Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению гражданского общества в трудах российских и киргизских специалистов'

Современные подходы к изучению гражданского общества в трудах российских и киргизских специалистов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / КИРГИЗИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТОЛОГИЯ / РЕФОРМЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СВОБОДА / ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВО / RUSSIA / KYRGYZSTAN / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / POLITICAL SCIENCE / REFORMS / INDEPENDENCE / FREEDOM / CITIZEN / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акаева Бермет Аскаровна

В статье приводятся основные подходы к изучению причин возникновения и существования гражданского общества в России и Кыргызстане. Выделяются три основные концепции: либерально-рационалистическая, консервативно-традиционалистская и общинно-социалистическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main approaches to studing the causes of origin and existence of civil society in Russia and Kyrgyzstan. Three basic concepts such as the liberal-rationalist, conservative-traditionalist and communal-socialist are revealed.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению гражданского общества в трудах российских и киргизских специалистов»

Бермет АКАЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И КИРГИЗСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье приводятся основные подходы к изучению причин возникновения и существования гражданского общества в России и Кыргызстане. Выделяются три основные концепции: либерально-рационалистическая, консервативнотрадиционалистская и общинно-социалистическая.

The article presents the main approaches to studirig the causes of origin and existence of civil society in Russia and Kyrgyzstan. Three basic concepts such as liberal-rationalist, conservative-traditionalist and communal-socialist are revealed.

Ключевые слова:

Россия, Киргизия, гражданское общество, демократия, политология, реформы, независимость, свобода, гражданин, государство; Russia, Kyrgyzstan, civil society, democracy, political science, reforms, independence, freedom, citizen, state.

АКАЕВА Бермет Аскаровна — директор

Института проблем Центральной Азии Bermet.Akаevа@ mail.ru

Одна из особенностей социально - политической ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, заключается в том, что процесс обретения государственной независимости бывшими советскими республиками одновременно связан с поис -ком демократической модели их дальнейшего развития. Вместе с тем, несмотря на декларируемую приверженность идеям граждан -ского общества и усилия, предпринимаемые по их реализации, в большинстве своем новые государства все еще далеки от намечен ной цели.

Большое внимание, которое уделяют современные российские и киргизские политологи проблемам гражданского общества, обусловлено в основном практическими интересами. Изыскиваются оптимальные для постсоветских стран модели общества, которые должны быть не калькированием чужого опыта, а отражением соб -ственных национально - исторических и социокультурных особен -ностей в вопросе развития гражданских институтов и их взаимодей -ствия с государством.

В российской и киргизской социально-политической лите -ратуре присутствуют разные, порой противоположные трактовки сущности формируемого гражданского общества, путей и способов его построения и укрепления. Их можно условно систематизировать в виде 3 основных концепций: либерально -рационалистической, консервативно традиционалистской и общинно -социалистической. Согласно первой, гражданское обще -ство вырастает из экономической свободы, т.е. из свободы част -нособственнического накопления и обогащения. Таково в своей основе западное общество, давно уже превратившееся в конгломе рат самодостаточных индивидов и их групповых объединений (кор -пораций, союзов, ассоциаций и т.д.).

Согласно второй трактовке, обществу изначально присущи эле -менты гражданственности, которые и утверждаются в социуме в качестве ведущих на определенных этапах исторического разви -тия (древнегреческая агора, Римская республика, вечевой строй та Руот, общинно -родовой строй в Кыргызстане и т.д.). Эта кон -цепция интенсивно разрабатывалась в России, особенно с конца XVIII в. Ростки такого общества существовали и в Кыргызстане,

государственность которого насчитывает уже свыше двух тысяч лет.

И наконец, согласно третьему подходу, народовластие, основанное на преобла дании общественной собственности на средства производства, и есть подлинное гражданское состояние, обеспечивающее индивиду истинную свободу — осознан -ную необходимость. Считается, что такое общество формировалось при советской власти, но процесс был прерван тотали тарными деформациями и их последс -твиями.

В соответствии с названными позициями многие политологи предлагают конкрет -ные модели гражданского общества, кото рые, по их мнению, наиболее полно соот -ветствуют сложившимся в постсоветских странах традициям и современным реа лиям. К сожалению, пока в данной сфере преобладает субъективно - умозрительный подход к анализу реальных фактов дей -ствительности. Политологи активно ищут некую отправную точку формирования гражданского общества в России. Одни авторы считают, что в России граждан ское общество зародилось еще при вече вом строе Владимира и Ярослава. Другие специалисты связывают появление его первых ростков с деятельностью Петра I, третьи — с царствованием Екатерины II, четвертые — с реформами Александра II. Как утверждает О.И. Цыбулевская, гражданское общество в России появляется вместе с буржуазными отношениями1. Большинство российских ученых уверено в том, что такое общество стало утверж даться лишь после Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г.

Однако ряд авторов связывают его рож дение с результатами Февральской рево -люции 1917 г. Есть и такие, кто отправ ной точкой формирования гражданского общества принципиально нового типа, отличного от западноевропейского, счи -тают Октябрьскую социалистическую революцию. По мнению сторонников данной точки зрения, этот процесс был прерван в 30 -х—40 -х гг. В период оттепели 1960- х он частично возобновился, но так и не смог приобрести развернутый, целена правленный характер.

С другой стороны, высказывается мне -ние, что в рамках советской политической

1 Становление гражданского общества в России (Правовой аспект) / под ред. О.И. Цыбулевской. — Саратов, 2000, с. 12.

системы гражданское общество в прин -ципе не могло возникнуть. Думается, что это заблуждение. Но нужно признать, что и к началу перестройки элементы гражданского общества в СССР, даже в его «социалистической» интерпретации, в основном носили зачаточный харак тер. Лишь во второй половине 1980 -х гг. началось интенсивное, хотя и хаотичное формирование институтов гражданского общества.

Ныне уже можно наблюдать некоторые реальные результаты начавшегося тогда процесса. Однако формируемый в России и Кыргызстане тип гражданского обще ства имеет свои особенности. Оно сильно отличается от гражданского общества, сложившегося в индустриально развитых странах. Анализ опыта, накопленного после распада СССР, по трансформации общества от тоталитаризма к плюрализму позволяет, по меньшей мере, говорить, что гражданское общество в постсовет ских государствах находится в транзитном состоянии.

Разброс в оценках начального этапа становления гражданского общества характерен и для трудов киргизских уче -ных. Так, У.К. Чиналиев пишет: «Лишь с обретением независимости и началом радикальных преобразований в поли тической и экономической сферах в Кыргызской Республике начали склады ваться предпосылки и условия для фор мирования гражданского общества»2. По мнению У.К. Чиналиева, в Кыргызстане формируется пока лишь переходный тип гражданского общества. Его харак терные черты: привнесение элементов новой социальной организации извне, неравномерность процесса становления в ее рамках субъектов, институтов, отно шений; обусловленность формирования гражданского общества опережающими темпами развития государственных структур.

Э.Ж. Мамбеталиева также отмечает, что до провозглашения независимости «в Кыргызстане отсутствовали элементы... гражданского общества». Но она же пишет, что в дальнейшем «произошло реформи рование старых .институтов граждан

2 Чиналиев У.К. Особенности формирования гражданского общества в Кыргызской Республике : монография. — М., 2001, с. 80.

ского общества»1. Выходит, что какие то элементы и предпосылки гражданских отношений в Кыргызстане имели место и до провозглашения независимости.

Подобная противоречивость мнений — следствие того, что в постсоветской обще ственной науке не выработана четкая позиция в вопросе о критериях зрелости гражданского общества. При каких усло -виях можно утверждать, что появились его предпосылки? Когда возникает его основной каркас? В этой связи заслужи вает внимания суждение о том, что о граж данском обществе можно говорить лишь с момента появления гражданина как само стоятельного, осознающего себя таковым индивида, «наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия»2. В этом определении отсут ствует указание на объективный характер процесса формирования гражданственно сти у индивидов.

К сожалению, многие исследователи считают, что к состоянию полноценного гражданского общества ни Россия, ни Кыргызстан за годы демократических пре

1 См.: Мамбеталиева Э.Ж. Взаимоотношения гражданского общества и государства : дис. ...к.полит.н. — Бишкек, 2004.

2 Гаджиев К.С. Гражданское общество: концеп-

туальный аспект // Кентавр, 1991, № 2, с. 22.

образований все еще не подошли3. Однако и через 20—30 лет, считают сторонники данной позиции, гражданское общество классического типа здесь вряд ли утвер -дится. Незрелость гражданского общества может вступить в постсоветском мире в резонансное взаимодействие с кризис -ными явлениями системного характера, усугубившимися вследствие глобального финансового и экономического кризиса. В качестве средства спасения порой назы вают переход к мобилизационной системе, которая порождает тоталитаризм.

Возрождение любого типа гражданского общества на постсоветском пространстве возможно лишь на основе извлечения уро -ков из чрезвычайно противоречивого раз -вития в XX в. еще недавно единой страны. Адекватное постсоветским реалиям граж данское общество должно отражать специ фику уклада народной жизни: духов -ное единство, соборность, артельность (не совпадающую с корпоративностью), рожденный многовековой общинностью коллективизм. Такое общество может стать по настоящему крепким и подлинно демократическим, а взаимодействующее с ним государство — эффективным право -вым инструментом народовластия.

3 Шулепов А.В. Становление институтов гражданского общества в реформируемой России. — М., 2001, с. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.