Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
транспортная система / инвестиции / ГЧП / инвестиционное развитие / транспортная инфраструктура / инвестиционный механизм / инвестиционная привлекательность / транспорт / transport system / investments / PPP / investment development / transport infrastructure / investment mechanism / investment attractiveness / transport

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арманшина Е.Е., Пшеничникова Е.С., Лугинина Е.А.

В рамках данной статьи автор проводит анализ теоретических основ, а также механизмов инвестиционного развития на транспорте. Кроме того, приводится характеристика особенностей инвестиционной политики государства в транспортном секторе России, текущего состояния и динамики инвестиций в транспортную инфраструктуру России по видам транспорта и регионам. Автор рассматривает ключевые проблемы и барьеры для привлечения инвестиций в транспортный сектор России и в заключении формулирует рекомендации по повышению эффективности инвестиционного развития на транспорте в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арманшина Е.Е., Пшеничникова Е.С., Лугинина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF INVESTMENT DEVELOPMENT IN TRANSPORT

Within the framework of this article, the author analyzes the theoretical foundations, as well as the mechanisms of investment development in transport. In addition, the characteristics of the features of the state's investment policy in the transport sector of Russia, the current state and dynamics of investments in the transport infrastructure of Russia by modes of transport and regions are given. The author examines the key problems and barriers to attracting investment in the transport sector of Russia and in conclusion formulates recommendations for improving the efficiency of investment development in transport in Russia.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ»

поколений, существенно различающихся по возрасту, то есть жизненным ценностям, трудовым мотивам и психологическим характеристикам. Особенности поведения наемных работников также приводят к различиям в уровне профессиональной подготовки. Развитие трудовых отношений связано с появлением нового института, способного защитить интересы наемных работников, - профсоюза.

Работодатель определяется как само занятое лицо, которое всегда нанимает одного или нескольких человек в соответствии с Международной классификацией уровней занятости. В основе показателей лежит тот факт, что работодатель является владельцем средств производства. Список использованной литературы:

1. Бакиев И.Б. и более. Экономика труда и рынки. Методическое пособие. Ашхабад, 2001 г.

2. Мухамметбердиев О.Б., Суханов Н. Философия. Тестовый учебник для ВУЗов. - Ашхабад. «Наука», 2011.

© Аннамаммедов У., 2023

УДК 33

Арманшина Е.Е., Пшеничникова Е.С., Лугинина Е.А.,

студентки 3 курса, напр. «Экономика», УрГУПС

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Аннотация

В рамках данной статьи автор проводит анализ теоретических основ, а также механизмов инвестиционного развития на транспорте. Кроме того, приводится характеристика особенностей инвестиционной политики государства в транспортном секторе России, текущего состояния и динамики инвестиций в транспортную инфраструктуру России по видам транспорта и регионам. Автор рассматривает ключевые проблемы и барьеры для привлечения инвестиций в транспортный сектор России и в заключении формулирует рекомендации по повышению эффективности инвестиционного развития на транспорте в России.

Ключевые слова:

транспортная система, инвестиции, ГЧП, инвестиционное развитие, транспортная инфраструктура, инвестиционный механизм, инвестиционная привлекательность, транспорт.

MODERN DIRECTIONS OF INVESTMENT DEVELOPMENT IN TRANSPORT

Annotation

Within the framework of this article, the author analyzes the theoretical foundations, as well as the mechanisms of investment development in transport. In addition, the characteristics of the features of the state's investment policy in the transport sector of Russia, the current state and dynamics of investments in the transport infrastructure of Russia by modes of transport and regions are given. The author examines the key problems and barriers to attracting investment in the transport sector of Russia and in conclusion formulates recommendations for improving the efficiency of investment development in transport in Russia.

Keywords:

transport system, investments, PPP, investment development, transport infrastructure, investment

mechanism, investment attractiveness, transport.

Транспорт является одним из ключевых факторов экономического роста и социального развития России. Транспортная система обеспечивает связность территорий, доступность ресурсов, эффективность логистических процессов, мобильность населения и грузопотоков. Качество и развитие транспортной инфраструктуры влияют на конкурентоспособность экономики, уровень жизни граждан, безопасность и экологию страны. Однако современная транспортная система России сталкивается с рядом проблем и вызовов, таких как: износ и недостаточность транспортной инфраструктуры, несоответствие спроса и предложения на транспортные услуги, низкая энергоэффективность и экологичность транспорта, недостаток квалифицированных кадров, слабое внедрение инноваций и цифровых технологий в транспортной отрасли [2]. Для решения этих проблем необходимо повышение уровня инвестиций в транспортный сектор, как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса. Инвестиции в транспорт способствуют модернизации и расширению транспортной инфраструктуры, повышению качества и доступности транспортных услуг, улучшению безопасности и экологии движения, развитию инноваций и цифровизации в транспортной сфере. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью анализа существующего состояния и перспектив развития транспортной системы России с точки зрения инвестиционной активности различных участников рынка.

Инвестиции в транспорт способствуют модернизации и расширению транспортной инфраструктуры, повышению качества и доступности транспортных услуг, улучшению безопасности и экологии движения, развитию инноваций и цифровизации в транспортной сфере. Однако для привлечения и эффективного использования инвестиций в транспортный сектор необходимо разработать и реализовать адекватный инвестиционный механизм, который будет учитывать специфику и потребности отрасли, а также интересы различных участников рынка [3].

Инвестиционный механизм, представляет собой систему управления инвестиционной деятельностью на транспорте, которая включает в себя цели, принципы, методы, инструменты, ресурсы, субъекты и объекты инвестиций. Кроме того, он определяет правила и условия формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов на транспорте, а также способы оценки эффективности и результативности инвестиционных проектов [5].

На сегодняшний день, имеет место целый спектр подходов к классификации инвестиционных механизмов на транспорте по разным критериям [4]. Например, по форме собственности инвестиционных ресурсов можно выделить государственные, частные и смешанные инвестиционные механизмы. По характеру участия государства в инвестиционном процессе можно различать директивные, регулятивные и стимулирующие инвестиционные механизмы. По способу финансирования инвестиционных проектов можно классифицировать бюджетные, внебюджетные и кредитные инвестиционные механизмы.

Инвестиционная политика государства, которая реализуется в рамках транспортного сектора, представляет собой комплекс мер, ориентированных на привлечение и эффективное использование инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, повышение качества и доступности транспортных услуг, улучшение безопасности и экологии движения, развитие инноваций и цифровизации в транспортной сфере. Инвестиционная политика нашего государства базируется исключительно на Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [8], а также на ряд федеральных и региональных целевых программы.

Особенности инвестиционной политики государства в транспортном секторе России можно выделить следующие:

- активное участие государства в финансировании транспортных проектов, особенно в сфере железнодорожного транспорта, который является приоритетным для развития экономики и социальной сферы России. Государство выделяет значительные бюджетные средства на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, а также предоставляет льготы и субсидии транспортным операторам и потребителям;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) [1] в транспортном секторе, под которым понимается форма сотрудничества между государством и частным бизнесом, при которой частный партнер берет на себя часть рисков и обязательств по реализации транспортного проекта, а государство предоставляет ему определенные льготы и гарантии. Данная форма позволяет привлекать дополнительные инвестиции в транспортный сектор, распределять риски и ответственность между партнерами, повышать эффективность и качество управления транспортными проектами. В России ГЧП еще недостаточно развито из-за сложности законодательной базы, низкого уровня доверия между партнерами, отсутствия единой методологии оценки эффективности ГЧП-проектов и недостатка квалифицированных кадров;

- стимулирование инноваций и цифровизации на транспорте. Инновации и цифровизация, представляют собой достаточно важные условия для повышения конкурентоспособности транспортной отрасли, улучшения качества и безопасности транспортных услуг, снижения затрат и выбросов парниковых газов.

Таким образом, инвестиционная политика государства направлена на обеспечение устойчивого и эффективного развития транспортной системы России в будущем.

Инвестиции в транспорт способствуют модернизации и расширению транспортной инфраструктуры, повышению качества и доступности транспортных услуг, улучшению безопасности и экологии движения, развитию инноваций и цифровизации в транспортной сфере. Однако для привлечения и эффективного использования инвестиций в транспортный сектор необходимо разработать и реализовать адекватный инвестиционный механизм, который будет учитывать специфику и потребности отрасли, а также интересы различных участников рынка [6].

По данным Министерства транспорта Российской Федерации, в 2022 году объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России составил около 1,2 трлн рублей, что на 8,7 % меньше, чем в 2019 году. Снижение объема инвестиций связано с негативным влиянием пандемии COVID-19 на транспортную отрасль [9]. На рисунке 1 представлен объем инвестиции в транспортной отрасли России.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

30%

10% 5% 5%

Доля инвестиций. %

■ Железнодорожныйтранспорт- Автомобильный транспорт Воздушный транспорт Морской и речной транспорт трубопроводный транспорт

Рисунок 1 - Объем инвестиции в транспортной отрасли России

Динамика инвестиций в транспортную инфраструктуру России за последние годы характеризуется как нестабильная и недостаточная для обеспечения устойчивого развития транспортной системы. По данным Росстата, в период с 2019 по 2022 годы объем инвестиций в транспорт колебался от 1,3 до 1,4 трлн рублей в год, что составляет около 1,5 % ВВП России. При этом доля государственных инвестиций снижалась с 60 % до 50 %, а доля частных инвестиций увеличивалась с 40 % до 50 %. Но стоит отметить,

что согласно нашей позиции, для обеспечения модернизации и расширения транспортной инфраструктуры России необходимо увеличить объем инвестиций до 2-3 % ВВП в год, а также повысить долю частных инвесторов до 70-80 %. С этой целью необходимо развивать механизмы государственно-частного партнерства, стимулировать инновации и цифровизацию на транспорте, совершенствовать законодательство и регулирование в транспортном секторе [7].

В настоящее время существует целый спектр проблем и барьеров для привлечения инвестиций в транспортный сектор России, а именно:

- низкий уровень инвестиционной привлекательности транспортных проектов из-за длительного срока окупаемости, высокого риска, недостаточной гарантии доходности и правовой защиты инвесторов;

- несоответствие между потребностями и возможностями финансирования транспортных проектов. Так, есть большой спрос на модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, особенно в регионах, но в тот же самый момент, имеет место ограниченность бюджетных средств, недостаток частных инвесторов и низкая доступность кредитных ресурсов;

- недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства в транспортном секторе. В нашей стране ГЧП еще недостаточно развито из-за сложности законодательной базы, низкого уровня доверия между партнерами, отсутствия единой методологии оценки эффективности ГЧП-проектов и недостатка квалифицированных кадров;

- отставание в развитии инноваций и цифровых технологий на транспорте. В России существует ряд проблем, связанных с низким уровнем инвестиций в научно-техническое развитие транспорта, отсутствием единой стратегии и координации действий по внедрению инноваций и цифровых технологий на транспорте, недостатком кадрового потенциала и сопротивлением изменениям со стороны транспортных операторов и потребителей.

В заключении приведем основные рекомендательные меры, ориентированные на рост эффективности инвестиционного развития на транспорте в России:

- разработать и реализовать комплексную и долгосрочную стратегию транспортного развития на национальном, региональном и местном уровнях, которая будет определять цели, приоритеты, меры и индикаторы развития транспортной системы в соответствии с потребностями экономики, социальной сферы и окружающей среды;

- привлечь и эффективно использовать различные источники финансирования транспортных проектов, включая бюджетные средства, частные инвестиции, кредиты, гранты, облигации и другие финансовые инструменты. Особое внимание уделить развитию механизмов ГЧП, которые позволяют привлекать дополнительные инвестиции в транспортный сектор, распределять риски и ответственность между партнерами, повышать эффективность и качество управления транспортными проектами;

- стимулировать инновации и цифровизацию на транспорте, которые способствуют повышению конкурентоспособности транспортной отрасли, улучшению качества и безопасности транспортных услуг, снижению затрат и выбросов парниковых газов. Для этого необходимо поддерживать научно-техническое развитие транспорта, внедрять новые технологии и решения на всех этапах транспортного процесса, развивать цифровую инфраструктуру и платформы, обеспечивать обмен данными и информацией между участниками транспортного рынка.

Список использованной литературы:

1. Бертош, В.А. Государственно-частное партнерство / В.А. Бертош. — М.: Инфра-М, 2020. — 126 с.

2. Гулый И.М. Методические особенности оценки инвестиций в цифровые технологии на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. № 11, 2021, С. 44-52.

3. Данилина М.Г. Особенности цифровой трансформации на транспорте // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. № 3(28), 2020, С. 127-129.

4. Комаров К.Л. Цифровизация как ключевой механизм современных технологий в организационных структурах транспортного производства // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. № 2(45), 2018, С. 24-29.

5. Набиев, А. Х. Инвестиционная программа развития ОАО «РЖД» / А. Х. Набиев, А. В. Власенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 199-203.

6. Рыбалко Н.А. Развитие цифровой экономики: современность и перспективы // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Ответственный редактор К.А. Маковейчук. Симферополь, 2018, С. 295-299.

7. Терениченко А.А. Социально-экономические, правовые условия и пути реализации проекта цифровой экономики в Российской Федерации // Образование и право. № 6, 2018, С. 200-205.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р. // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document /cons_doc _LAW_3030624/ (дата обращения 19.10.2023 г.).

9. Фатьянов А.А. Актуальные проблемы правового регулирования в области развития цифровой экономики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. № 3(50), 2018, С. 71-77.

© Арманшина Е.Е., Пшеничникова Е.С., Лугинина Е.А., 2023

УДК 331

Ахмедова М.

Студент факультета маркетинг Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В этой статье представлен краткий обзор о возникновении, изменении и о прекращении трудовых отношений, а также дана информация о понятии и теории трудового договора.

Ключевые слова

Труд, кодекс, экономика, договор, направление, юридическое лицо, физическое лицо, должность, обязанность.

Ahmedova M.

Student at the Faculty of Marketing Turkmen State Institute of Economics and Management

Ashgabat, Turkmenistan

FORMATION, MODIFICATION AND TERMINATION OF EMPLOYMENT RELATIONS

Annotation

This article provides a brief overview of the emergence, change and termination of employment relationships, as well as information about the concept and theory of the employment contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.