Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию системы контроллинга на промышленном предприятии'

Современные подходы к формированию системы контроллинга на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА / КОНТРОЛЛИНГ / КОНТРОЛЛЕР / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишнякова М.В.

В статье рассмотрены современные подходы к внедрению системы контроллинга на промышленном предприятии, представлена их сравнительная характеристика, а также предложен алгоритм внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии, разработанный автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию системы контроллинга на промышленном предприятии»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

© Вишнякова М.В.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассмотрены современные подходы к внедрению системы контроллинга на промышленном предприятии, представлена их сравнительная характеристика, а также предложен алгоритм внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии, разработанный автором.

Ключевые слова: внедрение системы контроллинга, контроллинг, контроллер, современные концепции управления.

В настоящее время все больше наблюдается растущая нестабильность условий функционирования промышленных предприятий. Это обусловлено зарождением экономики инновационного типа в ряде стран, преодолением последствий мирового экономического кризиса, глобализация мировой экономики, а также снижением объемов энергоресурсов и других видов сырья. Сложившаяся в России экономическая ситуация обуславливает необходимость внедрения новых подходов к управлению, соответствующих сложной и динамично меняющейся внутренней и внешней среде предприятия. Именно такой концепцией и является система контроллинга.

Контроллинг - концепция управления, базирующаяся на интеграции современных технологий управления, методов планирования, анализа и контроля экономической деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в едином информационном пространстве. Контроллинг способствует повышению эффективности деятельности и технико-технологического уровня предприятий в условиях формирования экономики инновационного типа. Внедрение системы контроллинга способствует сохранению стабильности и устойчивости развития предприятия, а также позволяет не только своевременно и в полном объеме получать информацию о деятельности предприятия, но и обеспечивать обратную связь и воздействие субъекта и объекта управления.

Однако на предприятиях России внедрение целостной системы контроллинга на сегодняшний день остается сложным процессом. Это обуславливается отсутствием единой, четко сформулированной и обоснованной концепции формирования и развития системы контроллинга на предприятии, нехваткой специалистов данной области.

* Кафедра «Менеджмент организации».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

103

Несмотря на растущий интерес к теории и практике контроллинга, на сегодняшний день проблема его внедрения на промышленных предприятиях остается недостаточно изученной.

Основополагающий вклад в исследование контроллинга и практическое использование его элементов внесли ведущие зарубежные ученые П. Вебер, А. Дайле, К. Друри. Р Манн, Э. Майер, Т Райхман, Х.И. Фольмут. Проблемам становления и развития теории контроллинга посвящены работы А. Дайле, А. Гавайлера, К. Друри, Э. Майера, Р. Манна, П. Хорвата, Д. Хана, X. Хунгенберга.

К основополагающим работам по формированию контроллинга как системы следует относить труды Э. Майера, Р Манна, Д Хана. Современные проблемы контроллинга освещены в трудах А. Беккера, В. Ньюмана, Г Орт-мана, Т Скоуна, С. Я. Юсуповой и др.

Вопросы постановки системы контроллинга на предприятиях различных отраслей, идентификации и разработки инструментов и методов контроллинга, организационного взаимодействия стратегического и оперативного контроллинга рассматриваются в работах Д.М. Амелина, С.И. Бокова, Ю.В. Варнякова, А.М. Габелева, Е.А. Гришиной, Л.И. Завьяловой, О.В. Исаевой, Н.Г Круссера, Л.А. Малышевой, Т.В. Модиц, С.А. Пыркова, П.В. Ревен-кова, С.Б. Сулоевой.

В России первые публикации, посвященные отдельным теоретическим и методологическим вопросам контроллинга, появились лишь в середине 1990-х годов. Среди отечественных ученых вопросами контроллинга занимались В.Б. Ивашкевич, С.Н. Зайцев, С.Г. Фалько, Н.Г. Данилочкина, Э.А. Уткин, А.М. Карминский и др.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил выявить общие элементы алгоритма внедрения контроллинга на предприятии. В результат чего выделено 5 основных этапов внедрения системы контроллинга на предприятии:

1. подготовительный этап;

2. этап формирования (проектирования);

3. этап внедрения;

4. этап оценки;

5. этап совершенствования.

Подготовительный этап. На первом этапе обосновывается необходимость внедрения системы контроллинга и принимается документировано закрепленное управленческое решение о внедрении системы.

В работах П. Хорвата, А.М. Карминского, С.Г. Фалько, С.А. Пыркова, Н.Г. Данилочкиной, Э.Э. Кидаевой и М.И. Швейкер подготовительный этап содержит анализ внешней и внутренней среды организации, включая диагностику системы управления (анализ системы планирования, центров ответственности, стратегии и степени её реализации, а также эффективность

104 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

внутренних коммуникаций). Однако С.А. Пырков в алгоритме создания и внедрения системы контроллинга на начальном этапе предлагает формировать концептуальные основы системы. Возникает противоречие, ведь формирование концептуальных основ возможно лишь с учетом стратегии развития и результатов анализа внутренней и внешней среды предприятия. Поэтому логичнее данный этап осуществлять лишь после подготовительного [5, 6, 7, 12].

Несмотря на ряд схожих черт, Д.Хан при формировании методики отмечает, что первостепенной задачей является проведение экспресс - анализа, в то время как другие авторы придерживаются мнения о необходимости фундаментального анализа внутренней и внешней среды организации, стратегии и степени её выполнения. Данное видение является правильным, так как экспресс-анализ позволяет рассмотреть лишь общее экономическое положение предприятия через основные индикаторы.

Иная точка зрения представлена в работе А.В. Желтенкова и О.В. Сюзе-вой, которые представляют подготовительный этап как описание существующей информационной системы и определение требований к необходимой управленческой информации. Данный подход является узким, так как современный контроллинг рассматривается как концепция, ориентированную на координацию и интеграцию управленческой деятельности [10].

По мнению Б.В. Кутанина, подготовительный этапа внедрения системы контроллинга должен состоять из:

- принятия решения о внедрении системы контроллинга;

- диагностики существующих элементов контроллинга.

Таким образом, в подходе автора нарушается логика подготовительного этапа, поскольку система контроллинга отсутствует, и диагностировать её отдельные элементы не представляется возможным.

Отличительной особенностью подхода к формированию системы контроллинга и её функционирования, по мнению Е.Л. Попченко и Н.Б. Ерма-совой, является процессный подход, что и определяет содержание подготовительного этапа, описываемого в работе авторов. По их мнению, интенсивная подготовка персонала, понимание процесса в целом и применение современных информационных технологий, а также анализ сильных и слабых сторон организации являются важными элементами при разработке системы контроллинга. С данным утверждением нельзя не согласиться, так как в условиях динамично меняющейся ситуации на мировом и отечественном рынке, предприятиям необходимо обращать внимание на каждую составляющую своей деятельности для достижения наибольшей гибкости и выработки конкурентных преимуществ.

Этап формирования (проектирования). Данный этап представляет собой проведение работ по формированию концепции контроллинга для определенного предприятия.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

105

Хорват П., Карминский А.М., Фалько С.Г., Кутанин Ю.В., Данилочки-на Н.Г. и Кидаева Э.Э. представляют данный этап как определение философии, инструментов, организации и процессов контроллинга; поиск поддерживающих и стимулирующих профессиональных и руководящих сил; определение полномочий контроллера по принятию решений; определение места в иерархии предприятия; определение внутренней организации отдела контроллинга; определение профессиональных и дисциплинированных полномочий давать указания.

Однако некоторые авторы вносят в этап новые процессы. Хорват П. говорит о необходимости определения требований к системе контроллинга, что позволит более детально разработать концепцию, а также в дальнейшем оценить успех внедрения системы контроллинга. Кутанин Ю.В. делает акцент на определении факторов, ограничивающих реализацию контроллинга, что также является не маловажным, поскольку их действие способно в корне изменить процесс внедрения системы контроллинга, даже сделать его невыполнимым в данных условиях. Карминский А.М. и Фалько С.Г. говорят о разработки концепции «идеальной» системы, что, в свою очередь, позволит провести детальный анализ результатов внедрения контроллинга.

Иное видение разработки этапа формирования представлено в работе Е.Л. Попченко и Н.Б. Ермасовой: проектирование системы контроллинга, по мнению авторов, должно основываться на процессном подходе и включать в себя моделирование процессов контроллинга с акцентом на взаимодействие с бизнес-процессами; детальное определение организации процесса контроллинга (формирование перечня функций контроллинга с декомпозицией по операциям и исполнителям); точное определение информационных потоков; определение характера взаимодействия сотрудников с информационной системой; оценка и анализ вариантов процесса контроллинга. Разработка документации и технико-экономическое обоснование процесса внедрения контроллинга, рассматриваемые лишь Е.Л. Попченко и Н.Б. Ермасовой, является важной частью второго этапа, так как внедрение системы контроллинга являет собой мероприятие, требующее дополнительных затрат [9].

Швейкер М.И. делает акцент на принятии решения о реорганизации структуры управления на этапе формирования системы контроллинга. Предлагаемое автором на этапе внедрения формирование концептуальных основ контроллинга с учетом ключевых компетенций логичнее рассматривать на данном этом этапе.

Пырков С.А. на этапе формирования предлагает создание службы контроллинга и определяет её функциональную структуру, что является узким подходом и не отображает весь спектр необходимых действий по разработке плана системы контроллинга, что впоследствии может привести к возникновению разного рода проблем, мешающих становлению контроллинга на предприятии.

106 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Однако, ряд ученых, чьи исследования посвящены разработке методики формирования системы контроллинга на предприятии, опускают данный этап (А.В. Желтенков и О.В. Сюзева) [10].

Этап внедрения. На данном этапе проводится работа по апробации разработанной концепции контроллинга на данном предприятии.

Хорват П. предлагает следующее содержание этапа внедрения: дефиниция личностных характеристик для заполнения рабочих мест, разработка описания рабочих мест, разработка указаний по работе системы контроллинга и нормам поведения контроллеров, обучение и повышение квалификации, а также определение места службы контроллинга в иерархии предприятия [7].

Этап внедрения в своей работе А.М. Карминский и С.Г. Фалько называют вхождением контроллинга «в двери» предприятия и вживанием контроллинга в его текущую деятельность (что означает продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности). Авторы делают акцент на необходимости обоснования выбора методов и методик, используемых в конкретных условиях функционирования предприятия [5].

Пырков С.А. в своем исследовании не разделяет этапы подготовки и реализации контроллинга на предприятии и предлагает проводить оценку альтернативных вариантов планируемых мероприятий, выбор оптимального способа внедрения контроллинга, и, в завершении, реализовывать внедрение системы контроллинга на предприятии.

Данилочкина Н.Г. делает акцент на проблемах, возникающих в связи с противодействием сотрудников внедрению системы контроллинга, рассматривая социально - психологические факторы, способствующие и препятствующие этому процессу.

Хан Д., Желтенков А.В., Сюзева О.В. и Кидаева Э.Э. описывают данный этап как предварительную адаптацию концепции контроллинга к конкретным условиям, изменение в системе управления, построение системы управленческой отчётности, внутрипроизводственного анализа, системы планирования выручки, затрат и финансового результата, а также совершенствование информационной системы. Особенностью работы Д. Хана является то, что он в своем исследовании предлагает 4 основные организационные концепции структур отделов контроллинга и финансов.

Швейкер М.И. этап внедрения контроллинга рассматривает как организацию, документальное внедрение службы и системы контроллинга, а также налаживание взаимодействия службы контроллинга с высшим руководством и подразделениями предприятия [3].

Кутании Ю.В. объединяет этап разработки и внедрения в единый этап «Разработка и внедрение ОММК» (организационно-методической модели

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

107

контроллинга), что позволяет определить содержание контроллинга, взаимосвязь его элементов и принципы их функционирования на основе функционального, элементного, коммуникационного, методологического, структурного и организационного аспектов. Также в работе делается акцент на том, что постановка системы управленческого учета является одним из главных условий функционирования контроллинга на предприятии и должна выделяться как еще один этап организации контроллинга [8].

Хан Д., Желтенков А.В., Сюзева О.В. и Кутанин Ю.В. на данном этапе обращают внимание на необходимости автоматизации системы.

Попченко Е.Л. и Ермасова Н.Б. в своей работе формируют следующую последовательность действий на этапе внедрения: знание (узнавание), формирование благоприятного и неблагоприятного отношения к контроллинга, принятие решения о внедрении контроллинга на предприятии, осуществление, принятие решения о сокращении или отказе от контроллинга (последнее связано с инновационной восприимчивостью организации). В их работе проводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков функционирования централизованной службы контроллинга в организации. Авторы первыми делают акцент не только на экономических, но и на организационных и технических факторах, способствующих и препятствующих внедрению системы контроллинга. Вслед за Н.Г. Данилочкиной они обращают внимание и на социально-психологический климат в коллективе. Данный подход является наиболее комплексным [6, 9].

Этап оценки. Данный этап позволяет оценить, насколько успешно внедрение контроллинга по разработанной концепции осуществилось на данном предприятии.

Хорват П., Карминский А.М., Фалько С.Г., Данилочкина Н.Г., Хан Д., Желтенков А.В., Сюзева О.В., Кутанин Ю.В. в своих работах не выделяют этап оценки внедрения системы контроллинга [7, 8, 10].

Попченко Е.Л. и Ермасова Н.Б. представляют этап оценки как тестирование процесса (проверка результатов и поиск логических ошибок) и мониторинг (позволяет систематически совершенствовать).

Пырков С.А. же уделяет особое внимание оценке эффективности системы контроллинга, однако единственными критериями, по его мнению, являются показатели рентабельности всех активов предприятия, рентабельность реализации продукции (работ, услуг) и рентабельность собственного капитала. Также автор отмечает, что необходимоосуществлять систематический контроль функционирования системы контроллинга периодическим анализом его эффективности.

Кидаева Э.Э. в своей работе объединяет этапы оценки и совершенствования в единый этап и характеризует его как проведение анализа отклонений фактических величин от плановых по всем видам планов и последующую разработку мероприятий по их устранению. На основе выше перечис-

108 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ленного автор предлагает производить формирование рекомендаций по выработке управленческих решений в сфере оперативного контроллинга с учетом стратегической составляющей. Также автор указывает на необходимость организации процесса непрерывных улучшений в системе контроллинга. Отличительной чертой работы Э.Э. Кидаевой является разработанная система показателей оценки эффективности внедрения контроллинга на предприятии, характеризующей экономическую и социальную эффективность системы. В отличие от предложенных С.А. Пырковым критериев (повышение рентабельности), она предлагает оценивать эффективность проекта внедрения системы контроллинга в целом [4].

Швейкер М.И. не выделяет этого этапа, однако в своей методике предлагает оценивать эффективность системы контроллинга на основе мнения руководителей (т.е. по качественным показателям).

Этап совершенствования. Подразумевает под собой разработку мер на основе проведенного анализа по улучшению системы контроллинга и устранению проблемных зон.

Хорват П., Карминский А.М., Фалько С.Г., Пырков С.А., Данилочки-на Н.Г., Желтенков А.В., Сюзева О.В., Кутанин Ю.В. в своих трудах не рассматривают данный этап.

Швейкер М.И. же характеризует этап как совершенствование службы контроллинга в соответствии с фазами развития предприятий и изменениями внешней среды [3].

Попченко Е.Л. и Ермасова Н.Б. же представляют этап совершенствования как корректировку на основе взаимосвязи «план - факт - отклонение». На данном этапе проводится сопоставление фактических и плановых характеристик на основе контрольных документов и определяется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений на основе определения ожидаемых величин (целевые - фактические - ожидаемые показатели), а по результатам анализа отклонений разрабатываются корректирующие мероприятия, тем самым осуществляется регулирование процесса контроллинга.

Однако некоторые авторы в своих исследованиях выделяют и иные этапы. Так, например, А.М. Карминский и С.Г. Фалько выделяют этап «упрочнения позиций и фаза роста значимости». Однако, авторы отмечают, что наличие данного этапа характерно не для каждого предприятия.

Швейкер М.И. выделяет этап органического (адаптационного) функционирования контроллинга и указывает на соответствие развития системы контроллинга фазам развития предприятия.

Многие ученые также говорят о возможности дальнейшего развития системы контроллинга на предприятии [7, 8, 9].

На рис. 1 отражена сравнительная характеристика современных подходов к внедрению системы контроллинга, предложенная автором.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

109

Особенности подходов

-------Процессный подход-----

Построение модели — бизнес-процессов, —

протекающих в организации

____Технико - экономическое____

обоснование

Моделирование процессов

____ контроллинга _____________

на основе взаимодействия с бизнес • процессами

___Предварительная адаптация___

концепции

----Выбор методов и методик---

------Централизация службы-----

---Указания по работе системы—

----Тестирование и мониторинг—

Оценка на основе количественных критериев

—Анализ отклонен

Оценка на основе мнения руководителей Совершенствование - в соответствии

с фазами развития организации ----План - факт - отклонение

Подготовительный этап

Этап формирования

Этап внедрения

Этап оценки

Этап совершенстоввания

Общие черты подходов Анализ внешней и внутренней среды

)

Диагностика системы управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ стратегии

3

Анализ информационной системы J)

/Определение философии, инструментов _______и процессов контроллинг

5

—(^ Определение требований к системе J) —(^Определение полномочий контроллинга^

D

Автоматизация системы

Определение места службы ________контроллинга_______

Факторы, способ, и припятств. _______внедрению сис-мы_________

Анализ эффективности внедрения контроллинга на предприятии

3

Рис. 1. Сравнительная характеристика современных подходов к внедрению системы контроллинга

На основе анализа научной литературы, а также опыта компаний, предложен следующий алгоритм внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии (рис. 2).

По результатам анализа внутренних и внешних факторов, а также существующего состояния предприятия совет директоров принимает решение о необходимости создания службы контроллинга, после чего проводится оценка готовности предприятия к внедрению системы контроллинга.

Следующим этапом является определение требований к системе контроллинга - организационная структура службы контроллинга, ее цель и задачи, права и обязанности сотрудников, а также взаимодействие внутри организации и вне ее.

Далее определяются и утверждаются основные характеристики системы контроллинга, на базе которых определяется место службы контроллинга на предприятии.

Далее проводится отбор персонала в форме найма новых сотрудников или перевода и обучения сотрудников из других подразделений организации.

На следующем этапе (построение фундамента контроллинга) формируется информационная база контроллинга, совершенствуется система доку-

110 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ментооборота, система учета затрат, внедряются информационные системы управления.

Вслед за проведенными исследованиями происходит построение системы контроллинга: выбор инструментария контроллеров, создание нормативной базы, совершенствование систем учета, отчетности, планирования.

Рис. 2. Алгоритм внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии (предложен автором)

Далее необходимо оценить эффективность этой системы. Т.к. вся система управления основана на контроллинге, и любой положительный эффект -

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

111

это результат функционирования системы в целом, то для оценки эффективности от внедрения контроллинга можно сравнивать различные показатели деятельности предприятия до и после.

В заключении на основе оценки эффективности проводится разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию и развитию системы контроллинга на предприятии.

Список литературы:

1. Боргардт Е.А. Процедуры комплексной оптимизации хозяйственной деятельности предприятий (на примере производителя автомобильных компонентов ОАО «Энерготехмаш»): дисс. ... канд. эконом. наук / Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева. - Тольятти, 2007.

2. Боргардт Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия [Текст] / Е.А. Боргардт // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 1 (25). - С. 55-61.

3. Боргардт Е.А., Носова В.М. Система контроллинг-менеджмента как инновация в управлении промышленной организацией [Текст] / Е.А. Боргардт, В.М. Носова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 1. - С. 108-119.

4. Гераськин М.И., Боргардт Е.А. Комплексная оптимизация показателей хозяйственной деятельности предприятий [Текст] / М.И. Герась-кин, Е.А Боргардт // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2006. - № 3. - С. 88-98.

5. Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.

6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Юнити, 2009. - 280 с.

7. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners; Пер. с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 269 с. - (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

8. Кутанин Ю.В. Механизм организации контроллинга на промышленном предприятии: автореферат дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2010. -24 с.

9. Попченко Е.Л. Контроллинг как организационно-экономический механизм повышения эффективности управления организацией: дисс. . канд. эконом. наук: 08.00.05. - Саратов, 2005.

10. Сюзева О.В. Организационно-методическое обеспечение формирования и развития контроллинга в промышленных организациях: дисс. . канд. экон. наук. - М., 2010. - 149 с.

112 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

11. Сярдова О.М. Основные показатели эффективности закупочной деятельности промышленного предприятия [Текст] / О.М. Сярдова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. Специальный выпуск. - 2010. - № 1. - С. 39-41.

12. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д Хан. -М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

13. Юсупова С.Я. Контроллинг на российских предприятиях // Предпринимательство. - М., 2008. - № 1.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»)

© Кожухова Т.Г.*

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),

г. Новосибирск

В статье рассматриваются вопросы, связанные со стратегическим целеполаганием и оценкой результативности деятельности компании.

Для оценки результативности предложена система индикаторов достижения целей. На примере публичной финансовой отчетности ОАО «РЖД» составленной в соответствии с международными стандартами проведена оценка степени достижения целей компании при помощи предложенной системы индикаторов и интегрального индекса результативности.

Ключевые слова цель, целеполагание, оценка, эффективность, результативность, индикатор, система индикаторов.

Вопрос оценки результативности управления предприятием остается открытым и требует разработки новых методических подходов. Что понимается под результативностью управления? Очень часто понятие результативности отождествляется с понятием эффективности, что нельзя считать верным. Под результативностью следует понимать «степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления» [1].

Итак, процесс управления необходимо оценивать с точки зрения достижения определенного результата, цели, поставленной перед организацией. Идея управления по стратегическим целям была предложена Питером Дру-кером в 50-е годы ХХ века и получила название Management by objective. Питер Друкер представил иерархию целей, где высший уровень - это мис-

Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.