Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Наталья Ивановна, Степанов Роман Иванович

В статье рассматриваются возможности адаптации зарубежного опыта подготовки кадров для цифровой экономики в сельском хозяйстве. Обращение к позитивному зарубежному опыту профессиональной подготовки специалистов в сфере цифровых технологий позволяет выявить перспективные варианты его использования при решении ряда проблем, возникающих в процессе обучения представителей различных отраслей сельского хозяйства России.The article discusses the possibility of adaptation of foreign experience of training for the digital economy in agriculture. The appeal to the positive foreign experience of professional training of specialists in the field of digital technologies allows us to identify promising options for its use in solving a number of problems arising in the process of training representatives of various sectors of agriculture in Russia.The article discusses the possibility of adaptation of foreign experience of training for the digital economy in agriculture. The appeal to the positive foreign experience of professional training of specialists in the field of digital technologies allows us to identify promising options for its use in solving a number of problems arising in the process of training representatives of various sectors of agriculture in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Наталья Ивановна, Степанов Роман Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

Сорокина Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Степанов Роман Иванович, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 42, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются возможности адаптации зарубежного опыта подготовки кадров для цифровой экономики в сельском хозяйстве. Обращение к позитивному зарубежному опыту профессиональной подготовки специалистов в сфере цифровых технологий позволяет выявить перспективные варианты его использования при решении ряда проблем, возникающих в процессе обучения представителей различных отраслей сельского хозяйства России.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая среда, подготовка кадров, зарубежный опыт, сельское хозяйство.

Abstract: The article discusses the possibility of adaptation of foreign experience of training for the digital economy in agriculture. The appeal to the positive foreign experience of professional training of specialists in the field of digital technologies allows us to identify promising options for its use in solving a number of problems arising in the process of training representatives of various sectors of agriculture in Russia.

Keywords: digital technologies, digital environment, personnel training, foreign experience, agriculture.

Традиционный для российского образования способ формирования процесса овладения какой-либо специальностью (образовательный стандарт -учебный план - рабочие учебные программы по дисциплинам - методическое

обеспечение и т.п.) требует достаточно долговременной предварительной подготовки. Дальнейшая реализация данного способа характеризуется высокой инертностью. Поэтому, скорость формирования предлагаемых образовательными организациями России услуг в сфере обучения цифровым компетенциям намного отстает от темпов развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий.

В сельскохозяйственной отрасли, по мнению исследователей, ситуация осложняется еще и тем, что наблюдается явный дисбаланс между потребностями экономики сельских территорий в специалистах и системой их подготовки по уровням профессионального образования [1, с. 100]. То есть, в указанном секторе экономики существует несоответствие уровня квалификации кадров требованиям технологий современного агропромышленного производства. На этом фоне перспективы цифровизации сельского хозяйства представляются слишком оптимистичными. Однако целый ряд исследователей (А.Е. Белолипецкая, М.В. Попов, А.М. Сухорукова) уверенно прогнозирует то, что кадровый вопрос в сфере цифровых технологий будет полностью решен к 2025 году, обосновывая это современной государственной экономической и технологической политикой [2, с. 122; 3, с.21].

Изучение ситуации, связанной с особенностями профессиональной подготовки специалистов для цифровой экономики в Российской Федерации, позволил нам выявить актуальные проблемы, существующие сегодня в процессе обучения владению цифровыми компетенциями. Анализ способов решения данных проблем в зарубежных странах позволил нам определить перечень возможных решений некоторых из них и в нашей стране.

Для овладения цифровыми компетенциями требуются колоссальные личностные усилия с высокой степенью ориентации на самостоятельность и инициативность [4, с. 2]. Несмотря на то, что преподаватели и ученые [5, с. 135] отмечают недостаточную склонность современных молодых людей (так называемое поколение Y и Z) к преодолению трудностей и препятствий (в

сравнении с предыдущим поколением Х), представители поколения Ъ (родившиеся в 2003 году и далее) появились на свет уже в цифровом мире. Цифровая среда для нового поколения является естественным местом обитания, но организация и методика подготовки профессиональных кадров сфере цифровой индустрии остается в России достаточно нерациональной [6, с. 69].

При том, что представители науки отмечают очевидность стратегической роли кадрового потенциала в формировании цифровой составляющей агропромышленного комплекса [7, с. 111].

В результате анализа опыта компании Simplilearn.com [8]. (проводит сертификационные тренинги в сфере цифровых технологий) и консалтинговой фирмы Вегап Ьу Deloitte [9] нами были выделены современные тенденции обучения цифровым компетенциям, которые на наш взгляд обладают высокой эффективностью:

1. Интервальное онлайн обучение. Современные приложения для мобильных устройств позволяют осваивать компетенции с перерывами и контролем между обучением, независимо от того, где физически находится обучающийся (когда и где ему наиболее удобно). Перерыв в освоении нового блока информации используется для закрепления компетенций.

2. Сочетание микро и макрообучения. Разделение длинных углубленных уроков на небольшие, легко усваиваемые порции способствует формированию ситуации успеха при обучении, обеспечивая органичное вовлечение обучающихся в более длительные, традиционные электронные учебные модули.

3. Игрофикация (gamified). Игровые элементы, дополняющие основной контент для электронного обучения, призваны сделать процесс овладения цифровыми компетенциями более увлекательным и легким.

4. Взаимное обучение. Участие в общественных форумах позволяет быстро и эффективно обмениваться опытом. Совместное участие преподавателя и обучающихся в разработке учебных программ или

траектории обучения, позволяет своевременно реагировать на актуальные изменения в сфере цифровых технологий.

5. Сертификация результатов обучения. Вовлекает обучающихся в систему непрерывного образования. Позволяет и обучающемуся, и потенциальному работодателю получить представление о результатах подготовленности. Портфолио готовых продуктов, созданных в процессе обучения, позволяет оценить уровень владения цифровыми компетенциями.

Ценным, на наш взгляд, является то, что указанные тенденции уже сейчас можно включать в систему традиционного обучения в образовательных организациях сельскохозяйственного профиля.

Дальнейшим направлением нашего исследования может стать формирование конкретных предложений по разработке механизмов применения удачного опыта зарубежья при подготовке специалистов для цифровой экономики в сельском хозяйстве.

Литература

1. Савенкова О.Ю. Деструктивные процессы в области формирования сельского рынка труда и направления его развития // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 100-102.

2. Белолипецкая А.Е. Концепция цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России // Вопросы управления.

2017. № 5 (48). С. 120-127.

3. Попов М.В., Сухорукова А.М. Кадровый потенциал в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Вестник СГСЭУ.

2018. № 4 (73). С. 15-21.

4. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1-4.

5. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России / В.Н. Зимин и др. Москва: Издательство МГТУ им Н.Э. Баумана. 2017. 176 с.

6. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 50-75.

7. Ловчикова Е. И., Первых Н. А. Солодовник А.И. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник аграрной науки. 2017. № 5 (68). С. 107-112.

8. Kumar K. 4 learning trends emerging in the digital economy age [Электронный ресурс]. Режим доступа: / https://www.simplilearn.com/ emerging-digital-learning-trends-article (дата обращения 22.02.2019).

9. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://joshbersin. com/2017/03/the-disruption (дата обращения 21.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.