Научная статья на тему 'Современные подходы к интеграции логистики и контроллинга на отечественных промышленных предприятиях'

Современные подходы к интеграции логистики и контроллинга на отечественных промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КОНТРОЛЛИНГ / ФУНКЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ЦЕЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / LOGISTICS / CONTROLLING / FUNCTIONS / LOGISTICS CHAIN / GOALS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева А.В., Боргардт Е.А.

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Авторами описаны основные направления интеграции логистики и контроллинга, предложена матрица организационно-коммуникационных функций логистического контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approach to the integration of logistics and controlling at the domestic industrial enterprises

In the article the actual problems of formation of competitive advantages of the industrial enterprises. The authors describe the main directions of the integration of logistics and controlling, is proposed the matrix organizational and communication functions of logistic controlling.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к интеграции логистики и контроллинга на отечественных промышленных предприятиях»

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 330

А.В. Фадеева , Е.А. Боргардт

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ

ЛОГИСТИКИ И КОНТРОЛЛИНГА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Авторами описаны основные направления интеграции логистики и контроллинга, предложена матрица организационно-коммуникационных функций логистического контроллинга.

Ключевые слова: логистика, контроллинг, функции, логистическая цепь, цели, интеграция.

В условиях современной экономики необходимым является обеспечение устойчивого развития отечественных промышленных предприятий и повышение их конкурентоспособности, проведение технологической модернизации и модернизации инфраструктур, которые смогли бы отвечать на вызовы, возникающие в условиях мирового развития промышленности.

Вызовы и условия мирового развития промышленности подразделяются на внешние и внутренние. Поскольку мировая экономика и по сей день остается источником неопределенности, то сформировались следующие внешние вызовы:

- стратегическая нестабильность развития промышленных предприятий, которая связана с проблемами структурного дисбаланса потребления и накопления, неравномерностью развития различных регионов;

- техническое и технологическое развитие мировых промышленных предприятий, что сопровождается изменениями отраслевой структуры.

Экономические взаимоотношения стран и возрастающая конкуренция в промышленности характеризуется рядом новых внутренних условий, которые оказывают влияние на развитие отечественных предприятий. К таким условиям относятся: замедление роста или стагнация экспорта, замедление роста потребительского спроса населения, адаптация промышленных предприятий к принятым условиям присоединения к ВТО. Это диктует необходимость проведения комплекса адаптационных мероприятий, позволяющих российским компаниям нарастить конкурентный потенциал и сохранить позиции на внутренних и внешних рынках. Кроме того,

© Фадеева А.В., Боргардт Е.А., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.10

Фадеева Анна Владимировна - студент, Тольяттинский государственный университет, Россия. Боргардт Елена Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации», Тольяттинский государственный университет, Россия.

75

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

внутренними вызовами являются также низкая эффективность институциональной среды и инфраструктуры и несбалансированность финансовой системы, что снижает конкурентоспособность российских предприятий и ограничивает инвестиционную привлекательность.

Отсюда следует необходимость перехода к новой модели экономического роста, активизации новых факторов конкурентоспособности российских промышленных предприятий, ранее остававшихся не задействованными в полной мере, преодоления инфраструктурных ограничений социально-экономического развития [1]. Этому в полной мере способствует интеграция контроллинга и логистики на отечественных промышленных предприятиях, что позволяет более гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде в современных экономических условиях.

Деятельность отечественных промышленных предприятий можно рассматривать с точки зрения логистической цепи «снабжение-производство-сбыт» [2]. Однако в процессе функционирования цепи поставок возникает ряд проблем, связанных с оценкой их эффективности:

- выбор критериев эффективности логистических процессов, что затрудняет их оценку;

- оценки степени удовлетворенности потребителей относительно сервисных функций;

- выделения и группировки логистических издержек для их анализа и последующей оптимизации;

- генерации форм отчетности по новым выявленным факторам и т.д.

В тоже время большое внимание со стороны руководства промышленных предприятий уделяется концепции контроллинга. Контроллинг является комплексной системой управления предприятием, направленной на координацию взаимных действий систем менеджмента, маркетинга, логистики и контроль их эффективности.

Таким образом, интеграция контроллинга и логистики позволит не только более эффективно выполнять логистические функции, но и разрабатывать и внедрять сбалансированную систему показателей по оценке эффективности выполнения этих функций. Интеграция даст возможность оперативно анализировать и реагировать на отклонения между фактическими и плановыми значениями KPI для своевременного принятия управленческих решений.

Преимуществом интеграции контроллинга и логистики является создание единой отчетности по учету ранее не выявленных факторов, проводить учет затрат непосредственно в местах их возникновения по всей логистической цепи, оперативно информировать службу логистики о появившихся отклонениях и многое другое.

Проведем анализ процессов логистической цепи для выявления взаимосвязи функций логистики и контроллинга (Таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь логистики и контроллинга в цепи поставок

Процессы Логистика Контроллинг

Снабжение - планирование количества поставки каждого вида ТМЦ; - контроль периодичности поставок; - управление закупками; -координация планов поставки; -контроль сроков поставки; -управление затратами на входящие поставки; -формирование требований к информационной системе, направленной на обеспечение эффективности снабжения;

Погрузочноразгрузочные работы и транспортировка - планирование транспортноперемещающих процессов; - контроль подготовки материальных потоков (упаковка, комплектация, маркировка и пр.); - управление разгрузочнопогрузочными работами; -планирование затрат на внутреннюю и внешнюю транспортировку; -контроль соблюдения сроков выполнения заказа; -методическая поддержка инвестиционных проектов по приобретению транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;

76

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Окончание таблицы 1

Процессы Логистика Контроллинг

Складирование - планирование размещения ТМЦ; - контроль запасов; - управление выравниванием материальных потоков, которые проходят через склады; -координация планов снабжения, производства и сбыта продукции; -контроль времени пополнения запасов; -управление доступностью запасов; -формирование требований к информационной системе, направленной на обеспечение эффективности складского хозяйства

Производство - планирование и контроль наличия НЗП; - управление движением материального потока -создание системы инвестиционного планирования; -бюджетный контроль инвестиционных проектов; -контроль длительности производственнотехнологического цикла; -оперативный контроль выполнения плана производства; -управление логистическими затратами производства;

Сбыт - планирование партии отправки; - контроль отгрузки ГП; - управление логистическим сервисом. -методическая поддержка оценки затрат в каналах распределения; -контроль наличия рекламаций потребителей и ответных действий со стороны предприятий; -координация действий предприятия, посредников и потребителей в цепи поставок; -формирование требований к информационной системе, направленной на обеспечение эффективности сбыта.

Координационное взаимодействие контроллинга и логистика проявляется в согласовании стратегических и оперативных целей при разработке и реализации планов развития и текущих планов деятельности предприятия (рисунок 1).

Рис. 1. Модель согласования целей логистики и контроллинга

Эффективное функционирование логистической системы определяется степенью согласованности процессов и характером взаимодействия контрагентов цепи поставок [3], что возможно обеспечить на основе реализации интеграционно-координационных (таблица 2) и организационно-коммуникационных функций контроллинга логистики (таблица 3).

77

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Интеграция, как целевая функция контроллинга логистики, выражается в установлении связей и развитии взаимодействия между звеньями цепи поставок [4], что обеспечивает значительный синергетический эффект и максимально полное удовлетворение требований потребителей. Интеграционную функцию возможно осуществлять только путем создания единого информационного пространства, обеспечивающего оперативный доступ всех контрагентов цепи поставок к необходимым информационным ресурсам, и одной из задач контроллинга логистики является разработка его «архитектуры».

Интеграционная функция может реализовываться на уровне отдельных видов деятельности, процессов и цепи поставок в целом, что позволяет оптимизировать затраты, время выполнения заказа, повысить степень удовлетворенности потребителя и т.п. Наибольший эффект взаимосвязь между отдельными логистическими процессами достигается благодаря внешней горизонтальной интеграции управления.

Полученный от потребителя заказ является исходным пунктом всего логистического процесса, осуществление которого обуславливает необходимость реализации координационной функции контроллинга логистики, представляющей собой ориентированное на цель согласование поведения всех участников цепи поставок.

Координация функции снабжения заключается в согласовании деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии. При осуществлении транспортировки происходит координация времени, объема поставок потребности в ресурсах и готовой продукции. Функция контроллинга в производственном процессе реализуется путем координации действий всех участников логистического процесса, начиная с поставщиков и заканчивая потребителями («вытягивающая система»). Складирование занимает наибольшую часть логистических функций, входящих в состав цепи. Координация складской деятельности со службой снабжения осуществляется посредством снабжения запасами и контроля поставок [5]. Координация складской деятельности с транспортными службами подразумевает разгрузку и приемку грузов, внутри складскую транспортировку, комплектацию заказов и их отгрузку, транспортировку и экспедицию заказов, сбор и доставку порожних товароносителей. Координация складской деятельности со службой сбыта, направлена на операции контроля выполнения заказов и качества обслуживания клиентов [6]. Координация маркетинговой и логистической деятельности с целью осуществления сбытовых процессов способствует наиболее эффективному удовлетворению спроса.

Таблица 2

Матрица интеграционно-координационной функции контроллинга логистики

^^^^^Контроллинг Логистика^^^-^^ Цель Координация

Процесс Сущность

Снабжение Организация входных ресурсных потоков, позволяющая более полно удовлетворять потребности предприятия с оптимальными расходами Поставка, транспортировка, производство, складирование, сбыт Согласование планов поставок, планов ТМС, производственных планов, формирование заказов, согласование действий с поставщиками

Погрузочноразгрузочные работы и транспортировка Оптимизация затрат на выполнение погрузочноразгрузочных работ и транспортировку, соблюдение условий выполнения заказов Снабжение - транспортировка, ПР работы - складирование -транспортировка, производство - транспортировка - ПР работы - сбыт - транспортировка Согласование: требований заказчиков и графиков поставок, планов производства, маршрутизации, поставок

78

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Окончание таблицы 2

^^^^^Контроллинг Логистика^^^^ Цель Координация

Процесс Сущность

Производство Обеспечение своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации ГП или заказами потребителей Снабжение, транспортировка, складирование, производственные: заготовительные, обрабатывающие, сборочные, вспомогательные, обслуживающие; сбыт Согласование оперативнокалендарного плана производства, планов маршрутизации, календарных планов перевозок, планграфика выполнения погрузочноразгрузочных работ, комплектации заказов в соответствии с требованиями заказчика

Складирование Организация эффективной системы складирования и хранения Снабжение, транспортировка, производство, сбыт Согласование планов работы складов, комплектации заказов в соответствии с накладными, планов грузопереработки

Сбыт Максимально полное удовлетворение потребностей клиентов, оптимизация затрат на реализацию продукции, соблюдение стандартов обслуживания потребителей Складирование ГП, погрузочноразгрузочные работы, транспортировка до потребителей Формирование портфелей-заказов, согласование интересов потребителей и предприятия-производителя. Согласование планов отгрузки, комплектации заказов в соответствии с накладными, планов маршрутизации с текущими потребностями заказчика

Результатом осуществления интеграционно-координационных функций будет являться единая стратегия реагирования на внешние вызовы и оптимизация затрат по всей логистической цепи поставок.

Организационно-координационные функции представлены в таблице 3 в виде матрицы, которая описывает роль контроллинга в реализации процессов логистики. Предлагаемая авторами матрица контроллинга логистики по горизонтали отражает функции контроллинга, а по вертикали функции логистической цепи. В полученных ячейках путем сочетания данных функций отражается взаимосвязь контроллинга и логистики.

В рамках учетной функции контроллинг обеспечивает построение системы отчетности по отдельным областям и процессам логистики, отражающей информацию о степени и качестве выполнения функций логистической цепи.

Контроллинг реализуя информационную функцию, обеспечивает формирование потоков информации между ее носителями, относящимися к разным областям логистики. Такое построение КИС позволит координировать и интегрировать деятельность всех звеньев логистической цепи, что в конечном итоге повысит ее эффективность.

Функция регулирования заключается в реализации запланированного режима движения материального потока и включает диспетчеризацию перемещаемых объектов, выработку и ввод в действие управляющих воздействий. Регулирующая функция также подразумевает разработку и реализацию решений по предупреждению отклонений. В тоже время в задачу контроллинга входит оперативное выявление отклонений и контроль их незамедлительного устранения.

Методологическая функция основывается на выборе и разработке методов оценки логистических процессов, определяет критерии оценки эффективности функционирования каждого звена и базы управления процессами потоков.

Сущность контрольно-аналитической функции заключается в установлении нормативных величин, как базы для сравнения и определения фактических контрольных величин, проведем оценку показателей эффективности. В качестве примера для проведения анализа выбрано отечественное предприятие АО «АВТОВАЗ», которое является одним из крупных российских предприятий автомобильной промышленности. В таблице 4 представлено сравнение стандарта и фактической оценки эффективности на примере действующего промышленного предприятия АО «АВТОВАЗ».

79

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Таблица 3

Матрица организационно-коммуникационных функций контроллинга логистики

^^Контроллинг Логистика Учетная Информационная (формирование информационных потоков между:) Контрольно- аналитическая Регулирование Методологическая

Снабжение -отчет о заказах на закупку; -отчет о закупочных ценах; -отчет о закупках за период; -поставщик -отдел закупки -отдел управления ТС -время обработки заказа поставщиком; - анализ закупок за период; -ABC-анализ, XYZ-анализы; -корреляционный анализ - эффективности работы с поставщиками; - потребности в материальных ресурсах; -выбор методов управления цепочками поставок; -определение оптимальных объемов заказа при закупке; выбор KPI

Погрузочноразгрузочные работы и транспортировка -товарнотранспортная документация; -расчеты операций транспортировки; -отдел закупки -отдел управления ТС -производство (склад) -экономическая кибернетика; -методы теории исследования операций; -загрузки транспортных средств -разработка методики оптимизации маршрутов и выбора транспортных средств; выбор KPI

Производство -учет количества НЗП в производстве; -отчет о производительности / ресурсоотдаче; -отдел управления ТС (склад) -производство -склад (отдел сбыта) -время производственного цикла; -симплексные методы, -метод Ньютона эффективности использования времени и ресурсов; -разработка методики оценки эффективности производственных мощностей, основных и оборотных фондов

Складирование -учет стоимости запасов на складах; -отчет о наполнении мест хранения; -накопительные и детальные ведомости прихода и расхода материалов; -отдел управления ТС (производство) -склад -отдел сбыта -анализ моделей управления складскими запасами; -анализ оборачиваемости запасов; -экономическая кибернетика; -пропускной способности склада; эффективности использования логистических мощностей; -разработка методики определение имеющихся складских площадей (число палле-то-мест); выбор KPI

Сбыт -отчет о затратах на реализацию; - диаграмма выполнения логистического плана -производство (склад) - отдел сбыта - потребитель -сроки выполнения заказов; - уровни обслуживания; - частота возникновения ошибок, приводящих к ущербу; - прогностика - качества обслуживания; -определение оптимальных партий ГП, минимального объема продаж, минимальной цены; выбор KPI

Таблица 4

Оценка эффективности деятельности АО «АВТОВАЗ»

Показатель оценки эффективности Стандартное значение Значение предприятия АО «АВТОВАЗ»

Текущий год Следующий год Текущий год Следующий год

Обслуживание потребителей, зависящее от доступности продукта 92% 78%

Готовность продукта к отгрузке со дня принятия заказа 5 дней от 7 дней

Постоянное поддержание расходов на логистику от объема продаж 3,5% от 5%

Доля всех видов транспортных расходов от объема продаж до 2,5% до 2,4% 1,6% 1,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% до 10%

Высокая точность исполнения заказов и необходимая комплектация продукции 98% 85%

80

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Из данных, представленных в таблице 4, следует, что большинство значений предприятия АО «АВТОВАЗ» не соответствуют стандартам оценки эффективности. Для изменения сложившейся ситуации положительный результат может дать внедрение контроллинга.

В результате исследования были определены факторы, представляющие собой внешние и внутренние вызовы, обусловившие необходимость интеграции контроллинга и логистики. Рассмотрение сущности функциональных областей логистики и выявленные взаимосвязи функций логистики и контроллинга позволило обосновать возможность слияния этих систем. В основе этого процесса лежит предлагаемая модель согласования целей логистики и контроллинга. Соединение контроллинга и логистики осуществляется путем выполнения интеграционнокоординационной и организационно-коммуникационной функций, содержательное определение которых представлено в виде матриц. Реализация этих специализированных видов управленческой деятельности позволит оптимизировать логистические процессы в цепи поставок и удовлетворять потребности заказчиков в полной мере.

Таким образом, в современных условиях контроллинг логистики является интегрированной системой управления цепью поставок, обеспечивающей эффективные взаимосвязь и взаимодействие контрагентов, направленные на достижение стратегических и оперативных целей.

Библиографический список

[1] Степина С.Е. Формирование интегрированной системы управления потоками автосервисного предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2011. - № 16. - С. 142-152.

[2] Сярдова О.М. Управление логистической системой промышленного предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 59-65.

[3] Степина С.Е. Управление эффективностью деятельности организации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 5-3. - С. 145-150.

[4] Степина С.Е. Основы формирования интегрированной логистики как эффективного инструмента управления предприятиями // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 2 (76). - С. 77-82.

[5] Сахабиева И.Ф., Сярдова О.М. Совершенствование системы управления материальными запасами предприятия // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13). - С. 915-918.

[6] Кузнецов В.Н., Сярдова О.М. Управление заказами в цепи поставок предприятий автомобильной промышленности // Экономические науки в России и за рубежом. - 2014. - № XIV. - С. 58-61.

***

UDC 330

A. V. Fadeeva, E.A. Borgardt

MODERN APPROACH TO THE INTEGRATION OF LOGISTICS AND CONTROLLING AT THE DOMESTIC INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article the actual problems of formation of competitive advantages of the industrial enterprises. The authors describe the main directions of the integration of logistics and controlling, is proposed the matrix organizational and communication functions of logistic controlling.

Keywords: logistics, controlling, functions, logistics chain, goals, integration.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.