Научная статья на тему 'Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование металлургических предприятия Пермского края'

Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование металлургических предприятия Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10286
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ДИНАМИЧНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / КОНКУРЕНТЫ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПОСТАВЩИКИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВЛИЯНИЯ / ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL ENVIRONMENT / DYNAMIC OF EXTERNAL ENVIRONMENT / COMPETITORS / METALLURGICAL ENTERPRISES / POLITICAL FACTORS / SUPPLIERS / CONSUMERS / SYSTEM OF MANAGEMENT / COOPERATION / SOCIAL AND CULTURAL FACTORS / STRATEGIC MANAGEMENT / TECHNICAL FACTORS / FACTORS OF INDIRECT INFLUENCE / FACTORS OF STRAIGHT INFLUENCE / ECONOMICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнуллин Артём Ильдарович

В современной концепции стратегического управления промышленным предприятием признается необходимость учета факторов среды при разработке стратегии развития хозяйствующего субъекта. По мнению автора, в системе рыночных отношений особое значение для руководства предприятий приобретает знание об основных тенденциях и факторах внешнего окружения, которые могут оказать влияние на функционирование подконтрольного хозяйствующего субъекта и должны учитываться при разработке стратегических и тактических мероприятий, направленных на обеспечение его выживаемости и эффективности в долгосрочной перспективе. В зависимости от степени влияния на деятельность предприятия внешние факторы делят на прямые и косвенные. К категории прямых факторов можно отнести те, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование предприятия: потребителей, конкурентов, поставщиков и контактные аудитории (органы государственной власти, финансово-кредитные учреждения, отраслевые некоммерческие организации и т.д.). К категории косвенных факторов относятся те, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность хозяйствующего субъекта, но могут сказываться на результатах его функционирования. К данной категории факторов можно отнести экономические, политические, технические и социально-культурные факторы. В данной статье содержится анализ факторов внешней среды металлургических предприятий Пермского края, которые в 2012-2013 гг. приступили к реализации проектов развития, играющих важную роль в решении социально-экономических задач муниципальных образований, в которых они расположены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern theory of an enterprise’s strategic management recognizes the necessity to illuminate factors of external and internal influence when working out its development strategy. In the author’s opinion, under market relations the knowledge about tendencies and factors of external environment is of particular importance for managing the enterprise. These factors may have direct influence on operation the business entity and must be taken into consideration while working up the strategic and tactical measures aimed to secure its survivability and effectiveness in the long-term outlook. The factors of external environment depending on their degree of influence upon the enterprise’s activities are subdivided into straight and indirect. The category of straight factors contains factors which have direct influence on the enterprise’s functioning are consumers, competitors, suppliers and contact sets (for example, the government, the financial and credit organizations, branch non-commercial organizations etc.). The category of indirect factors contains factors which don’t have immediate influence on the enterprise activities, but may influence its functioning. This category contains economical, political, technical, social and cultural factors. This article analyzes factors of external environment for metallurgical enterprises from Perm Krai which have been carrying out development projects that play an important role in social and economic problems of local municipalities.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование металлургических предприятия Пермского края»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN614.pdf DOI: 10. 15862/46EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/46EVN614)

УДК 338.242.2

Гайнуллин Артём Ильдарович

ФГБУН Институт экономики УрО РАН Пермский филиал, Россия, Пермь ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал, Россия, Пермский край, Лысьва1

Аспирант

E-Mail: [email protected]

Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование металлургических предприятия Пермского края

1 614000, Пермь, ул. Ленина, д. 13-а

Аннотация. В современной концепции стратегического управления промышленным предприятием признается необходимость учета факторов среды при разработке стратегии развития хозяйствующего субъекта. По мнению автора, в системе рыночных отношений особое значение для руководства предприятий приобретает знание об основных тенденциях и факторах внешнего окружения, которые могут оказать влияние на функционирование подконтрольного хозяйствующего субъекта и должны учитываться при разработке стратегических и тактических мероприятий, направленных на обеспечение его выживаемости и эффективности в долгосрочной перспективе. В зависимости от степени влияния на деятельность предприятия внешние факторы делят на прямые и косвенные. К категории прямых факторов можно отнести те, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование предприятия: потребителей, конкурентов, поставщиков и контактные аудитории (органы государственной власти, финансово-кредитные учреждения, отраслевые некоммерческие организации и т.д.). К категории косвенных факторов относятся те, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность хозяйствующего субъекта, но могут сказываться на результатах его функционирования. К данной категории факторов можно отнести экономические, политические, технические и социально-культурные факторы. В данной статье содержится анализ факторов внешней среды металлургических предприятий Пермского края, которые в 2012-2013 гг. приступили к реализации проектов развития, играющих важную роль в решении социально-экономических задач муниципальных образований, в которых они расположены.

Ключевые слова: Внешняя среда; динамичность внешней среды; конкуренты; металлургические предприятия; политические факторы; поставщики; потребители; система управления; сотрудничество; социально-культурные факторы; стратегический менеджмент; технические факторы; факторы косвенного влияния; факторы прямого влияния; экономические факторы.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гайнуллин А.И. Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование металлургических предприятия Пермского края // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/46EVN614

В методологии стратегического управления факторы внешней среды, делят на прямые (оказывающие непосредственное влияние на деятельность предприятия) и косвенные (действующие опосредованно и оказывающие влияние на функционирование предприятия через воздействие на другие факторы). Попробуем выделить факторы, которые могут оказывать влияние на функционирование ЗАО «Лысьвенский металлургический завод» (далее - ЗАО «ЛМЗ») и ОАО «Чусовской металлургический завод» (далее - ОАО «ЧМЗ»), которые приступили к реализации крупных проектов развития, рассмотренных автором в исследовании

[4].

Начнем рассмотрение состояния внешней среды вышеприведенных предприятий с анализа косвенных факторов. К числу факторов косвенного влияния автор относит экономические, политические, технические и социально-культурные.

1) экономические факторы. Их можно подразделить на следующие виды:

а) экономическая обстановка в стране. По данным Минэкономразвития РФ, к концу 2013 года отмечалось замедление темпов роста экономики России, о чем свидетельствует уменьшение прироста ВВП, индекса промышленного производства и инвестиций в основной капитал [39, с. 6]. По заявлениям главы Банка России Э. Набиуллиной рост ВВП к концу 2014 года составит менее 1%2, что свидетельствует о сохранении негативных тенденций. Следует отметить, что данная ситуация сопровождается замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения с 4,6% в 2012 г. до 3,3% в 2013 г. при сохранении уровня инфляции по продовольственным товарам на уровне 7,1% и некотором снижении уровня инфляции по непродовольственным товарам с 5,2% в 2012 г. до 4,5% в 2013 г. [25, с. 1], [39, с. 6]. Вероятно, что смещение предпочтений потребителей в сторону продовольственных товаров вследствие роста цен на социально-значимые группы товаров привело к общему снижению уровня экономического развития страны;

б) экономическая ситуация в металлургической отрасли. Острейшей проблемой для металлургической отрасли в мировом масштабе является избыток производственных мощностей. По материалам годового отчета ОАО «Ашинский металлургический завод», избыток сталеплавильных мощностей в мире оценивается в 500 млн. тонн [5, с. 17]. Данная ситуация неизбежно приводит к усилению глобальной конкуренции и к необходимости поиска новых рынков сбыта для целей обеспечения рентабельности предприятий отрасли. Следует отметить и попытки ограничения роста металлургических мощностей в отдельных странах. В частности, правительство Китая установило запрет на разработку и реализацию новых проектов по производству стали и запланировало вывод из эксплуатации около 80 млн. тонн мощностей [36, с. 38].

Проблема избыточных мощностей не обошла стороной и отечественную металлургическую промышленность. По данным Росстата, можно установить, что загрузка сталеплавильных мощностей в среднем за период 2010-2012 гг. составляла 83,9%, прокатных -79,6%, трубных - 70,8% [46, с. 359]. Эксперты «Северстали» отмечают, что избыток мощностей наблюдается практически по всем видам прокатной продукции: по сортовому прокату - 4,7 млн. тонн, по холоднокатанному прокату - 1,5 млн. тонн, по оцинкованному прокату - 0,5 млн. тонн [23, с. 64]. Данная ситуация усугубляется вводом новых производственных мощностей на действующих предприятиях и строительстве новых мини-заводов (преимущественно по

2 Калюков Е., Забавина Ю. МВФ: Экономика России уже вошла в рецессию. [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «РосБизнесКонсалтинг». Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/30/04/2014/921453.shtml (дата обращения 08.07.2014);

выпуску сортового проката строительного назначения), а также низким уровнем потребления металла в отдельных отраслях. Так, обозревателем журнала «Металлоснабжение и сбыт» Д. Ляховским отмечено, что основным драйвером роста потребления металлургической продукции может выступать строительство и военно-промышленный комплекс в связи с реализацией государственных программ [36, с. 13]. Вместе с тем весьма неоднозначна ситуация в отечественном автомобилестроении. Например, по состоянию на 2012 год уровень загрузки мощностей по выпуску грузовых автомобилей составил 47,4%, по автобусам - 50,4% [46, с. 359].

Следствием переизбытка производственных мощностей и усиления конкуренции становится падение рентабельности отрасли, которое оценивается Д. Ляховским в 9% по итогам 2013 года против 25% в предкризисный период 2008-2009 г., а также повышение долговой нагрузки, что накладывает ограничения на дальнейшее развитие и привлечение инвестиций [36, с. 11]. В условиях узости внутреннего рынка металлургические предприятия начинают ориентироваться на экспорт продукции и осваивать узкие ниши. Однако выход предприятий на международные рынки связан с затруднениями ввиду инициации антидемпинговых процедур в отношении отечественной металлопродукции. По состоянию на 1 января 2014 года 18 стран применяли 79 ограничительных мер против российской продукции, в том числе 38 антидемпинговых мер, более половины из которых введены в отношении российских черных металлов и металлических изделий [39, с. 215-216];

2) политические факторы. В рамках данных факторов автор выделяет:

а) политический кризис на Украине и реакция стран Европейского Союза на действия России. Эскалация конфликта на Украине и присоединение Крыма Россией привели к введению финансовых и политических санкций в отношении России со стороны США и стран Евросоюза, а также замораживанию проектов в области научно-технического сотрудничества. В целом, эксперты признают, что ряд санкций может иметь негативные последствия для России. Д. Ляховский отмечает, что введение ограничений на финансовых рынках привело к оттоку иностранных инвестиций из экономики России и к недоступности иностранных кредитов [36, с. 13]. Несмотря на то, что по состоянию на ноябрь 2014 года взаимный обмен санкций прекращен, нельзя исключать возможность повторения подобного сценария и их введения в перспективе. В случае введения запретов в отношении поставок отечественной металлургической продукции на международные рынки, металлургические предприятия будут вынуждены ориентироваться на удовлетворение потребностей на внутреннем рынке, что приведет к усилению конкуренции и может ухудшить рыночное положение предприятий и привести к снижению показателей их деятельности;

б) вступление России в ВТО. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию и по сей день является предметом многочисленных споров и дискуссий. Вступив в данную организацию, Россия потеряла возможности для применения нетарифных методов ограничения импорта, что в свою очередь может привести к обострению конкуренции на российском рынке и захвату его иностранными конкурентами. В арсенале средств для борьбы с захватом рынка иностранными производителями могут выступать установление таможенных пошлин и инициация антидемпинговых расследований. Однако практика показывает, что антидемпинговые расследования не всегда разрешаются в пользу инициаторов. По материалам антидемпингового расследования, проводимого в 2009 году в отношении импорта проката с полимерным покрытием из КНР, Республики Корея, Бельгии, Финляндии и Казахстана, можно установить, что антидемпинговые меры вводятся только в случае наличия неоспоримых доказательств ущерба для отечественных производителей [15, с. 77]. Но у присутствия иностранной продукции на российском рынке существует и другая негативная сторона - она может создавать давление на внутренний рынок и при низком уровне качества приводить к

падению авторитета аналогичного вида продукции, выпускаемого отечественными производителями.

Следует отметить, что вступление России в ВТО может повлиять на деятельность российских металлургических предприятий не только напрямую посредством усиления конкуренции на рынках металлов, но и опосредованно, посредством усиления конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями продукции и изделий из металлов. Данная ситуация может привести к падению спроса на металлопродукцию со стороны отечественных потребителей, повышению уровня избытка металлургических мощностей и росту внутренней конкуренции металлургических предприятий, что приведет к снижению рентабельности отрасли и возможной санации рынка;

в) денежно-кредитная политика государства. Политика Центрального Банка РФ по состоянию на 2014 год направлена на противодействие возможному росту темпов инфляции. Конкретным проявлением данной политики является повышение ключевой ставки (ставки по операциям РЕПО сроком до 1 недели) до 9,5%3 с 5 ноября 2014 года, что может привести к уменьшению предложения кредитных ресурсов или росту процентных ставок по кредитам. В совокупности с финансовыми санкциями со стороны европейских банков, данная ситуация может существенно ограничить возможности отечественных металлургических предприятий по привлечению кредитных ресурсов;

г) экономическая модель государственного управления. На совещании представителей российского бизнеса в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей министром финансов РФ А. Силуановым было сделано заявление о том, что государство не должно являться основным источником финансовых ресурсов для собственников российских компаний [37, с. 11]. Исходя из программы развития отдельных отраслей российской экономики, можно установить, что металлургическая отрасль не рассматривается в качестве объекта для бюджетного финансирования [43]. На данном совещании профессором МГУ А. Бузгалиным была определена модель современного государственного управления экономикой. Он определил ее как праволиберальную экономическую модель с теневым уклоном и ручным управлением и указал на то, что граждане не имеют возможности влиять на государственную экономическую политику [38, с. 15]. По мнению А. Бузгалина, необходима смена экономического уклада для повышения эффективности функционирования российской экономики [37, с. 15];

д) политика в области металлургии и смежных отраслей. Металлургическая промышленность является одним из индикаторов развития экономики страны и может рассматриваться в качестве базиса для развития металлопотребляющих отраслей. Государственное регулирование металлургической промышленности сводится к разработке долгосрочных стратегий и программ развития металлургической отрасли. В рамках данных стратегий и программ указывается, что металлургическая отрасль должна обеспечивать сырьем внутренние отрасли, а деятельность государства будет связана со стимулированием внутреннего спроса на отечественный металл. В государственных программах отмечается необходимость технологической модернизации предприятий отрасли, ориентация на импортозамещение и повышение энергоэффективности металлургического производства [42]. Однако аналитики скептически относятся к возможности реализации данных программ, указывая на слабую согласованность программ развития отраслей, невозможности планирования функционирования отрасли на столь долгий срок из-за изменчивости условий

3 Процентные ставки по операциям Банка России. [Электронный ресурс]. // Портал Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://www.cbrmЮKP/printaspx?ffle=standart_system/rates_taЫe_14.htm&pid=dkp&sid=ITM _49976 (дата обращения 10.10.2014);

среды и ухудшения финансового состояния предприятий металлургического сектора, что ограничивает их инвестиционные возможности [36, с. 10-15];

3) технические факторы. Эксперты подчеркивают, что в постсоветское время металлургические предприятия успешно занимались саморазвитием, что во многом предопределило сложившийся разрыв между ними и потребляющими отраслями [36, с. 13]. Крупным технологическим прорывом автор считает переход многих отечественных предприятий на внепечную выплавку стали посредством установки электросталеплавильных печей, агрегатов «печь-ковш» и машин непрерывного литья заготовок, что позволяет значительно сократить длительность выполнения технологических операций, повысить экономическую эффективность производства и снизить вредное воздействие предприятий на окружающую среду. Однако в последнее время крупных технологических прорывов в отрасли не отмечается. Так, Н.И. Новиков и Л.В. Загороднова, проводившие анализ технического состояния крупных предприятий в отрасли, указывают, что большинство инноваций, осуществляемых на металлургических предприятиях носят улучшающий характер и не являются прорывными [16, с. 241]. Автор принимает точку зрения исследователей о необходимости проведения модернизации на металлургических предприятиях и на предприятиях смежных отраслей [16, с. 242], что позволит повысить конкурентоспособность отечественной металлургии и, возможно, разрешить проблемы, связанные с избытком металлургических мощностей вследствие усиления потенциала металлопотребляющих отраслей;

4) социокультурные факторы. Несмотря на то, что металлургическая отрасль напрямую не взаимодействует с конечными потребителями, спрос на металл может изменяться в зависимости от характера потребления продукции из металла. Наиболее ярко данные тенденции проявляются в автомобилестроении. По данным ВЦИОМ в период с 2009 по 2013 гг. спрос на иномарки увеличился с 24% до 41%4. Данные тенденции могут ухудшить состояние российских автомобилестроительных заводов с полным циклом производства. Учитывая тот факт, что производство иномарок в России осуществляется преимущественно путем узловой сборки и с использованием иностранного металла, вытеснение российских автомобилестроительных предприятий с рынка и ухудшение их финансового положения приведут к снижению спроса на металл, усилению конкуренции между металлургическими предприятиями и падению рентабельности металургической отрасли.

К факторам прямого воздействия автор относит потребителей, конкурентов, поставщиков и контактные группы. Начнем рассмотрение данной группы факторов с анализа потребителей металлургической продукции.

1) потребители. К основным потребителям продукции рассматриваемых предприятий можно отнести предприятия нефтегазовой отрасли, автомобилестроительные предприятия, строительные организации и металлургические предприятия. Рассмотрим основные тенденции, которые характерны для потребителей продукции рассматриваемых металлургических предприятий.

а) предприятия нефтегазовой отрасли. Предприятия нефтегазовой отрасли будут выступать в качестве потребителей труб нефтегазового назначения в случае успешной реализации проекта по возведения трубно-сталеплавильного комплекса на ОАО «ЧМЗ». В настоящее время эксперты отмечают увеличение спроса на трубную продукцию со стороны российских нефтегазовых компаний, что обусловлено возрастающими потребностями в трубах

4 Добрынина Е. Спрос на автомобили в России падает. [Электронный ресурс]. // Портал издательства «Российская газета». Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/04/11/avtosocio-site.html (дата обращения 08.09.2014);

для обустройства нефтегазовых месторождений и прокладки трубопроводов. Данные заявления подтверждаются показателями работы российских нефтяных компаний, которые приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Некоторые показатели работы российских нефтяных компаний в 2011-2013 гг.5

Наименование компании Добыча нефти, млн.т. Проходка в эксплуатационном бурении, млн. м. Ввод скважин в эксплуатацию, скв.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

ОАО «Роснефть» 114,5 117,5 192, 6 4,159 4,741 6,082 1303 1384 1759

ОАО «ЛУКОЙЛ» 85,3 84,6 86,7 2,953 3,894 4,087 1006 1269 1392

ОАО «ТНК-ВР» 72,6 72,5 - 1,890 1,657 - 616 494 -

ОАО «Сургутнефтегаз» 60,8 61,4 61,5 4,530 4,687 4,944 1403 1325 1451

ОАО Газпром-нефть» 30,3 31,6 32,2 3,087 3,343 3,662 1007 933 978

ОАО «Славнефть» 18,1 17,9 16,8 0,781 0,691 1,058 217 157 187

ОАО «Башнефть» 15,1 15,4 16,1 0,130 0,055 0,109 84 42 50

Итого по компаниям 396,7 400,9 405, 9 17,53 0 19,068 19,94 2 5636 5604 5817

Несмотря на положительные тенденции в области геологоразведки и добычи углеводородов, функционирование предприятий нефтегазовой отрасли не обходится без проблем. По материалам годового отчета ОАО «Сургутнефтегаз» можно установить, что добыча углеводородов усложняется вследствие ухудшения горно-геологических условий и истощения традиционных запасов нефти, что отрицательно сказывается на рентабельности нефтяных компаний [6, с. 5-6]. В связи с этим, можно предполагать, что российские нефтяные компании в перспективе начнут сосредотачивать свои усилия на разработке нетрадиционных источников углеводородов, к которым можно отнести шельфовые месторождения, а также районы, в которых залегают трудноизвлекаемые запасы [6, с. 5-6; с. 22]. Вероятно, что подобные тенденции в нефтегазовой отрасли будут приводить к повышению требований к качеству бесшовных труб и резьбовых соединений.

б) автомобилестроительные предприятия. Выступают в качестве потребителей оцинкованного проката ЗАО «ЛМЗ» и рессорной продукции ОАО «ЧМЗ». По данным Росстата, представленным в Таблице 2, в период 2010-2012 гг. отмечался рост производства легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, однако к концу 2013 года отмечается снижение объема выпуска легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей по сравнению с предшествующим годом, что можно объяснить замедлениями темпов развития российской экономики. Темпы снижения по сравнению с 2012 г. составили 2,4%, 8,8% и 1,4% соответственно.

5 по материалам годовых отчетов и официальных сайтов нефтегазовых компаний. Данные о добыче нефти приведены в соответствии с материалами годовых отчетов ОАО «Башнефть» за 2011-2013 гг. Данные о проходке в эксплуатационном бурении для ОАО «ТНК-ВР» в 2011-2012 гг. приведены в соответствии с материалами журнала «Нефтесервис» №02 за 2013 год;

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6 (25), ноябрь - декабрь 2014

http://naukovedenie.ru [email protected]

Таблица 2

Динамика производства легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов в 2010-2013 гг.6

Наименование продукции Объем производства, тыс. шт.

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Автомобили легковые 1210 1740 1964 1916

Автомобили грузовые, включая шасси 155 207 212 209

Автобусы 40,9 44,2 58,0 52,9

По мнению автора, при оценке состояния автомобильного рынка, необходимо учитывать не только объемы производства автомобилей, но и динамику их реализации. В Таблице 3 приведены показатели реализации автомобилей на российском рынке.

Исходя из данных, представленных в Таблице 3, можно установить, что в рассматриваемом периоде наблюдается снижение продаж автомобилей российских производителей. В частности, в рассматриваемом периоде отмечается неуклонное сокращение продаж автомобилей «Lada», рыночная доля производителя сократилась с 23,3% в 2011 до 17,4% в 2013 году. При этом, снижение объемов продаж автомобилей данной фирмы на 15% в 2013 году по сравнению с 2012 годом существенно превышает снижение продаж автомобилей по отрасли в целом, которое оценивается автором в 5%. Несмотря на отрицательную динамику реализации, компания продолжает сохранять лидирующее положение на рынке. Скромными рыночными показателями обладают автомобили марки «УАЗ». Рыночная доля производителя на протяжении рассматриваемого периода не превышает 2%, к концу 2013 года объемы продаж снизились на 10,75% по сравнению с 2012 годом [2, с. 14]. Неоднозначная ситуация характерна и для продаж автомобилей иностранных марок. По данным, приведенным в Таблице 3, в течение всего рассматриваемого периода отмечается увеличение объемов продаж автомобилей марок «Renault», «Kia» и «Hyundai». Для прочих иностранных марок характерно колебание объемов реализации в течение всего периода с падением продаж к концу 2013 года. Аналогичные тенденции проявляются на рынке грузовых автомобилей. Исходя из данных, приведенных в Таблице 3, лидерами российского рынка грузовых автомобилей на протяжении всего рассматриваемого периода являются автомобили марок «КамАЗ», «МАЗ» и «ГАЗ». Вместе с тем, следует отметить, что в рассматриваемом периоде отмечается увеличение продаж автомобилей марок «Volvo», «MAN» и т.д., однако доля каждого из этих производителей на рынке на протяжении всего рассматриваемого периода не превышает 7%. Нельзя не отметить уменьшение доли автомобилей «Урал», что проявляется в уменьшении абсолютных показателей продаж и снижении доли рынка до 3% в 2013 году по сравнению с 6,1% в 2011 году [27]. Относительно стабильной выглядит ситуация на российском рынке автобусов. Лидирующее положение на рынке занимают автобусы марок «ПАЗ», «ЛиАЗ» и «МАЗ». Вместе с тем, можно отметить снижение объемов продаж автобусов к концу 2013 г., что может быть вызвано замедлением темпов экономического роста в России.

Таблица 3

Объем продаж легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов на российском рынке по маркам в 2010-2013 гг.

Наименование марки автомобиля Объем продаж, шт.

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Легковые автомобили7

Lada 578387 537625 456309

Chevrolet 173484 205042 174649

Renault 153992 188089 207849

Kia 152873 187330 198018

Hyundai 158874 172152 180029

Прочие 1262930 1469764 1401602

Итого 2480540 2760002 2618456

Грузовые автомобили8

КамАЗ 30006 32289 17793

МАЗ 11688 13964 5667

ГАЗ 11178 12313 7179

MAN 6671 7607 3414

Volvo 5158 7170 3478

Прочие 40160 50869 23179

Итого 104861 124212 60710

Автобусы9

ПАЗ 8582 8884 7870

ЛиАЗ 1950 2250 1526

МАЗ 476 1120 1142

ГолАЗ 23 26 852

НефАЗ 525 626 638

Прочие 2126 4084 3351

Итого 16382 16990 15379

Несмотря на отрицательную динамику продаж к концу 2013 года, можно предполагать, что потенциал отечественного автомобилестроения не исчерпан. Своеобразным толчком к развитию российского автомобилестроения может служить принятие решения о запрете приобретения автомобилей иностранного производства для бюджетных организаций, коммунальных служб, экстренных служб, организаций общественного транспорта и представителей государственной власти, инициированное премьер-министром России Д. Медведевым [32].

В целом, следует признать, что рынок легковых автомобилей признается одним из самых сложных в силу специфики конкуренции. Руководство ЗАО «ЛМЗ» отмечает, что автопроизводители в большей степени заинтересованы в использовании черного проката для изготовления автомобилей [28, с. 2]. Это можно объяснить тем, что в условиях конкурентной борьбы автопроизводители заинтересованы в снижении цен, и, вероятно, заинтересованы в

7 по данным газеты «Авторевю» №3 за 2013-2014 гг. и годовых отчетов ОАО «АвтоВАЗ» за 2012-2013 гг.;

8 по состоянию на январь-июль 2013 г. По данным портала «Эксперт ONLINE» со ссылкой на Russian Automotive Market Research (НАПИ). Режим доступа: http://expert.ru/ratings/klyuchevyie-marki-na-rossijskom-ryinke-gru-zovikov/ (дата обращения 12.07.2014);

9 по данным портала «Higer» со ссылкой на аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Режим доступа: http://www.higer-bus.ru/component/content/frontpage (дата обращения 12.07.2014);

приобретении проката по низкой цене, несмотря на то, что непокрытый автолист обладает меньшей коррозионной стойкостью. Вместе с тем, на совещании рабочей группы при Минпромторге по вопросам реализации межотраслевой программы освоения новых видов и улучшения качества продукции для автомобилестроения от 13 ноября 2013 года были установлены и другие тенденции, которые могут негативно сказаться на состоянии рынка автолиста. По мнению директора Департамента транспортного и специального машиностроения при Минпромторге РФ А. Морозова, в будущем акцент в потреблении металлопродукции может сместиться от приобретения металлопроката в сторону закупки комплектующих [18, с 85]. Ситуация, связанная с приобретением проката, также усугубляется развитием на территории России сборочных производств, которые работают на иностранных комплектующих и на привозном металле. По оценкам Д. Ляховского, только 40% машин производится из отечественного металла [36, с. 12].

Нельзя исключать и влияние, которое могут оказать на рынок товары-субституты. В частности, по оценкам фирмы McKinsey, к 2030 г. можно ожидать рост спроса на автомобили с низким уровнем расхода топлива со стороны конечных потребителей, что может привести к падению спроса на традиционные виды металлов и замены их на более легкие материалы [3 6, с. 39]. Кроме того, случаи выпуска автомобилей из неметаллических материалов уже существовали за рубежом. Так, кандидатом технических наук В. Титовым отмечено, что несущий кузов автомобиля Dodge ESX3 компании Daimler Chrysler состоял из пластика, что позволило сократить массу автомобиля более, чем на 40% [50, с. 89]. Таким образом, можно утверждать, что возможности для замены металлических элементов автомобиля существуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) строительные организации. Строительная отрасль выступает в качестве основного потребителя металла с покрытиями ЗАО «ЛМЗ». По данным за 1 полугодие 2014 года доля проката строительного назначения в общем объеме реализации ЗАО «ЛМЗ» составила 86,7% [30, с. 2].

В Таблице 4 приведена динамика ввода площадей новых зданий, построенных в РФ в период 2009-2012 гг.

Таблица 4

Общая площадь введенных зданий по федеральным округам РФ10

Наименование Объем строительно-монтажных работ, тыс. м2

федерального округа 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Центральный 30386,5 27105,1 27866,2 32392,2

Северо-Западный 9449,6 10000,9 10132,7 10351,3

Южный 10013,7 9481,8 10781,0 11658,4

Северо-Кавказский 4281,8 4688,7 4659,6 5813,9

Приволжский 19311,2 18783,8 20743,3 22167,9

в т. ч. Пермский 1093,1 1244,9 1256,8 1373,6

край

Уральский 8369,0 8042,6 9379,2 11046,7

Сибирский 10436,3 10499,8 11987,4 12310,4

Дальневосточный 2731,4 2795,8 3213,1 4312,5

Всего 94979,5 91398,5 98762,5 110053,3

В период с 2010 г. по 2012 год отмечается увеличение общей площади введенных зданий в России. В структуре общей введеной площади на 2012 г. лидирующее положение занимает Центральный Федеральный округ (29,4%), Приволжский Федеральный округ (20,1%) и Сибирский Федеральный округ (11,2%). Доля Пермского края в объеме строительно-монтажных работ в Приволжском федеральном округе в 2012 году составила 6,2%, в совокупном объеме строительно-монтажных работ в РФ - 1,25%. На протяжении всего периода строительство в Пермском крае демонстрировало положительную динамику. Исходя из данных, представленных Пермьстатом, общая площадь введенных зданий в 2013 году увеличилась на 13,8% и составила 1562,6 тыс. м2 [41, с. 113]. В перспективе можно ожидать увеличения объемов строительно-монтажных работ вследствие реализации Федеральной Целевой Программы «Жилище», согласно которой объем ввода жилья в России к 2015 году должен увеличиться до 90 млн. м2, а в случае успешного выполнения запланированных показателей - до 100 млн. м2 к 2018 году [40], [43]. Вместе с тем, взаимодействие металлургических предприятий со строительными связано с рядом проблем. Первая проблема обусловлена высоким уровнем конкуренции между металлургическими предприятиями в данном сегменте, что приводит к падению рентабельности в отрасли. Другая проблема связана с несовершенством нормативно-технической документации, которая слабо регулирует вопросы применения проката с покрытиями в строительной сфере и приводит к обострению конкурентной борьбы между товарами-субститутами, в качестве которых можно рассматривать прокат с защитными покрытиями и прокат без покрытий [21, с. 38-39], [22, с 37-38].

г) металлургические предприятия. Потребителем сортового проката (круглой заготовки) будет являться Выксунский металлургический завод, на котором освоено производство железнодорожных колес. Следует отметить, что на Выксунском металлургическом заводе введена линия по производству цельнокатаных железнодорожных колёс для скоростных и высокоскоростных поездов мощностью 10 тыс. колес в год11, что может свидетельствовать о повышении спроса на круглую заготовку в перспективе. Вместе с тем, ситуацию на рынке железнодорожных вагонов нельзя оценить однозначно. По данным Росстата, представленным в Таблице 5, объем производства пассажирских железнодорожных вагонов в РФ на протяжении 2010-2013 гг. неуклонно снижается, процент снижения объемов производства вагонов данного типа в 2013 году составил 36,6% по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем можно отметить, что отмечается рост объемов производства грузовых вагонов на 42% в 2012 году по сравнению с 2010 годом, в натуральном выражении прирост составил 21,2 тыс. шт., однако в 2013 г. отмечается снижение объема производства на 15,6% по сравнению с 2012 годом.

11 Щукина Т. Поставили на колёса «Ласточку» и «Сапсан» [Электронный ресурс]. // Портал газеты «Выксунский рабочий».Режим доступа: http://www.vr-vyksa.ru/?module=articles&action=view&id=3921 (дата обращения 10.10.2014);

Таблица 5

Динамика производства железнодорожной продукции12

Наименование продукции Объем выпуска

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Вагоны пассажирские, шт. 1234 1180 880 782

Вагоны грузовые, тыс. шт. 50,5 63,0 71,7 60,5

Тепловозы (секций) 33 39 42 -

Электровозы магистральные, шт. 233 266 318 389

2) конкуренты. Деятельность металлургических предприятий сопряжена с высоким уровнем конкуренции со стороны иностранных и отечественных производителей. Данная ситуация обусловлена избытком металлургических мощностей, а также интеграционными процессами, связанными с развитием и расширением международных торговых отношений. В связи с этим, автор считает целесообразным рассматривать конкурентный фактор в разрезе отечественной и иностранной конкуренции.

Исходя из материалов совещаний и конференций, организованных журналом «Металлоснабжение и сбыт», можно установить, что качество проката с покрытиями импортного производства является неудовлетворительным, в то время как импортные трубы вполне сопоставимы по качеству с российскими [22, с. 36-37], [23, с. 34]. Вместе с тем, экспертами отмечено, что иностранные производители используют методы, свойственные для недобросовестной конкуренции. В первую очередь это касается металлопродукции из Китая, производители которой прибегают к демпингу и получению государственных субсидий на экспорт [34, с. 20]. Особое внимание следует также уделить также применению китайскими производителями экспортных махинаций, связанных с провозом продукции транзитом через третьи страны, что создает возможности для фальсификации сведений о товаре и стране-производителе и существенно усложняет задачу тарифного регулирования и статистического учета импортированной продукции [34, с. 21]. Принимая во внимание информационную закрытость экономики Китая и недостоверность официальной статистической информации, можно утверждать, что отследить фактическое присутствие китайской металлопродукции на российском рынке практически невозможно. По мнению коммерческого директора Сталепромышленной компании В. Крысанова, предпринимаемые государством меры по защите отечественного рынка путем установления пошлин и инициации антидемпинговых расследований не дадут должного результата, поскольку иностранные производители начнут создавать производства внутри России с целью приближения к потребителям [22, с. 36]. Следует отметить, что данные опасения оказались небеспочвенными, поскольку ограничения и антидемпинговые расследования в отношении китайской металлопродукции, инициированные в 2012-2013 гг. привели к инициации проектов по созданию металлургических мощностей на территории России. В качестве примеров можно привести участие инвесторов из Китая в проектах по вводу в действие в 2013 году линии по окраске проката на Центральном металлургическом комбинате (г. Ковров) мощностью 100 тыс. тонн в год и созданию китайской линии в г. Одинцово мощностью 200 тыс. тонн в год [19, с. 42-43].

К российским конкурентам ОАО «ЧМЗ» в случае успешной реализации проекта строительства ТСК будут относиться ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ТМК». К отечественным конкурентам ЗАО «ЛМЗ» в области производства проката с покрытиями будут относиться ОАО «ММК», ОАО «НЛМК», ОАО «Северсталь». При рассмотрении конкурентной ситуации

среди отечественных производителей, можно установить, что в настоящее время происходят процессы, связанные с интеграцией и совместным сотрудничеством металлургических предприятий с предприятиями металлопотребляющих отраслей и другими представителями внешнего окружения, к числу которых можно отнести научно-исследовательские центры и образовательные организации. Наиболее ярко эти процессы проявились на рынках труб для нефтегазовой отрасли и проката для автомобильной промышленности, что можно объяснить тенденциями развития данных отраслей. В частности, можно выделить некоторые общие тенденции в деятельности отечественных конкурентов на данных рынках:

а) активное освоение производства новых видов труб и проката с покрытиями, удовлетворяющих современным требованиям. Так, на ОАО «ТМК» в период 2012-2013 гг. было освоено более 40 видов труб, в частности: теплоизолированные лифтовые трубы, сереводородостойкие трубы, трубы для подводных морских трубопроводов и т.д. [38, с. 59]. По материалам годовых отчетов ОАО «ЧТПЗ» можно установить, что в 2012 году предприятие освоило новые технологические процессы по выпуску газлифтных труб, холоднодеформированных толстостенных труб из нержавеющей стали, а также внедрило новые технологии термообработки толстостенных труб повышенной хладо- и коррозионной стойкости и нанесения теплоизоляционных покрытий [11].

Подобные процессы происходят и в сегменте проката для автомобилестроения. Например, ОАО «ММК» в 2012-2013 гг. освоило производство Ш-сталей, микролегированной высокопрочной стали, проката с железоцинковым покрытием, горячеоцинкованного проката с высшей категорией качества поверхности группы «0> и т.д. [9, с. 31], [18, с. 86]. В 2013 году было освоено производство горячеоцинкованного и холоднокатаного проката более чем из 20 марок стали, а в 2014 году планируется освоение продукции из 10 марок стали [19, с. 42]. Новые виды продукции осваиваются и на ОАО «Северсталь». Так, в 2014 году будут продвигаться на рынок оцинкованный прокат с высоким классом цинкового покрытия (до 450 г/м2), оцинкованный прокат с высоким пределом текучести (до 350 МПа), прокат с полимерным покрытием с уменьшенной толщиной грунта и т.д. [19, с. 44-45];

б) ориентация на инновации и научно-техническое сотрудничество. Так, ОАО «ТМК» активно сотрудничает с Газпром ВНИИГАЗ и ВНИИнефть, Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина, Питтсбургским университетом, Массачусетским технологическим институтом и т.д. по вопросам освоения производства новых видов труб и совершенствования технологических процессов, а также планирует создать инновационный центр в Сколково для целей исследования новых видов трубной продукции и новых материалов и проработать вопросы в области сотрудничества между РосНИТИ и научно-исследовательским центром в Хьюстоне [38, с. 60-62]. Помимо этого, компания активно взаимодействует с потребителями трубной продукции для целей выпуска труб под конкретные проекты и месторождения. Подобной тактики придерживается и ОАО «ЧТПЗ», которое осуществляет совместные разработки трубной продукции с ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» [38, с. 61]. Аналогичная ситуация характерна и для сегмента металлопроката. Например, ОАО «ММК» взаимодействует с Магнитогорским государственным техническим университетом, Уральским федеральным университетом, Южно-Уральским государственным университетом, Уральским институтом металлов, НИИ Стали и т.д. по вопросам выполнения научных исследований и разработок [9]. Помимо этого, обозревателем журнала «Металлоснабжение и сбыт» Т. Игнатенко отмечено, что отечественные производители металлопроката сотрудничают с ЦНИИчермет имени И.П. Бардина по вопросам освоения производства новых видов продукции, востребованных на российском рынке [18, с. 86];

в) модернизация действующих производств и ввод новых мощностей. В частности, ОАО «ТМК» реализовало проект по запуску дуговой электросталеплавильной печи на ОАО

«ТАГМЕТ» и планирует завершение в 2014 году проекта по запуску стана непрерывной прокатки бесшовных труб FQM на Северском трубном заводе [7, c. 34]. В 2013 году был введен цех по производству бесшовных труб малого диаметра со станом ТПА-140 на ОАО «ЧТПЗ» [11]. Для целей развития сотрудничества с автомобилестроительными предприятиями ОАО «Северсталь» осуществило вложение инвестиций в переработку проката для автомобилестроения, в частности, запустило штамповочное производство «Гестамп-Северсталь-Калуга», потребителями продукции и услуг которого являются производители автомобилей марок «Renault», «HYUNDAI», «Kia», «Ford» и т.д. [18, c. 86].

Если рассматривать сегмент проката с покрытиями, можно установить, что ОАО «Северсталь» идет по пути расширения производственных мощностей. По данным исследовательского агентства «Металлэксперт», к 2016 году можно ожидать ввод мощностей по оцинкованному прокату и прокату с полимерными покрытиями на ОАО «Северсталь» в размере 400 тыс. тонн и 200 тыс. тонн соответственно [1, с. 7];

г) разработка программ в области технического сопровождения продукции, оказания консультационных услуг и подтверждения соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей. В качестве примера можно привести развитие системы предприятий нефтесервисного дивизиона на ОАО «ТМК» в составе ОАО «Орский машиностроительный завод», ООО «Трубопласт», ООО «ТМК НГС-Бузулук», ЗАО «ТМК НГС - Нижневартовск», которые оказывают сервисные услуги по доводке и складированию трубной продукции, а также услуги по комплектации, сборке и спуску трубных колонн в скважины [7, с. 41]. Подобные тенденции отмечаются и в сегменте проката с покрытиями. Так, на ОАО «ММК» реализуются мероприятия по акцептации металлопроката у автопроизводителей, к которым можно отнести «Renault», «Nissan», «АвтоВАЗ», «Ford», «GM», «Volkswagen» и т.д.

[9];

д) ориентация на процессы подготовки кадров Анализ отчетности компаний и материалов отраслевых конференций позволяет установить, что трубные компании активно взаимодействуют с образовательными организациями и создают собственные учебные центры.. В частности, ОАО «ТМК» активно взаимодействует с профильными средними и высшими учебными заведениями (МИСиС, УрФУ) и реализует образовательные программы по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» в Российском государственном университете нефти и газа и Уфимском государственном нефтяном техническом университете, а также сотрудничает с правительством Свердловской области по вопросам улучшения системы подготовки кадров по программам среднего профессионального образования в Каменск-Уральском техникуме металлургии и машиностроения и Полевском многопрофильном техникуме [41, с. 62]. Следует отметить и образовательный проект под названием «Будущее белой металлургии», который реализуется ОАО «ЧТПЗ» на базе Первоуральского металлургического колледжа и направлен на повышение престижности металлургических профессий, поддержание требуемого уровня производственной культуры и подготовку квалифицированных кадров для собственного производства [11]. Подготовка кадров для нужд собственного производства проводится и на ОАО «ММК» в корпоративном центре подготовки кадров «Персонал», который проводит обучение по 229 специальностям13. Нельзя не отметить программы взаимодействий с учебными заведениями ОАО «НЛМК» и ОАО «Северсталь», которые ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество посредством совместного создания благоприятных условий для получения профессионального образования учащимися и подготовке востребованных высококвалифицированных специалистов.

13 по материалам официального сайта ОАО «ММК». Режим доступа: http://mmk.ru/about/responsibility/staff/ education/ (дата обращения 20.09.2014);

В целом, следует признать, что подобные действия конкурентов создают для них конкурентные преимущества и могут способствовать повышению эффективности их функционирования в сложных условиях, которые характерны для рассмотренных рынков.

Несколько иная конкурентная ситуация отмечается на рынке рессор. По данным отчетности ОАО «ЧМЗ», доля предприятия на российском рынке в 2011 -2013 гг. составляла в среднем 67% [10]. В качестве российских конкурентов можно выделить ОАО «Белорецкий завод рессор и пружин» и Группу «ГАЗ». На данный момент конкуренты существенно уступают ОАО «ЧМЗ» по ассортиментным позициям рессор и технологическому уровню производства. Несмотря на это, предприятие ведет мониторинг анализа деятельности конкурентов и осуществляет мероприятия по укреплению своих конкурентных позиций. В 2013 гг. предприятие приобрело статус официального поставщика рессорной продукции со стороны компаний «Volvo» и в настоящее время развивает партнерские отношения с компаниями «MAN», «Scania», «Mercedes», «Ford» и т.д. [14, с. 1], [49, с. 1]. Вероятно, данное направление развития предприятия в данном сегменте целесообразно и в будущем;

3) поставщики. В черной металлургии проявляется специфичность функционирования передельных металлургических заводов, поскольку, закупая сырье для производства продукции дальнейших переделов, металлургический завод неполного цикла может конкурировать с предприятием полного металлургического цикла при реализации конечного продукта. Данная ситуация проявляется на рынке проката с покрытиями. Для осуществления производственной деятельности ЗАО «ЛМЗ» и реализации первой очереди проекта необходимо приобретение горячекатаного листа, а для реализации второй очереди проекта - приобретение слябов. Поскольку в качестве основных поставщиков стальной заготовки могут выступать предприятия, контролирующие стальной передел, к которым можно отнести ОАО «НЛМК», ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь», очевидно, что при закупках сырья необходимо принимать во внимание их ценовую политику и условия поставок, поскольку себестоимость готового покрытого проката будет определяться исходя из стоимости приобретенного сырья и полуфабрикатов, а также затрат на их транспортировку. Аналогичная ситуация характерна и для ОАО «ЧМЗ», которое закупает сырье для производства феррованадия с ОАО «НТМК» и будет вынуждено приобретать чугун, металлолом и легирующие элементы для обеспечения сырьем сталеплавильного производства и производств последующих переделов.

4) контактные группы. В рамках данного фактора автор выделяет:

а) финансово-кредитные учреждения. Состояние данного фактора окажет непосредственное влияние на реализацию проекта и функционирование предприятий в постпроектной стадии. На данном этапе ЗАО «ЛМЗ» заключило долгосрочные контракты с банками ВТБ, «Райффайзен», «Банком Москвы» и т.д. по поводу финансирования текущих потребностей завода и пополнения оборотных средств14. В 2012 году для целей финансирования проекта ОАО «ЧМЗ» была предоставлена кредитная линия от ОАО «Сбербанк» [33, с. 44]. Между тем, по мнению автора, мероприятия, проводимые Центральным Банком, и связанные с повышением ключевой ставки и отзывом лицензий у коммерческих банков могут затруднить возможности для получения кредитов в будущем [24, с. 40-41];

б) государственные органы, органы региональной власти и органы местного самоуправления. Необходимость решения социально-экономических задач регионов и муниципальных образований, в которых действуют анализируемые предприятия, вызывают интерес со стороны представителей государственных органов. Проекты, инициированные ОАО

14 по материалам пресс-релизов ООО «УК ЛМК». Режим доступа: http://www.lysvamk.ru/press/news/ (дата обращения 26.10.2014);

«ЧМЗ» и ЗАО «ЛМЗ» нашли поддержку со стороны государства. Это проявляется в том, что между представителями рассмотренных предприятий и органами региональной и местной власти были заключены соглашения о совместном сотрудничестве и совместной поддержке проектов [26], [30, с. 1]. Следует также отметить вхождение представителей данных предприятий в органы местного самоуправления. В частности, представитель ЗАО «ЛМЗ» войдет в муниципальный совет по улучшению инвестиционного климата, 10 работников ОАО «ЧМЗ» выбраны в городскую думу города Чусового, а член Совета Директоров ОАО «ЧМЗ» А. Карпов в настоящее время является депутатом Законодательного собрания Пермского края [13, с. 1], [30, с. 1]. Таким образом, представители заводов могут оказать влияние на выработку экономической политики региона и выступить связующим звеном между предприятиями и представителями органов регионального и местного самоуправления, что в целом является положительным фактором;

в) отраслевые некоммерческие организации и партнерства. Деятельность отраслевых организаций наиболее активно проявилась на рынке проката с покрытием для строительной промышленности. Программы популяризации применения сталей с покрытиями, инициированные Национальным Кровельным Союзом, могут привести к увеличению потенциальной емкости рынка [22, с. 38]. Помимо программ активно обсуждаются вопросы о совершенствовании государственных стандартов с целью повышения осведомленности потребителей о назначении продукции и ее свойствах, а также регламентации применения проката с покрытиями в строительно-монтажных работах [20, с. 43-44], [22, с. 37-38]. Изменения происходят и в системе стандартов на трубную продукцию. По заявлению генерального директора РосНИТИ И. Пышминцева, за последние пять лет было разработано 27 стандартов на трубы и 23 стандарта находятся на стадии подготовки [24, а 32]. В рамках отраслевого собрания, инициированного Российским союзом поставщиков металлопродукции и прошедшего в апреле 2013 года, было принято совместное решение о необходимости маркировки прокатной продукции с целью защиты от иностранной конкуренции [20, с. 44]. Можно признать, что деятельность данных организаций может существенно влиять на эффективность функционирования предприятий отрасли и защитить их от возможных негативных последствий, обусловленных присутствием на рынке зарубежной продукции;

г) образовательные учреждения. По словам директора Лысьвенской металлургической компании А. Дейнеко, для дальнейшего развития предприятия будут нужны высококвалифицированные кадры [31, с. 4]. Поэтому немаловажную роль в дальнейшем развитии рассмотренных предприятий будет играть взаимодействие с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования с целью подготовки кадров, проведения научно-исследовательских работ, актуализации программ подготовки обучающихся и практического обучения в условиях реального производства. Однако условия взаимодействия для ОАО «ЧМЗ» и ЗАО «ЛМЗ» различны. На территории Лысьвенского муниципального района существуют образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые могут обеспечить подготовку студентов по специальностям металлургического профиля. К ним можно отнести Лысьвенский политехнический колледж, который проводит подготовку по специальностям «Обработка металлов давлением» и «Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия»15 . Обучение студентов по программам высшего профессионального образования может обеспечить Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (ЛФ ПНИПУ), который проводит подготовку по

15 План приема студентов на 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. // Портал Лысьвенского политехнического колледжа. Режим доступа: http://lpk.lysva.ru/plan_priema.html (дата обращения 08.10.2014);

специальности «Металлургия»16. В Чусовском муниципальном районе вопросы подготовки

кадров стоят более остро. На территории города Чусового существуют 2 образовательных

учреждения, которые могут обеспечить подготовку учащихся по металлургическим

специальностям: Чусовской индустриальный техникум, который ведет подготовку по

специальности «Обработка металлов давлением»17 и Чусовской филиал Уральского

федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, однако по итогам

2012 года он признан неэффективным и подлежащим реорганизации [44, с. 33]. Предприятие

находит выход из этой ситуации путем организации стажировок работающих на Выксунском

металлургическом заводе [17, с. 2]. Помимо этого, на базе завода создана кафедра

«Машиностроение, металлургия и металлообработка» на базе УрФУ, на котором будут вести

подготовку рабочих для ТСК по программам прикладного бакалавриата [12, с. 3]. Вероятно,

что подобные методы должны применяться и на ЗАО «ЛМЗ» в случае недостаточного развития

материально-технической базы на существующих на территории города Лысьвы учебных

заведениях. Помимо этого, возможности для подготовки кадров по специальности

«Металлургия» существуют в Пермском национальном исследовательском политехническом 18

университете18;

д) акционеры и инвесторы. Вхождение ОАО «ЧМЗ» в состав ОАО «ОМК» является положительным фактором, поскольку может привести к распространению прогрессивных технологий в области управления на данном предприятии. Вероятно, что основными задачами ОАО «ЧМЗ» в данном случае будут являться повышение эффективности управления в области маркетинга, финансов, производства и управления персоналом для целей обеспечения высокой отдачи от вложенного инвесторами капитала.

Принимая во внимание сложность и динамичность внешней среды, а также усложнение конкурентной ситуации в связи с перепроизводством металлопродукции, присутствием на отечественном рынке продукции иностранных конкурентов, а также недостаточным развитием металлопотребляющих отраслей, автор предполагает, что эффективность функционирования ОАО «ЧМЗ» и ЗАО «ЛМЗ» будет зависеть от активности деятельности на рассмотренных рынках, которую автор связывает с установлением партнерских отношений с субъектами внешнего окружения, а также от обеспечения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции. Поэтому, особое значение для успешного функционирования рассмотренных предприятий в долгосрочной перспективе будет иметь система стратегического управления, которая обеспечивает руководство информацией, необходимой для принятия обоснованных стратегических решений.

16 План приема на 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. // Портал Лысьвенского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. Режим доступа: http://lf.pstu.ru/abit_plan.html (дата обращения 08.10.2014);

17 Перечень специальностей на 2014 год. [Электронный ресурс]. // Портал Чусовского индустриального техникума. Режим доступа: http://chusteh.ru/abiturient.html (дата обращения 08.10.2014);

18 Лицензированные направления подготовки специальности ВПО. [Электронный ресурс]. // Портал Пермского национального исследовательского политехнического университета. Режим доступа: http://pstu.ru/files/file/oksana/2012/universitet/osnsovnye_dokumenty/licen-ziya_pnipu_pril_1_1_1_2_fil_ly_1_09_2011_.pdf (дата обращения 08.10.2014).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баев А. Перспективы импортозамещения на российском рынке проката с покрытиями. [Электронный ресурс]. // Портал Металл Эксперт Консалтинг. Режим доступа: http://metalexpertresearch.ru/research/perspektivy_importozameshhenija_na_rossijsko m_rynke_prokata_s_pokrytijami.html/$File/MEC2014_4.pdf (дата обращения 12.07.2014);

2. Владимирский И. Проценты. // Авторевю. - М: ООО «Газета «Авторевю». 2014. №3. С. 14-17;

3. Владимирский И. Насышение. // Авторевю. - М: ООО «Газета «Авторевю». 2013. №3. С. 12-16;

4. Гайнуллин А.И. Современное состояние конкурентной среды металлургических предприятий Пермского края. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 2. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/97EVN214.pdf (дата обращения 10.10.2014);

5. Годовой отчет ОАО «Ашинский металлургический завод» за 2013 год [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «Ашинский металлургический завод». Режим доступа: http://www.amet.ru/upload/iblock/b9e/godovoy_otchet_2013_god.pdf (дата обращения 12.08.2014);

6. Годовой отчет ОАО «Сургутнефтегаз» за 2013 год. [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «Сургутнефтегаз». Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/God_Otchet_SNG_2014_f(rus).pdf (дата обращения 10.08.2014);

7. Годовой отчет ОАО «ТМК» за 2013 год. [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «ТМК». Режим доступа: http://www.tmk-group.com/files/an_rep2013ru.pdf (дата обращения 10.08.2014);

8. Годовые отчеты ОАО «АвтоВАЗ». [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «АвтоВАЗ». Режим доступа: http://info.avtovaz.ru/index.php?id=186 (дата обращения 28.07.2014);

9. Годовые отчеты ОАО «ММК». [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «ММК». Режим доступа: http://www.mmk.ru/for_investor/annual_reports/ (дата обращения 12.08.2014);

10. Годовые отчеты ОАО «ЧМЗ». [Электронный ресурс]. // Портал Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс. Режим доступа: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=2608&type=2 (дата обращения 12.08.2014);

11. Годовые отчеты ОАО «ЧТПЗ» за 2012-2013 гг. [Электронный ресурс]. // Портал ОАО «ЧТПЗ». Режим доступа: http://www.chelpipe.ru/for_shareholders/disclosure_of_information/reports/annual_re ports/ (дата обращения 12.08.2014);

12. Горшенина Н. Наступило время созидания. // Чусовской металлург. 2014. №28. С.

3;

13. Горшенина Н. Чусовляне сделали свой выбор. // Чусовской металлург. 2013. №36. С. 1;

14. Горшенина Н. Чусовской металлургический завод - поставщик Volvo. // Чусовской металлург. 2013.№48. С. 1;

15. Доклад «О результатах антидемпингового расследования в отношении импорта металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Королевства Бельгия, Финляндской Республики и Республики Казахстан и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации» (неконфиденциальная версия), Москва, 2009 г. [Электронный ресурс]. // Портал Министерства промышленности и торговли РФ. Режим доступа: http://old.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/actions/anti-dumping/17/Report_Non-confidential_coated_steel_for_mail.pdf (дата обращения 14.06.2014);

16. Загороднова Л.В., Новиков Н.И. Некоторые аспекты активизации инновационной политики по реализации стратегии развития (на примере предприятий черной металлургии). // Вестник КемГУ. - Кемерово: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». 2013. №4 (56) Т.1. С. 239-242;

17. Зотович О. Впереди сложный путь. // Чусовской металлург. 2013. №39. С. 2;

18. Игнатенко Т. Автопрому сегодня все меньше нужен металлопрокат. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №1. С. 84-86;

19. Игнатенко Т. Битва за качество. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №4. С. 40-48;

20. Игнатенко Т. Всем миром. // Металлоснабжение и сбыт. 2013. №5. С. 42-44;

21. Игнатенко Т. Год будет трудным, но интересным. // Металлоснабжение и сбыт. 2013. №2. С. 36 -45;

22. Игнатенко Т. Чтоб не пропасть поодиночке. // Металлоснабжение и сбыт. 2013. №4. С. 32-44;

23. Игнатенко Т., Лобада М. Рынки плоского проката и труб. // Металлоснабжение и сбыт. 2013. № 7-8. С. 62-68;

24. Игнатенко Т., Шахов М. В фокусе внимания трубный рынок. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №6. С. 32-41;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Информационный бюллетень «Инфляция на потребительском рынке» за декабрь 2013 г. [Электронный ресурс]. // Портал Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122013.pdf (дата обращения 7.08.2014);

26. Кашафутдинова Н. «Виктор Басаргин: «Проект даст мощный толчок для развития всего региона» [Электронный ресурс]. // Портал газеты «Чусовской рабочий». Режим доступа: http ://chrgazeta. ru/chrg/index .php? option=com_content&view=article&id=2925>l-r&catid= 1:2010-01 -09- 14-59-37&Itemid=2 (дата обращения 05.07.2014);

27. Ключевые марки на российском рынке грузовиков. [Электронный ресурс]. // Портал «Эксперт ONLINE». Режим лоступа: http://expert.ru/ratings/klyuchevyie-marki-na-rossijskom-ryinke-gruzovikov/ (дата обращения 12.07.2014);

28. Кокшарова В. А.Дейнеко: «Проект реальный и мы уложимся в обозначенные сроки» // Лысьвенская общественно-политическая газета «Искра». 2013. №140. С. 1-2;

29. Кокшарова В. Металл Лысьвы на стройках страны. // Лысьвенская общественно-политическая газета «Искра». 2014. №85. С. 2;

30. Кокшарова В. Назад пути нет. // Лысьвенская общественно-политическая газета «Искра». 2014. №83. С. 1;

31. Кокшарова В. Старт дан! // Лысьвенская общественно-политическая газета «Искра». 2014. №73. С. 4-5;

32. Кузьмин В. Сделано в России. [Электронный ресурс]. // Портал издательства «Российская газета». Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/14/zakupki-site.html (дата обращения 20.07.2014);

33. Лобада М. ТСК Чусовой - крупнейший проект современной металлургии. // Металлоснабжение и сбыт. 2013. №11. С. 42-46;

34. Лобада М. Трубная отрасль Российской Федерации: итоги, перспективы и риски // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №1. С. 18-23;

35. Ляховский Д. Вызовы для отрасли. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. № 7-8. С. 36-42;

36. Ляховский Д. Критика стратегии-2030. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №6. С. 11-13;

37. Ляховский Д. Мобилизационный сценарий для экономики. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №4. С. 10-15;

38. Ляховский Д. Трубные Ноу-Хау. // Металлоснабжение и сбыт. 2014. №3. С. 5862;

39. Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 году». [Электронный ресурс] // Портал Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/b6feb995-2a1d-45c5-b736-0c5122743fc3/monitoring2013.zip?MOD=AJPERES&CACHEID=b6feb995-2a1d-45c5-b736-0c5122743fc3 (дата обращения 08.07.2014);

40. Паспорт подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс]. // Официальный портал федеральной целевой программы «Жилище». Режим доступа:

http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223:stimuli rovanie-programm-zhilishchnogo-stroitelstva-sub-ektov-rossijskoj-federatsii&catid=18:stimulirovanie-programm-zhilishchnogo-stroitelstva-sub-ektov-rossijskoj-federatsii&Itemid=281 (дата обращения 06.10.2014);

41. Пермский край в цифрах. 2014: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2014. - 192 а;

42. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15 апреля 2014 г. №328. [Электронный ресурс]. // Официальный Интернет-портал правовой информации.

Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/43/515056.html (дата обращения 07.10.2014);

43. Программа «Жилье для российской семьи» стартует с 16 регионов России. [Электронный ресурс]. // Официальный портал федеральной целевой программы «Жилище». Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=461: programma-zhile-dlya-rossijskoj-semi-startuet-s-16-regionov-rossii&catid=10&Itemid=273 (дата обращения 06.10.2014);

44. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений от 22 ноября 2012 года. [Электронный ресурс]. // Портал Минобрнауки РФ. Режим доступа: Ыф://минобрнауки.рф/новости2874/файл/1373/12.11.22-Протокол_МВК-ДЛ-15_05пр.р^ (дата обращения 08.10.2014);

45. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.;

46. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. / Росстат. - М., 2013. - 717 с.;

47. Рынок автобусов в России в 2013 году. [Электронный ресурс]. // Портал «Б^ео». Режим доступа: http://www.higer-bus.ru/component/content/frontpage (дата обращения 12.07.2014);

48. Скважин много не бывает. Нефтесервис. 2013. №02. [Электронный ресурс]. // Портал издательской группы «Индустрия». Режим доступа: http://www.indpg.ru/nefteservis/2013/02/69956.html (дата обращения 28.10.2014);

49. Судакова О. На ЧМЗ стартовала программа развития рессорного производства. // Чусовской металлург. 2014. №24. С. 1;

50. Титов В. Стальной прокат для автомобильной промышленности за рубежом. // Национальная металлургия. 2004. №5. С. 84-89.

Рецензент: Чурсина Юлия Анатольевна, заведующая кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Лысьвенского филиала Пермского государственного технического университета.

Gajnullin Artem Il'darovich

Institute of Economics of Ural Division of Russian Academy Sciences, Perm Branch State National Research Polytechnical University of Perm, Lysva Branch

Russia, Perm E-Mail: [email protected]

The analysis factors of external environment which influence on a functioning Perm Krai metallurgical enterprises

Abstract. Modern theory of an enterprise's strategic management recognizes the necessity to illuminate factors of external and internal influence when working out its development strategy. In the author's opinion, under market relations the knowledge about tendencies and factors of external environment is of particular importance for managing the enterprise. These factors may have direct influence on operation the business entity and must be taken into consideration while working up the strategic and tactical measures aimed to secure its survivability and effectiveness in the long-term outlook. The factors of external environment depending on their degree of influence upon the enterprise's activities are subdivided into straight and indirect. The category of straight factors contains factors which have direct influence on the enterprise's functioning are consumers, competitors, suppliers and contact sets (for example, the government, the financial and credit organizations, branch non-commercial organizations etc.). The category of indirect factors contains factors which don't have immediate influence on the enterprise activities, but may influence its functioning. This category contains economical, political, technical, social and cultural factors. This article analyzes factors of external environment for metallurgical enterprises from Perm Krai which have been carrying out development projects that play an important role in social and economic problems of local municipalities.

Keywords: external environment; dynamic of external environment; competitors; metallurgical enterprises; political factors; suppliers; consumers; system of management; cooperation; social and cultural factors; strategic management; technical factors; factors of indirect influence; factors of straight influence; economical factors.

REFERENCES

1. Baev A. Perspektivy importozameshcheniya na rossiyskom rynke prokata s pokrytiyami. [Elektronnyy resurs]. // Portai Metall Ekspert Konsalting. Rezhim dostupa:

http://metalexpertresearch.ru/research/perspektivy_importozameshhenija_na_rossijsko m_rynke_prokata_s_pokrytijami.html/$File/MEC2014_4.pdf (data obrashcheniya 12.07.2014);

2. Vladimirskiy I. Protsenty. // Avtorevyu. - M: OOO «Gazeta «Avtorevyu». 2014. №3. S. 14-17;

3. Vladimirskiy I. Nasyshenie. // Avtorevyu. - M: OOO «Gazeta «Avtorevyu». 2013. №3. S. 12-16;

4. Gaynullin A.I. Sovremennoe sostoyanie konkurentnoy sredy metallurgicheskikh predpriyatiy Permskogo kraya. [Elektronnyy resurs]. // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. № 2. Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/97EVN214.pdf (data obrashcheniya 10.10.2014);

5. Godovoy otchet OAO «Ashinskiy metallurgicheskiy zavod» za 2013 god [Elektronnyy resurs]. // Portai OAO «Ashinskiy metallurgicheskiy zavod». Rezhim dostupa: http://www.amet.ru/upload/iblock/b9e/godovoy_otchet_2013_god.pdf (data obrashcheniya 12.08.2014);

6. Godovoy otchet OAO «Surgutneftegaz» za 2013 god. [Elektronnyy resurs]. // Portai OAO «Surgutneftegaz». Rezhim dostupa: http://www.surgutneftegas.ru/uploaded/God_0tchet_SNG_2014_f(rus).pdf (data obrashcheniya 10.08.2014);

7. Godovoy otchet OAO «TMK» za 2013 god. [Elektronnyy resurs]. // Portal OAO «TMK». Rezhim dostupa: http://www.tmk-group.com/files/an_rep2013ru.pdf (data obrashcheniya 10.08.2014);

8. Godovye otchety OAO «AvtoVAZ». [Elektronnyy resurs]. // Portal OAO «AvtoVAZ». Rezhim dostupa: http://info.avtovaz.ru/index.php?id=186 (data obrashcheniya 28.07.2014);

9. Godovye otchety OAO «MMK». [Elektronnyy resurs]. // Portal OAO «MMK». Rezhim dostupa: http://www.mmk.ru/for_investor/annual_reports/ (data obrashcheniya 12.08.2014);

10. Godovye otchety OAO «ChMZ». [Elektronnyy resurs]. // Portal Tsentra raskrytiya korporativnoy informatsii Interfaks. Rezhim dostupa: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=2608&type=2 (data obrashcheniya 12.08.2014);

11. Godovye otchety OAO «ChTPZ» za 2012-2013 gg. [Elektronnyy resurs]. // Portal OAO «ChTPZ». Rezhim dostupa: http://www.chelpipe.ru/for_shareholders/disclosure_of_information/reports/annual_re ports/ (data obrashcheniya 12.08.2014);

12. Gorshenina N. Nastupilo vremya sozidaniya. // Chusovskoy metallurg. 2014. №28. S.

3;

13. Gorshenina N. Chusovlyane sdelali svoy vybor. // Chusovskoy metallurg. 2013. №36. S. 1;

14. Gorshenina N. Chusovskoy metallurgicheskiy zavod - postavshchik Volvo. // Chusovskoy metallurg. 2013.№48. S. 1;

15. Doklad «O rezul'tatakh antidempingovogo rassledovaniya v otnoshenii importa metalloprokata s polimernym pokrytiem, proiskhodyashchego iz Kitayskoy Narodnoy Respubliki, Respubliki Koreya, Korolevstva Bel'giya, Finlyandskoy Respubliki i Respubliki Kazakhstan i vvozimogo na tamozhennuyu territoriyu Rossiyskoy Federatsii» (nekonfidentsial'naya versiya), Moskva, 2009 g. [Elektronnyy resurs]. // Portal Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF. Rezhim dostupa: http://old.minpromtorg.gov.rn/reposit/minprom/actions/anti-dumping/17/Report_Non-confidential_coated_steel_for_mail.pdf (data obrashcheniya 14.06.2014);

16. Zagorodnova L.V., Novikov N.I. Nekotorye aspekty aktivizatsii innovatsionnoy politiki po realizatsii strategii razvitiya (na primere predpriyatiy chernoy metallurgii). // Vestnik KemGU. - Kemerovo: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Kemerovskiy gosudarstvennyy universitet». 2013. №4 (56) T.1. S. 239-242;

17. Zotovich O. Vperedi slozhnyy put'. // Chusovskoy metallurg. 2013. №39. S. 2;

18. Ignatenko T. Avtopromu segodnya vse men'she nuzhen metalloprokat. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №1. S. 84-86;

19. Ignatenko T. Bitva za kachestvo. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №4. S. 40-48;

20. Ignatenko T. Vsem mirom. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2013. №5. S. 42-44;

21. Ignatenko T. God budet trudnym, no interesnym. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2013. №2. S. 36 -45;

22. Ignatenko T. Chtob ne propast' poodinochke. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2013. №4. S. 32-44;

23. Ignatenko T., Lobada M. Rynki ploskogo prokata i trub. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2013. № 7-8. S. 62-68;

24. Ignatenko T., Shakhov M. V fokuse vnimaniya trubnyy rynok. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №6. S. 32-41;

25. Informatsionnyy byulleten' «Inflyatsiya na potrebitel'skom rynke» za dekabr' 2013 g. [Elektronnyy resurs]. // Portal Tsentral'nogo Banka RF. Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122013.pdf (data obrashcheniya 7.08.2014);

26. Kashafutdinova N. «Viktor Basargin: «Proekt dast moshchnyy tolchok dlya razvitiya vsego regiona» [Elektronnyy resurs]. // Portal gazety «Chusovskoy rabochiy». Rezhim dostupa:

http://chrgazeta.ru/chrg/index.php?option=com_content&view=article&id=2925:-l-r&catid= 1:2010-01 -09- 14-59-37&Itemid=2 (data obrashcheniya 05.07.2014);

27. Klyuchevye marki na rossiyskom rynke gruzovikov. [Elektronnyy resurs]. // Portal «Ekspert ONLINE». Rezhim lostupa: http://expert.ru/ratings/klyuchevyie-marki-na-rossijskom-ryinke-gruzovikov/ (data obrashcheniya 12.07.2014);

28. Koksharova V. A.Deyneko: «Proekt real'nyy i my ulozhimsya v oboznachennye sroki» // Lys'venskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta «Iskra». 2013. №140. S. 1-2;

29. Koksharova V. Metall Lys'vy na stroykakh strany. // Lys'venskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta «Iskra». 2014. №85. S. 2;

30. Koksharova V. Nazad puti net. // Lys'venskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta «Iskra». 2014. №83. S. 1;

31. Koksharova V. Start dan! // Lys'venskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta «Iskra». 2014. №73. S. 4-5;

32. Kuz'min V. Sdelano v Rossii. [Elektronnyy resurs]. // Portal izdatel'stva «Rossiyskaya gazeta». Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/07/14/zakupki-site.html (data obrashcheniya 20.07.2014);

33. Lobada M. TSK Chusovoy - krupneyshiy proekt sovremennoy metallurgii. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2013. №11. S. 42-46;

34. Lobada M. Trubnaya otrasl' Rossiyskoy Federatsii: itogi, perspektivy i riski // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №1. S. 18-23;

35. Lyakhovskiy D. Vyzovy dlya otrasli. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. № 7-8. S. 3642;

36. Lyakhovskiy D. Kritika strategii-2030. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №6. S. 1113;

37. Lyakhovskiy D. Mobilizatsionnyy stsenariy dlya ekonomiki. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №4. S. 10-15;

38. Lyakhovskiy D. Trubnye Nou-Khau. // Metallosnabzhenie i sbyt. 2014. №3. S. 58-62;

39. Monitoring «Ob itogakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii v 2013 godu». [Elektronnyy resurs] // Portal Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF. Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/b6feb995-2a1d-45c5-b736-0c5122743fc3/monitoring2013.zip?M0D=AJPERES&CACHEID=b6feb995-2a1d-45c5-b736-0c5122743fc3 (data obrashcheniya 08.07.2014);

40. Pasport podprogrammy «Stimulirovanie programm razvitiya zhilishchnogo stroitel'stva sub"ektov Rossiyskoy Federatsii» federal'noy tselevoy programmy «Zhilishche» na 2011-2015 gody». [Elektronnyy resurs]. // Ofitsial'nyy portal federal'noy tselevoy programmy «Zhilishche». Rezhim dostupa: http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223:stimuli rovanie-programm-zhilishchnogo-stroitelstva-sub-ektov-rossijskoj-federatsii&catid=18:stimulirovanie-programm-zhilishchnogo-stroitelstva-sub-ektov-rossijskoj-federatsii&Itemid=281 (data obrashcheniya 06.10.2014);

41. Permskiy kray v tsifrakh. 2014: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Permskomu krayu. - Perm', 2014. -192 c.;

42. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti» ot 15 aprelya 2014 g. №328. [Elektronnyy resurs]. // Ofitsial'nyy Internet-portal pravovoy informatsii. Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/laws/acts/43/515056.html (data obrashcheniya 07.10.2014);

43. Programma «Zhil'e dlya rossiyskoy sem'i» startuet s 16 regionov Rossii. [Elektronnyy resurs]. // Ofitsial'nyy portal federal'noy tselevoy programmy «Zhilishche». Rezhim dostupa:

http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=461:

programma-zhile-dlya-rossijskoj-semi-startuet-s-16-regionov-rossii&catid=10&Itemid=273 (data obrashcheniya 06.10.2014);

44. Protokol zasedaniya Mezhvedomstvennoy komissii po provedeniyu monitoringa deyatel'nosti gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v tselyakh otsenki effektivnosti ikh raboty i reorganizatsii neeffektivnykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy ot 22 noyabrya 2012 goda. [Elektronnyy resurs]. // Portal Minobrnauki RF. Rezhim dostupa: http://minobmauki.rf/novosti/2874/fayl/1373/12.11.22-Protokol_MVK-DL-15_05pr.pdf (data obrashcheniya 08.10.2014);

45. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2013: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2013. - 990 s.;

46. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2013: Stat.sb. / Rosstat. - M., 2013. - 717 s.;

47. Rynok avtobusov v Rossii v 2013 godu. [Elektronnyy resurs]. // Portai «Higer». Rezhim dostupa: http://www.higer-bus.ru/component/content/frontpage (data obrashcheniya 12.07.2014);

48. Skvazhin mnogo ne byvaet. Nefteservis. 2013. №02. [Elektronnyy resurs]. // Portai izdatel'skoy gruppy «Industriya». Rezhim dostupa: http://www.indpg.ru/nefteservis/2013/02/69956.html (data obrashcheniya 28.10.2014);

49. Sudakova O. Na ChMZ startovala programma razvitiya ressornogo proizvodstva. // Chusovskoy metallurg. 2014. №24. S. 1;

50. Titov V. Stal'noy prokat dlya avtomobil'noy promyshlennosti za rubezhom. // Natsional'naya metallurgiya. 2004. №5. S. 84-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.