Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ЭТНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пешкова Вера Михайловна

В статье рассматриваются особенности визуализации этничности в архитектурной среде малых и средних российских городов на примере анализа материалов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2018-2021 гг. Материалы конкурса находятся в открытом доступе и представляют собой базу данных, включающую как текстовое, так и визуальное обоснование проектов, их архитектурных и дизайнерских решений. Для анализа отобраны 58 проектов, в концепции которых используется этничность. Анализ визуализации этничности осуществляется на основе функционального и семиотического подхода: проектные решения рассмотрены как целостная информационно-знаковая структура, как повествование имеющее начало, кульминацию и завершение. Логика анализа способов визуализации этничности следует за логикой текстового и графического изложения тематических блоков заявок. Обоснование любой концепции начинается с выявления идентичности, в том числе и этнической, места и затем определение айдентики и конкретных дизайнерских и архитектурных решений, призванных визуализировать выявленные этнические признаки в материальной или образной форме. Основой для этнической идентификации как места благоустройства, так и жителей города, является идентификация с этнической историей и этническим составом населения, с местными легендами и мифами, а также с природными, фольклорными и этнографическими особенностями территории и ее жителей. В зависимости от того, как понимается этничность, какое место и роль ей отводится в концепциях, а также какие элементы этничности используются в конкретных проектных решениях в текстовом и графическом виде, выявлены и рассмотрены четыре группы проектов и, соответственно, четыре условных типа визуализации этничности. Первый тип использует комплекс нескольких, составляющих цельный завершенный этнокультурный образ, этнических характеристик, который является основой всей концепции. Второй тип обращается к одной или нескольким этническим характеристикам, усиливающим основную проектообразующую идею. В третьем типе используются этнические характеристики эффективнее всего, с точки зрения авторов проектов, представляющие этнокультурное разнообразие города. Наконец, четвертый тип в меньшей степени использует визуальные образы, но также обращается к этнической идентификации с помощью косвенных ассоциаций с различными этническими и этнокультурными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пешкова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF ETHNICITY IN THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED RUSSIAN CITIES

The article discusses the features of ethnicity visualization in the architectural environment of small and medium-sized Russian cities on the example of the analysis of materials of the All-Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment in 2018-2021. The competition materials are in the public domain and represent a database that includes both textual and visual justification of projects, their architectural and design solutions. 58 projects were selected for analysis, the concept of which uses ethnicity. The analysis of visualization of ethnicity is carried out on the basis of a functional and semiotic approach: design solutions are considered as an integral information-sign structure, as a narrative that has a beginning, a culmination and an ending. The logic of the analysis of ways to visualize the ethnicity follows the logic of textual and graphic presentation of the thematic blocks of applications. The justification of any concept begins with revealing the identity, including ethnic one, the place and then determining the identity and specific design and architectural solutions designed to visualize the identified ethnic features in a material or figurative form. The basis for ethnic identification of both the place of improvement and its inhabitants is identification with the ethnic history and ethnic composition of the population, with local legends and myths, as well as with the natural, folklore and ethnographic features of the territory and its inhabitants. Depending on how ethnicity is understood, what place and role it is given in the concepts, as well as what elements of ethnicity are used in specific design solutions in textual and graphical form, four groups of projects and, accordingly, four conditional types of ethnicity visualization are identified and considered. The first type uses a complex of several ethnic characteristics that make up an integral complete ethno-cultural image, which is the basis of the whole concept. The second type refers to one or more ethnic characteristics that reinforce the main project-forming idea. In the third type, ethnic characteristics are used most effectively, from the point of view of the authors of the projects, representing the ethno-cultural diversity of the city. Finally, the fourth type uses visual images to a lesser extent, but also refers to ethnic identification through indirect associations with various ethnic and ethno-cultural characteristics.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_423

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2022. Т. 6, вып. 4

УДК 316.334.56: 316.7(470)(045)

В.М. Пешкова

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

В статье рассматриваются особенности визуализации этничности в архитектурной среде малых и средних российских городов на примере анализа материалов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2018-2021 гг. Материалы конкурса находятся в открытом доступе и представляют собой базу данных, включающую как текстовое, так и визуальное обоснование проектов, их архитектурных и дизайнерских решений. Для анализа отобраны 58 проектов, в концепции которых используется этничность. Анализ визуализации этничности осуществляется на основе функционального и семиотического подхода: проектные решения рассмотрены как целостная информационно-знаковая структура, как повествование имеющее начало, кульминацию и завершение.

Логика анализа способов визуализации этничности следует за логикой текстового и графического изложения тематических блоков заявок. Обоснование любой концепции начинается с выявления идентичности, в том числе и этнической, места и затем определение айдентики и конкретных дизайнерских и архитектурных решений, призванных визуализировать выявленные этнические признаки в материальной или образной форме. Основой для этнической идентификации как места благоустройства, так и жителей города, является идентификация с этнической историей и этническим составом населения, с местными легендами и мифами, а также с природными, фольклорными и этнографическими особенностями территории и ее жителей.

В зависимости от того, как понимается этничность, какое место и роль ей отводится в концепциях, а также какие элементы этничности используются в конкретных проектных решениях в текстовом и графическом виде, выявлены и рассмотрены четыре группы проектов и, соответственно, четыре условных типа визуализации эт-ничности. Первый тип использует комплекс нескольких, составляющих цельный завершенный этнокультурный образ, этнических характеристик, который является основой всей концепции. Второй тип обращается к одной или нескольким этническим характеристикам, усиливающим основную проектообразующую идею. В третьем типе используются этнические характеристики эффективнее всего, с точки зрения авторов проектов, представляющие этнокультурное разнообразие города. Наконец, четвертый тип в меньшей степени использует визуальные образы, но также обращается к этнической идентификации с помощью косвенных ассоциаций с различными этническими и этнокультурными характеристиками.

Ключевые слова: городское пространство, визуализация этничности, архитектурная среда, этнизация публичного пространства, малые и средние города.

Б01: 10.35634/2587-9030-2022-6-4-423-438

Ссылка на статью:

Пешкова В.М. Визуализация этничности в архитектурной среде малых и средних российских городов // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 4. С. 423-438. https://doi.org/ 10.35634/2587-9030-2022-6-4-423-438

Введение

Несмотря на постоянно появляющиеся новые острые политические и экономические вызовы в современных обществах, этничность не утрачивает своей роли, но, скорее наоборот, актуализируется, в том числе в следствие возрастающего в этом контексте «запроса на различие» [9; 12]. Особенно ярко это проявляется в жизни городских сообществ, где актуализация этничности в публичном пространстве приобретает самые разные формы [13]. Процесс манифестации или выхода этничности в публичную сферу получил название этнизации городского пространства [10]. В современной России это происходит, с одной стороны, естественным образом под влиянием международной миграции, с другой, под воздействием целенаправленной политики властей, в том числе, по созданию идентичностей различного уровня.

И, в зависимости от того, как в каждом конкретном случае понимается этничность и как она используется, в городское пространство выносятся те или иные стороны этничности. Так, в публичной сфере российских мегаполисов основными агентами этничности, по мнению В.С. Малахова, являются статус, фрустрации и ностальгия, а также знаки культурной традиции. В результате формиру-

ется в первом случае «номинальная» этничность, во втором - «фольклорная», в третьем - «экспериментальная» или «креативная» этничность [12]. Использование «этнического колорита» является одной из стратегий политики формирования не только городской, но и региональной идентичности российских субъектов, что стимулируется как политическими мотивами, так и интересами бизнеса [2]. На примере столичных городов Республики Мордовии и Удмуртской Республики хорошо показано, как этнизация дизайна архитектурной среды осуществляется с помощью вербальных (язык вывесок, лозунгов), монументальных (скульптура, памятные знаки, архитектурный декор зданий, лестниц, фонтанов и т. п.), и визуальных (социальная реклама, этническая символика в иллюминации, праздничное оформление зданий) средств [2]. Визуализация этничности лежит также в основе социокультурных практик актуализации и консервации материального и нематериального наследия народов и в других российских регионах [3]. Определенные аспекты этничности используются и при создании этнокультурных брендов регионов и городов [4; 20], которые рассматриваются как один из инструментов реализации государственной национальной политики и один из стимулов развития поликультурных и многоконфессиональных российских регионов1, и как один из эффективных способов сохранения и развития российских, особенно малых и средних, городов [20].

В российской социальной науке только складывается направление исследований визуализации этничности при помощи и на разных материальных объектах: экспонатах музеев [5], в одежде [11], в живописи [21], в фотографии [1], в кино [6-8], в этнографических предметах [16] и пр. В качестве одного из ярких примеров визуализации этничности в современной одежде является этническая мода, использующая в стилизации одежды этнические мотивы [17]. В то же время этническая мода является частью такого более широкого явления как этнический дизайн, иногда определяемый как региональный дизайн, который, в свою очередь, рассматривается как часть отдельной туристической индустрии - этноиндустрии, в которую, кроме этнодизайна включают этнотуризм, создание региональных брендов и сувениризацию культуры [14; 19]. Одним из примеров визуализации этничности в городском пространстве предлагается считать этнические рестораны и кафе [15].

Цель и предмет исследования

В данной статье предлагается рассмотреть особенности визуализации этничности в архитектурной среде малых и средних российских городов на примере анализа материалов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Конкурс проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 2018 г. № 2372. С 2019 г. его реализация осуществляется в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жилье и городская среда». К участию в конкурсе привлекаются муниципальные образования, имеющие статус федеральных, региональных исторических поселений, а также города с численностью населения до 100 тыс. человек. С начала организации в 2018 г. проведено пять конкурсов, на участие в которых подано 1688 заявок, а на реализацию проектов выделено 34 880 млн руб. Каждый конкурс рассматривает несколько сотен заявок. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, к концу 2021 г. реализовано 260 проектов. Общее число победителей пяти конкурсов составили 477 проектов: 80 - в 2018 г., 77 - в 2019 г., по 160 - в 2020 и 2021 гг. Большая доля проектов победителей представлена малыми городами до 50 тыс. человек, включая исторические города - всего 391 проект. Для анализа отобраны только проекты, в которых этничность, этнические или/и этнокультурные образы являются содержательной основой как для текстового обоснования концепции проекта, так и для архитектурных и проектных решений. В результате получилось 58 проектов, из них 49 проектов - в малых городах и исторических поселениях.

1 Материалы заседания Совета по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г. http://kremlin.ru/events/ president/news/55109.

2 Постановление от 7 марта 2018 г. № 237 «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: http://government.ru/docs/31622/; Вебсайт Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Методология исследования

Вслед за исследователями визуализации этничности, в первую очередь визуальными антропологами, к визуализации этничности в конкурсных проектах также предлагается применить функциональный и семиотический подход. Иными словами, проектные концепции и архитектурные решения, имеющие как текстовое, так и графическое оформление, предлагается рассматривать как целостную информационно-знаковую структуру, как повествование имеющее начало, кульминацию и завершение [6; 7; 18].

Материалы конкурса находятся в открытом доступе и представляют собой обширную базу данных, включающих как текстовое, так и визуальное обоснование проекта и его архитектурных решений на всех этапах обсуждения проекта. Любая заявка, по условиям конкурса, имеет текстовую и графическую форму и состоит из нескольких обязательных блоков. Первый содержит описание пред-проектного исследования территории, в том числе учет социально-культурной идентичности территории, историческую справку о городе в целом и о части города, где реализуется проект, а также описание традиций, культурных особенностей, городских мифов и легенд. Во втором блоке обосновывается выбор места реализации проекта как с точки зрения соответствия задачам развития поселения, так и популярности места для различных активностей. Третий блок аргументирует выбор архитектурных и планировочных решений, в том числе то, как эти решения способствуют обретению или подчеркиванию идентичности города, его символики, традиций, усиливают историко-культурные и географические особенности. В четвертом блоке, в частности, предлагаются решения задачи сохранения историко-градостроительной и природной среды города, определение идентичности территории, и то, насколько проект интегрирован в исторический культурный ландшафт города. В проектных документах этот блок, например, раскрывается в таких слайдах как визуализация архитектурных решений, направленных на определение идентичности города. Наконец, в пятом блоке перечисляются ожидаемые от реализации проекта социально-экономические эффекты, варианты (со) финансирования. Таким образом, логика обоснования каждой концепции и описание ее архитектурных решений в значительной степени определяются требованиями к оформлению конкурсной документации. Соответственно, и логика анализа способов визуализации этничности в определенной степени следует за логикой текстового и графического изложения обозначенных тематических блоков.

Основные результаты исследования

Определение этничности

Обоснование концепции любого конкурсного проекта начинается со сведений об историко-культурной и природной значимости как города в целом, так и места реализации проекта, в частности. В начале каждой заявки также дается историческая справка и ретроспективный анализ территории, включающий исторические иллюстративные, картографические и фотографические материалы. На основании этого анализа выявляются ключевые, характеризующие город культурные и исторические черты, составляющие его идентичность, которые затем, в свою очередь, ложатся в основу идеи проекта в целом. Сначала происходит выявление идентичности места и только затем айдентики, конкретных дизайнерских и архитектурных решений, призванных визуализировать выявленные черты в материальной или образной форме. То есть формирование того или иного образа проектной местности в дизайне малых архитектурных форм и других элементах благоустройства является логическим развитием выявления и обоснования, в том числе и этнических, составляющих идентичности города и его жителей.

Какое место и роль отводится этничности в проектах в описании культурных и исторических составляющих локальной идентичности? Чаще всего этничность появляется в контексте описания этнической истории территории как, например, в следующем описании: «Казан арты - в переводе с татарского «Заказанье». Это не просто татарское название Заказанья и территории современного Ар-ского района. Это культурный код татар, источник татарской культуры и родина литературного татарского языка. Колыбель татарской литературы» (г. Арск, Республика Татарстан, конкурс 2021 г.).

Другим контекстом для упоминания этничности служит описание этнического состава населения территории. При этом многоэтнический и многорелигиозный состав населения, как правило, расценивается как преимущество и ценная характеристика локальной идентичности. В конкурсной заявке г. Агрыз Республики Татарстан подчеркивается, что в их многонациональном и мультикультурном

городе «идентичность пространства выражается через идею объединения 4 этнических культур: татарской, русской, марийской, удмуртской». В описании проекта г. Можги Удмуртской республики указывается, что «в городе можно встретить татарские, удмуртские наличники, и наличники других национальностей. В городе в дружбе и согласии проживают люди более чем 47 национальностей. Из них: 56 % - русские, 26 % - удмурты, 16 % - татары» (2021 г.).

Этничность упоминается также при перечислении культурных и исторических деятелей, уроженцев города разного этнического происхождения, а также их вклада в развитие территории города и/или страны в целом. Так, в концепции г. Тетюши Республики Татарстан одним из элементов локальной идентичности упоминается Иван Яковлев, как «создатель чувашского алфавита, письменности и автор духовного завещания своему народу», а также Гильм Камай как «первый из татар профессор-химик, последователь академика Арбузова» (конкурс 2018 г.).

Этничность также является неотъемлемой частью описания легенд и мифов народа или народов, которые, в свою очередь, продвигаются как важные элементы локальной идентичности. Например, в концепции проекта г. Медвежьегорск Республики Карелия подобное место занимает как «карело-финский эпос "Калевала" (руны), так и тексты сотен древнерусских былин, исторических песен и причитаний».

Наконец, еще один контекст, чаще всего косвенного, упоминания этничности включает описание фольклорных и этнографических локальных особенностей территории и ее жителей, а именно народные промыслы и производства, традиционные для данной местности. В качестве таковых указываются: игрушечный промысел (г. Азнакеево Республика Татарстан, конкурс 2018 г., г. Новосиль конкурс 2021 г.); ковровое производство (г. Фатеж, конкурс 2021 г.);, кружево (г. Мценск конкурс 2021 г.); деревянная резьба и изготовление кожаных сапог (Арск, Республика Татарстан, конкурс 2021 г.); художественное стеклоделие (г. Можга Удмуртская Республика, конкурс 2021 г.); вышивка (г. Медвежьегорск Республика Карелия, конкурс 2021 г.); ковка (г. Новохоперск, конкурс 2020 г.) и прочее. Упоминаются также народные праздники и другие традиции (г. Арск Республика Татарстан, конкурс 2021 г.).

Основные типы визуализации этничности

Рассмотренное выше понимание этничности концептуализируется и получает свое дальнейшее визуальное развитие в проектных, дизайнерских и архитектурных решениях, в конкретных малых архитектурных формах и их декорировании, оформлении ландшафтов и парков, и в других элементах благоустройства. Анализ материалов конкурсов позволяет условно выделить четыре группы проектов или четыре условных типа визуализации этничности, в зависимости от того, как понимается этнич-ность, какое место и роль в концепциях ей отводится, а также какие элементы этничности используются в конкретных проектных решениях в текстовом и графическом виде.

Первая группа включает проекты, в которых этничность является проектообразующей. Иными словами, все текстовые и визуальные части концепции выстраиваются вокруг единой ведущей идеи, которую, как правило, составляет комбинация всех возможных этнических характеристик, включающей мифологию и легенды, традиционную одежду и промыслы, сооружения и орнаменты, образ жизни и даже природу, наделяемую особыми свойственными только этой территории чертами. Первый подтип первой группы проектов охватывает концепции, создающий комплексный, одновременно стереотипизиированный и экзотитизированный этнический образ. Данный тип визуализации этнич-ности чаще всего встречается в конкурсных проектах городов, где проживают коренные малочисленные народы Севера и Сибири России.

Так, авторы проекта Сквер «YhYЙээн» (Легенда) в г. Верхоянск Республики Якутия (конкурс 2020 г.) выстроили проект, как обозначено в заявке, на национальной культуре якутского народа. Проектные и архитектурные решения сформированы по мотивам якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». Основная идея проекта предполагает обустройство арт-зоны вокруг памятника местной сказительнице Дарье Томской, которая переложила названную якутскую народную сказку в современный текст. В айдентике проекта и во всех малых архитектурных формах задействованы образы либо персонажей сказки, либо упоминаемые в сказке мифологемы и символы. Они, по сути, являются почти дословным пересказом сказания, только в виде сооружений и элементов декора. Качели с тремя кругами олицетворяют количество миров (верхний, срединный, нижний) в сказке. Для их исполнения также используется образ солнца как символ мира сказаний (см. рис. 1). Детская зона решена в виде «алааса» (перевод с якутского яз. - поляна), «где пасутся 5 коров старуш-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ки Бэйбэ рикээн» (см. рис. 2). Навесы вдохновлены формой полевых цветов из сказки (см. рис. 3), а в спортивной площадке идеей для формы декоративных элементов послужили стрелы героя сказки -Хаардьыт Бэргэн (см. рис. 4). Айдентика проекта также дополняется элементами, отражающими традиционный образ жизни местных жителей. Дизайн круглогодичного павильона разработан в форме якутского балагана, некоторые другие малые архитектурные формы - в виде традиционной якутской мебели «олоппос», а светильники - в форме камелька.

Рис 1. Качели в виде кругов Рис. 2 Детская зона в виде «алааса»

Рис. 3 Навесы в форме полевых цветов Рис. 4 Декоративные элементы в виде стрел

Подобная логика свойственна и дизайн-коду проекта «Парк культуры и отдыха имени Сергея Васильева» г. Нюрба, Республика Саха (Якутия) (конкурс 2019 г.), в основу которого также взят, как обозначено в материалах проекта, «культурный код народа Саха». Во-первых, для реализации проекта выбрана территория, где каждое лето проводится якутский летний праздник Ысыах. На центральной площади устанавливается арт-объект «Яичное дерево», идею которого заимствовали в местной легенде. Кроме того, дерево несет сакральный смысл в якутской культуре в целом. Архитектурные сооружения и другие малые архитектурные формы располагаются по кругу, по ассоциации с формой солнца, которое считается оберегом.

В концепции проекта «Этнопарк "Таймыр. Легенды тундры"» в г. Дудинка Красноярского края (конкурс 2021 г.) основой обоснования выбора места для проекта и определения его идентичности является легенда происхождения пяти народов, исторически проживающих на этой территории (долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев). Одна из целей проекта - создание «этнокультурной рекреационной зоны с высоким уровнем интерактивности, способствующей сохранению и популяризации этнических традиций коренных народов Таймыра, национальных особенностей их быта, культуры, языка и ремесел, как образа гармоничного взаимодействия человека с природой».3 Инфраструктура территории предполагает музейный комплекс под открытым небом, событийный центр, про-

мысловые маршруты, мобильные зоолокации, арт-инсталляции. Концепция этнопарка основана на географических, климатических, исторических, этнокультурных характеристиках территории. По проекту предполагается объединение пяти этнических групп в одном пространстве, при этом у каждой - свое место для проведения национальных мероприятий. Реализация идеи происходит сначала через концептуально-ассоциативный поиск связей между традиционным образом жизни северных народов, занятых в оленеводстве, охоте и рыболовстве, что затем в айдентике проекта выражается в реконструкции в этнопарке основных способов и особенностей перемещения, характерных образу жизни северных народов: «сложный рисунок тропы символизирует непростой и непрямой путь охотника и рыбака через тундру. Человек идет по тундре виляя (по следам животных) и переваливаясь с ноги на ногу, так как почва зыбкая».4 Основой для визуализации и конкретных сооружений послужили особенности природы, мифов и легенд, образа жизни.

Второй подтип визуализации этничности свойственен проектам, архитектурная концепция которых основана на использовании отдельных, наиболее ярких по мнению авторов, исторических, фольклорных, этнических, культурных, природных характеристик народа, проживающего на территории реализации проекта. Например, обоснование проекта «ТатАрские предания» в г. Арск Республики Татарстан (конкурс 2021 г.) начинается с тезиса о том, что Арск и для горожан, и для жителей республики, и для туристов является местом начала знакомства с татарской культурой, историей и бытом. Маршрут этого знакомства начинается с городского вокзала. Его архитектурное оформление разработано по ассоциации с характерными, с точки зрения авторов проекта, чертами традиционной татарской архитектуры, национального растительного орнамента, в том числе узоров на местной обуви, наконец, с творчеством татарских писателей-уроженцев города. Согласно опросу местных жителей, именно эти черты составляют ключевые ценности и городскую идентичность г. Арска. Используются элементы декора, характерные для фасадов домов. Перголы оформлены с использованием национальных узоров и характерных элементов декора фасадов домов. Узоры обуви нашли отражение в скамейках и лавках, в дизайне освещения, в мощении улицы (см. рис. 5). Цветовая композиция также основана на цветах, использовавшихся в производстве местной кожаной мозаики.

Рис. 5 Айдентика, иллюстрирующая архитектурную и градостроительную концепцию проекта «ТатАрские предания» г. Арск Республика Татарстан (конкурс 2021)

Подобная логика обоснования характерна и для концепции проекта благоустройства и озеленения центральной части г. Магас в Республике Ингушетия (конкурс 2018 г.). Но в данном случае концепция выстраивается вокруг этнической истории ингушского народа, а именно его аланского происхождения, которая дополняется элементами мифов и легенд, ценностей ингушей. Благоустраиваемая по проекту территория входит в ансамбль правительственного комплекса, в центре площади которого

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

находится башня Согласия, архитектурное сооружение в виде древнеингушской боевой башни высотой почти 100 метров. Ландшафтный дизайн парка озеленения продуман так, чтобы с высоты башни были видны круги разбивки парка. Круги ассоциируются с солнцем, точнее с солярным знаком с тремя завитками, направленными против часовой стрелки, который, согласно авторам проекта, является символом ингушского народа. В дизайне также использованы трикветры как символы трех высших ценностей ингушей: веры, знания и добродетельного поведения (см. рис. 6).

Рис. 6 Дизайн-проект по благоустройству и озеленению центральной части г. Магас Республика Ингушетия (конкурс 2018 г.)

Третий подтип, который можно условно обозначить как этнографический, чаще всего представлен проектами, предусматривающими использование культурно-локальных характеристик местного населения. Особенности этого подтипа хорошо видны на примере проекта благоустройства ул. Заводской г. Семенов Нижегородской области (конкурс 2018 г.), где ведущим декоративным и архитектурным элементом концепции является семеновская роспись, характерная для оформления деревянных игрушках, изготовление которых, в свою очередь, составляет основу местного древнего народного промысла с начала XX в. Орнамент и цветовое решение росписи - базовый мотив практически всех малых архитектурных форм и айдентики проекта в целом (см. рис. 7 и 8).

пл. Шаханова (быв пл Щепная)

Рис. 7. Въездная стелла. Проект благоустройства ул. Заводской г. Семенов Нижегородская область (конкурс 2018)

Рис. 8 Ландшафтный дизайн проекта благоустройства ул. Заводской г. Семенов Нижегородская область (конкурс 2018)

Вторую группу, наиболее многочисленную, составляет проекты, где есть одна или несколько этнических характеристик, чаще всего дополняющих проектное и архитектурное решение, но которые являются значимым элементом либо дизайна, либо айдентики проекта. Разнообразие способов визуализации этничности в этих проектных и архитектурных решениях также можно разнести по нескольким направлениям.

В первый подтип второй группы входят концепции, где в архитектурных и декоративных решениях используются различные традиционные, по определению авторов проекта, для данной местности узоры и орнаменты, характерные для вышивки, декорирования одежды и обуви, для украшения предметов быта и внешнего, как правило, деревянного убранства домов. Узоры и орнаменты или их элементы используются как паттерны и в орнаменталистике разных вспомогательных архитектурных сооружений, деревянных и металлических ограждений, в ландшафтном дизайне, и даже в мощении улиц и площадей. Некоторые из них играют утилитарную роль, например, скамейки, беседки, другие имеют исключительно художественно-декоративное назначение.

Например, в основу паттернов айдентики проектов реконструкции парков культуры и отдыха в г. Сегежа и г. Медвежьегорск, Республика Карелия (конкурс 2021 г.) положены адаптированные карельские и карельско-финские узоры, используемые для оформления причелин, а также вышивки полотенец (см. рис. 9 и 10). Во всех малых архитектурных формах и в дизайне навигационных элементов проекта «Фетовский сквер» г. Мценск Орловской области (конкурс 2021 г.) находят применение образы мценского кружева (см. рис. 11).

Рис. 9 Оформление входных ворот «Семейного парка «Сегежа», Карелия (конкурс 2021 г.)

Рис. 10 Визуализация сцены. Проект благоустройства городского парка, г. Медвежьегорск, Карелия (конкурс 2021 г.)

Рис. 11 Ограждение с кружевным орнаментом из сетки рабицы. Проект «Фетовский сквер», г. Мценск Орловская область (конкурс 2021 г.)

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В некоторых проектах исторически характерные, по мнению авторов концепций, для определенной местности орнаменты воспроизводятся также в мощении улиц и площадей. Например, для мощения площади г. Фатеж используется рисунок традиционного фатежского ковра (см. рис. 12), а рисунок мощения площадки перед краеведческим музеем г. Пестово разработан на основе образцов пестовской (народной новгородской) вышивки. Важное место в проекте «Северные ворота Башкортостана» (г. Янаул, конкурс 2020 г.) отводится мощению пешеходного, проходящего по городскому центру, маршрута в виде ковровой дорожки, вышитой красными башкирскими узорами: «ковер с узорами, проходящий по всей территории проектирования, формирует единый и дружелюбный образ центра Янаула»5 (см. рис. 13).

Рис. 1 2 Проект благоустройств площади. Рис. 1 3 Проект «Северные ворота Башкортоста-г. Фатеж (конкурс 2021 г.) на». г. Янаул Республика Башкортостан

(конкурс 2020 г.)

Важно еще раз подчеркнуть, что включение этнических или этнографических орнаментов в дизайн, либо в конкретные архитектурные решения концептуально обосновывается не только их декоративными функциями, но и тем, что орнаменты имеют глубокое символическое значение для репрезентации локальной идентичности. Например, декоративной основой архитектурной концепции проекта благоустройства парка Покровский и набережной р. Самариха в г. Шахунья Нижегородской области (конкурс 2020 г.) являются тканые народные узоры, интерпретируемые как символы «передачи знаний и силы рода от родителей к детям, гармоничных семейных отношений, переплетения человеческих судеб».6

В проекте благоустройства общественной территории г. Миллерово Ростовской области (конкурс 2021 г.) задействованы элементы, как определено в концепции, славянских орнаментов, которым придается глубокий символический смысл. Восьмилепестковая звезда интерпретируется как древний символ начала жизни, а восьмилучевая звезда как символ Сварога, означающий высшую мудрость и справедливость. Наконец, орнамент «шеврон» обозначает философское понимание женской и мужской сущностей и находит отражение в формообразовании опор и обрешетки теневого навеса.

Причем, ассоциативный переход от символа к его выражению в малых архитектурных формах и декоративных образах не всегда выглядит линейным. Например, в концепции проекта создания комфортной городской среды «Сердце Можги» в г. Можга Удмуртской Республике (конкурс 2021 г.) использование треугольника в качестве паттерна айдентики аргументируется тем, что треугольник является символом трех населяющих республику народов: татарского, удмуртского и русского. Поэтому многие проектные решения разработаны исходя из того, чтобы объединять и выделять «значимые пространства различными рисунками и объектами треугольной формы».7

Второй подтип второй группы охватывает проекты, согласно концепциям которых сооружения и другие малые архитектурные формы предлагается выполнять в виде миниатюрных, а также стилизованных под традиционные, строений. Например, в виде юрты (см. рис. 14) или пагоды (см. рис. 15).

5 Материалы проекта. Сайт конкурса. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/2021.

6 Материалы проекта. Сайт конкурса. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/2021.

7 Материалы проекта. Сайт конкурса. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/2021.

Согласно проекту благоустройства парка «Заречный» в г. Фролово Волгоградская область (конкурс 2020 г.), одну из пяти частей парка предлагается оформить как т. н. «этнографический блок парковых функций»,8 центральной частью которого является комплекс павильонов стилизованных под казачьи избы и дворы (см. рис. 16). В соответствии с концепцией проекта, задача этого блока сохранить и популяризировать идентичность места через историю и самобытную культуру донского казачества.

Одним из архитектурных решений благоустройства городской набережной г. Певек Чукотский автономный округ (конкурс 2020 г.) является мангальная беседка, выполненная в форме «жилища коренных народов округа юкагиров и чукчей, центром которого был очаг, а в кровле располагалось отверстие для выхода дыма» (см. рис. 17). Помимо способа передачи идентификационных образов и декоративной функции, рассмотренные сооружения и малые архитектурные формы зачастую имеют и утилитарную функцию, являясь, например, детскими игровыми и спортивными сооружениями.

Рис. 14 Элемент детской площадки в проекте

благоустройство сквера Космонавтики с прилегающей территорией в г. Оленегорске (конкурс 2020 г.)

Рис. 15 Центральная площадь парка в проекте благоустройство парка «Мелодии Каспия» г. Лагань Республика Калмыкия (конкурс 2021 г.)

Рис. 16 Строение в виде казачьего куреня. Проект благоустройства парка в г. Фролово Волгоградская область (конкурс 2019 г.)

Рис. 1 7 Проект мангальных беседок в проекте благоустройство городской набережной» в г. Певек Чукотской автономный округ (конкурс 2020 г.)

К отдельному, третьему подтипу второй группы проектов, можно отнести проекты, согласно концепциям которых в качестве этнических категорий являются фольклорные или этнографические персонажи. Например, в основе проектного решения по благоустройству г. Новосиль Орловской области (конкурс 2021 г.) лежит комплекс значимых для местных жителей объектов и символов, состоящих из национальных костюмов, геральдики, а также Чернышинской игрушки. Каждый из этих элементов рассматривается как прообраз для орнаментов, которые могут использоваться и как стиле-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

образующие элементы городского дизайна, и как основа для сувенирной продукции (см. рис. 18). Подобным художественно-декоративным элементом малых архитектурных форм можно считать фигуры и изображения персонажей русских народных сказок (например, Баба-яга, медведь, избушки на курьих ножках, ежики и пр.), а также фигуры и изображения мифологических персонажей, либо животных ассоциируемых авторами проектов с традиционным образом жизни и фольклором определенного народа. Так, в проекте благоустройство сквера Космонавтики в г. Оленегорске Мурманская область (конкурс 2020 г.) активно используется образ оленя в комбинации с другими саамскими образами «как образ милосердного божества солнца Пейве», а также силуэт традиционного саамского жилища (см. рис. 19).

Рис. 18. Проект благоустройства г. Новосиль Орловская область (конкурс 2021 г.)

Рис. 19. Часть дизайна центрального навеса «Волшебная гора», проект Благоустройство сквера Космонавтики с прилегающей территорией в г. Оленегорске Мурманская область (конкурс 2020 г.)

Наконец, визуализация этничности происходит через цвет, используемый в оформлении ландшафта, в декоративных и архитектурных решениях. В нескольких конкурсных проектах цвет является одним из важных элементов обоснования всей концепции. В них использование того или иного цвета аргументируется, как правило, его традиционностью для данной местности и проживающего на ее территории народа. Например, в проекте благоустройства территории вокруг Свято-Вознесенского собора в г. Алагир Северная Осетия-Алания (конкурс 2021 г.) выбор для озеленения красных тюльпанов, кизильника и некоторых других растений объясняется тем, что характерные для них цвета являются цветами традиционной одежды осетин. В проекте создания комфортной городской среды в г. Можга «Сердце Можги» в Удмуртской республике (конкурс 2021 г.) оранжевый цвет в оформлении выбран из-за того, что он является цветом герба города и народных удмуртских нарядов. Подобная концептуальная ассоциация характерна и для проекта благоустройства в г. Медвежьегорск Республика Карелия (конкурс 2021 г.), согласно которой красный цвет используется в оформлении, поскольку он является традиционным для колористики заонежской вышивки.

Третью группу проектов объединяет тема этнического разнообразия населения города. В концепции таких проектов обращаются к описанию исторически проживающих в данной местности этнических общностей, но с акцентом на их мирное многолетнее взаимодействие. Так, согласно концепции проекта «Парк имени первых русский переселенцев в Туве» г. Туран Республика Тыва (конкурс 2021 г.) одна из его задач заключается в создании или подчеркивании национальных и традиционных образов населяющих город народов в общественном городском пространстве. Разнообразие образов реализовано в таких малых архитектурных формах, как павильон-юрта, павильоны в стиле русской избы, а также павильоны, стилизованные под скифские кибитки (см. рис. 20).

В концепции проекта благоустройства г. Агрыз Республики Татарстан (конкурс 2021 г.) идентичность места определяется через идею объединения четырех этнических культур: татарской, русской, марийской, удмуртской, что находит выражение в соответствующих архитектурных решениях. В основе айдентики проекта лежат главные мотивы народных узоров, отражающие каждую из четырех культур: цветочные татарские мотивы, интерпретация русского ромба, удмуртский орнамент и орнаменты марийской вышивки. Из элементов четырех орнаментов создан логотип города. Этот паттерн воспроизводится в покрытии тротуара, в оформлении многофункционального павильона и в оформлении других малых архитектурных формах (см. рис. 21).

Рис. 20. Малые архитектурные формы в проекте по благоустройству парка в г. Туран Республика Тыва (конкурс 2021 г.).

Рис. 21 Элементы айдентики проекта «Благоустройство улицы Карла Маркса» г. Агрыз, Республика Татарстан, конкурс 2021 г.

Наконец, можно выделить еще одну, четвертую группу проектов, которую условно можно обозначить, как маргинальную. Дело в том, что в концепциях этих проектов нет четких графических этнических символов, обозначающих определенный объект или субъект, или его признак. Логика обоснования концепции выстраивается на косвенных ассоциациях с этничностью. Иными словами, в концепциях этих проектов отсутствует прямая причинно-следственная связь, когда, например, солнце наделяется значением символа данного народа, соответственно, образ солнца используется в декоративном оформлении или в архитектурных решениях. Тем не менее этничность в них также играет концептуальную роль, только она скорее понимается как образная виртуальная идея, позволяющая соединить разные элементы концепции в единое целое. Например, в проекте по благоустройству части города Багратионовска в Калининградской области (конкурс 2021 г.) авторы стремятся создать новую «русскую архитектуру», основой которой является симбиоз из разного этнокультурного и архитектурного наследия города. Подобный подход, согласно авторам концепции проекта, можно назвать контекстуальным подходом к проектированию.

Похожим образом разворачивается обоснование концепций проектов в г. Полесск Калининградской области (конкурс 2020 г.) и в г. Вышний Волочек Тверской области (конкурс 2021 г.), в которых делается попытка сформулировать новую русскую городскую архитектурную и ландшафтную традицию. Так, проект г. Полесска назван «Русская Голландия», а г. Вышнего Волочка «Русская Венеция» не из-за того, что между этими городами существуют культурные или исторические связи, или из-за прямых ассоциаций между их архитектурами. Ассоциации, легшие в основу этих концепции, скорее, опосредованные. Так, Вышний Волочек, по мнению авторов концепции, своей системой

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

каналов напоминает Венецию. Однако «Русской Венецией» город становится только, когда к этому фактору добавляется собственно «русскость», которая, по словам жителей, «проявляется через значительную роль природы в городе, и в жизни, и в культуре России». Поэтому формула идентичности города и, соответственно, бренда это «Венеция + русская природа»9.

В целом, проектные решения этой группы концепций создают образ места через контекст или атмосферу. Поэтому помимо природы, основой для идентичности, а затем и архитектурных решений проекта, становится практически любая идея или явление определяемая авторами проекта как этнически значимая. Например, основу концепции проекта благоустройства г. Чегем Республики Кабардино-Балкария (конкурс 2020 г.) составляет стихотворение балкарского поэта и писателя Кайсына Кулиева «Раненый камень». По мнению авторов проекта, стихотворение отражает эмоциональную и природную силу города Чегем. Символизм и идеология строк стихотворения легли в основу композиции, архетипов и смыслового наполнения территории. Эта тема дополняется красными элементами во всех малых архитектурных формах, отсылающих к цветовым решениям национального костюма кабардинцев.

Заключение

Подведя краткие итоги, отметим следующее. Несмотря на большое разнообразие рассмотренных проектов, их объединяет то, что основой для обоснования историко-культурной, природной и географической уникальности и города, и концепции благоустройства, определяется идентификация с этнической историей и этническим составом населения, с местными легендами и мифами, а также с фольклорными и этнографическими особенностями территории и ее жителей. Подобная интерпретация этничности получает дальнейшее развитие и воплощение в архитектурных решениях, в четырех группах проектов на основе четырех условных типах визуализации этничности, в зависимости от того, как понимается этничность, какое место и роль в концепциях ей отводится, а также какие элементы этничности используются в конкретных проектных решениях. Обращает также внимание, что во многих концепциях аргументация выбора тех или иных элементов архитектурной среды как этнических ограничивается понятиями традиционности, которые зачастую используются как синонимы этичности. В обобщенном виде типы визуализации можно представить в виде следующей таблицы.

Типы и способы визуализации этничности

Типы Способы визуализации

«проектообразующая» этничность или этничность, с помощью которой обосновываются все концептуальные архитектурные и дизайнерские решения сказки/легенды/мифы + образ жизни

«традиционные» характеристики народа

этнография/культурно-локальные характеристики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«комплементарная» этничность или этничность, с помощью которой обосновываются отдельные архитектурные и дизайнерские решения этнические/«традиционные» узоры и орнаменты

этнические/«традиционные» сооружения

фольклорные и сказочные персонажи

«традиционный» цвет

«интернациональная» этничность или этничность как этнокультурное разнообразие разные этнические характеристики, представляющие дружбу народов

контекстуальная этничность или этничность, основанная на ассоциациях эмоциональные ассоциации с отдельными «традиционными» культурными и природными характеристиками места и населения

Итак, первый тип визуализации этничности использует комплекс нескольких, составляющих цельный завершенный этнокультурный образ, этнических характеристик, который является основой всей проектной концепции при обосновании той или иной архитектурной среды. Второй тип визуализации этничности обращается к одной или нескольким этническим характеристикам, усиливающим основную проектообразующую идею концепции. В основе третьего типа визуализации этнично-сти идентификация с этническим и этнокультурным разнообразием населения территории. Наконец,

четвертый тип в меньшей степени использует визуальные образы, но также обращается к этнической идентификации с помощью косвенных ассоциаций с различными этническими и этнокультурными характеристиками. В настоящее время уже реализовано около 400 проектов и следующим шагом может стать изучение восприятия и отношения жителей городов к визуализированной и материализованной, благодаря этим конкурсам в разных архитектурных строениях и дизайнерских решениях, эт-ничности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаров А. А., Дашибалова И. Н. «Проявленная» этничность в семейных фотоальбомах бурят // Власть. 2021. № 4 С. 226-230.

2. Богатова О. А., Гусева Е. Н. Историческая память в городской архитектурной среде как фактор конструирования социальной идентичности населения столиц республик в составе Российской Федерации на примере Ижевска и Саранска // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3. Вып. 4. С. 409-429. DOI: 10.35634/2587-9030-2019-3-4-409-429

3. Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52) С. 172-178. DOI: 10.20874/2071-0437-2021-52-1-16

4. Васина С. М. Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 38-48. DOI: 10.22412/1995-042X-11-1-4

5. Головнев А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. Т. 4. № 65. С. 72-81. DOI: 10.30759/1728-9718-2019-4(65)-72-81

6. Головнев И. А. Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинематографистов 1920-1930-х годов). СПб.: МАЭ РАН, 2021. 440 с.

7. Головнев И. А. Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино. «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 113-123. DOI: 10.17223/15617793/451/15 С. 113-123

8. Головнева Е. В., Головнев И. А. Визуальные репрезентации этнокультурных сообществ Севера в документальном кино (на примере фильма «Месторождение») // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. № 1. С. 116-124. DOI: 10.35634/2224-9443-2020-14-1-115-123

9. Дробижева Л. М. Исчезает ли этничность в городской среде? Некоторые ответы на загадки большого города // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №3 (27). С. 73-83.

10. Дятлов В. И. Этнизация городского пространства: попытка определиться в исследовательском поле // Демо-скоп. 5-18 мая 2014. № 597-598.

11. Ермилова Д. Ю., Колташова Л. Ю. Проблема визуализации этнической принадлежности в современном костюме // Сервис plus. 2021. Т.15. №4. С. 103-114. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-103-114

12. Малахов В. С. Этничность в Большом городе // Неприкосновенный запас. 2007. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/1/etnichnost-v-bolshom-gorode.html (дата обращения: 12.09.2022).

13. Медведев В. В., Попов М. В Этничность в городском пространстве: к постановке проблемы демонстрации и конструирования идентичности горожан // ABYSS (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2022. № 1 (19). С. 149-162.

14. Перевалова Е. В., Киссер Т. С., Конькова Ю. С. Сувенир и этничность (опыт Ямала и Таймыра) // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). С. 249-261. DOI: 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-249-261

15. Пустарнакова А.А. Репрезентации этнических «других» в городском пространстве // Вестник СамГУ. 2007. № 1 (51). С. 41-49.

16. Степанова О.Б. Домашние духи частного владения у современных северных селькупов: визуализация эт-ничности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2022. № 2 (58). С. 75-83. DOI: 10.36906/2311-4444/22-2/10

17. Топоева М. В. Этническая мода: теоретические аспекты исследования // Вестник Хакасского университета им. Н.Ф. Катанова. 2018. №. 25. С. 121-124.

18. Трушкина Е.Ю. Визуальная антропология: этапы становления и развития // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2011. № 1. С. 89-100.

19. Федорова С. Н. Этнокультурный туризм как культурологический феномен: сущность и структура // Вестник СВФУ. 2014. Т. 11. № 4. С. 129-135.

20. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно -методические подходы и практики: монография / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, О. И. Бычкова и др.; отв. ред. Т. В. Коваленко; Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. М.: Институт Наследия, 2020. 114 с.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

21. Nevolko Natalia N. The Visualization of Ethnic Theme in the Khakass Artists' Paintings and Graphic Works of Art Journal of Siberian Federal University // Humanities & Social Sciences 8. 2011. № 4. 1109-1126.

Поступила в редакцию 03.10.2022

Пешкова Вера Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН (ИС ФНИСЦ РАН) 117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35 (корп. 5) E-mail: pever@mail.ru

V.M. Peshkova

VISUALIZATION OF ETHNICITY IN THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED RUSSIAN CITIES

DOI: 10.35634/2587-9030-2022-6-4-423-438

The article discusses the features of ethnicity visualization in the architectural environment of small and medium-sized Russian cities on the example of the analysis of materials of the All-Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment in 2018-2021. The competition materials are in the public domain and represent a database that includes both textual and visual justification of projects, their architectural and design solutions. 58 projects were selected for analysis, the concept of which uses ethnicity. The analysis of visualization of ethnicity is carried out on the basis of a functional and semiotic approach: design solutions are considered as an integral information-sign structure, as a narrative that has a beginning, a culmination and an ending.

The logic of the analysis of ways to visualize the ethnicity follows the logic of textual and graphic presentation of the thematic blocks of applications. The justification of any concept begins with revealing the identity, including ethnic one, the place and then determining the identity and specific design and architectural solutions designed to visualize the identified ethnic features in a material or figurative form. The basis for ethnic identification of both the place of improvement and its inhabitants is identification with the ethnic history and ethnic composition of the population, with local legends and myths, as well as with the natural, folklore and ethnographic features of the territory and its inhabitants.

Depending on how ethnicity is understood, what place and role it is given in the concepts, as well as what elements of ethnicity are used in specific design solutions in textual and graphical form, four groups of projects and, accordingly, four conditional types of ethnicity visualization are identified and considered. The first type uses a complex of several ethnic characteristics that make up an integral complete ethno-cultural image, which is the basis of the whole concept. The second type refers to one or more ethnic characteristics that reinforce the main project-forming idea. In the third type, ethnic characteristics are used most effectively, from the point of view of the authors of the projects, representing the ethno-cultural diversity of the city. Finally, the fourth type uses visual images to a lesser extent, but also refers to ethnic identification through indirect associations with various ethnic and ethno-cultural characteristics.

Keywords: urban space, visualization of ethnicity, architectural environment, ethnicization of public space, small and medium-sized cities.

REFERENCES

1. Bazarov A. A., Dashibalova I. N. "Manifested" ethnicity in Buryat family photo albums // Power. 2021. Issue 1. P. 226-230 (in Russ.).

2. Bogatova O. A., Guseva H. N. Historical memory in the urban architectural environment as a factor in constructing the social identity of the population of the capitals of the republics within the Russian Federation on the example of Izhevsk and Saransk // Bulletin of the Udmurt University. Sociology. Political science. International relationships. 2019. Vol. 3. Issue 4. P. 409-429 (in Russ.). DOI: 10.35634/2587-9030-2019-3-4-409-429

3. Bodrova O. A., Razumova I. A. About modern technologies of representation and preservation of the ethnic culture of the Kola Saami // Bulletin of archeology, anthropology and ethnography. 2021. Vol. 1. Issue 52. P. 172-178 (in Russ.). DOI: 10.20874/2071-0437-2021-52-1-16

4. Vasina S. M. Ethnocultural zoning and development of tourism in the Republic of Mari El // Service in Russia and abroad. 2017. No. 11(1). P. 38-48 (in Russ.). DOI: 10.22412/1995-042X-11-1-4

5. Golovnev A. V. Visualization of ethnicity: museum projections // Ural historical bulletin. 2019. Vol. 4. No. 65. P. 72-81 (in Russ.). DOI: 10.30759/1728-9718-2019-4(65)-72-81

6. Golovnev I. A. Experiences of scientists and cinematographers of the 1920-1930s. SPb.: MAE RAS, 2021 (in Russ.).

7. Golovnev I. A. Traditional ethno-cultural communities in ethnographic cinema. "Nanook of the North" by Robert Flaherty // Bulletin of Tomsk State University. 2020. No. 451. P. 113-123 (in Russ.). DOI: 10.17223/15617793/ 451/15 С. 113-123

8. Golovneva H. V., Golovnev I. A. Visual representations of the ethno-cultural communities of the North in documentary films (on the example of the film "Field") // Yearbook of Finno-Ugric Studies. 2020. No. 1. P. 116-124 (in Russ.). DOI: 10.35634/2224-9443-2020-14-1-115-123

9. Drobizheva L. M. Is ethnicity disappearing in the urban environment? Some answers to big city riddles // News of Universities. Volga region. Social Sciences. 2013. Issue 3 (27). P. 73-83. (in Russ.).

10. Dyatlov V. I. Ethnization of urban space: an attempt to define the research field // Demoscope Weekly. No. 597598. 5-18 of May 2014 (in Russ.).

11. Ermilova D. Yu., Koltasheva L. Yu. The problem of visualization of ethnicity in modern costume // Service plus. 2021. Vol. 15. No. 4. P. 103-114 (in Russ.). DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-103-114

12. Malakhov V. S. Ethnicity in the big city // Emergency stock. 2007. No. 1. Accessed 12.09.2022. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/1/etnichnost-v-bolshom-gorode.html (in Russ.).

13. Medvedev V.V. Popov M.V. Ethnicity in urban space: to the formulation of the problem of demonstrating and constructing the identity of citizens' // ABYSS Issues of Philosophy, Political Science and Social Anthropology). 2022. No. 1(19). P. 149-162 (in Russ.).

14. Perevalova E. V. Kisser T. S., Kon'kova Yu. S. Souvenir and ethnicity (experience of Yamal and Taimyr) // Kunstkamera. 2021. No. 4(14). P. 249-261 (in Russ.). DOI: 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-249-261

15. Pustarnikova A. A. Representations of ethnic "others" in urban space // Bulletin of SamGU. 2007. No. 1 (51). P. 4149 (in Russ.).

16. Stepanova O. B. House spirits of private ownership among modern northern Selkups: visualization of ethnicity // Bulletin of the Nizhnevartovsk State University. 2022. No. 2(58). P. 75-83 (in Russ.). DOI: 10.36906/23114444/22-2/10

17. Topoeva M. V. Ethnic fashion: theoretical aspects of the study // Bulletin of the Khakass University. N.F. Katanov. 2018. No. 25. P. 121-124 (in Russ.).

18. Trushkina E. Yu. Visual anthropology: stages of formation and development // Bulletin of Moscow University. Ser. 7. Philosophy. 2011. No. 1. P. 89-100 (in Russ.).

19. Fedorova S.N. Ethnocultural tourism as a cultural phenomenon: essence and structure // Vestnik SVFU. 2014: Vol. 11. No. 4. P. 129-135 (in Russ.).

20. Ethno-cultural branding of the territory in the context of the regional development strategy: scientific and methodological approaches and practices: monograph. I. I. Gorlova, T. V. Kovalenko, O. I. Bychkova et.l.; (Ed.) T. V. Ko-valenko; Southern branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev. Moscow: Heritage Institute. 2020 (in Russ.).

21. Nevolko Natalia N. The Visualization of Ethnic Theme in the Khakass Artists' Paintings and Graphic Works of Art Journal of Siberian Federal University // Humanities & Social Sciences 8. 2011. No. 4. 1109-1126.

For citation:

Peshkova V.M. Visualization of ethnicity in the architectural environment of small and medium-sized Russian cities //

Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2022. Vol. 6, iss. 4. P. 423-438.

https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-4-423-438 (In Russ.).

Received 03.10.2022

Peshkova V.M., Candidate of History, Senior Fellow

Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Institute of Sociology of FCTAS RAS) 24/35/5, Krzhizhanovskogo st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: pever@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.