Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии обучения физике в средней школе'

Современные педагогические технологии обучения физике в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вологина И.И.

В статье рассматриваются особенности организации процесса обучения физики в средней школе. Отражены преимущества использования комплекса электронных средств учебного назначения. Приведен пример образовательной технологии преподавания физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вологина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии обучения физике в средней школе»

вает принцип «модульности». Это способствует переходу на личностно-ори-ентированное обучение, когда личностям, обучающимся в вузе, предоставляется возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ, что соответствует реализации идеи вариативности образования.

Список литературы:

1. Живокоренцева Т.В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования // «Magister Dixt» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - № 4 (12). - С. 1-18.

2. Ходырева Е.А. Особенности применения модульно-рейтинговой технологии в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т. 1, № 1. - С. 97-102.

3. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 352-354.

4. Вознесенская Н.В., Сафонов В.И. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3. - С. 6-9.

5. Шрейдер В.В. Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. -Омск: Издательство ОмГПУ 2001. - С. 35-40.

6. Гончарова Е.В. Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2. - С. 3-11.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© Вологина И.И.*

Средняя общеобразовательная школа № 130, г. Уссурийск

В статье рассматриваются особенности организации процесса обучения физики в средней школе. Отражены преимущества использования комплекса электронных средств учебного назначения. Приведен пример образовательной технологии преподавания физики.

Ключевые слова педагогические технологии, электронные средства обучения, инновационные методы обучения.

* Учитель физики.

В современной школе, одной из важнейших целей физического образования является формирование физического понимания и той специфической формы, которую принято называть физическим мышлением. И центральное место здесь занимает умение распознать причины или механизм явления, определяющего его процессы, в терминах моделирования - построение физической модели явления.

В учебных курсах физическое моделирование представлено достаточно широко. Редкий урок или лабораторное занятие обходятся без рассмотрения и использования той или иной физической модели. В этой связи не приходится сомневаться, что физическое образование дает добросовестному школьнику устойчивую способность адекватного восприятия информации.

Вместе с тем опыт решения школьниками задач, выполнения ими лабораторных работ показывает, что с «обработкой» информации в части формирования физического образа явления дело обстоит не столь благополучно [2].

Разумеется, тому есть объективная причина - творческий характер физического моделирования, необходимость обладания наряду с практическими навыками логическим мышлением, развитой интуицией, тем, что, по словам А. Эйнштейна, есть самое ценное в физике. И не случайно, что разработка фундаментальных и многих базисных моделей принадлежит выдающимся физикам.

При учете педагогом познавательных интересов учеников степень их самостоятельности в части физического моделирования может возрастать, но постепенно, в соответствии с апробированными образовательными технологиями.

Важным средством развития культуры моделирования было и остается решение задач. Вместе с тем и здесь имеются резервы.

Содержание многих, традиционно предлагаемых школьникам задач, может быть модифицировано. Вместо формального задания в условии задачи, например, законов движения, действующих сил, электрического и магнитного полей, целесообразно указать, как они будут проявляться в реальном мире. При этом решение задачи во многом приобретает характер мысленного моделирования.

Желательно, чтобы в учебном курсе в максимальной степени были задействованы задачи, решение которых требует построения и анализа физической модели явления.

Это относится как к собственно процессу решения задач, так и к установлению физического смысла получаемого результата.

В практике решения задач должны быть широко представлены качественные методы, реализация которых предполагает проявления физической интуиции. Существенную роль может играть в данном случае и решение качественных задач физического моделирования.

При построении физических моделей изучаемых явлений следует стремиться раскрыть возможности феноменологического подхода, опирающегося на научные концепции.

Вместе с этим, на пути изучения физики существует много препятствий. Речь идет о преодолении шаблонов и привычек, связанных с устаревшими учебными пособиями по курсу общей физики, о необходимости повышения квалификации преподавателей, о расширении познавательных возможностях учащихся и углублении их знаний, о преодолении трудностей в усвоении ими понятий и закономерностей современной физики. К сожаление, иногда школьники с затруднением усваивают многие сложные физические понятия и явления. Но эти трудности свидетельствуют о том, что современная структура занятия и используемые методы обучения не обеспечивают нужной мыслительной деятельности учащихся. Поэтому необходимо искать пути качественно лучшей организации учебного процесса и более эффективных методов обучения физике. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников на занятии, создавать такие условия, при которых ученик не просто слушал бы и думал, но и что-то делал, воплощал мысли в дела. Нужно привлекать учеников на занятиях к работе над учебником, к выполнению фронтальных физических опытов, к решению творческих заданий, качественных и числовых задач. Таким образом, главным резервом в улучшении качества обучения является совершенствование методики проведения занятий. Но при этом не стоит забывать коррелировать между собой:

- мотивы учебной деятельности и пробуждение интереса к обучаемому материалу;

- ясное понимание школьником и педагогом поставленных задач и требований к результатам обучения - развитию компетенций;

- раскрытие содержания занятия в соответствии с методологической концепцией, вооружение учеников методами науки, общим подходам к изучаемому материалу с учётом тенденции развития физики;

- систематизацию и обобщение учебного материала, закрепление его путём упражнений и самостоятельной работы с учебником или конспектом;

- проверку и оценка знаний, а так же уровня учебной деятельности школьников на проведённом занятии [3].

Все это обеспечивает применение интерактивных средств обучения. Например, библиотеки электронных наглядностей обеспечивают возможность визуализации сложных физических явлений и процессов, их внутренней структуры и особенностей протекания. Дидактичное значение средств такого типа определяется их возможностями по формированию комплексных умений учеников описывать и анализировать физические явления, процессы и законы, делать обобщения и выводы. Особенную актуальность использо-

вание библиотек электронной наглядности приобретает при объяснении физических явлений, которые сложно воссоздать в школьной физической лаборатории, а также в условиях недостаточного оборудования школьного кабинета физики.

Виртуальные физические лаборатории предназначены для усовершенствования методики формирования практических и экспериментальных умений и навыков учеников общеобразовательной школы по физике. В состав виртуальной лаборатории входят отдельные подсистемы: компьютерных лабораторных работ, видеосопровождения процесса выполнение лабораторных работ в школьной физической лаборатории, информационная подсистема, подсистема «галерея приборов», подсистема закрепления знаний и умений.

Таким образом, использование комплекса электронных средств учебного назначения дает возможность:

- последовательной или выборочной проработки теоретического материала;

- закрепления учебного материала, который изучается традиционными методами;

- изучения сложных физических явлений и процессов с помощью имитационного компьютерного моделирования;

- закрепления изученного материала с помощью специально разработанной тестовой системы;

- выполнения виртуальных лабораторных работ;

- подготовки к выполнению реальных лабораторных работ в школьных лабораториях;

- получения справочной информации (работа с электронными библиотеками);

- организации групповой и индивидуальной работы учеников;

- использования отдельных иллюстративных материалов, видеофрагментов и моделей во время традиционных уроков путем их проектирования на экран цифрового проектора, телевизора, монитора компьютера;

- создания оригинальных (авторских) уроков с использованием конструктора уроков;

- организации самопроверки и проверки уровня усвоения учебного материала;

- обучения решению физических задач и проверки сформированно-сти соответствующих практических умений и навыков.

Интересен опыт Г.Н Зайнашевой и С.Ф. Малациона, которые разработали образовательную технологию преподавания физики. Концептуальной основой предлагаемой авторской технологии является компетентностный

подход к обучению, который предполагает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержательной частью технологии являются содержание программы по общей физике и цели: освоение знаний по физике, как основы для профессиональных знаний; овладение умениями; применение знаний для объяснения явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей; воспитание и развитие личности школьника, как будущего представителя технической интеллигенции; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач и т.д.

Организация учебного процесса включает: лекции, практические занятия по решению задач и лабораторные занятия. Метод обучения основывается на теории отражения: в знаниях ученики видят объективное отражение внешнего мира; познание и предметов и явлений внешнего мира осуществляется путем раскрытия их связей и развития; усвоение законов и теорий сочетается с активной практической деятельностью, приобретением практических навыков и умений, а также их применения. Методы и формы работы преподавателя: проблемно-исследовательское изложение лекционного материала при активном участии обучающихся, их систематической работе над домашними заданиями к лекции, лекции - дискуссии, решение физических задач различного уровня сложности, многоуровневое обучение на практических занятиях, контрольное тестирование в начала и конце изучаемых разделов курса, применение информационных технологий. Представленную педагогическую технологию можно применять при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий у школьников, что будет способствовать формированию общеучебных и профессиональных компетенций у будущих специалистов [1].

Таким образом, выявление условий инновационного обучения позволяет определить механизм формирования информационно-образовательной среды, обеспечивающий высокую эффективность результатов учебной деятельности. Важной тенденцией инновационного обучения физике является знакомство учащихся с методами получения научных знаний, с методологией математического моделирования, особенностями интеграции науки и образования, включение всех учащихся в активный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности за счет умелого создания и управления эмоциональным полем, при максимальном использовании резервов внутренней мотивации учащихся.

Ценностные ориентиры инновационных образовательных технологий в естествознании отражают разнообразие профессиональных позиций, обеспечивают возможность диалога и становления новых форм педагогических технологий.

Список литературы:

1. Зайнашева Г.Н., Малацион С.Ф. Использование активных методов обучения для формирования общеучебных и профессиональных компетенций в курсе «Физика» // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2011. - Т. 7. - № 4. - С. 127-134.

2. Павлова М. С. Экспериментальная компетентность будущего учителя физики // Вестник ТГПУ - 2010. - Вып. 1 (91). - С. 40-44.

3. Силантьев А.В. Информационные технологии при проведении практических занятий по физике как средство подготовки современных специалистов // Вестник Ижевского государственного технического университета. -2007. - № 3. - С. 137-140.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВУЗА

© Вологина Н.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск

В статье рассматриваются особенности системы дистанционного образования, а также ее использование при повышении квалификации работников ВУЗов. Отмечены преимущества применения системы дистанционного образования для взрослых людей. Рассмотрены методы организации дистанционного образования.

Ключевые слова дистанционное обучение, работник ВУЗа, организация процесса обучения, обучаемость.

Важная роль дополнительного профессионального образования, в том числе и дистанционного, определяется его влиянием на конкурентоспособность страны, ответственностью за расширенное воспроизводство интеллектуального капитала общества, обеспечение социальной защищенности и работников ВУЗа путем их своевременной профессиональной ориентации и переориентации, повышения уровня необходимых компетенций для выполнения трудовых функций в процессе их деятельности.

При этом развитие системы повышения квалификации научно-педаго -гических работников предполагает непрерывное обновление и гибкое реагирование на запросы современного рынка труда, что в свою очередь создает условия для формирования личной успешности каждого участника данного процесса.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.