Научная статья на тему 'Современные общественные предпосылки исследования института гражданства как элемента структуры административно-правового статуса личности'

Современные общественные предпосылки исследования института гражданства как элемента структуры административно-правового статуса личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INSTITUTE OF CITIZENSHIP / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF AN INDIVIDUAL / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MIGRATION RELATIONS / POLITICAL AND LEGAL RELATIONSHIP / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головенко Георгий Юрьевич

В статье рассматриваются проблемы понимания института гражданства как элемента структуры административно-правового статуса личности в современный период. Анализируются вопросы, связанные с новейшими изменениями законодательства о гражданстве в сфере так называемого «упрощенного приобретения гражданства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SOCIAL BACKGROUND OF RESEARCH OF THE INSTITUTE OF CITIZENSHIP AS AN ELEMENT OF THE STRUCTURE OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL

In the article the questions connected with the problems associated with the understanding of citizenship as an element of the structure of the administrative-legal status of an individual in the modern period are under the discussion. The article analyzes issues related to the latest changes in the legislation on citizenship in the sphere of so-called «simplified acquisition».

Текст научной работы на тему «Современные общественные предпосылки исследования института гражданства как элемента структуры административно-правового статуса личности»

© 2015 г. Г. Ю. Головенко

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы понимания института гражданства как элемента структуры административно-правового статуса личности в современный период. Анализируются вопросы, связанные с новейшими изменениями законодательства о гражданстве в сфере так называемого «упрощенного приобретения гражданства».

Ключевые слова: институт гражданства, административно-правовой статус личности, миграционные отношения, политико-правовая связь.

Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, постепенное стирание границ между различными государствами, вооруженные конфликты, ситуация гуманитарной катастрофы в украинском государстве, породившая десятки тысяч беженцев, ищущих убежище на территории Российской Федерации (по оценкам ООН, в России в настоящее время находится около 110 тысяч беженцев из Украины, а, согласно экспертным оценкам, более 700 тысяч [1] поставили вопрос о необходимости пересмотра традиционных представлений об институте гражданства как принадлежащем исключительно национальному праву (прежде всего, конституционному (государственному) и административному праву). Все большее значение в регламентации отдельных вопросов гражданства приобретают также международно-правовые нормы и принципы. Глобализация, связанная с идеей политико-правового универсализма, интернационализация общества, предполагающие объединение национальных обществ в единой системе, универсализацию их организации, привели к стиранию, ощущению второстепенности национальных интересов, национальных территориальных границ, национального суверенитета, породила процессы неконтролируемой миграции и как результат - угрозу утраты многими государствами национальной идентичности и даже суверенитета.

Сами европейские государства, подписавшие Шенгенское соглашение, под влиянием мировых кризисных процессов, в целях защиты национальных интересов периодически вынуждены вопреки международным договоренностям вводить определенные ограничения миграционных потоков (возобновление пограничного контроля в Дании, приостановление железнодорожного сообщения на границе Франции и Италии), как это происходило в сравнительно недавнем прошлом.

Следовательно, в случае возникновения внезапных угроз публичным интересам, носящих критичный характер, страны Европейского союза на

ходу корректируют свою миграционную политику, отступая от достигнутых договоренностей. Поэтому регламентация миграционных отношений, вопросов гражданства - это дело прежде всего национального законодательства.

Содержание и значение института гражданства дает основание ряду исследователей для вывода о регламентации данного института нормами конституционного права.

Между тем конституционное право как базовая отрасль российского права своими нормами не может с исчерпывающей полнотой регламентировать весь механизм решения вопросов приобретения, изменения и утраты гражданства конкретным физическим лицом. Большинство процедурных вопросов разрешается посредством норм административного права как отрасли, регулирующей общественные отношения, возникающие в ходе организации и осуществления органами государства исполнительной деятельности, в том числе и по вопросам гражданства. Нормы административного права исходя из норм конституционного права регулируют также деятельность органов, ведающих делами о гражданстве, и определяют механизм реализации и защиты прав и обязанностей граждан через государственные органы управления.

Приобретение, прекращение, изменение гражданства порождают правоотношения в области именно административного права. В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации территориальные органы ФМС РФ, а также дипло-магические представительства и консульские учреждения Российской Федерации оформляют приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Органы Федеральной миграционной службы, деятельность которых в основном регулируется нормами административного права, принимают заявления от граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства по вопросам гражданства; проверяют фак-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

ты и документы, представленные в обоснование заявлений; дают заключения и представления по заявлениям о приобретении и прекращении гражданства; направляют заявления вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих на территории России, к гражданству Российской Федерации; выдают документы или вносят в них изменения, удостоверяющие приобретение или прекращение гражданства; исполняют решения по вопросам гражданства. Административно-правовые нормы определяют содержание механизма решения вопросов гражданства (приобретения, изменения и утраты гражданства), а также взаимной ответственности участников правоотношений гражданства.

Между тем, несмотря на наличие многочисленных научных и политических исследований, посвященных различным, прежде всего конституционно-правовым аспектам гражданства, следует отметить недостаточное количество фундаментальных трудов, касающихся правовых и организационных основ административно-правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации, гражданства как важнейшего элемента административно-правового статуса российских граждан.

По-прежнему остается актуальным высказывание одного из первых исследователей советского гражданства С. С. Кишкина: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудноуловимым» [2, с. 3].

С. А. Комаров под гражданством как членством в государстве понимает союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством [3, с. 121]. Трактовка гражданства как членства лица в государстве находится в целом в рамках договорной теории происхождения государства, которой придерживаемся и мы.

Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также и непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и подвержено влиянию происходящих в нем процессов. Отмеченное дает основания для разногласий среди ученых по поводу того, существует ли общее определение понятия гражданства независимо от социально-политического различия государств.

Между тем в рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств - участников

Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года в ст. 1 содержится следующее определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета» [4, с. 39].

Мы придерживаемся мнения о том, что правовое содержание и значение института гражданства дает основания для вывода о регламентации данного института нормами не только двух вышеназванных отраслей права: государственного (конституционного) и административного, но и системой международного права. Система международного права в определенной степени оказывает влияние и на содержание гражданства. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Негативная роль международного права в вопросах гражданства проявляется в том, что общие принципы международного права в указанных вопросах ограничивают дискреционные полномочия государства. Необходимо принимать во внимание складывающуюся систему «двойных стандартов» в применении общепризнанных принципов международного права в настоящий период истории, связанную с конфликтами и неконтролируемой миграцией на Ближнем Востоке, а также с ситуацией на Украине и в Крыму - новом субъекте Российской Федерации. Институт гражданства в данных условиях необходимо рассматривать и как политический, и как гуманитарный институт, и даже как социально-культурный, нравственно-психологический [5, с. 183], направленный на укрепление суверенитета России.

Как пишет Н. В. Витрук, социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, утраты гражданства и т. д. [6, с. 26].

Отдельному анализу необходимо подвергнуть вводимые изменения, направленные на установление возможности получения российского гражданства в упрощенной форме соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и которые сами либо их предки проживали на территории СССР или Российской империи в границах современного государства. Иностранный гражданин или лицо без гражданства должны будут пройти собеседование в специальной комиссии по признанию иностранца носителем русского языка.

Носителем языка признается человек, владеющий русским языком и повседневно использующий его дома и в «культурной сфере». Проходить собеседования смогут только люди, которые сами или их родственники по прямой восходящей линии (т. е. родители, бабушки и дедушки и т. д.) живут или ранее жили на территории СССР или Российской империи в пределах государственной границы современной России, т. е. и в Крыму. Представляется, что комиссии не будут оценивать грамотность человека, их задача - определять, владеет ли человек свободно русским языком и использует ли его в повседневной жизни, причем данная категория лиц при получении гражданства Российской Федерации должна отказаться от гражданства иностранного государства. Для того чтобы существовала возможность получить гражданство по новой процедуре, упрощается порядок въезда таких лиц в Россию и получения вида на жительство. С этой целью предусматривается выдача обыкновенной визы в целях приема в гражданство РФ, а также возможность оформления вида на жительство, минуя имеющую место предварительную стадию получения разрешения на временное проживание в государстве и проживание по нему не менее одного года до получения вида на жительство. Во избежание злоупотреблений вид на жительство аннулируется, если иностранцы по истечении двух лет после его получения не подадут заявление о приеме в гражданство Российской Федерации. Для иностранцев, владеющих русским языком, предусматривается также сокращенный срок рассмотрения заявлений и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации -до трех месяцев.

Очевидно, что данные изменения в законе вызваны необходимостью создания механизма упрощенного предоставления российского гражданства тем жителям Украины, которые этого пожелают. Например, тем лицам, родственники которых сейчас постоянно проживают на территории Крыма и Севастополя или в других российских регионах. Или тем, кто когда-то, во времена СССР, сам проживал на территории Российской Федерации. Законодатели указывают, что нововведения направлены на упрощение порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования, или иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Однако очевидно,

что практика применения нововведений породит как проблемы с реализацией данных установлений, так и широкую возможность доступа к гражданству России «неблагонадежных», но хорошо говорящих по-русски граждан фактически любой страны мира и любой национальности, постоянно проживающих в настоящее время в стране или когда-то проживавших на ее территории.

Таким образом, дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение правовых и организационных основ административно-правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации и определение путей совершенствования административно-правового режима правоотношений по производству по делам о гражданстве в сложившейся сегодня непростой ситуации.

Необходимым представляются: анализ понятия и сущности российского гражданства в условиях изменения действующей внешнеполитической ситуации, его места и значения в структуре административно-правового статуса личности; нацеленность исследований на рассмотрение системы и правового положения органов государственной власти, осуществляющих регулирование правоотношений по делам о гражданстве; актуализация направлений государственной политики в области обеспечения прав граждан по делам о гражданстве, в том числе с учетом введенных в отношении России со стороны США и Западной Европы санкций; изучение возможных путей совершенствования административно-правового регулирования приобретения и прекращения российского гражданства.

Дальнейшее самостоятельное исследование института гражданства как основы конституционного строя, выражения государственного суверенитета и важнейшей предпосылки правового положения (правового статуса) личности видится абсолютно необходимым. Конституция Российской Федерации, новый Закон о гражданстве Российской Федерации, изменения, внесенные в Закон о гражданстве [7], принятые в его развитие ведомственные подзаконные акты, регулирующие отношения гражданства, позволяют по-новому осмыслить важнейшие аспекты проблемы гражданства. Актуализируется понимание гражданства как политико-правовой связи лица с государством, что обусловлено исключительно высоким политическим потенциалом института гражданства в современный кризисный период истории.

Литература

1. http://www.pravda.ru/economics/market/busi-ness/07-08-2014/1219957-^-0

2. Кишкин С. С. Советское гражданство. М., 1925.

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций. М., 1995.

4. Комментарий законодательства государств -участников СНГ о гражданстве. М., 1995.

5. Конституционное право: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1998.

6. Актуальные проблемы гражданства: материалы международной научно-практической кон-

ференции по проблемам гражданства. 23-24 февраля 1995 года, г. Москва. М., 1995.

7. Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

© 2015 г. С. М. Юткина

О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

В статье с теоретико-правовых позиций анализируются вопросы понимания сущности государственного принуждения. Раскрываются основные научные подходы к определению сущности государственного принуждения, что позволяет автору обосновать собственную исследовательскую позицию.

Ключевые слова: социальное принуждение, государственное принуждение, государственная власть, силовое воздействие, метод государственного воздействия, реализация властной воли.

Государственное принуждение как многоаспектное социально-правовое явление может быть рассмотрено с разных позиций. При этом существуют различные подходы к раскрытию его сущности и содержания: психологический (волевой), социальный (управленческий), юридический (правовой). В совокупности перечисленные подходы дают возможность глубже понять содержание государственного принуждения как вида социального принуждения и правового явления, его социальную роль и назначение в демократическом правовом государстве.

С учетом данных подходов развивалась концепция государственного принуждения в отечественной юридической науке 70-80 годов XX века.

Так, еще в определении, сформулированном Н. А. Беляевым и В. Г. Смирновым, была представлена психологическая (волевая) трактовка принуждения. «Убеждение и принуждение, - отмечали они, - различаются по характеру и психологическому воздействию на сознание людей: принуждение имеет место тогда, когда поведение человека определяется велениями государства или общественных органов независимо от воли этого человека...» [2, с. 18]. В данном определении, в частности, выделяется государственное и общественное принуждение. Но в то же время в нем не раскрывается социальная функция принуждения. Остается не совсем ясной его роль и место в общественной жизни. Этот недостаток в какой-то мере снимается в социологической (управленческой) трактовке принуждения. «Убе-

ждение и принуждение, - указывает И. А. Сперанский, - представляет собой два исторически обусловленных метода воздействия на сознание и волю людей в процессе регулирования общественной жизни» [13, с. 56]. Данная трактовка правильно подчеркивает историческую обусловленность принуждения.

Примером юридической трактовки принуждения служит определение, предложенное А. И. Ка-плуновым: «...это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз» [6, с. 17].

Наиболее распространенным в отечественной литературе является подход, в соответствии с которым принуждение рассматривается прежде всего как метод, средство воздействия на людей, их поведение. Сторонники данного подхода определяют принуждение как средство, с помощью которого осуществляется воздействие социальной общности или отдельной личности в отношении коллектива или индивида для достижения определенного результата [14, с. 118]; процесс снятия индивидуальной воли посредством внешнего воздействия, направленного на то, что-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.