ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ психологии
Научная статья
УДК 159.9.072.422
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
Современные направления исследования эмоционального интеллекта
Ирина В. Абакумова, Тамара 3. Аверкиева*, Диана 3. Кинцурашвили
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация *ауегк1еуа696@Ьк.ги
Аннотация
Во Введении авторы описывают актуальность изучения вопроса эмоционального интеллекта, делая акцент на трудах, в которых изложена мысль о том, что развитый эмоциональный интеллект находится в основе достижения успеха в различных сферах жизнедеятельности и формирования устойчивых межличностных связей. Описываются и анализируются основные подходы к изучению эмоционального интеллекта. В разделе «Теоретическое обоснование» описывается трактовка понятия «интеллект». Сделан краткий экскурс в историю понимания отечественными и зарубежными авторами феномена «эмоциональный интеллект». Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются компоненты структуры эмоционального интеллекта в разных подходах к его изучению. На основе анализа основных трактовок понятия различными учеными, авторами раскрыто содержание понятия «эмоциональный интеллект». На основе обзора источников по теме, делается вывод о том, что исследование эмоционального интеллекта находится на стыке многих наук и представляет огромный интерес для изучения, так как лежит в основе формирования эффективной интеграции индивида в социум. В разделе «Обсуждение результатов» авторы обращают внимание на проблему, связанную с грамотной диагностикой эмоционального интеллекта. Для изучения эмоционального интеллекта, необходимо исследовать эмоциональные состояния и интеллектуальные процессы по отдельности, после чего анализировать различные формы их взаимодействия. Авторами представлен новый взгляд на проблему изучения эмоционального интеллекта, основанный на предположении о том, что феномен может быть гибким, и зависеть от различных характеристик социума и реакций индивида на него. Представлен перечень исследований, с которыми согласуется данное предположение.
Ключевые слова
эмоции; мышление, эмоциональный интеллект, эмоциональные состояния, способность распознавать эмоции, компоненты эмоционального интеллекта
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
Для цитирования
Абакумова, И. В., Аверкиева, Т. 3., Кинцурашвили, Д. 3. (2022). Направления исследования эмоционального интеллекта. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(4), 14-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
Research article
UDC 159.9.072.422
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
Modern trends in the study of emotional intelligence
Irina V. Abakumova, Tamara Z. Averkieva*, Diana Z. Kintsurashvili
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation *[email protected]
Abstract
In the Introduction the authors describe the relevance of studying the issue of emotional intelligence, focusing on the works, which set out the idea that the developed emotional intelligence underlies the achievement of success in various spheres of life and the formation of stable interpersonal relationships. The section describes and analyzes the main approaches to the study of emotional intelligence. In the «Theoretical justification» section, the interpretation of the concept of «intelligence» is described. A brief excursus into the history of understanding the phenomenon of «emotional intelligence» by Russian and foreign authors is made. Based on the analysis of the main interpretations of various scientists, the author reveals the content of the concept of «emotional intelligence». The novelty of the study lies in the fact that the components of the structure of emotional intelligence are considered in different approaches to its study. Based on a review of sources on the subject, the conclusion is made that the study of emotional intelligence lies at the junction of many sciences and is of great interest for the study, as it underlies the formation of the effective integration of the individual into society. In the «Discussion» the authors draw attention to the problem associated with the competent diagnosis of emotional intelligence. To study emotional intelligence, one need to investigate emotional states and intellectual processes separately, and then analyze the different forms of their interaction. The authors present a new perspective on the problem of studying emotional intelligence, based on the assumption that the phenomenon can be flexible and depends on various characteristics of society and the reactions of the individual to it. A list of studies with which this assumption is consistent is presented.
Keywords
emotions, thinking, emotional intelligence, emotional states, ability to recognize, components of emotional intelligence
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности, ИСТОРИЯ психологии
For citation
Abakumova, I. V., Averkieva, Т. Z., Kintsurashvili, D. Z. (2022). Modern trends in the study of emotional intelligence. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(4), 14-24. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
Введение
Исследование феномена «эмоциональный интеллект» привлекает внимание ученых различных направлений. Изучение понятия помогает проанализировать специфику развития возрастных периодов, его проявление в профессиональной деятельности и влияние на успешность и развитие личности. В настоящее время актуальны исследования прогностического значения ЭИ - умственные способности обработки эмоциональной информации. Созданы методики для измерения ЭИ.
Дж. Майер и П. Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта» в 1990 году, опубликовав статью «Эмоциональный интеллект», но данное понятие не получило широкого распространения. В 1995 году, Д. Гоулман, журналист New York Times, выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», которая стала бестселлером, в связи с этим, автором понятия «эмоциональный интеллект» называют Д. Гоулмана, но это не является корректным. Д. Гоулман показал значимость внимания к эмоциональным процессам в бизнесе и политике в качестве ключа к успеху. Под влиянием эмоций и настроения может быть нарушена любая сделка, тогда как, к примеру, в средневековой Европе эмоции брали власть над бизнесом: оскорбления или обман, а также рукоприкладство считалось нормой. Сегодня мы больше склонны придерживаться позиции о том, что для построения длительных деловых отношений, участникам процесса желательно иметь холодный рассудок и быть эмоционально сдержанными, или, учитывая то, что мы описываем специфику построения деловых отношений, следует говорить об эмоционально корректном поведении.
Теоретическое обоснование
Понятие «эмоциональный интеллект» и его виды
Первостепенную важность для полного понимания феномена «эмоциональный интеллект» имеет отдельный анализ понятия «интеллект», его структуры и значений. Чаще всего, к сущности понятия «интеллект» (от лат - постижение, понимание, разум) относят способность человека к познанию, восприятию и обработке информации, которая лежит в основе успешного формирования любого вида деятельности. И хоть понятие «интеллект» часто отождествляют с такими понятиями как «разум», «ум», следует отметить, что они не являются синонимами, а сами мыслительные способности лежат в основе интеллекта. Помимо мышления, к нему относятся: ощущение, восприятие, память и воображение. То есть, интеллект представляет собой систему всех познавательных процессов человека, когнитивную характеристику, связанную различными когнициями.
Еще во времена античности философы и учение пытались изучить понятие «интеллект» и дать ему определение, однако, даже на сегодняшний день, мы не можем приходим к единому взгляду, который будет в достаточной мере структурированным и полным. В научной литературе часто встречается описание различных видов интеллекта: «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «общий интеллект», «специальный интеллект». Отечественные и зарубежные ученые особое внимание уделяют изучению вопроса о многокомпонентности феномена «интеллект» и отмечают, что в его базе всегда лежат познавательные процессы
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
и врожденные факторы, обусловленные социальной средой.
В данной статье мы более подробно остановимся на анализе определения «эмоциональный интеллект», данного отечественными и зарубежными учеными.
В своей работе А. В. Карпов и А. С. Петровская дают определение эмоционального интеллекта через описание способности человека к восприятию и пониманию (признанию) своих чувств и эмоций других людей, отмечая, при этом, важность способности к управлению ими (Карпов, Петровская, 2008).
Позднее, в 2011 г., И. Н. Андреева, в своей монографии «Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии», дает следующее определение термину: «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями» (Андреева, 2011, С. 49-50).
Также Андреева И. Н. отмечает, что эмоциональный интеллект не включает в себя общие представления личности о себе и оценочные суждения относительно других людей. В фокусе внимания находится сам процесс познания и дальнейшее использование результатов этого познания для регуляции поведения и адаптации к социуму (Андреева, 2006). Эмоциональный интеллект некоторые ученые описывают как способность, развиваемую благодаря использованию различных методов когнитивного обучения (Saimón, 1967).
Ю. В. Давыдова определяет эмоциональный интеллект как интегральную категорию в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности (Давыдова, 2011).
И. Н. Мещерякова в своих работах отмечает, что в основе эмоционального интеллекта лежит осознание, понимание и регуляция не только собственных эмоций, но и проявлений окружающих людей, благодаря чему у людей есть возможность выстраивать межличностное взаимодействие (Мещерякова, 2011).
В свою очередь, Киселева Т. С. описывает эмоциональный интеллект как эмоциональный ресурс человека, посредством которого человек достигает экономического благополучия и может регулировать свое поведение в проблемных ситуациях (Киселева, 2015).
Н. М. Трофимова и М. А. Нгуен отмечают, что человек обретает ощущение независимости, если у него достаточно развит эмоциональный интеллект, так как он всегда связан с формированием системы, на основе которой мы осуществляем выбор поведенческих стратегий (Трофимова, Нгуен, 2007).
Особый вклад в формирование представления об эмоциональном интеллекте внесли Э. Торндайк (1920), Дж. Гилфорд (1967), Г. Айзенк (1995). Знаковыми современными исследователями эмоционального интеллекта являются В. Н. Дружинин, В. К. Загвоздкин и др.
Однако далее особое внимание мы уделим рассмотрению «теории множественного интеллекта» Гарднера (1983), так как она является отправной точкой в развитии феномена. Гарднер впервые отошел от понятия «общего интеллекта» (I. Q.), заявив, по результатам своих исследований, о наличии у каждого человека совокупности относительно автономных интеллектов. Благодаря его трудам, мы перешли от использования традиционной модели универсального интеллекта (I. Q.), в основе которой лежала социальная несправедливость и уравнивание всех людей под единый стандарт, к модели множественного интеллекта, в основе которой лежит мысль о том, что человеческий интеллект куда глубже и сложнее, поэтому сводить его к универсальности не представляется возможным (Гарднер, 2007).
Гарднер выделил и описал в своей книге «Структура разума» девять видов интеллекта: вербально-лингвистический; музыкально-ритмический; логико-математический;
ОБЩАЯ психология, психология личности, ИСТОРИЯ психологии
визуально-пространственный; телесно-кинестетический; внутриличностный; межличностный; натуралистический; экзистенциальный. Данные виды интеллекта также выделены в работах следующих отечественных ученых: В. Н. Дружинин (Дружинин, 2000), В. К. Загвоздкин (Загвоздкин, 2008), М. Чошанов (Чошанов, 2000).
Для нашего исследования особое значение представляет разграничение понятий внутри-личностного и межличностного интеллекта. Под внутриличностным интеллектом понимается способность человека управлять своим поведением через понимание и возможность регулирования своих чувств и эмоций. К нему так же можно отнести достаточно развитую способность к рефлексии. В свою очередь, межличностный интеллект характеризуется способностью воспринимать различные проявления настроений, эмоций, мотивов и состояний других людей. Данная способность служит средством для понимания и выстраивания взаимоотношений с ними (Дорохова, 2018).
Отметим, что именно в этих видах интеллекта особое место занимает понимание чувств и эмоций как средство формирования отношений с собой и окружающим миром. Невозможно быть полноценно интегрированным в общество без обладания данными способностями.
Впрочем, хочется отметить, что со временем мы можем обнаружить новые виды интеллекта, которые дадут возможность сформировать более структурированный взгляд на данную тему. Сам Гарднер писал следующее: «Несомненно, будут обнаружены новые виды интеллекта... классификация расширится или будут пересмотрены границы между интеллектами» (Гарднер, 2007, С. 15-16).
Важным представляется факт того, что виды интеллекта не являются константными, а способны изменяться и развиваться посредством целенаправленных действий самого человека. Например, в рамках учебного процесса, педагоги используют таблицу, составленную В. Макензи - последователем теории Г. Гарднера. Данная таблица позволяет индивидуализировать процесс обучения через акцент на наиболее развитые проявления различных видов интеллекта (Mckenzie, 1999). Кроме того, данная теория лежит в основе педагогической концепции М. Корнхабера (Kornhaber, 1999).
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что вне зависимости от разности подходов к определению эмоционального интеллекта, все исследователи так или иначе делают акцент на том, что он характеризуется гибкой способностью человека воспринимать и интерпретировать эмоциональные состояния. Более того, это навык является необходимым условием для полноценной интеграции в социум и эффективного установления связей с другими людьми.
Подходы к изучению эмоционального интеллекта
На сегодняшний день тема эмоционального интеллекта мало изучена и представляет для исследователей огромный интерес.
Феномен «эмоционального интеллекта» исследуют не только представители психологии, но и менеджмента, педагогики, политологии, специалисты в области международных отношений. То есть, данный феномен находится на стыке многих наук. К примеру, Д. Гоулман в своем труде «Эмоциональный интеллект» подробно описывает насколько наличие развитого эмоционального интеллекта важно для успешного ведения политической деятельности или построения успешного бизнеса (Гоулман, 2009). Изучая структуру эмоционального интеллекта, Б. Алстон проводила исследования, благодаря которым удалось определить корреляцию
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
между личностной характеристикой «лидерская способность» и компонентом, связанным с пониманием и дифференциацией своих и чужих эмоций (Alston, 2009). Позднее, Т. С. Киселева еще раз подтвердила результаты исследований Алстон, так как был сделан вывод о том, что существует весомая корреляция между возможностью идентифицировать эмоции и уровнем лидерской эффективности (Киселева, 2015).
Рассмотрим различия в понимании феномена «эмоциональный интеллект» и подходов к его изучению между представителями зарубежных и отечественных школ.
Одним из самых знаковых подходов в изучении эмоционального интеллекта является модель способностей Майера и Саловея (Brackett, Salovey, 2006). Они определяют эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. Эмоции представляют собой определенный код, содержащий в себе информацию о характере связей человека с другими людьми, а также всеми предметами и явлениями из окружающего его мира. Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой способность к восприятию и расшифровке «кода» о характере эмоции, ее связи с внешними и внутренними явлениями, а также дальнейшее использование данной информации для регуляции своего поведения и принятия решений.
В своих трудах, ученые выделяют четыре основных компонента эмоционального интеллекта. На первом месте в иерархии находится способность к идентификации эмоций. Под идентификацией понимается процесс, включающий в себя следующее: -способность человека распознать факт наличия эмоций; -идентифицировать, какую именно эмоцию он испытывает; -способность к выражению эмоций;
-способность к распознанию и различению истинных и имитированных (т.е. сыгранных) эмоций.
Следующей в иерархии является способность к использованию эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. В ее основе лежит возможность использовать эмоции для формирования и удержания фокуса внимания на значимом событии. Кроме того, сюда можно отнести контекстуальность целенаправленного использования эмоций. Например, использовать хорошее эмоциональное состояние для брэйншторма, или грустный эмоциональный фон для написания стихов.
Понимание эмоций также занимает важное место в иерархии. Оно включает в себя понимание комплекса эмоциональных реакций, способность переключаться между эмоциями и понимать причины возникновения и смены эмоциональных состояний.
Далее в иерархии находится способность к управлению эмоциями. Данный навык необходим для контроля своего психоэмоционального состояния без подавления эмоций. Здесь скорее речь идет о грамотном и экологичном проживании всех эмоций без сильного погружения в них (Андреева, 2009).
Феномен «эмоционально-социальный интеллект» введен Р. Бар-Он и является вторым знаковым подходом в изучении эмоционального интеллекта. В понимание эмоционального интеллекта он включает все способности, кроме когнитивных. Согласно его концепции, эмоциональный интеллект состоит из пяти фундаметальных компонентов: -Познание себя. К нему относится способность распознавать и проявлять свои эмоции; способность свободно самовыражаться; самоуважение; независимость и сепарированность. -Навыки межличностного общения: навык активного слушания; навык распознавать чувства
ОБЩАЯ психология, психология личности, ИСТОРИЯ психологии
партнера по общению; проявление эмпатии; социальная ответственность.
-Способность к адаптации: гибкость; решение проблем; умение находиться в точке «сейчас».
-Управление стрессовыми ситуациями: контроль над проявлением и интенсивностью эмоциональных состояний; навык работать над развитием стрессоустойчивости.
-Преобладающее настроение.
Р. Бар-Он рассматривал эмоциональный интеллект как часть социального; в своих исследованиях он впервые вводит термин «EQ», который означает коэффициент эмоционального интеллекта.
Отечественные учение, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев, в своих трудах делают акцент на том, что само зарождение любой эмоции происходит только при единении внутреннего переживание и процесса познания. То есть, существует устойчивая связь между эмоциональной и рациональной составляющей, благодаря чему возможны познавательные процессы (Выготский, 2000).
Эмоция, как писал A. Н. Леонтьев, может выступать результатом рефлексии, оценки ситуации, оценки своего внутреннего состояния и т.д., то есть в «точке входа» человек получает определенную информацию о происходящих внутри и извне процессах, данный код расшифровывается и информация поддается когнитивной обработке, вследствие чего «точкой выхода» становится возникновение эмоции (Леонтьев, 2003). Как полагал О. К. Тихомиров, эмоции выполняют регулирующую функцию в процессе мышления, поэтому эмоциональная активация является необходимым условием для эффективной интеллектуальной деятельности. Однако следует отметить, что эмоции могут как способствовать, так и препятствовать протеканию интеллектуальных процессов.
В рамках отечественной психологии, феномен «эмоциональный интеллект» обозначался по-разному: «эмоциональное понимание» смыслов (Теплов, 2014); «эмоциональное мышление» (А. В. Запорожец); «живой интеллект» (В. П. Зинченко).
Д. В. Люсин утверждает, что основополагающим в феномене «эмоционального интеллекта» является способность человека к распознаванию и признанию самого факта наличия эмоций, а также умение их выразить и понять причинно-следственную связь их возникновения (Люсин, 2004).
Под способностью управлять своим эмоциональным состоянием понимается умение контролировать интенсивность проявления эмоций. Американские психологи С. Андерсон, Дж. В. Киаррочи и Ф. П. Дин в своих работах говорят о том, что способность интерпретировать эмоциональные состояния окружающих, сопряженная с повышенной личной чувствительностью к любым эмоциям, как позитивным, так и негативным, приводит к депрессии. Следовательно, низкая эмоциональная чувствительность, которую можно развить благодаря тренировке управления интенсивностью эмоций, будет иметь большое значение для экологичной и эффективной жизни человека (Ciarrochi, Dean, Anderson, 2002).
Обсуждение результатов
На основе обзора источников по изучаемой теме, можно говорить о том, что, при диагностике эмоционального интеллекта, ученые чаще всего не разделяют эмоциональные состояния и интеллектуальные процессы, однако, детально изучаются различные стороны их взаимодействия. Эмоции лежат в основе побуждения к деятельности, в то время как интеллект осуществляет контроль над эмоциональными состояниями. Однако следует отметить, что
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
«эмоциональный интеллект» - сложный феномен, связывающий воедино эмоции и интеллект. На современном этапе эмоциональный интеллект стал одной из важнейших личностных компетенций, с помощью которой человек способен успешно интегрироваться в социум и эффективно проявлять себя в нем, выстраивать взаимодействие с другими. Из исследований нам известно, что уровень развития эмоционального интеллекта зависит от: когнитивных особенностей, представлений об эмоциях; особенностей эмоционального реагирования.
На сегодняшний день, неизученным остается вопрос о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, различными личностными характеристиками и характеристиками социума, в котором находится человек. На наш взгляд, интересным представляется изучение изменения эмоционального интеллекта в зависимости от уровня выраженности, к примеру, личностной и ситуативной тревожности. Что происходит с эмоциональной сферой человека в моменты, когда данные показатели находятся на пике? Происходят ли какие-либо изменения в эмоциональном интеллекте в моменты чрезвычайных ситуаций? Увы, на сегодняшний день, ответы на эти вопросы нам не известны.
Следует отметить, что существует большое количество исследований, направленных на изучение корреляции между развитостью структур эмоционального интеллекта и выраженностью такой личностной характеристики, как «лидер», и эффективность лидерства.
Таким образом, изучение взаимосвязей между личностными характеристиками и эмоциональным интеллектом остается открытым для изучения. Наше предположение согласуется с данными других исследований:
- Bohannon-Burkham, 2010, USA, Texas Tech University - описана взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и стилем руководства.
- Sherman, 2009, USA, Arizona, University of Phoenix - по результатам исследования обнаружена связь между выбором стратегии «сотрудничество» и осознанным управлением эмоциями.
- Bums, 2011 - в работе изложены результаты, согласно которым повышение уровня эмоционального интеллекта способствует снижению шанса выбора неэффективной стратегии решения проблемы.
- Zomer, 2012, University of Toronto - описана корреляция между эмоциональным интеллектом и выбором стратегии управления стрессом.
Литература
Андреева, И. Н. (2006). Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии, 3, 78-86.
Андреева, И. Н. (2009). Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы
психологии, 4, 131-141. Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии:
монография. Новополоцк: ПГУ. Выготский, Л. С. (2000). Психология. М.: Апрель пресс.
Гарднер, Г. (2007). Структура разума: теория множественного интеллект. М.: ООО
«И. Д. Вильяме». Гоулман, Д. (2009). Эмоциональный интеллект. М.: ACT.
Давыдова, Ю. В. (2011). Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте (кандидатская диссертация). Москва: РУДН.
ОБЩАЯ психология, психология личности, ИСТОРИЯ психологии
Дорохова, О. А. (2018). Педагогические воззрения Говарда Гарднера (кандидатская диссертация). Тверь: Тверской государственный университет.
Дружинин, В. Н. (2000). Диагностика общих познавательных способностей. СПб: Юрайт.
Загвоздкин, В. К. (2008). Концепция множественного интеллекта Гарднера: новые подходы к развитию творческого потенциала. Школьные технологии, 2, 53-59.
Карпов, А. В., Петровская А. В. (2008). Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль: ЯрГУ.
Киселева, Т. С. (2015). Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых (кандидатская диссертация). М.: ИП РАН.
Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла. М.: Смысл.
Люсин, Д. В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.): Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования (С. 29-36). М.: Изд-во Института психологии РАН.
Мещерякова, И. Н. (2011). Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе (кандидатская диссертация). Курск: Курский государственный университет.
Теплов, Б. М. (2014). Способности и одаренность. Вестник московского университета. Серия 20: педагогическое образование, 4, 99-105.
Трофимова, Н. М., Нгуен, М. А. (2007). Становление эмоционального интеллекта старшеклассников. Начальная школа плюс До и После, 9, 67-69.
Чошанов, М. (2000). ТМИ - теория множественного интеллекта. Директор школы, 2, 12-16.
Alston, В. А. (2009). An Examination of the Relationship Between Emotional Intelligence and Leadership Practices (Doctoral dissertation). Davie: Nova Southeastern University.
Ciarrochi, J. V., Dean J. V., Anderson S. (2002). Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 32, 197-209.
Kornhaber, M. (1999). Multiple Intelligences. Theory in Practice. In J. Block, S. T. Everson, T. R. Guskey (eds.): Comprehension Scholl Reform: A Program Perspective (pp. 179-191). Dubuque: Kendall Hunt Publishing Company.
Mckenzie, W. (1999). Multiple intelligences inventory. URL: https://www.kerstens.org/alicia/plan-ning10/Multiple%20lntelligences%20lnventory.pdf
Saimon, H. A. (1967). Motivational and Emotional Controls of Cognition. Psychological Review, 74(1), 29-39. doi: https://doi.org/10.1037/h0024127
References
Alston, B. A. (2009). An Examination of the Relationship Between Emotional Intelligence and Leadership Practices (Doctoral dissertation). Davie: Nova Southeastern University.
Andreyeva, I. N. (2006). The emotional intellect: researching the phenomenon. Questions of psychology, 3, 78-86. (in Russ.).
Andreyeva, I. N. (2009). Conceptual area of "emotional intelligence" notion. Questions of psychology, 4, 131-141. (in Russ.).
Andreyeva, I. N. (2011). Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology: monograph. Novopolotsk: PGU. (in Russ.).
Choshanov, M. (2000). TMI - the theory of multiple intelligences. Principal, 2, 12-16. (in Russ.).
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
Ciarrochi, J. V., Dean J. V., Anderson S. (2002). Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 32, 197-209.
Davydova, Yu. V. (2011). Emotional intelligence: essential features, structure and features of manifestation in adolescence (Cand. dissertation). Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, (in Russ.).
Dorohova, O. A. (2018). The Pedagogical Perspectives of Howard Gardner (Cand. dissertation). Tver: Tver State University, (in Russ.).
Druzhinin, V. N. (2000). Diagnosis of general cognitive abilities. St. Petersburg: Yurait. (in Russ.).
Gardner, G. (2007). The Structure of the Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Moscow: OOO «I. D. Williams», (in Russ.).
Goleman, D. (2009). Emotional Intelligence. Moscow: AST. (in Russ.).
Karpov, A. V., Petrovskaya A. V. (2008). Psychology of emotional intelligence: theory, diagnostics, practice: monograph. Yaroslavl: Yaroslavl State University, (in Russ.).
Kiseleva, T. S. (2015). Emotional intelligence as a vital resource and its development in adults (Cand. dissertation). Moscow: IP FIAS, (in Russ.).
Kornhaber, M. (1999). Multiple Intelligences. Theory in Practice. In J. Block, S. T. Everson, T. R. Guskey (eds.): Comprehension Scholl Reform: A Program Perspective (pp. 179-191). Dubuque: Kendall Hunt Publishing Company.
Leontiev, D. A. (2003). Psychology of meaning. Moscow: Smysl. (in Russ.).
Lyusin, D. V. (2004). Modern concepts of emotional intelligence. In D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (eds): Social Intelligence: Theory, Measurement, Research (pp. 29-36). Moscow: Publishing House of Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, (in Russ.).
Mckenzie, W. (1999). Multiple intelligences inventory. URL: https://www.kerstens.org/alicia/planning10/ Multiple%20lntelligences%20lnventory.pdf
Meshcheryakova, I. N. (2011). The development of emotional intelligence in psychology students in the process of studying at a university (Cand. dissertation). Kursk: Kursk State University, (in Russ.).
Saimon, H. A. (1967). Motivational and Emotional Controls of Cognition. Psychological Review, 74(1), 29-39. doi: https://doi.org/10.1037/h0024127
Teplov, B. M. (2014). Ability and talent. Bulletin of Moscow University. Series 20: Teacher Education, 4, 99-105. (in Russ.).
Trofimova, N. M., Nguyen, M. A. (2007). Formation of emotional intelligence of high school students. Elementary School Plus Before and After, 9, 67-69. (in Russ.).
Vygotsky, L. S. (2000). Psychology. Moscow: April press, (in Russ.).
Zagvozkin, V. K. (2008). Gardner's concept of multiple intelligences: new approaches to the development of creativity. School technology, 2, 53-59. (in Russ.).
Информация об авторах Ирина Владимировна Абакумова - доктор психологических наук, профессор, декан факультета «Психология, педагогика, дефектология», заведующая кафедрой, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Тамара Зурабовна Аверкиева - аспирант, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
Диана Зурабовна Кинцурашвили - магистрант, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
ОБЩАЯ психология, психология личности, ИСТОРИЯ психологии
Information about the authors Irina Vladimirovna Abakumova - Dr. Sei. (Psychology), Professor, Dean of the Faculty of Psychology, pedagogy, Defecfology; Head of the Department, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Tamara Zurabovna Averkieva - Graduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Diana Zurabovna Kintsurashvili - Master's student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.