Научная статья на тему 'Современные особенности северокорейской ядерной проблемы'

Современные особенности северокорейской ядерной проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ЯДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МИРОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МИРНЫЙ АТОМ / АТОМНЫЕ РЕАКТОРЫ / ЯДЕРНЫЕ ДЕРЖАВЫ / ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕВЕРОКОРЕЙСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / ЯДЕРНЫЕ КРИЗИСЫ / ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ШЕСТИСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / КНДР / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ох Сунгюн

Статья посвящена мирополитической оценке северокорейской ядерной проблемы, анализу столкновения и совпадения интересов различных государств. Подчеркнуто, что северокорейская ядерная проблема представляет собой определенный инструмент шантажа, направленный на международную легитимацию режима Северной Кореи. Показано, что формат шестисторонних переговоров оптимален для поиска компромиссных решений. Выделена роль России, которая заключается в выработке конкретных мер по урегулированию проблемы и экспорту их в среду стран "шестерки".The paper portrays the essential aspects of North Korea nuclear problem and efforts that were made by the group of the countries to solve it. The author gives the evaluation of the actual situation at the Korea Peninsula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности северокорейской ядерной проблемы»

УДК 327

Ох Сунгюн

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Наверное, самой острой мирополити-ческой проблемой, угрожающей миру и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии, является северокорейский ядерный вопрос, который стал одним из ключевых в мировой политике после распада биполярной системы международных отношений.

Смена векторов во внешней политике постсоветской России и переориентация на построение союзнических отношений с Республикой Корея выявили серьезную уязвимость КНДР по отношению к внешним угрозам ввиду фактического отсутствия советского ядерного «зонтика», защищавшего страну с момента заключения Договора о дружбе (1961).

Предпосылки транснационализации корейской ядерной проблемы необходимо искать в прошлом, когда Советский Союз впервые содействовал КНДР в освоении мирного атома. Первый экспериментальный реактор был создан в Северной Корее в 60-е годы XX века при научно-технической поддержке СССР. Корейские специалисты обучались работе с ядерными технологиями в ядерном центре города Дубна. Следующим шагом была помощь Северной Корее в строительстве атомной электростанции. Однако здесь Советский Союз как ядерная держава поставил ключевое условие — присоединение КНДР к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) [1]. Процесс присоединения к Договору окончился в 1985 году, после чего СССР и КНДР официально подписали соглашение о строительстве АЭС. В официальных заявлениях МИД в 1986, 1987 и ноябре 1989 года КНДР призывала создать безъядерную зону на Корейском полуострове. Советский Союз очень позитивно оценивал подобную политику северокорейского руководства, так как прежде Республика Корея неоднократно высказывала намерение стать ядерной державой. Особенно часто подобные заявления звучали во время нахождения у власти президента Пак Джон Хи. Положительную реакцию СССР

вызвала Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова, подписанная главами правительств двух корейских государств в декабре 1991 года.

В начале 1991 года после распада СССР Россия изменила свою внешнеполитическую стратегию на Корейском полуострове кардинальным образом, сделав акцент на сближение с Республикой Корея. 12 марта 1993 года КНДР заявила о своем выходе из ДНЯО, чем спровоцировала первый ядерный кризис. Реакция мирового сообщества на данные действия Северной Кореи была резко негативной, что наглядно отражено в Резолюции Совета Безопасности ООН № 825 от 11 мая 1993 года [2], в которой Северную Корею настоятельно призывают «пересмотреть заявление, содержащееся в ее письме от 12 марта 1993 года [3], и таким образом вновь подтвердить свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия» [Там же]. Показательно, что Россия в данном вопросе выступила принципиальным противником позиции КНДР, даже несмотря на то, что сама создала условия для существования в Северной Корее ядерных технологий. Тем не менее ее внешнеполитическая стратегия помимо жесткого давления на КНДР через Совет Безопасности предполагала активное использование политико-дипломатических средств в отношении корейской ядерной проблемы.

Российское сотрудничество с КНДР в области атомной энергетики до первого ядерного кризиса 1993—1994 годов строилось исключительно на международно-правовых нормах, на основе ДНЯО. Когда Северная Корея объявила о выходе из ДНЯО, Россия прекратила оказание содействия ей в сооружении атомной станции, что вызвало серьезное охлаждение отношений. Россия, как правопреемница СССР, является страной-депозитарием ДНЯО. Она постаралась использовать все имеющиеся у нее международные инструменты воздействия на КНДР. МИД России заявил, что «неукос-

нительное соблюдение ДНЯО отвечает интересам прежде всего северокорейской стороны, стабильности и безопасности на Корейском полуострове» [4]. Естественно, реакция КНДР на этот российский шаг последовала незамедлительно: Россия была обвинена в попытках совместно с США «задушить» КНДР [5].

Результатом охлаждения отношений между двумя странами стали действия КНДР по исключению России из списка государств, с которыми она была готова обсуждать свой ядерный вопрос: Пхеньян предпочел переговоры с Соединенными Штатами при содействии КНР.

В августе 2003 года в Пекине начались шестисторонние переговоры, в них приняли участие представители двух корейских государств, Японии, Китая, США и России. Переговоры отличались повышенной сложностью и частыми приостановками в связи с принципиальным несогласием какой-либо из сторон.

Россия сформировала свою внешнеполитическую линию таким образом, чтобы перехватить тактическую инициативу по формулированию предложений, которые можно было бы впоследствии обсуждать. Ее основное достижение на переговорах — успешная формулировка так называемой «пакетной инициативы» разрешения кризиса, включавшей ряд принципиальных позиций:

• провозглашение безъядерного статуса Корейского полуострова;

• строгое соблюдение положений ДНЯО;

• безукоризненное выполнение всеми сторонами своих обязательств;

• проведение диалога между заинтересованными сторонами;

• гарантии безопасности для КНДР;

• возобновление на Корейском полуострове экономических и гуманитарных программ [6, с. 23].

Как и в случае с предложением России 1994 года, инициативы 2003 года легли в основу компромиссных договоренностей, закрепленных в Совместном заявлении «шестерки» 19 сентября 2005 года.

Очередной этап напряженности на Корейском полуострове был обусловлен испытанием ядерного устройства, которое осуществила КНДР 9 октября 2006 года. Россия публично осудила действия Пхеньяна, а также поддержа-

ла принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1718 [7]. Российские заявления легли в основу первого пункта резолюции, где говорится, что «подобное испытание вызовет всеобщее осуждение со стороны международного сообщества и будет представлять собой явную угрозу международному миру и безопасности» [Там же]. От КНДР потребовали не производить никаких новых испытаний или запусков баллистических ракет, вернуться в ДНЯО, а также официально обязали действовать в соответствии с обязательствами, применимыми к участникам Договора, и с условиями Соглашения о гарантиях, которое Северная Корея до этого заключила с МАГАТЭ [8]. Кроме того, Россия настояла на том, чтобы в резолюции КНДР обязали принять меры для обеспечения предусмотренной МАГАТЭ транспарентности, выходящие за эти требования, включая полный доступ к отдельным лицам, документации, оборудованию и установкам, которые МАГАТЭ может потребовать или сочтет необходимыми [7].

Роль России в решении северокорейской ядерной проблемы очень существенна. Во-первых, Россия участвует в реализации компенсационных мер, способных отчасти заменить энергопотребности КНДР. Так, в соответствии с пекинскими договоренностями в 2008 и 2009 году Россия поставляла в КНДР по 100 тыс. т мазута. Стоимость всех поставок можно оценить в 200 млн долларов [9]. Д.А. Медведев официально заявил о том, что «позитивные стимулы, которые мотивируют Северную Корею к тому, чтобы совершать правильные поступки, должны использоваться в целях ликвидации опасности распространения оружия массового уничтожения» [10].

С нашей точки зрения, в ходе шестисто-ронних переговоров северокорейская сторона в полной мере не отказалась от своей принципиальной позиции. Так, стоит отметить комментарий российского заместителя министра иностранных дел А.П. Лосюкова: «Северные корейцы не собираются ни от чего отказываться на 100 процентов. От них не добиться раскрытия всех своих программ и получить отчет по каждому грамму наработанного плутония» [11]. Очевидно также, что КНДР использует свое ядерное оружие для шантажа великих держав, а также для того, чтобы добиться легализации

своего режима в глазах мировой общественности, нивелировать за счет ядерного фактора последствия закрытости своей экономики и ущерба от международных санкций.

Обстановка на Корейском полуострове в свете корейской ядерной проблемы резко обострилась с начала 2009 года. Межкорейский диалог, фактически продолжавшийся около 10 лет, был приостановлен. Администрация Президента Республики Корея Ли Мен-Бака связала дальнейшее развитие межкорейского диалога с разрешением северокорейской ядерной проблемы. Естественно, КНДР данная позиция южнокорейского руководства не понравилась. Северная Корея сочла неприемлемой выдвинутую Сеулом новую формулу отношений с КНДР: «денуклеаризация, открытость, три тысячи долларов». Данный формат предполагает полный отказ от ядерного оружия, открытие КНДР, включая улучшение ситуации с правами человека. Следствием данных действий Северной Кореи станет помощь со стороны Республики Корея для увеличения годового среднедушевого дохода до 3000 долларов.

США, Япония и Республика Корея созвали внеочередное заседание Совета Безопасности ООН для того, чтобы согласовать соответствующие санкции за нарушение введенного против КНДР режима [12]. Позиция России по данному вопросу шла вразрез с позициями США, Японии и Республики Корея, совпадая с позицией КНР. Вследствие реализации права вето Россией и КНР очередная антисевероко-рейская резолюция принята не была. Однако, для того чтобы частично удовлетворить стороны, инициировавшие созыв Спецсессии Совбеза ООН, было сделано официальное заявление Председателя Совета Безопасности, которое, тем не менее, статуса резолюции не имеет. В нем говорится, что «Совет Безопасности вновь заявляет, что КНДР должна полностью выполнить свои обязанности по резолюции 1718 (2006) Совета Безопасности... требует, чтобы КНДР не производила никаких дальнейших пусков. призывает все государства-члены полностью выполнять свои обязанности по резолюции 1718 (2006)» [Там же].

В Заявлении МИД России от 14 апреля 2009 года отмечалось, что принятый Советом Безопасности документ является «оптималь-

ным решением в данной ситуации», «сбалансированной и правомерной реакцией СБ ООН».

Формально заявление Председателя не означает усиление санкций в отношении КНДР, однако осложняет положение страны. Представитель МИД КНДР заявил о выходе из шестисторонних переговоров: «Мы (КНДР) больше никогда не примем участия в подобных переговорах» [13]. Северная Корея также объявила о намерении возобновить ядерные проекты, мотивировав это развитием силы ядерного сдерживания [14].

Результатом этого стали приостановка межкорейского диалога и осложнение миро-политической ситуации в целом. Так, КНДР выслали из Нёнбенского ядерного центра, где осуществлялась разработка реактора, инспекторов МАГАТЭ.

С нашей точки зрения, урегулирование северокорейской ядерной проблемы должно осуществляться исключительно мирными средствами. Формат шестисторонних переговоров оптимален для поиска компромиссных решений, так как проблема давно уже приобрела статус мирополитической и затрагивает все мировое сообщество. Конечно же, Северная Корея использует свой ядерный аргумент для повышения статуса государства на мировой арене, приковывая к себе внимание общественности, а также для соразмерной замены ядерной программы на экономическую помощь и легитимацию режима. Для этого КНДР, в принципе, не нужна Россия, Япония и Республика Корея. Они хотят взаимодействовать напрямую с США, допуская в некоторых случаях Китай для сглаживания острых вопросов. Однако все остальные участники данного процесса справедливо считают, что должны решить северокорейскую ядерную проблему солидарными усилиями. Помимо сохранения собственного влияния в регионе, каждая из стран-участниц приняла на себя обязанности компенсационного характера, чтобы заместить нехватку энергии в КНДР, которая возникнет в случае полного демонтажа корейских ядерных объектов. В целом процесс этот далек от завершения, однако, с нашей точки зрения, мировое сообщество должно применить максимум усилий для денуклеаризации Корейского полуострова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. United Nations. Treaty Series [Text]. — Vol. 729. — N. 10485.

2. Резолюция Совета Безопасности ООН № 825 от 11 мая 1993 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/scresol/ res1993/res825.htm.

3. Официальные отчеты Совета Безопасности. 1948 год. Дополнение за апрель, май и июнь 1993 года [Текст] // Документ S/25405.

4. Российская газета. — 1993. — 13 марта.

5. Нодон синмун. — 1993. — 30 апреля.

6. Денисов, В.И. Ядерный кризис на Корейском полуострове: возможные пути урегулирования [Текст] / В.И. Денисов // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке. — М.: ИДВ РАН, 2003.

7. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1718 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http: //www.un.org/russian/documen/ scresol/res2006/ res1718.htm.

8. Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ infcirc403.pdf.

9. Россия завершила поставку мазута в КНДР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// lenta.ru/news/2008/01/23/korea/.

10. KBS. 04.06.2008.

11. Время новостей. — 2008. — 14 мая.

12. Заявление Председателя Совета Безопасности от 13 апреля 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/ scstat/stat2009/2009_7.htm.

13. KBS. 14.04.2009.

14. Нодом синмун. — 2009. — 14 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.