Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению пластической анатомии в сфере обучения будущих специалистов декоративно-прикладного искусства (на примере занятия по теме "Мускулатура руки")'

Современные подходы к изучению пластической анатомии в сфере обучения будущих специалистов декоративно-прикладного искусства (на примере занятия по теме "Мускулатура руки") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / 3D ПРОГРАММА / ЛЕКЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин А.Л.

В статье дается анализ современных методов преподавания пластической анатомии для будущих художников декоративно-прикладного искусства на примере разбора конкретной темы («Мускулатура руки») в Высшей школе народных искусств (институт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению пластической анатомии в сфере обучения будущих специалистов декоративно-прикладного искусства (на примере занятия по теме "Мускулатура руки")»

Уткин А.Л.., ст. преподаватель кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МУСКУЛАТУРА РУКИ»)

Аннотация. В статье дается анализ современных методов преподавания пластической анатомии для будущих художников декоративно-прикладного искусства на примере разбора конкретной темы («Мускулатура руки») в Высшей школе народных искусств (институт).

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, пластическая анатомия, методы преподавания, 3D программа, лекция, практическая работа.

Utkin A., senior teacher of the High School of Folk Arts (the Institute), alut@list.ru

MODERN APPROACHES TO TEACHING FUTURE ARTISTS OF APPLIED AND DECORATIVE ARTS THE PLASTIC ANATOMY FOR ARTISTS (BY USING "MUSCULATURE OF ARM" AS AN EXAMPLE)

Abstract. The article is devoted to analysis of modern approaches to teaching future

artists of applied and decorative arts the plastic anatomy for artists (by using "Musculature

of arm" as an example) at Higher School of Folk Arts (the Institute).

Key words: arts, anatomy for artist, teaching methods, 3D program, lecture, practical

work.

Одной из актуальных задач высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства является формирование у студентов

визуального мышления, пространственного видения, навыков аналитического восприятия натуры и ее художественно-творческого преобразования.

Дисциплина «Пластическая анатомия» тесно взаимосвязана с дисциплинами профессионального цикла, такими как академический рисунок, академическая живопись, особенно в программе подготовки будущих художников по специальности Лаковая миниатюрная живопись в таких центрах народных промыслов, как Холуй, Палех, Федоскино.

Человек был и остается в центре внимания художника любой специализации, и пластическая анатомия помогает понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы [3, 7с.].

В результате изучения дисциплины студент должен знать терминологический аппарат, архитектонику и пластику фигур, пропорциональные закономерности в человеческой фигуре, а также уметь применять эти знания при изображении фигуры в покое и движении, с натуры и по воображению, иметь представление о конструктивном строении внешней формы тела, закономерных изменениях мышечных рельефов, вызванных тем или иным положением тела в пространстве, понимать механику движений человеческого тела.

Рассмотрим основные принципы преподавания пластической анатомии на примере темы «Мускулатура руки».

Данная тема - одна из важнейших в курсе пластической анатомии. Наряду с изображением лица рука играет значительную роль в передаче пластики фигуры, участвует в портретной характеристике модели, более того, помогает раскрыть ее внутренний мир. Примеров тому множество - мы можем вспомнить виртуозное изображение рук в портретах замечательных русских мастеров, таких как, П.Корин, В.Серов, И.Репин и многих других. Рука - один из сложнейших узлов в структуре человеческого тела, который в значительной мере проявляет уровень владения рисунком.

Изучение любой темы по пластической анатомии, в том числе и «Мускулатура руки», включает в себя теоретическую и практическую части.

Основную часть теории студент получает на лекциях. Для более подробного изучения лекционных тем рекомендуется систематическое изучение дополнительной литературы.

Материал лекции включает в себя не только перечисление названий мышц и сухожилий руки, но и обоснование ее внешней формы, пластики, рассказ о пропорциях частей и целого.

Для того чтобы понять логику образования внешней формы руки, необходимо рассмотреть мышцы, находящиеся под слоем кожи, жировой клетчатки и соединительной ткани.

В сферу интересов пластической анатомии входит изучение только тех анатомических образований, которые влияют на внешнюю форму, пластику и движение фигуры человека в целом и его частей, поэтому описание каждой из мышц дается дифференцированно и сводится к трем основным характеристикам.

• Название мышцы или другой детали. Название, как правило, уже несет какую-либо информацию о изучаемом предмете, так как названия даются по месту расположения, функции, форме.

• Место расположения. В зависимости от пластической значимости, можно назвать приблизительное место, занимаемое мышцей, например, «передняя поверхность плеча». Или, наоборот, дать подробную характеристику, - откуда мышца начинается, дальнейшее ее направление, место прикрепления, с какими мышцами, костями и их частями соседствует, степень ее видимости относительно других анатомических форм.

• Действие, ею производимое, изменение внешнего вида мышцы при работе, примеры производимых движений, взаимодействие с другими мышцами.

При рассмотрении темы «Мускулатуры руки» в связи с большим объемом информации ее необходимо структурировать и разделить на несколько больших блоков, соответствующих основным группам мышц руки. Так, например, в разделе «Мышцы плеча» объектов немного, но все они более или менее крупные и

пластически значимые, поэтому перечисляются и подробно описываются каждый из них. В противоположность плечу, в предплечье насчитывают более двадцати мышц, но в кратком курсе пластической анатомии, определённом для подготовки бакалавров декоративно-прикладного и народного искусства, необходимо провести отбор наиболее важных в пластическом отношении мышц, систематизировать их по принципу расположения, функции, совместной группировки, началу и месту прикрепления.

Следующий раздел - кисть руки, представляющая собой весьма сложную форму и производящая множество тонких дифференцированных движений. С пластической точки зрения ее своеобразие состоит в том, что основой внешней формы является скелет, а значительная часть движений управляется сухожилиями мышц, расположенных на предплечье.

При рассказе крайне важен визуальный материал, который является главным элементом в обучении, а вербальное описание - вспомогательным. Ведь, как известно, запоминается на слух примерно пятая часть получаемой информации, а визуально - треть.

Визуальный материал при обучении пластической анатомии может быть разных типов.

• Иллюстрации. В данном случае описание каждой мышцы руки сопровождается демонстрацией анатомической таблицы с ее изображением.

• Демонстрировать плоскую картинку недостаточно, необходимо показать мышцу в пространстве, отдельно и в комплексе с другими. Здесь неоценимую помощь оказывает проверенное веками учебное пособие по обучению художников - экорше, представляющее собой скульптурное изображение тела человека или животных без кожных и жировых покровов.

• Современные компьютерные технологии, дающие нам новые универсальные и мощные инструменты изучения пластической анатомии и открывающие небывалые возможности. С их помощью можно исключительно ярко

визуализировать все нюансы анатомического строения. Целый ряд 3D программ по анатомии дают возможность «увидеть» изучаемый элемент во взаимосвязи с другими, когда соседние анатомические образования можно сделать полупрозрачными, повернуть в пространстве и рассмотреть со всех сторон. Здесь можно назвать такие программы как: Anatomy and Physiology, программа Poser Figure Artis, проект Стенфордского университета по созданию цифровой 3D копии Давида Микеланджело, Muscle and Motion, видеокурс 3d анатомии человека для художников Петунина И.. Причем эти программы позволяют изучать мышцы не только в статике, но и в динамике. Так, Muscle and Motion исключительно наглядно демонстрирует группы мышц руки в работе и взаимодействии, раскрывает логику и принципы движений, таких как сгибание - разгибание, а также пронация -супинация. 3D программы непрерывно совершенствуются и дополняются новыми возможностями. Их применение помогает сделать учебный процесс особенно увлекательным и эффективным.

• Наконец, какие бы прекрасные и удобные технические возможности современные компьютерные технологии нам не давали, конечная цель изучения пластической анатомии - умение видеть анатомические принципы построения при изображении человека. И здесь необходима демонстрация на живой модели. Ведь анатомические пособия представляют идеальную модель для изучения общих принципов строения человека, тогда как костно-мышечный аппарат каждого реального человека по-своему уникален, к тому же, покрыт кожей, местами со складками, жировой клетчаткой и так далее. Поэтому задача педагога на занятиях по пластической анатомии - помочь увидеть на фигуре живого человека изучаемую мышцу или выходы костей, в еле заметных особенностях живой внешней формы -внутреннюю структуру. Таким образом, показ на живой модели завершает изложение материала и является логичным завершением лекционной части занятия.

Однако, решающую роль в изучении пластической анатомии играет

практическая деятельность, ведь наилучшим образом (примерно на 70%)

усваивается именно информация, подкрепленная практикой. Практика по

60

дисциплине «Пластическая анатомия» представляет собой выполнение ряда заданий по рисованию анатомических деталей и объектов.

Анатомические рисунки подразделяются на:

• Рисование с анатомических таблиц. Анатомический рисунок состоит из самого рисунка анатомической детали и обозначения наиболее важных узлов и наименований, о которых говорилось на лекции. Главное, на что надо обратить внимание, - это четкость и понятность в рисунке. Если какой-либо участок на образце непонятен для рисовальщика (в силу полиграфических или других причин), необходимо обратиться к другим источникам или к преподавателю за разъяснением.

• Линейно-конструктивные схемы. Выявление конструктивно-пластической взаимосвязи частей, соотношение пропорций. Построение при помощи плоскостей и осевых линий в разных ракурсах. Свойство объектива фотокамеры - округлять форму, и наоборот, глаз художника ищет углы и грани, упрощая сложные природные формы до простых геометрических. Данный прием крайне необходим и полезен для понимания особенностей формы.

• Графическое изображение экорше и скелета с натуры. Прослеживается связь объёма, характера форм и пропорций с построением костной основы.

Графические работы по дисциплине «Пластическая анатомия» выполняются в рабочей тетради и на стандартном формате рисовальной бумаги. Для рисования рекомендуется использовать твердый карандаш «Н», дающий тонкие линии, но трудный для стирания. Хороший результат дает использование также и мягкого карандаша, например, «2В», более удобного для руки.

Помимо аудиторных практических занятий, ряд заданий предлагается преподавателем для самостоятельной работы. Возможности для практики в изображении живой модели безграничны: это наброски в транспорте, зарисовки с друзей и знакомых и так далее. «Самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры.» [4, с.24]. Полезно

научиться также рисовать самого себя и, кроме того, постоянно наблюдать за окружающими людьми. Подобное наблюдение развивает память и обогащает изобразительный язык, что позже найдет свое применение в дальнейшем обучении.

Основной ошибкой при рисовании рук являются недостаточность связи теоретических знаний и их практического применения. Увидеть во внешней форме конструктивное строение и на основе знаний об анатомии конкретизировать ее представляет зачастую известную трудность, которая преодолевается большим объемом практической работы.

Таким образом, опыт преподавания пластической анатомии для студентов декоративно-прикладного искусства показывает, что инновационные методики изучения теории, использующие все современные технические возможности, должны применяться в тесной связи с традиционными методами освоения информации, и обязательным дальнейшим ее закреплением в практической работе.

Список литературы:

1. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников/ Г.Баммес - СПб: Дитон, 2011. -508с.

2. Бызова А.А., Пластическая анатомия человека и животных, как условие реалистического изображения/ А.А. Бызова. - Искусство и образование, 2011. 132-141с.

3. Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка/ Н.Н. Ростовцев. - М., 1982.- 240с.

4. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи /Ч. Ченнини. - М., ОЗИГ - ИЗОГИЗ 1933. - 78с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.