удк372 878 Е. С. ДИКАЕВА
Государственное учреждение культуры Омской области »Учебно-методический центр по образованию в сфере культуры и искусства»
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблемам социально-педагогической адаптации и обучения детей с особыми образовательными потребностями музыке. К данной категории относятся дети, имеющие отклонения в психическом и физическом развитии, страдающие хроническими заболеваниями.
Автор, опираясь на свой многолетний педагогический опыт, указывает на необходимость углубленной подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с данной категорией детей и разработки специальных образовательных технологий как на непременные условия успешности обучения детей на музыкальном отделении в школе искусств в соответствии с индивидуальными особенностями их развития.
Одной из самых острых социальных проблем современной России является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности. В настоящее время у каждого 7-го из 10 новорождённых выявляются различные нарушения здоровья. Поданным НЦ ЗД РАМН, не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми [13]. В органах социальной защиты населения на учёте в 1999 году состояло 597,2 тысячи детей-инвалидов, в 2003 году - 604 тысячи человек, в 2004 году число детей-инвалидов возросло до 613 тысяч [8,с. 48.]. Одна из основных причин инвалидности у детей, проживающих на территории Российской Федерации, — заболевания нервной системы, а в группе этих заболеваний максимум приходится на инвалидность, обусловленную детским церебральным параличом [8, с.85].
Численность детей-инвалидов на территории Омской области в 2005 году составила 9 906 человек, По сравнению с прошедшим годом этот показатель уменьшился на 3,3 % и в настоящее время находится на самом низком уровне за последние пять лет. В структуре детской инвалидности региона первое место занимают врождённые аномалии развития (преимущественно врождённые пороки сердца), второе — психические расстройства (преимущественно умственная отсталость различной степени выраженности), третье — болезни нервной системы (превалирует детский церебральный паралич). В связи с негативными тенденциями в медико-демографической ситуации дальнейший прогноз относительно детской инвалидности в Омском регионе остаётся неясным [9,С.5-6].
На I Международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом, который состоялся в конце февраля 2006 года в Москве, научные работники, видные зарубежные учёные, специалисты различных ведомств подчёркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты в оказании помощи таким детям. Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога А.С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже и слепоту,
и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».
В настоящее время зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования искусства в решении проблем, связанных со здо-ровьемдетей. Именно по этой причине возрастает роль учреждений дополнительного образования в решении одной из самых значительных социальных проблем.
Министерством образования и науки определены приоритетные направлением развития системы образования, которые направлены на обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, на расширение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
Права и равные возможности любого гражданина Российской Федерации в получении образования закреплены законом, при организации образовательного процесса «особые нужды неполноценного ребёнка» должны быть признаны и учтены [6].
В Законе Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» подчёркивается «необходимость разработки мер, направленных на улучшение положения детей-инвалидов», «представляется необходимой работа с одарёнными детьми с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество» [4].
В связи с вышеизложенным учреждения дополнительного образования призваны выполнять важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы средствами искусства способствовать эффективному процессу социализации, развития и оздоровления детей, имеющих различные уровни сохранности здоровья.
В Концепции модернизации дополнительного образования детей, разработанной в целях дальнейшего развития системы и обеспечения взаимосвязи с основными направлениями социально-экономической политики правительства Российской Федерации на период до 2010 года, подчёркнуты отличительные особенности педагогики дополнительного образования: — личностно ориентированный подход к ребён-
ку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- применение таких средств результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка [7].
В современных условиях к дополнительному образованию предъявляются новые требования, которые разрабатываются с учётом особенностей социума и опираются на принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, педагогики сотрудничества.
В профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования всё чаще возникают вопросы, связанные с психофизиологическими отклонениями в развитии и особенностями поведения детей. Данное обстоятельство обуславливает необходимость углублённой подготовки профессиональных педагогических кадров для образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Настоящий профессионал обязан владеть не только методикой преподавания специального инструмента или музыкально-теоретических дисциплин, но и иметь основательные знания в области педагогики и психологии. Высокий уровень образования и грамотности педагога — одно из важнейших условий успешности творческого развития и обучения ребёнка музыке независимо от его способностей и особенностей развития.
Подготовку педагогических кадров для учреждений дополнительного образования успешно решает факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В качестве примера можно привести разработку программы по курсу «Основы специальной педагогики и психологии» и её реализацию кафедрой теории и истории музыки.
Основной целью курса является формирование представлений у студентов об организации процесса художественно-эстетического воспитания и обучения детей, имеющих особенности развития.
Задачи курса:
1 .Систематизациятеоретических психологических знаний будущих педагогов о специфических психофизиологических особенностях, о классификации нарушений развития, закономерностях развития детей с различными отклонениями.
2, Систематизация теоретических педагогических знаний об особенностях формирования личности ребёнка и его социальной адаптации в процессе воспитания и обучения в школе искусств.
3. Закрепление теоретических навыков на практических занятиях с детьми, ознакомление с авторскими методиками обучения музыкально-практической деятельности детей, имеющих специфические нарушения (слабовидящие и незрячие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого и психического развития).
Современный педагог дополнительного образования должен обладать комплексом профессиональных качеств, которые включают в себя эмпатий-ность, направленность на детей, коммуникабельность, стремление к партнёрским отношениям с учащимися. Уровень профессиональных знаний должен быть достаточным для разработки авторской образовательной программы, позволяющим использовать в своей педагогической деятельности разнообразные
педагогические средства и приёмы, владеть техникой исследовательской работы, уметь её организовать и анализировать.
Современное понятие «образовательная педагогическая технология» обозначает комплекс различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педаг огическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (14]. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях творческого развития и дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями.
В Омском регионе, несмотря на востребованность, данные педагогические технологии представлены не на должном уровне. Так, в детской школе искусств № 2 г.Омска многие годы обучаются слабовидящие и незрячие дети. Педагогами накоплен богатый практический опыт, который, к сожалению, не обобщается и не распространяется. В детской школе искусств № 7 г. Омска организована работа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта,. в Любинской детской художественной школе педагоги приступили к обучению изобразительному искусству детей с двигательными нарушениями, но информация о специфике образовательного процесса, об использовании инновационных подходов в деятельности педагогов дополнительного образования недоступна другим специалистам.
Исключение составляет детская школа искусств № 14 г. Омска, в которой на протяжении шести лет эффективно и плодотворно занимаются творческим развитием детей, имеющих двигательные нарушения. В 2005 году группой педагогов разработана уникальная «Комплексная программа обучения детей с особыми образовательными потребностями на музыкальном отделении в детской школе искусств». Программа была представлена на областной конкурс методических работ преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и удостоена звания лауреата в номинации «Инновационные образовательные программы». Программа подготовлена к изданию и рекомендована к применению министерством культуры Омской области.
Программа педагогов ДШИ № 14 получила высокую оценку омских учёных и практиков, а также положительную оценку заместителя председателя Учебно-методического объединения вузов России в области образования по социальной работе, проректора РГСУ, декана факультета социальной работы и психологии, доктора психологических наук, профессора Л.Г. Лаптева (г. Москва).
Программа рассчитана на обучение детей с особыми образовательными потребностями. Данный термин предложили в конце 70-х гг. английские специалисты применительно к детям с особенностями психического и физического развития. В этом контексте недостатки или ограничение возможностей являются не столько личной характеристикой ребёнка, сколько переменной величиной, указывающей на сложность педагогического воздействия.
Цель программы - создание условий для успешной социальной адаптации, всестороннего развития
личности «особенных» детей б процессе обучения их музыке.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
— формирование эстетического воззрения и интереса детей с особенностями развития к классическому музыкальному искусству и русской национальной культуре;
— развитие музыкальных способностей ребёнка и познавательной сферы в процессе музыкально-творческой и учебно-исполнительской деятельности;
— освоение исполнительской техники, музыкалъ-но-творческой и учебно-исполнительской деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;
— создание условий для общения, личностного развития и творческого взаимодействия детей с различным уровнем сохранности здоровья в процессе ансамблевого и группового музицирования;
— обеспечение преемственности настоящей программы с программой, направленной на развитие творческих способностей проблемных детей в период дошкольного детства, а также с программами рекомендованными Министерством культуры, предполагающими дальнейшее профессиональное ориентирование детей.
Данная программа составлена с учётом и на основе следующих документов:
— Конвенция о правах ребёнка (1990 г);
— Закон об образовании РФ (2003 г.);
— Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года;
— Закон Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» (2005 г.);
— Программы для музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), одобренные «Научно-методическим центром по художественному образованию»;
— Примерная программа для детских музыкальных школ и школ искусств «Домра трёхструнная», составитель И.Г. Дьяконова (2003);
— «Экспериментальная комплексная программа обучения и развития детей с ограниченными возможностями посредством предметов эстетической направленности» - Омск, 2001 г. Авторы: Е.С. Дикаева, Г.Н. Клюева, И.И. Митракова, Е.В. Семёнова.
Настоящая программа имеет следующую структуру:
1. Программа по предмету «Музыкальный инструмент домра трёхструнная». Составитель Е. С. Дикаева.
2. Программа по сольфеджио. Составитель Г. Н. Клюева.
3. Программа по слушанию музыки и музыкальной литературе. Составитель A.B. Мочалова.
Достоинствами данной программы являются преемственность учебных программ различного уровня сложности и межпредметная связь, позволяющая обеспечить прочное усвоение знаний, приобретение умений, тщательное закрепление навыков.
Обязательным в любой рабочей программе является раздел, посвящённ ый учёту и контролю успеваемости.
Основными видами традиционного контроля успеваемости учащихся в детской школе искусств являются:
— контрольные уроки;
— академические концерты;
— технические зачёты;
— итоговые экзамены.
Важным моментом реализации комплексной программы является использование как традиционных, так и нетрадиционных форм контроля успешности обучения ребёнка.
Традиционные академические концерты, контрольные уроки, зачёты часто травмируют неокрепшую детскую психику. В отношении детей, отягощенных заболеваниями, медицинские работники и психологи настоятельно рекомендуют проводить мониторинг успешности обучения каждого конкретного ребёнка и искать новые формы контроля, сохраняющие и оберегающие психическое здоровье детей.
В интересах детей для формирования позитивного отношения к публичным выступлениям, для эмоционального насыщения мероприятия предполагается два раза в год (в конце первого полугодия и учебного года) разрабатывать сценарий отчётного концерта с последующим чаепитием и общением в неформальной обстановке всех участников образовательного процесса и приглашённых гостей.
Для осуществления эффективности и контроля качества межпредметной связи целесообразно в сценарий отчётного мероприятия включать творческие задания по сольфеджио, викторины по слушанию музыки и музыкальной литературе, конкурсы на лучшего знатока музыкальной терминологии, конкурс на лучшее название музыкального произведения. Обязательным разделом для всех детей является не только сольное исполнение программы на домре, но и ансамблевое и коллективное музицирование в ансамбле с использованием инструментов Карла Орфа.
Для каждого контрольного мероприятия необходимо тщательно разрабатывать сценарий, в котором все элементы будут связаны единой сюжетной линией.
Для создания атмосферы праздника необходимо использовать игровые моменты, шуточные конкурсы/Безусловно, праздничная атмосфера создаётся ддя детей, педагоги же отслеживают все нюансы выступления и поведения ребёнка с целью дальнейшего обсуждения, последующей корректировки и прогнозирования результатов.
Реализация данной программы может осуществляться только при отсутствии медицинских противопоказаний, учебная нагрузка должна быть максимально щадящей и определяться для каждого учащегося индивидуально. При соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций занятия музыкой обогатят жизнь ребёнка позитивными эмоциональными переживаниями, окажут существенное положительное влияние на процесс социализации и станут мощным средством интеллектуального и духовного развития личности.
Детская школа искусств имеет огромный потенциал для развития творческих и коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями, для их успешной интеграции в детское сообщество. На эффективность процесса социализации влияет погружение детей в атмосферу искусства и творческого взаимодействия со здоровыми сверстниками. Большое влияние на процесс социальной адаптации в условиях ДШИ оказывают взаимоотношения педагогов, детей и родителей (всех участников педагогического процесса), специфика которых заключается в творческом содружестве, доверительном общении, духовном единении.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что школа искусств является учреждением дополнительного образования, в котором должны быть созданы условия для реализации творческого потенциала любого ребёнка с учётом его возможностей и особенностей развития.
В качестве важнейших условий для успешности каждого ученика можно выделить уровень профессиональной компетенции педагогических кадров и наличие специальных образовательных программ.
Библиографический список
1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Н А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.. Издательский центр «Академия», 2001.
- 248 с.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». «Ось -89», 2003.
4. Закон Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» - Омск, 2005.
5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.; Таланты-XXI век, 2004. - 469 с
6. Конвенция о правах ребёнка. - М: Новая волна, 1999.
7. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - № 8, 2005.
8. Материалы I Международного конгресса «Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом» - М„ 2006
9. Организация социологического исследования с целью оценки эффективности комплексной реабилитации детей и
подростков с ограниченными возможностями на территории региона: Методические рекомендации / И.Г. Артёмова, Н.Г. Подольская. Под ред. д.м.н., проф. О.П. Голевой. - Омск: Омская государственная медицинская академия, 2006. — 33 с,
10. Особенности психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Озеров В.П., Тимофеева О.В., Бондаренко Л.Н., Светличная Л.В. // Психолого-пндаго-гические проблемы образования и воспитания: Материалы научной конференции «Университетская наука - региону». -Ставрополь: Издательство СГУ, 199В. - 136 с.
11. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с наруи.ониями опорно-двигательного аппарата / Пол ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, KW - 384 с.
13. Резолюциях Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» / Председатель исполкома Союза педиатров России, ак:., eMViv РАМН A.A. Баранов. - М., 2006.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педа-огика: Учебное пособие. - М„ 1998.
ДИКАЕВА Елена Сергеевна, методист, соискатель кафедры «Социальная работа» ОмГПУ.
Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.2006 г. © Дикаева Е.С.
Физкультура и спорт
удк 797.2 о. Б. Г А ЛЕЕВ А
О. В. ЯКОВЛЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИДРОАЭРОБИКОЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МУЖЧИН 18-35 ЛЕТ
Статья посвящена новому виду оздоровительной физической культуры для мужчин -гидроаэробике. Представлены данные исследований, полученные в результате проведения педагогического эксперимента с мужчинами 18 - 35 лет, занимающимися гидроаэробикой комплексной и силовой направленности. В работе отражены изменения показателей физических качеств. Приведены практические рекомендации для занятий гидроаэробикой с мужчинами молодого возраста.
Введение. В условиях современной гиподинамии распространенная задача системы оздоровительной значительно возрастает роль различных форм и ви- физическои культуры -
лов оздоровительной физической культуры. Поиск тивности мужчин молодого возраста. Современная
Гвого в данной сфере и влиянии духа современное- наука располагает разнообразным арсеналом среде™ новоговданнои сфереивлиин а? к сохранения здоровья и повышения работоспособ-
ти обусловливает появление все более новых и не для силрапешпл А н
тоадииионных в массовом физкультурном движении ности людей на долгие годы.
традиционных в массово, ири^у ^ 7" Современный мужчина стоит перед выбором того
видов двигательной активности, в том числе таких, повремени " так как хочет полу-
как аэообика шейпинг гидроаэробика, аквабилдинг, или иного вида оздоровления, так как хочет полу
как аэрооика, шеипинг, гидри н наиболее чить максимально возможную пользу от занятии, гидрошейпинг, гидроатлетизм, акваданс. маииолее