Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями'

Современные педагогические технологии обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикаева Е. С.

Статья посвящена проблемам социально-педагогической адаптации и обучения детей с особыми образовательными потребностями музыке. К данной категории относятся дети, имеющие отклонения в психическом и физическом развитии, страдающие хроническими заболеваниями. Автор, опираясь на свой многолетний педагогический опыт, указывает на необходимость углубленной подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с данной категорией детей и разработки специальных образовательных технологий как на непременные условия успешности обучения детей на музыкальном отделении в школе искусств в соответствии с индивидуальными особенностями их развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дикаева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pedagogical technologies in learning of music by children with special learning opportunities

The article considerates the problems of social and pedagogical adaptation and studying children with special learning necessities in music. Such category involves children who have psychological and physiological deviations in development or who suffer from chronic illnesses. The author has a several years pedagogical experience and she pointes out the necessity in deep pedagogical studying of teachers who will work with children of such category and in working out special studying technologies The author thinks that these are very important conditions of success in studying children at musical classes in Children Art School with taking into account individual features in their development.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями»

удк372 878 Е. С. ДИКАЕВА

Государственное учреждение культуры Омской области »Учебно-методический центр по образованию в сфере культуры и искусства»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблемам социально-педагогической адаптации и обучения детей с особыми образовательными потребностями музыке. К данной категории относятся дети, имеющие отклонения в психическом и физическом развитии, страдающие хроническими заболеваниями.

Автор, опираясь на свой многолетний педагогический опыт, указывает на необходимость углубленной подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с данной категорией детей и разработки специальных образовательных технологий как на непременные условия успешности обучения детей на музыкальном отделении в школе искусств в соответствии с индивидуальными особенностями их развития.

Одной из самых острых социальных проблем современной России является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности. В настоящее время у каждого 7-го из 10 новорождённых выявляются различные нарушения здоровья. Поданным НЦ ЗД РАМН, не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми [13]. В органах социальной защиты населения на учёте в 1999 году состояло 597,2 тысячи детей-инвалидов, в 2003 году - 604 тысячи человек, в 2004 году число детей-инвалидов возросло до 613 тысяч [8,с. 48.]. Одна из основных причин инвалидности у детей, проживающих на территории Российской Федерации, — заболевания нервной системы, а в группе этих заболеваний максимум приходится на инвалидность, обусловленную детским церебральным параличом [8, с.85].

Численность детей-инвалидов на территории Омской области в 2005 году составила 9 906 человек, По сравнению с прошедшим годом этот показатель уменьшился на 3,3 % и в настоящее время находится на самом низком уровне за последние пять лет. В структуре детской инвалидности региона первое место занимают врождённые аномалии развития (преимущественно врождённые пороки сердца), второе — психические расстройства (преимущественно умственная отсталость различной степени выраженности), третье — болезни нервной системы (превалирует детский церебральный паралич). В связи с негативными тенденциями в медико-демографической ситуации дальнейший прогноз относительно детской инвалидности в Омском регионе остаётся неясным [9,С.5-6].

На I Международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом, который состоялся в конце февраля 2006 года в Москве, научные работники, видные зарубежные учёные, специалисты различных ведомств подчёркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты в оказании помощи таким детям. Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога А.С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже и слепоту,

и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».

В настоящее время зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования искусства в решении проблем, связанных со здо-ровьемдетей. Именно по этой причине возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении одной из самых значительных социальных проблем.

Министерством образования и науки определены приоритетные направлением развития системы образования, которые направлены на обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, на расширение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Права и равные возможности любого гражданина Российской Федерации в получении образования закреплены законом, при организации образовательного процесса «особые нужды неполноценного ребёнка» должны быть признаны и учтены [6].

В Законе Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» подчёркивается «необходимость разработки мер, направленных на улучшение положения детей-инвалидов», «представляется необходимой работа с одарёнными детьми с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество» [4].

В связи с вышеизложенным учреждения дополнительного образования призваны выполнять важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы средствами искусства способствовать эффективному процессу социализации, развития и оздоровления детей, имеющих различные уровни сохранности здоровья.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей, разработанной в целях дальнейшего развития системы и обеспечения взаимосвязи с основными направлениями социально-экономической политики правительства Российской Федерации на период до 2010 года, подчёркнуты отличительные особенности педагогики дополнительного образования: — личностно ориентированный подход к ребён-

ку, создание «ситуации успеха» для каждого;

- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- применение таких средств результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка [7].

В современных условиях к дополнительному образованию предъявляются новые требования, которые разрабатываются с учётом особенностей социума и опираются на принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, педагогики сотрудничества.

В профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования всё чаще возникают вопросы, связанные с психофизиологическими отклонениями в развитии и особенностями поведения детей. Данное обстоятельство обуславливает необходимость углублённой подготовки профессиональных педагогических кадров для образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Настоящий профессионал обязан владеть не только методикой преподавания специального инструмента или музыкально-теоретических дисциплин, но и иметь основательные знания в области педагогики и психологии. Высокий уровень образования и грамотности педагога — одно из важнейших условий успешности творческого развития и обучения ребёнка музыке независимо от его способностей и особенностей развития.

Подготовку педагогических кадров для учреждений дополнительного образования успешно решает факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В качестве примера можно привести разработку программы по курсу «Основы специальной педагогики и психологии» и её реализацию кафедрой теории и истории музыки.

Основной целью курса является формирование представлений у студентов об организации процесса художественно-эстетического воспитания и обучения детей, имеющих особенности развития.

Задачи курса:

1 .Систематизациятеоретических психологических знаний будущих педагогов о специфических психофизиологических особенностях, о классификации нарушений развития, закономерностях развития детей с различными отклонениями.

2, Систематизация теоретических педагогических знаний об особенностях формирования личности ребёнка и его социальной адаптации в процессе воспитания и обучения в школе искусств.

3. Закрепление теоретических навыков на практических занятиях с детьми, ознакомление с авторскими методиками обучения музыкально-практической деятельности детей, имеющих специфические нарушения (слабовидящие и незрячие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого и психического развития).

Современный педагог дополнительного образования должен обладать комплексом профессиональных качеств, которые включают в себя эмпатий-ность, направленность на детей, коммуникабельность, стремление к партнёрским отношениям с учащимися. Уровень профессиональных знаний должен быть достаточным для разработки авторской образовательной программы, позволяющим использовать в своей педагогической деятельности разнообразные

педагогические средства и приёмы, владеть техникой исследовательской работы, уметь её организовать и анализировать.

Современное понятие «образовательная педагогическая технология» обозначает комплекс различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педаг огическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (14]. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях творческого развития и дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями.

В Омском регионе, несмотря на востребованность, данные педагогические технологии представлены не на должном уровне. Так, в детской школе искусств № 2 г.Омска многие годы обучаются слабовидящие и незрячие дети. Педагогами накоплен богатый практический опыт, который, к сожалению, не обобщается и не распространяется. В детской школе искусств № 7 г. Омска организована работа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта,. в Любинской детской художественной школе педагоги приступили к обучению изобразительному искусству детей с двигательными нарушениями, но информация о специфике образовательного процесса, об использовании инновационных подходов в деятельности педагогов дополнительного образования недоступна другим специалистам.

Исключение составляет детская школа искусств № 14 г. Омска, в которой на протяжении шести лет эффективно и плодотворно занимаются творческим развитием детей, имеющих двигательные нарушения. В 2005 году группой педагогов разработана уникальная «Комплексная программа обучения детей с особыми образовательными потребностями на музыкальном отделении в детской школе искусств». Программа была представлена на областной конкурс методических работ преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и удостоена звания лауреата в номинации «Инновационные образовательные программы». Программа подготовлена к изданию и рекомендована к применению министерством культуры Омской области.

Программа педагогов ДШИ № 14 получила высокую оценку омских учёных и практиков, а также положительную оценку заместителя председателя Учебно-методического объединения вузов России в области образования по социальной работе, проректора РГСУ, декана факультета социальной работы и психологии, доктора психологических наук, профессора Л.Г. Лаптева (г. Москва).

Программа рассчитана на обучение детей с особыми образовательными потребностями. Данный термин предложили в конце 70-х гг. английские специалисты применительно к детям с особенностями психического и физического развития. В этом контексте недостатки или ограничение возможностей являются не столько личной характеристикой ребёнка, сколько переменной величиной, указывающей на сложность педагогического воздействия.

Цель программы - создание условий для успешной социальной адаптации, всестороннего развития

личности «особенных» детей б процессе обучения их музыке.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

— формирование эстетического воззрения и интереса детей с особенностями развития к классическому музыкальному искусству и русской национальной культуре;

— развитие музыкальных способностей ребёнка и познавательной сферы в процессе музыкально-творческой и учебно-исполнительской деятельности;

— освоение исполнительской техники, музыкалъ-но-творческой и учебно-исполнительской деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;

— создание условий для общения, личностного развития и творческого взаимодействия детей с различным уровнем сохранности здоровья в процессе ансамблевого и группового музицирования;

— обеспечение преемственности настоящей программы с программой, направленной на развитие творческих способностей проблемных детей в период дошкольного детства, а также с программами рекомендованными Министерством культуры, предполагающими дальнейшее профессиональное ориентирование детей.

Данная программа составлена с учётом и на основе следующих документов:

— Конвенция о правах ребёнка (1990 г);

— Закон об образовании РФ (2003 г.);

— Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года;

— Закон Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» (2005 г.);

— Программы для музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), одобренные «Научно-методическим центром по художественному образованию»;

— Примерная программа для детских музыкальных школ и школ искусств «Домра трёхструнная», составитель И.Г. Дьяконова (2003);

— «Экспериментальная комплексная программа обучения и развития детей с ограниченными возможностями посредством предметов эстетической направленности» - Омск, 2001 г. Авторы: Е.С. Дикаева, Г.Н. Клюева, И.И. Митракова, Е.В. Семёнова.

Настоящая программа имеет следующую структуру:

1. Программа по предмету «Музыкальный инструмент домра трёхструнная». Составитель Е. С. Дикаева.

2. Программа по сольфеджио. Составитель Г. Н. Клюева.

3. Программа по слушанию музыки и музыкальной литературе. Составитель A.B. Мочалова.

Достоинствами данной программы являются преемственность учебных программ различного уровня сложности и межпредметная связь, позволяющая обеспечить прочное усвоение знаний, приобретение умений, тщательное закрепление навыков.

Обязательным в любой рабочей программе является раздел, посвящённ ый учёту и контролю успеваемости.

Основными видами традиционного контроля успеваемости учащихся в детской школе искусств являются:

— контрольные уроки;

— академические концерты;

— технические зачёты;

— итоговые экзамены.

Важным моментом реализации комплексной программы является использование как традиционных, так и нетрадиционных форм контроля успешности обучения ребёнка.

Традиционные академические концерты, контрольные уроки, зачёты часто травмируют неокрепшую детскую психику. В отношении детей, отягощенных заболеваниями, медицинские работники и психологи настоятельно рекомендуют проводить мониторинг успешности обучения каждого конкретного ребёнка и искать новые формы контроля, сохраняющие и оберегающие психическое здоровье детей.

В интересах детей для формирования позитивного отношения к публичным выступлениям, для эмоционального насыщения мероприятия предполагается два раза в год (в конце первого полугодия и учебного года) разрабатывать сценарий отчётного концерта с последующим чаепитием и общением в неформальной обстановке всех участников образовательного процесса и приглашённых гостей.

Для осуществления эффективности и контроля качества межпредметной связи целесообразно в сценарий отчётного мероприятия включать творческие задания по сольфеджио, викторины по слушанию музыки и музыкальной литературе, конкурсы на лучшего знатока музыкальной терминологии, конкурс на лучшее название музыкального произведения. Обязательным разделом для всех детей является не только сольное исполнение программы на домре, но и ансамблевое и коллективное музицирование в ансамбле с использованием инструментов Карла Орфа.

Для каждого контрольного мероприятия необходимо тщательно разрабатывать сценарий, в котором все элементы будут связаны единой сюжетной линией.

Для создания атмосферы праздника необходимо использовать игровые моменты, шуточные конкурсы/Безусловно, праздничная атмосфера создаётся ддя детей, педагоги же отслеживают все нюансы выступления и поведения ребёнка с целью дальнейшего обсуждения, последующей корректировки и прогнозирования результатов.

Реализация данной программы может осуществляться только при отсутствии медицинских противопоказаний, учебная нагрузка должна быть максимально щадящей и определяться для каждого учащегося индивидуально. При соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций занятия музыкой обогатят жизнь ребёнка позитивными эмоциональными переживаниями, окажут существенное положительное влияние на процесс социализации и станут мощным средством интеллектуального и духовного развития личности.

Детская школа искусств имеет огромный потенциал для развития творческих и коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями, для их успешной интеграции в детское сообщество. На эффективность процесса социализации влияет погружение детей в атмосферу искусства и творческого взаимодействия со здоровыми сверстниками. Большое влияние на процесс социальной адаптации в условиях ДШИ оказывают взаимоотношения педагогов, детей и родителей (всех участников педагогического процесса), специфика которых заключается в творческом содружестве, доверительном общении, духовном единении.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что школа искусств является учреждением дополнительного образования, в котором должны быть созданы условия для реализации творческого потенциала любого ребёнка с учётом его возможностей и особенностей развития.

В качестве важнейших условий для успешности каждого ученика можно выделить уровень профессиональной компетенции педагогических кадров и наличие специальных образовательных программ.

Библиографический список

1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Н А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.. Издательский центр «Академия», 2001.

- 248 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». «Ось -89», 2003.

4. Закон Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» - Омск, 2005.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.; Таланты-XXI век, 2004. - 469 с

6. Конвенция о правах ребёнка. - М: Новая волна, 1999.

7. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - № 8, 2005.

8. Материалы I Международного конгресса «Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом» - М„ 2006

9. Организация социологического исследования с целью оценки эффективности комплексной реабилитации детей и

подростков с ограниченными возможностями на территории региона: Методические рекомендации / И.Г. Артёмова, Н.Г. Подольская. Под ред. д.м.н., проф. О.П. Голевой. - Омск: Омская государственная медицинская академия, 2006. — 33 с,

10. Особенности психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Озеров В.П., Тимофеева О.В., Бондаренко Л.Н., Светличная Л.В. // Психолого-пндаго-гические проблемы образования и воспитания: Материалы научной конференции «Университетская наука - региону». -Ставрополь: Издательство СГУ, 199В. - 136 с.

11. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с наруи.ониями опорно-двигательного аппарата / Пол ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.

12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, KW - 384 с.

13. Резолюциях Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» / Председатель исполкома Союза педиатров России, ак:., eMViv РАМН A.A. Баранов. - М., 2006.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педа-огика: Учебное пособие. - М„ 1998.

ДИКАЕВА Елена Сергеевна, методист, соискатель кафедры «Социальная работа» ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.2006 г. © Дикаева Е.С.

Физкультура и спорт

удк 797.2 о. Б. Г А ЛЕЕВ А

О. В. ЯКОВЛЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИДРОАЭРОБИКОЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МУЖЧИН 18-35 ЛЕТ

Статья посвящена новому виду оздоровительной физической культуры для мужчин -гидроаэробике. Представлены данные исследований, полученные в результате проведения педагогического эксперимента с мужчинами 18 - 35 лет, занимающимися гидроаэробикой комплексной и силовой направленности. В работе отражены изменения показателей физических качеств. Приведены практические рекомендации для занятий гидроаэробикой с мужчинами молодого возраста.

Введение. В условиях современной гиподинамии распространенная задача системы оздоровительной значительно возрастает роль различных форм и ви- физическои культуры -

лов оздоровительной физической культуры. Поиск тивности мужчин молодого возраста. Современная

Гвого в данной сфере и влиянии духа современное- наука располагает разнообразным арсеналом среде™ новоговданнои сфереивлиин а? к сохранения здоровья и повышения работоспособ-

ти обусловливает появление все более новых и не для силрапешпл А н

тоадииионных в массовом физкультурном движении ности людей на долгие годы.

традиционных в массово, ири^у ^ 7" Современный мужчина стоит перед выбором того

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

видов двигательной активности, в том числе таких, повремени " так как хочет полу-

как аэообика шейпинг гидроаэробика, аквабилдинг, или иного вида оздоровления, так как хочет полу

как аэрооика, шеипинг, гидри н наиболее чить максимально возможную пользу от занятии, гидрошейпинг, гидроатлетизм, акваданс. маииолее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.