Научная статья на тему 'Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования'

Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TEACHING CONDITIONS / НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / RESEARCH ENVIRONMENT / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATIONAL OUTCOMES / ТЬЮТОР / TUTOR / ОБУЧЕНИЕ ПО ПЕРЕПИСКЕ / TRAINING BY CORRESPONDENCE / ТРАЕКТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / TRAJECTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

В статье рассматриваются генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования в России. Автор подчеркивает, что результативность образовательного процесса и, в частности, внедрения в него дистанционного обучения, в значительной мере зависит от выполнения педагогами своих профессиональных функций, от уровня развития личностных, профессиональных способностей педагога, его компетентности, основой которой является готовность к работе в системе дистанционного обучения. Современное информационное общество невозможно представить без применения компьютерных технологий во всех звеньях системы образования, учебных организациях и органах управления образованием. В Национальной доктрине образования Российской Федерации, которая «определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года», отмечено, что приоритетом развития образования является внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к сети высококачественных баз данных, расширяющих возможности восприятия сложной информации. Среди прочего Национальная доктрина гарантирует «свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг». Рассматриваются основные этапы развития дистанционного образования в России и за рубежом. Автор отмечает, что применение дистанционных технологий, создаёт благоприятные условия для индивидуализации учебной деятельности, что в значительной мере повышает доступность высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis, evolution and prospects of development of distance education

The article discusses the Genesis, evolution and prospects of development of remote education in Russia. The author emphasizes that the effectiveness of the educational process and, in particular, introduce distance learning, largely dependent on the implementation by teachers of their professional functions, the level of development of personal and professional abilities of a teacher, his competence, which is based on the willingness to work in the system of distance learning. The main stages of the development of distance education in Russia and abroad. The author notes that the use of distance learning technology, creates favorable conditions for the individualization of learning activities, which greatly enhances the accessibility of higher education.

Текст научной работы на тему «Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN117.pdf Статья опубликована 17.02.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Положенцева И.В. Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 372+378.147

Положенцева Ирина Вениаминовна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»

Россия, Москва

Профессор кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»

Кандидат экономических наук E-mail: vipperh@yandex.ru

Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования

Аннотация. В статье рассматриваются генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования в России. Автор подчеркивает, что результативность образовательного процесса и, в частности, внедрения в него дистанционного обучения, в значительной мере зависит от выполнения педагогами своих профессиональных функций, от уровня развития личностных, профессиональных способностей педагога, его компетентности, основой которой является готовность к работе в системе дистанционного обучения. Современное информационное общество невозможно представить без применения компьютерных технологий во всех звеньях системы образования, учебных организациях и органах управления образованием. В Национальной доктрине образования Российской Федерации, которая «определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года», отмечено, что приоритетом развития образования является внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к сети высококачественных баз данных, расширяющих возможности восприятия сложной информации. Среди прочего Национальная доктрина гарантирует «свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг». Рассматриваются основные этапы развития дистанционного образования в России и за рубежом. Автор отмечает, что применение дистанционных технологий, создаёт благоприятные условия для индивидуализации учебной деятельности, что в значительной мере повышает доступность высшего образования.

Ключевые слова: дистанционное образование; дидактические условия; научное пространство; учебный процесс; образовательные результаты; тьютор; обучение по переписке; траектория образования

Современное информационное общество невозможно представить без применения компьютерных технологий во всех звеньях системы образования, учебных организациях и органах управления образованием. В Национальной доктрине образования Российской Федерации, которая «определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года» [1], отмечено, что приоритетом развития образования является внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к сети высококачественных баз данных, расширяющих возможности восприятия сложной информации. Среди прочего Национальная доктрина гарантирует «свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг» [1].

В общепринятом понимании образование представляет усвоение человеком опыта прошлого, но в условиях современности это противоречит потребности человека в самореализации и необходимости решать актуальные проблемы высоко динамичного мира. А. Хуторской в своей книге «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» подчеркивает, что от современного человека требуется осмысленное действие в ситуации выбора, грамотная постановка и достижение поставленных целей, эффективные действия в личных, образовательных и профессиональных целях. В качестве одной из основных педагогических задач современности А. Хуторской видит «определение дидактических условий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации обучающихся с одновременным усвоением ими культурно-исторических достижений человечества в изучаемых областях. Данная проблема отражает противоречие между свободой и заданностъю в образовании, личностным и социальным заказом на образование, ученическим творчеством и образовательными стандартами» [2, с. 8].

Исходя из того, что спектр современных педагогических задач достаточно широк, представляется уместным рассмотреть наиболее значимые и актуальные из их числа. Профессор Д. Фельдштейн, рассматривая перспективные направления деятельности Российской Академии образования, отмечает: «Мы обязаны особое внимание уделить установлению нравственных ориентиров, ценностей, того духовного фона, на базе которого и можно определять сущность современного образования, его структуру, в том числе соотношение предметов гуманитарного, математического, естественнонаучного, эстетического циклов, содержание отдельных учебных дисциплин, длительность их изучения» [3, с. 11-12].

Выполнение этих объемных задач, отмечает Д. Фельдштейн, требует не просто серьезного пересмотра проблем педагогической науки и направлений фундаментальных исследований, а формирования нового научного пространства и новых направлений деятельности Российской Академии образования. Это в свою очередь, приводит к необходимости:

1) провести исследования, ориентированные на выработку новой теории образования, которые будут опираться четкие мировоззренческие позиции и современные достижения науки, учитывать реальные проблемы общества и состояния системы образования [11];

2) выработать стратегию психолого-педагогических исследований, пересмотрев принципы и формы деятельности всех академических структур и их взаимодействия со специализированными институтами [12];

3) разработать новые принципы системного взаимодействия теории и практики (в том числе и практики педагогической - прим. авт.), прогностической и опытно-экспериментальной деятельности;

4) поставить во главу угла человеческий фактор при определении ответственности научных работников за результаты научной и практической исследовательской деятельности и всех субъектов образовательной деятельности за её результат [3].

Даже самый общий анализ задач современной педагогики дает основания утверждать: значительная их часть связана с личностью педагога, который является и воспитателем, и наставником. Педагог выполняет функцию наставника, помогая обучающемуся выстроить индивидуальную траекторию обучения по каждой изучаемой дисциплине, с тем, чтобы он мог получить не только некую совокупность знаний, но и реализовать поставленные перед собой цели занятий, освоить программы индивидуального обучения.

Следовательно, успешность образовательной деятельности и, в частности, внедрения в неё дистанционного обучения, в значительной мере зависит от выполнения педагогами своих профессиональных функций, от уровня развития личностных, профессиональных способностей педагога, его компетентности, основой которой является готовность к работе в системе дистанционного образования [4].

Необходимо отметить, что идея учиться и учить других на расстоянии - отнюдь не достижение нового времени. Некоторые исследователи утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, не что иное, как иллюстрация отдельных базовых положений дистанционного образования. В 1840 году Исаак Питман внедрил в Великобритании практику обучения студентов началам стенографии посредством почтовых отправлений, став, таким образом, основателем первого дистанционного образовательного курса. В 1850-е годы в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои «обучающие письма» в качестве самоучителя по языку для взрослых. В 1836 году был основан Лондонский Университет, который впервые предоставил возможность получать высшее образование на расстоянии. Студентам аккредитованных учебных заведений было дано разрешение для сдачи экзаменов, проводимых Университетом. С 1858 года возможность открытой сдачи экзаменов в Лондонском Университете получили претенденты со всего мира, независимо от того, где и каким образом соискатели получали образование. Такая практика породила возникновение колледжей, которые предлагали обучающие курсы на основе почтовой переписки. По содержанию и по технологии - это уже форма дистанционного образования в рамках университетской программы [5].

В 1870-е годы в Североамериканских соединенных штатах также был реализован определенный комплекс мероприятий по организации дистанционного обучения. В 1892 году Вильям Рейни Харпер - «отец» обучения по почте в Америке, основал первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. Серия экспериментов внеклассного преподавания была начата в Баптистской теологической семинарии [11].

В России образование на расстоянии, которое осуществляется параллельно какой-либо другой деятельности, иными словами - дистанционное образование, имеет глубокие исторические корни и традиции. Родоначальником открытого и заочного профессионального образования в России стал Карл Мазинг (1849-1926 гг.) Он был выдающимся математиком, инженером и педагогом, председателем Московского отделения Императорского русского технического общества. В 1870 году по инициативе К. Мазинга и при его непосредственном участии были созданы вечерние рабочие курсы и классы, реальные училища в Петербурге и Москве, они дали возможность получить школьное и высшее образование всем желающим, в том числе - дистанционно [6].

В социалистической России линия активное развитие дистанционного образования продолжилась. В Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель «образования без визуального контакта», то есть заочное образование. К 1960-м годам в СССР

было открыто 11 заочных университетов, также заочные факультеты в традиционных высших учебных заведениях [12].

В Китае в ходе культурной революции было закрыто большое число традиционных высших учебных заведений. Для подготовки специалистов с высшим образованием в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов на базе спутникового вещания в провинциальных районах страны [5].

В генезисе дистанционного образования современные ученые выделяют три этапа, или поколения.

Первый этап - появление заочного образования в 1850-х гг. Так, в 1856 в Германии Ч. Тусен и упомянутый выше член Г. Лангенштейдт открыли курсы заочного обучения иностранным языкам. Посредством почтовой связи (так возник термин corresponding leaning -«обучение по переписке») ученикам рассылали методические указания, контрольные работы и рецензии на выполненные работы. Таким образом происходило обучение [7].

Официальный статус на уровне высшей школы эта форма образования впервые получила в США, когда в 1891 при Чикагском университете было открыто заочное отделение. Позже она получила распространение и в других американских университетах, а в XX в. - в СССР, странах Восточной и Центральной Европы. С 1938 функционирует Международный совет по заочному обучению. Эта старейшая международная образовательная организация в 1982 стала называться Международный совет по дистанционному образованию (ICDL).

Именно в этот период появились термины, которые в дальнейшем стали характеризовать дистанционное образование: home study - «домашнее обучение», external student - «внешний студент, сетевой ученик» и др. В 1982 году впервые был использован термин distant education -«дистанционное обучение» в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин в США. Следовательно, 1982 год считается годом рождения дистанционного образования [8].

Итак, основными достижениями этого этапа стали: осознание важности технических средств обучения; появление новых университетских структур и новых ролей субъектов образовательной деятельности; признание необходимости поддерживающей составляющей обучения.

Второй этап, или второе поколение развития, отсчитывают с начала 1960-е годов, когда в разных странах при поддержке ЮНЕСКО стали появляться новые формы получения высшего образования. Например, в 1963 году Британский премьер-министр Г. Вильсон предложил идею «эфирного университета» как объединения учебных заведений, использующих радио и телевидение для заочного обучения «на дому». А в 1969 в результате объединения усилий ученых и политиков был основан Открытый университет (название «открытый» акцентировал внимание на его доступность за счет небольшой платы за обучение и отказ от требования частого посещения аудиторных занятий), использующий, по терминологии ЮНЕСКО, дистанционное образование. Дидактические стадии учебного процесса при дистанционном обучении в Открытом университете включают:

1) отбор и систематизацию знаний;

2) формализацию знаний;

3) передачу знаний;

4) усвоение знаний;

5) тренинг;

6) аттестации [9].

Самостоятельная работа обучающихся с учебной и специальной литературой, аудио- и видеокассетами, компьютерными программами лежит в основе технологии обучения Открытого университета. Каждому студенту назначается «тьютор - организатор обучения, посредник между обучаемым и виртуальными учебными продуктами» [9, с. 88]. Опыт Открытого университета способствовал появлению дистанционного обучения в ряде стран, прежде всего, Франция, Швеция, Испания, Пакистан, Индия. В 1979 в Китае впервые в истории дистанционного образования была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов. Национальная сеть реализует широкий спектр образовательных программ (от начального до высшего) для людей всех возрастов; диверсифицировала методы обучения: переписка, печатная продукция, радио и телевидение, открытые экзамены [8].

Несмотря на большой опыт, накопленный системой заочного обучения, теоретического обоснования и научного осмысления феномена дистанционного образования на этом этапе его развития еще не было осуществлено [6, 9]. Только в 1980-е годы начали проводить первые научные исследования по этой проблеме, результаты которых отражены в работах А. Дьюела, А. Перерса, Б. Холмберга и др. [8].

Третий этап развития дистанционного образования характеризует применение коммуникационных и информационных технологий «нового поколения». Появление новых технологий обеспечило двустороннюю связь в синхронном (видео- и аудиографические конференции) и в асинхронном (электронная почта, Интернет, телеконференции) режимах. На сегодня в таких странах, как Китай, Латвия, Нидерланды, Великобритания, Турция от 10 до 25% студентов получают образование по дистанционной форме обучения. Кроме того, проблемы дистанционного образования становятся актуальным и перспективным направлением научных разработок [8].

Таким образом, за дистанционным образованием - большое будущее, особенно в России, учитывая ее территориальную и этнокультурную специфику. Применение дистанционных технологий усиливает конкурентоспособность дополнительных образовательных программ, создавая благоприятные условия, как для построения индивидуальных образовательных траекторий, так и для максимальной индивидуализации учебной деятельности [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

3. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2010. - №6. - С. 10-20.

4. Положенцева И.В. Педагогические аспекты реализации дистанционного образования в условиях высшей школы современной России // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №5. С. 217.

5. Леонтьев Г.И. История создания дистанционных форм обучения / Г.И. Леонтьева. - Москва, 2000. - С. 86.

6. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование / В.И. Овсянников, А.В. Густырь. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/open/ikt/chrest7.htm.

7. Маслюк Ю.А. К вопросу об истории дистанционного образования / Ю.А. Маслюк // Право и образование. - 1999. - №1. - С. 48-54.

8. Полат Е.С. Дистанционное образование: организационный и педагогический аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 1996. - №3. - С. 87-92.

9. Опарина Н.М. Компьютерное адаптивное тестирование при подготовке специалистов / Н.М. Опарина // Педагогическая информатика. - 2005. - №1. - С. 75-78.

10. Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В. Применение индивидуального подхода в процессе обучения экономистов / В сборнике: Методологические основы формирования компетентностного подхода в условиях реализации требований ФГОС ВПО. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. 2013. С. 78-80.

11. Положенцева И.В. Педагогическая среда дистанционного образования в высшей школе России: Монография. - М.: ЗАО «Университетская книга», - 218 с.

12. Совершенствование образовательных программ по гуманитарным и общественно-научным дисциплинам. Учебно-практическое пособие / Положенцева И.В., Евсеева Т.Г., Кащенко Т.Л. // Под общей редакцией Положенцевой И.В. - М: ЗАО «Университетская книга», 2017 - 230 с.

Polozhentseva Irina Veniaminovna

Moscow state university of technologies and management by K.G. Razumovsky, Russia, Moscow

E-mail: vipperh@yandex.ru

Genesis, evolution and prospects of development of distance education

Abstract. The article discusses the Genesis, evolution and prospects of development of remote education in Russia. The author emphasizes that the effectiveness of the educational process and, in particular, introduce distance learning, largely dependent on the implementation by teachers of their professional functions, the level of development of personal and professional abilities of a teacher, his competence, which is based on the willingness to work in the system of distance learning. The main stages of the development of distance education in Russia and abroad. The author notes that the use of distance learning technology, creates favorable conditions for the individualization of learning activities, which greatly enhances the accessibility of higher education.

Keywords: distance education; teaching conditions; research environment; educational process; educational outcomes; tutor; training by correspondence; the trajectory of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.