УДК 338.22:332.1 ББК 65.050.5 Б-71
Блягоз Аюб Инверович, аспирант кафедры исследований систем управления и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета;
Галушко Михаил Александрович, соискатель кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)521828.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО
БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВА
(рецензирована)
В настоящей статье рассматриваются особенности влияния на социально-экономическое развитие региона процессов формирования и укрепления бизнес-групп с разветвленной структурой региональных сетей предприятий и организаций, исследуются возможные эффекты взаимодействия, наблюдаемые в различных сферах: производственной, экономической, социальной.. Обосновывается необходимость учета указанных процессов в управлении региональным развитием.
Blyagoz Ayub Inverovich, post-graduate of the Department of Research of Management Systems and Regional Economy, Maikop State Technological University;
Galushko Mikhail Alexandrovich, seeker of the Department of Research of Management Systems and Regional Economy, Maikop State Technological University; tel.: (8772) 521828.
MODERN FEATURES OF THE REGIONAL BUSINESS SPACE
This article discusses the features of the influence of the formation and strengthening of business groups with diverse structure of regional networks of enterprises and organizations on socio-economic development in the region. Possible interaction effects observed in different fields: industrial, economic, social have been investigated. The necessity of accounting for these processes in the management of regional development has been stated.
Одним из ключевых моментов, определяющих эффективность управления социальноэкономическим развитием регионов, является уровень развития и характер взаимоотношений региональных властей и местного бизнес-сообщества. Исследование указанных взаимоотношений представляет собой чрезвычайно сложную задачу, что обусловлено рядом причин:
- слабой формализуемостью, объясняемой неразвитостью аппарата описания поведения отдельных субъектов хозяйственной деятельности и других участников исследуемых процессов;
- недостаточной информационной обеспеченностью. Современная информационная основа разработки и принятия управленческих решений в сфере регионального управления в недостаточной степени отвечает потребностям. Связано это как с объективными причинами (открытость региональных социально-экономических систем, сложности сбора информации), так и с субъективными (органы статистики ориентированы на обеспечение процессов управления национальной экономикой, что отражается в структуре данных, периодичности сбора информации, организации процедур согласования различных показателей между собой);
- многоаспектностью задачи анализа указанных взаимодействий, значительной вариабельностью ее условий и характеристик, динамичностью протекающих процессов, усложняющих целеориентирование отдельных элементов, координацию управленческих воздействий.
Вместе с тем, необходимость исследования взаимодействия систем регионального управления и бизнеса актуализируется в связи с появлением, укреплением и укрупнением бизнес-структур, сфера интересов которых смещается в сторону регионов.
Современный этап развития российской экономики характеризуется относительно стабильными условиями осуществления хозяйственной деятельности, сформировавшимися в результате реформ. Тем самым был обеспечен переход от централизованно планируемого алгоритма управления социальноэкономическим развитием на рыночные принципы хозяйствования. Одновременно с этим в общественно-политической плоскости наблюдался процесс регионализации и укрепления позиций соответствующих структурных элементов системы управления. Процессы, протекающие в
трансформационный период в политической и экономической сферах можно рассматривать скорее как взаимодополняющие, чем связанные управляемыми причинно-следственными связями. Это было обусловлено схожестью причин возникновения, мотивацией основных участников процессов, основанной на ожиданиях позитивных эффектов в случае обретения большей самостоятельности, способов достижения поставленных целей.
Аналогичный вывод содержится в [1], в котором предлагается выделить два этапа в становлении региональных сетей, созданных российскими бизнес-группами:
- этап формирования, который совпал со второй половиной 1990-х гг. и привел к возникновению ряда крупных и преимущественно частных финансово-промышленных групп. «Эти ФПГ, как правило, базировались в столице, создавались московскими предпринимателями и при этом получили тем или иным способом свои наиболее ценные активы в регионах уже на этапе своего создания» [2];
- этап региональной экспансии (2000-е годы). На этом этапе наблюдалось смещение интересов сформировавшихся бизнес-групп в сторону регионов. Конкретными формами такого движения были покупки или присоединения в результате банкротства различных активов, ранее принадлежавших региональному бизнесу. В дополнение к этому наблюдалось появление и укрепление новых региональных бизнес-групп с разветвленными сетями, государственных компаний, создавших более устойчивые и разветвленные сети («Роснефть», в последнее время - «Российские технологии» и др.).
В конечном итоге сложилась иерархическая структура российского бизнеса, поделившегося на [2]: крупный бизнес федерального масштаба, контролирующий более или менее развитые региональные сети, которые могут охватывать самые разные и не обязательно близко расположенные регионы, собственно региональный бизнес, сосредоточенный в рамках одного субъекта федерации, но могущий играть там очень важную роль и в отдельных случаях осуществляющий небольшую внешнюю экспансию, и, наконец, местный (локальный) бизнес, связанный с определенными территориями.
Кроме того, одним из последствий финансово-экономического кризиса 2008 г. может стать распад некоторых региональных сетей, смена собственников, передел сфер влияния, что, как правило, приводит к развитию системы государственных компаний, а также к появлению острейших проблем на перифериях региональных сетей, когда второстепенные предприятия закрываются или резко сокращают производство. Очевидно, данные явления требуют учета в процессах управления социально-экономическим развитием регионов.
С другой стороны, наличие самих региональных сетей определяет особенности процесса управления региональным развитием. Жесткие управленческие связи между различными территориально распределенными составляющими каждой из региональных сетей позволяет перераспределять эффекты хозяйственной деятельности и имеющиеся в наличии ресурсы между ними. Как следствие, конкретные территории могут рассчитывать лишь на некоторую часть указанных эффектов. Рассматривая их более детально, можно выделить такие их компоненты, не связанные с распределенностью сети и проявляющиеся исключительно в границах региона, как: занятость населения, повышение инвестиционной привлекательности и развитости бизнес-среды вследствие наличия хозяйствующих субъектов с относительно сильными рыночными позициями, позитивное влияние и поддержка развития инфраструктуры (транспортное сообщение, связь, коммуникации и пр.). С другой стороны, такие эффекты и ресурсы как инвестиции, налоговые платежи и некоторые другие являются предметом конкуренции с другими регионами, на территории которых размещаются составляющие сети.
Процесс конкуренции может рассматриваться как последовательность этапов анализа ситуации и принятия решений. Первый тип выделенных этапов предполагает наличие инструментария оценки ситуации и, как указывалось выше, отличается большей степенью неопределенности. Кроме того, в отличие от конкуренции в иных сферах, выделенный объект анализа предполагает большую многомерность, проявляющуюся как в широком спектре параметров
- характеристик состояния регионов и региональных сетей, так и в критериях, руководствуясь которыми принимаются те или иные решения. Принятие решений в условиях неопределенности -типичная задача, решение которой может быть формализовано в терминах теории игр [1].
Целенаправленное поведение отдельных субъектов, взаимодействующих в границах конкретной территории, обеспечивается реализацией их целевых функций. Каждый субъект региональной системы реализует собственную ролевую функцию в социально-экономическом развитии. Побудительным мотивом, определяющим поведение субъектов управления, выступают
интересы. В связи с этим, для определения целевых функций возникает необходимость исследования мотивов субъектов управления социально-экономическим развитием региона.
Стратегический интерес высшего регионального менеджмента реализуется через достижение бюджетной эффективности и обеспечение социальной стабильности в регионе и отдельных муниципальных образованиях.
Стратегический интерес руководителей предприятий реализуется через владение собственностью, получение стабильной прибыли, приращение капитала, рост престижа предприятия.
Стратегический интерес жителей - самовыражение, рост собственного дохода и повышение своего социально-экономического статуса, сохранение стабильного рабочего места, высокой оплаты и благоприятных условий жизни, социальной защищенности, возможность профессионального роста.
Деятельность каждого субъекта проявляется в соответствующих социально-экономических сферах и затрагивает интересы других субъектов. От деятельности руководителей предприятий зависит решение таких задач регионального развития, как:
- обеспечение населения товарами (услугами);
- укрепление финансовой базы;
- привлечение внебюджетных средств для решения местных проблем;
- защита социально уязвимых групп населения;
- рациональное использование социально-экономического потенциала территории;
- обеспечение экологической защиты населения;
- обеспечение занятости населения и т. д.
В свою очередь руководителям предприятий необходим доступ к ресурсам (земельным, топливно-энергетическим, сырьевым): они нуждаются в обеспечении трудовыми ресурсами
соответствующей квалификации, в услугах производственной инфраструктуры, в обеспечении своих работников и членов их семей услугами социально-бытовой инфраструктуры и др. (табл. 1).
Таблица 1 - Мотивы субъектов управления в процессе взаимодействия с системой управления МО
Субъекты Мотивы взаимодействия
Руководители предприятий - бесперебойное обеспечение предприятия качественными услугами производственной и финансово-кредитной инфраструктуры, информационное обеспечение; - установление зависимости местных налогов от качества и количества услуг, получаемых от региона предприятием и его работниками, учет интересов предприятия при реализации природоохранной политики; - поддержка инвестиционных проектов предприятия; - обеспечение предприятия качественными трудовыми ресурсами
Население - социальная защита, бесперебойное продовольственное обеспечение; - благоустройство населенных пунктов, полное обеспечение коммунальными и транспортными услугами; - ликвидация источников загрязнения воздушной и водной среды; - повышение общественной безопасности и др.
Региональная система управления - постоянный рост качества и уровня жизни местного населения; - рост поступления доходов в бюджет за счет эффективного использования и управления собственностью; - улучшение качества и повышение надежности предоставления жилищнокоммунальных услуг; - обеспечение качественной, достоверной, оперативной информацией все сферы экономики и общества для возможности принятия эффективных управленческих решений и т.д.
В рыночных условиях хозяйствования предприятия заинтересованы в налаживании взаимодействия с системой регионального управления, т.к. они сталкиваются с проблемами, решение которых для отдельного предприятия либо нереально, либо экономически невыгодно. К их числу относятся:
1. Развитие элементов рыночной инфраструктуры на территории региона. Прежде всего, речь идет об информационных, консалтинговых, банковских, маркетинговых услугах, аудиторском обслуживании. Формирование сети соответствующих фирм на территории способствует созданию среды, благоприятной для развития всех форм бизнеса и это именно та сфера, в которой ведущая роль отводится местным органам способствовать увеличению количества фирм, занимающихся этими видами деятельности;
2. Развитие производственной инфраструктуры. Решение этой задачи выходит за рамки возможностей большинства предприятий из-за вынужденного сокращения инвестиций в эти сферы. На первом месте для новых предприятий стоит проблема производственных площадей. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности вложения бюджетных (и внебюджетных) средств в развитие необходимой инфраструктуры.
3. Расширение рынка сбыта и поиск зарубежных партнеров. Хотя это является функцией самого предприятия, региональные власти могут оказывать эффективную помощь, используя собственные возможности. В частности, действуя самостоятельно и через соответствующие государственные структуры, органы управления могут расширять контакты и способствовать заключению выгодных сделок через привлечение иностранных инвесторов по каналам межрегиональных и международных связей, оказывать помощь в организации участия в Международных конференциях, ярмарках, салонах, а также выступать инициатором международных выставок и ярмарок на территории самого региона.
Из рассмотрения решаемых предприятиями проблем следует, что их перспективы непосредственно связаны с перспективами социально-экономического развития регионов, и наоборот.
Литература:
1. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные игры. М.: Синтег, 2003.
2. Туровский Р.Ф. Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социально-политические последствия [Электронный ресурс]: аналитический доклад департамента региональных исследований Центра политических технологий. иКЬ: www.politcom.ru от 09.07.2009 г.