Научная статья на тему 'Гендер как предмет междисциплинарного анализа'

Гендер как предмет междисциплинарного анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3463
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ / SOCIAL GENDER / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / BIOLOGICAL GENDER / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GENDER RESEARCHES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПОЛОРОЛЕВАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / GENDER-ROLE SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронова Анастасия Валерьевна

В статье рассматривается история возникновения термина «гендер», получившего широкое распространение в науке в последние десятилетия, подчеркивается междисциплинарный характер данного понятия, анализируются подходы к его определению в таких областях науки, как история, социология, антропология, рассматривается история формирования и развития взглядов на проблему пола и специфика гендерных исследований в психологии. Обращается внимание на существующую в современном обществе тенденцию к изменению полоролевых границ, социальных ролей мужчин и женщин, расширению возможностей личности для самореализации, что, несомненно, указывает на важность социального аспекта в формировании полоролевой самоидентификации. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность понятия «пол», обращается внимание на необходимость выделения двух аспектов пола: биологического и социального (гендер), постоянно влияющих друг на друга, т. к. человек является сложной социально-биологической системой. При этом обращается внимание на сложность, связанную с восприятием иностранного термина «гендер» в нашей стране. Формирование тендера рассматривается как неотъемлемая часть социализации человека, а гендерные исследования как необходимые для формирования более полного представления о личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender as a Subject of the Interdisciplinary Analysis

In the article the history on how the term "gender" appeared is considered which was widely adopted in science in last decades, the interdisciplinary character of this concept is emphasized, approaches to its definition in such areas of the science as history, sociology, anthropology are analyzed, the history of formation and development of views of the problem of gender and specificity of gender researches in psychology is considered. The attention is given to the tendency existing in modern society to change gender-role borders, social roles of men and women, to expand the personality''s opportunities for self-realization, that, undoubtedly, points to the importance of the social aspect in formation of gender-role self-identification. Discrepancy and ambiguity of the notion "gender" is emphasized, the attention is drawn that it is necessary to allocate two aspects of the gender: biological and social (gender), constantly influencing at each other, as the person is a difficult social and biological system. Thus the attention is paid to the problem connected with perception of the foreign term "gender" in our country. Formation of gender is considered as an integral part of the person''s socialization, and gender researches are regarded as necessary ones to form better understanding what the personality is.

Текст научной работы на тему «Гендер как предмет междисциплинарного анализа»

УДК 159.922.1

А. В. Воронова

Гендер как предмет междисциплинарного анализа

В статье рассматривается история возникновения термина «гендер», получившего широкое распространение в науке в последние десятилетия, подчеркивается междисциплинарный характер данного понятия, анализируются подходы к его определению в таких областях науки, как история, социология, антропология, рассматривается история формирования и развития взглядов на проблему пола и специфика гендерных исследований в психологии. Обращается внимание на существующую в современном обществе тенденцию к изменению полоролевых границ, социальных ролей мужчин и женщин, расширению возможностей личности для самореализации, что, несомненно, указывает на важность социального аспекта в формировании полоролевой самоидентификации. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность понятия «пол», обращается внимание на необходимость выделения двух аспектов пола: биологического и социального (гендер), постоянно влияющих друг на друга, т. к. человек является сложной социально-биологической системой. При этом обращается внимание на сложность, связанную с восприятием иностранного термина «гендер» в нашей стране. Формирование тендера рассматривается как неотъемлемая часть социализации человека, а гендерные исследования как необходимые для формирования более полного представления о личности.

Ключевые слова: гендер, социальный пол, биологический пол, гендерные исследования, социализация, полоролевая самоидентификация, психологический анализ.

A. V. Voronova

Gender as a Subject of the Interdisciplinary Analysis

In the article the history on how the term "gender" appeared is considered which was widely adopted in science in last decades, the interdisciplinary character of this concept is emphasized, approaches to its definition in such areas of the science as history, sociology, anthropology are analyzed, the history of formation and development of views of the problem of gender and specificity of gender researches in psychology is considered. The attention is given to the tendency existing in modern society to change gender-role borders, social roles of men and women, to expand the personality's opportunities for self-realization, that, undoubtedly, points to the importance of the social aspect in formation of gender-role self-identification. Discrepancy and ambiguity of the notion "gender" is emphasized, the attention is drawn that it is necessary to allocate two aspects of the gender: biological and social (gender), constantly influencing at each other, as the person is a difficult social and biological system. Thus the attention is paid to the problem connected with perception of the foreign term "gender" in our country. Formation of gender is considered as an integral part of the person's socialization, and gender researches are regarded as necessary ones to form better understanding what the personality is.

Keywords: gender, social gender, biological gender, gender researches, socialization, gender-role self-identification, a psychological analysis.

Термин «гендер» является относительно новым понятием в науке, особенно в России. В связи с тем, что в настоящее время данный термин широко используется в различных областях знания, в том числе в психологии, представляется важным изучение особенностей появления и использования данного понятия. Сегодня стало очевидным, что те взгляды на женщин и мужчин, которые господствовали в науке вплоть до последней трети XX в., достаточно ограничены. Долгое время различия в психологических и социальных особенностях мужчин и женщин, а также в их общественных ролях объяснялись исключительно с 196

точки зрения биологии, определяющей природное предназначение пола. Появлению термина «гендер» способствовали достижения в разных сферах науки, касающиеся проблем половых различий и половой принадлежности человека. Развитие антропологии, медицины, сексологии, психологии, социологии и др. позволило по-новому посмотреть на данные проблемы.

Гендерная психология является молодым направлением психологической науки. Тем не менее проблемы, связанные с полом, давно волнуют ученых. И. С. Кон выделяет несколько стадит развития исследований в области психологии

А. В. Воронова

мужчин и женщин: В начале ХХ в. немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин обычно подводили под рубрику «психологии пола» (psychology of sex), причем «пол» зачастую отождествляли с сексуальностью. В 1930-60-е гг. «психологию пола» сменила «психология половых различий» (sex differences); эти различия уже не сводили к сексуальности, но большей частью считали врожденными, данными природой. В конце 1970-х годов, по мере расширения круга исследуемых психических явлений, биологический детерминизм ослабевал, термин "психология половых различий" сменился более мягким - "различия, связанные с полом" (sex related differences), причем подразумевалось, что эти различия могут вообще не иметь биологической подосновы [6].

Сам термин «гендер» первоначально использовался только в качестве лексико-грамматической категории, обозначающей мужской, женский или средний род. В научный оборот понятие «гендер» ввел сексолог Джон Мани (1955 г.), который работал с такими явлениями, как гермафродитизм и транссексуализм. Введение «гендера» в область психологической науки произошло благодаря Роберту Столлеру, американскому психоаналитику. Произошло это в 1960-х гг. Под «гендером» стали понимать социальный пол человека, то есть те аспекты личности, которые связаны с процессом социализации человека.

Поскольку гендерные исследования носят интердисциплинарный характер, интересно рассмотреть, как еще понимают термин «гендер». Приведем несколько примеров.

Необходимость разделения данных понятий возникла давно. Во многом этому способствовало развитие феминистского движения, идеологи которого поставили под сомнение постулат о природном предназначении пола. В статье «Соотносится ли женское с мужским как природа с культурой?» антрополог Шерри Ортнер утверждает, что различия в положении женщин и мужчин связаны с тем, что женщина ассоциируется с природой в силу особенностей своей физиологии, в то время как мужчины - с культурой [13].

По мнению американского историка Джоан Скотт, «гендер используется для назначения социальных отношений между полами. Его применение недвусмысленно отвергает биологические

объяснения... наоборот, гендер становится способом обозначения культурных конструкций -идей, полностью социального происхождения, о соответствующих женщинам и мужчинам ролях. Гендер <...> является социальной категорией тела, имеющего пол» [9].

Социолог Энн Оукли сформулировала следующие определения пола и гендера: «Пол - это слово, которое относится к биологическим различиям между женщинами и мужчинами: видимые отличия в гениталиях, которые относятся к различию в репродуктивной функции. Однако "Гендер" - вопрос культуры: он относится к социальной классификации "мужественности" и "женственности". Различие между "мужчиной" и "женщиной" с одной стороны и "мужественностью" и "женственностью" с другой делает возможным прояснить многое в споре о половых различиях...» [12].

Г. Рубин рассматривает систему пол / гендер с точки зрения отношения власти и подчинения. При этом исследователь утверждает, что эта система «утратила многие из своих традиционных функций. Тем не менее она не исчезнет, если ей не будет оказано сопротивление. Она до сих пор несет социальное бремя, выполняя функцию определения пола и гендера, диктует механизмы социализации молодого поколения, формулирует наиболее общие суждения о природе людей». Данная система предполагает обязательную сексуальность и обязательные половые роли, которые являются своего рода «смирительной рубашкой» для личности [8].

С позиции гендерного подхода важны не только различия и особенности мужчин и женщин, но и более широкие вопросы: условия и факторы, формирующие различие и специфику полоролевых моделей и обеспечивающие установление половых различий в отношении социального положения человека.

«Гендер» - это понятие междисциплинарное, оно используется специалистами различных областей. В области сексологии и психологии «гендер» понимается как «любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)». Вместе с тем И. С. Кон отмечает то, что научная терминология в данной области

еще не устоялась, и некоторые исследователи в своих работах используют слова «пол» и «гендер» как синонимы [6].

В нашей стране термин «гендер» для многих остается непривычным, что связано, возможно, с проблемой использованием иностранного термина. Примечательно, что в английском языке понятия, обозначающие биологический пол (sex) и социальный (gender) различны, в русском же языке есть только понятие пола, которое ассоциируется с биологией, а для обозначения социальных аспектов отдельного термина нет, это вносит определенную путаницу в определение и использование понятий «пол» и «гендер». На наш взгляд, корректно рассматривать пол как целостную систему, состоящую из нескольких уровней, основные из которых - биологический пол и социальный, то есть гендер.

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Выделяют несколько разных разделов гендерной психологии: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендер-ная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства [3].

Идея о разделении понятий «биологический пол» и «социальный пол» человека возникла в результате изучения Столлером и его коллегами проблем транссексуальности человека. Работа с людьми, убежденными в своей принадлежности к противоположному полу, выявила, что только биологические характеристики не могут объяснить особенности личности человека, что социальные факторы играют при этом важнейшую роль. Коллега Р. Столлера, социолог Г. Гарфинкель, с которым они вместе проводили свои исследования, описывает показательный случай из своей практики, который позволил по-новому посмотреть на особенности формирования гендерной идентичности, так называемый «случай Агнес». Агнес имела мужские гениталии и до 17-ти летнего возраста воспитывалась как мальчик. Однако впоследствии осознала себя женщиной, изменила внешний облик и имя, уехала в другой город, стала вести себя как женщина, демонстрировала гетеросексуальные предпочтения, а свои физиологические особенности интерпретировала как ошибку природы. В 19 лет ей была сделана операция по удалению

мужских половых органов. Несмотря на удачную операцию, у Агнес возникали проблемы социального характера, т.к. она не знала, как должна вести себя в той или иной ситуации, чтобы не быть разоблаченной. Ей приходилось использовать различные стратегии, для того чтобы соответствовать своей гендерной идентичности. Тщательно изучив историю Агнес, Г. Гарфинкель делает интересный вывод: «... лица с нормальной половой принадлежностью являются культурными событиями, характер которых как видимой упорядоченности практической деятельности состоит в опознавании и воспроизведении членами общества определенных практик» [5, с. 188].

В работе отечественного психотерапевта А. И. Белкина также содержится интересный материал, полученный им в результате работы с людьми неопределенного пола - гермафродитами. Истории его пациентов показывают, насколько сложным оказывается для таких людей соответствие социальным ожиданиям относительно приписываемой им половой роли. По утверждению Белкина, в обществе «нельзя быть человеком вообще, но только конкретно мужчиной или женщиной» [1, с. 159]. С этим связано негативное восприятие людей, имеющих определенные отличия в каком-либо виде от «нормальных» представителей своего пола. В то же время истории подобных людей демонстрируют, насколько важными являются в обществе установки относительно того, какими должны быть «настоящие» женщины и «настоящие» мужчины.

Необходимо учитывать, что биологический пол является очень сложной системой, имеющей несколько уровней: генетический пол, гонадный пол, морфологический пол, церебральный пол. При этом только на уровне гонадного пола, то есть половых органов, можно говорить о четком разделении на две противоположные системы [4]. Описаны случаи, когда, например, на морфологическом уровне человек принадлежал к одному полу, а на уровне генетического и гонадного пола - к противоположному. Несомненно, что пол - это одна из важнейших характеристик человека, но биологические факторы не могут объяснить всех особенностей такой сложной системы, как человек. Необходимо помнить, что человек - существо не только биологическое, но также и социальное. Поэтому мы не можем рас-

сматривать развитие человека вне его связи с культурой, в которой он воспитывается, и людьми, с которыми он взаимодействует. Безусловно, определенные факторы (репродуктивные возможности, особенности строения некоторых органов, набор гормонов и т. д.) заданы природой. Но правомерно ли утверждать различие в умственных способностях или предрасположенность к определенным видам деятельности исключительно биологическими особенностями? Гендер создается в процессе социализации. При этом социальный пол человека в определенных случаях может не совпадать с полом биологическим. Согласимся с утверждением Д. В. Воронцова о том, что «привязка полоролевой концепции к биологической дихотомии пола человека в конечном итоге приводит к асоциальному пониманию гендера, что не позволяет дать непротиворечивое социально-психологическое понимание феномена пола» [4, с. 70].

Сегодня выделяют несколько уровней пола: пол (sex) как биологическая категория -непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации (как предполагается, конгруэнтной с вышеназванными свойствами и с предназнанием принадлежности к полу как биологической категории); пол (sex) как социальная категория - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий; половая (sex-gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте; пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих - в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории; пол (gender) как статус и структура - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендер-ному признаку. Специфика исследований меняется в зависимости от того, какой компонент пола исследуется [7, с. 132].

Уэст и Зиммерман отмечают, что «гендер "создается" мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. Создание гендера (doing gender) включает в себя комплекс социально контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской и женской "природы" <...> Создание ген-дера состоит в управлении ситуациями (несмотря на их специфику) таким образом, что поведение рассматривается (или может рассматриваться) как гендерно соответствующее или намеренно гендерно несоответствующее, то есть подотчетное (accountable) в конкретном контексте» [10, с. 194-205]. По мнению Уэста и Зиммермана, гендер создается в процессе взаимодействия.

Ряд авторов обращают внимание еще на один аспект пола, рассматриваемый как необходимый, -гетеросексуальность. Г. Рубин утверждает, что «гендер - это не только идентификация с каким-то одним полом; предписанное гендерное отношение предполагает также, что сексуальное влечение должно быть направлено на другой пол. Разделение труда между полами заключено в обоих вариантах гендера: оно создает мужчину и женщину и создает их гетеросексуальными. Подавление гомосексуального компонента человеческой сексуальности и, как следствие, притеснение гомосексуалистов, является, таким образом, продуктом той же системы, которая позволяет угнетать женщин» [8]. В данном случае возникает вопрос о том, как рассматривать гомосексуалистов относительно генде-ра. Так, М. Виттиг утверждает, что женщина существует только как понятие оппозиционное по отношению к мужчине, служа укреплению гетеросексуальных отношений. Лесбиянка не имеет пола, она вне категории пола, более того, она не женщина и не мужчина. «Если женщиной не рождаются, а становятся, то можно стать третьим полом, отказавшись от гетеросексуальных отношений» [11].

Очевидно, что мальчики и девочки воспитываются по-разному буквально с самого рождения: родители по-разному одевают их, что проявляется даже в выборе цвета вещей, покупают им разные игрушки, поощряют развитие в них определенных интересов и т. д. Разделение по половому признаку ощущается во всех областях жизни: в сфере труда, повседневного этикета, властных отношениях разного уровня и т. д.

Гендерные стереотипы очень сильны в обществе, они оказывают огромное влияние на формирование человека, поэтому нельзя их недооценивать.

Тем не менее в настоящее время наблюдается тенденция к некоторому «размыванию» гендер-ных границ, что, на наш взгляд, является закономерным этапом развития общества. Изменения в социальных ролях мужчин и женщин не могло не сказаться на психологических особенностях. Возможность получения равного образования и развития в профессиональном отношении, отсутствие четкого разделения обязанностей в семье привело к смягчению жестких полоролевых установок в современном обществе. Белкин рассматривает это как «сознательный гермафродитизм» в психологическом плане. Важной ступенью в исследовании гендерных особенностей человека стало создание концепции андрогинии Сандрой Бем. В 1974 г. С. Бем предложила поло-ролевой опросник для определения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Данные, полученные в результате исследований с использованием опросника С. Бем, подтверждают важную роль культуры в создании гендерных типов и то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, и человек может обладать одновременно и женственными, и мужественными чертами, то есть быть андрогинным, что не только не является отклонением от нормы, а напротив, положительно влияет на его психологическое состояние.

Сегодня выделение двух уровней пола -биологического и социального - представляется необходимым, т. к. человек - это крайне сложная социально-биологическая система. Очевидно, что биологический пол и гендер - взаимовлияющие понятия, мы не можем игнорировать объективные биологические факторы при анализе личностных особенностей человека, но не принимать во внимание социальные, не заданные природой факторы также нельзя. Биологическое и социальное тесно переплетается в человеке, и это необходимо учитывать при изучении человека.

Библиографический список

1. Белкин, А. И. Третий пол [Текст] / А. И. Белкин. - М. : Олимп, 2000.

2. Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст]: перевод с англ. / С. Л. Бем. - М. : Российская по-

литическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -336 с.

3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер,

2006. - 431 с.

4. Воронцов, Д. В. Пол человека: биологический феномен или социокультурный конструкт? [Текст] / Д. В. Воронцов // Гендерная психология : хрестоматия / сост. Е. Е. Ли. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - 114 с.

5. Гарфинкель, Г. Исследования по этномето-дологии [Текст] / Г. Гарфинкель. - СПб. : Питер,

2007. - 335 с.

6. Кон, И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах [Электронный ресурс] / И. С. Кон // Сексология. Персональный сайт И. С. Кона. - Режим доступа - http://sexology.narod.ru/publ037.html

7. Лорбер, Дж. Пол как социальная категория [Текст] / Дж. Лорбер // Thesis. - 1994. - Вып. 6.

8. Рубин, Г. Обмен женщинами [Текст] / Г. Рубин // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темки -ной. - СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 89-139.

9. Скотт, Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа [Текст] / Дж. Скотт // Тендерные исследования. - 2000. - № 5.

10. Уэст, К., Зиммерман, Д. Создание гендера [Текст] / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 193-219.

11. Шакирова, С. Толкования гендера [Текст] / С. Шакирова // Пол женщины : сборник статей по гендерным исследованиям. - Алматы : Центр гендерных исследований, 2000.

12. Oakley, Ann. Sex, Gender and Society. Introduction [Эектронный ресурс] / Ann Oakley. - Режим доступа:

http://www.annoakley.co.uk/index.php?id=18&Itemid =2&option=com_content&view=article

13. Ortner, Sherry B. Is female to male as nature is to culture? In M. Z. Rosaldo and L. Lamphere (eds), Woman, culture, and society / Sherry B. Ortner. - Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. - pp. 68-87.

Bibliograficheskij spisok

1. Belkin, A. I. Tretij pol [Tekst] / A. I. Belkin. -M.: Olimp, 2000.

2. Bem, S. L. Linzy gendera: Transformaciya vzglyadov na problemu neravenstva polov [Tekst]: perevod s angl. / S. L. Bem. - M.: Rossijskaya po-liticheskaya e'nciklopediya (ROSSPE'N), 2004. -336 c.

3. Bendas, T. V. Gendernaya psixologiya [Tekst] : uchebnoe posobie / T. V. Bendas. - SPb.: Piter, 2006. - 431 s.

4. Voroncov D. V. Pol cheloveka: biologicheskij fenomen ili sociokul'turnyj konstrukt? [Tekst] /

D. V. Voroncov // Gendernaya psixologiya : xres-tomatiya / sost. E. E. Li. - Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2010. - 114 s.

5. Garfinkel', G. Issledovaniya po e'tnometo-dologii [Tekst] / G. Garfinkel'. - SPb.: Piter, 2007. -335 s.

6. Kon, I. S. Pol i gender. Zametki o terminax. [E'lektronnyj resurs] / I. S. Kon // Seksologiya. Personal'nyj sajt I. S. Kona. - Rezhim dostupa -http://sexology.narod.ru/publ037.html

7. Lorber, Dzh. Pol kak social'naya kategoriya [Tekst] / Dzh. Lorber // Thesis. - 1994. - Vyp. 6.

8. Rubin, G. Obmen zhenshhinami [Tekst] / G. Rubin // Xrestomatiya feministskix tekstov: pere-vody / pod red. E. Zdravomyslovoj, A. Temkinoj. - SPb.: Iz-datel'stvo «Dmitrij Bulanin», 2000. - S. 89-139.

9. Skott, Dzh. Gender: poleznaya kategoriya is-toricheskogo analiza [Tekst] / Dzh. Skott // Gen-dernye issledovaniya. - 2000. - № 5.

10. Ue'st, K., Zimmerman, D. Sozdanie gendera [Tekst] / K. Ue'st, D. Zimmerman // Xrestomatiya feministskix tekstov: perevody / pod red.

E. Zdravomyslovoj, A. Temkinoj. - SPb.: Izda-tel'stvo «Dmitrij Bulanin», 2000. - S. 193-219.

11. Shakirova, S. Tolkovaniya gendera [Tekst] / S. Shakirova // Pol zhenshhiny. : Sbornik statej po gendernym issledovaniyam. - Almaty: Centr gen-dernyx issledovanij, 2000.

12. Oakley, Ann. Sex, Gender and Society. Introduction [E'ektronnyj resurs] / Ann Oakley. - Rezhim dostupa:

http://www.annoakley.co.uk/index.php?id=18&Itemi d=2&option=com_content&view=article

13. Ortner, Sherry B. Is female to male as nature is to culture? In M. Z. Rosaldo and L. Lamphere (eds), Woman, culture, and society / Sherry B. Ortner. - Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. - pp. 68-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.