Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2021 УДК: 82; 070: 795
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_127 Куличкина Г.В
СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЕДИА В СФЕРЕ ТЕАТРА: МЕСТО В МЕДИАСИСТЕМЕ
Kulichkina G.V.
MODERN DOMESTIC MEDIA IN THE THEATER SPHERE: PLACE IN THE MEDIA SYSTEM
Ключевые слова: театральная журналистика, искусство театра, медиасистема, типология СМИ, целевая аудитория, медиарынок.
Keywords: theater journalism, theater art, media system, media typology, target audience, media market.
Аннотация: В статье анализируются современные отечественные медиа в сфере театра. Среди основных задач — определение места СМИ в сфере театра в современной ме-диасистеме; выявление типологических групп медиа в сфере театра, особенностей функционирования современных медиа в сфере театра, основных направлений в реализации журналистской деятельности в сфере театра. В результате исследования было выявлено, что медиа в сфере театра являются сегментом современной отечественной медиасистемы, во-первых, на институциональном уровне. Театральное искусство как социальный институт взаимодействует с медиа на уровне театральной критики или театральной журналистики. Предметом, который стимулирует коммуникацию и взаимодействие, является спектакль. В информационно-коммуникационном взаимодействии заинтересованы как зрители (пришедшие на спектакль и те, кто придет позже), так и театральные деятели, которые участвовали в создании спектакля и ждут после премьеры публичную оценку в СМИ своих творческих усилий. А во-вторых, медиа в сфере театра являются сегментом медиасисте-мы на уровне медиарынка, где осуществляется борьба различных социальных институтов, в том числе и театральных учреждений за доминирование в общественном сознании и поддержку своих инициатив и притязаний. Анализ инноваций, связанных с современным расширением функций масс-медиа в сфере театра и с необходимостью существовать в условиях рыночной экономики, позволяют утверждать, что современные отечественные медиа в сфере театра отражают противоречивые тренды развития современного театрального искусства и отечественного медиарынка.
Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности театрально-критической деятельности в современных федеральных и региональных масс-медиа, а также учитываться в деятельности специализированных и массовых общественно-политических СМИ при формировании информационной стратегии по реализации государственной культурной политики, развитию отечественного театрального искусства и театральной журналистики.
Abstract: The article analyzes modern domestic media in the field of theater. Among the main tasks - determining the place of the media in the field of theater in the modern media system; identification of typological features, features of the functioning of modern media in the field of theater, the main formats for the implementation of journalistic activities in the field of theater. As a result of the study, it was revealed that media in the field of theater is a segment of the modern domestic media system, firstly, at the institutional level. Theatrical art as a social institution interacts with the media at the level of theater criticism or theater journalism. The subject that stimulates communication and interaction is performance. Both spectators (who came to the play, those who come later) and theatrical figures who participated in the creation of the play and are waiting for a pub-
lic assessment in the media of their creative efforts after the premiere are interested in information and communication interaction. And secondly, the media in the field of theater is a segment of the media system at the level of the media market, where various social institutions, including theatrical institutions, struggle to dominate the public consciousness and support their initiatives and claims. An analysis of innovations associated with the expansion of the functions of mass media in the field of theater and with the need to exist in a market economy allows us to assert contemporary domestic media in the field of theater reflect contradictory trends in the development of contemporary theatrical art and the domestic media market.
The research results can be applied in theoretical studies devoted to the analysis of the content and essence of theatrical-critical activity in modern federal and regional mass media, as well as in the activities of specialized and mass social and political media in the formation of a strategy of information and communication activities for the implementation of state cultural policy, development of domestic theatrical art and theatrical journalism.
Хотя театр возник задолго до журналистики, она позже стала одним из важнейших факторов его развития. Она отражала и отражает текущую деятельность сценического искусства, анализирует и оценивает значение театра, участвует в формировании репертуарной политики, актерского творчества, режиссуры, декорационного оформления, организации театрального дела. Вокруг театра всегда бурлила и бурлит общественная жизнь, отдельные спектакли, позиция режиссеров, биографии актеров вызывали и вызывают столкновения различных идейных и политических позиций авторов. Не случайно А.И. Герцен утверждал, что театр есть «высшая инстанция для решения жизненных вопросов... Все тяготящее, занимающее известную эпоху, само собою вносится на сцену и обсуждается страшной логикой событий и действий»1.
Начиная с 1990-х годов ситуация в театральной журналистике находится в постоянной динамике, обусловленной коренным реформированием России. Выходят в свет новые российские театральные издания: газеты «Экран и сцена», «Дом актера», журналы «Московский наблюдатель», «Петербургский театральный журнал», «Театрал», «Страстной бульвар, 10», «Театр. Живопись. Кино. Музыка», «Вопросы театра», «Иные берега», «Театр чудес», «Театрон». Постоянные театральные рубрики ведут на своих страницах культурологическое издание «Новое литературное обозрение», федеральные газеты: «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Независимая газета»,
«Ведомости», информационно-рекламные издания «Афиша», «Досуг» и др. Проникновение в быт россиян в 2000-е годы новейших информационных технологий способствовало появлению интернет-СМИ в сфере театра. На рубеже ХХ-ХХ1 веков прочно вошло в научный лексикон понятие «театральная журналистика». Театральные критики, которые всегда ревниво относились к театральной журналистике, признали, что публичность критики всегда реализуется в сиюминутном и повседневном режиме: критика живет главным образом в СМИ, и в этом смысле она журналистика . От театральной критики в ней остаются критерии ценности медиатекста: культура личности журналиста, его знания эстетики, театроведения. От журналистики в ней злободневность, быстрота, актуальность, общезначимость, общедоступность, подчеркивание ситуации текущей действительности. Выделение «театральной журналистики» в особый тип работы отечественного журналиста окончательно произошло к концу XX века, что было обусловлено утверждением массовости профессии журналиста, а также появлением системы театральной прессы и реализацией деятельности всей театральной критики в газетно-журнальных публикациях.
В 2010-е годы в силу ряда политических и и экономических факторов современные отечественные медиа в сфере театра
1 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954 -1964. Т. 2, С. 51.
Таршис Н.А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение/ Сост. и ответств. ред. Ю. М. Барбой. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2011. С. 164.
функционируют по преимуществу на информационных площадках интернета. Развитие современной театральной журналистики происходит в пограничных условиях между наукой, искусством и журналистикой при повседневной практической деятельности журналиста в СМИ. Вследствие названных обстоятельств появилась настоятельная потребность обратиться к исследованию медиа в сфере театра как понятия, уточнить представления о его содержании и особенностях функционирования. Актуально изучение форм бытования публичных текстов о театре в условиях современного глобального информационного общества, определение места СМИ в сфере театра по отношению к современной динамично развивающейся отечественной медиасистеме. Данное исследование поможет увидеть перспективы развития театральной журналистики как социального института и агента современного медийного рынка, способного оказывать серьезной влияние на общественное сознание, ценностные ориентиры, формировать массовую культуру.
Закономерно, что теоретико-методологическая база исследования медиа в сфере театра опирается на междисциплинарный и системный подходы к объекту исследования, на взаимосвязь методологических основ таких дисциплин, как культурология, литературоведение, театроведение, теория журналистики, социология. Теоретическая и методологическая основа исследования определена философскими, культурологическими, искусствоведческими положениями работ Аристотеля, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, А.А. Аникс-та, Р. Барта, К.С. Станиславского, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда. Среди научных трудов XXI века автор опиралась на историко-теоретические исследования взаимоотношений театра и зрителя В.Н. Дмитревского1, театральной журналистики как системного явления на границе искусства и масс-медиа
Дмитревский В.Н. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики . Ч. 2: Советский театр 1917-1991 гг. / В.Н. Дмитриевский. - М.: Гос. ин-т искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. - 696 с.
— Т.Д. Орловой2, теоретических основ сценического зрелища — Ю.М. Барбоя3, современной медиасистемы и основ журналистики — Л.М. Земляновой4, Е.Л. Вартановой5, М.В. Шкондина6, С.Г. Корконосенко7, Г.С. Мельник и др. При аналитическом осмыслении фактологического материала мы опираемся на методы теоретического и эмпирического исследования: индукцию и дедукцию. Рассматриваются основные понятия, влияющие на определение содержательных основ медиасистемы, анализируются особенности медиа в сфере театра как сегмента современной медиасистемы, дается характеристика аудитории, для которой производится содержание театральной и журналистской деятельности.
Чтобы понять, какое место в современной отечественной медиасистеме занимают медиа в сфере театра, следует отдельно остановиться на определении основных терминов, которые мы используем для описания интересующей нас ситуации. Во-первых, это термин «медиасистема». Он пока не получил однозначного, всеми признанного определения. Однако это не мешает всеобщему практическому пониманию того, что такая система существует, и в нее
2 Орлова Т.Д. Театральная журналистика: Становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.01.10 — Журналистика / Т.Д. Ор-лова; Белорусский государственный университет. - Минск, 2002. - 39 с.
3 Барбой Ю.М. К теории театра. - Спб: Санкт-Петербургская академия театрального искусства. 2008. — 240 с.
4 Замлянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. - 416 с.
5 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013. - 278 с.
6 Шкондин М.В. Информационный потенциал общества и концепты целостности медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики — 2015. — Т.4. №4. С. 335-348.
7 Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для бакалавров / С.Г.Корконосенко.— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2014.— 332 с.
8 Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста. - Спб.: Питер. 2008. - 271 с.
входят все основные средства информации, которые оказывают влияние на общество.
Что касается термина «масс-медиа» (mass media), в русскоязычной академической традиции он приравнивается к термину «СМИ». По мере развития технологических средств системы массовой информации и внедрения их в деятельность журналистов термин «СМИ» все чаще заменяется термином «масс-медиа». Это обусловлено тем, что в современный научный словарь активно вошли понятия с использованием слова «медиа»: медиатизация, медиаэффекты, ме-диаиндустрия, медиарынок, медиакультура, медиатехнологии, медиаформат, медиагра-мотность, мегамедийное событие, медиа-жанры, медиакратия, медиалогика, медиа-мифология и др.1 Само понятие «медиа» в современной науке определяется как «средство связи и передачи информации разных типов — от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков и до.) до наисовременнейших, образующих глобальные информационные супермаги-страли»2.
Каково современное представление в науке о соотношении понятий «масс-медиа» и «СМИ»? Авторитетный исследователь зарубежной коммуникативистики Л.М. Зем-лянова ставит между этими терминами знак равенства. Она пишет: «К современным масс-медиа коммуникативисты относят прессу (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи различных текстов, а также различные формы новейших телекомпьютерных систем и мультимедийных устройств, ибо всем им присущи объединяющие их качества (обращенность к массовой аудитории, относительная доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения предназначенной им информации). Опора на эту атрибутику позволяет определять СМИ как
1 Землянова Л.М. Зарубежная коммуника-тивистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1999. С. 120-125.
2 Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 200.
форму социального взаимодействия посредством информационных сообщений»3.
Еще одно распространенное в российской академической традиции понятие — средства массовой коммуникации, или СМК. Оно обычно рассматривалось как составная часть понятий «СМИ» и «масс-медиа», по объему содержания меньше их, поскольку аккумулирует в себе каналы коммуникации. Но известное утверждение Г.М. Маклюэна «The medium is the message», выдвинутое им в середине XX века, породило продолжительные научные дискуссии по поводу соотношения СМИ (масс-медиа) и СМК4. Поэтому стоит согласиться с Е.Л. Вартановой, что Г.М. Маклюэн дал ориентир в понимании медиа как системы каналов и содержания, существующих в неразрывной связи .
Современная медиасистема представляет из себя сложное множество взаимодействующих и взаимозависимых элементов экономического и социального, психологического и эстетического плана, созданное для достижения определенных целей. Ме-диасистема вместе с тем обладает определенными, общими для всех ее элементов характеристиками. Она, во-первых, имеет целостный характер и формирует постоянное информационное взаимодействие в общественной системе; во-вторых, она располагает совокупностью организованных компонентов - технологической, экономической, редакционной, аудиторной, информационной подсистем, каждая из которых активно взаимодействует со своей средой; в-третьих, он имеет потенциал самоорганизации, что позволяет ей действовать в соответствии с запросами общества, опираясь на правовые, этические, организационные и
3 Там же. С. 197.
4 О дискуссионности идей Г.М. Маклюэна см.: Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М.: МедиаМир, 2012. С. 7-18.
5 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 7.
иные отношения между участниками массовой информационной деятельности1.
Предлагаемый нами подход к анализу медиа в сфере театра базируется на индустриальном понимании медиа как отрасли, производящей единый продукт - содержание . В XXI веке перевод содержания в цифровую форму и появление понятий «экосистема медиа», «глобальная инфосфера» потребовали ввести новые характеристики производственных, социальных и культурных связей медиасистемы. Понятие «медиасистема» стало расширяться.
В современную медиасистему интегрировались технологические платформы вещательных СМИ с нежурналистским контентом - музыкальными произведениями, театральными спектаклями, кинофильмами. Произошла интеграция СМИ с книгоиздательским бизнесом, рекламой и коммуникационными агентствами. Сближается со СМИ система связей с общественностью. К XXI веку в медиасистему вошли предприятия телекоммуникационной сферы: кабельные сети, спутниковые каналы, интегрированные гибридные цифровые телекоммуникационные сети: интернет, сети мобильной телефонии, сети технологий Wi-Fi, Wi-Max и т.д. Зарубежные исследователи включают в современную медиасистему «индустрию развлечений» и такой сегмент, как корпоративные медиа. В XXI веке стало возможным говорить о медиаиндустрии, которая включает в себя наряду с традиционными СМИ книгоиздательские компании, киностудии, музыкальные звукозаписывающие студии, предприятия рекламного бизнеса, структуры системы связей с общественностью. В связи с таким расширением представлений о СМИ (масс-медиа) возникло выражение «новые медиа». Перед ученым сообществом встали и новые вопросы: включать ли в новую медиасистему поисковые машины, многофункциональные порталы, социаль-
1 Шкондин М.В. Системные характеристики периодики // Средства массовой информации России: Учеб пособие для студентов вузов/ под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 166-167.
2 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2015.
С. 8-9.
ные сети? К какому сегменту медиасистемы отнести онлайн-версию газеты или сайт телекомпании? Процессы конвергенции в глобальном информационном мире актуализируют научную проблематику интегрированных коммуникаций современной ме-диасистемы. С одной стороны, она, включающая в себя как сегмент индустрию ме-диапредприятий, глубоко интегрирована в экономические отношения. С другой стороны, медиасистема, оставаясь элементом политической системы, образования и культуры, формирует идентичность этносов, государства, ценностные ориентиры человека и общества.
Сложность осознания границ, роли и функций современных СМИ затрудняют возможности точного определения ме-диасистемы. Вслед за Е.Л. Вартановой мы предлагаем сосредоточить внимание на следующих узловых пунктах в содержании данного понятия. Медиасистема — это сложная многуровневая и многовекторная среда, образованная:
- медиаинститутами в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами, а также индивидуами /гражданами);
- взаимосвязанной и конкурентной системой предприятий медиарынка, включающего в себя как отдельные типологические сегменты традиционных и новых медиа, так и инфраструктурные предприятия, т. е. производящие компании;
- определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг3.
Исходя из данного определения, можно сказать, что медиа в сфере театра являются сегментом медиасистемы, во-первых, на институциональном уровне. Театральное искусство как социальный институт взаимодействует с медиа на уровне театральной критики или театральной журналистики. Предметом, который стимулирует коммуникацию и взаимодействие, является спек-
3 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 1415.
такль. Взаимодействие на уровне социальных институтов и граждан реализуется во время спектакля на уровне театральной публики и отдельных деятелей театра. Имеются в виду зрители, которые побывали на спектакле, а также предполагаемые посетители, которые пойдут на спектакль после взаимодействия с текстами медиа об увиденном зрелище. В информационно-коммуникационном взаимодействии заинтересованы и театральные деятели, которые участвовали в создании спектакля и ждут после премьеры публичную оценку в СМИ своих творческих усилий. Задача театральных журналистов, которые являются представителями искушенной части публики, состоит в том, чтобы дать максимально объективную эстетическую оценку увиденному, определить его социально-культурную значимость в актуальном настоящем времени.
Во-вторых, медиа в сфере театра являются сегментом медиасистемы на уровне медиарынка. Как отмечает И.М. Дзялошин-ский, одной из важнейших закономерностей современного российского общества является борьба различных социальных институтов за доминирование в общественном сознании и поддержку своих инициатив и притязаний. Органы и организации, являющиеся воплощением социальных институтов, начинают все более активно выступать в роли непосредственных инициаторов коммуникационных процессов, использующих для достижения своих целей профессионалов масс-медиа. Не являются исключением театральные учреждения, которые ищут лояльных к их деятельности театральных критиков и театральных журналистов для сохранения и поддержки в публичном пространстве своих эстетических и коммерческих интересов. В этом случае театральные медиа оказываются тесно связаны с потребностями медиарынка. Используются разнообразные медиастратегии, потенциал традиционных и новых медиа, чтобы реализовать взаимовыгодные контакты СМИ и менеджеров театральных учреждений. Инициатива организации коммуникации с потребителем информации на тему театрального искусства может исходить от СМИ, которые уверены в интересах и потребно-
стях своей аудитории относительно театра. В таком случае сами журналисты выбирают адрес, главных героев и стратегию коммуникации в публичной сфере. Как правило, в подобных случаях выбираются традиционные медиа (пресса, радио телевидение), а из новых медиа: интернет-СМИ. Когда представители театральных учреждений и организаций считают, что внимания СМИ им недостаточно, они учреждают свои медиа: сайты, официальные страницы в социальных сетях, корпоративные медиа. С их помощью формируется информационная повестка дня, которая помогает продвигать институциональные интересы и достигать намеченных целей. В современном российском театральном пространстве практически у каждого театра есть официальный сайт, группы в сетях, определенный набор информационно-коммуникативных стратегий для формирования постоянной аудитории зрительного зала.
Среди постоянных участников медиа-рынка можно увидеть новых игроков: порталы и сайты профессиональных театральных сообществ. Опираясь на правовые основы регулирования свободы слова, технологические инновации, эти новые медиа активно осуществляют информационно-коммуникационную деятельность и ощутимо влияют на ценностные установки массовой аудитории в сфере театра. Сообщества театральных критиков на сайтах и в социальных медиа не только создают и распространяют свои медиапродукты, но и предлагают свои медиауслуги. Так, Союз театральных деятелей России имеет сайт и выпускает журнал «Страстной бульвар, 10». Свой сайт существует у всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска», международных театральных фестивалей имени Чехова (Москва), имени А.Володина «Пять вечеров» (Петербург), имени МакДанаха (Пермь). В социальной сети facebook создана страница «Летающий критик», на которой дается оперативная информация о театральной жизни в разных городах России и одновременно самопрезентация театрального критика с его мобильностью, физической и творческой. Следует заметить, что отношения между СМИ и театральным учреждением, конкурентными отношениями в
системе культурных индустрий и на медиа-рынке в условиях виртуального сетевого общества стали более усложненными, интегрированными. Как отмечают Д. Пауэр и Д. Халленкройц, в современной ситуации «создание музыки — это, скорее, не серия прямолинейных действий, предпринимаемых отдельными фирмами и авторами, а целый ряд пересекающихся сфер, сетей, в которых товары и идеи циркулируют между фирмами и людьми»1.
Таким образом, можно сказать, что медиа в сфере театра представляют собой сегмент современной глобальной медиаси-стемы с присущими ей основными чертами функционирования в глобальном информационном мире: взаимодействием социальных институтов, конкурентной борьбой на театральном медиарынке, деятельностью театрально-медийных профессиональных сообществ по сбору, производству и распространению медиапродуктов и ме-диауслуг.
Так как театр на протяжении всей своей истории был одним из самых авторитетных институтов в отечественном общественном сознании, к театральной тематике до сих пор обращаются типологические разные традиционные и он-лайн издания, в том числе:
- массовые общественно-политические СМИ, в которых есть театральные рубрики; публикуются новые пьесы, рецензии на премьерные спектакли, творческие портреты деятелей театра, обзоры фестивалей и конкурсов, материалы по истории театра, театральной жизни в регионах, рассказы о театральных профессиях закулисного мира и т.д.;
- информационно-рекламные СМИ, в которых публикуются журналистские материалы в рамках информационных жанров: сообщения о премьерах, беседы с актерами, репертуарные афиши, рекламные объявления о предстоящих гастролях, юбилеях, бенефисах и т. п.
- традиционные и новые медиа театрального учреждения: корпоративная газе-
1 Power D., Hallensreutz D. Competitiveness, Local Production Sistems and Global Commodity Chains in the Music Industry: Entering the US Market. Rigional Studies, 2007, 41 (3). P. 380.
та, буклет, официальный сайт, официальная страница в социальных сетях;
- модифицированные он-лайн версии традиционных СМИ («гибриды») с театральными рубриками, которые возникли на почве своих офлайновых прототипов, но не копируют их, а оформляются в соответствии с особенностями интернет-текста: мультимедийностью, интерактивностью, с гиперссылками внутри текста2;
- сайт или страницы в социальных сетях театрального профессионального сообщества (например, сайты Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков);
- блог или влог театрального критика, где автор регулярно делится личными впечатлениями и суждениями о главных событиях в театральном мире, сопровождая словесный текст визуальным рядом.
К основным типологическим характеристикам медиа в сфере театра, как и к любым медиа, относят административно-территориальную принадлежность, технологические, экономические, аудиторные, редакционные, содержательно-идеологи-ческие3. Одной из самых существенных для СМИ в сфере театра является характеристика аудитории. Исследователи рассматривают аудиторию, с одной стороны, как часть общественной сферы. Таков взгляд Ю. Ха-бермаса на общественность в ее многочисленных социальных ипостасях: избирателей, потребителей, производителей, отдельных индивидуумов . С другой стороны, аудитория может служить для СМИ своеобразным продуктом медиаиндустрии, который продается медиакомпаниями рекламо-дателям5. Аудиторию театральных медиа
2 Лукина М.М. Группы и виды он-лайн - СМИ // Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 180.
3 Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы // Типология периодической печати: Учеб. Пособие — М.: Аспект Пресс, 2007. С. 37-40.
4 Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1991.
5 Picard R.G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park, Cflif.: Sage Publication, 1989.
составляют, как правило, любители театрального искусства, так называемая театральная публика, которой интересно сверить собственные впечатления от увиденного на сцене с теми, что высказывают театральные критики и журналисты. Театральный зритель одновременно становится и целевой аудиторией СМИ в сфере театра. Искушенные театральные зрители являются полноправными акторами в коммуникации со СМИ в сфере театра. Непросвещенная публика потенциально готова стать управляемой СМИ в сфере театра.
Существует немало исследований типовых социальных групп как аудитории СМИ, среди них труды И.Н. Блохина1,
2 3
И.Д. Фомичевой , И.М. Дзялошинского и др.; есть исследования, посвященные аудитории театров, таковы в XXI веке труды Лаборатории будущего театра при ГИТИСе4, коллективное исследование «Театр и зритель в предлагаемых обстоятельствах», проведенное в партнерстве Государственного института искусствознания, Союза театральных деятелей России и института экономики российской академии наук5 и др.
И.М. Дзялошинский предлагает называть аудиторию СМИ медиа-аудиторией. Он дает следующее определение медиа-аудитории: «совокупность лиц, воспринимающих информацию в зависимости от их возрастных, социально-демографи-ческих, культурно-образовательных и иных характеристик». Аудитория, по определению
1 Блохин И.Н. социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналистики: Учеб пособие для студентов вузов./ М.: Аспект Пресс, 2004. С. 241 -271.
2 Фомичева И.Д. Социология СМИ: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012 — 360 с.
3 Дзялошинский И.М. Современное медиа-пространство России: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2015. С. 179-212.
4 Портрет зрителя драматических театров. Всероссийское исследование театральной аудитории под руководством Н.В. Астаховой и Н.В. Большакова. - М.: Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2019. - 200 с. // Режим доступа: https://www.thefuturelab.ru/portret2 — Дата обращения 27.03 2021.
5 Рубинштейн А.Я. Экспертно-аналитический доклад на всероссийском театральном форуме «Российский театр — XXI век. Новый взгляд.» 10 декабря 2019 г. // Режим доступа: http://stdrf.ru/ news/2510/ - Дата обращения 05.01.2021.
И.Г. Блохина, определяется как совокупность людей - адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов, потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения. У каждого СМИ есть своя целевая аудитория, т.е., совокупность людей, обладающих набором общих социальных характеристик, с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональных). Так, СМИ в сфере театра ориентируются на театральных деятелей и любителей искусства как целевую аудиторию.
Стратегия любого СМИ в отношении аудитории строится на двух противоположных устремлениях: удержании и расширении аудитории. Многое зависит в определении стратегии от взаимодействия СМИ в сфере театра с культурными особенностями целевой аудитории. В рамках состояния современной культуры, по И.Н. Блохину, наблюдается три типа взаимодействия информационной стратегии СМИ с культурными особенностями целевой аудитории. Первый тип аудитории в рамках культуры объединяет группу людей по признаку базовых ценностей: национальных, религиозных, профессиональных и т.д. СМИ создают идеологию целевой аудитории как культурного сообщества, выражают общественное мнение его членов. К ним относятся, в основном, федеральные и региональные общественно-политические СМИ, транслирующие по преимуществу взгляды на театральное искусство и его развитие в соответствии с государственной культурной политикой. Среди них газеты «Культура», «Литературная газета», «Независимая газета», «Коммерсантъ», общероссийский телевизионный канал «Культура». Их стратегическая цель — удержать свою аудиторию. Второй тип — массовая культура, объединяющая людей в сообщества, где нормативная культура подвергается унификации, а образ жизни приближается к единому стандарту. Стратегическая цель таких СМИ - расширение аудитории. Таковы федеральные журналы «Театрал» (http://www.teatral-online.ru/), «МИТ-Инфо» (https://rusiti.ru/ru/ magazine/catalog/), «Театральная афиша»
(Москва, http://www.teatr.ru/), газеты «Золотая маска» (Москва, http://www.golden-mask.ru/press.php?type=34), «Экран и сцена» (Москва, http://screenstage.ru/), региональные информационные издания, например, «Театральный вестник» Ростова-на-Дону (http://id-grand.ru/index.php?). Третий тип, отражающий состояние современной культуры — индивидуальный. Он представлен индивидами с уникальным набором социокультурных качеств, и индивиды способны сами сформировать для себя информационный продукт, выбирая информацию из многих СМИ. Для представителей аудитории, которая сама формирует для себя информационный продукт, СМИ в сфере театра предлагают специализированную информацию, рассчитанную на достаточно высокий уровень интересов и профессионального образования индивидов. Аудитория с индивидуальным типом культуры немногочисленная, и стратегия СМИ в отношении нее — удержание. К специализированным российским СМИ относятся журналы «Театр» (Москва, http://www.oteatre.info/), «Петербургский театральный журнал» (http://ptj. spb.ru/journal/about/), «Театральная жизнь» (Москва, http://www.theatrelife.ru/), «Вопросы театра. PROSCAENIUM» (Москва, http://sias.ru/voprosyteatra/). Современная драматургия» (Москва, http://www.rucont.ru/ efd/177911?cldren=0 ), «Балет» (Москва, http://www.russianballet. ru/), «Сцена» (Москва, http://the-stage.ru/), "Балет ad libitum (Санкт-Петербург, http://baletoved-spb.narod.ru/glavnaya.html), «Театр чудес» (Москва, http://www.puppet. ru/?pageId=10), «Страстной бульвар, 10. Российский театр» (Москва, http://www.stra-st10.ru/).
В новых медиа связь целевой аудиторией со СМИ в сфере театра определяется понятием «Охват аудитории». Охват аудитории (англ. - Site Reach) — это размер аудитории сайтов или отдельных их страниц, т. е. число людей, посетивших сайт за определенный период времен1. Среди других показателей, которые измеряют активность посетителей на театральных сайтах, стоит отметить интерактивность на сайте,
1 Интернет- СМИ: Теория практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лу-киной. - М.: Аспект Пресс, 2011. С. 110.
выражаемую в форме комментариев, «кликов» на значки «нравится-не нравится», возможностью сделать репост. Интернет-показатели аудитории важно учитывать при изучении современных театральных медиа, потому что большинство вышли на информационные площадки интернета, и там выкладываются серьезные тексты театральной журналистики.
Показательным примером того, как медиа в сфере театра демонстрируют свою взаимосвязь с театральной журналистикой -на уровне медиарынка и институциональном уровне одновременно — является освещение премьеры оперы «Кармен» Бизе на сцене Пермского государственного академического театра оперы и балета. Ее осуществил известный московский режиссер Константин Богомолов 3-7 апреля 2021 года, и тут же она получила поистине всероссийский резонанс в масс-медиа. О ней подробно сообщили в типологически разных СМИ: специализированных театральных «Петербургский театральный журнал», «Музыкальная жизнь»; федеральных массовых общественно-политических изданиях: «Российская газета», «Коммерсант», «Независимая газета»; в интернет — СМИ: Colta.ru, URA.ru, Xronosmedia, ZVZDA.ru, в блоге музыкального критика Вадима Журавлева «Сумерки богов» на уоиШЬе -канале; на интернет - площадках пермских региональных СМИ, в социальном медиа «УК» Пермского театра оперы и балета, многочисленных откликах сотрудников театра и зрителей-пермяков в социальных сетях.
При освещении премьеры стремление некоторых СМИ управлять публикой в собственных бизнес-интересах выразилось, во-первых, в акценте на бизнес — тематику вокруг постановки. В публичное пространство была введена информация о сверхмиллионных гонорарах дирижеру, режиссеру, приглашенным исполнителям2; о том, что несмотря на взвинченные цены, билеты на всю серию показов были заранее раскупле-
2 Морозова Алена. Постановщик «Кармен» обойдётся Пермскому театру оперы и балета в 1,3 млн руб. - Новый компаньон — 2021 — 30 марта // Режим доступа: https://www.newsko.ru/articles/nk-6476300.html — Дата обращения 05.04.2021.
ны; что в день премьеры в пермский аэропорт прибыли 28 частных самолетов и биз-нес-джетов, с трапов которых спустились обладатели билетов на вечерний спектакль1. «Комсомольская правда» сообщила, что «3 апреля поддержала супруга Ксения Собчак. Она прилетела к мужу буквально на несколько часов, дабы разделить с ним триумф. <...> А уже вечером 4 апреля Ксения блистала в Москве на сцене "Крокус Сити Холла в компании Филиппа Киркорова» .
Во-вторых, в медиатекстах было подчеркнуто как главное достоинство постановки - пародийный стиль интерпретации музыкальной классики. Триумф, как написала Юлия Бендерова в «Коммерсанте», выразился в том, что, оперные зрители из тех, кто видел не только драматические спектакли Богомолова, но и «Триумф времени и бесчувствия» Генделя в МАМТе, ждали эпатажа — и, безусловно, дождались. «Кармен» <...> спровоцировала бездну старосветских споров о неприкосновенности оперной классики, ненамного более приличных, чем заготовленные для «Кармен» режиссерские шутки. В разной степени азартные и сомнительные, выше или сильно ниже пояса, шутки эти выброшены на сцену щедрыми охапками и в основном посвящены тому, над чем не принято смеяться: от антисемитизма, сексуального насилия и религии до несчастной женской доли в эпоху старой и новой этики»3. Коммерческую составляющую медийного ореола вокруг спектакля простодушно выразил на своей странице в facebook доктор экономических наук Е.С. Сапиро, бывший пермяк, ныне москвич (https://www.faceb ook.com/
essapiro): «Кармен» в пермской «огранке» Константина Богомолова - успех или про-
1 Баталина Юлия. Ликвидация «Кармен» - Новый компаньон. - 2021 — 5 апреля // Режим доступа: https://www.newsko.ru/articles/nk-6485920.html- Дата обращения 08.04.2021.
2 Либгард Ольга. Ксения Собчак после эпатажного спектакля Богомолова блистала на премии в платье -сетке. - Комсомольская правда — 2021- 5 апреля // Режим доступа: https://www.kp.ru/ daily/27260.5/4392822/- Дата обращения 10.04.2021.
3 Бедерова Юлия. Я вам не скажу за всю Севилью. - газ. КоммерсантЪ. - №61 - 8 апреля 2021 // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/ 4762121 — Дата обращения 14.04.2021.
вал? <...> с точки зрения паблисити (упоминание «продукта» в СМИ, социальных сетях для привлечения популярности и создания узнаваемости) это однозначно — успех». Логичным продолжением деятельности СМИ на уровне медиарынка стал разговор о самом спектакле. В пересказе сюжета транслировались режиссерская стандартизация образа мира и человека, ценности низовой массовой культуры (место действия — Одесса, Кармен - еврейка, Хосе - русский и убивает Кармен способами недавно «засветившихся» в медиа судимых российских насильников).
Специализированные театральные СМИ и общественные федеральные СМИ, которые позиционируют себя в медиаси-стеме на институциональном уровне, то есть во взаимодействии с театральной журналистикой, после премьеры «Кармен» проанализировали художественную значимость премьеры. Были опубликованы рецензии авторитетных в театральных и музыкальных кругах журналистов. Семантика заголовочных комплексов, представленных в их публикациях, отражала и выражала образную специфику спектакля и принципиальное отчуждение от нее автора рецензии. Таковы были заголовки: «Фарш невозможно провернуть назад» Ларисы Барыкиной в «Петербургском театральном журнале»4. «Маньяк для Собчак с оркестром» Вадима Журавлева в блоге «Сумерки богов»5. «Спектакль Константина Богомолова в самой меньшей степени имеет отношение к опере Бизе» Егора Ковалевского в «Независимой газете»6, публикация круглого стола экспертов «На Петропавловской отметелили Кармен» в журнале «Музыкальная жизнь»
4 Барыкина Лариса. Фарш невозможно провернуть назад. - Петербурский театральный журнал. Блог — 2021 — 8 апреля // Режим доступа: http://ptj. spb.ru/blog/farsh-nevozmozhno -provemut-nazad/ - Дата обращения 10.04.2021.
5 Журавлев Вадим. Маньяк для Собчак с оркестром // Сумерки богов- уоиШЬе // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Iw_6tc0V m VI — Дата обращения 13.04.2021.
6 Егор Ковалевский. Спектакль Константина Богомолова в самой меньшей степени имеет отношение к опере Бизе // Независимая газета — 2021 — 6 апреля // Режим доступа: https://www.ng. ru/culture/2021-04-06/7_8Ш_culture2.html — Дата обращения 08.04.2021.
(главный редактор Евгения Кривицкая)1. Анализ пермской «Кармен», осуществен-ный профессиональными театральными журналистами, вновь подтвердил эстетическую ущербность тенденции разрушения музыкальной драматургии в музыкальном театре, которую исследовала в 2017 году А.В. Чипинога Указанные СМИ, опираясь на аудиторию, объединенную по признаку базовых ценностей: национальных, религиозных, профессиональных и т. д., формировали в публичном пространстве идеологию культурного сообщества. Показательна социальная значимость рецензирования пермской «Кармен» в блоге «Сумерки богов» Вадима Журавлева. Охват аудитории (англ. - Site Reach) по этой премьере составил 19832 посетителя, комментарии оставили 184 человека. В конкуренции за доминирование в общественном сознании «Сумерки богов» явно потеснили на рынке культурных услуг корпоративные и социальные медиа пермского театра.
Таким образом, результаты исследования показали, что отечественные СМИ в сфере театра являются сегментом современной отечественной медиасистемы и функционируют в отношениях с театральным искусством на двух уровнях. На первом - институциональном - реализуется взаимодействие СМИ и театра как двух социальных институтов через театральную журналистику с ее социально-культурным потенциалом. Стратегическая цель взаимодействия — удержание целевой аудитории на основе гуманитарных и профессиональных ценностей. Второй уровень деятельности СМИ в сфере театра связан с медиарынком и включенностью СМИ и театральных учреждений в индустрию досуга. Реализу-
1 На Петропавловской отметелили Кармен: В Перми состоялась премьера «Кармен» Бизе в редакции Константина Богомолова — Музыкальная жизнь — 12.04.2021 // Режим доступа: https://mu.zli-femagazine.ru/na-petropavlovskoy-otmetelili-karme/-Дата обращения 13.04.2021.
2 Чепинога А.В. Проблемы интерпретации в режиссуре оперного спектакля на рубеже XX-XXI веков в России // Автореферат дисс. ...доктора наук -2017// Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/problemy-interpretatsii-a-rezhissure-opernogo-spektaklya-na-rubezhe-xx-xxi-vekov-v-rossii — Дата обращения: 25.03.2021.
ется взаимовыгодная коммерческая основа: СМИ занимается информационным сопровождением сенсационного «театрального продукта» в глобальном информационном пространстве, что выгодно театральному учреждению. Опора на сценическую массовую культуру с ее стандартизацией базовых культурных ценностей ведет к расширению аудитории СМИ и тем самым укрепляет само СМИ на медиарынке.
В заключение отметим, что сегмент медиа, связанных с театром, сегодня достаточно объемный и заметный в современной отечественной медиасистеме. В нем присутствует технологическое разнообразие информационных площадок, типологическое разнообразие СМИ; благодаря интернету охватывается громадная совокупность целевых аудиторий в разных типах современной культуры; используются всевозможные стратегии воздействия и взаимодействия с аудиторией, предлагается широкий информационный контент.
СМИ в сфере театра отражают динамичную противоречивую ситуацию современного театрального процесса, где наблюдается переход от одного историко-культурного периода (советский театр XX века) к новому периоду — театральному искусству постсоветской России XXI века. Это приводит к противостоянию между СМИ в сфере театра по идеологическим и эстетическим позициям, к конкуренции на медиарынке. Информационное сопровождение «театральных продуктов» на взаимовыгодной коммерческой основе помогает СМИ в сфере театра расширять аудиторию. СМИ, которые позиционируют себя как социальный институт, стараются не обмануть ожидания своей целевой аудитории. Важно, чтобы свобода информационно-коммуникационной деятельности всех СМИ в сфере театра, оказывающих влияние на общественное сознание, соотносилась с задачами государственной культурной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барбой, Ю.М. К теории театра. - Спб: Санкт-Петербургская академия театрального искусства. 2008. — 240 с.
2. Барыкина, Л. Фарш невозможно провернуть назад. - Петербурский театральный журнал. Блог - 2021 — 8 апреля // Режим доступа: http://ptj.spb.ru/blog/farsh-nevozmozhno-provernut-nazad/
3. Блохин, И.Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналистики: Учеб пособие для студентов вузов. / М.: Аспект Пресс, 2004. С. 241-271.
4. Журавлев, В. Маньяк для Собчак с оркестром // Сумерки богов- уоиШЬе // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Iw_6tc0VmVI
5. Землянова, Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М.: МедиаМир, 2012. — 188 с.
6. Землянова, Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.
7. Вартанова, Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 5-29.
8. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015. —312 с.
9. Дмитревский, В.Н. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: Ч. 2: Советский театр 1917-1991 гг. / В.Н. Дмитриевский. - М.: Гос. ин-т искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. - 696 с.
10. Лукина, М.М. Группы и виды он-лайн -СМИ // Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 178-199.
11. Ковалевский, Е. Спектакль Константина Богомолова в самой меньшей степени имеет отношение к опере Бизе // Независимая газета — 2021 — 6 апреля // Режим доступа: https://www.ng.ru/culture/2021-04-06/7_8121_culture2.htm
12. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для бакалавров / С.Г. Корконо-сенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 332 с.
13. На Петропавловской отметелили Кармен: В Перми состоялась премьера «Кармен» Бизе в редакции Константина Богомолова — Музыкальная жизнь — 12.04.2021 // Режим доступа: https://muzlifemagazine.ru/na-petropavlovskoy-otmetelili-karme/
14. Орлова, Т.Д. Театральная журналистика: Становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.01.10 — Журналистика / Т. Д. Орлова. - Белорусский государственный университет. - Минск, 2002. - 39 с.
15. Портрет зрителя драматических театров. Всероссийское исследование театральной аудитории под руководством Н.В. Астаховой и Н. В. Большакова. - М.: Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2019. - 200 с. // Режим доступа: https://www.thefutu-relab.ru/portret2
16. Рубинштейн, А.Я. Экспертно-аналитический доклад на всероссийском театральном форуме «Российский театр — XXI век. Новый взгляд.» 10 декабря 2019г. // Режим доступа: http://stdrf.ru/news/2510/
17. Таршис, Н.А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение/ Сост. и ответств. ред. Ю.М. Барбой. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2011. С. 161-170.
18. Фомичева, И.Д. Социология СМИ: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012. —
360 с.
19. Чепинога, А.В. Проблемы интерпретации в режиссуре оперного спектакля на рубеже XX-XXI веков в России // Автореферат дисс. ...доктора наук - 2017. // Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/problemy-interpretatsii-a-rezhissure-opernogo-spektaklya-na-rubezhe-xx-xxi-vekov-v-rossii
20. Шкондин, М.В. Информационный потенциал общества и концепты целостности медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2015 — Т.4. №4. С. 335-348.
21. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1991.
22. Picard, R.G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park, Cflif.: Sage Publication, 1989.
23. Power, D., Hallensreutz, D. Competitiveness, Local Production Sistems and Global Commodity Chains in the Music Industry: Entering the US Market. Rigional Studies, 2007, 41 (3).
Дата поступления: 17.04.2021