Список литературы
1. Абдуразагов Р.Р. Изучение научных основ космических экспериментов в курсе физики средней школы: дис. ... канд. пед. наук. Калуга: КГПИ, 1987.
2. Гривачева И.В. Формирование представлений учащихся средней школы о физических основах космонавтики: дис. . канд. пед. наук. Курск: КГПУ, 2005.
3. Кожеуров И.В. Методика ознакомления с элементами космонавтики в средней школе при изучении курсов физики и астрономии: дис. . канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1964.
Ситаров Вячеслав Алексеевич, д-р пед. наук, проф., зав. каф., sitarov@mail.ru, Россия, Москва, Московский гуманитарный университет.
Ревин Сергей Николаевич, космонавт-испытатель, exp.31@ vandex.ru, Россия, Московская обл., Щелковский район, Звездный городок, Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE MANNED SPACE STATION IN SCHOOLCHILDREN
ECOLOGICAL EDUCATION
V.A. Sitarov, S.N. Revin
Opportunity to consider piloted space station as complex didactic means and training model in ecological education of school students is shown.
Key words: didactic model, method of analogy, ecosystem, manned space station
Sitarov Vyacheslav Alekseevich, phD, professor, chef board, Russia, Moscow, Moscow humanitarian University.
Revin Sergey Nikolaevich, test cosmonaut, exp.31@yandex.ru, Russia, Star sity, Gagarin Cosmonaut Training Center.
УДК 378.035:378.064:159.922.4
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО
ВУЗА
Е.В. Трушина
Рассматриваются проблемы межэтнического общения, формирования культуры межэтнического общения и процесса адаптации у студентов в образовательном социуме вуза.
Ключевые слова: межэтническое общение, этническое самосознание, меж-культурный диалог, поликультурное образование.
Современное общество развивается в условиях сближения стран и народов, усиления взаимодействия, глобализации мира в целом. В России уделяется внимание проблемам интеграции в трансъевропейские структуры, в частности, проблеме единого образовательного пространства и присоединения к Болонской декларации, что подразумевает реформирование системы образования нашей страны, с целью решения сложной задачи подготовки молодежи к жизни в многонациональной и мультикультурной среде, к диалогу и межкультурному взаимодействию.
В связи с этим растет ответственность университетского образования за будущее, за то, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Модернизация высшего образования, обусловленная требованиями современности, связана с усилением внимания к личности обучаемого, ориентацией учебно-воспитательного процесса вуза на развитие личностных, профессиональных качеств студентов, подготовленных к жизни в поликультурной среде.
Для реализации социальной направленности современной воспитательной парадигмы в образовательной деятельности на кафедре теории и методики профессионального обучения Тульского государственного университета нами решались задачи исходя из следующих позиций:
- социальная позиция: одной из задач современной педагогической науки является разработка гуманистической философии образования и подход к процессу образования как гуманной деятельности, предусматривающей формирование всесторонне развитой, социально активной личности, обладающей необходимыми навыками культуры межэтнического общения и компетентностями для позитивного взаимодействия в современном социальном межэтническом пространстве;
научная позиция: следует констатировать обилие знаний и исследований по проблемам формирования культуры межэтнического общения и адаптации, представленных в педагогике, психологии, социологии, но, на наш взгляд, актуальным является исследование эффективности социальной межэтнической адаптации студентов, в том числе иностранных, посредством развития их культуры межэтнического общения. В связи с этим возникла необходимость обращения к компетентностному подходу при разработке содержания педагогического образования для формирования основ межэтнической культуры иностранных и российских студентов в учебновоспитательной среде вуза.
Проанализированный на данный момент фактический материал позволяет сделать некоторые предварительные выводы: в целом студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. Большая часть опрошенных интересуется вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так, 82 % опрошенных интересуются культурами других народов и в большинстве своем охотно вступают с ними в контакт, а 45 % опрошенных в повседневных контактах практически
всегда обращают внимание на национальность человека, с которым общаются (в основном это носит информационный характер). Лишь 21 % заявили о том, что на национальную принадлежность никогда не обращают внимания (не выделяют по национальному признаку).
Большинство студентов (72 %) с различной долей критичности гордятся и позитивно оценивают свою этническую принадлежность. Хотя 82 % респондентов имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, многие определяют свое отношение к человеку исходя из его этнической принадлежности. Причиной большинства политических конфликтов 44 % респондентов считают межнациональные отношения, а 56 %, наоборот, считают, что большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для достижения тех или иных политических целей.
У большинства опрошенных студентов этнические чувства не актуализированы в повседневной жизни. Однако мощнейшим мобилизационным фактором для большинства является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек.
Необходима организация содержания высшего образования на основе диалога культур. Диалоговой подход предполагает рассматривать этнически ориентированное образование как основу, с которой начинается введение студента - изначально носителя родной культуры - в культуру
Культуре межэтнического общения как таковой не обучают вообще, отрывочные и несистематизированные сведения студенты получают на занятиях по гуманитарным дисциплинам (история, религиоведение, философия, этика, иностранный язык и т.д.).. Использование метода, который мы определили как «межкультурный диалог» способствует изучению неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрации того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, что во многом способствуют росту межэтнической терпимости.
Особое внимание преподавателями различных общетеоретических дисциплин на кафедрах ТулГУ уделяется практическим контактам (использование метода «диалога культур») между представителями различных культур как во время образовательного, так и воспитательного процесса, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более ярко выраженными.
Для гармонизации межэтнической атмосферы и создания необходимых кросскультурных отношений профессорско-преподавательский состав ТулГУ обогащает содержание общевузовских дисциплин новым учебным материалом, отражающим культурное достояние, традиции разных народов. В этом контексте используются современные образовательные технологии, которые включают в систему формируемого поликультурного образования такие формы учебной и воспитательной работы формирования культуры межэтнического общения: различные виды лекций; лекции-
дискуссии, лекции-обзоры, лекции-форумы; диспуты межэтнические и групповые; практические семинары и интерактивные тренинги, диалоговые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения (тренинги и упражнения различной направленности).
Реализация подготовленных рабочих программ по предъявляемым дисциплинам: «Экономическая география» для иностранных студентов, «Международный менеджмент» для иностранных студентов, «Маркетинг», «Конфликтология» (введенная как дополнительная в курс общетеоретических дисциплин по специальности 080102 «Мировая экономика» на факультете «Экономика и менеджмент» ТулГУ), не подменяя традиционной системы обучения, дополняет ее, акцентируя внимание на формировании и развитии культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности как фактора социальной адаптации иностранных студентов в условиях межнациональной учебно-воспитательной среды вуза.
В рамках проведенной нами исследовательской работы путем синтеза и анализа содержания основных компонентов формируемой культуры межнационального общения был исследован состав культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов кафедры, формирование которой способствует их позитивной адаптации в межнациональном социуме вуза.
Полученные результаты систематизировались с целью выявления уровней сформированности уровней культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов.
Результаты оценки упорядочивались в 10-балльную шкалу четырёх уровней сформированности навыков культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов с тем, чтобы на этой основе разработать модель процесса формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности иностранных студентов и отследить динамику ее развития.
Навыки культуры межэтнического общения и конфликтологическую компетентность иностранного студента можно считать сформированной при условии единства всех компонентов, комплексный показатель которых свидетельствует о высоком уровне.
В качестве основных функций культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности студентов были выделены регулятивная и преобразующая функции, означающие: 1) гармонизацию процесса взаимоотношений субъектов межнациональной профессиональной деятельности и культуры межэтнического общения; 2) согласование их межнациональных взаимных действий; 3) обеспечение эффективной межнациональной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях межнационального профессионального конфликта; 4) преобразование межнациональной конфликтогенной профессиональной
среды с целью предупреждения последующих межнациональных конфликтов.
После завершения формирующего этапа эксперимента, в процессе которого в экспериментальной группе осуществлялось межнациональное конфликтологическое обучение в группах иностранных студентов в рамках заявленных дисциплин, были проведены контрольные обследования участников экспериментальной работы.
Результаты, полученные на контрольном этапе, подтвердили:
- достаточно высокие показатели развития аксиологического параметра в экспериментальной группе иностранных студентов, а именно устойчивое повышение межнациональной эмпатии;
- значительную динамику показателей интеллектуальных качеств иностранных студентов таких уровней, как оптимального и высокого;
- положительную динамику у иностранных студентов показателей эмоциональной адаптивности таких уровней, как оптимального и высокого. Это свидетельствуют о повышении уровня формирования культуры межэтнического общения и конфликтоустойчивости и снижении конфликтности в поведении иностранных студентов как результат возросшей «обратной связи» с учебно-образовательной средой вуза;
- значительную положительную динамику у иностранных студентов показателей личностной рефлексии таких уровней, как оптимального и высокого, что свидетельствует об улучшении качества построения субъективного межнационального взаимодействия.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов представлены в таблице.
Частота конфликтов в зависимости от источника отношений
иностранных студентов в учебно-воспитательной среде вуза
(контрольный этап).
№ п/п Источники конфликта Частота конфликта
(ЭГ) (КГ)
1 Межличностные отношения (студент-студент) 101 140
2 Личностно-групповые отношения (студент-группа) 163 212
3 Учебные отношения (студент-преподаватель) 75 89
4 Административные отношения (студент-куратор, деканат и т.п.) 153 189
5 Сервисные отношения (студент-общежитие, столовая, режим и т.п.) 212 252
6 Информационные отношения (студент-учебная информация) 198 219
7 Семейные отношения (студент-родственники) 54 67
Основными критериальными характеристиками сформированности культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентно-
сти иностранных студентов в нашем исследовании являются: аксиологический, когнитивный, деятельностный и личностный критерии.
Характеризуемые компоненты теоретической модели формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической компетентности субъектов обучения выполняют преобразовывающую функцию по отношению к конфликтогенной межнациональной образовательной профессиональной среде. Однако проведённые исследования не исчерпывают проблемы формирования культуры межэтнического общения и конфликтологической подготовки иностранных студентов в условиях их адаптации в межнациональной учебно-воспитательной среде вуза.
Рассмотрев представленную научно-исследовательскую информацию, можно констатировать следующее: современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения; решение этой задачи предполагает внесение серьезных изменений в подготовку молодых кадров по специальностям, изучаемым в высшей школе.
Список литературы
1.Бутузов В.Ю. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2009.
2. Золотова Б.Х. Формирование навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИПРАН. Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009.
4.Шадже А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе //Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии
- залог мира и согласия. Майкоп: Изд-во РИПО «Адыгея», 2010. С.131-134.
5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
6. Этнологический словарь /под ред. Козлова В.И. и др. М.: ВИТТАН, 2011. С. 115.
Трушина Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доц., EVTrushina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' INTER-ETHNIC COMMUNICATION CULTURE.
E.V.Trushina
This article touches upon the issues of inter-ethnic communication, _ formation of interethnic communication culture and process of students' adaptation in educational socium in university.
Keywords: inter-ethnic communication, ethnic self-consciousness, intercultural dialogue, multicultural communication.
Evgeniya Viktorovna Trushina, candidate of pedagogical sciences, lecturer, EV-Trushinaamail. ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 371 [12:54]
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Н.Г. Хмызова
Рассматривается процесс усвоения студентом системы научных знаний в системе подготовки будущего педагога профессионального обучения. Решается задача научно-педагогического осмысления способов эффективной организации научноисследовательской деятельности студента, способного к рефлексии теоретического знания, овладению приёмами работы с научными понятиями и практической реализации полученных знаний. Проанализированы ресурсы образовательного процесса для создания устойчивой мотивации студента к развитию научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-
информационная среда, исследовательская культура.
Отличительной чертой гуманистического подхода в педагогике и психологии является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного научно-исследовательского мышления. Такой подход рассматривается в мировой педагогической практике как в традиционном, проблемном, так и как альтернатива в инновационном образовании, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении, подход, ориентированный на самостоятельную, активную познавательную деятельность студентов и являющийся основным в дистанционном образовании.
На сегодняшний день проведены исследования по психологопедагогическим проблемам научно-исследовательской деятельности студентов (Л.И. Аксенов, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, С.И. Зиновьев, В.А. Крутецкий, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова и др.). Существует ряд исследований по практике организации научноисследовательской и учебно-исследовательской работы студентов (Е.П.