Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные методы обучения пластической анатомии в области традиционного прикладного искусства'

Традиционные и инновационные методы обучения пластической анатомии в области традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADITIONAL APPLIED ART / ANATOMY FOR ARTISTS / LECTURE-VISUALIZATION / INNOVATION / TRADITIONAL METHOD / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин А.Л.

В статье раскрывается сущность и содержание как традиционных, так и инновационных методов обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии). Обосновывается необходимость инновационных подходов в процессе обучения и анализируется особенности и достоинства современных методов, а также необходимость их гибкого сочетания с традиционными методами обучения. Особенное внимание уделено анализу принципов создания визуализации применительно к материалу курса Пластической анатомии, а также роли современных технических средств и компьютерных технологий. Раскрывается содержание инновационных подходов не только к теоретической, но и к практической части курса и их роль в учебно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткин А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS OF TEACHING OF ANATOMY FOR ARTISTS IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS

The article reveals the basics and contents of both traditional and innovative methods of the artistic anatomy teaching for the future artists of traditional applied arts at the High School of Folk Arts (Academy). The article substantiates the need for innovative approaches in the learning process and analyzes the features and advantages of modern methods, as well as the need for their flexible combination with traditional teaching methods. It gives special attention to the analysis of the creating visualization principles in relation to anatomy for artists’ course contents, as well as to the role of modern technical means and computer technologies. The contents of innovative approaches not only to the theoretical part but also to the practical part of the course as well, and their role in the educational process is revealed.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные методы обучения пластической анатомии в области традиционного прикладного искусства»

В дальнейшем, когда студенты получают все новые знания, набор предметов в постановках должен меняться: форма предметов должна требовать все большей точности и внимания при изображении.

Точное изображение видимой реальности - важная способность по нескольким причинам. Прежде всего, представления по большей части формируются за счет зрительного опыта, и они не похожи на непосредственный зрительный опыт только в том, что базой для них являются воспоминания.

Между тем, и представления, и непосредственный зрительный опыт - это создание изображения путем сопоставления его с конструируемыми нашим мозгом образами. Образам-воспоминаниям, образам-фантазиям свойственна меньшая стабильность, и значит, чтобы итог работы по представлению был в высокой степени точным, усилия будут значительнее по сравнению с тем, когда с натуры непосредственно изображается видимая реальность

Вторая причина заключается в том, что ясное и понятное для зрителя выражение замысла в изобразительном искусстве возможно только при наличии серьезного зрительного опыта. Утрирование исходного образа, подчеркивание определенных особенностей, присущих натуре, возможно только в том случае, когда художник способен оценить, насколько изменяется исходный образ или особенность, а значит, требуется точность их видения и изображения.

Когда студентов увлекает изображение определенной детали постановки, они стремились к выписыванию данной детали в наивысшей степени завершенности, тогда как другие аспекты постановки оставались в стороне. Такая сосредоточенность не давала учесть общее изображение и изображаемого, в процессе работы студенты не учитывали общее изображение и изображаемое, не анализировали, не сравнивали, не соподчиняли части целому.

При изображении формы и объема студентам в начале обучения свойственно изображать только свет и тень, при этом расположены они не по форме, при этом характерно несоблюдение тональных отношений между ними, что свидетельствует об отсутствии понимания связи цвета и освещения.

Чтобы развить способность к различию нюансов цветовых оттенков и точному подбору цветов, на начальном этапе обучения важна работа с локальным

Библиографический список

цветом предметов, а уже далее происходит переход к тому, чтобы живописно воспринимать натуру [5].

В конечном итоге, для развития целостного видения у студентов требуются четко направленные усилия. Так, на начальных этапах обучения натурные постановки должны содержать предметы, в форме которых четко прослеживаются несколько крупных поверхностей. Работе студентов в таких случаях свойственен такой же стиль исполнения: обучаемые используют минимальные средства, несколько крупных цветовых пятен, сосредоточив основное внимание на том, чтобы подобрать тональные и цветовые отношения, а также изучить, в какой зависимости находятся собственные цвета, присущие предметам, от того, какого цвета будет освещение. Первые постановки должны содержать предметы и быть организованы с такими условиями освещения, чтобы четко выявлять тональные отношения.

Освещение постановки не должно путать студентов относительно цвета освещения, они должны видеть, откуда именно исходит свет.

Когда требуется изображение светотеневых отношений, важно четко выявление освещенных и теневых поверхностей, используя свет. Расположение предметов должно обеспечивать легкое изображение формы, её привычный вид вне зависимости от того, какая точка обзора выбрана. Далее в процессе обучения в постановках необходимо использование близких по тону предметов с детализированной формой, предметов из разных материалов, предметов, сложно поддающихся сравнению по цвету и форме: блестящих, фактурных.

На основе особенностей, присущих зрительному восприятию, возможна достаточно объективная оценка реалистического изображения и степени, в которой оно отражает видимую действительность.

Таким образом, историческое изучение отечественных и зарубежных методов преподавания живописи будущим художникам декоративно-прикладного искусства и художникам - живописцам показало, что в разрабатываемой нами методике необходимо использовать весь опыт, накопленный в художественном образовании для цели повышения общехудожественной грамотности обучающихся традиционному прикладному искусству.

1. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. Москва: Искусство, 1956: 519.

2. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Ленинград: Лениздат. 1974: 197.

3. Серов П.Е. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств. П.Е.Серов и его ученики: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ВШНИ(И), 2009: 63.

4. Беда ГВ. Живопись: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1986: 192.

5. Семушина Л.Г, Ярошенко Н.Г Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. Москва: Мастерство, 2001: 272.

References

1. Moleva N.M., Belyutin 'E.M. Pedagogicheskaya sistema AkademiihudozhestvXVIII veka. Moskva: Iskusstvo, 1956: 519.

2. Orlovskij 'E.I. Izdeliya narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Leningrad: Lenizdat. 1974: 197.

3. Serov P.E. Prepodavanie zhivopisi v Vysshej shkole narodnyh iskusstv. P.E.Serov i ego ucheniki: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VShNI(I), 2009: 63.

4. Beda G.V. Zhivopis': uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1986: 192.

5. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i tehnologii obucheniya v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie dlya prep. uchrezhdenij sred. prof. Obrazovaniya. Moskva: Masterstvo, 2001: 272.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378

Utkin A.L., senior teacher, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: alut@list.ru

TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS OF TEACHING OF ANATOMY FOR ARTISTS IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS. The article reveals the basics and contents of both traditional and innovative methods of the artistic anatomy teaching for the future artists of traditional applied arts at the High School of Folk Arts (Academy). The article substantiates the need for innovative approaches in the learning process and analyzes the features and advantages of modern methods, as well as the need for their flexible combination with traditional teaching methods. It gives special attention to the analysis of the creating visualization principles in relation to anatomy for artists' course contents, as well as to the role of modern technical means and computer technologies. The contents of innovative approaches not only to the theoretical part but also to the practical part of the course as well, and their role in the educational process is revealed. Key words: traditional applied art, anatomy for artists, lecture-visualization, innovation, traditional method

А.Л. Уткин, ст. преп. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, Е-mail: alut@list.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается сущность и содержание как традиционных, так и инновационных методов обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии). Обосновывается необходимость инновационных подходов в процессе обучения и анализируется особенности и достоинства современных методов, а также необходимость их гибкого сочетания с традиционными методами обучения. Особенное внимание уделено анализу принципов создания визуализации применительно к материалу курса Пластической анатомии, а также роли современных технических средств и компьютерных технологий. Раскрывается содержание инновационных подходов не только к теоретической, но и к практической части курса и их роль в учебно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, пластическая анатомия, лекция-визуализация, инновация, традиционный метод.

Пластическая анатомия, как учение об обосновании внешних форм тела человека и животных их внутренним строением и закономерностями движения, существует с эпохи Ренессанса. Как учебная дисциплина с собственной программой и выстроенной системой обучения Пластическая анатомия сформировалась с момента образования европейских и российских Академий художеств. Дидактические принципы, содержание и методы обучения отрабатывались столетиями, этот процесс продолжается и в настоящее время. Исторически сложившейся основой обучения Пластической анатомии являлся объяснительно-иллюстративный метод, подкрепленный большой практической работой по рисованию анатомических структур. Анатомический рисунок имел и имеет огромнейшее значение в процессе обучения, при этом объекты изображения менялись от зарисовывания препарированных тел до рисования специально созданных анатомических пособий, таких как экорше.

В связи с ускорением научно-технического прогресса, появлением новых технологий, необходимостью быстрого реагирования на изменяющиеся условия жизни и деятельности человека, освоения огромного потока информации, устареванием одних знаний и целых профессий, появлением других, возникает необходимость изменения подходов к образованию, в том числе профессиональному. Процесс модернизации образования отразился в том, что уже с 80-х годов ХХ века в педагогический категориальный аппарат были введены новые понятия «инновации в образовании», «педагогические инновации». Изменилась точка зрения на принципы обучения, возникла ориентация не на «знание-вый», а на «деятельностный» подход и формирование творческой активности и инициативы [1].

Новый взгляд на традиционные подходы к обучению, необходимость их совершенствования и использования инновационных технологий, применимы и к дисциплине «Пластическая анатомия». Эта дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (художественный модуль) и является необходимой частью профессиональной подготовки художников любой направленности, в том числе работающих в области традиционного прикладного искусства. В Высшей школе народных искусств (академия) Пластическая анатомия входит в программу обучения будущих художников традиционного прикладного искусства большинства специализаций и направлений подготовки. Объем и глубина изучения анатомии в каждом случае определяется частотой применения и степенью реалистичности изображения человека и животных в художественных изделиях традиционного прикладного искусства. Кроме того, в программу обучения в обязательном порядке входят дисциплины «Академический рисунок», «Академическая живопись», в которых часть заданий - это изображения человека, фигуры и головы, по праву считающиеся самыми сложными, и их грамотное исполнение непосредственно связано с подготовкой по пластической анатомии.

Таким образом, для направлений подготовки «Художественное кружево-плетение», «Художественное вышивка», «Художественная роспись по металлу», «Художественный металл. Ювелирное искусство», где в профессиональной деятельности изображение человека и животных крайне редко и сильно стилизовано, курс обучения Пластической анатомии достаточно проводить в ознакомительном формате, для успешного выполнения учебных заданий по рисунку и живописи. Для направлений «Художественная резьба по кости», «Художественная резьба по дереву», где объемное изображение человека и животных (в круглой скульптуре, барельефах) является основным мотивом, важно более подробное изучение пластической анатомии. Также и в специализации церковно-исторической живописи - лаковой миниатюре, иконописи, приоритетность изображения человека определяет необходимость глубокого изучения пластической анатомии.

Одной из основных форм обучения пластической анатомии остаются проверенные временем лекции. Эта традиционная форма обучения по характеру познавательной деятельности относится к объяснительно-иллюстративному методу, имеет преимущественно вербальную форму и линейную структуру. Формат лекции, несомненно, имеет свои положительные стороны, такие как системность, возможность передавать большие массивы знаний за сравнительно короткое время, эмоциональный контакт аудитории и лектора. В то же время у традиционных лекций, как формы передачи информации, существует ряд серьезных недостатков. Это, прежде всего, пассивность и несамостоятельность обучающихся, механистическое восприятие материала, а также различный индивидуальный темп усвоения и недостаточно динамичная обратная связь [2].

Современные технические средства дают возможность компенсировать эти слабые стороны, при этом традиционное содержание оформляется новым способом подачи материала в формате лекции-визуализации. При этом упор делается на визуальный ряд, создаваемый как с помощью новых технологий, так и с помощью традиционных приемов.

Особенность и эффективность визуализации на занятиях по пластической анатомии заключается в том, что:

Во-первых, информация лучше воспринимается по зрительному каналу, чем по слуховому. Роль визуального образа у большинства людей является ведущей в процессах восприятия и понимания. Очевидно, что количество визуалов (то есть людей с доминирующим визуальным каналом восприятия) среди студентов художественных ВУЗов, в том числе и нашего, значительно превышает средние показатели.

Во-вторых, сам предмет изучения пластической анатомии - не абстрактные понятия, а внешние формы тела человека или животных, обусловленные вну-

тренним строением, что, конечно, является предельно конкретной темой, предполагающей большой объем изобразительного материала.

Визуализация облегчает восприятие учебного материала студентами, представляя его в соответствии с их когнитивными особенностями, то есть предпочтением восприятия информации в образном виде, а не в линейной однородной форме текстовых массивов.

Необходимым условием для проведения лекции-визуализации является наличие современных аудио- и видео- технических средств, поскольку сама лекция в значительной степени становится более или менее развернутым комментированием визуально оформленной информации. Визуализация информации производится с учетом ряда требований - она должна подаваться в логичной последовательности, быть яркой и наглядной, предъявляться в правильном темпе.

Основой лекции-визуализации является видеопрезентация, представляющая собой, как правило, слайд-шоу, дополненное короткими видео- и анимационными роликами, а также фрагментами текстов и таблицами. При этом тексты должны содержать основные тезисы с выделением ключевых слов.

Кроме слайд-шоу, значительно обогащает и разнообразит лекцию-визуализацию использование компьютерных 3^ программ, позволяющих создавать наглядные модели, на которых удобно объяснять даже самые сложные моменты. Компьютерные 3^ модели имеют исключительно ценные в дидактическом отношении качества, такие как динамичность (то есть способность демонстрировать процесс изменения объекта в динамике) и развертываемость (способность демонстрировать этапы таких изменений).

С помощью подобных компьютерных программ возможно не только объяснять учебный материал, но и устраивать фронтальные блиц-опросы по проверке знаний.

Подобная «огранка» массива информации для лекции-визуализации требует от преподавателя понимания психологических особенностей восприятия, владения методами визуализации, знания технических возможностей имеющихся аудиовизуальных средств и программного обеспечения.

Современные исследования показали, что применение визуальных способов подачи информации ведет к качественному улучшению результатов обучения, так как:

1. Увеличивается скорость передачи информации.

2. Повышается эффективность усвоения информации.

3. Активизируется процесс мышления, так как перевод информации в визуальные образы и дальнейшее её развертывание с опорой на эти образы стимулирует процессы синтеза и анализа.

4. Усиливается проблемность лекции, поскольку в процессе визуализации неизбежно осознание ключевых моментов [3, 4].

Наряду с современными - виртуальными средствами обучения для визуализации лекции применяются реальные объекты, традиционные учебные пособия - экорше, представляющие собой гипсовые слепки изображений мускулатуры человека или животных, муляжи скелета. Применяется также демонстрация анатомических принципов строения на живой модели. Несомненно, важным обучающим и воспитательным эффектом обладает такой педагогический прием как рисование на классной доске преподавателем линейно-конструктивных схем и пропорциональных особенностей фигуры и её частей.

Поскольку цель обучения пластической анатомии состоит в изучении формы, и предназначена эта дисциплина для художников, то практическая работа по рисованию является основной и важнейшей частью обучения. Анатомический рисунок уже несколько столетий играет незаменимую и эффективную роль в подготовке будущих художников. И современные исследования подтверждают действенность такого вида обучения, ведь лучше всего запоминается информация, закрепленная практикой. Среди заданий по анатомическому рисунку - рисование с натуры анатомических гипсовых слепков (экорше) и муляжей скелета, что помогает формированию пространственного понимания «большой формы» фигуры и её частей. Другое задание - зарисовки с анатомических таблиц, закрепляющие теоретическую информацию по расположению и наименованию наиболее значимых узлов и элементов. И наконец, схематическое изображение объема, упрощенное до простой геометрической формы, выявляет закономерности формообразования и конструктивно-пластической связи, а также основных пропорций, дает возможность понять и воспроизвести по памяти тело человека и животного [5].

Значительное место в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства занимает пластическая анатомия животных, что обусловлено характером будущей профессиональной деятельности студентов. Существует такое множество разновидностей животных, что невозможно запомнить формы всех возможных вариантов. Поэтому задача преподавателя дать основные и общие для большинства принципы изображения животных. Кроме того, есть ряд животных, особенно популярных в традиционном прикладном искусстве, таких как лошади, медведи, олени, лоси, и их анатомии и принципам изображения уделяется большее внимание.

Не только в лекционной, но и в практической работе существуют инновационные подходы к обучению. Студенты не только овладевают готовой информацией, но и учатся самостоятельной исследовательской работе в процессе выполнения проектов.

Этот исследовательский метод, так называемый метод проектов, является технологией активизации учебно-познавательной активности и подразумевает в данном случае сбор информации с графическим фиксированием о каком-либо конкретном виде животных, всего, что касается его внешнего вида и обусловленности внутренней структурой. В дальнейшем эта информация, самостоятельно собранная и осмысленная, используется в процессе работы над изделием традиционного прикладного искусства.

Сюда включаются, во-первых, анатомический анализ животного: скелета, мускулатуры, зарисовки конструкции конечностей. Во-вторых, изучение внешнего вида по фотографиям и иллюстрациям, зарисовки с натуры в зоологическом музее, зоопарке. В-третьих, анализ различных стадий движения: бега, ходьбы, статики. Это дает возможность осмысленного подхода к изображению животного. Такая работа формирует навыки сбора материала по любой теме, будь то какое-либо редкое животное или человек с особенными

Библиографический список

свойствами (определенным возрастом, характером и так далее), что, несомненно, пригодится в будущей профессиональной деятельности. Роль преподавателя в данном случае сводится к координации действий и консультации обучающегося.

Таким образом, при обучении пластической анатомии необходимо комбинирование лекции, которая дает структуру информации, разбирает сложные моменты, основные принципы, и проектной работы, подразумевающей самостоятельность, творчество, тренировку в сборе материала для практического применения в будущей работе обучающихся.

Инновационные подходы в изучении курса Пластической анатомии, учитывающие процессы изменения сознания современного человека и усвоения им информации, играют все большую роль, однако введение новых педагогических технологий не исключает применение традиционных методов формирования, закрепления и применения знаний, умений, навыков.

1. Максимович В.Ф., Александрова Н.М. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография. Санкт-Петербург, 2014.

2. Сластёнин В.А. Педагогика. Москва: Школа-Пресс, 2000.

3. Балин А.В. Использование инновационных методов в образовании. Молодой учёный. 2014; 2: 724 725.

4. Белякова Е.М., Прокопьев А.В. Инновационные методы обучения в образовании. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-1.

5. Уткин А.Л. Современные подходы к изучению пластической анатомии в сфере обучения будущих специалистов декоративно-прикладного искусства (на примере занятия по теме «мускулатура руки»). Декоративно-прикладное искусство и образование. Электронный научный журнал. 2016; 4 (19): 54 - 58.

References

1. Maksimovich V.F., Aleksandrova N.M. Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

2. Slastenin V.A. Pedagogika. Moskva: Shkola-Press, 2000.

3. Balin A.V. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov v obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2014; 2: 724 - 725.

4. Belyakova E.M., Prokop'ev A.V. Innovacionnye metody obucheniya v obrazovanii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 2-1.

5. Utkin A.L. Sovremennye podhody k izucheniyu plasticheskoj anatomii v sfere obucheniya buduschih specialistov dekorativno-prikladnogo iskusstva (na primere zanyatiya po teme «muskulatura ruki»). Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 'Elektonnyj nauchnyjzhurnal. 2016; 4 (19): 54 - 58.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378

Kolomiets O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director, International Institute of Teacher Professional Development (Moscow, Russia),

E-mail: kolom-olga@mail.ru

Golubchikova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: mg2@bk.ru

CONCEPTUAL PROVISIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS. Research on a problem of development of educational independence of students in this article is presented at the theoretical level. The problem lies in the need to create pedagogical conditions for the development of students' educational independence caused by contradictions within the modern education system. The purpose of the research is to present the basic conceptual provisions describing the system of pedagogical conditions for the development of educational independence of teachers. The authors dwell on the competence-activity approach as the most effective methodological basis contributing to the solution of the stated problem.

Key words: educational autonomy, training and professional activities, teaching and research activities, training activities, independent practical activities, interiorization, exteriorization, competence-activity approach, individual orientation, meta-scheme of orientation, reference map of activity model.

О.М. Коломиец, канд. пед. наук, доц., директор, Международный институт профессионального развития педагога, г. Москва,

E-mail: kolom-olga@mail.ru

М.Г. Голубчикова, канд., пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, E-mail: mg2@bk.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Исследование по проблеме развития учебной самостоятельности обучающихся в данной статье представлено на теоретическом уровне. Проблема заключается в обусловленной противоречиями внутри современной системы образования необходимости создания педагогических условий для развития учебной самостоятельности студентов. Цель авторов статьи заключается в представлении основных концептуальных положений, описывающих систему педагогических условий развития учебной самостоятельности обучающих. Авторы останавливаются на компетентностно-деятельностном подходе, как наиболее эффективной методологической основе, способствующей решению заявленной проблемы.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, учебно-профессиональная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, самостоятельная практическая деятельность, интериоризация, экстериоризация, компетентностно-деятельност-ный подход, индивидуальная схема ориентировки, метапредметная схема ориентировки, опорная карта модели деятельности.

Молниеносный темп обновления и преобразования различных сфер современного общества, как социальных, так и профессиональных, требует иного отношения человека к своим личностным качествам. Рост объёма научной и технической информации, увеличение числа разных видов деятельностей, в которые вовлекаются люди, привели к необходимости развития способности организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность по овладению новой предметной областью за минимальное время, чтобы быть конкурентоспособным и, следовательно, успешным в современном мире. Самостоятельность личности, в связи с этим, рассматривается, как необходимая основа для овладения разными видами деятельности. Но для формирования необходим комплекс организационных, психолого-педагогических и методических условий нового качества. В такой ситуации колоссально возрастает роль

образовательных систем, которые объективно превращаются из национальных в общемировые.

Интеграционные процессы, захватившие международное образовательное пространство, вступление России в Болонский процесс и развитие идей компетентностно-ориентированного образования в работах исследователей [1] приводит в начале XXI века к необходимости разработки в нашей стране новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода, который является ответом на социальный заказ общества в грамотных профессионалах, способных проявлять самостоятельность и активность, постоянно заниматься самообразованием в быстро меняющихся социально-экономических условиях развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.