Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции студентов-юристов в условиях полиязычия'

Формирование коммуникативной компетенции студентов-юристов в условиях полиязычия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ / ПОЛИЯЗЫЧИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LAW STUDENTS / MODULAR TECHNOLOGY / MODELS OF TECHNOLOGICAL UNITS / MULTILANGUAGE SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Тамара Ибрагимовна

Проблема формирования профессиональных коммуникативных ресурсов специалиста актуализируется особо в системе обучения будущих юристов, для которых русскоязычная коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. Предполагается, что многоаспектность речевой подготовки студентов юридического профиля в условиях полиязычия может быть оптимально реализована с помощью модульно-рейтинговой технологии обучения. Проектирование указанной технологии включает разработку моделей технологических составляющих: обучающего модуля, модульно-рейтинговой программы обучения, технологической карты обучающего модуля и модульного учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of law students communicative competence formation in multilanguage conditions

The problem of a specialists professional communicative resources formation is actualized primarily in the system of future lawyers training as Russian communicative competence is one of basic parameters of their professionalism. It is supposed that the multi-aspect language training of law students can be realized most effectively by using training technology of modular rating. This technology projecting involves designing models of technological units: a training module, a training program of modular rating, a technological scheme of training module and a modular training textbook.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции студентов-юристов в условиях полиязычия»

Т. И. Магомедова

формирование коммуникативной компетенции студентов-юристов в условиях полиязычия

характеристика современного состояния проблемы

Процесс интеграции россии в международное единое образовательное пространство требует пересмотра идеологии в системе высшего образования в сторону перехода от традиционной формально-знаниевой к компетентностной парадигме, в центре которой находятся профессиональные компетенции личности будущего специалиста1.

Помимо профессионально-ориентированных знаний, высшее образование должно обеспечивать общую гуманитарную подготовку, направленную на развитие духовности и творческой сущности человека. Именно благодаря гуманитарной подготовке студентов можно позитивно влиять на процессы формирования культурных потребностей общества в целом.

Прежде всего гуманитарный подход требует, чтобы в качестве главной цели учебновоспитательного процесса рассматривались предпосылки самореализации личности. для самореализации профессиональной личности необходимы обширные познания в области культуры, социологии, психологии, знание иностранных языков и, естественно, совершенное знание собственно языка специальности. Культура профессиональной речи специалиста в современных условиях является одним из показателей конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения, профессионально-значимым качеством специалиста.

Качество подготовки специалиста сегодня определяется его готовностью к эффективной профессиональной деятельности, способностью к адаптации в условиях быстро меняющегося современного мира, а значит, зависит от уровня комплексного владения профессиональными компетенциями. При этом очевидно, что коммуникативная компетенция личности рассматривается как системообразующая и стрежневая для всех составляющих комплекса профессиональных компетенций, т. к. органично интегрирует в собственном развитии формирование всех остальных компетенций, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в образовательном процессе.

цель настоящего исследования — разработка научно обоснованной модели формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического факультета вуза в условиях полиязычия и инновационной технологии реализации искомой модели.

В условиях полиязыковой среды проблема формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции (рПКК) особенно остро встает при организации подготовки будущих юристов, для которых успешная коммуникация является одним из основных показателей профессионализма.

речь юриста — важнейший инструмент его профессиональной деятельности, это форма существования языка права, который функционирует и реализуется в ней. Формирование и развитие речевых умений и навыков диктуется профессионально-коммуникативными

© Т. И. Магомедова, 2009

особенностями юридической деятельности, которые, в свою очередь, определяют требования к профессиональной коммуникации специалиста.

обществу требуются юристы с необходимыми профессиональными знаниями и высоким уровнем коммуникативной компетенции, который предусматривает безупречное соблюдение норм современного русского литературного языка, владение основами ораторского мастерства, богатый словарный запас, умение строить свою речь с точки зрения ее правильности и коммуникативной целесообразности, воздействовать на слушателя, используя стилистические и экспрессивно-эмоциональные языковые ресурсы.

Нормативность, понятность, доступность смысла высказывания, последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность, соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения, широкий диапазон стилистических средств выражения и воздействия — важнейшие индикаторы высокого уровня профессиональной коммуникативной компетенции юриста, которые особенно актуализируются в условиях полиязычия.

однако регулярное наблюдение за состоянием русской речи сегодняшних юристов свидетельствует о том, что уровень языковой подготовки многих из них не отвечает нормативным требованиям, предъявляемым к деятельности практических работников различных юридических органов. Снижение речевой культуры, засорение ее иноязычной, просторечной, жаргонной, бранной и прочей ненормативной лексикой, заметное ослабление общественного внимания к соблюдению говорящими и пишущими литературных языковых норм — это процессы, характерные для всего сегодняшнего ареала функционирования русского языка, в том числе и в области права. В мультилингвальной среде указанные процессы обостряются и глобализируются.

основной причиной такой сложной ситуации в сфере правовой речевой культуры является, на наш взгляд, серьезное противоречие между возрастающими потребностями в специалистах, хорошо владеющих профессиональной юридической речью, и отсутствием приемлемой дидактической системы формирования, развития и активизации профессиональной коммуникативной компетенции будущих юристов.

В связи с этим актуальной становится создание модели формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля и поиск педагогической технологии внедрения искомой модели, которые позволили бы, во-первых, реализовывать в полном объеме принцип инновационности в образовании, во-вторых, отвечали бы всем современным требованиям, предъявляемым к практической подготовке специалистов в области права, в-третьих, учитывали полиязыковую среду обучения, доминирующую в сегодняшнем образовательном пространстве россии.

Предмет и объект исследования. Предмет данного исследования — модель формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического факультета вуза в условиях полиязычия и модульно-рейтинговая технология реализации указанной модели.

объект исследования — процесс формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического факультета вуза в условиях полиязычия.

Актуальность данного исследования обоснована необходимостью улучшения качества русскоязычной коммуникативной подготовки студентов юридического профиля в полиязыко-вой среде, а значит, создания эффективной модели обучения русскому языку и культуре речи, в которой лингвистические и речевые явления детерминируются полиязыковой ситуацией и конкретными профессионально коммуникативными ролями.

обсуждение. Обоснование и проектирование искомой модели осуществлялось нами на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях.

На методологическом уровне разрабатывалась концептуальная модель педагогического воздействия, которая, по нашему мнению, должна быть построена в соответствии с требованиями не одного, а нескольких подходов. Системный, личностно ориентированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-компетентностный и культурологический методологические подходы в комплексе предопределяют стратегию педагогического проектирования и детерминируют технологию реализации педагогической модели.

Логика понятия моделирования обусловила основные этапы построения и реализации искомой нормативной модели педагогического воздействия на теоретическом и прикладном уровнях.

Так, в структурную организацию нормативной модели включены 10 дидактических компонентов, аккумулирующих базисные подструктуры и организационно-методические условия ее внедрения:

1. Требования к уровню русскоязычной коммуникативной подготовки и профессионально-личностным качествам будущего специалиста в области права, разработанные в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

2. Структура русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия, включающая 3 уровня: лингвистический, социокультурный и прагматический.

3. Цель и задачи обучения, определяющие содержание обучения, деятельность обучающихся и конечные результаты обучения (знания, умения, навыки), воплощенные в русскоязычную профессиональную коммуникативную компетенцию студента юридического профиля.

4. Дидактические условия процесса обучения, позволяющие реализовать принципы построения содержания и обеспечивающие организационно-методическое управление обучающим процессом. К таким условиям относятся:

• инновационность методического и технологического обеспечения образовательного процесса;

• интегративный подход к формированию содержания обучения и организации процесса обучения (интегративный курс «Русский язык и культура речи», интеграция лекционных и семинарских форм занятий);

• субъектное взаимодействие преподавателя и студентов, при котором роль педагога сводится не к передаче информации, а к организации процесса приобретения знаний и их содержания таким образом, чтобы обучающийся постепенно открывал их самостоятельно.

5. Принципы формирования содержания обучения русскому языку и культуре речи студентов юридического профиля в условиях полиязыковой среды.

6. Содержание обучения, определенное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и адаптированное к данным условиям обучения, — курс «Русский язык и культура речи».

7. Организационно-методическое обеспечение содержания обучения, включающее организационные формы и методы изложения содержания.

8. Технология образовательного процесса как частно предметная категория, представляющая собой метод или совокупность методов и средств, используемых для реализации целей предметного обучения.

9. результат обучения — сформированная русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля в условиях полиязыковой среды.

10. Мониторинг процесса обучения, позволяющий определить уровень сформирован-ности коммуникативных качеств и умений обучающихся на фиксированном этапе вузовской подготовки, меру реализации модели формирования искомой компетенции, эффективность используемой технологии, а также, при необходимости, провести корректировку полученных результатов.

Для реализации спроектированной модели обучения необходима педагогическая технология, главная ценность которой должна заключаться в совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на развитие профессиональной личности студента с высоким уровнем коммуникативной компетенции. Такая педагогическая технология должна предусматривать решение следующих дидактических задач:

• формирование образовательного процесса, способного гибко реагировать на конкретные условия обучения и прагматические потребности обучающихся;

• обеспечение индивидуализации обучения в аспекте организационных образовательных условий;

• дифференциация содержания обучения по принципу сложности;

• реализация творческого потенциала обучающегося;

• возможность реализации обратной связи путем контроля и самоконтроля2.

Анализ современных образовательных и обучающих технологий дал возможность

вычленить в качестве наиболее оптимальной модульно-рейтинговую технологию, обладающую комплексом специфических признаков инновационности и соответствующую дидактическим требованиям, предъявляемым к коммуникативной подготовке будущих юристов в условиях полиязыковой среды.

Модульно-рейтинговая технология обучения — одно из современных и перспективных инновационных направлений в зарубежной и отечественной образовательных системах, обеспечивающее индивидуализацию учебных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов с целью оптимизации процесса обучения и повышения его эффективности и качества3.

Под технологией модульно-рейтингового обучения нами понимается инновационная дидактическая организация учебного процесса, в основе которого лежит блочный принцип структуризации содержания обучения и его поэтапное целевое усвоение с высоким уровнем самостоятельности обучающихся, коррекционным типом управления и формой рейтингового контроля.

Технология модульно-рейтингового обучения базируется на дидактических принципах, определяющих ее общее направление, цели, содержание, способы организации и управления познавательной деятельностью.

Ведущие принципы модульной технологии, выступающие в качестве дидактической основы обучения, признаются всеми исследователями данной проблематики и сводятся к следующим:

1. Принцип модульности определяет четкую структуризацию содержания обучения и организацию форм и методов учебно-познавательного процесса. Обучение строится по функциональным узлам, блокам — модулям, ориентированным на достижение конкретных дидактических целей. Отдельный модуль представляет собой систему взаимосвязанных и подвижных учебных элементов.

2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует представлять учебный материал в рамках одного модуля как единое целое, не только направленное на решение интегрированной дидактической цели, но и имеющее определенную структуру, состоящую из обособленных, но взаимосвязанных элементов.

3. Принцип гибкости выражается в обеспечении возможности адаптации содержания обучения и путей его усвоения к социальным потребностям, условиям образовательного процесса и индивидуальным особенностям обучающихся. При реализации данного принципа необходима индивидуализация технологии обучения с предшествующей исходной диагностикой знаний и психомоторных характеристик обучающегося.

4. Принцип динамичности дает возможность свободной корректировки содержания модуля в зависимости от социального заказа. Это обеспечивается таким построением учебного материала, элементы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого модуля, а также создавать новые модули на основе подвижности и заменяемости их элементов. Мобильность, перегруппировка модулей позволяет осуществлять интеграцию и дифференциацию предметного содержания обучения, обеспечивать вариативное сочетание базовых и дополнительных дисциплин в зависимости от специальности, форм обучения и других условий.

5. Принцип действенности и оперативности знаний и их системы предполагает организацию учебного процесса в виде усвоения знаний в неразрывной связи с умениями на основе самостоятельного решения проблемных задач, инициативы и творчества обучающихся; а также обеспечивает возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

6. Принцип осознанной перспективы связан с пониманием и осознанием обучающимися целей учения (промежуточных и конечных) как перспективы практической (профессиональной) деятельности. реализация данного принципа предполагает введение таких стимулирующих звеньев как проблемная ситуация, визуализация информации, профессионально-прикладная направленность, которые обеспечивают положительную мотивацию обучения и развивают познавательные интересы обучающихся.

7. Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом с помощью определенной системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля.

8. Принцип паритетности требует перехода от информационно-контролирующей к консультативно-координирующей функции педагога, которая обеспечивает сотрудничество обучающихся и обучающего.

реализация указанных принципов обеспечивает специфические особенности модульнорейтинговой технологии, которые принципиально отличают ее от других видов обучающих технологий:

1. Содержание обучения формируется в виде автономных блоков (модулей), содержащих последовательное изложение теоретического материала, методическое руководство по его усвоению и систему оценки и контроля усвоения знаний, позволяющую корректировать процесс обучения.

2. Высокий уровень самоорганизации (самообучение, самоуправление, самоконтроль) учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспеченный субъектно-субъектной основой взаимоотношений педагога и обучающихся.

3. Высокая степень вариативности обучения и адаптации учебного процесса к социальным потребностям, условиям образовательного процесса и индивидуальным особенностям, возможностям и запросам обучающихся.

На этапе разработки модульно-рейтинговой технологии обучения как основы лингводидактического воздействия в рамках процесса формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в полиязыковой среде нами конкретизированы понятия основных технологических составляющих выбранной организации обучения и спроектированы соответствующие структурные модели: модель обучающего модуля, модель технологической карты обучающего модуля, модель модульно-рейтинговой учебной программы, модель модульного учебного пособия.

Основополагающим понятием технологии модульно-рейтингового обучения является понятие «обучающий модуль» (ОМ). Как автономная, целевая, комплексная организационно-методическая единица учебной дисциплины, обучающий модуль содержит следующие инвариантные структурные элементы (блоки):

1. Целевой блок включает определение учебной цели и конкретных задач, стоящих перед обучающимся. цели должны носить деятельностно ориентированный и диагностический характер, фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.

2. результативный блок включает перечень предъявляемых к оцениванию знаний и умений, которые должны сформироваться в результате достижения поставленной учебной цели. результаты устанавливают, что обучающийся будет знать и уметь делать по завершению изучения данного ОМ, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.

3. Учебный блок включает совокупность учебной информации, необходимой для изучения, и ссылку на коррекционное поле, определяющее вероятностные проблемные зоны содержания.

4. Методический блок содержит методическое руководство по достижению учебной цели и решению поставленных задач, проведению самоконтроля и коррекции ОМ: указания на формы организации обучения, методы усвоения содержания, дидактические средства (УМК, учебники, справочники, справочные таблицы и т. д.).

5. Контрольно-коррекционный блок содержит совокупность дидактических измерительных средств (входные, текущие, выходные (промежуточные) контрольные задания), соответствующих целям ОМ и предназначенных для установления уровня достижения результатов обучения и их коррекции.

Последовательность модульных блоков обусловлена самой логикой модульного обучения: в начале работы с модулем обучающийся должен четко знать цель и задачи обучения в рамках данного ОМ, иметь ясное представление о результатах, которых он должен достичь по окончанию изучения ОМ, знать содержательный объем учебной информации, необходимый для изучения, иметь методическое руководство для овладения содержанием обучения, знать о формах и методах контроля и о коррекционных возможностях.

Модель второй составляющей модульно-рейтинговой технологии — программы обучения имеет следующую структуру:

1. Организационный раздел включает комплексную дидактическую цель и задачи обучения, требования к уровню освоения содержания дисциплины, объем и нормативную продолжительность обучения.

2. Учебно-методический раздел содержит технологические карты обучающих модулей (внашем случае, трехмодульная структура) и методическое руководство для преподавателя.

3. Информационный раздел включает информационное обеспечение дисциплины (литературу основную, дополнительную и дополнительно рекомендуемую);

материально-техническое обеспечение дисциплины; нормативы и материалы рейтингового контроля (входного, промежуточного и итогового).

Интегральной составляющей модели модульно-рейтинговой программы обучения является технологическая карта ОМ. В целях наглядного и систематического изложения содержания обучающего модуля нами разработана модель технологической карты ОМ. Структура модели включает в себя выше обозначенные инвариантные компоненты обучающего модуля.

Эффективность любой технологии обучения в значительной степени определяется качеством учебного пособия, принятого в качестве базового дидактического средства.

В рамках модульно-рейтинговой технологии и в соответствии с разработанной программой обучения нами спроектирована модель модульного учебного пособия. Модульный принцип, последовательно и системно реализованный в структуре учебного пособия, предусматривает блочную структурализацию его содержания с учетом программной организации обучающих модулей.

Избранная методическая модель данного пособия дает возможность студентам четко представить содержание обучения и перспективы практического применения полученных умений и навыков. Это способствует продуктивному освоению учебной информации, что может быть объяснено следующими особенностями: опорой на современные педагогические инновационные технологии, соответствием дидактическим принципам (научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности и активности) и методам (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный) традиционной педагогики.

Предлагаемая нами модель указанного пособия отражает модульную структуру программы обучения, предполагает обязательную самостоятельную подготовку студента и дает возможность проведения промежуточного и итогового контроля знаний и навыков4.

Каждая тема должна быть сконструирована в виде отдельного элемента обучающего модуля, содержащего теоретическую часть в сжатой, тезисной форме (опорный конспект) и практикум, включающий список литературы с указанием страниц для самостоятельной работы и практические задания. В структуру модульного пособия также должны быть включены: блок материалов контроля, список рекомендованной литературы и материалы приложений, которые обеспечат студентов справочной и иллюстративной информацией, необходимой для выполнения практических заданий.

Модульная структура пособия дает возможность трансформировать учебный материал в зависимости от форм обучения: очной, заочной, индивидуальной; увеличивать (уменьшать) объем и количество модульных элементов, вычленять и формировать новые модули.

выводы

• Процесс формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия системно объединяет модель обучения и обучающую технологию. Следовательно, эффективность указанного процесса существенно зависит от спроектированной модели обучения и внедрения инновационной технологии ее реализации, обеспечивающих результативность образовательного процесса и способствующих повышению уровня качества профессиональной подготовки студентов вузов.

• Предлагаемая лингводидактическая модель формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов-юристов

в условиях полиязычия ориентирована на целостное развитие личности, познавательной активности, креативности, формирование практических навыков активной речевой деятельности, общей культуры и профессиональной коммуникации будущего специалиста юридического профиля.

• Модульно-рейтинговая технология формирования и развития русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции соответствует условиям современного образовательного пространства, обладает комплексом признаков инновационного обучения, отвечает дидактическим требованиям, предъявляемым к коммуникативной подготовке студентов-юристов в условиях полиязыковой среды.

• реализация указанной технологии предполагает создание соответствующих организационно-методических условий и обеспечение дидактического инструментария (средства, методы, формы обучения, диагностики, контроля и рейтинговой оценки). Нами спроектированы структурные модели основных технологических составляющих модульно-рейтинговой организации обучения: модель обучающего модуля, модель технологической карты обучающего модуля, модель учебной программы, модель учебного пособия.

• Представленный проект дидактической модели на базе модульно-рейтинговой технологии ее реализации определяет содержание и организацию русскоязычной профессиональной коммуникативной подготовки студентов-юристов в условиях полиязычия, способствует достижению высокой эффективности процесса обучения и отвечает современным условиям модернизации профессионального образования.

• Теоретические и практические разработки, представленные в настоящем исследовании, могут быть адаптированы для студентов любого нефилологического профиля и внедрены в образовательный процесс как высшего, так и среднего учебного заведения в условиях моно- и полиязыкового контекста обучения.

1 БайденкоВ. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006. С. 71.

Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования.

М., 2002. 436 с.

3 Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с.

4Магомедова Т. И. русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. 1 курса юридического факультета ДГУ. Махачкала, 2008. 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.