Научная статья на тему 'Информационное поле педагогического дискурса в системе дистанционного образования'

Информационное поле педагогического дискурса в системе дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY / INNOVATIVE METHODS / INFORMATION ENVIRONMENT OF LEARNING / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

Концепция развития образования ставит задачу формирования принципиально новой культуры педагогического труда. Сегодня для соответствия всем предъявляемым требованиям, педагог должен серьёзно повысить свои знания и навыки в области информационных технологий, знать и уметь применять различные программные средства и возможности Интернет, быть способным интегрировать их со своим профессиональным опытом. Повышение квалификации для педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, обязательно должно включать в себя не только очные занятия, но и занятия в системе дистанционного обучения, в которой в дальнейшем предстоит работать педагогам. Курсы повышения квалификации педагогов, изучающих дистанционные технологии, должны включать разделы, отражающие специфику организации дистанционного образования (дидактические основы, технологии обучения, психологические подходы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training for teaching staff of distance education

The concept of education is fundamentally the task of forming a new culture of pedagogical work. Today, to meet all the requirements, teachers need to seriously improve their knowledge and skills in information technology, know and use different software and Internet capabilities, to be able to integrate them with their professional experience. Further training for teachers engaged in learning using distance learning technologies, have to include not only full-time employment, but also training in the distance learning system, which in the future will be working teachers. Advanced training of teachers, learners remote technologies should include sections that reflect the specifics of distance education (teaching the basics, technology training, psychological approaches).

Текст научной работы на тему «Информационное поле педагогического дискурса в системе дистанционного образования»

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь http://mir-nauki.com/issue-4-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN415.pdf

УДК 378

Положенцева Ирина Вениаминовна

ФГБОУ ВО «Московский Государственный Университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» Российская Федерация, Москва Профессор кафедры «Гуманитарные и социально-политические науки»

Кандидат экономических наук E-mail: vipperh@newmail.ru

Информационное поле педагогического дискурса в системе

дистанционного образования

Аннотация. Концепция развития образования ставит задачу формирования принципиально новой культуры педагогического труда. Сегодня для соответствия всем предъявляемым требованиям, педагог должен серьёзно повысить свои знания и навыки в области информационных технологий, знать и уметь применять различные программные средства и возможности Интернет, быть способным интегрировать их со своим профессиональным опытом. Повышение квалификации для педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, обязательно должно включать в себя не только очные занятия, но и занятия в системе дистанционного обучения, в которой в дальнейшем предстоит работать педагогам. Курсы повышения квалификации педагогов, изучающих дистанционные технологии, должны включать разделы, отражающие специфику организации дистанционного образования (дидактические основы, технологии обучения, психологические подходы).

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии;

инновационные методы; информационная среда обучения; профессиональные компетенции.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Положенцева И.В. Информационное поле педагогического дискурса в системе дистанционного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

1

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Эпоху информационной революции характеризует ежегодное удвоение, а то и утроение объема знаний, что создает серьезные трудности с усвоением новых знаний в ходе учебного процесса. Для оптимальной организации учебной деятельности участники педагогического процесса должны обладать информационными технологиями, иметь доступ к учебной, научной и технической информации, в том числе и к зарубежным источникам, иметь необходимое материально-техническое обеспечение. Для дистанционного обучения данный аспект имеет, безусловно, первоочередное значение [1].

По своей сути образование, в том числе и дистанционное, выступает как процесс, который предусматривает различные процедуры поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и воспроизведения информации. Соответственно, в любом обществе всегда существует необходимость организации информационного сопровождения образования в целом и педагогического дискурса в частности [2].

Информационное сопровождение образовательного процесса, по В. Богословскому, -это обеспечение для педагогов доступа к информации, хранящейся в базах данных, базах знаний, в компьютерных архивах, справочниках и энциклопедиях, в том числе доступа к электронной информации в сети Интернет-ресурсов в соответствии с их профессиональными потребностями. Информационное сопровождение образовательного процесса определяет его цель, характер профессиональной деятельности, на которую он направлен, а также предмет образовательного процесса, его средства и результаты. Одновременно он предусматривает актуальные материальные условия, которые уже есть (техническое оснащение) и созданные в процессе информационно-педагогической деятельности (научное и учебно-методическое обеспечение) [3].

Понятие и структура информационного сопровождения образования раскрывается через ряд родственных понятий, в частности, «информатизация образования», «информационная учебная (образовательная) среда», «информационно-образовательная система», «информационное обеспечение» [4].

Центральное место в структуре информационного сопровождения образования сегодня занимает ее информатизация, которую следует понимать как совокупность взаимосвязанных организационно-правовых, социально-экономических, учебно-методических, научнотехнических, производственных и управленческих процессов, направленных на

удовлетворение информационных, телекоммуникационных, вычислительных потребностей (других потребностей, связанных с внедрением методов и средств информационнокоммуникационных технологий - ИКТ) участников учебно-воспитательного процесса [5].

В свою очередь Л. Монахова и А. Монахова предлагают рассматривать информатизацию образования как педагогическую систему обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. В структурно-содержательном наполнении информатизация образования включает несколько компонент [6].

1) Компьютеризация - использование компьютерных средств для поиска и обработки информации [33].

2) Медиатизация - процесс сбора, хранения и распространения информации мультимедиа и видеотелекоммуникационными средствами [32].

3) Информационная дидактика - сопровождение образовательно-познавательного процесса на основе использования тренажеров, синтезаторов тестов, контрольно-оценочных материалов [31].

2

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

4) Информационная праксеология - обеспечение высокой эффективности достижения образовательных целей в условиях создания информационно праксеологических сред учебного назначения [30].

Российская исследовательница И. Роберт, анализируя информационнокоммуникационную предметную среду, рассматривает ее как совокупность условий, которые обеспечивают деятельность пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, трансляции, употреблению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также как информационное взаимодействие с помощью интерактивных средств ИКТ с другими пользователями, которые сотрудничают с ним как с субъектом информационного общения. При этом информационно-коммуникационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи (трансляции), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и информационное взаимодействие [7].

По нашему мнению, наряду с определенными успехами, процесс информатизации образования в Российской Федерации выявил целый комплекс проблем, среди которых главной является отсутствие единого подхода к обоснованию и формированию направлений применения информационно-компьютерных технологий для совершенствования системообразующих элементов образовательной (в том числе, реализуемой дистанционно) деятельности. Это выражается в следующем.

1. Недостаточным является уровень учета возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий при определении контента образовательных программ и структуры государственных образовательных стандартов по разным формам и направлениям образования [29].

2. Отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и профессорско-преподавательского состава в вопросе использования современных информационно-коммуникационных технологий в высшей (и средней) школе [28].

3. Недостаточным представляется учет возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий при создании и восстановлении учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

4. Несистемным следует признать использование современных информационнокоммуникационных технологий при усовершенствовании образовательных программ.

5. Налицо недостаточность форм применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием на местном и федеральном уровнях.

6. Практически отсутствует действенный механизм накопления, обобщения и распространения передового опыта использования информационнокоммуникационных технологий в образовательной (в том числе, реализуемой дистанционно) деятельности вузов и других учебных заведений [27].

7. В некоторых случаях наблюдается несоответствие требований государственных образовательных стандартов содержанию высшего образования, современным

3

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в настоящей или будущей профессиональной деятельности студентов.

8. Несовершенным видится нормативно-правовое обеспечение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, особенно для дистанционных форм обучения.

9. Недостаточно развитой видится система контроля качества электронных средств обучения и образовательных информационных технологий, в том числе дистанционных, что может привести к снижению качества образования [26].

В то же время опыт реформирования систем образования развитых стран мира демонстрирует ряд примеров успешной реализации проектов по развитию информационного сопровождения педагогического дискурса. В первую очередь стоит отметить большую роль совместных усилий европейских стран в пределах различных интегрированных организационных структур и проектов, направленных на развитие системы образования, которая соответствует условиям и требованиям информационного общества [8].

Так, Совет Европы, признавая образование как инвестиции в будущее этого континента, уделяет даному направлению деятельности большое внимание, опираясь на Европейскую культурною конвенцию,1 утвержденную в 1954 году. Отметим, конвенция была подписана также странами, которые не являются членами Совета Европы, и согласована с Канадой, США и Японией для дальнейшего совместного сотрудничества. Официальные представители, чиновники разных стран-членов СЕ, которые отвечают за развитие образования в своих странах, постоянно встречаются для утверждения программ по развитию перспективных направлений в образовании на основе представленных предложений. Директорат по образованию, культуре и спорту Совета Европы отвечает за администрирование таких программ, которые могут работать и реализоваться в двух направлениях: через проведение проектов или вспомогательную (сервисную) деятельность. Проектная деятельность, в пределах которой, как правило, создаются и действуют информационные сети, охватывает изучение основных направлений образовательной политики, иностранных языков, инновационные процессы в образовании, аспекты интеркультурного образования, важные темы современного развития систем образования, в том числе и дистанционного образования. Особое внимание уделяется сравнительному анализу и обмену опытом между странами. Изучая и анализируя образовательную политику, эксперты Совета Европы совместно разрабатывают и предлагают рекомендации по улучшению ситуации в образовании, таким образом, предоставляется возможность для обмена опытом и повышения квалификации, получения работы или учебы в любой стране Европы [9].

Многочисленные программы, способствующие повышению эффективности информационного обеспечения педагогического дискурса, реализуются и в рамках Евросоюза. Основой процесса информатизации образования становятся структурные фонды, главные финансовые инструменты регионального развития, инвестирования в человеческие ресурсы. В частности, Европейский фонд регионального развития, обеспечивает внедрение цифровых сетей в университетах, приобретение компьютеров и программного обеспечения в рамках программ регионального развития; Европейский социальный фонд направляет средства на адаптацию образовательных и тренировочных систем, оказывает поддержку лучшим моделям, функционирующим на национальном или европейском уровне;

1 Европейская культурная конвенция 19.12.1954. - Париж, 1954. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/018.htm.

4

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Европейский инвестиционный банк, который финансирует ряд инновационных проектов, среди которых внедрение информационных технологий в школах и университетах, повышение квалификации преподавателей, создание мультимедийного контента и виртуальных университетов [10].

Общие принципы и общие программы информатизации педагогического процесса, разрабатываемые и реализуемые на уровне международного сообщества, находят свое конкретное выражение в политике отдельных стран.

Во Франции Министерство национального образования, исследований и технологий успешно реализует проекты по внедрению новых технологий в образовательный процесс. Национальное агентство развития исследований оказывает финансовую поддержку образовательным проектам, делает возможным внедрение ноу-хау некоторых преподавателей в производство и развитие компаний в секторе образовательной мультимедийной продукции. Также реализуется проект «Едукасорс», что позволит преподавателям получить доступ к сетевым мультимедийны ресурсам, публиковать результаты исследований в цифровой форме. Важное место занимают программы создания цифровых каталогов образовательных библиотек и перевода материалов, не защищенных авторским правом, в цифровую форму [11].

Значительные усилия ведущих стран мира направлены на разработку программного обеспечения педагогического процесса. Как отмечает В. Вембер, за последние годы за рубежом спроектировано и реализовано множество разнообразных обучающих компьютерных программ. В разных странах при поддержке государства создаются общедоступные национальные коллекции (библиотеки) электронных ресурсов. Они собраны и действуют в скандинавских странах, странах Юго-Восточной Азии, Великобритании, Франции, Польше, США. Такие коллекции разрабатываются за государственные средства, на гранты некоммерческих гуманитарных фондов. Главная их особенность - это бесплатное тиражирование и гарантированное качество. В некоторых странах (Норвегия, Эстония, Голландия, Франция, США, Ирландия) государственные органы заказывают разработку принципиально новых электронных ресурсов, которые затем централизованно распространяются в учебных заведениях [12].

И. Малицкая обращает внимание на деятельность образовательных европейских сетей, которые, кроме накопления и распространения педагогической информации, обеспечивают сопровождение проектов и программ, конференций, семинаров, конкурсов, издание общих аналитических отчетов и бюллетеней. Вопрос систематизации, сбора, анализа и распространения образовательной информации в странах Европейского Союза и Совете Европы решают известные международные информационные центры и сети: EURYDICE (Информационная сеть по вопросам образования Европейского Союза), EUDISED (Европейские документационные и информационные системы для образования), CEDEFOP (Европейский центр по развитию профессиональной подготовки) и другие [13].

Таким образом, опираясь на опыт развитых стран мира, можно утверждать, что в первую очередь эффективность информационного сопровождения современного, особенно -дистанционного образования, зависит от внедрения новейших информационных технологий педагогического дискурса, только так дискурс в системе технологий современного образования получит реальное содержание.

В целом новые информационные технологии в образовании предусматривают три составляющие: технические устройства, программное и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и

5

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

тому подобное. Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере и обслуживающие эту работу. Третьей и главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по сути, особый класс программ - учебные программы, учебные системы. Именно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Сейчас существуют базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для учебных целей. Среди обучающих систем наиболее распространены следующие: для тренировки умений и навыков; формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры. К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность заключается в том, что они диагностируют знания обучающегося и составляют историю его обучения, модель конкретного обучающегося, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения [14].

Л. Оршанский, рассматривая ИТ-технологии (информационные и

телекоммуникационные) как коммуникативный компонент креативной информационнообразовательной среды, выделяет причины, которые обуславливают актуальность их использования в образовании [15]:

• исключительно широкие возможности в индивидуализации образования;

• повышение мотивации субъектов обучения при их использовании, усиление эмоционального фона образовательного процесса;

• разнообразие условий и механизмов для активной самостоятельной деятельности;

• обеспечение широкой зоны контактов, возможность общения через Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разницы часовых поясов;

• возможность комплексного воздействия на различные органы чувств;

• высокая наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрация быстро меняющихся или замедленных процессов (возможность трансформации времени), объемных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность исследуемых процессов и явлений;

• растущие интерактивные возможности ИТ-технологий;

• доступность ИТ-технологий в любое время, удобное для субъекта обучения;

• сокращение большого количества репродуктивных и даже рутинных операций вроде выполнения сложных вычислений, построения графиков и диаграмм, моделирования явлений, статистического анализа данных исследования, документирования результатов учебной деятельности;

• легкость и привычность организации игровых форм обучения. 2

2 Оршанский Л.В. Креативная информационно-образовательная среда как фактор саморазвития личности / Л.В. Оршанский // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы. - 2010. - Вып. 23. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Sitimn/2010_23/Kreatuvne_informaziino_osv_seredov.pdf.

6

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Итак, в первую очередь в информационных технологиях педагогического дискурса современного образования заложено широкое применение современной компьютерной техники. Внедрение компьютера в учебный процесс освобождает преподавателя от рутинной работы по организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоелементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: умственную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют формированию практических навыков, интерактивные тестовые системы анализируют качество знаний [16].

Среди многообразия новых информационных технологий педагогического дискурса, скоторые тремительно развиваются и распространяются в современной образовательной среде, ведущая роль принадлежит группе информационных технологий, основанных на использовании современных телекоммуникационных сетей, в первую очередь Интернет. При этом внимание исследователей в первую очередь привлекают почти неограниченные возможности Интернет-технологий относительно распространения различных информационных ресурсов [17].

Традиционной формой информационного представления предмета педагогического дискурса выступает непосредственное межличностное общение, которое происходит в рамках урока, лекции, семинара и других форм организации учебной деятельности, а также во внеучебное время. Информатизация образования открывает новые возможности для более эффективного функционирования педагогического дискурса в форме межличностного общения [18].

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий дало возможность применять их для более выразительного представления лекционного материала, а также для перехода к электронным лекциям. В первом случае преподаватель только дополняет лекционный материал компьютерной презентацией или видеороликом для иллюстрации цифрового, графического или наглядного материала моделями событий, явлений и процессов. Электронные лекции предусматривают распространение учебного материала в компьютерных сетях; лекционный текст в таком случае может быть не только традиционным, но и представлять собой подборку статей или фрагментов из них, а также учебных материалов, которые готовят студентов к будущим дискуссиям на лекциях. Особую актуальность такие лекции, безусловно, приобретают в дистанционном образовании [19].

Примерами новых форм представления предмета педагогического дискурса в рамках межличностного общения посредством сети Интернет является коммуникация через электронную почту, социальные сети, блоги, специализированные форумы и другие Интернет-сервисы. Особое место при этом занимает такая форма коммуникации между педагогом и обучающимися (студентами) как Интернет-сайты, которые создаются и поддерживаются различными субъектами педагогического дискурса. Чтобы сформировть у обучающегося навыки и умения, можно использовать электронный практикум. Электронный практикум представляет собой обучающую среду, которая формирует условия для освоения учебного курса [20]:

• регулирует процесс получения знаний по предмету (демо-лекции);

• вырабатывает навыки решения контольных задач (поэтапный ход решения с графическими и текстовыми комментариями) [27];

7

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организует порядок выполнения индивидуальных курсовых заданий (исходные данные индивидуальных вариантов в текстовом виде или в виде файлов, образцы оформления заданий, поэтапный ход выполнения каждого задания).3

Для достижения эффекта динамичности и облегчения восприятия изучаемого материала электронный практикум использует прием «наложение», когда статичная иллюстрация разбивается на составные части, а затем создается последовательность наложений этих частей друг на друга. Для пояснения рисунок сопровождает краткий текстовый комментарий. В иллюстрациях практикума используется также и цветовой комментарий. Обучаемый сам регулирует скорость и порядок подачи информации при изучении материала [21].

В частности, П. Кеменов уместно обращает внимание на возможности использования в педагогическом процессе страниц преподавателей (персональных сайтов), которые содержат некоторое количество ссылок на электронные ресурсы, электронные учебники и публикации автора сайта, они могут служить также источником информации для студентов об организации учебного процесса. Для эффективного использования этого ресурса важно представить на личной странице следующую информацию [22]:

• календарно-тематический план курса;

• расписание консультаций;

• презентации или вспомогательные материалы;

• список задач для студентов, сроки их выполнения, требования к оформлению задач, способ их представления, например, по электронной почте или на бумажном носителе (первый вариант повышает эффективность использования сайта);

• информацию о формах обратной связи (перечень форм контроля и шкалу оценки результатов работы);

• виды и время проверочных работ (промежуточных и заключительных);

• список рекомендуемой литературы;

• Интернет-ссылки по теме исследования [26];

• доску текущих объявлений, на которой размещается актуальная информация.

Можно дополнить сайт сведениями о преподавателе, а также создать форум, на котором будут обсуждаться любые вопросы, возникающие в процессе обучения, как у обучающихся, так и у преподавателя. Общение с обучающимися через сайт позволяет уменьшить число аудиторных консультаций, постоянно находиться «на связи», контролировать процесс самостоятельного обучения, а также построить менее формализованные отношения с обучающимися и повысить их заинтересованность в процессе и результате обучения [23].

Таким образом, личная страница преподавателя в Интернете является связующим звеном между ним и студентами, дает возможность рационально построить процесс обучения, скоординировать внеаудиторную работу, а также повысить эффективность аудиторных занятий и консультаций [24].

3 Кеменов П.А. Применение информационных технологий в процессе обучения в вузе / П.А. Кеменов // Человек и образование. - 2009. - №3. - С. 146-148.

8

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Центральное место в этом процессе занимает создание различных электронных документов. Результатом применения компьютерных технологий в информационной деятельности явилось создание нового вида документов - электронных. Электронные документы с точки зрения хранения и оперативности доступа к информации имеют большие преимущества по сравнению с другими видами. Формируя такие коллекции (базы данных, базы знаний), библиотеки значительно расширяют свои возможности по выполнению кумулятивной, мемориальной и коммуникационной функций, что в итоге улучшает удовлетворение информационных потребностей пользователей. Сформировав фонд электронных документов, библиотека, с одной стороны, получает их надежные страховые копии, а с другой, возможность одновременного обслуживания практически неограниченного количества пользователей, находящихся как в помещении библиотеки, так и за ее пределами. Немаловажным является и возможность оперативной актуализации учебной информации [25].

Таким образом, знания и информация не только стали организующим звеном педагогического дискурса эпохи информационного общества, но и сам характер педагогического дискурса модифицировался: информационная сфера является

системообразующим фактором современного педагогического дискурса. Впервые в истории информация начинает функционировать не просто как социальная память, а как действующий инструмент для принятия педагогических решений. Техническим базисом педагогического дискурса признается развитие компьютерных технологий и средств коммуникации, кардинально преобразующих образовательную сферу, в том числе - систему дистанционного образования.

9

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. Библиотека института социально-гуманитарных технологий МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Калуга, 2015.

2. Артемьева С.И., Афанасьев В.В., Кальней В.А., Кузьмина М.А., Кутеева В.П., Миляева М.В., Пискунова Т.Н., Положенцева И.В., Пронин Э.А., Рабаданова Р.С., Ромашина С.Я., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Стипендиальное обеспечение студентов как фактор мотивации повышения качества профессиональной подготовки: психолого-педагогические аспекты. Москва, 2013.

3. Бычков М.А., Положенцева И.В. Механизмы реализации модели государственно-общественного управления системой подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3. №3. С. 61-64.

4. Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Женжебир В.Н.: Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.

5. Капица Г.П., Паластина И.П., Положенцева И.В. Мотивация учебной деятельности студентов в образовательном процессе. В сборнике: Образовательная среда сегодня и завтра Материалы VIII Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Ответственный редактор Г.Г. Бубнов. 2013. С. 115-121.

6. Козлов О.А., Паластина И.П. Информационные технологии как инструмент обучения студентов принятию управленческих решений. Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. №3t. С. 93-95.

7. Козлов О.А., Паластина И.П. Возможности применения информационных технологий как инструмента обучения студентов принятию управленческих решений. Ученые записки ИИО РАО. 2006. №21. С. 50-53.

8. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Современные образовательные технологии как средство эффективного обучения управленческих кадров. Мат-лы VII Всероссийской научно - практической конференции: «Образовательная среда сегодня и завтра», М.: ВВЦ, 2010 - с. 93-95, 0.18/0.09 п.л.

9. Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцев В.И. Управление инновационной стратегией целостного педагогического процесса в высшем профессиональном образовании // Мат-лы Международной научнопрактической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.:МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011, с. 287-299, 0.94/0.32 п.л.

10

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

10. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Использование новых информационных технологий для эффективного обучения управленческих кадров. Научные труды. Международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» в 3-х томах. Том 1. - Москва: Янус-К, 2006.

11. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Использование активных методов обучения для эффективной подготовки управленческих кадров. Научные труды 13 Международной научной конференции «Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг». Выпуск 11, Том 3, Издательский комплекс МГУТУ, Москва 2007.

12. Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Сафронов Б.И. // Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 - 479 с.

13. Лочан С.А., Петросян Д.С. Государственное регулирование и стимулирование развития инновационной инфраструктуры регионального образовательного комплекса / В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И. Москва, 2015. С. 79-81.

14. Лочан С.А., Романенко Е.Ю., Петросян Д.С. Развитие методов инвестирования инновационных программ в сфере высшего профессионального образования./ Аудит и финансовый анализ. 2014. №3. С. 258-266.

15. Петросян Д.С., Лочан С.А. Развитие инновационной инфраструктуры регионального образовательного комплекса / Аудит и финансовый анализ. 2014. №4. С. 367-375.

16. Лочан С.А., Петросян Д.С. Методический подход к выбору направлений инвестирования инновационных программ в сфере высшего профессионального образования по экономике промышленности / Экономика образования. 2014. №6 (85). С. 5-15.

17. Лочан С.А., Семенова В.В., Петросян Д.С. Инвестирование инновационных программ в сфере высшего профессионального образования по экономике промышленности / Человеческий капитал. 2014. №6 (66). С. 46-50.

18. Манюшис А.Ю., Рукина И.М., Петросян Д.С., Лочан С.А. Инновационное развитие высшего профессионального образования в России / Монография: Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве, Москва, ISBN 978-5-9248-0185-8; 2014 г.

19. Малахова С.С., Паластина И.П. Проведение занятий по курсу «управленческие решения» с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2008. №1. С. 349-354.

20. Музафарова Н.И. Историческая роль философско-педагогической мысли в формировании личности гражданина / Н.И. Музафарова, В.И. Голованов; Моск. гос. ун-т инженер. экологии. Москва, 2005.

21. Осипенко С.В., Положенцева И.В. Бюджетный контроль и бюджетно-правовая ответственность в сфере профессионального образования. Власть. 2014. №1. С. 61-64.

11

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

22. Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в XXI веке / Сборник / Моск. гос. ун-т инженер. экологии; под ред. Голованова В.И. Москва, 2004.

23. Пронин Э.А., Положенцева И.В., Ананишнев В.В. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т. 3. №4. С. 32-34.

24. Пронин Э.А., Положенцева И.В. Современное онлайн-образование в россии: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Социальногуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. №2. С. 18-20.

25. Положенцева И.В., Кащенко Т.Л. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов. Власть. 2014. №12. С. 42-46.

26. Паластина И.П. Разработка и использование программно-методического комплекса поддержки принятия управленческих решений (на примере обучения менеджеров гостиничного бизнеса) Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт информатизации образования Российской академии образования. Москва, 2008.

27. Паластина И.П. Методика обучения будущих экономистов принятию управленческих решений с использованием информационных технологий. Информатика и образование. 2008. №6. С. 106-107.

28. Рукина И.М. Новая фаза мирового развития - интеллектуальный фронт. / Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. №1. С. 206-212.

29. Рукина И.М. Инновационные технологии формирования социального капитала общества / В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Юго-Западный государственный университет; председатель редколлегии Вертакова Ю.В. 2014. С. 378-382.

30. Рукина И.М., Филатов В.В. Инновационное образование - инновационная экономика - инновационное общество // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. №3. С. 488-504.

31. Социально-инновационное преподавание гуманитарных дисциплин сборник научных работ / Федеральное агентство по образованию, Московский гос. ун-т инженерной экологии; под ред. В.И. Голованова. Москва, 2009.

32. Филатов В.В., Елисеева Т.В., Князев В.В. Роль компьютерных деловых игр в информационной подготовке менеджеров / «Образовательная среда сегодня и завтра». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2010. - С. 52-54.

33. Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Филатов В.В., Паластина И.П.: Управление качеством. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

12

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Polozhentseva Irina Veniaminovna

Moscow State University of technologies and management by K.G. Razumovsky

Russia, Moscow E-mail: vipperh@newmail.ru

Features of training for teaching staff of distance education

Abstract. The concept of education is fundamentally the task of forming a new culture of pedagogical work. Today, to meet all the requirements, teachers need to seriously improve their knowledge and skills in information technology, know and use different software and Internet capabilities, to be able to integrate them with their professional experience. Further training for teachers engaged in learning using distance learning technologies, have to include not only full-time employment, but also training in the distance learning system, which in the future will be working teachers. Advanced training of teachers, learners remote technologies should include sections that reflect the specifics of distance education (teaching the basics, technology training, psychological approaches).

Keywords: distance learning; information technology; innovative methods; information environment of learning; professional competence.

13

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

REFERENCES

1. Artem'eva S.I., Bakuradze A.B., Bychkov M.A., Kal'ney V.A., Polozhentseva I.V., Rabadanova R.S., Chernavskiy M.Yu., Shishov S.E., Yulina G.N. Perspektivnye mekhanizmy gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem v protsesse sinkhronizatsii strategii i standartov obrazovaniya v sub"ektakh rossiyskoy federatsii. Biblioteka instituta sotsial'no-gumanitarnykh tekhnologiy MGUTU im. K.G. Razumovskogo. Kaluga, 2015.

2. Artem'eva S.I., Afanas'ev V.V., Kal'ney V.A., Kuz'mina M.A., Kuteeva V.P., Milyaeva M.V., Piskunova T.N., Polozhentseva I.V., Pronin E.A., Rabadanova R.S., Romashina S.Ya., Chernavskiy M.Yu., Shishov S.E., Yulina G.N. Stipendial'noe obespechenie studentov kak faktor motivatsii povysheniya kachestva professional'noy podgotovki: psikhologo-pedagogicheskie aspekty. Moskva, 2013.

3. Bychkov M.A., Polozhentseva I.V. Mekhanizmy realizatsii modeli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya sistemoy podgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2015. T. 3. №3. S. 61-64.

4. Dolgova V.N., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Zhenzhebir V.N.: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoy promyshlennosti, 2010.

5. Kapitsa G.P., Palastina I.P., Polozhentseva I.V. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti studentov v obrazovatel'nom protsesse. V sbornike: Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: sbornik nauchnykh trudov. Otvetstvennyy redaktor G.G. Bubnov. 2013. S. 115-121.

6. Kozlov O.A., Palastina I.P. Informatsionnye tekhnologii kak instrument obucheniya studentov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2007. №3t. S. 93-95.

7. Kozlov O.A., Palastina I.P. Vozmozhnosti primeneniya informatsionnykh tekhnologiy kak instrumenta obucheniya studentov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy. Uchenye zapiski IIO RAO. 2006. №21. S. 50-53.

8. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo effektivnogo obucheniya upravlencheskikh kadrov. Mat-ly VII Vserossiyskoy nauchno - prakticheskoy konferentsii: «Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra», M.: VVTs, 2010 - s. 93-95, 0.18/0.09 p.l.

9. Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentsev V.I. Upravlenie innovatsionnoy

strategiey tselostnogo pedagogicheskogo protsessa v vysshem professional'nom obrazovanii // Mat-ly Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya politika khozyaystvuyushchego sub"ekta: tseli, problemy, puti sovershenstvovaniya», sektsiya: «Kontseptual'nye osobennosti sovremennogo

menedzhmenta», M.:MVTs «Krokus-Ekspo», RUDN, 2011, s. 287-299, 0.94/0.32 p.l.

10. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Ispol'zovanie novykh informatsionnykh tekhnologiy dlya effektivnogo obucheniya upravlencheskikh kadrov. Nauchnye trudy. Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Informatsionnye sredstva i tekhnologii» v 3-kh tomakh. Tom 1. - Moskva: Yanus-K, 2006.

14

06PDMN415

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

11. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya dlya effektivnoy podgotovki upravlencheskikh kadrov. Nauchnye trudy 13 Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Innovatsionnye tekhnologii obucheniya v usloviyakh globalizatsii rynka obrazovatel'nykh uslug». Vypusk 11, Tom 3, Izdatel'skiy kompleks MGUTU, Moskva 2007.

12. Kobulov B.A., Kolosova G.M., Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Deeva V.A., Denisova N.A., Kobulova A.B., Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Safronov B.I. // Innovatsionnyy menedzhment - Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoy promyshlennosti, 2011 -479 s.

13. Lochan S.A., Petrosyan D.S. Gosudarstvennoe regulirovanie i stimulirovanie razvitiya innovatsionnoy infrastruktury regional'nogo obrazovatel'nogo kompleksa / V sbornike: Razvitie ekonomiki i predprinimatel'stva v usloviyakh ekonomicheskikh strategiy importozameshcheniya Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, sbornik nauchnykh statey prepodavateley, aspirantov i studentov. pod red. Malyshkova V.I. Moskva, 2015. S. 79-81.

14. Lochan S.A., Romanenko E.Yu., Petrosyan D.S. Razvitie metodov investirovaniya innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya./ Audit i finansovyy analiz. 2014. №3. S. 258-266.

15. Petrosyan D.S., Lochan S.A. Razvitie innovatsionnoy infrastruktury regional'nogo obrazovatel'nogo kompleksa / Audit i finansovyy analiz. 2014. №4. S. 367-375.

16. Lochan S.A., Petrosyan D.S. Metodicheskiy podkhod k vyboru napravleniy investirovaniya innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya po ekonomike promyshlennosti / Ekonomika obrazovaniya. 2014. №6 (85). S. 5-15.

17. Lochan S.A., Semenova V.V., Petrosyan D.S. Investirovanie innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya po ekonomike promyshlennosti / Chelovecheskiy kapital. 2014. №6 (66). S. 46-50.

18. Manyushis A.Yu., Rukina I.M., Petrosyan D.S., Lochan S.A. Innovatsionnoe razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii / Monografiya: Izdatel'stvo: Izdatel'skiy dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, Moskva, ISBN 978-59248-0185-8; 2014 g.

19. Malakhova S.S., Palastina I.P. Provedenie zanyatiy po kursu «upravlencheskie resheniya» s primeneniem sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy. Innovatsii na osnove informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy. 2008. №1. S. 349-354.

20. Muzafarova N.I. Istoricheskaya rol' filosofsko-pedagogicheskoy mysli v formirovanii lichnosti grazhdanina / N.I. Muzafarova, V.I. Golovanov; Mosk. gos. un-t inzhener. ekologii. Moskva, 2005.

21. Osipenko S.V., Polozhentseva I.V. Byudzhetnyy kontrol' i byudzhetno-pravovaya otvetstvennost' v sfere professional'nogo obrazovaniya. Vlast'. 2014. №1. S. 61-64.

22. Osobennosti prepodavaniya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v XXI veke / Sbornik / Mosk. gos. un-t inzhener. ekologii; pod red. Golovanova V.I. Moskva, 2004.

15

06PDMN415

Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

23. Pronin E.A., Polozhentseva I.V., Ananishnev V.V. Sovremennoe politicheskoe onlayn-obrazovanie v srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkolakh. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2014. T. 3. №4. S. 32-34.

24. Pronin E.A., Polozhentseva I.V. Sovremennoe onlayn-obrazovanie v rossii: problemy i perspektivy. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2015. T. 4. №2. S. 18-20.

25. Polozhentseva I.V., Kashchenko T.L. Fenomen istoricheskoy pamyati i aktualizatsiya lichnoy istoricheskoy pamyati studentov. Vlast'. 2014. №12. S. 42-46.

26. Palastina I.P. Razrabotka i ispol'zovanie programmno-metodicheskogo kompleksa podderzhki prinyatiya upravlencheskikh resheniy (na primere obucheniya menedzherov gostinichnogo biznesa) Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Institut informatizatsii obrazovaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya. Moskva, 2008.

27. Palastina I.P. Metodika obucheniya budushchikh ekonomistov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologiy. Informatika i obrazovanie. 2008. №6. S. 106-107.

28. Rukina I.M. Novaya faza mirovogo razvitiya - intellektual'nyy front. / Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2015. №1. S. 206-212.

29. Rukina I.M. Innovatsionnye tekhnologii formirovaniya sotsial'nogo kapitala obshchestva / V sbornike: Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva sbornik statey 4-oy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4-kh tomakh. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet; predsedatel' redkollegii Vertakova Yu.V. 2014. S. 378-382.

30. Rukina I.M., Filatov V.V. Innovatsionnoe obrazovanie - innovatsionnaya ekonomika -innovatsionnoe obshchestvo // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2014. №3. S. 488-504.

31. Sotsial'no-innovatsionnoe prepodavanie gumanitarnykh distsiplin sbornik nauchnykh rabot / Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Moskovskiy gos. un-t inzhenernoy ekologii; pod red. V.I. Golovanova. Moskva, 2009.

32. Filatov V.V., Eliseeva T.V., Knyazev V.V. Rol' komp'yuternykh delovykh igr v informatsionnoy podgotovke menedzherov / «Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra». Materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M., 2010. - S. 52-54.

33. Khomutinnikova T.V, Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Filatov V.V., Palastina I.P.: Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoy promyshlennosti, 2009.

16

06PDMN415

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.