Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
УДК 316.334.22
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ И ЛИДЕРСТВУ
В СТАРТАП-ПРОЕКТАХ
*
М.С. Ушаков, С.Э Желаева
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Ключевская ул., 40В/1
*E-mail: [email protected]
В данной статье в качестве объекта исследования рассматриваются современные подходы к лидерству и командообразованию в стартап-проектах. Описываются сущность и особенности применения современных концепций лидерства и методов командообразования, алгоритмы их реализации, варианты и условия практического применения, достоинства и недостатки, а также ситуации, в которых стоит использовать тот или иной способ создания и сплочения команд стартап-проектов.
Ключевые слова: лидерство, командообразование, стартап-проекты
MODERN APPROACHES TO TEAM BUILDING AND LEADERSHIP IN STARTUP
PROJECTS
M. S. Ushakov, S. E.Zhelaeva*
East Siberian State University of Technology and Management 40V/1, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670013, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In this article, modern approaches to leadership and team building in startup projects are considered as the object of research. The article describes the essence and features of the application of modern leadership concepts and team building methods, algorithms for their implementation, options and conditions for practical application, advantages and disadvantages, as well as situations in which it is worth using one or another method of creating and uniting teams of startup projects.
Keywords: leadership, team building, startup projects
Сегодня стартап-проекты не просто актуальны, а имеют большую популярность по всему миру. Для того, чтобы стартап-проект сложился успешно, на начальном этапе формируют команду лидеров, которые занимаются командообразованием и в дальнейшем со своей командой достигают поставленных целей и идут к успеху.
Рассмотрим наиболее подходящие для стартап-проектов идеи и принципы командообразования.
1. Концепция «распределенного» или «разделяемого» лидерства. Основная идея данной концепции заключается в том, что в группе или в команде, которая реализует какой-либо проект, нет необходимости иметь одного, раз и навсегда определенного лидера. На каждой ступени реализации проекта, временным лидером, в том числе координирующим работу группы, становится тот, кто наиболее востребован в данный момент. После завершения этапа проекта, этот лидер сменяется на другого и этот процесс продолжается до конечной стадии реализации проекта. Кроме того, «распределенное» лидерство может быть эффективным
только тогда, когда группа состоит из людей, находящихся на одном интеллектуальном, культурном и социальном уровне развития и не имеющих личного превосходства в достижениях, а участники группы владеют навыками эффективных коммуникаций и основами как лидерского поведения, так и поведения ведомого [1].
2. Концепция «связующего» лидерства. Автор данной концепции Дж. Липман-Блюмен отмечает, что современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей. Для этого лидер, по мнению автора, должен обладать политическим прагматизмом, основанным на высоких этических принципах (автор называет его «очищенным макиавеллизмом»), личностной аутентичностью и ответственностью, навыками построения сообщества единомышленников, ориентацией на долгосрочную перспективу, навыками лидерства, опирающегося на доверие, предоставление возможностей и возвышение.
Человек, владеющий «связующим» лидерством, может создать сплоченную эффективную группу людей, полностью поглощенную выполнением задания и, либо руководить ею, либо быть ее членом, реализуя идеологию «распределенного» лидерства.
3. Концепция лидерства как управления парадоксами. Данную концепцию разработали Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер. В качестве парадокса рассматривается проблема, не имеющая однозначного (статического) решения и требующая постоянного внимания и изменения поведения, т.е. имеющая постоянно регулируемое (динамическое) решение [2].
Лидеру при осуществлении своей деятельности приходится постоянно находить баланс между универсализмом и специфичностью, индивидуализмом и групповой ориентацией, предпочтением жестких стандартов и предпочтением «мягких» процессов, подавлением эмоций и выражением эмоций, приобретенным статусом и предписанным статусом, линейным отношением ко времени и циклическим отношением ко времени.
На наш взгляд, для краткосрочных стартап-проектов наиболее привлекательными концепциями являются концепции «распределенного» лидерства, поскольку лидером становится тот, кто является наиболее компетентным для реализации поставленных целей, а так же концепция связующего лидерства, в соответствии с которой современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей [3].
Для более глубокого изучения вопросов лидерства и командообразования в стратап-проектах требуется дополнительно рассмотреть наиболее приемлемые современные подходы к командообразованию.
Командная работа, как способ эффективной организации труда персонала, заставляет руководителей и ученых в области управления уделять большое внимание вопросу выбора: созданию трудовой или управленческой команды. От того, насколько грамотно будет выбран подход к командообразованию, будет зависеть уровень сплоченности и производительности команды в процессе ее функционирования.
В наше время, зарубежными теоретиками и практиками сформировано четыре основных подхода к командообразованию. [2] Рассмотрим их подробнее в таблице 2.
Таблица 1
Классификации командообразования_
№ Характеристика
1. Тeam ЬшЫ^ (Тимбилдинг); -Повышение организованности командной деятельности; -Создание чувства единения с командой и каждый ее членом; -Устранение конкуренции между членами команды; - Активизация сотрудничества между участниками команды; - Обучение правилам эффективного взаимодействия; -Повышение доверия между членами команды; - Развитие понимания между участниками команды;
Актссльные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
-Сплочение команды, значительное повышение «командного духа»; -Укрепление горизонтальных связей между командами или отделами и подразделениями организации; -Повышение мотивации членов команды; -Укрепление формального и неформального авторитета руководства команды или организации, в целом; -Психологическая и эмоциональная разгрузка членов команды [4].
2. Тeamdesign (Тимдизайн); -Не стремится сплотить членов команды, сделать их одним целым; - За счет четкого разделения обязанностей и справедливости вознаграждения, а также общей заинтересованности в конечном результате, по мнению специалистов тимдизайна, в командах, созданных по такому принципу, практически не возникают конфликты, и такие команды работают успешно и являются эффективными; -Важно отметить, что согласно теории партисипативного управления, управленческие команды, созданные, на основании такого подхода, должны быть вдвойне мотивированы на эффективную работу
3. Яе1еат^ (Ретиминг); -Основным принципом данного подхода является ориентация на решение; -В общем виде ретиминг - это процесс формирования позитивного мышления у рабочих команд и нацеленность на результат через грамотное планирование их деятельности; -Основное внимание в процессе ретиминга уделяется не эмоциональному сплочению и поднятию командного духа, а командной работе участников для достижения целей компании в целом, в рамках определенной управленческой задачи; -При организации командной работы с помощью ретиминга происходит фокусирование каждого члена команды на двух ключевых составляющих процесса принятия решения: идеальном, желаемом состоянии объекта, цели, которую необходимо достичь, и на сдерживающих факторах, способных помешать ее достижению
4. Теат йэгс^ (Тимфорсинг). -Нацелен на смену управления командой или организацией в целом, приглашение новых руководителей со своими, отличными от предыдущих менеджеров, ценностями, принципами и целями организационного управления; -Данный подход к командообразованию необходимо использовать в том случае, если в компании уже имеется эффективная сплоченная команда или существует несколько выдающихся сотрудников, которые способны организовать успешную управленческую или рабочую команду, однако их руководитель не в состоянии грамотно и в полном объеме использовать весь имеющийся у них потенциал
Проведенный анализ зарубежного опыта в части командообразования даёт нам право утверждать, что командный подход к работе является очень эффективным и способен значительно повысить эффективность функционирования организации в целом. На сегодняшний день все большее количество иностранных компаний внедряют и используют командообразование в процессе своей деятельности. Ряд крупных компаний сходятся во мнении, что важнейшим критерием работы компании является наличие эффективной рабочей и управленческой команды [5].
В заключении необходимо отметить, что для командообразования стартап-проектов, наиболее оптимальным является тимбилдинг, ориентированный на формирование грамотно слаженной команды единомышленников, на профессиональную работу лидера. Для дальнейшего развития и расширения деятельности стартап-проектов в дополнение могут быть использованы и другие методы.
Библиографические ссылки
1. Лидерство и командообразование: учебное пособие / М. М. Крекова, Е. М. Киселева, Ю. Б. Миндлин. / Москва. 2018. - 257 с.
2. Лидерство и командообразование: учебное пособие / Сафонова Н. М. - Набережные Челны. Набережночелнинский государственный педагогический университет. / Печатная галерея. 2017.— 68 с.
3. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. / Филопович С. P. С. 10-11.
4. Раскрытие ресурсов организации и личности Исхакова М.Г. Тимбилдинг / М. Г. Исхакова / СПб. Речь. 2010. - 256 с.
5. Reteaming или командообразование по-фински [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://кгр0г1а1.ги/аг11с1е/ге1еаш1п§-Ш-к0шапё00Ьга20уап1е-р0-Г1П8к1(дата обращения: 15.12.2019).
©Ушаков М.С., Желаева С.Э., 2021