Научная статья на тему 'Современные подходы к определению критериев информационной экономики'

Современные подходы к определению критериев информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION ECONOMY / INFORMATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагаров Бато Жаргалович

Рассматриваются теоретические подходы к определению информационной экономики как нового этапа развития современной экономической системы страны. Выделяются критерии и системы индикаторов, с помощью которых можно определить степень информатизации экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT APPROACHES TO DETERMINING CRITERIA FOR INFORMATION ECONOMY

The paper studies theoretical approaches to defining information economy as a new stage of development of the current economic system in the country, and determines criteria and systems of indicators that help to estimate the degree of informatization of the country's economy.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению критериев информационной экономики»

т* УДК 330.342 Б.Ж. Тагаров

е»| ББК 65.013.6

^ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ

М ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

^ Рассматриваются теоретические подходы к определению информа-

ционной экономики как нового этапа развития современной экономической системы страны. Выделяются критерии и системы индикаторов, с помощью которых можно определить степень информатизации экономики страны.

Ключевые слова: информационная экономика, информация, электронное правительство, информационные технологии.

B.Zh. Tagarov

CURRENT APPROACHES TO DETERMINING CRITERIA FOR INFORMATION ECONOMY

The paper studies theoretical approaches to defining information economy as a new stage of development of the current economic system in the country, and determines criteria and systems of indicators that help to estimate the degree of informatization of the country’s economy.

Keywords: information economy, information, electronic government, information technology.

В настоящий момент экономика развитых стран приближается к той стадии, которую многие ученые называют информационной. Выделение стадий развития экономики и констатация перехода от экономики индустриальной к экономике информационной, потребовало от ученых разработок? ку критериев определения последней. В данной статье мы проанализируем

f основные подходы, предлагаемые экономистами, к построению системы

нЦ | критериев новой стадии развития экономической системы страны.

е2^| Большинством авторов выделяются три группы критериев, характеру | ризующих информационную экономику.

1. Экономические критерии, характеризующие долю ВНП, которая î создается в информационной сфере общества.

[н н| Данный подход предполагает учет роста экономической ценности

ogl информационной деятельности. Если в экономической сфере информа-

J ционная активность превалирует над деятельностью в области сельского

| хозяйства и промышленности, то, следовательно, мы можем говорить об

ли| информационной экономике.

.7 Главной проблемой данного подхода является трудность выделения

ЦЦ вклада информационного сектора в ВНП страны.

кН 2. Социальный критерий, например, доля занятого населения, свя-

занного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг.

Предполагается, что мы вступаем в информационную экономику, Н когда большинство занятых работает в информационной сфере.

3. Технологический критерий. Он определяет информационную экономику с точки зрения распространения информационных технологий в обществе.

В частности, Элвин Тоффлер сделал следующее высказывание: «...мир постепенно формируется тремя волнами технологических инно-

PQ

со

© БЖ. Тагаров, 2012

%

(N

тН

О

(N

SS1

2sê

Kg г

MhSI

HSS

n3i

НА

ОЙ"

^ 1

5s s

^ Л £ g§!

« я I

8sî й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I

аи-|

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

ваций, которые, как высокий прилив, нельзя остановить. Первой была сельскохозяйственная революция, второй — промышленная. Теперь на нас надвигается третья волна — информационная революция, которая предвещает новый образ жизни»[1].

Перейдем к рассмотрению показателей становления информационной экономики. Построение эффективной системы индикаторов становления информационной экономики является гарантией успешного мониторинга реализации государственных программ развития. Однако даже в развитых странах понятия и статистические показатели сектора информационных технологий еще окончательно не сформировались. Тем более нельзя говорить о существовании в настоящий момент удачной системы индикаторов в России.

Актуальным вопросом в процессе перехода к информационному обществу стало создание работоспособной комплексной системы индикаторов информатизации и методики ее практического использования

Рассмотрим некоторые системы индикаторов:

1. Индикатор технологической оснащенности (ИТО). Данная система была разработана американскими исследователями Ф. Родригесом и Е.Дж. Вильсоном из университета штата Мэрилэнд. Ее основное назначение состоит в измерении и оценке состояния развития информационно-коммуникационных технологий в различны странах. Частные показатели охватывают традиционно используемые и наиболее необходимые сегодня обществу средства: персональные компьютеры, мобильные телефоны, Интернет-хосты, факсы и телевизоры.

2. Индикатор прозрачности коммуникаций (индикатор прозрачности управления). Был разработан специалистами Национального научного фонда США и предназначен для оценки степени использования информационных и коммуникационных технологий в процессах взаимодействия всех категорий населения, бизнеса и властей как между собой, так в пределах отдельных категорий [2].

Итоговый показатель прозрачности коммуникаций для каждой конкретной организации вычисляется как сумма индикаторов открытости и интерактивности, умноженная на количество структурных подразделений в данной организации, которые имеют собственный сайт.

Прозрачность коммуникаций имеет особенно важное значение для сферы государственного, регионального и местного управления и служит показателем степени использования властями современных ИКТ.

3. Индикатор состояния информационного общества. Данный индикатор предложен и используется издательством World Times и компанией IDC. Данные индикатор отражает и ранжирует темпы роста деятельности в области создания, распространения и использования ИТ в целом. Подобно тому, как ВНП измеряет экономическое богатство, индекс ИО измеряет национальные информационные возможности и информационный капитал.

1. Компьютерная инфраструктура включает следующие переменные:

- количество ПК на душу населения;

- число домашних ПК, отнесенное к количеству семей;

- число государственных и коммерческих ПК, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников;

- число образовательных ПК, отнесенное к количеству студентов вузов и колледжей;

- процент подключенных к сетям ПК, находящихся в организациях;

- доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на компьютерное оборудование.

%

^ 2. Информационная инфраструктура включает следующие пере-

менные:

- количество абонентов кабельного телевидения на душу населения;

М - количество сотовых телефонов на душу населения;

- стоимость телефонного вызова;

5^ - количество факсов на душу населения;

- количество радиоприемников на душу населения;

- количество ошибок в телефонных линиях;

- количество телефонных линий на одну семью;

- количество телевизоров на душу населения.

3. Инфраструктура Интернета включает следующие переменные:

- количество бизнес-пользователей Интернет, отнесенное к общему количеству несельскохозяйственных работников;

- количество домашних пользователей Интернета, отнесенное к количеству семей;

- количество пользователей Интернет, отнесенное к количеству студентов;

- доля расходов на электронную коммерцию, отнесенная к общему количеству пользователей Интернет.

4. Социальная инфраструктура включает следующие переменные:

- оценка уровня развития гражданских свобод;

- количество газет на душу населения;

- свобода печати;

- количество людей, имеющих среднее образование;

- количество людей, имеющих высшее образование.

На основе данных систем показателей был проведен анализ ряда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стран и он показал существование сильной зависимости между числовыми значениями в трех системах индикаторов.

Также интересна методика исследования, сделанного по заказу ООН. В ней определены пять следующих основных последовательных ста; дий развития информатизации правительственных органов:

1. Начальное появление — присутствие правительственных учреж-ой § дений в Интернет.

^1 2. Расширенное присутствие — число правительственных сайтов посто-

^ | янно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной.

1 3. Интерактивное взаимодействие — пользователям предоставляют-

в ся возможности загрузки типовых форм различных официальных доку-

| ментов, получения официальной электронной почты и организации вза-

| имодействия через веб-сайт.

иоэ 4. Проведение транзакции — пользователи могут реально осуществи! влять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом

режиме.

5. Бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных ус-

23 луг в пределах административных границ.

Для проведения сравнительных количественных оценок в данном исследовании был использован «индекс э-правительства», который позволяет:

1. Определить количественные значения критических факторов внедрения э-правительства. со 2 Установить точку отсчета для отслеживания прогресса в области

Н развития э-правительства в будущем.

Ясно, что результаты ранжирования стран по индексу э-правитель-ства очень сильно связаны с уровнем их экономического, социального и политического развития.

%

тН

О

(N

SS1

2sé Яа >

MhSI

HS5

n3i

НА

ОЙ"

°¡<S ^ 1

5s i

^ Л £ g§! h Е

« Р I

8sí

"Jo

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Значение индекса э-правительства формируется по специальной методике на базе трех основных составляющих:

1. Онлайновое присутствие в сети правительственных учреждений (веб-присутствие).

2. Текущее состояние телекоммуникационной инфраструктуры страны.

3. Показатели развития человеческого капитала.

Показатель веб-присутствия отражает нахождение страны на одной из пяти указанных выше стадий развития э-правительства.

Когда мы говорим об информатизации системы управления муниципальным образованием, в большей степени бы должны говорить о степени информатизации услуг, которые муниципалитет оказывает населению.

Степень зрелости административной услуги по методике исследования проведенного в Амстердамско-Маастрихтском университете измеряется в процентах, причем 100% соответствует случаю, когда она является полностью электронной. Полностью электронной административная услуга считается в том случае, когда онлайновое взаимодействие возможно на всех четырех стадиях, которые характерны для каждого вида услуг: информирование — предоставляется онлайновая информация относительно административной услуги; одностороннее взаимодействие — обеспечена возможность загрузки форм документов; двустороннее взаимодействие — обеспечена возможность обработки форм документов, включая аутентификацию; проведение электронных транзакций — обеспечена возможность их доставки (например, платежей). Зрелость информатизации услуги можно оценить по двум критериям: зрелость услуг и зрелость доставки.

С помощью данного метода можно оценить степень информатизации услуг, предоставляемых органами государственной и муниципальной власти.

Как видно из анализа, существует множество методических подходов к оценке уровня информатизации как экономической системы, так и органов государственной и муниципальной власти. Тем не менее, пока не существует методики, с помощью которой можно проанализировать информационную экономику во всех ее аспектах.

Список использованной литературы

1. Антипина О.Н. Сетевые отрасли информационной экономики: характерные особенности, отражение в теории и подходы к ценообразованию / О.Н. Антипина // Журнал экономической теории. —2009. — № 1. — С. 23-29.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: пер. с англ. / М. Кастельс. — М.: АСТ, 2000. — 607 с.

Referenses

1. Antipina O.N. Setevye otrasli informatsionnoi ekonomiki: kharakternye osobennosti, otrazhenie v teorii i podkhody k tsenoobrazovaniyu / O.N. Antipina // Zhurnal ekonomicheskoi teorii. — 2009. — № 1. — S. 23-29.

2. Kastel’s M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo, kul’tura: per. s angl. / M. Kastel’s. — M.: AST, 2000. — 607 s.

Информация об авторе

Тагаров Бато Жаргалович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Tagarov Bato Zhargalovich — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economic Theory and Institutional Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.