Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Роман Иванович

В работе анализируется организационно-педагогические проблемы обучения специалистов для аграрной экономики, владеющих цифровыми компетенциями. Приводятся рекомендации по организации цифровой подготовки обучающихся образовательных организаций сельскохозяйственного профиля в современных условиях.The article analyzes the organizational and pedagogical problems of training specialists for an agrarian economy who own digital competencies. The recommendations on the organization of digital training of students of educational organizations of agricultural profile in modern conditions are given.The article analyzes the organizational and pedagogical problems of training specialists for an agrarian economy who own digital competencies. The recommendations on the organization of digital training of students of educational organizations of agricultural profile in modern conditions are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Степанов Роман Иванович, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 42, Россия

Аннотация: В работе анализируется организационно-педагогические проблемы обучения специалистов для аграрной экономики, владеющих цифровыми компетенциями. Приводятся рекомендации по организации цифровой подготовки обучающихся образовательных организаций сельскохозяйственного профиля в современных условиях.

Abstract: The article analyzes the organizational and pedagogical problems of training specialists for an agrarian economy who own digital competencies. The recommendations on the organization of digital training of students of educational organizations of agricultural profile in modern conditions are given.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые компетенции, цифровая среда, подготовка кадров, сельское хозяйство.

Keywords: digital technologies, digital competencies, digital environment, personnel training, agriculture.

Скорость развития и совершенствования информационно -коммуникационных технологий намного опережает возможности современного массового образования поддерживать на рынке труда баланс между спросом и предложением на специалистов, владеющих цифровыми компетенциями. В сельскохозяйственной отрасли, по мнению исследователей, ситуация осложняется еще и тем, что наблюдается явное несоответствие уровня квалификации кадров требованиям технологий современного агропромышленного производства, а также дисбалансом между

потребностями экономики сельских территорий в специалистах и системой их подготовки по уровням профессионального образования [1, с. 100].

Для того чтобы образовательные организации приступили к широкой подготовке профессионалов в сфере цифровой экономики в рамках традиционной парадигмы (образовательный стандарт - учебный план -рабочие учебные программы по дисциплинам - методическое обеспечение и т.п.) потребуется несколько лет. Так как для запуска процесса обучения в указанном направлении, как минимум, потребуется срочное решение следующих задач:

- формулировка перечня компетенций, которыми должен овладеть обучающийся, осваивающий цифровые технологии;

- составление перечня изучаемых дисциплин, необходимых для освоения профессии;

- создание системы обучения и форм контроля в целях овладения компетенциями в сфере цифровых технологий;

- формирование цифровой среды для обучающихся и преподавателей;

- подготовка и рекрутирование педагогических работников, способных методически грамотно передавать свой опыт обучающимся.

Кроме того важным компонентом подготовки специалистов в области цифровой экономики является развитие профессионально-важных качеств на этапе обучения в образовательных организациях. Будущие «цифровики» должны творчески мыслить, проявлять инициативу, быть способными адаптироваться к быстрым изменениям в цифровой среде и многое другое [2, с. 2]. То есть, для овладения профессией программиста требуются колоссальные личностные усилия с высокой степенью ориентации на самостоятельность. Однако преподаватели и ученые отмечают, что современные молодежь (так называемое поколение У и X) в целом в меньшей степени, чем предыдущее поколение, склонно к преодолению трудностей и препятствий [3, с. 135]. Оказать молодым людям посильную помощь так же затруднительно, так как организация и методика подготовки кадров сфере

цифровой индустрии остается достаточно нерациональной [4, с. 69]. И это в то время, когда стратегическая роль кадрового потенциала в формировании цифровой составляющей агропромышленного комплекса признается представителями науки вполне очевидной [5, с. 111].

Тем не менее, ряд исследователей оптимистично прогнозируют то, что кадровый вопрос в сфере цифровых технологий будет полностью решен к 2025 году, связывая это с современной государственной экономической и технологической политикой [6, с. 122; 7, с.21].

Однако уже сейчас требуется срочное ускорение в деле подготовки специалистов-цифровиков. В этом смысле достаточно интересные идеи в области организационно-методического обеспечения подготовки инженерных кадров для цифровой экономики выдвинула группа исследователей Курганского государственного университета. Сопоставив потребности промышленных предприятий Курганской области в «цифровых» специалистах с компетенциями, формируемыми в рамках направлений подготовки инженеров (15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение»), ученые сформировали дополнительный перечень компетенций, конкретизирующий квалификационный портрет выпускника. Кроме того они сформулировали конкретные предложения по внедрению элементов цифровой среды в процессе изучения общетехнических и специальных учебных курсов, а не только в процессе преподавания дисциплин, связанных с компьютерной подготовкой [8, с. 63-68].

На наш взгляд, следует продумать и реализовать возможности реализации элементов цифровой среды и в изучении учебных предметов социально-гуманитарного цикла.

Таким образом, в современных условиях при подготовке специалистов в сфере цифровых технологий для сельского хозяйства образовательным организациям желательно ориентироваться на следующие установки:

- проведение пролонгированного отбора абитуриентов (поиск талантливых школьников, обладающих цифровой грамотностью через систему конкурсов, олимпиад, а также создание у них заинтересованности в поступлении в образовательную организацию сельскохозяйственного профиля);

- использование любых возможностей внесения элементов цифровых технологий в процесс преподавания учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов;

- нахождение путей для профессионального взаимодействия студентов с действующими предприятиями региона (с возможность получения заработной платы);

- организация сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, в целях обмена обучающими онлайн-курсами для студентов и курсами повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Литература

1. Савенкова О.Ю. Деструктивные процессы в области формирования сельского рынка труда и направления его развития // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 100-102.

2. Шмелькова, Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л.В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1-4.

3. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России / В.Н. Зимин и др. Москва: Издательство МГТУ им Н.Э. Баумана. 2017. 176 с.

4. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 50-75.

5. Ловчикова Е. И., Первых Н. А. Солодовник А.И. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник аграрной науки. 2017. № 5 (68). С. 107-112.

6. Белолипецкая А.Е. Концепция цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России // Вопросы управления.

2017. № 5 (48). С. 120-127.

7. Попов М.В., Сухорукова А.М. Кадровый потенциал в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Вестник СГСЭУ.

2018. № 4 (73). С. 15-21.

8. Курдюков В.И., Давыдова М.В., Михалев А.М., Маслов Д.А. Организационно-методическое обеспечение подготовки инженерных кадров для цифровой экономики // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). С. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.