УДК 008.001
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЕНДЕРА И ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ
© 2014 г. Н.А. Вострова
Вострова Наталья Андреевна -аспирант,
кафедра теории культуры, этики и эстетики,
факультет философии и культурологии, Южный федеральный университет, пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, E-mail: [email protected].
Vostrova Natalya Andreyevna -Post-Graduate,
Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics,
Faculty of Philosophy and Cultural Studies, Southern Federal University, Nagibina Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038, E-mail: [email protected].
Процесс переосмысления социокультурной реальности изменил характеристики всех сфер жизни общества, в том числе и гуманитарной науки. Гендерный поворот открыл новые теоретико-методологические возможности исследования. В связи с этим анализируются философские и культурные аспекты гендера, который постепенно теряет свое первичное понимание как социального пола, наполняясь многообразным культурным содержанием. Основное внимание направлено на изучение культурных и философских составляющих, что позволяет без затруднений перейти из социологии в философскую и культурологическую сферу.
Ключевые слова: культура, гендерный подход, гуманитарная наука, гендер, гендерные отношения.
In the process of occurred reconsideration of sociocultural reality, the characteristic of all spheres of life underwent considerable changes. They didn't disregard also humanitarian science. Former methods of the analysis were unsuitable. The gender turn opened new theoretic-methodological opportunities of research. In this regard, philosophical and culturological aspects of gender which gradually loses the primary understanding as social sex, being filled with the diverse cultural contents are analyzed. The main attention is directed on studying of cultural and philosophical components. It allows passing without difficulties from sociology to philosophical and culturological sphere.
Keywords: culture, gender approach, humanity, gender, gender relations.
Культура разнообразна и при всем этом многообразии необходимо признание ее целостности, что является на современном этапе основным методологическим принципом изучения. Целостное видение культуры может быть сформировано посредством анализа тендерных отношений, представляющих основополагающий компонент культурной реальности на протяжении всей истории. Таким образом, при решении данной проблемы актуально применение гендерного подхода.
С недавнего времени в методологии отечественного научного знания он стал неким новшеством, возникшим в русле гендерных исследований, включающих проблемы самоидентификации, социализации, а также социальной стратификации, они, несомненно, основываются на теориях и методах различных гуманитарных дисциплин. Гендерный подход соответствует тем запросам современной науки, которые обеспечивают полноту объяснения и прогнозирования социокультурных
процессов различной сложности. Он основан на идее, что весомое значение имеют не биологические и физические различия между полами, а то культурное и социальное значение которое вкладывает общество в эти различия.
Начальным этапом в становлении тендерного подхода в гуманитарных науках было, согласно Н.Л. Пушкаревой, рождение в конце 60-х гг. «women's studies», оформившихся в 70-х гг. XX в. в отдельную академическую дисциплину, способствовующую развитию нового взгляда на роль и положение женщин в современном мире. Социальными предпосылками выступили оживление феминизма, сексуальная революция, которые позволили открыто говорить о проблемах пола. Следующий этап (начало 80-х гг.) в развитии «женских исследований» связан с формированием новой культурной парадигмы. Границы наук стали размываться. Всеобщую значимость обрели междисциплинарные исследования. Как общенаучная, так и общеполитическая ситуация заставила задуматься над идеями терпимости, межполовом равенстве возможностей. Возникшие проблемы, касающиеся уже не только одного женского пола, но и мужского, привели к появлению гендер-ных исследований. В центре внимания оказался «не просто анализ гендерных стереотипов, норм, идентичностей, но и того общего социокультурного и историко-культурного контекста, в условиях которого складывается та или иная иерархия полов» [1, с. 29]. Ген-дерные исследования ставят во главу угла не столько изучение социального опыта обоих полов, сколько анализ дискурсов, смыслов, репрезентаций, которыми пропитаны все социокультурные явления. Они позволяют анализировать многообразие социальных связей в историческом и культурологическом аспекте, учитывая гендерное взаимодействие. Но, несмотря на это, основное внимание направлено на разграничение понятий «пол» и «ген-дер».
В российскую науку гендерные исследования проникли сравнительно недавно, лишь в конце 80-х - начале 90-х гг., одновременно с зарождением первых феминистских организаций, в то время как на Западе разработка гендерных концепций началась с 60-х гг. Что послужило историко-культурной предпосылкой внедрения западных научных гендерных образцов в отечественную науку, приведшего
к новому осознанию действительности? Вспомним о таком историческом явлении, как «железный занавес», которое сыграло весомую роль в трансформационном процессе традиционных ценностных норм и воззрений. Отделяя на протяжении долгого времени СССР от капиталистических стран Запада, он ограждал отечественную культуру от разрушающего её многие тысячелетия чужеродного влияния. С падением занавеса в конце 80-х гг. в русское сознание снова вторглась западная идеология со своими идеями рационализма и демократии. Этот процесс породил недовольство прежним общественным устройством и привел к переосмыслению традиционных культурных воззрений в системе общественных отношений.
В процессе произошедшего переосмысления социокультурной реальности характеристика всех сфер жизни претерпела значительные изменения. Они не оставили без внимания и науку, в большей мере гуманитарную. Долгое время находившись под идеологическим контролем, она, наконец, постепенно стала освобождаться от догматических притязаний. Прежние методы анализа общественных явлений оказались в большинстве своем непригодными. В результате в научной среде появилось множество новых концепций и направлений.
В ходе адаптации западных наработок к среде отечественной науки российские ученые постоянно сталкивались с некоторыми препятствиями. Среди них Е.А. Здравомысло-ва выделяет «несформированные отечественные школы, слабость научной коммуникации», а также «глухоту общества к проблемам взаимодействия полов в рамках русской традиции» [2, с. 177]. Несмотря на это, гендер-ные исследования медленно, но верно шли по пути своего становления в рамках отечественной науки. Можно условно выделить несколько этапов. Первый - конец 80-х гг. - логично назвать просветительским. В этот период происходило ознакомление с теориями, методами, феминистскими идеями. Словом, оформлялась новая научная парадигма исследования тендера. Второй этап - начало 90-х гг. -период институционализации отечественных гендерных исследований. Для него характерно раскрытие основных закономерностей, особенностей формирования системы научного гендерного знания, ее превращение в соци-
альный институт. В это время зафиксировано создание разнообразных научных сообществ, занимающихся исследованиями гендерных отношений. Третий период - конец 90-х гг. Происходит объединение российских гендер-ных исследователей и ученых СНГ с целью обмена опытом. Именно с этого момента начинается интенсивное развитие гендерных исследований в России. Возникает необходимость осмысления собственного опыта и разработки отечественных основ гендерной теории и методологии. Четвертый - современный этап становления гендерных исследований. Он связан с внедрением гендерного аспекта во все социокультурные сферы жизни. Подтверждением этому служит оформление междисциплинарных гендерных исследований в отдельное научное направление российской гуманитаристики.
В культурологическом знании гендерный подход появился сравнительно недавно - во второй половине ХХ в. Гендерный поворот, произошедший в рамках культурологии, открыл новые теоретико-методологические основания исследования, которые необходимы для формирования целостного видения и понимания культуры нашего времени.
В переводе с английского языка слово «gender» означает «пол», «грамматический род». Пол понимается как «совокупность генетических и морфофизиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организма» [3, с. 937]. Но гендер - это нечто иное. Его нельзя полностью отождествлять с понятием «пол», который заключает в себе только биологические характеристики, разделяющие людей на мужчин и женщин. Гендер - это продукт социокультурного действия, формирующий культурную основу действительности. Он конструируется самим обществом и его культурой в процессе исторического развития. Взаимосвязь женского и мужского начал формируется под влиянием социокультурных норм, стереотипов, традиционных воззрений, транслируемых в обществе. В процессе такого социокультурного взаимодействия и происходит становление гендерного сознания.
Гендер моделирует, конструирует пол, закрепляет принадлежность личности к определенной культурной среде с ее идеалами, нормами, формами поведения. Он составляет биологическую социокультурную характери-
стику, за счет которой индивид самоопределяется как пол. Гендер позволяет вскрыть социальные отношения мужчин и женщин, поведение которых находится под влиянием данного культурного контекста и обусловливается их родовыми различиями. Таким образом, гендер - это сложная социокультурная система конструирования половой идентичности человека. Она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной и мужчиной [4, с. 123].
Гендер как социальный пол, определяющий поведение человека в обществе, впервые возник в рамках психологии и социологии благодаря американскому психоаналитику Р. Столлеру в 1968 г. При обосновании понятия «гендер» тот увидел в нем не только социальный смысл, но и заложил основы интересующей нас культурной составляющей, предложив выделять не только биологическую, социальную, но и культурную природу данного явления [5]. Понятие «гендер» было введено в научный оборот для того, чтобы, во-первых, отойти от термина «биологический пол» при разъяснении проблем полоролевой дифференциации; во-вторых, перенести исследования гендерных отношений с биологического на социальный уровень; и в-третьих, оставить позади идею о «природном назначении полов» [6, с. 16 - 17]. В связи с этим гендер был целенаправлен на то, чтобы выделить не природную, а социокультурную причину различий полов.
Следовательно, гендер - некий социальный костяк, в основу которого положены биологический пол и полоролевые стереотипные предрассудки, составляющие так называемый «гендерный дисплей», представляющий собой «множественные, размытые и зачастую не замечаемые культурные коды, проявляющиеся в социальном взаимодействии» [7, с. 70]. То есть гендер - «совокупность социальных и культурных норм, которые транслируют людям в зависимости от их биологического пола определенные модели поведения, ценности и воззрения» [8].
Как аналитическая категория, позволяющая анализировать различные явления, термин «гендер» впервые появился в научной литературе в 1986 г. в статье Дж.У. Скотт «Гендер: полезная категория исторического анализа» [9]. Таким образом, это позволяет
нам представить гендер в качестве определяющего фактора развития, познания и объяснения исторических, социальных и культурных элементов, а также самой культуры в целом.
Под давлением происходящих трансформационных процессов при объяснении любого культурного явления исследователи все чаще начинают обращаться к их гендерной проблематике. Это происходит из-за того, что социальный пол есть порождение культуры, запросам которой учится соответствовать каждое поколение. Исходя из этого, ученые в области гендерологии пришли к выводу о важности изучения культурных аспектов ген-дера. Таким образом, основные концепты «пол» и «гендер» постепенно теряют свое первоначальное понимание как социального пола, наполняясь многообразным культурным содержанием. В связи с этим первостепенное значение отводится изучению культурных и философских составляющих, что позволяет перевести взгляд с области социологии в культурологическую и философскую среду.
При разъяснении категории «гендер» нами использовался семиотический подход, так как гендер, наполненный не только социальным, но и культурным содержанием воспринимается как культурный символ, имеющий культурно-символическую интерпретацию. Любое явление, не имеющее отношения к гендеру, ассоциируется с мужским и женским началом, выражается и объясняется через него.
Значим также ценностный, аксиологический подход, в рамках которого гендер предстает не только как социальный пол, но и как основополагающий фактор формирования культурных ценностных ориентаций, а ген-дерные отношения - как базовый ценностный компонент культуры, формирующий, транслирующий и трансформирующий культурные традиции.
Культура предстает перед нами в виде живого организма, основу жизни которого составляют взаимодействия ее представителей. Она является динамической системой отношений, в том числе и гендерных, заключающих в себе осознание индивидом своей половой принадлежности к той или иной культуре. Мы с самого рождения попадаем в систему культурных связей, представленную общественными отношениями. Они включают в себя индивидуальные, сознательные связи лично-
сти с различными сторонами культурной действительности, в контекст которой она гармонично вписывается, формируясь под влиянием культурных и социальных норм, традиций и представлений. Таким образом, с одной стороны, мы являемся своеобразным результатом социокультурного взаимодействия. С другой - не стоит забывать, что мы исполняем и роль деятелей, творцов культуры, самостоятельно встраивая связи между культурными элементами как внутри самой культуры, так и за ее пределами.
Термин «гендерные отношения» в научной литературе новый. С точки зрения социологии они определяются как одна из разновидностей отношений социальных. Общественные отношения, развиваясь внутри культуры, включают в себя три вида взаимодействий. Первым из них являются межгрупповые отношения. Они оформляются в системе «группа -группа». Это особый способ взаимодействия, в основе которого лежат разнообразные субъективные связи, возникающие между социальными группами и внутри них.
Любая социальная группа представляет собой совокупность индивидов, объединенных одинаковыми интересами в ходе совместной жизнедеятельности. Между ними также происходит связь, оформляющаяся в более узкой системе «личность - личность». Под этим видом взаимодействия подразумеваются межличностные отношения. Если говорить научным языком, то это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способе взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [1, с. 206]. Такого рода отношения являются своеобразной системой культурных ориентаций, установок, с помощью которых происходит эмоциональное восприятие и оценивание одного индивида другим.
Немалое значение имеет и то, как отдельная личность, независимо от того, задействована ли она в процессе общения или нет, относится к самой себе. Такое обращение к собственному «я» называется самоотношением. В его основе таится переживание индивидом собственной ценности.
Гендерные отношения выстраиваются по тому же принципу взаимодействия, что и все виды социальных взаимосвязей. Но есть одна особенность - в гендерных отношениях дела-
ется акцент на половой принадлежности, который в социальных только подразумевается. Таким образом, в первом случае присутствует конкретное уточнение, а во втором - простое обобщение. На основе этого маленького, но значимого различия заметим следующее: ген-дерные отношения - не просто взаимодействие между отдельными индивидами в процессе совместной жизнедеятельности. Это отношения между конкретными индивидами мужского или женского пола, между социальными группами, состоящими из мужчин и женщин, а также отношение индивидов к самим себе как к представителям определенного пола.
Из проведенного выше культурологического анализа следует сделать следующие выводы:
1. Разделение мира по мужскому и женскому признаку и половой символизм культуры репрезентируют и сохраняют гендерную иерархию, лежащую в основе общества и его культуры.
2. Гендер исполняет роль главного звена, пронизывающего все социокультурные сферы жизнедеятельности. Это своеобразный набор культурных характеристик, в соответствии с которыми определяется социальное поведение мужчин и женщин, их взаимодействие между собой и положение в семье, общине, обществе и в культурном пространстве в целом на протяжении всего его существования.
3. Гендерные отношения представляются нашему взгляду не просто как форма взаимосвязи, происходящей на различных социальных уровнях между индивидами определен-
Поступила в редакцию
ного пола в процессе их совместной жизнедеятельности. Это вид взаимосвязи, сталкивающей две различные культуры, мужскую и женскую, извечно противоречащих друг другу, но, несмотря на это, взаимосвязанных в единое целое, лежащее в основе какой-либо общей культуры, в нашем случае русской.
Литература
1. Психология / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
2. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность (ОНС). 1999. № 6. С. 176 - 185.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд. М., 2002.
4. Абубрикова Н.И. Что такое гендер? // ОНС. 1996. № 6. С. 123 - 125.
5. Дугин А.Г. Социология пола // Структурная социология. М., 2010.
6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб., 2004. С. 16 - 17.
7. Goffman E. Gender Advertisements // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1976. № 3. Р. 69 - 77.
8. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М., 2002.
9. Скотт Дж.У. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования. Хрестоматия / под ред. С.В. Жереб-кина. Ч. 2. Харьков; СПб., 2001. С. 405 - 436.
29 мая 2014 г.