Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/64PDMN516.pdf Статья опубликована 10.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Положенцева И.В. Современные педагогические технологии в системе российского дистанционного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/64PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 372+378.147
Положенцева Ирина Вениаминовна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»
Россия, Москва
Профессор кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Современные педагогические технологии в системе российского дистанционного образования
Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии, которые используются в практике отечественного дистанционного образования. Глубокие структурные изменения на современном этапе развития цивилизации актуализируют необходимость трансформации системы образования, требуют научно обоснованной модернизации парадигмы образования, учитывая самые разные его формы. Решающими факторами при этом становятся знания, опыт и ценностные преференции человека. ХХ1 век -это развитие информационного общества, расцвет технологической культуры, презумпция бережного отношения к окружающему миру, культурному наследию человечества и самого человека. Несомненно, что современному периоду развития человечества должны соответствовать принципиально новые образовательные системы, адекватные вызовам времени модели обучения, модернизированная философия образования и отвечающая требованиям времени парадигма образования. Дистанционное обучение основывается на трех составляющих: 1) открытое обучение, 2) компьютерное обучение и 3) активное общение преподавателя со студентами с использованием современных телекоммуникационных технологий. Открытое обучение предполагает самоорганизацию студента в процессе освоения квалификации. Получив план обучения, студент сам определяет, как он будет учиться. В удобном для себя режиме студент работает в библиотеке, лаборатории, получает консультации наставников и тому подобное. Компьютерное обучение предполагает как использование соответствующих учебных программ, так и организацию общения студента с преподавателем при помощи электронной почты, списка рассылки, телеконференций и др. Подчеркивается, что дистанционное обучение - это технологически отработанная последовательность предоставления студенту фиксированных объёмов структурированного содержательного учебного материала, которая обеспечивает реализацию и оценку этапов познавательной деятельности обучаемого. Осуществлен анализ характерных признаков дистанционного образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: цивилизация; философия образования; парадигма образования; дистанционное образование; открытое обучение; педагогические технологии; учебная мотивация; образовательная траектория
Глубокие структурные изменения на современном этапе развития цивилизации актуализируют необходимость трансформации системы образования, требуют научно обоснованной модернизации парадигмы образования, учитывая самые разные его формы. Решающими факторами при этом становятся знания, опыт и ценностные преференции человека. ХХ1 век - это развитие информационного общества, расцвет технологической культуры, презумпция бережного отношения к окружающему миру, культурному наследию человечества и самого человека. Несомненно, что современному периоду развития человечества должны соответствовать принципиально новые образовательные системы, адекватные вызовам времени модели обучения, модернизированная философия образования и отвечающая требованиям времени парадигма образования [1].
Дистанционное обучение основывается на трех составляющих: 1) открытое обучение, 2) компьютерное обучение и 3) активное общение преподавателя со студентами с использованием современных телекоммуникационных технологий.
Открытое обучение предполагает самоорганизацию студента в процессе освоения квалификации. Получив план обучения, студент сам определяет, как он будет учиться. В удобном для себя режиме студент работает в библиотеке, лаборатории, получает консультации наставников и тому подобное. Компьютерное обучение предполагает как использование соответствующих учебных программ, так и организацию общения студента с преподавателем при помощи электронной почты, списка рассылки, телеконференций и др.
По мнению А. Хуторского, дистанционные формы обучения должны решать специфические задачи, которые касаются развития творческой составляющей образования и предусматривают:
• усиление активной роли студента в процессе самообразования: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения;
• резкое увеличение объемов доступных образовательных материалов, доступ к мировым достижениям культуры и науки;
• открытие новых возможностей общения с профессионалами, соучениками, получение консультаций независимо от места пребывания;
• увеличение доли эвристической составляющей за счёт применения интерактивных форм обучения;
• более комфортные условия для творческого самовыражения студента и возможности демонстрации продуктов своей образовательной деятельности;
• возможность соревнования со сверстниками, находящимися в других городах и странах, благодаря реализации различных проектов, конкурсов, программ [2].
Дистанционное обучение - это технологически отработанная последовательность предоставления обучаемому фиксированных объёмов структурированного содержательного учебного материала, которая обеспечивает реализацию и оценку этапов познавательной деятельности обучаемого в соответствии с содержанием задач функциональной составляющей учебного процесса.
Характерные признаки дистанционного обучения, далее ДО:
• удаленность субъектов обучения в пространстве и времени, обучение происходит без непосредственного контакта с преподавателем. Однако этот признак не является ключевым, так как и при заочном обучении он тоже присутствует [3, 3].
• технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных технологий [3, 4];
• создание специализированной информационно-образовательной среды, включает в себя как учебно-методические, так и вспомогательные комплексы [4];
• многочисленность источников информации - одновременное обращение большого количества слушателей ко многим источникам учебной информации: электронных библиотек, банков и баз данях [5];
• высокая степень самостоятельности студента в определении объема, последовательности, длительности процесса освоения знаний, умений и навыков [6];
• адаптивность, которая обеспечивает каждому пользователю выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования [7];
• гибкость, благодаря которой обучающиеся по дистанционной системе не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, что является значительным преимуществом для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и прохождения аттестации по выбранным курсам [8];
• модульность является основой программ ДО, каждый конкретный курс формирует у студента целостное представление об определенной предметной сфере. Это дает возможность из набора независимых курсов-модулей формировать цельную учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым - к примеру, для персонала конкретной организации - потребностям [2];
• экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем свидетельствует, что стоимость ДО на 50% дешевле, чем по традиционной форме. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от расходов на подготовку специалистов по очной форме. Невысокая себестоимость ДО объясняется использованием более концентрированного и унифицированного содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество студентов, а также вследствие более продуктивного использования существующих учебных аудиторий, лабораторий и технических средств, например, во вторую смену или в выходные дни [4];
• ориентация на пользователя: по разным причинам не все люди имеют возможность регулярно посещать аудиторные занятия. ДО расширяет доступ к качественному образованию [8];
• доступность: любой учебный материал фиксируется у слушателя в виде компьютерных лекций и может быть в любое время восстановлен [5];
• повышение учебной мотивации: стимуляция самостоятельности в обучении, формирование умения критически мыслить, воспитание самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели [9];
• специализированный контроль над качеством образования: как формы контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические занятия, курсовые и дипломные работы, компьютерные интеллектуальные тестовые системы. Очень важно, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для
продуктивности всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, поэтому для осуществления контроля в дистанционном обучении должна быть разработана единая система государственного тестирования [10];
• модифицированность: относительная легкость обновления содержания учебного материала, возможность архивации старого материала [11];
• использование специальных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств интеракции преподавателя с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного объема знаний. Учебная технология создается на основе определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания концентрируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на государственных стандартах образования, а также в банках данных, библиотеках, видеосюжетах [12];
• параллельность - обучение может осуществляться по совместительству с профессиональной деятельностью и даже обучением;
• социальное равенство: равные возможности получения образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального статуса и прочих показателей;
• положительное влияние на формирование личности обучающегося: ДО повышает творческий и интеллектуальный потенциал человека за счет самоорганизации, сознательного желания получения знаний, использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, умения самостоятельно и ответственно принимать индивидуально и социально значимые решения;
• качественность: качество дистанционного образования не уступает по качеству очной форме обучения, поскольку для подготовки средств обучения привлекаются лучшие представители профессорско-преподавательского состава, используются самые современные учебно-методические материалы; предполагается использование специализированного контроля качества дистанционного образования для обеспечения соответствия образовательным стандартам.
Таким образом, отличительными чертами ДО является предоставление студентам возможности самостоятельно получать необходимые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, которые обеспечиваются современными информационными технологиями. Информационные ресурсы - базы данных и знаний, компьютерные системы обучения и контроля, видео- и аудиозаписи; электронные, наряду с традиционными, учебники и методические пособия создают уникальное распределение среды обучения, доступной самой широкой аудитории.
Дистанционное обучение реализуется путём использования совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное «взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется независимо от их взаимного положения в пространстве и времени, на основе научно обоснованных и педагогически организованных информационных технологий с использованием средств телекоммуникации» [12, 5].
В комплекс технологий дистанционного обучения входят педагогические, информационные и коммуникационные.
Педагогические технологии дистанционного обучения - это специфические технологии медиативно-активного контакта преподавателя со студентами с использованием
64РБМ№16
средств телекоммуникационной связи и методологии самостоятельной работы студентов со структурно организованным учебным материалом, представленным в электронном виде.
Современными педагогическими технологиями, которые используются в системе ДО, считают обучение в сотрудничестве, дискуссии, метод проектов, метод портфолио, ситуационный анализ, ролевые и деловые игры.
Педагогические технологии дистанционного обучения обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным особенностям обучающихся, освобождают преподавателей от части операций по предоставлению учебной информации и контроля знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно-методического опыта. Дистанционная система обучения выдвигает определенные требования к личности студента, а именно: требует от него настойчивости, целеустремленности, владения методами самостоятельной работы, высокой мотивации к обучению, самодисциплины, ответственности, выдержки, знания сетевого этикета, умения выражать свои мысли в письменной форме [13, 14].
Таким образом, рассмотренные технологические средства, формы и технологии сами по себе не решают педагогических задач в области дистанционного образования. Обучающая функция реализуется через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рукина И.М., Филатов В.В. Инновационное образование - инновационная экономика - инновационное общество // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. №3. С. 488-504.
2. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. -М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
3. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2004. - 416 с.
4. Соколов А.В. Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО) (Аналитический обзор состояния ДО в мире) / А.В. Соколов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html.
5. Мордвинов В.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы / В.Ф. Мордвинов // Открытое образование. - 2006. - №1. - С. 77-82.
6. Концепция организации обучения школьников с использованием Интернет на профильном уровне // Современные педагогические технологии Интернет-обучения. - М.: ГНИИ ИТТ «Информатика», 2008. - С. 170-257.
7. Соколов А.В. Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО) (Аналитический обзор состояния ДО в мире) / А.В. Соколов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/7EEF8DFAD10899CFC3256C840052529E/doc.html.
8. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособ. для студ. пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В.
Мир Науки
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
Сучков / под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
9. Капица Г.П., Паластина И.П., Положенцева И.В. Мотивация учебной деятельности студентов в образовательном процессе / В сборнике: Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы VIII Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Ответственный редактор: Г.Г. Бубнов. 2013. С. 115-121.
10. Чумаченко С.И. Особенности компьютерного контроля уровня знаний студентов / С.И. Чумаченко, В.М. Крылов // Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика, 2004» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=79.
11. Положенцева И.В. Практика разработки учебно-методического обеспечения дистанционного обучения в Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского (первый казачий университет) / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №5. С. 218.
12. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
13. Положенцева И.В. Педагогическая среда дистанционного образования в высшей школе России: Монография. - М.: ЗАО «Университетская книга», - 218 с.
14. Совершенствование образовательных программ по гуманитарным и общественно-научным дисциплинам. Учебно-практическое пособие / Положенцева И.В., Евсеева Т.Г., Кащенко Т.Л. // Под общей редакцией Положенцевой И.В. - М: «Университетская книга», 2017 - 230 с.
Polozhentseva Irina Veniaminovna
Moscow state university of technologies and management by K.G. Razumovsky, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Modern pedagogical technologies in the system of russian distance education
Abstract. The article discusses contemporary pedagogical technologies, which are used in the practice of distance education. It is emphasized that e-learning is technologically proven sequence providing students with a fixed volumes of structured meaningful training material that ensures implementation and evaluation stages of the cognitive activity of the learner. The analysis of the characteristic features of distance education in the Russian Federation.
Keywords: civilization; philosophy of education; paradigm of education; distance education; open learning; educational technology; educational motivation; educational trajectory