Научная статья на тему 'Современные образовательные условия формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля'

Современные образовательные условия формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LAW PROFILE / MODULAR TECHNOLOGY / MODELS OF TECHNOLOGICAL UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Тамара Ибрагимовна

Проблема формирования профессиональных коммуникативных ресурсов специалиста актуализируется особо в системе обучения будущих юристов, для которых русскоязычная коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. Предполагается, что многоаспектностб речевой подготовки студентов юридического профиля может быть оптимально реализована с помощью модульно-рейтинговой технологии обучения. Проектирование указанной технологии включает разработку моделей технологических составляющих: обучающего модуля, модулъно-рейтинговой программы обучения, технологической карты обучающего модуля и модульного учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP-TO-DATE EDUCATIONAL CONDITIONS OF LAW INSTITUTION STUDENT'S RUSSIAN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNIKATIVE COMPETENCE FORMATION AND DEVELOPMENT

The problem of the formation of an expert's professional communicative resources is especially actualized in the system of future lawyer's for whom Russian Language professional communicative competence is one of the basic parameters of their professionalism. Lt is supposed, that the variousness of the law student's the language training can be effectively realized by using the modular raiting training technology. Projecting of this technology includes working out the models of technological units: the training module, the training program of modular raiting, the technological scheme of training module and the modular training textbook.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные условия формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля»

УДК: 159.9.:316.77-057.875 ББК: 88.53

Магомедова Тамара Ибрагимовна

кандидат филологических наук, доцент г. Махачкала Magomedova Tamara Ibragimovna Candidate of Philology,

Associate Professor Makhachkala

Современные образовательные условия формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля Up-to-Date Educational Conditions of Law Institution Student’s Russian Language Professional Communicative Competence Formation and Development

Проблема формирования профессиональных коммуникативных ресурсов специалиста актуализируется особо в системе обучения будущих юристов, для которых русскоязычная коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. Предполагается, что многоаспект-ность речевой подготовки студентов юридического профиля может быть оптимально реализована с помощью модульно-рейтинговой технологии обучения. Проектирование указанной технологии включает разработку моделей технологических составляющих: обучающего модуля, модульно-рейтинговой программы обучения, технологической карты обучающего модуля и модульного учебного пособия.

The problem of the formation of an expert’s professional communicative resources is especially actualized in the system offuture lawyer’s for whom Russian Language professional communicative competence is one of the basic parameters of their professionalism. It is supposed, that the variousness of the law student’s the language training can be effectively realized by using the modular raiting training technology. Projecting of this technology includes working out the models of technological units: the training module, the training program of modular raiting, the technological scheme of training module and the modular training textbook.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, юридический профиль, модульная технология, модели технологических составляющих.

Key words: communicative competence, law profile, modular technology, models of technological units.

Состояние российской высшей школы периода конца XX - начала XXI века характеризуется изменениями в направленности, целях и содержании образования. Современная образовательная стратегия направлена на переход от традиционной формально-знаниевой к компетентностной парадигме, в центре которой находятся профессиональные компетенции личности обучающегося.

Педагогический процесс в высшей школе - это целостное, комплексное, многоуровневое явление. Конечной целью данного процесса является формирование личности, способной и готовой к будущей профессиональной и общественной деятельности. Эта цель и объединяет все компоненты развернутого во времени процесса становления и воспитания студента в единую комплексную систему, одной из составляющих которой на современном этапе модернизации образования является формирование и развитие профессиональной коммуникативной компетенции.

Профессиональная коммуникативная компетенция личности является системообразующей и стрежневой для профессиональных компетентностных ресурсов, так как органично интегрирует в собственном развитии формирование всех остальных компетенций, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в образовательном процессе.

В основе понятия профессиональной коммуникативной компетенции лежит коммуникативная культура личности, которая, являясь основой общей культуры человека, характеризуется личностной ценностью, формируется во всех видах деятельности и общения и объединяет эмоциональную культуру, культуру мышления, культуру речи.

Чем выше уровень культуры человека (в том числе и речевой), тем продуктивнее он будет решать задачи профессиональной деятельности. Правильность, понятность, точность и выразительность речи - необходимые атрибуты общей гу-

манитарной культуры личности. Правильная и точная, ясная и понятная, богатая и эмоциональная речь позволяет должным образом выразить мысли, идеи, воздействовать не только на сознание слушателя, но и на его чувства, воображение, волю.

Как известно, уровень владения русским языком во многом определяет успех любой профессиональной деятельности в нашей стране. «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики», - писал М. В. Ломоносов [3].

Проблема формирования русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции особенно остро встает при организации подготовки будущих юристов, для которых успешная коммуникация является одним из основных показателей профессионализма.

В юридической сфере профессиональная коммуникация выделяется как важнейшая составляющая деятельности юриста, определяющая общий уровень его профессиональной компетентности и непосредственно влияющая на эффективность решения профессиональных задач.

Специфика языка юристов обусловлена обширным спектром социокультурных сфер функционирования права и социальными функциями языка права как инструмента передачи адресату социальной управляющей информации. Специфика языка юристов проявляется в интеграции специальных языковых средств юридической науки и правоприменительной практики (законодательства), которая выражается в слиянии научного и официально-делового стилей речи, в особенностях их использования в юридических текстах.

С одной стороны, язык права обслуживает коммуникацию в административно-правовой сфере, в сугубо юридической профессиональной среде, с другой, в силу того, что правовые отношения пронизывают собой все общество и касаются практически каждого человека, письменные юридические тексты могут выполнять функции сообщения и воздействия в самых разных сферах и средах общения. А значит, социальные функции права обусловливают невысокую степень специализации языка юристов и, следовательно, широкое использование языковых средств общелитературного языка.

Иначе говоря, в профессиональной подготовке юристов необходимы специальные навыки речевого общения в устной и письменной форме: умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочно толковать смысл словесных сообщений, содержащих ту или иную правовую информацию, выступать публично в строго регламентированных социальных ситуациях общения, адекватно переводить устную речь в письменное изложение, применять специальные знания о слове в целях наиболее полного психологического изучения личности, мотивационной сферы, поведения.

Все это требует не только четкого знания законов, но и высокого уровня языковой компетенции. Любой юридический документ должен быть грамотным и в правовом, и в лингвистическом смыслах. Именно такой синтез норм права и норм языка делает понятным существо юридического вопроса, обеспечивает эффективность следственных и судебных действий [1, 2].

На основании этого к речи юриста предъявляются повышенные требования как к основному инструменту профессиональной деятельности: речь должна быть грамотной, понятной, последовательной, логически стройной, убедительной, аргументированной; иметь широкий диапазон эмоциональных средств воздействия.

Однако практика показывает, что уровень языковой подготовки многих юристов - практических работников не отвечает современным требованиям в деятельности различных юридических органов.

Снижение речевой культуры, засорение ее иноязычной, просторечной, жаргонной, бранной и прочей ненормативной лексикой, заметное ослабление общественного внимания к соблюдению говорящими и пишущими общеобязательных правил русского литературного языка - это процессы, характерные для всего сегодняшнего ареала функционирования русского языка, в том числе и в области права. В мультилингвальной среде указанные процессы обостряются и глобализируются.

Основной причиной такой сложной ситуации в сфере правовой речевой

культуры является, на наш взгляд, возникшее серьезное противоречие между возрастающими потребностями в специалистах, хорошо владеющих профессиональной юридической речью, и отсутствием приемлемой дидактической системы формирования, развития и активизации профессиональной коммуникативной компетенции будущих юристов.

В связи с этим явно обозначилась необходимость поиска новых организационно-педагогических форм и наиболее рациональных способов гарантированного достижения учебных целей в системе русскоязычной подготовки студентов юридического профиля, обучающихся в полиязыковой среде.

Интеграция академического опыта с инновационными технологиями обучения должна обеспечить эффективную реализацию процесса формирования и развития русскоязычной коммуникативной компетенции в системе непрерывного профессионального образования в том объеме, который предусмотрен соответствующими планами и программами юридических факультетов вузов.

Инновационная деятельность в системе образования обладает определенными универсальными критериями, такими, как открытость, личностная ориентированность, технологичность, и основывается на таких принципах, как гуманизация, фундаментализация, профессионализация и демократизация жизнедеятельности современного вуза.

Главная цель инновационного образования - сохранение и развитие общечеловеческих ценностей и творческого потенциала личности, для достижения которой необходимо развивать гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию.

Инновационная активность в современных условиях связана не только с концептуальной разработкой содержательного и методического, но и организационно-структурного направления преобразования системы высшего российского образования.

Так, концепция организационно-структурного направления инновационных преобразований, во-первых, реализуется через модель трех уровней высше-

го образования (общего (неполного), базового (бакалавриат) и полного (специального), каждый из которых, обладая относительной автономностью, является элементом целостной системы. Такой подход наиболее полно отвечает требованиям рынка; позволяет получать образование многими путями; стимулирует академическую и профессиональную мобильность обучающихся; создает условия для развития личности на основе самоопределения, ее ценностных ориентаций и жизненных смыслов.

Во-вторых, модульно-рейтинговая (кредитная) система приходит на смену традиционной организации обучения, требуя нововведений и в методическом, и в содержательном направлениях вузовского образования.

Наряду с компетентностным подходом, ориентированном на накопительную систему кредитных единиц, модули являются базовым понятием в рамках европейского процесса совершенствования образовательных программ и достижения взаимной прозрачности систем обучения в различных вузах и странах.

Модульно-компетентностный подход в высшем профессиональном образовании России представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения, в качестве системы учета трудоемкости обучения - зачетные единицы (кредиты, баллы), начисляемые за освоение каждого модуля.

Процесс внедрения в вуз инновационных образовательных стратегий и тактик должен интенсифицировать индивидуально-творческую и коллективнотворческую деятельность, изменить отношения между участниками учебнопедагогического процесса в сторону развития субъектных отношений, совершенствовать структуру самостоятельной работы студента через введение рейтинговой системы контроля, изменить уровень методической культуры преподавателей через овладение технологиями управления учебной деятельностью студентов.

Одним из основных квалификационных требований к преподавателю вуза сегодня является требование знания и владения разнообразными технологиями,

умения творчески применять их в учебно-воспитательном процессе в соответствии с целями, задачами, содержанием обучения, требованиями Государственных стандартов, программ, квалификационных характеристик, спецификой учебного заведения, профессиональными особенностями и личностными интересами будущего специалиста [4].

Технологию следует рассматривать как связующее звено между наукой и практикой, поскольку она объединяет в себе признаки и того и другого, по сути, отражая взаимосвязь между ними. Высокое качество образования можно обеспечить только на основе технологизации учебного процесса. В таком процессе отрабатываются не только навыки культурного взаимодействия обучающегося и педагога, но и формируется характер социальных отношений.

Через технологию оба субъекта входят в контекст современной культуры, а обучаемый не только приобретает знания о мире, но и умения взаимодействовать с миром, строить свои отношения на основе высоких ценностей жизни, которые выработаны современной культурой. Для общества технология обучения является важным элементом культурной среды, способствующей появлению высокопрофессиональных кадров.

Сегодня наблюдается поиск инновационных технологий обучения, отличающихся вариативностью методик, цель которых - активизировать умственную деятельность студентов. В целом, технологии-инновации предполагают мобилизацию всех социальных, коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения [6].

В рамках формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля актуальной проблемой становится создание модели обучения и поиск педагогической технологии ее реализации, которые бы позволили, во-первых, реализовывать в полном объеме принцип инновационности в образовании; во-вторых, отвечали всем современным требованиям, предъявляемым к практической подготовке специалистов в области права; в-третьих, учитывали полиязыковую среду обучения, доминирующую в сегодняшнем образовательном пространстве России.

Необходимость проектирования модели формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязыкового контекста обучения обусловлено рядом причин:

- во-первых, такая модель позволит объективно и наглядно представить исследуемый процесс как систему, обосновать и раскрыть его внутреннюю структуру, отражающую единство его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости;

- во-вторых, разработка такой модели даст возможность систематизировать информацию относительно исследуемого процесса, свести воедино различные представления о путях оптимизации формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции.

Обоснование и проектирование искомой модели осуществлялось нами на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях.

На методологическом уровне разрабатывалась концептуальная модель педагогического воздействия, которая, по нашему мнению, должна быть построена в соответствии с требованиями не одного, а нескольких подходов. Системный, личностно ориентированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-компетентностный и культурологический методологические подходы в комплексе предопределяют стратегию педагогического проектирования и детерминируют технологию реализации педагогической модели.

Логика понятия моделирования обусловила основные этапы построения и реализации искомой нормативной модели педагогического воздействия на теоретическом и прикладном уровнях. В структурную организацию нормативной модели включены 10 дидактических компонентов, аккумулирующих базисные подструктуры и организационно-методические условия ее внедрения.

Для реализации спроектированной модели обучения необходима педагогическая технология, главная ценность которой должна заключаться в совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влия-

ния на развитие профессиональной личности студента с высоким уровнем коммуникативной компетенции. Анализ современных образовательных и обучающих технологий дал возможность вычленить в качестве наиболее оптимальной модульно-рейтинговую технологию, обладающую комплексом специфических признаков инновационности и соответствующую дидактическим требованиям, предъявляемым к коммуникативной подготовке будущих юристов в условиях полиязыковой среды.

Модульно-рейтинговая технология обучения - одно из современных и перспективных инновационных направлений в зарубежной и отечественной образовательных системах, обеспечивающее индивидуализацию учебных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов с целью оптимизации процесса обучения и повышения его эффективности и качества.

Под технологией модульно-рейтингового обучения нами понимается инновационная дидактическая организация учебного процесса, в основе которого лежит блочный принцип структуризации содержания обучения и его поэтапное целевое усвоение с высоким уровнем самостоятельности обучающихся, коррекционным типом управления и формой рейтингового контроля [7].

На этапе разработки модульно-рейтинговой технологии обучения как основы лингводидактического воздействия в рамках процесса формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в полиязыковой среде нами конкретизированы понятия основных технологических составляющих выбранной организации обучения и спроектированы соответствующие структурные модели: модель обучающего модуля, модель технологической карты обучающего модуля, модель модульнорейтинговой учебной программы, модель модульного учебного пособия.

Последующий этап проектирования технологии модульно-рейтингового обучения предполагает наполнение технологических карт ОМ, на основании которых формируется учебно-методический комплекс дисциплины, включающий модульно-рейтинговую программу обучения и модульное учебное пособие [5].

Таким образом, современная инновационная парадигма вузовского обра-

зования основывается на категориях личностно ориентированного образования, основной целью которого является развитие профессионально компетентной, творческой личности, применяющей полученные знания и приобретенные в процессе обучения умения и навыки в действии.

Представленный проект дидактического процесса на базе модульнорейтинговой технологии обучения, на наш взгляд, обладает высокой степенью эффективности языковой подготовки будущих специалистов в области права; является наиболее рациональным способом гарантированного достижения обучающих целей и оптимально соответствует современным условиям формирования языковой личности.

Библиографический список

1. Губаева, Т. В. Практический курс русского языка для юристов [Текст] / Т. В. Губаева. - Казань, 1986. - 230 с.

2. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста [Текст] : Учеб. пособие / Н. Н. Ивакина. - М., 1997. - 333 с.

3. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию [Текст] : Полн. собр. соч. / М. В. Ломоносов. - М., Л. 1952. - Т. 7. - 354 с.

4. Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука [Текст] / В. Я. Ляудис.

- М. : ИНИОН, 1992. - 275 с.

5. Магомедова, Т. И. Русский язык и культура речи [Текст] : Учеб. пособие для студентов юридического профиля / Т. И. Магомедова. - Махачкала, 2008. - 261 с.

6. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : Учеб. пособие / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ , 2002. - 436 с.

7. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. А. Юцявичене. - Каунас, 1989. - 271 с.

Bibliography

1. Gubaeva, T. V. Practical Course of the Russian Language for Lawyers [Text] / T. V. Gubaeva. - Kazan, 1986. - 230 p.

2. Ivakina, N. N. Lawyer’s Professional Language [Text] : Educational Textbook / N. N. Ivakina. - M., 1977. - 333 p.

3. Lomonocov, M. V. Instructions for Eloquence [Text] : Complete Edition of Works / M. V. Lomonocov. - M., L. - 1952. Vol. 7. - 354 p.

4. Lyaudis, V. A. New Teaching Technology and Science [Text] / V. A. Lyaudis.

- M. : INION, 1992. - 275 p.

5. Magomedova, T. I. The Russian Language and Speech Standard [Text] :

Educational Textbook for Law Students / T. I. Magomedova. - Makhachkala. 2008. - 261 p.

6. Chernilevsky, D. V. Didactic Technology at a Higher School [Text] : Study Guide / D. V. Chernilevsky. - M. : YUNITI, 2002. - 436 p.

7. Yutsavichene, P. A. The Theory and Practice of Modular Training [Text] / P. A. Yutsavichene. - Kaunas, 1989. - 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.