Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ИНДЕКС КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гуменюк Лидия Геннадьевна, Бережихин Федор Федорович

В контексте решения проблемы соразмерного социально-экономического развития всей территории Калининградской области важной задачей является повышение качества жизни в малых городах региона, выполняющих функцию опорных элементов каркаса региональной системы расселения. В условиях дефицита местного бюджета эффективным инструментом решения данной проблемы для городов региона становится привлечение федеральных и внебюджетных средств. На сегодняшний день улучшению качества городских пространств может способствовать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, который проводится с 2018 г. Благодаря накопленным ранее компетенциям по подготовке конкурентоспособных проектных заявок и многолетнему опыту в рамках программ приграничного сотрудничества калининградские участники активно и результативно принимают участие в данном конкурсе, что уже положительно сказалось на качестве городской среды. Многие малые города Калининградской области находятся в списке федеральных лидеров среди городов с самой комфортабельной городской средой. Это обстоятельство напрямую влияет на возможности таких городов в привлечении инвесторов, сохранении качественных трудовых ресурсов и расширении собственной региональной социально-экономической специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гуменюк Лидия Геннадьевна, Бережихин Федор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A COMFORTABLE URBAN SPACE IN SMALL TOWNS OF THE KALININGRAD REGION

Given the issue of balanced socio-economic development of the entire territory of the Kaliningrad region, an important task is to improve the quality of life in small towns in the region, as they serve as supporting elements for the regional settlement frame. Attracting federal and extrabudgetary funds could be seen as an effective tool in the context of a local budget deficit. To date, improving the quality of urban spaces has been possible due to participation in the all-Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment, which has been held since 2018. Having accumulated competencies in working on competitive project applications, and participating in numerous cross-border cooperation programs, Kaliningrad group actively and very effectively join in this competition, which has already changed the quality of the urban environment. Many small towns of the Kaliningrad region are on the list of federal leaders among the places with the most comfortable urban environment. This circumstance directly improves the possibilities of such cities in attracting investors, maintaining high-quality labor resources and the possibility of expanding their own regional socio-economic specialization.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 911.3

Л. Г. Гуменюк, Ф. Ф. Бережихин

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия Поступила в редакцию 25.09.2022 г. Принята к публикации 28.11.2022 г. doi: 10.5922/^^-2022-4-2

17

Для цитирования: Гуменюк Л. Г., Бережихин Ф. Ф. Современные особенности развития комфортной городской среды в малых городах Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. 2022. № 4. С. 17—30. doi: 10.5922/gikbfu-2022-4-2.

В контексте решения проблемы соразмерного социально-экономического развития всей территории Калининградской области важной задачей является повышение качества жизни в малых городах региона, выполняющих функцию опорных элементов каркаса региональной системы расселения. В условиях дефицита местного бюджета эффективным инструментом решения данной проблемы для городов региона становится привлечение федеральных и внебюджетных средств. На сегодняшний день улучшению качества городских пространств может способствовать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, который проводится с 2018 г. Благодаря накопленным ранее компетенциям по подготовке конкурентоспособных проектных заявок и многолетнему опыту в рамках программ приграничного сотрудничества калининградские участники активно и результативно принимают участие в данном конкурсе, что уже положительно сказалось на качестве городской среды. Многие малые города Калининградской области находятся в списке федеральных лидеров среди городов с самой комфортабельной городской средой. Это обстоятельство напрямую влияет на возможности таких городов в привлечении инвесторов, сохранении качественных трудовых ресурсов и расширении собственной региональной социально-экономической специализации.

Ключевые слова: малые города Калининградской области, проекты развития городской среды, федеральный конкурс, индекс качества городской среды

Введение

В системе расселения любого государства малые города выполняют важную функцию связи между крупными агломерациями и сельской местностью, выступая элементами опорного каркаса таксономической структуры страны. В современных рыночных условиях они обеспечивают развитие локальных производств (основанных на использовании местных ресурсов), ориентированных преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса. В современной России более 1100 городов,

© Гуменюк Л. Г., Бережихин Ф. Ф., 2022

18

из которых свыше 2/ 3 являются малыми — в них проживает треть населения страны. В России к малым городам принято относить населенные пункты, официально имеющие статус города, с численностью населения до 50 тыс. человек.

В современных условиях пространственного развития Российской Федерации, характеризующихся нарастанием социально-экономической контрастности между центром и периферией, малые города столкнулись с новыми вызовами, связанными с поиском новых факторов развития. Проблемы и перспективы развития малых городов в России активно изучаются академическим сообществом (хотя превалирующее число исследований все же сосредоточено на проблематике развития крупных городских агломераций). Стоит назвать и уже ставшие классическими работы Б. С. Хорева [23], Г. М. Лаппо [10], Н. В. Зубаревич [7], Е. Г. Анимицы [2], и актуальные исследования по данной проблематике [6; 9; 22], в том числе с использованием современных математических методов [11]. Отдельно следует отметить весьма обширную коллективную работу, опубликованную по результатам комплексного изучения проблем малых городов в современной России центром региональной социологии и конфликтологии Института социологии ФНИСЦ РАН совместно с другими подразделениями и региональными партнерами [12].

Для калининградских исследователей проблематика развития малых городов также является одной из актуальных в контексте поиска и обоснования новых инструментов социально-экономического развития региона. За последние годы выходили энциклопедические справочники [13], коллективные монографии [1], диссертационные исследования [3] и отдельные публикации [4; 21], посвященные проблематике развития малых городов региона.

В современных условиях развития экономики, в том числе при ускоренных темпах развития цифровых компонентов, усиливается роль трудовых ресурсов как фактора развития. При этом речь идет не только о количестве трудовых ресурсов, но и об их качестве, а точнее, квалификации. Таким образом, для малых городов в России конкурентоспособным фактором развития является не просто привлечение трудовых ресурсов (для малых городов отток населения в крупные города компенсировался притоком населения из ближайшей сельской местности), но сохранение или привлечение квалифицированных трудовых ресурсов. А значит, необходимо создавать условия, при которых коренное население малого города не будет заинтересовано в переезде в более крупный или же будет обеспечиваться обратный переток населения из крупного города в малый. Эти обстоятельства заставляют малые города задумываться не только над привлечением инвесторов и развитием новых отраслей экономии, но и над формированием комфортабельной городской среды, способной удовлетворять запросы местного населения в качественной среде проживания.

Комфортабельная городская среда помимо «закрепления» местного населения может выступать и фактором экономического развития. По-

добные пространства формируют условия для повышения туристической привлекательности города, одновременно с этим обеспечивая развитие внутригородского сектора услуг, способного генерировать новые рабочие места. В рамках данного исследования анализируются процессы развития комфортабельной городской среды в малых городах Калининградской области, в том числе в сравнении с другими регионами России. Фокус исследования будет сосредоточен на анализе такого инструмента, как Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды, который включен в федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» [16].

Результаты исследования

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды проводится начиная с 2018 г. [5]. В конце 2022 г. планируется подведение итогов 7-й очереди данного конкурса (до 9 ноября 2022 г. проходил сбор конкурсных заявок, определение победителей состоится 26 декабря). В рамках 6 предыдущих конкурсов общее число заявок составило 1968 проектов, из которых победителями было признано 728 проектов. Совокупный объем средств, выделенных проектам-победителям из средств федерального бюджета, составил 47 690 млн рублей (в среднем 65,5 млн рублей на один проект). Все проекты направлены на развитие общественных пространств в городах численностью до 100 тыс. человек. При этом конкурс проводится в 4 группах:

1. «Исторические поселения». Проекты, представленные муниципальными образованиями для участия в конкурсе в данной категории, должны быть разработаны для ценной в историко-культурном отношении территории муниципального образования, на которой находится историческая застройка, формирующая его историко-градостро-ительную среду, сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры, участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, составляющие индивидуальный исторически сложившийся облик муниципального образования.

2. Малые города с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек (включительно).

3. Малые города с численностью населения от 20 тыс. человек до 50 тыс. человек (включительно).

4. Малые города с численностью населения до 20 тыс. человек (включительно).

Требования к конкурсным заявкам достаточно разнообразны, но ключевыми все же стоит считать необходимость софинансирования проекта со стороны регионального и муниципального бюджетов и активное участие граждан и общественности на всех этапах подготовки и реализации проекта. Также участие в конкурсе ограничивается тем, что

19

малый город, уже реализующий проект в рамках данного конкурса, не может подавать новую заявку, пока не закончится срок реализации предыдущей (как правило, охватывающий двухлетний цикл).

За прошедшие 6 конкурсов только два региона России ни разу не побеждали в конкурсе — это Сахалинская область и Ненецкий автономной округ, хотя последний подавал 4 заявки в рамках 2 последних конкурсов. В среднем на один субъект РФ, имеющий возможность участвовать в этом конкурсе (три субъекта РФ — города федерального значения — не могли подавать заявку), приходятся 8,7 вышгранных проектов. Лидером по числу реализованных проектов является Республика Татарстан — 38 проектов (табл. 1). В числе лидеров также Московская и Нижегородская области, Республика Башкортостан. Калининградская область вошла в число 15 лучших по числу реализованных проектов регионов России.

Таблица 1

Регионы — лидеры по числу реализованных проектов в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (2018—2022 гг.)

Субъект РФ Конкурс

I II III IV V VI Итого за 6 конкурсов

1. Республика Татарстан 1 14 3 8 6 6 38

2. Московская область 4 5 5 7 5 6 32

3. Нижегородская область 4 4 4 6 6 4 28

4. Республика Башкортостан 0 3 5 8 6 4 26

5. Свердловская область 1 3 3 5 5 6 23

6. Саратовская область 2 1 2 5 4 6 20

7. Ивановская область 3 4 3 3 5 1 19

8. Тверская область 2 2 1 5 5 4 19

9. Краснодарский край 1 0 2 4 7 5 19

10. Республика Саха (Якутия) 1 2 3 8 2 3 19

11. Ленинградская область 1 1 2 5 5 4 18

12. Иркутская область 0 2 2 5 5 4 18

13. Мурманская область 1 2 3 5 4 2 17

14. Воронежская область 2 0 3 4 4 3 16

15. Калининградская область 5 3 1 2 4 1 16

Составлено на основе данных [5].

Анализ активности городов Калининградской области на различных этапах конкурса показывает, что в рамках I конкурса, по итогам которого было поддержано 68 проектов, в Калининградской области получили поддержку 5 проектов, что является лучшим результатом среди всех регионов России. В рамках II конкурса из 93 победивших заявок 3 были из российского эксклава. В последующих конкурсах активность Калининградской области снизилась, но уже в V конкурсе вновь возросла: из 157 выигравших заявок 4 были из нашего региона.

Такая активность и результативность в первых конкурсах со стороны малых городов Калининградской области, по нашему мнению, объясняется сформированными у калининградских муниципалитетов компетенциями в области проектного планирования. Муниципальные образования Калининградской области начиная с середины нулевых годов получили возможность для полноценного участия в реализации программ приграничного сотрудничества, осуществляемых по линии сотрудничества РФ и ЕС. Необходимость подготовки обоснованного со всех точек зрения проекта и конкурирования за финансирование с другими проработанными проектами потребовало от муниципалитетов формирования проектных команд, способных в сжатые сроки готовить полноценные комплексные проекты. За 15 лет участия в программах приграничного сотрудничества муниципалитеты региона не только сформировали эффективные проектные команды, но и наработали портфель разнообразных проектных идей, которые по разным причинам не были поддержаны в рамках данного инструмента. Накопленный теоретический и практический опыт позволил калининградским проектным командам подготовить заявки, получившие положительную оценку в первых конкурсах (см. табл. 2, с. 22). Наиболее активно участвовавшие в программах приграничного сотрудничества муниципальные образования региона стали победителями первых двух конкурсов данной программы.

За весь период реализации всероссийского конкурса победу одержали 16 калининградских проектов, при этом нескольким городам региона удалось победить неоднократно: по два реализованных проекта имеют Гусев, Гурьевск, Светлогорск, Зеленоградск, Черняховск и Багра-тионовск. По одному разу в конкурсе побеждали Советск, Правдинск, Неман и Пионерский.

Данные таблицы 2 наглядно показывают, что те малые города региона, которые активно участвовали в реализации программ приграничного сотрудничества (Гусев, Черняховск, Зеленоградск), смогли наиболее эффективно использовать новый федеральный инструмент для развития своих общественных пространств. Также о высоком качестве подаваемых заявок можно судить исходя из соотношения подаваемых и выигрываемых заявок со стороны калининградских участников. Данные не только по выигранным заявкам, но и по поданным представлены в свободном доступе по последним 4 конкурсам (III—VI):

III конкурс (2020 г.) Балтийск, Гусев, Гурьевск, Неман1, 20%

Полесск

IV конкурс (2020 г.) Гусев, Гурьевск, Полесск, Светлогорск 50 %

V конкурс (2021 г.) Багратионовск, Гвардейск, Гурьевск, 67%

Зеленоградск, Советск, Черняховск

VI конкурс (2022 г.) Балтийск, Пионерский, Светлый 33 %

21

1 Полужирным курсивом отмечены города-победители конкурса.

Ьч» Ьч»

Таблица 2

Конкурсные проекты из Калининградской области, победившие в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания

комфортной городской среды (2018—2022 гг.)

Название проекта Малый город Калининградской области Номинация Объем финансирования млн рублей Описание проекта

I конкурс (2018 г.)

«Русская победа спасла Париж» Гусев Малый город 20 — 50 тыс. человек 75 Реконструкция центральной площади города и установка скульптурной композиции «Ангел-хранитель мира»

Благоустройство парка сенситивного развития Гурьевск Малый город до 20 тыс. человек 55 Благоустройство парка в центре города, оборудование игровых площадок, мест отдыха, установка торговых павильонов

Парк творчества «Муза» Светлогорск Малый город до 20 тыс. человек 55 Обустройство пешеходных и велосипедных дорожек, мест отдыха. Установка амфитеатра и универсальной площадки для проведения концертов, кинопоказов и выставок

Благоустройство исторической части улицы Набережной Советск Малый город 20 — 50 тыс. человек 75 Ремонт набережной в центре города, обустройство пешеходных и велосипедных дорожек, игровых зон и зон отдыха. Созданы условия для развития малого бизнеса: на территории предполагается работа кафе, прокат спортивного инвентаря

Центральная и привокзальная площади, улица Ленина Зеленоградск Малый город до 20 тыс. человек 55 Ремонт дорожного полотна и постройка навеса для пассажиров, ожидающих общественный транспорт

II конкурс (2019 г.)

Багратионовск. Война и мир Багратионовск Малый город до 20 тыс. человек 40 Проект ландшафтного парка в районе кирхи Прей-сиш-Эйлау и окрестностях озера Лангер. Благоустройство территории, формирование мест отдыха

Средневековый го-род-парк Правдинск Малый город до 20 тыс. человек 40 Благоустройство территории парка в городе Прав-динске. Благоустройства береговой зоны пруда Мельничный, создание пешеходный зоны и безопасных спусков к воде

Исторический квартал Черняховск Малый город 20 — 50 тыс. человек 75 Обустройство исторического квартала в центре города. Формирование пешеходной прогулочный зоны и реставрация фасадов в едином историческом стиле

III конкурс (2020 г.)

Благоустройство центрального парка и территории у замка Неман Малый город до 20 тыс. человек 45 Обустройство пешеходных маршрутов, зон отдыха и игровых площадок в городском парке. Обустройство сквера возле замка с павильоном для развития туристической специализации

IV конкурс (2020 г.)

Благоустройство территории привокзальной площади Гусев Малый город 20 — 50 тыс. человек 70 Формирование зоны ожидания и городской парковки в зоне автобусного вокзала города. Приведение в порядок объектов культурного наследия местного значения — «Башни водонапорной (восточной)» и «Башни водонапорной (западной)», предназначенных для организации музейного пространства

IV конкурс (2020 г.)

Отрадное 2.0. «Отрадное — территория легенд» Светлогорск Малый город до 20 тыс. человек 50 Благоустройство четырех территорий (видовая точка «Песчаная гора», сквер «Источник любви», спуск «Каменный» и «Рододендрон-парк»). Обустройство инженерных коммуникаций, установка наружного освещения и подсветки, фонтана, смотровой площадки

Окончание табл. 2

Название проекта Малый город Калининградской области Номинация Объем финансирования млн рублей Описание проекта

V конкурс (2021 г.)

«Здесь начинается Россия» Багратионовск Малый город до 20 тыс. человек Нет данных Формирование пешеходного пространства по улице Красноармейской и прилегающей территории. Строительство культурного центра и многофункционального павильона, компенсирующего недостаток культурных и утилитарных функций

«Янтарное ожерелье: площадь "Роза ветров"» Зеленоградск Малый город до 20 тыс. человек Нет данных Формирование единого велосипедного и пешеходного маршрута в центре города, который свяжет между собой малые архитектурные формы и небольшие общественные пространства. Проект предлагает создание игровой площадки, аллеи и двух скверов

«Гурьевский парк света» Гурьевск Малый город до 20 тыс. человек Нет данных Формирование общественных зон, велосипедных и пешеходных маршрутов между городским парком Гурьевска и новыми районами

«Городская долина» Черняховск Малый город 20 — 50 тыс. человек Нет данных Проект реконструкции городского парка, в котором расположен замок Инстербург. Формирование нескольких тематических зон в парке

VI конкурс (2022 г.)

«Круг здоровья» Пионерский Малый город до 20 тыс. человек 50 Благоустройство пляжа и городских парков, которые будут связаны пешеходными маршрутами

Источники: [14; 15; 17-20].

Самый низкий процент выигранных заявок отмечается в III конкурсе: из 5 поданных заявок была поддержана только 1 (эффективность 20%). В дальнейшем эффективность заявок от Калининградской области была значительно выше.

Анализ подаваемых заявок показывает, что наряду с городами, которые когда-либо выигрывали, в конкурсе принимали участие города, проекты которых так и не получили поддержку. Это Полесск, Гвар-дейск, Балтийск и Светлый. Самая неутешительная динамика сложилась у Полесска, который подавал заявку на два конкурса подряд, но так и не победил. Заявка Гурьевска была поддержана с 3-й попытки. Анализ последних двух этапов показывает, что наряду с постоянными участниками конкурса свои заявки начали подавать и новые калининградские участники (Гвардейск, Балтийск, Светлый). Это говорит о заинтересованности остальных малых городов региона в возможности получения гранта на развитие своих общественных пространств.

Из 21 города Калининградской области, которые могут участвовать в конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, 10 городов реализовали как минимум по 1 проекту, еще 4 подавали заявки. Ни разу не участвовали в конкурсе 7 городов региона: Мамоново, Славск, Нестеров, Ладушкин, Озёрск, Краснознаменск и Приморск2. При этом 5 из них — Славск, Краснознаменск, Озёрск, Мамоново и Ладушкин — в прошлом активно участвовали в реализации программ приграничного сотрудничества (Озёрский муниципалитет был одним из региональных лидеров по числу реализованных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества), а значит, обладают необходимыми компетенциями для подготовки заявок на данный конкурс. Отсутствие заявок от этих городов частично можно объяснить сложностями с поиском инвесторов и привлечением средств из муниципального бюджета для софинансирования проекта. Вместе с тем каждый город Калининградской области имеет уникальные общественные места, которые после реконструкции могут стать центрами притяжения для местного населения, точками развития городских и туристических услуг, катализатором развития малого предпринимательства среди местного населения города.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды является эффективным инструментом трансформации городского облика, и чем активнее город использует этот и подобные ему инструменты, тем конкурентоспособнее и привлекательнее он становится. Активное развитие малых городов Калининградской области наглядно иллюстрируется данными Индекса качества городской среды (ИКГС) — одного из множества вариантов сводной оценки качества городов и городского пространства, применяемых в России (наряду с ним можно отметить, например, рейтинг городов от «Domofond.ru», Финансового университета при Правительстве РФ, ВЭБ.РФ, Агентства стратегических инициатив). Индекс качества городской среды форми-

25

2 Такие выводы сделаны с учетом того, что у авторов нет данных по поданным калининградским заявкам в первых 2 конкурсах, а также по заявкам, поданным на текущий, VII конкурс.

руется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и рассчитывается на основе учета качества развития 6 городских пространств, для каждого из которых используются 6 параметров оценки. Таким образом, индекс строится на основе 36 индикаторов развития городской среды, при этом максимальное значение индекса может составлять 360 баллов. Положительно отличает данный индекс от других рейтингов его широта: если большинство рейтингов ограничиваются оценкой крупных городов России, то ИКГС рассчитывается для всех без исключения городов страны по единой методике каждый год начиная с 2018 г., что позволяет сравнивать, как во времени меняется качество городской среды.

26 За период с 2018 по 2021 г. среднее значение ИКГС по городам Ка-

лининградской области выросло со 176 (2018) до 198 (2021). При этом число малых городов региона с неблагоприятной городской средой3 сократилось с 11 до 9 (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс качества городской среды для малых городов Калининградской области

Город 2018 2019 2020 2021 Разница в баллах 2021/2018

Гусев 186 220 224 234 48

Зеленоградск 197 206 214 230 33

Пионерский 212 206 216 221 9

Гвардейск 196 192 202 218 22

Нестеров 198 199 201 215 17

Светлогорск 196 204 209 212 16

Правдинск 203 195 203 209 6

Советск 188 197 202 208 20

Черняховск 163 177 188 207 44

Светлый 185 182 197 202 17

Озерск 179 180 180 196 17

Приморск 185 185 188 194 9

Балтийск 155 179 180 180 25

Гурьевск 163 180 180 180 17

Багратионовск 164 170 178 180 16

Славск 180 180 180 180 0

Неман 167 175 177 178 11

Полесск 126 148 154 175 49

Краснознаменск 143 158 171 172 29

Мамоново 122 153 167 169 47

Ладушкин 144 155 166 166 22

Источник: [8].

3 Город считается имеющим неблагоприятную городскую среду в том случае, если итоговое значение индекса для него составляет менее 180 балов (половины от максимально возможного значения).

Самое высокое значение индекса зафиксировано среди калининградских малых городов у Гусева. Качеством городского пространства данный город выделяется и на общероссийском фоне. Он входит в десятку лучших городов России в группе «города с численностью населения 25—50 тыс. человек». При этом Гусев существенно усилил свои позиции именно за последние годы (за период с 2018 по 2021 г. прирост в индексе на 48 пунктов), чему способствовала в том числе и реализация двух проектов, победивших на всероссийском конкурсе. Данные проекты не только улучшили общественные пространства в городе, но и благоприятно сказались на внутригородской транспортной системе, организации работы общественного транспорта и формировании зон предпринимательской активности. Также активно продвинулись в рейтинге такие города региона, как Черняховск, Полесск и Мамоново. При этом среди всех калининградских малых городов самая неблагоприятная городская среда фиксируется в Ладушкине, Мамоново, Краснознаменске и Полесске. Из этих городов только Полесск дважды подряд подавал конкурсную заявку (но оба раза не получал поддержки).

27

Заключение

В заключение стоит еще раз отметить, что для малых городов задача формирования комфортного городского пространства является условием предотвращения оттока населения, формирования новых рабочих мест, поиска собственной уникальной идентичности (бренда города) и развития туристической специализации. Привлечение дополнительных источников финансирования в условиях открытого конкурса показывает эффективность управления муниципальных органов власти, наличие согласованной стратегии развития.

Большая часть городов Калининградской области активно вовлечена в процесс получения дополнительных возможностей для внутригородского развития. Пример участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды позволяет выделить города, которые первыми и наиболее успешно включились в эту работу. К их числу относятся Гусев, Гурьевск, Светлогорск, Зелено-градск, Черняховск и Багратионовск. Активное и успешное участие в конкурсе калининградских проектов напрямую связано с теми компетенциями в области проектного менеджмента, которые были сформированы у представителей власти в период активного участия в реализации программ приграничного сотрудничества.

Вместе с тем часть городов Калининградской области обладает наименее привлекательной городской средой согласно показателям индекса качества городской среды, рассчитанного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В их число входят Славск, Правдинск, Приморск, Пионерский.

28

Всероссийский конкурс лучших проектов как программа поддержки востребован, у региона накоплен положительный опыт комплексного благоустройства территорий от стадии подачи заявки до полной реализации, профессиональный уровень проектов также растет с каждым годом. Все выбираемые для будущего благоустройства зоны имеют разные актуальные концепции, востребованы и жителями малых городов, и туристами, географически они зачастую занимают центральное положение в городе и напрямую влияют на социально-экономическое развитие муниципалитетов.

По итогам голосования, проведенного в период с 15 апреля по 31 мая 2022 г. на единой платформе za.gorodsreda.ru, в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» в 2023 г. включены мероприятия по благоустройству трех территорий города Светлый (озеро, рыночная площадь и сквер на улице Коммунистической) и одной территории города Советск (сквер «Аллея Героев»).

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития полусредних городов Калининградской области / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2008.

2. Анимица Е. Г., Медведева И. А., Сухих В. А. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург, 2003.

3. Белова А. В. Роль полусредних городов в развитии эксклавного региона России — Калининградской области : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2018.

4. Бережихин Ф. Ф. Методика оценки качества жизни российских городов для молодежной группы населения / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. 2019. № 2. С. 35—46.

5. Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды : [офиц. сайт]. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/konkurs2-2022 (дата обращения: 10.09.2022).

6. Гунько М. С., Еременко Ю. А., Батунова Е. Ю. Стратегии планирования в условиях городского сжатия в России: исследование малых и средних городов // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29, № 3. С. 121 — 141. doi: 10.17323/ 1811-038X-2020-29-3-121-141.

7. Зубаревич Н. В. Поляризация городов России как следствие кризиса 90-х годов // Вестник Евразии. 2001. № 1.

8. Индекс качества городской среды. URL: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/ 599 (дата обращения: 15.11.2022).

9. Кузьмина Л. Р. Сущность и роль малых и средних городов в системе территориально-отраслевой организации страны // Экономика. Информатика. 2016. № 16 (237).

10. Лаппо Г. М. География городов : учеб. пособие для геогр. ф-тов. М., 1997.

11. Лимонов Л. Э., Несена М. В. Диспаритет «больших» и «малых» городов России: сравнительный анализ показателей экономического развития и данных социальных обследований // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. Т. 4, № 4. С. 163 — 188. doi: 10.31737/2221-2264-2019-44-4-6.

12. Малые города в социальном пространстве России : монография / А. Ю. Ардальянова, П. В. Бизюков, Р. Г. Браславский [и др.] ; отв. ред. В. В. Маркин, М. Ф. Черныш ; предисл. М. К. Горшков. М., 2019. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-323-2.2019.

13. Малые города Калининградской области: энцикл. справ. / Правительство Калинингр. обл., Гос. арх. Калинингр. обл. Калининград, 2011.

14. Малые города: победители 2021. URL: https://archi.ru/russia/94190/malye-goroda-pobediteli (дата обращения: 12.09.2022).

15. Победители конкурса. VI всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. 2022. URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/ iblock/f0d/Winners-of-the-contest-_1_.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

16. Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды : постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 237. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/16417/ (дата обращения: 10.09.2022).

17. Реализованные проекты-победители II всероссийского конкурса 2019 лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: https://files. pdminstroy.ru/upload/gorodsreda/ realiz_project_2019.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

18. Реализованные проекты-победители III всероссийского конкурса 2020 лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: https:/ / files.pdmin stroy.ru/upload/gorodsreda/ realiz_project_2020_zima.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

19. Реализованные проекты-победители IV всероссийского конкурса 2020 лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: https://files.pdmin stroy.ru/upload/ gorodsreda/ realiz_project_2020_leto.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

20. Реализованные проекты-победители Всероссийского конкурса 2018 лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: https://files.pdmin stroy.ru/upload/gorodsreda/realiz_project_2018.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

21. Романова Е. А. Развитие малых городов и сельских населенных пунктов западного порубежья России за последние двадцать лет // Балтийский регион — регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений : матер. IV междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2020. С. 150 — 155.

22. Секушина И. А. Роль малых и средних городов в системе расселения страны // Журнал экономических исследований. 2018. № 5. С. 24 — 35.

23. Хорев Б. С. Пути развития малых и средних городов центральных экономических районов СССР. М., 1967.

Об авторах

Лидия Геннадьевна Гуменюк — канд. геогр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия.

E-mail: LOsmolovskaya@kantiana.ru

https://orcid.org/0000-0002-6186-350X

Федор Федорович Бережихин — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия.

E-mail: berezhikhin@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-8718-2702

29

L. G. Gumenyuk, F. F. Berezhikhin

MODERN FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A COMFORTABLE URBAN SPACE IN SMALL TOWNS OF THE KALININGRAD REGION

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia Received 25 September 2022 Accepted 28 November 2022 doi: 10.5922/gikbfu-2022-4-2

To cite this article: Gumenyuk L. G., Berezhikhin F. F., 2022, Modern features of the development of a comfortable urban space in small towns of the Kaliningrad region, Vestnik of Immanuel Kant Baltic Federal University. Series: Natural and Medical Sciences, №4. P. 17-30. doi: 10.5922/gikbfu-2022-4-2.

Given the issue of balanced socio-economic development of the entire territory of the Kaliningrad region, an important task is to improve the quality of life in small towns in the region, as they serve as supporting elements for the regional settlement frame. Attracting federal and extrabudgetary funds could be seen as an effective tool in the context of a local budget deficit. To date, improving the quality of urban spaces has been possible due to participation in the all-Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment, which has been held since 2018. Having accumulated competencies in working on competitive project applications, and participating in numerous cross-border cooperation programs, Kaliningrad group actively and very effectively join in this competition, which has already changed the quality of the urban environment. Many small towns of the Kaliningrad region are on the list of federal leaders among the places with the most comfortable urban environment. This circumstance directly improves the possibilities of such cities in attracting investors, maintaining high-quality labor resources and the possibility of expanding their own regional socio-economic specialization.

Keywords: small towns of the Kaliningrad region, urban environment development projects, federal competition, urban environment quality index

The authors

Dr Lidia G. Gumenyuk, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia.

E-mail: LOsmolovskaya@kantiana.ru

https://orcid.org/0000-0002-6186-350X

Fedor F. Berezhikhin, PhD Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia.

E-mail: berezhikhin@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-8718-2702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.