Научная статья на тему 'Современные особенности и тенденции брачного состояния населения Северо-Востока России'

Современные особенности и тенденции брачного состояния населения Северо-Востока России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК / БРАЧНОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОСТОЯЩИЕ В БРАКЕ / ГРАЖДАНСКИЕ БРАКИ / БЕЗБРАЧИЕ / РАЗВОДИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барашкова А.С.

В статье на материалах переписей населения (1989, 2002 и 2010 гг.) показано, что сознательное или вынужденное невступление в брак, нестабильные супружеские отношения, а также нестабильные формы брака выступают основными причинами сложившегося брачного состояния населения Северо-Востока России. Применение поколенческого подхода при рассмотрении брачной структуры населения выявило, что в каждом новом поколении происходит снижение доли лиц, состоящих в браке, рост числа разведенных и вдовых. Выделение трех проблемных возрастных групп при анализе уровня безбрачия указывает на вероятность невступления в брак представителей этих групп на протяжении жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности и тенденции брачного состояния населения Северо-Востока России»

УДК 314.5(571.5)

современные особенности и тенденции брачного состояния населения

северо-востока россии

а. с. барашков а,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: a. s. barashkova@ire. ysn. ru научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

В статье на материалах переписей населения (1989, 2002 и 2010 гг.) показано, что сознательное или вынужденное невступление в брак, нестабильные супружеские отношения, а также нестабильные формы брака выступают основными причинами сложившегося брачного состояния населения Северо-Востока России. Применение поколенческого подхода при рассмотрении брачной структуры населения выявило, что в каждом новом поколении происходит снижение доли лиц, состоящих в браке, рост числа разведенных и вдовых. Выделение трех проблемных возрастных групп при анализе уровня безбрачия указывает на вероятность невступления в брак представителей этих групп на протяжении жизни.

Ключевые слова: северо-восток, брачное состояние населения, состоящие в браке, гражданские браки, безбрачие, разводимость.

Исследования брачно-семейных отношений населения сохраняют свою актуальность в силу их определяющей роли в динамике демографической ситуации, которая в регионах Северо-Востока России не может быть признана вполне благополучной. При анализе брачно-семейных отношений населения, как подчеркивал Б. Н. Попов, не должны игнорироваться две противоположные тенденции: борьба между прочностью и стабильностью семьи и углубляющимся ее кризисом как социального

института [8, с. 63]. Условием осложнения ситуации выступает низкая заселенность территорий, а отсюда лимитированная численность потенциальных брачных партнеров. Ограничивающими факторами является также отдаленность региона и его относительная территориальная изолированность, что предопределяет замкнутость брачного рынка1.

Указанные условия внешней среды прямо и косвенно отражаются на брачном состоянии населения Северо-Востока России2. Сопоставление брачной структуры состояния населения рассматриваемой территории за 1989 и 2010 гг. проведено на примере двух демографических поколений: поколения условных родителей и поколения условных детей (табл. 1).

Анализ свидетельствует о снижении значимости института брака, особенно для поколения детей. Так, на всех рассматриваемых территориях однонаправленно снизилась доля состоящих в браке. Однако в связи с изменением матримониальных

1 «Брачный рынок» - термин, применяемый в демографической литературе для условного обозначения системы соотношений численности различных групп бракоспособного населения [6, с. 36, 37].

2 Данная демографическая характеристика может быть представлена только на основании материалов Всероссийских переписей населения (ВПН). В исследовании использованы данные ВПН 1989, 2002 и 2010 гг.

Таблица 1

Распределение поколения родителей и детей по состоянию в браке на 1 000 чел. соответствующего пола в возрасте 16 лет и старше за 1989 и 2010 гг.

Регион годы переписи населения Поколения Состоящие в браке Никогда не состоявшие в браке Вдовые Разведенные, разошедшиеся

Республика Саха (Якутия) 1989 отцов 683 239 22 53

матерей 666 165 99 67

2010 сыновей 585 296 29 69

дочерей 526 235 122 97

Камчатский край 1989 отцов 656 258 14 70

матерей 698 113 82 106

2010 сыновей 554 265 25 87

дочерей 533 144 127 136

Магаданская область 1989 отцов 702 201 12 80

матерей 713 105 70 110

2010 сыновей 582 246 30 116

дочерей 525 163 127 163

Чукотский автономный округ 1989 отцов 760 171 9 57

матерей 771 97 43 87

2010 сыновей 568 257 26 99

дочерей 541 180 95 138

Примечание: недостающее количество до 1 000 приходится на лиц, не указавших свое брачное состояние. Источник: [2-5; 7, с. 458-477].

установок в каждом из поколений это снижение весьма своеобразно как по территориальному, так и по тендерному признакам. Наиболее существенное уменьшение доли лиц, состоящих в браке, произошло в самых отдаленных регионах Северо-Востока России. Например, в Чукотском автономном округе в поколении родителей в браке пребывало почти 4/5 взрослого населения, а в поколении детей — чуть более половины населения в возрасте 16 лет и старше. В Камчатском крае современная ситуация выглядит еще более неблагоприятной, однако здесь и ранее (в поколении родителей) доля лиц, состоящих в браке, была самой незначительной по сравнению с другими территориями.

Огромно и влияние миграционных передвижений населения отдельных территорий. Установки в демографическом поведении мигрантов исподволь проявляются и в сфере брачно-семейных отношений, привнося элементы неустойчивости, временного характера брачных отношений, что проявляется, в частности, в широком распространении гражданских браков. Детализация категории «состоящие в браке» на состоящих в зарегистрированном или в гражданском браке выявляет, что практически повсеместно выросла численность лиц, состоящих в гражданском браке. Сожительства, свободные союзы, пробные браки здесь, на Северо-Востоке России, также становятся альтернативой официальной семье и, по сути, явля-

ются выражением выбора предпочитаемой модели матримониального поведения населения. В результате, брак (как общественный институт), некогда подвергавшийся весьма строгому социальному контролю и правовому регулированию, все чаще вытесняется иными формами организации личной жизни граждан. Масштабы этого «вытеснения» довольно дифференцированы по рассматриваемым территориям (рис. 1). В целом по Северо-Востоку России население более чем в среднем по стране предпочитает (вынуждено?) пребывать в гражданском браке. Причем доля живущих в гражданском браке заметно выше на отдаленных малонаселенных территориях. Эта ситуация более характерна для женщин. Полагаем, что брачное поведение населения здесь сильнее подвержено влиянию установок мигрантов на брак, скорее ориентированных на его временные формы.

На распространение гражданских союзов влияет также и обострение социально-экономических проблем в обществе, что влечет за собой ослабление социального контроля, повышенный уровень тревожности населения, неуверенность в завтрашнем дне. Либерализация половых отношений вообще и добрачных в частности, а отсюда и трансформированное восприятие понятия «свобода» в сфере сексуального поведения также могут быть причислены к факторам нежелания многих молодых людей связывать себя прочными узами.

30

25

20

15

10 --

5

г

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Одной из причин не- 35 благополучия брачного состояния населения выступает разводимость. В самых отдаленных территориях Северо-Востока России, характеризующихся узостью своего брачного рынка, темпы роста численности разведенных и разошедшихся для поколения детей оказались наибольшими. Так, если в Республике Саха (Якутия) они выросли в 1,3-1,4 раза, то в Чукотском автономном округе — в 1,6-1,7 раза. В результате, в 2010 г. наблюдаются существенные различия удельного веса разведенных и разошедшихся как по территориям, так и среди мужчин и женщин.

Женщины в целом чаще пребывают в разводе, нежели мужчины (рис. 2), что свидетельствует о разных возможностях вступления в повторный брак для мужчин и женщин. Различия наблюдаются также в зависимости от места их проживания. В

Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе доля разведенных выше в городских поселениях, чем в сельской местности. Камчатский край и Магаданская область выделяются высокой долей разведенных сельских мужчин. Наибольшее число разведенных женщин отмечается в городских поселениях Чукотского автономного округа (17,0 %), чуть меньшая доля (16,8 %) разведенных женщин зафиксирована также в городской местности Магаданской области.

Автор полагает, что те условия брачного поведения населения, которые изначально противоречивы по своей природе, при определенных обстоятельствах семейной жизни вызывают столкновение представлений индивидов о ценности брака. Развод — это результат неисполнения определенных обязанностей, посягательств на права кого-либо из

сГ

л>

Ж

с/

Г с^ ^ ^

Г

□ Мужчины ИЖенщины

о/

у

Рис. 1. Доля мужчин и женщин, пребывающих в гражданском браке в 2010 г, в % от населения в возрасте 16 лет и старше, состоящих в браке, %

□ Мужчины ИЖенщины

Рис. 2. Доля разведенных и разошедшихся мужчин и женщин в 2010 г., в % от населения в возрасте 16 лет и старше, указавших состояние в браке, %

супругов (родителя), рассогласованность их предпочтений, потребностей и интересов.

Традиционная проблема брачного состояния населения рассматриваемых территорий — высокая доля населения, никогда не состоявшего в браке. Согласно принятому в демографической статистике принципу исчисления лиц, никогда не состоявших в браке, в расчет берется все население 16 лет и старше. На взгляд автора, целесообразен анализ ситуации в «бесперспективных», «критических» и «близких к критическому» возрастах. В группу «бесперспективных» входят лица в возрасте старше 50 лет, с которыми связывают феномен окончательного безбрачия. Возраст 40-49 лет с точки зрения вступления в брак является весьма «критическим». Определенные шансы решения своих матримониальных установок имеются у 30-39-летних, они

Таблица 2

Доля никогда не состоявших в браке мужчин и женщин старше 30 лет на 100 лиц, достигших данного возраста

Возрастная группа 2002 г. 2010 г.

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Республика Саха (Якутия)

30-39-летние (близкая к критическому) 16,3 13,6 18,7 14,8

40-49-летние (критическая) 8,9 9,0 10,2 11,0

50+ (бесперспективная) 5,2 6,7 6,2 8,1

Камчатский край

30-39-летние (близкая к критическому) 16,4 7,0 20,9 10,7

40-49-летние (критическая) 6,9 3,6 9,1 4,8

50+ (бесперспективная) 3,3 2,6 4,0 2,7

Магаданская область

30-39-летние (близкая к критическому) 15,2 8,0 21,1 13,0

40-49-летние (критическая) 6,2 4,0 8,0 6,1

50+ (бесперспективная) 3,5 3,4 3,5 3,3

Чукотский автономный округ

30-39-летние (близкая к критическому) 17,4 12,0 20,9 14,1

40-49-летние (критическая) 7,9 5,8 10,8 8,5

50+ (бесперспективная) 3,9 4,4 5,9 5,4

Источник: [1, с. 394-405; 7, с. 458-477].

составляют третью условную группу. Распределение населения по уровню безбрачия в выделенных трех возрастных группах можно рассматривать как вероятность никогда не вступить в брак.

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют об убывании вероятности вступления в брак мужчин и женщин по возрастам от «близких к критическому» до «бесперспективных». Так, шансы мужчин в бесперспективном возрасте найти спутницу жизни в Республике Саха (Якутия) как в 2002 г., так и в 2010 г. были в 3 раза ниже, чем шансы у мужчин, пребывающих в близком к критическому возрасту. У женщин этот «разрыв» несколько меньше и равен 2,0 и 1,8 соответственно. Наибольший «разрыв» этой вероятности отмечается для мужчин, проживающих в Камчатском крае: в 2002 г. он составлял 4,9, а в 2010 г. вырос до 5,2. Здесь же в 2002 г., видимо за счет ситуации в Корякском автономном округе, доля никогда не состоявших в браке женщин «крайних» возрастных групп различается в 2,7 раза. Аналогичный разрыв для женщин в 2002 г. отмечается и в Чукотском автономном округе, что также подтверждает влияние узости брачного рынка на брачное состояние жителей региона. В целом уровень безбрачия за небольшим исключением в 2010 г. по сравнению с 2002 г. возрос для всех возрастных групп и особенно для мужчин.

К факторам безбрачия принято относить экономические условия, но решающее влияние, на

взгляд автора, оказывают изменения в системе жизненных приоритетов человека, когда семья и брак по значимости уступают образованию, карьере, достижению приемлемого уровня благосостояния. Переход от тоталитарного государства с весьма жесткой регламентацией личной жизни человека к открытому обществу, предполагающему свободу выбора матримониального поведения, воздействует на жизненные установки одинокого человека. Вместе с тем закоренелому холостяку в любой обстановке весьма сложно решиться на кардинальные изменения своего брачного статуса. Для отдаленных малонаселенных территорий, к каковым относится Северо-Восток России, велико также влияние узости брачного рынка.

Сознательное или вынужденное невступление в брак, распространение форм гражданского брака, нестабильные супружеские отношения, угроза распада брака, сам развод выступают основными причинами сложившегося брачного состояния населения, которые напрямую или косвенно влияют и на репродуктивные установки населения, а в конечном итоге и на демографическую ситуацию в целом.

Список литературы

1. Возрастно-половой состав и состояние в браке. М. ИИЦ «Статистика России». 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Т. 2. 416 с.

2. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения СССР и регионов России по брачному состоянию, полу и возрасту. Якутская АССР. URL: http://demoscope. ru/weekly/ssp/rus_ mar_89.php?reg=81.

3. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения СССР и регионов России по брачному состоянию, полу и возрасту. Камчатская область. URL: http://demoscope. ru/weekly/ssp/rus_ mar_89.php?reg=86.

4. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения СССР и регионов России по брачному состоянию, полу и возрасту. Магаданская область. URL: http://demoscope. ru/weekly/ssp/rus_ mar_89.php?reg=88.

5. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения СССР и регионов России по брачному состоянию, полу и возрасту. Чукотский автономный округ. URL: http://demoscope. ru/weekly/ ssp/rus_mar_89.php?reg=89.

6. Ильина И. П. Брачный рынок / Народонаселение / Энциклопедический словарь / гл. ред. Г. Г. Ме-ликьян. М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. 640 с.

7. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. М. ИИЦ «Статистика России». 2012. Т. 2. Воз-растно-половой состав и состояние в браке. 489 с.

8. Народонаселение Республики Саха (Якутия): монография / колл. авт. Якутск: Изд-во Якутского ун-та. 2003. Т. 3. Гл. 13. Семья: этнокультурный аспект. С. 63-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.