DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-34 УДК 159.9
СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО
Михальский А.В.
В статье обсуждаются современные отечественные исследования психологии восприятия и конструирования будущего. Время, пространство, события только тогда становятся значимыми, когда их предполагают, наблюдают, когда в них принимают непосредственное участие и осмысливают люди. Наличие человеческого восприятия -неотъемлемый атрибут осмысливания, появления значения у пространства и времени, другими словами - приписывание значения - отдельное измерение, дающее существование времени и пространству, позволяющее существовать смысловым отношениям, неотъемлемый компонент творческого создания (конструирования) будущего. Массив публикаций, образов, идей, «мемов» по теме конструирования будущего становится все более объемным, но в то же время, очень трудно проследить единую линию эволюции идей, концепций, теорий, направлений исследований, научных и философских подходов, практических аспектов использования. Предлагаемая концепция и практический подход современных исследователей задают новый импульс научному поиску, служит основой для практических методов и, возможно, является той философией, которая необходима человечеству, стоящему на остром лезвии выживания в условиях информационной перегруженности, в условиях неопределенности и экономических колебаний, на той грани, которую нельзя перейти - на грани использования оружия массового уничтожения, глобальных межнациональных, межкультурных столкновений.
Ключевые слова: психология конструирования будущего; конструирование образа будущего; прогнозирование; современные иследования.
CONTEMPORARY DOMESTIC RESEARCH OF PSYCHOLOGY OF CONSTRUCTING THE FUTURE
Mikhalsky A.V.
This article discusses the modern domestic research in the field of psychology offuture
perception and construction. Time, space, events only become meaningful when a position of observer arises, and when people are directly and vividly involved into them. The presence of human perception - an essential attribute of comprehension, appearance of the value for the time and space, in other words - the attribution of values - a separate measurement, giving the existence of time and space, allowing the existence of semantic relations, an integral component of constructing the future. An array of publications, images, ideas, «memes» on constructing the future is becoming more voluminous, but at the same time, it is very difficult to trace the evolution of a single line of ideas, concepts, theories, research directions, scientific and philosophical approaches to the practical aspects of use. The proposed concept and practical approach of contemporary researchers define a new impetus to scientific research, serves as the basis for practices and, perhaps, is the philosophy that is needed humanity, standing on sharp blades to survive in conditions of information overload, uncertainty and economic fluctuations, on the verge of which can not go - on the verge of using weapons of mass destruction, global international, cross-cultural encounters.
Keywords: psychology of constructing the future; constructing the image of the future; prognosis; modern research.
Введение
Конструирование будущего является целостным процессом, объединяющим индивидуальное и социальное конструирование. По принципу дополнительности одновременно представлены в психике и индивидуальные образы будущего, и субъективные образы будущего групп Смена научной парадигмы от изучения прошлого и настоящего к изучению будущего ставит многие вопросы общественного бытия, жизни, практики, науки по-другому, «от обратного». В конце ХХ - начале XXI века изучение конструирования будущего занимает, одно из центральных мест в науке. Как мы видим, изучение психологии конструирования будущего начиналось и продолжается в совершенно разных аспектах. Основываясь, в основном, на методологических традициях, заложенных в основном, в 60-х и 70-х годах ХХ века, постепенно выделяются несколько основных школ исследователей, помимо этого - происходит сближение психологии и нейропсихологии в направлении изучения прогнозирования, перспективного конструирования будущего, принятия решений, вариативных выборов, изучения психологического времени и личностной временной, смысловой перспективы.
Материалы и методы
В данной статье рассмотрим некоторые основные вехи и направления современных отечественных исследований.
Е.А. Сергиенко [9] изучает антиципацию в раннем онтогенезе человека, показывая, что она обусловлена не только пространственно-временным упреждением (результат механизма кодирования и хранения информации мозгом, модально-специфический), но и избирательностью (как результат механизма прототипизации). Исследования Е.А. Сергиенко вносят неоценимый вклад в изучение антиципации (особенно ее возрастных закономерностей), в понимание антиципации не только как явления, присущего человеку, проявляющегося только в человеческой деятельности, но как имманентного свойства психики, психической организации и ее эволюции.
Идею о пространственно-временном развитии личности углубляет и исследует Н.Н. Толстых: проблеме развития индивидуального хронотопа в детско-юношеском периоде и проблемам развития временной перспективы личности (культурно-исторический подход) посвящены многочисленные и интереснейшие исследования автора [13].
Одним из наиболее важных аспектов психологии конструирования будущего, безусловно, является индивидуальное и групповое восприятие и конструирование времени. С точки зрения социальной психологии, личное (психологическое) время всегда обсуловлено социальным временем, временными рамками и отношенияем к времени группы. Ситуация и группа в данном случае часто первична и несет гораздо большее влияние, чем мы ожидаем. Среди отечественных исследований можно отметить следующие: психология времени личности и групп - событийный подход, каузометрия (А.А. Кроник, Р.А.Ахмеров, Е.И. Головаха и др); время как компонент образа мира, идентичности человека (Г.М. Андреева, 2000), как когнтив-ный (семантический) феномен (С.А. Безгодова, 2004); взаимосвязи временной перспективы с Я-концепцией, ценностями личности, профессиональным развитием, коммуникативными процессами и др. Н.Н.Толстых) и т.д.
Над темой прогнозирования, в особенности, прогнозирования в обучении и развития прогнозирования, работает и Л.А. Регуш [7]. Прогнозирование и принятие решений, рассматривается как один из видов опережающего отражения. Речь в работе идет, в частности, о прогнозировании в педагогической деятельности, в управлении, о стадиях развития прогнозирования на различных возрастных этапах, о развитии и диагностике прогностических способностей.
Способность конструирования будущего может быть диагностирована с использованием большого количества методов, имеющихся в арсенале современной психологии. В этом направлении наибольшую роль играют методики, предложенные А. Кроником, Е. Головахой, Р. Ахмеровым - «Каузометрия» с разветвленным и подробным анализом биографии, личной истории, берущей истоки до рождения человека и продолжающейся после его жизни,
Понимание целесообразных актов поведения, понятие результата действия, получило развитие, начиная с предложенной учеником В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, П.К. Анохиным теорией функциональной системы. Анохин пишет о способности предвосхищения как о способности, развивающейся эволюционно и в то же время, обеспечивающей эволюцию. «Опережающее отражение» - термин, предложенный П.К. Анохиным, подчеркивающий процесс отражения действительности в процессе предвосхищения, способность мозга «забегать вперед» в ответ на стимул, существующий в настоящем.
Замечательные исследования временной перспективы человека проводит Анна Сырцова [12]. В исследовании подтверждается релевантность теоретической модели временной перспективы Ф. Зимбардо, указывается на возможность изучения взаимосвязи временной перспективы и социально-экономических факторов (кризис и др.), благополучия и социальных особенностей общества.
Выявлен конструкт сбалансированной временной перспективы, сопряженный с субъективным благополучием и ценностно-смысловой адекватностью личности. В исследовании, взяв за основу методику ZTPI, автор показывает различия в временной перспективе взрослых на разных возрастных этапах (возрастная обусловленность): «оптимальный профиль временной перспективы соответствует следующему сочетанию показателей по основным шкалам методики: высокий балл по шкале Позитивное прошлое, довольно высокий балл по шкале Будущее, средний балл по шкале Гедонистическое настоящее и низкие баллы по шкалам Негативное прошлое и Фаталистическое настоящее» [14]. На особенности временной перспективы влияют также ряд социально-демографических факторов (пол, место жительства, образование). На наш взгляд, результаты полученные А. Сырцовой, касаются скорее отношения к времени, нежели временной перспективы (впрочем здесь вопрос терминологии). Тем не менее, проведенное нами исследование отношения к прошлому, настоящему и будущему с помощью методики «Семантический дифференциал времени» полностью подтверждают данные, полученные с помощью ZTPI - подтверждаются те же самые взаимосвязи отношения к времени и факторами опросника «Смысложизненные ориентации».
Отметим также диссертационное исследование Беловой Д.Е. [1], посвященное изучению смыслового будущего студентов. Автор пишет, что «структура субъективных семантических пространств будущего студентов психологов изменяется от синкретичности к дифференциро-ванности в зависимости от этапа обучения, а также имеет различия в зависимости от стратегии профессионального выбора как результата самоопределения», что может привести к откладыванию выбора профессии, отрицанию либо принятию. Аффективный компонент отношения
к будущему, а также фактор «сила будущего» являются, по-видимому, связующим звеном между компонентами образа будущего.
В работе Громовой Ч.Р. «Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей» указывается, что генетически антиципация предопределена только на ранних этапах развития ребенка, а прижизненный опыт и социальные факторы (в частности, семейное окружение) в основном определяют развитие антици-пационных способностей. В качестве одной из причин невротических расстройств личности называется снижение прогностических способностей в преморбиде. Также снижены антици-пационные способности (пространственно-временная, моторная, социальная антиципация) у родителей детей, которые имеют невротические расстройства [4]. Существует четко выраженная взаимосвязь (обратная корреляция) этих двух показателей.
Личностным характеристикам, связанным с разными стратегиями построения образа будущего, посвящена работа Разгоняевой Е.В. [6]. Автор исследования пишет, что основными личностными свойствами, которые детерминируют особенности построения образа, являются: уровень притязаний (мотивации достижения), особенности ценностных ориентаций, и психологический (внутренний) возраст. Е.В. Разгоняевой выделены три группы (кластеры) стратегий построения образа будущего: 1) нет четких представлений об образе будущего; 2) формальное описание признаков успешного образа; 3) ориентация на понимание себя и своего будущего через достижение поставленных личностных целей и реализацию системы личных смыслов. Однако, автору не удалось выявить взаимосвязи личностных характеристик и стратегии построения образа будущего, что может говорить о том, что образ будущего - индивидуальный системный конструкт, не сводимый к характерологическим особенностям. Проблема, видимо, в том, что изучался «оторванный» от процесса антиципации образ, не учитывалось отношение к временной перспективе, очевидно - сказалась недостаточность материала, наработанного к тому времени в научном пространстве по данной проблематике. Успешность построения образа будущего проявлялась при: выраженной мотивации достижения; соответствии психологического возраста паспортному; высоком уровне адаптированности в тех жизненных сферах, которые интересны самому респонденту; ценности, смыслы и интересы лежат в областях, которые зависят от самовыражения, творчества, собственного мнения, независимости и активности. Преобладание таких сфер интересов как межличностные отношения, семья, финансы, по результатам исследования Е.В. Разгоняевой, не являются оптимальными для проявления насыщенного образа будущего.
В исследовании Е.Б. Быковой рассматривается образ будущего в картине мира личности как составляющая Я-концепции. С применением таких методов как репертуарные решетки Келли, контент-анализ, семантический дифференциал, автор выделяет основные факторы построения образа идеального «Я» в картине будущего - временная перспектива и прогнозирование, смысловые категории образа будущего в самосознании личности, подчеркивает гендерно-обусловленные особенности образа будущего, изучает смысловые и временные взаимосвязи категорий образа будущего и представлений Я-концепции.
Работы В.Д. Менделевича [5] и последователей его научной школы, представителей клинического подхода к антиципации представляют большую важность для изучения механизмов конструирования будущего. В.Д. Менделевич является разработчиком теста антиципацион-ной состоятельности, автором антиципационной концепции неврозогенеза, соответствующей методики психотерапии. В работах школы В.Д. Менделевича подчеркивается важность нарушений антиципационной деятельности и в формировании психопатологических синдромов пограничного уровня у больных эпилепсией. В работе Семеновой М.Н. предпринята попытка разработки параметров описания ментальных репрезентаций времени и пространства, а именно, выделяются: «признаки, идентифицирующие понятие (статус, определяющие понятия, измеряемость, свойства, определяющие сущность понятия); связь с явлениями и объектами внешнего мира; соотнесенность с существованием человека; соотнесенность с жизнедеятельностью человека; оценка субъектом своего восприятия и значения описываемого» [8].
В диссертационном исследовании Н.Е. Суминой проводится анализ взаимосвязи нарушений антиципации с некоторыми признаками психического здоровья личности (тревожность, эгоистичность, импульсивность и др). В цеолом, успешное прогнозирование связано с здоровой самооценкой и уверенностью личности, что становится особенно явным в более старших возрастных группах [11]. В работе М.М. Солобутиной изучено снижение антиципационных способностей в речевой деятельности при невротических расстройствах. Снижается дифференциальная чувствительность к частоте лексических единиц, нарушается доступ к речевому опыту, неправильно оценивается вероятность встречаемости слов в речи [10]. Хуже воспринимается смысл речи, сама речь затруднена. Исследование Н.Ю. Галой посвящено проблеме субъектности жизненного пути женщин-предпринимательниц, по результатам сделан вывод, что их картина жизненного пути «характеризуется более высоким уровенем самоактуализации и осмысленности жизни в сочетании с согласованностью иерархий ценностных ориентаций, что обеспечивает им более высокий уровень субъективного ощущения самореализации» [3].
Анализ проводится по следующим параметрам: насыщенность, целеустремлённость, уверенность, реалистичность, стратегичность, конфликтность, удовлетворенность, глубина перспективы.
Результаты и выводы
В современных отечественных исследованиях раскрыты проблемы антиципации в онтогенезе, нарушений антиципационных процессов, развития хронотопа, опережающего прогнозирования, субъективного отношения к времени, с участием отечественных исследователей углубляются и расширяются и зарубежные исследования ведущих психологов мира.
Таким образом, можно сказать о том, что современные отечественные исследования психологии конструирования будущего являются весьма интересными. Такой взгляд правомерен, если учесть замечательные традиции отечественной психологической науки, всегда уделявшей внимание проблематике конструктивизма, ожидаемого будущего, антиципации, психолингвистике и психосемантике, психологии времени, деятельности, смысла, жизненного пути личности и др.
Список литературы
1. Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2004.
2. Березина Т.Н. Время как вероятность // Мир психологии. 2011. № 3. С. 30-43.
3. Галой Н.Ю. Субъективный образ жизненного пути женщин-предпринимательниц: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
4. Громова Ч.Р Сравнительное изучение антиципационных способностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: Дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003.
5. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №4. С. 107-115.
6. Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: Дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2004.
7. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб., 2003.
8. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2007.
9. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. - М., 2006.
10. Солобутина М.М. Взаимосвязь антиципационных способностей в речевой деятельности с выраженностью дистресса в норме и при невротических расстройствах: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2009.
11. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств: Дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2008.
12. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.
13. Толстых H. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. - Смоленск, М., 2010.
14. Sircova A., van de Vijver F., Osin E., Milfont T., Fieulaine N., Kislali-Erginbilgic A., Zimbardo P. et al. A Global Look at Time: A 24-Country Study of the Equivalence of the Zimbardo Time Perspective Inventory. SAGE Open, 2014.
References
1. Belova D.E. Smyslovoe budushchee v konteksteprofessional'nogo samoopredeleniya studentov-psikhologov: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Semantic future in the context of professional self-determination of students-psychologists: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Ekaterinburgh, 2004.
2. Berezina T.N.Mirpsikhologii, no. 3 (2011): 30-43.
3. Galoy N.Yu. Sub'ektivnyy obraz zhiznennogoputi zhenshchin-predprinimatel'nits: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Subjective image of the way of life of women entrepreneurs: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Moscow, 2009.
4. Gromova C.R. Sravnitel'noe izuchenie antitsipatsionnykh sposobnostey u detey s nevroticheskimi rasstroystvami i ikh roditeley: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Comparative study of anticipational abilities in children with neurotic disorders and their parents: Dis. ... cand. psychol. sciences]. -Kazan, 2003.
5. Mendelevich V.D. Psikhologicheskiy zhurnal. Iss. 17, no. 4 (1996): 107-115.
6. Razgonyaeva E.V. Lichnostnaya obuslovlennost' protsessa postroeniya obraza budushchego: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Personality conditioning of the process of building the image of the future: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Barnaul, 2004.
7. Regush L.A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego. [Psychology of forecasting: Progress in the knowledge of the future]. - Saint-Petersburgh, 2003.
8. Semenova M.N. Mental'nye reprezentatsii vremeni i prostranstva: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Mental representation of time and space: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Perm, 2007.
9. Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: Novyy vzglyad [Early cognitive development: A new look]. - Moscow, 2006.
10. Solobutina M.M. Vzaimosvyaz' antitsipatsionnykh sposobnostey v rechevoy deyatel'nosti s vy-razhennost'yu distressa v norme ipri nevroticheskikh rasstroystvakh: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Relationship of antitcipatory abilities in speech activity and the degree of distress in normal and neurotic disorders: dis. ... cand. psychol. sciences]. - Kazan, 2009.
11. Sumina N.E. Vzaimosvyaz'antitsipatsionnoy sostoyatel'nosti i lichnostnykh svoystv: Dis.... kand. psikhol. nauk. [Relationship of antitcipatory solvency and personality traits: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Kazan, 2008.
12. Sircova A. Vozrastnaya dinamika vremennoy perspektivy lichnosti: Dis. ... kand. psikhol. nauk. [Age dynamics of personality time perspective: Dis. ... cand. psychol. sciences]. - Moscow, 2008.
13. Tolstykh N.N. Khronotop: kul'tura i ontogenez. [Chronotope: Culture and ontogenesis]. - Smolensk, Moscow, 2010.
14. Sircova A., van de Vijver F., Osin E., Milfont T., Fieulaine N., Kislali-Erginbilgic A., Zimbardo P. et al. A Global Look at Time: A 24-Country Study of the Equivalence of the Zimbardo Time Perspective Inventory. SAGE Open, 2014.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Михальский Алексей Владимирович, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии
Московский государственный педагогический университет ул. Малая Пироговская, 1. г. Москва, 119991, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6938-3138
DATA ABOUT THE AUTHOR
Mikhalsky Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of psychology
Moscow State Pedagogical University Malaya Pirogovskaya str., 1, Moscow, 119991, Russia e-mail: [email protected] SPIN-code: 6938-3138