Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА: АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ, РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА: АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ, РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / МЕТОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Е.Н., Полякова И.А., Чернышева Ю.Г.

В статье авторами осуществлен глубокий аналитический обзор состояния образования в странах мира, отражены глобальные тенденции в данной сфере. Произведена сравнительная оценка состояния, уровня развития и достижений национальных образовательных систем на основе применения различных рейтингов. Предложен и реализован авторский подход к построению совокупной рейтинговой оценки уровня образования стран-лидеров и РФ в 2019 году на базе отобранных и обоснованных индикаторов образования и науки на основе метода Паттерн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL SYSTEMS OF THE COUNTRIES OF THE WORLD: ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT, RATING ASSESSMENTS

In the article, the authors carried out a deep analytical review of the state of education in the countries of the world, global trends in this area are reflected. A comparative assessment of the state, level of development and achievements of national educational systems based on the use of various ratings is made. The author's approach to constructing a combined rating assessment of the level of education of the leading countries and the Russian Federation in 2019 on the basis of selected and justified 8 indicators of education and science based on the Pattern method is proposed and implemented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА: АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ, РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ»

РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

DOI 10.54220/1994-0874.2021.63.3.001 УДК 312

Макаренко Е.Н., Полякова И.А., Чернышева Ю.Г.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА: АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ, РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация

В статье авторами осуществлен глубокий аналитический обзор состояния образования в странах мира, отражены глобальные тенденции в данной сфере. Произведена сравнительная оценка состояния, уровня развития и достижений национальных образовательных систем на основе применения различных рейтингов. Предложен и реализован авторский подход к построению совокупной рейтинговой оценки уровня образования стран-лидеров и РФ в 2019 году на базе отобранных и обоснованных индикаторов образования и науки на основе метода Паттерн.

Ключевые слова

Анализ, оценка, метод, образование, человеческий капитал, знания, компетенции, рейтинг.

JEL: C13

Makarenko E.N., Polyakova I.A., Chernysheva Yu.G.

MODERN EDUCATIONAL SYSTEMS OF THE COUNTRIES OF THE WORLD: ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT, RATING ASSESSMENTS

Annotation

In the article, the authors carried out a deep analytical review of the state of education in the countries of the world, global trends in this area are reflected. A comparative assessment of the state, level of development and achievements of national educational systems based on the use of various ratings is made. The author's approach to constructing a combined rating assessment of the level of education of the leading countries and the Russian Federation in 2019 on the basis of selected and justified 8 indicators of education and science based on the Pattern method is proposed and implemented.

Keywords

Analysis, assessment, method, education, human capital, knowledge, competence, rating.

Обеспечение достойного уровня жизни населения России относится к числу приоритетных задач нынешнего этапа социально-экономического разви-

тия. Уровень жизни - многомерная социально-экономическая категория, и авторы исследования полагают возможным и целесообразным рассмотреть ее

через призму важнейшего компонента человеческого капитала - образования.

Эволюция цивилизации свидетельствует о том, что образование относится к числу наиболее значимых сфер человеческой деятельности. Это обусловлено его ролью в процессе поступательного общественного развития, а именно наличием у человеческого капитала определенного опыта, современных навыков, знаний и компетенций, профессиональных качеств для реализации эффективной экономической деятельности.

Как показывает практика, в сфере образования в XXI веке складываются новые образовательные тренды, что свидетельствует о процессе эволюции знаний, формировании инновационно-компетентностного подхода у обучающихся, понимании ключевой роли образования в сфере экономической деятельности. Это обусловлено трансформациями во всех сферах жизнедеятельности общества в России и странах мирового сообщества, бурным развитием информатизации, а в последние годы -и цифровизации экономики и социальной сферы.

Происходящие в жизни общества трансформации обусловливают необходимость постоянного наращивания и обновления знаний, то есть образование становится непрерывным процессом, принимает различные формы и становится важнейшим социальным ресурсом.

Естественно, система отечественного образования встроена в мировое образовательное пространство, объединяющее национальные системы образования разных типов и разных уровней, имеющие общие направления развития и при этом адаптированные под потребности конкретных стран. На сегодняшний день исследователи данного вопроса1 в мировой системе образования выделяют ряд глобальных тенденций, в их числе:

1 URL: http ://5fan. ru/wievj ob. php?id=7808.

- демократизация образовательных систем и обеспечение права на получение образования в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности;

- расширение спектра предложений на рынке образовательных услуг, особенно в связи с цифровизацией, с одной стороны, и, с другой - наличие ряда социально-экономических факторов, влияющих на возможность получения образования;

- расширение числа учебных и организационных мер с целью удовлетворения различных интересов и развития способностей обучающихся;

- целесообразность практически постоянного обновления и корректировки учебных программ.

Начиная с 1990 года Организация Объединенных Наций (ООН) разработала несколько программ социально-экономического развития, в которых важнейшая роль отведена значимости и роли человеческого капитала и его компонентам в контексте устойчивого общественного развития. Полагаем, что к числу наиболее значимых документов следует отнести 2 концепции: Устойчивого развития и Безопасности, которые стали основой формирования ряда программ развития ООН2.

Как известно, комплексным показателем, используемым в рамках системного подхода для исследования уровня социального развития в странах мира, с 1990 г. является индекс человеческого развития (ИЧР), предложенный экономистом Махбубом уль Хаком.

При формировании данного показателя осуществляется расчет трех индексов в виде среднего геометрического показателя: дохода, образования и продолжительности жизни, и чем значение ИЧР ближе к 1, тем выше уровень человеческого развития. Полученные значения ИЧР представляют основу для группировки стран мира по уровню со-

2 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

циального развития по следующим критериям:

- от 0,8 и выше - очень высокий

ИЧР;

- от 0,7 до 0,8 - высокий ИЧР;

- от 0,55 до 0,7 - средний ИЧР;

- ниже 0,55 - низкий ИЧР.

На основе данных рейтинга ООН по значению ИЧР за 2020 год лидером начиная с 2009 года является Норвегия .

Начиная с 2018 года Всемирный банк стал осуществлять расчеты индекса человеческого капитала (ИЧК). По данным за 2020 год значение ИЧК в России составляет 68 %, что соответствует 41-й позиции в одноименном рейтинге, составленном Всемирным банком4. Отмечено, что Россия вошла в десятку стран мира, достигших наилучших показателей в части развития человеческого капитала за последние десять лет. Данный индекс позволяет статистически отразить траекторию развития от рождения человека до достижения им 18-летнего возраста, то есть измерить человеческий капитал на основе анализа пяти индикаторов: вероятности выживания до пяти лет; ожидаемой продолжительности обучения в школе; оценок по единому экзамену как показателя качества обучения; выживаемости взрослого населения (доля доживших до 60 лет из числа достигших 15-летнего возраста) и процента детей, не имеющих задержек в развитии.

В расчет ИЧК за 2020 год было включено 174 страны мира, и это позволило собрать данные о 98 % населения Земли. Однако расчет осуществлялся до начала пандемии коронавируса, то есть без учета ее влияния на развитие человеческого капитала и его компонентов.

С точки зрения авторов, в контексте исследования следует особое внимание обратить на индекс уровня обра-

3 URL: https://top-rf.ru/places/121-rejtmg-stran-po-urovnyu-zhizni.html.

4 URL: https://sputnik-georgia.ru/russia/202009 17/249472010/Rossiya-uluchshila-svoi-pokazateli-Indeksa-chelovecheskogo-kapitala.html.

зования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель ПРООН, рассчитываемый в виде 2 взаимосвязанных индексов: грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих образование. Полученные значения сводят в общий итог, который стандартизируется в границах от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Исследователи считают, что развитые страны мира должны иметь минимальное значение, равное 0,8, хотя многие страны имеют значение данного индекса, равное 0,9 или выше.

Для формирования рейтинга по значению индекса уровня образования осуществляется ранжирование стран, и первая позиция отводится наиболее высокому значению индекса. В 2020 году первые 3 позиции занимали Германия, Норвегия и Великобритания, Россия заняла 39-ю позицию из 189 обследованных стран5. Наряду с отмеченным разработчики данного статистического инструмента указывают на наличие ряда ограничений. Например, нельзя понять и измерить качество образования и степень его доступности, ибо в разных странах имеются определенные различия в требованиях как к возрасту, так и к продолжительности процесса обучения. Названные критерии в статистике значительного числа стран не отражены, при этом есть и определенная часть студентов, которые получают образование в других странах мира.

На основе глобального опроса, основанного на восприятии процесса обу-

6

чения , осуществлено ранжирование стран, которые, по мнению респондентов - учащихся выпускных классов стран Европейского Союза, США, Канады, Австралии и Японии, считаются

5 Рейтинг стран мира по уровню образования / Гуманитарный портал «Исследования» [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2006-2021 (последняя редакция: 22.03.2021). URL: https ://gtmarket. ru/ratings/education-index.

6 URL: https://abt.uz/ru/blog/reyting-obrazovaniya-

po-stranam-2021.

лучшими для получения образования. Для построения рейтинга в процессе опроса применялась компиляция баллов по трем одинаково взвешенным признакам, таким как хорошо развитая система государственного образования; возможность посещения университета в данной стране и обеспечение высшего качества образования.

По состоянию на 2019 год в первую десятку стран на основании рейтингов образования входят: Соединенное Королевство; США; Канада; Германия; Франция; Австралия; Швейцария; Япония и Нидерланды.

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составили Рейтинг лучших систем образования7. Для этого использовались информационные массивы численности людей в возрастном диапазоне 25 лет - 64 года, закончивших профессиональную программу подготовки, и тех, кто должен был получить двух- или четырехлетнюю степень. Согласно результатам данного рейтинга, наиболее образованной страной считается Канада, в которой более 56,0 % взрослого населения продолжили свое образование после окончания школы. Далее в рейтинге идет Япония - более 50,0 % взрослого населения после окончания школы получили разные формы образования, третьей страной в рейтинговом списке стоит Израиль, в котором 49,9 % взрослых имеют высшее образование. Наряду с перечисленными следующие страны мирового сообщества также получили высокие оценки в сфере образования от специалистов ОЭСР: Корея, Великобритания, США, Австралия, Финляндия, Норвегия и Люксенбург.

Начиная с 2012 года мировой консорциум академических вузов ежегодно осуществляет исследование в рамках глобального проекта международной сети университетов Universitas 21 (Ш1). В ис-

7 URL: https://www.uformat.ru/vocabulary/pervoe-

mesto-po-obrazovaniyu-v-mire-reiting-obrazova

niya-v-mire-spisok.

следование включено более 1,3 миллиона учащихся и 220 тысяч преподавателей. На его основе формируется Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) 50 стран мирового сообщества, измеряющий достижения этих стран в сфере высшего образования8.

Мы разделяем точку зрения авторов исследования, которые считают, что уровень конкурентоспособности и уровень экономического развития в современных условиях в огромной мере обусловлены наличием образованных и компетентных специалистов, высоких инновационных технологий, повышающих результативность их деятельности. В основу расчетно-аналитических действий по формированию рейтинга Universitas 21 положена методика Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна.

Отметим, в рейтинге U21 производится оценивание национальных систем высшего образования стран, находящихся на разных этапах экономического и социального развития, по 24 показателям, разделенным на 4 группы:

- ресурсы в виде инвестиций, направляемых от частного и государственного секторов, - 25 %;

- результаты в виде научных исследований, научных публикаций; соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников, - 40 %;

- связи - уровень международного сотрудничества, что демонстрирует степень открытости или замкнутости системы высшего образования, - 10 %;

- среда - государственная политика и регулирование, возможности получения образования - 25 %.

Подчеркнем, что при проведении расчетных действий осуществляется по-

8 URL: http://www.eurogates.ru/rejting-vysshego-obrazovaniya-universitas-21/.

правка на учет численности населения стран, включенных в исследование. Произведенные расчеты по 4 группам показателей, характеризующих эффективность систем высшего образования, сводятся в итоговом индексе, значение которого отражает позицию отдельной страны в мировом рейтинге на основе результатов международного сопоставления.

Данные Рейтинга национальных систем высшего образования за 2020 год

(U21 Ranking of National Higher Education Systems) приведены в таблице 1.

На основе анализа различных рейтингов стран по уровню образования авторами были выделены следующие страны-лидеры: США, Австралия, Великобритания, Дания, Канада, Сингапур, Финляндия, Швеция, Швейцария, Нидерланды. Таким образом, развитые страны мира имеют и хорошо развитые системы образования, что способствует повышению качества жизни населения.

Таблица 1 - Рейтинг национальных систем высшего образования, 2020год9

РЕЙТИНГ СТРАНА ИНДЕКС РЕЙТИНГ СТРАНА ИНДЕКС

1 США 100.0 26 Китай 56.8

2 Швейцария 90.1 27 Малайзия 56.1

3 Дания 85.7 28 Словения 55.4

4 Сингапур 84.5 29 Чехия 54.8

5 Швеция 84.3 30 Италия 54.5

6 Великобритания 83.6 31 Чили 54.3

7 Канада 83.2 32 Польша 52.6

8 Финляндия 82.8 33 Венгрия 51.3

9 Австралия 82.2 34 Южная Африка 49.7

10 Нидерланды 81.6 35 Россия 49.1

11 Норвегия 80.5 36 Украина 47.8

12 Австрия 79.3 37 Греция 47.4

13 Бельгия 75.6 38 Словакия 47.2

14 Новая Зеландия 72.7 39 Турция 46.3

14 Гонконг 72.7 40 Аргентина 46.0

16 Германия 70.5 41 Бразилия 45.6

17 Франция 68.6 42 Сербия 44.2

18 Израиль 67.4 43 Хорватия 43.6

19 Ирландия 66.0 44 Румыния 43.0

20 Япония 61.9 45 Болгария 42.7

21 Тайвань 60.5 46 Таиланд 42.3

22 Саудовская Аравия 59.3 47 Иран 42.2

23 Испания 58.6 48 Мексика 41.7

24 Южная Корея 58.0 49 Индия 39.6

25 Португалия 57.6 50 Индонезия 35.0

9 Рейтинг национальных систем высшего образования / Гуманитарный портал «Исследования» [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2006-2021 (последняя редакция: 10.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems.

В контексте развития методического обеспечения построения рейтинговых систем по данному направлению обеспечения качества человеческого капитала авторами предложена методика формирования совокупной рейтинговой оценки по уровню образования стран-лидеров и РФ в 2019 году на основе метода Паттерн. Для рейтинга и последующего анализа авторами были выбраны и обоснованы следующие индикаторы образования и науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственные расходы на образование (% от ВВП) считаются одним из ключевых показателей уровня социального развития и характеризуют отношение государства к образованию. Инвестиции в эту сферу - весомый аргумент в пользу повышения качества человеческого капитала и реализации целей Концепции устойчивого развития. Значимо, что именно образование обеспечивает возможность самореализации, повышение материального благополучия и здоровый образ жизни. Однако данный показатель не позволяет учесть степень равномерности распределения расходов в разрезе регионов, что особенно актуально для России в силу высокого уровня территориальной дифференциации, и в разрезе различных социальных групп населения.

Размер государственных расходов на образование рассчитывается на основе данных национальной статистики и международных организаций в виде объема государственных и частных расходов на образование, выраженного в процентах от ВВП.

2. Индекс образования в странах мира (Education Index) - универсальный показатель, отражающий уровень грамотности в конкретной стране, включен в общий перечень показателей ПРООН в качестве значимого показателя уровня социального развития. Как известно, данный индекс применяется для расчета

ИЧР в рамках выпуска специальной серии докладов ООН о развитии человека.

3. Средняя продолжительность обучения. Изучением данного вопроса занимаются специалисты ПРООН, для этого эксперты ООН рассматривают различные учебные программы по всему миру и рассчитывают, сколько ребенок, только поступивший в школу, должен проучиться для получения полного высшего образования в своей стране (Expected years of schooling). Таким образом, показатель «Продолжительность обучения» включает время учебы в школе, в колледже или университете, что зависит от национальной системы образования конкретной страны. Цифровой язык статистики показывает, что бедные страны мало лет отводят на обучение и общее число лет, отводимых для получения полного высшего образования, в этих странах в среднем меньше, чем в развитых.

4. Индекс качества преподавания математических и естественно-научных дисциплин ежегодно рассчитывается экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ), и итоги публикуются в докладе The Global Competitiveness Report. В докладе отражена информация о качестве данного направления образования в школах и университетах по ряду стран мира. Речь идет об уровне преподавания точных дисциплин: математики, физики, химии, биологии. По данным исследования, уровень преподавания точных наук наиболее высок в странах Европы.

5. Глобальный индекс инноваций (ГИИ) с 2007 года рассчитывается консорциумом Корнельского университета (США) совместно со Школой бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Сформирован ГИИ-2020 по данным, представленным 131 страной мира, на основе 80 показателей, сгруппированных в семь направлений. Итого-

вый рейтинг рассчитывается в виде среднего двух субиндексов: ресурсов и результатов инноваций. Коэффициент эффективности инноваций определяется в виде отношения двух субиндексов, что позволяет отразить агрегированную результативность инновационной деятельности при данном инновационном потенциале.

6. Уровень научно-исследовательской активности является одним из ключевых показателей научно-технического развития страны и рассчитывается как общее число научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в систему индекса научного цитирования: Science Citation Index (SCI) и Social Sciences Citation Index (SSCI). Источником информации является база данных научной статистики Thomson Reuters Национального научного фонда США и международных научных организаций. Показатель научно-исследовательской активности стран мира публикуется в специальном отчете Национального научного фонда США Science and Engineering Indicators, на данных которого основано и исследование Всемирного банка Scientific and technical journal articles.

7. Количество заявок на патенты отражается в рамках информации патентной статистики, является показателем развития инновационного потенциала и технологического развития стран и регионов. Рейтинг стран мира по числу оформленных патентов формируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) - специализированным учреждениемм ООН по вопросам интеллектуальной собственности. Рейтинг составляется ежегодно на основе информации международных, национальных и региональных ведомств по охране интеллектуальной собственности.

8. Индекс квалифицированных специалистов рассчитывается компанией Hays - крупнейшей в мире организацией в сфере подбора квалифицированных кадров в сотрудничестве с организацией Oxford Economics, являющейся аналитическим подразделением Оксфордского университета. Результаты исследования «Глобальный индекс квалифицированных специалистов» ежегодно публикуются (The Hays Global Skills Index). Исследование - это модель для оценки важнейших факторов, отражающих состояние рынка труда квалифицированных специалистов в разных странах мира. В качестве факторов используются следующие показатели: устойчивость экономики, качество и гибкость системы образования, состояние рынка труда, уровень и динамика заработной платы, соотношение спроса и предложения рабочей силы, соответствие потребностей бизнеса и квалификаций работников, гибкость национального трудового законодательства. Значение индекса рассчитывается в границах 0-10 баллов. Оценка, близкая к 0, означает острую конкуренцию за ключевые вакансии; оценка, близкая к 10, показывает наличие значительных трудностей в поиске специалистов для заполнения значимых в экономике вакансий. Оценка 5 показывает в целом сбалансированную картину на рынке труда.

В таблице 2 приведен авторский расчет совокупной рейтинговой оценки уровня образования стран-лидеров и РФ в 2019 году на основе метода Паттерн.

Согласно данным таблицы 2 первые 3 места в составленном авторами рейтинге по предложенным и обоснованным показателям занимают США, Швейцария и Великобритания. К сожалению, Россия в этом списке стран заняла последнее место, что, с нашей точки зрения, объяснено низкими значениями по таким показателям, как уровень научно-исследовательской активности, индекс качества преподавания математических и естественно-научных дисциплин и глобальный индекс инноваций.

Таблица 2 - Совокупный рейтинг уровня образования стран мира, 2019 г.

Государ- Ин- Сред- Индекс ка- Гло- Уровень Коли- Индекс Мно- Рей-

ственные декс няя чества пре- баль- научно- чество квали- го- тинг

расходы на обра- продол подавания ныи исследо- заявок фици- мер-

образова- зова- должи- математиче- индекс ватель- на рован- ная

ние (в % ния житель ских и есте- инно- ской ак- па- ных сред-

от ВВП) тель- ственно- ваций тивности тенты специа- няя

ность обучения, лет научных дисциплин (кол-во статей) листов

РФ 0,603 0,899 0,896 0,677 0,560 0,193 0,064 0,733 0,578 11

США 0,603 0,945 1,000 0,831 0,918 1,000 1,000 0,772 0,884 1

Австра

стра-лия 0,685 1,000 0,963 0,738 0,749 0,127 0,050 0,772 0,635 9

Вели-

кобритания 0,740 0,991 0,963 0,708 0,912 0,231 0,035 0,863 0,680 3

Дания 1,000 0,993 0,940 0,815 0,869 0,033 0,003 0,688 0,668 4

Канада 0,671 0,965 0,993 0,815 0,802 0,142 0,061 0,772 0,653 7

Синга-

пур 0,384 0,830 0,858 1,000 0,869 0,027 0,020 1,000 0,623 10

Фин-

ляндия 0,795 0,996 0,925 0,954 0,890 0,025 0,002 0,688 0,659 5

Шве-

ция 0,973 0,980 0,925 0,708 0,939 0,048 0,004 0,657 0,654 6

Швей-

цария 0,616 0,979 1,000 0,938 1,000 0,051 0,003 1,000 0,698 2

Нидер-

дер-ланды 0,630 0,960 0,910 0,877 0,914 0,072 0,004 0,786 0,644 8

Сегодня в мире огромное значение имеют процессы цифровизации и дайждилизации в качестве прогрессивных составляющих современной экономической деятельности, направленные на повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, бизнес-структур и повышение качества жизни населения. Считаем, что задача нынешнего поколения обучающихся всех уровней заключается в освоении спектра цифровых навыков и их широком применении в экономической и социальной деятельности. Однако ничто не заменит силу человеческого разума, который обладает стратегическим, аналитическим мышлением и которому подвластна разработка и освоение новых технологий и принятие решений об их разумном применении.

Библиографический список

1. URL: http://5fan.ru/wievjob.php? id=7808.

2. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

3. URL: https://top-rf.ru/places/121-rejting-stran-po-urovnyu-zhizni.html.

4. URL: https://sputnik-georgia.ru/ russia/20200917/249472010/Rossiya-uluch shila-svoi-pokazateli-Indeksa-cheloveches kogo-kapitala.html.

5. Рейтинг стран мира по уровню образования / Гуманитарный портал «Исследования» [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2006-2021 (посл. ред. 22.03.2021). - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ education-index.

6. URL: https://www.uformat.ru/vo cabulary/pervoe-mesto-po-obrazovaniyu-v-mire-reiting-obrazovaniya-v-mire-spisok.

siya-uluchshila-svoi-pokazateli-Indeksa-chelo vecheskogo-kapitala.html.

5. Rating of countries of the world by level of education / Humanitarian portal «Research» [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies. 2006-2021 (last edition 22.03.2021). - Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/education-index.

6. Access mode: https://www. uformat.ru/vocabulary/pervoe-mesto-po-ob razovaniyu-v-mire-reiting-obrazovaniya-v-mire-spisok.

7. Access mode: http://www. eurogates.ru/rejting-vysshego-obrazovaniya-universitas-21/.

УДК 338.1

Ильясов Д.М.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МИКРОУРОВНЯ

Аннотация

Налоговая система государства в первую очередь ориентируется на выполнение социально-экономических функций, то есть налоговые доходы направляются на повышения уровня благосостояния граждан, обеспечивая выполнение социальной функции государства.

Учитывая особенности экономики государства, формируется налоговая политика, основные элементы налоговой системы, налоговые ставки, налоговые режимы, порядок налогообложения, а также сроки представления налоговых отчетностей. Таким образом, налоговая политика государства является одним из основных инструментов повышения уровня социально-экономического развития страны и в целом развития отраслей экономики.

В данной статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, формы и методы развития социально-экономической сферы, а также особенности формирования налоговой политики, анализируются механизмы воздействия налоговой системы на развитие социально-экономической сферы.

Ключевые слова

Налоговая политика, налоговая система, социально-экономическая сфера, инструменты налогового контроля, методы и формы налоговой политики.

JEL: A11, B41, H21

Ilyasov D.M.

MAIN DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MICRO-LEVEL TAX POLICY

Annotation

The tax system of the state is primarily focused on the performance of socio-economic functions, that is, tax revenues are directed to improving the level of well-being of citizens, ensuring the functioning of the social function of the state.

7. URL: http://www.eurogates.ru/ rejting-vysshego-obrazovaniya-universitas-21/.

Bibliographic list

1. Access mode: http://5fan.ru/ wievjob.php?id=7808.

2. Access mode: https://ru.wikipedia. org/wiki.

3. Access mode: https://top-rf.ru/ places/121 -rejting-stran-po-urovnyu-zhizni. html.

4. Access mode: https://sputnik-georgia.ru/russia/20200917/249472010/Ros

DOI 10.54220/1994-0874.2021.63.3.002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.