексту, поскольку они ситуативны и не имеют личностной и социальной укорененности. Более того, ролевая интерпретация гендера вносит путаницу в вопрос о разграничении половой роли и связанных с полом характерологических различий, поскольку далеко не все различия между мужчинами и женщинами можно объяснить исполнением ими определенных социальных ролей. В социуме не существует унифицированного ген-дерного репертуара, и каждый человек может исполнять целый ряд социальных ролей, не совмещенных друг с другом и вступающих в ролевой конфликт, однако при этом сомнения в гендерном статусе личности возникают достаточно редко. Факти-

чески традиционная ролевая концепция сводит ген-дер к одному из его социально-психологических проявлений - гендерным стереотипам. Тендерные стереотипы действительно являются важной составляющей бытия личности, поскольку они эффективны в определении социальных различий между мужчинами и женщинами и поскольку следование этим стереотипам поощряется, а отклонение - наказывается. По сути, ролевая концепция гендера в социальной психологии является нормативистской теорией пола, в которой гендер выступает в виде некоторого стандартного нормативного случая поведения. Реальное же многообразие гендерных проявлений личности выпадает из исследовательского поля, а динамика содержания половых ролей в обществе вообще не может быть объяснена с помощью социальных факторов, поскольку половые роли всегда привязаны к биологической основе и принципу «взаимодополнительности» мужского и женского начал.

Поскольку основным принципом функционирования гендера в пространстве межличностных отношений в рамках традиционного подхода является принцип взаимодополнительности, это неизбежно ограничивает возможности изучения внут-ригендерных отношений и форм поведения, поскольку характеристики одного гендера существуют только как противоположность характеристикам другого гендера.

Нормативизм, свойственный полоролевой трактовке гендера, тесно связан с понятием девиации как антипода «успешного усвоения» половой роли. В традиционном подходе конформность по отношению к господствующей полоролевой системе демонстрирует «успешную» гендерную социализацию, тогда как «нетипичные» половые роли являются следствием «неадекватной» социализации. Такое представление о гендерной социализации личности было бы оправданным, если бы общество представляло собой монолитную структуру. Однако реальное общество состоит из разных сообществ, занимающих неодинаковое положение в социальной иерархии. Роль и есть динамическая составляющая социального статуса. Следовательно, половая роль также связана с социальным статусом, а не с биологическим полом исполнителя. Соответственно, нормативность того или иного полоролевого репертуара зависит от властного статуса исполнителей половых ролей, а не от биологической целесообразности того или иного поведения.

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и

Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии

Д.В. Воронцов

постоянному поиску для получаемых социально-психологических данных биологических коррелятов, которые и выступают в качестве причинного обоснования наблюдаемых различий и основы для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности определяется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой стороны - социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода полагается, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие гендерной схемы было введено американской исследовательницей С.Л. Бем. В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение и личность, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что они во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим из разных гендерных схем.

Гендер как система представлений («линза») является неотъемлемой частью дискурса2, а также социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. В этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводимы только лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей и многое другое. Реальность и ее конструкт (схема) оказываются неразрывно слитыми, что приводит к восприятию ген-дера не в качестве социального конструкта, а как «естественного» состояния личности. Сомнения в «естественности» того или иного гендера возникают только в ситуациях «гендерного беспокой-

ства», например, когда конструирование собственного поведения и личности вдруг входит в значительное противоречие с нормативным образцом, или когда человек сталкивается с альтернативным способом конструирования гендерной реальности в другой культуре.

Повседневные практики социальной жизни, таким образом, ограничивают возможности произвольного использования образцов социального взаимодействия и сочетания личностных качеств мужчинами и женщинами, но однозначно не предписывают абсолютного следования доминирующим гендерным моделям. Последнее предполагает, что в обществе всегда есть возможность формирования «нетипичных» гендерных схем, отношение к которым со стороны других членов общества будет иметь только политическую и моральную основу.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование властных отношений в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лор-бер. Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:

- категория пола - принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;

- тендерная идентичность - личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;

- тендерный брачный статус - осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;

- сексуальная ориентация - социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, практик и идентичностей;

- тендерная структура личности - усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

- тендерные процессы - социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

- тендерные убеждения - принятие или сопротивление господствующей в обществе гендер-ной идеологии;

- тендерный дисплей - предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, те-

2 Реальная практика использования языка, в которую заложены тендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления.

Гуманитарные науки

лесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Личный гендер в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Т. Тарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, в котором требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что демонстрируют люди в процессе межличностной коммуникации, структурируя его в соответствии с условленными моделями взаимодействия. Любое взаимодействие включает в себя параметр властных отношений, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендер-ные различия отражают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов.

В рамках этого направления выделяют три главных понятия: биологический пол, категоризацию по полу (приписывание пола) и собственно гендер. Пол - это совокупность некоторых биологических критериев, которые в данном обществе принято использовать для разделения индивидов на мужчин и женщин. Критериями для разделения людей на две категории - мужчин и женщин - чаще всего становятся гениталии и хромосомный набор. Однако сами по себе эти критерии не гарантируют категоризации индивида по полу в реальных практиках взаимодействия. В обыденной жизни процесс категоризации устанавливается и поддерживается рядом дополнительных правил. Приписывание пола происходит в первую очередь по социально принятым проявлениям (дисплеям), которые должны свидетельствовать о принадлежности к определенному полу. Эти проявления возникают, существуют и воспроизводятся только в коммуникативных ситуациях. И когда

биологические признаки пола в коммуникативных ситуациях оказываются размытыми или неявными, то мы все равно категоризируем личность по полу, потому что главными для нас оказываются именно социально принятые проявления этих признаков, а не они сами.

Тендер здесь есть конфигурация способов предъявления себя в качестве мужчины или женщины (т. е. человека, имеющего категорию по полу). Эта конфигурация не сводится к идеальным образцам поведения и отношений. Не сводится он и к четко определенным паттернам поведения, которые могут быть включены в ситуации взаимодействия для узнавания и признания мужественности и женственности. Во-первых, описания таких паттернов всегда будут неполны. Во-вторых, паттерны поведения должны хорошо подходить к ситуациям и изменяться в зависимости от потребностей ситуации. Тендер есть то, что в ситуациях взаимодействия делают люди, обладающие категорией принадлежности к полу. Личность, включенная в тот или иной вид деятельности, может рассматриваться в качестве либо мужчины, либо женщины.

Тендер включает в себя модели уместного с точки зрения культуры и общества поведения в конкретных ситуациях (формальные конвенциаль-ные акты). Исполнители этих актов рассматриваются как социально компетентные, а нарушители - как некомпетентные. В ситуациях взаимодействия человек демонстрирует другим свою социальную компетентность, что делает гендерный дисплей средством признания личности «нормальной» или «ненормальной» в зависимости от того, какие представления господствуют в социокультурном пространстве. Например, если женщина станет тамадой на грузинском застолье, или мужчина-отец возьмет листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, или мальчик выразит желание поиграть в куклы, то эти люди столкнутся с сомнением общества в их социальной компетентности в качестве мужчин или женщин. Нарушение гендерного дисплея грозит санкциями, но в то же время оно способствует возникновению новых норм.

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Его суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организ-

Д.В. Воронцов

Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии

му на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол не существует как объективный феномен: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании только лишь различий репродуктивных систем. Тендер и пол оказываются разными способами репрезентации сексуальности личности посредством социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образования, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В европейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и посредством категоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, пол/ гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также - научных представлений о поле/гендере. В этом смысле пол/гендер никогда не является статическим продуктом культуры: он есть динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и эффектом связанной с подобным дискурсом социальной перцепции индивидуально-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, таковым он и является.

В постмодернистском социально-психологическом анализе гендера не идет речь о приоритете социального конструирования над некоей биологической данностью, как это можно обнаружить в модернистском подходе. Напротив, здесь сама биологическая данность (пол) тоже является эффектом социальной перцепции телесного компонента, т. е. таким же социальным конструктом, как и гендер. Процесс репрезентации личности со стороны ее сексуальности заключается не в выражении внутренней «сущности» (обусловленной биологически или социально), а в производстве иллюзии существования такой «сущности» мужчины, женщины, гомосексуала, гетеросексуала. После чего эта иллюзия оформляется в некоторый психосоциальный тип какого-либо гендера, который начинает участвовать в организации пространства социального взаимодействия. И тогда гендер из личной описательной категории превращается в социальную категорию, предписывающую определенные личностные и поведенческие характеристики людям, соотносящим себя с тем или иным гендерным психотипом и принимающим ту или иную гендерную идентичность.

Изложенные теоретические позиции в отношении того, что представляет собой гендерный аспект бытия личности, зачастую не подвергаются методологической рефлексии, что приводит к противоречивому смешению различных точек зрения в рамках одного исследования и бесплодным дискуссиям в отношении научного потенциала эмпирических данных, получаемых в разных «системах ген-дерных координат».

Список использованной литературы:

1. Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Уч. пособие / Под ред. Жеребкиной И.А. - Харьков: ХЦГИ, СПб.: Алетейя, 2001.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М.: Наука, 1991.

3. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988.

4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996.

5. Жеребкина М. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М.: Идея-Пресс, 2000.

6. Bem S.L. The Lenses of Gender. New Haven and London: Yale Univ. Press, 1993.

7. Connell R. Gender and Power. Stanford Univ. Press, 1987.

8. Lorber J., Farrell S.A. (eds.). The Social Construction of Gender. London: Sage Publications, 1991.

9. Stoller R.J. Sex and gender. New York: Science House, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.