Научная статья на тему 'Современные особенности организации сбыта металлопроката для автомобилестроения'

Современные особенности организации сбыта металлопроката для автомобилестроения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХЕМА ПОСТАВКИ / АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОСТАВЩИК / ПРОЦЕДУРА ОДОБРЕНИЯ / СЕРВИСНЫЙ МЕТАЛЛОЦЕНТР / ПРЕССОВАЯ ЛИНИЯ / STEEL SERVICE CENTER / PRESS LINE / DELIVERY SCHEME / CAR MANUFACTURER / SUPPLIER / APPROVAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Никифоров Виктор Михайлович

В статье представлена информация о динамике развития рынка автомобилестроения и об основных автомобилестроительных компаниях. На примере Череповецкого металлургического комбината описаны действия, позволяющие ориентировать производство и сбыт на нужды автомобильного клиента, описаны мероприятия, которые могут быть реализованы на других металлургических заводах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF SELLING ROLLED STEEL TO AUTOMOBILE INDUSTRY

The paper presents some market dynamics data, information about main car manufacturers and their requirements for potential suppliers. Using Cherepovets Steel Company as an example, the paper describes main production and selling activities needed to increase car manufacturers' satisfaction and answer the question: How can we cooperate with international car-manufacturers effectively?

Текст научной работы на тему «Современные особенности организации сбыта металлопроката для автомобилестроения»

УДК 658.8

В.М. Никифоров

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА МЕТАЛЛОПРОКАТА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

V.M. Nikiforov

MODERN FEATURES OF SELLING ROLLED STEEL TO AUTOMOBILE INDUSTRY

В статье представлена информация о динамике развития рынка автомобилестроения и об основных автомобилестроительных компаниях. На примере Череповецкого металлургического комбината описаны действия, позволяющие ориентировать производство и сбыт на нужды автомобильного клиента, описаны мероприятия, которые могут быть реализованы на других металлургических заводах.

Схема поставки, автопроизводитель, поставщик, процедура одобрения, сервисный металлоцентр, прессовая линия.

The paper presents some market dynamics data, information about main car manufacturers and their requirements for potential suppliers. Using Cherepovets Steel Company as an example, the paper describes main production and selling activities needed to increase car manufacturers' satisfaction and answer the question: "How can we cooperate with international car-manufacturers effectively?"

Delivery scheme, car manufacturer, supplier, approval procedure, steel service center; press line.

В настоящее время основой успешного функционирования современного предприятия является ориентация на создание его устойчивого финансово-технологического положения в долгосрочной перспективе. Этому способствует успешная реализация продукции в конкурентной среде. В данной работе представлены результаты исследования, задачей которого являлось изучение современной динамики развития автомобилестроения в России, а также зарубежных автопроизводителей, локализующих свое производство в России, и предъявляемых ими требований к поставщикам металлопродукции. Актуальность выполнения данной работы состояла в необходимости формулирования общих требований к производителям металлопроката, что позволит осуществить успешное сотрудничество с зарубежными автопроизводителями в России. В последнее время в России в сегменте автомобилестроения происходят значительные изменения, связанные в первую очередь с локализацией производств многих международных автомобильных концернов, таких как FORD, Renault-Nissan, Hyundai.

Динамика продаж автомобилей в России с разделением на ввозимые иномарки, иномарки, собранные в РФ, и российские автомобили отражена на рис. 1.

3000 2500 2000

3

I 1500 н

1000 500 0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 год

□ - российская иносборка

□ - ввозимые иномарки

а - российские автомобили

Рис. 1. Продажи автомобилей в России1

1 Данные предоставлены аналитической службой ЧерМК.

Из рис. 1 видно, что с 2004 г. растет доля продаж автомобилей иностранных марок, собранных в России, а также ввозимых иномарок. Одновременно с этим отмечается неуклонное снижение объемов продаж отечественных автомобилей. К 2008 г. доля ввозимых иномарок достигла своего максимального значения, а уже в 2009 г. отмечается заметный спад их продаж. Этот спад связан, во-первых, с глобальным экономическим кризисом, затронувшим всех без исключения автопроизводителей, во-вторых, с ростом объемов локализации многих зарубежных автопроизводителей на территории РФ. Интерес отечественных металло-производителей при этом состоит в обеспечении машиностроительных предприятий металлопрокатом определенного качества и в соответствии с их достаточно жесткими требованиями.

В статье речь идет об особенностях формирования на Череповецком металлургическом комбинате ОАО «Северсталь» (ЧерМК) системы сбыта конкретного продукта - стального проката автомобильного назначения. Для ЧерМК ОАО «Северсталь» автомобилестроительный сегмент всегда являлся стратегически важным, дающим возможность реализовывать металлопродукцию с высокой добавленной стоимостью. И поэтому деятельности по сохранению этого сегмента рынка сбыта металлопроката был присвоен высокий приоритет на уровне управления компанией. На рис. 2 указаны доли поставок металлопроката производства ЧерМК ОАО «Северсталь» на внутреннем рынке по различным секторам промышленности.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

%

а <

о. С

U5 § 2 £ и

3 г

О 3 CL

U

Рис. 2. Доля ЧерМК в поставках на внутреннем рынке в 2009 г.1

Данные предоставлены аналитической службой

ЧерМК.

У ЧерМК уже давно налажена работа с крупнейшими отечественными автопроизводителями, такими как АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Но международные автопроизводители имеют свои собственные требования к поставщикам и продукции, и во многом эти требования отличаются от требований отечественной автомобильной промышленности. Таких требований достаточно много, и часто они не совпадают у различных производителей автомобилей. Поэтому задача состоит в определении основных условий работы с иностранным авто-промом и в разработке мероприятий, реализуемых компанией «Северсталь», направленных на достижение максимальной удовлетворенности иностранных автомобилестроительных компаний, локализующих свои производственные мощности в России.

Одним из основополагающих требований автопроизводителей является обеспечение превосходного качества металлопроката и достаточности его сортамента. Все крупные зарубежные компании имеют на несколько порядков более жесткие требования к качеству металлопроката и его марочному содержанию по сравнению с отечественным автопромом. Многие имеют собственные стандарты, технические спецификации и условия работы с поставщиками, которые отличаются от классических стандартов EN, JIS, ASTM и т.д. Более того, такие автопроизводители, как FORD, VOLKSWAGEN, HYUNDAI, RENAULT, требуют прохождения специальной процедуры одобрения для каждой марки и каждого конечного назначения, т.е. поставщику металлопродукции необходимо получить отдельное разрешение на поставку проката для производства любой детали автомобиля. Как правило, процедура одобрения продукции у автопроизводителя происходит в несколько этапов:

1. Отправка образцов металлопроката согласованных марок для лабораторных испытаний.

2. Проведение технического аудита, во время которого технические специалисты автопроизводителя инспектируют производственные мощности и принимают решение по поводу технической состоятельности потенциального поставщика.

3. Опытная поставка для проведения пробной штамповки металлопроката и оценки качества металлопроката после штамповки по широкому кругу критериев.

4. Принятие решения о возможности применения металлопроката для производства определенных деталей.

Каждый из вышеуказанных пунктов достаточно емкий и предполагает определенные времен-

ные и денежные затраты, которые, вероятнее всего, не будут компенсированы в ближайшей перспективе.

На протяжении последних лет ЧерМК ОАО «Северсталь» ведет активную деятельность по освоению новых марок стали, нужных автопроизводителям. Важным шагом на пути к успешному взаимодействию с международными автопроизводителями является создание специальной схемы движения товара от производителя к потребителю.

Существующая схема поставки металлопроката на ЧерМК ОАО «Северсталь» автомобилестроительным компаниям в России отображена на рис. 3.

В соответствии с данной схемой произведенный металлопрокат в отгрузочных цехах металлургического комбината погружается в специальные вагоны и отправляется клиенту. Эта схема поставки представляется достаточно простой, но в современных условиях она уже не отвечает требованиям зарубежных автопроизводителей. Главный недостаток этой схемы в том, что она не позволяет организовать поставку «точно в срок» (Just in time).

Исключением из данной схемы являются АВТОВАЗ, ГАЗ и УАЗ - крупнейшие автопроизводители РФ. ЧерМК для наиболее эффективного обслуживания этих клиентов создал специальные консигнационные склады в непосредственной близости от этих компаний.

Международная практика взаимоотношений поставщиков металлопроката и автопроизводителей предполагает создание новой схемы движения металлопроката от производителя металлопроката до автопроизводителя. Данная схема отражена на рис. 4.

Производитель проката

Как видно из рис. 4, к классической схеме движения металлопроката от поставщика до потребителя добавляются еще сервисный центр и прессовый цех, выделенные как из состава автопроизводителя, так и из состава металлургического завода. Стоит заметить, что территориально сервисный центр и прессовый цех стремятся расположиться в непосредственной близости от автопроизводителей. Сервисный центр в данной схеме выполняет не только функции по резке металлопроката в различного вида заготовки, но и представляет своего рода буферную зону, обеспечивающую бесперебойный и четко спланированный во времени процесс снабжения заготовками прессового цеха. Сервисный центр и прессовый цех также осуществляют функцию входного контроля, так как в условиях крупносерийного производства входного контроля, существующего только у автопроизводителя, недостаточно для обеспечения качества конечной продукции и бесперебойной работы сборочного конвейера.

На основе опыта Череповецкого металлургического комбината можно сформулировать основные требования к поставщикам металлопродукции:

1. Модернизация производства, направленная на обеспечение высокого качества продукции. В этот пункт следует включать не только производственные участки, но и сферу контроля качества (например инсталляцию автоматических линий контроля качества стальной полосы).

2. Расширение марочного ассортимента стали, анализ потребностей автопроизводителей в области необходимых марок сталей, освоение новых марок сталей.

Автомобильный завод

Рис. 3. Классическая схема движения металлопроката до автопроизводителя

Производитель проката -► Сервисный центр

Прессовый цех

Автомобильный завод

■4 Шмtu

#

■/ J■

* Г-

Рис. 4. Требуемая схема движения металлопроката до автопроизводителя

3. Организация схемы движения металлопроката от производителя к потребителю, ориентированная на клиента. Строительство сервисных ме-таллоцентров, призванных обеспечить бесперебойное снабжение штамповочных производств автопроизводителей.

Для создания представленной схемы работы с зарубежными автопроизводителями на ОАО «Северсталь» реализуется ряд проектов совместно с известными международными компаниями, специализирующимися на сервисных металлоцентрах (СМЦ):

1. Штамповочное предприятие «Гестамп-Север-сталь Санкт-Петербург».

• Участники: «Гестамп» - 67,5 %, «Северсталь» - 22,5 %, «Стадко» - 10 %.

• Сумма инвестиций: 63 млн евро.

• Старт производства: 24 апреля 2009 г.

• Описание: производство штампованных и сварных деталей кузова.

• Заказчики: Ford, GM, в перспективе - прочие предприятия автомобильной промышленности региона.

2. Штамповочное предприятие «Гестамп-Север-сталь Калуга».

• Участники: «Гестамп» - 75 %, «Северсталь» - 25 %.

• Сумма инвестиций: 87 млн евро.

• Старт производства: 24-я неделя 2010 г.

• Описание: производство штампованных деталей кузова и шасси.

• Заказчики: Volkswagen, в перспективе -другие предприятия автомобильной промышленности региона.

3. СМЦ «Северсталь-Гонварри Калуга».

• Участники: «Северсталь» - 50 %, «Гонвар-ри»- 50%.

• Сумма инвестиций: 41 млн евро.

• Старт производства: 1-й квартал 2010 г.

• Описание: поперечная порезка, вырубка заготовок, продольный роспуск.

• Заказчики: ООО «ГСК», предприятия авто-прома, производители бытовой техники, строительной индустрии региона.

Также планируется строительство сервисного металлоцентра в Санкт-Петербурге.

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что современная ситуация, складывающаяся в настоящее время в области автомобилестроения РФ, несет в себе как дополнительные риски, так и перспективы развития. Сейчас как никогда нужны взвешенные и стратегически обоснованные решения высшего уровня управления компанией.

Ввиду специфичности автомобилестроительной отрасли как в целом, так и отдельных её элементов, таких как международные автопроизводители, локализующие свои производства в России, компании-поставщику необходимо оптимизировать свое производство и сбыт, ориентировать свою работу на международные стандарты качества не только в области материального продукта, но и в области информационного обмена, расширять предложения по оказанию дополнительных услуг потребителю и т.д. Всё это может стать хорошим фундаментом для построения взаимовыгодных отношений с иностранными компаниями, уже размещенными и еще строящимися в России.

Никифоров Виктор Михайлович - аспирант кафедры экономики Инженерно-технического института Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8 (8202) 53-34-93; 8-964- 663-32-41; e-mail: vmnikiforov@severstal.com

Nikiforov, Victor Mihailovich - Postgraduate student, Department of Economics, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 53-34-93; 8-964- 663-32-41; e-mail: vmnikiforov@severstal.com

УДК 669.1

К.А. Харахнин, В.Б. Tonexa

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОПТОЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ СВАРНОГО ШВА И ДЕФЕКТОВ НА ДВИЖУЩЕЙСЯ ПОЛОСЕ В СТАНЕ БЕСКОНЕЧНОЙ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ

К.А. Kharahnin, V.B. Topeha

AUTOMATED OPTOELECTRONIC SYSTEM OF DETECTING WELD JOINTS AND DEFECTS ON THE MOVING METAL STRIP DURING CONTINUOUS COLD-

ROLLING

Описывается состав и принцип работы оптоэлектронной системы обнаружения сварного шва и дефектов на движущейся полосе в стане бесконечной холодной прокатки. Система для повышения надежности обнаружения использует стробоскопический эффект, синхронизированный со скоростью прокатки. Определены характеристики системы относительно параметров прокатки.

Оптоэлектронная система, стан бесконечной холодной прокатки, стальная полоса, сварной шов, дефект, ПЗС-матрица, стробоскопический эффект.

The paper describes construction and principle of operation of an optoelectronic system of detecting weld joints and defects on the moving metal strip during continuous cold-rolling. To increase the reliability of detecting, the system uses stroboscope effect synchronized with the rolling speed. System characteristics in relation to rolling parameters are determined.

Optoelectronic system, cold-rolling mill, steel strip, weld joint, defect, CCD-matrix, stroboscope effect.

Одной из актуальных задач, возложенных на существующую систему управления станом бесконечной холодной прокатки, является задача обнаружения сварных соединений и дефектов на движущейся полосе в головной части стана.

Обнаружение швов осуществляется с помощью оптических датчиков контрольных отверстий, пробиваемых около сварных соединений. При смещении полосы относительно центральной линии агрегата возможны пропуски швов и, как следствие, нарушение скоростного режима прокатки шва, что зачастую ведет к обрыву полосы. Обнаружение дефектов на полосе в настоящее время осуществляется органолептическим методом оператором путем нажатия на кнопку при визуальном обнаружении критического дефекта. Таким образом, задача автоматизации и надежного обнаружения сварных соединений и дефектов на движущейся полосе является актуальной в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На кафедре автоматизации и систем управления ЧГУ разработана оптоэлектронная система, позволяющая обнаруживать и распознавать швы и дефекты в режиме реального времени [1].

При съёмке быстродвижущейся стальной полосы наблюдается эффект размытости изображения, который обусловлен тем, что световой поток, отраженный от стальной полосы, попадает на несколько строк ПЗС-матрицы за время экспозиции. Строки ПЗС-матрицы накапливают некоторое количество зарядов от нескольких точек стальной полосы, лежащих в одном столбце. Условием надежного обнаружения сварного шва в реальном времени является «незашумленное», контрастиро-ванное изображение стальной полосы [2].

С целью устранения эффекта размытости изображения и получения «незашумленного», кон-трастированного изображения стальной полосы необходимо создать стробоскопический эффект, заключающийся в том, что включение источника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.