Научная статья на тему 'Современные направления инновационного развития вуза'

Современные направления инновационного развития вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / СФЕРА СЕРВИСА / SERVICE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

Рассмотрено инновационное развитие современного российского вуза на примере Поволжского государственного университета сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The innovative development of modern Russian university on the example of the Volga Region State University of Service is considered.

Текст научной работы на тему «Современные направления инновационного развития вуза»

МЕХАН1ЗМИ РЕАЛ1ЗАЦН ДЕРЖАВНИХ СТАНДАРТ1В ЗАГАЛЬНО1 СЕРЕДНЬО1 ОСВ1ТИ В СИСТЕМ1 П1ДВИЩЕННЯ КВАЛ1Ф1КАЦ11 ПЕДАГОГ1ЧНИХ ПРАЦ1ВНИК1В

© 2015

В.1. Шуляр, кандидат педагопчних наук, доцент, заслужений учитель Укра!ни Миколагвсъкий обласний ¡нститут тслядипломног педагог1чног oceimu, Миколагв (Украгна)

Анотаця. У статп окреслено стримукта фактори реал1зацИ змютових лшш державних стандарпв, визначено напрями 1х впровадження в систему тслядипломно! педагопчно! освгга. Автором представлено каскадну модель оперативного навчання науково-педагопчних i педагопчних пращвнишв в умовах модершзацп загально! середньо! освгга.

Ключовi слова: парадигма, стратеги, державний стандарт, змiстовi лши, дисемiнацiя, бенчмаркинг.

IMPLEMENTATION ARRANGEMENTS STATE STANDARDS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN THE TRAINING TEACHING STAFF

© 2015

V.I. Shuliar, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deserved teacher of Ukraine

Mykolaiv regional institute of postdegree pedagogical education, Mykolaiv (Ukraine)

Abstract. In the article outlined retentive factors of realization of semantic lines of state standards, certainly directions of their introduction in the system of post-graduate education. The author is present the cascade model of operative studies of scientifically-pedagogical and pedagogical workers in the conditions of modernization of secondary education. Keywords: paradigm, strategies, statestandard, contentlines, dissemination, benchmark.

УДК 378.001.7

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

© 2015

В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация. Рассмотрено инновационное развитие современного российского вуза на примере Поволжского государственного университета сервиса.

Ключевые слова: инновационное развитие, научная школа, сфера сервиса.

В августе 1981 года в г. Тольятти был открыт филиал Московского технологического института, который усилиями профессорско-преподавательского состава постепенно превратился в один из ведущих вузов региона - Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС). В течение 35 лет вуз готовит для города и Поволжья квалифицированных специалистов динамично развивающейся сферы сервиса. За эти годы значительно возросла роль сферы сервиса в нашей стране, а коллектив университета добился впечатляющих результатов: на базе филиала Московского государственного университета сервиса был создан самостоятельный государственный институт (2002 год), академия (2004 год), университет (2005 год). С мая 2008 года вуз носит название Поволжского государственного университета сервиса. Это знаковая веха в развитии университета - официальное признание его значимости для Поволжья [9].

В университете функционируют 2 института (институт экономики и институт дизайна, туризма и социальных технологий) и 3 факультета (информационно-технического сервиса, заочного обучения, среднего профессионального образования), 19 кафедр, работает 250 преподавателей, из них 77,5 % имеют ученые степени и звания.

Сегодня университет сервиса является авторитетным инновационным, научным и учебным центром, где реализуется широкий спектр основных и дополнительных образовательных программ подготовки специалистов и бакалавров, проводится довузовская подготовка, реализуются программы профессиональной подготовки рабочих кадров для сферы сервиса, программы повышения квалификации специалистов [1, с. 88].

В университете сформированы современные материально-техническая и учебно-лабораторная базы. Практически все выпускники трудоустраиваются по специальности и вносят существенный вклад в развитие экономики города и региона. До сегодняшнего дня он

остается одним из признанных лидеров отечественного высшего образования в области сервиса [4, с. 145-149; 5, с. 127-131; 8, с. 60-69; 13].

На протяжении многих лет университет активно участвует в общественно-политической жизни городского округа Тольятти и Самарской области. Но главная особенность вуза заключается не только в том, что выпускники ПВГУС получают качественное образование, соответствующее государственным образовательным стандартам и лучшим традициям отечественной высшей школы. Обладая широким кругозором и глубокими профессиональными знаниями в области сервиса, впитав в себя особую атмосферу нашего университета, выпускники выходят в жизнь специалистами, обладающими главными жизненными свойствами: умением работать с людьми, жить и работать для людей. Такой подход необходим не только для государственных учреждений, но и в бизнесе, в который по-прежнему идет значительная часть молодых специалистов ПВГУС. Поэтому наши выпускники были и остаются приоритетными кандидатурами при отборе на вакантные должности. Они достойно трудятся в местных органах власти, банках, средствах массовой информации, государственных, муниципальных и коммерческих организациях и учреждениях [3, с. 111-115].

Университет создан для тех, кто решил обрести профессиональную свободу, свободу, которая позвонит по-настоящему уверенно чувствовать себя на современном рынке труда. Университет сервиса готовит не просто квалифицированные кадры, а интеллектуальную и деловую элиту города Тольятти и Самарской области. За прошедшие годы 27420 человек получили дипломы специалистов с высшим профессиональным образованием в различных отраслях сферы сервиса.

ПВГУС входит в сотню лучших вузов России, является лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество». Одним из первых среди вузов России ПВГУС

стал обладателем сертификата Европейского фонда менеджмента качества на соответствие модели делового совершенства EFQM, получив своеобразный «сертификат качества» образовательных услуг [6, с. 252-257; 7, с. 132-135].

Ключевые принципы формирования образовательных программ университета - востребованность, качество, доступность и непрерывность. На базе комплексной реализации этих параметров создана гибкая система подготовки в сфере среднего и высшего профессионального образования. Она тесно связана с многочисленными программами довузовской подготовки, дополнительного профессионального образования, а также с послевузовским образованием по 9 научным специальностям. Университет обеспечивает сопряжение всех уровней образования и эффективный переход от одного уровня к другому на основе соотнесения и преемственности различных программ. На этой же основе осуществляется систематический международный обмен студентами, стажерами, аспирантами, выполняются совместные исследовательские проекты в рамках партнерских связей с более чем 27 вузами и организациями из 13 стран мира (Италии, Испании, Мексики, Кубы, Франции, Чехии, Болгарии, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Молдовы, Беларуси).

Стратегия развития университета, в соответствии с программой модернизации российской системы образования и реализацией приоритетных национальных проектов, основана, прежде всего, на взаимодействии с предприятиями высокотехнологичных отраслей экономики Поволжского региона и России в целом. Вуз специализируется на таком приоритетном направлении развития, как сфера сервиса, которая включает в себя современные сервисные технологии в промышленности, экономике, информационно-коммуникационной и социокультурной среде. Университет - лидер в сфере экономического образования, производственного менеджмента, информационных и сервисных технологий в Поволжском регионе [10, с. 107-109; 11, с. 21-26; 12, с. 118-123].

Сегодня в ПВГУС учатся около 5500 студентов, магистрантов, аспирантов, ежегодно обучение в университете проходит более 2,5 тысяч слушателей программ дополнительного профессионального образования. Выпускники ПВГУС являются специалистами в продвижении товара, в управлении качеством, работают в ту-риндустрии и социально-культурном секторе. Студенты ПВГУС учатся понимать технологию индустриальных и социальных процессов. Выпускниками ПВгУС открыто более трех тысяч предприятий сферы сервиса.

ПВГУС участвует в решении актуальных экономических и социальных задач на уровне города и региона. В последние годы проводится переподготовка работников предприятий города, оказавшихся под угрозой увольнения, по опережающим образовательным программам. Также на базе университета проводится повышение квалификации работников образования Самарской области по Именным образовательным чекам.

Ученые университета активно участвуют в проектах по развитию экономической, социальной и культурной жизни региона. Научными коллективами вуза разрабатывается экономическая модель управления функционированием региональной сферы услуг, инструментарий для реформирования туристической сферы региона, накоплен обширный материал по анализу и оценке со-циодинамики российского общества.

Преподаватели ПВГУС входят в общественный совет по стратегическому планированию при Думе г.о. Тольятти и в общественный совет по туризму Самарской области. Это говорит о востребованности учёных университета как на городском, так и на региональном уровне.

Действующее на базе ПВГУС с 2006 г. Поволжское региональное отделение межрегиональной обще-

ственной научно-просветительской организации «Национальная академия туризма» объединило научных и практических работников сферы туризма Поволжского региона. В ПРО НАТ входит 35 человек, из них более 70 % - преподаватели и сотрудники ПВГУС. В состав Поволжского регионального отделения НАТ входят: председатель думы г.о.Тольятти Д.Б. Микель, руководитель департамента туризма Правительства Самарской области М.В. Мальцев, генеральный директор «Тольят-тистройзаказчик» В.Г. Гусев и др. Возглавляет Поволжское региональное отделение НАТ ректор университета, д.э.н., профессор Л.И. Ерохина.

Вуз стремится к сохранению лучших традиций и стандартов классической высшей школы, развивая при этом наиболее актуальные для современного общества научные направления. Невозможно представить университет без активного научного поиска, объединяющего в исследовательском процессе преподавателей, сотрудников и студентов. В последние годы научные исследования вышли на новые рубежи, еще более тесной стала связь учебного и исследовательского процессов, произошла интеграция в мировое научное сообщество.

ПВГУС - это университет с развитой системой послевузовского образования и самый крупный в Поволжье научно-аналитический центр по социально-экономическим проблемам в сфере сервиса, ежегодно выполняющий десятки исследовательских проектов. Фундамент успешной научной и образовательной деятельности Поволжского государственного университета сервиса составляют научно-исследовательские школы, вокруг которых сконцентрирована научная работа в ПВГУС [2, с. 196-198].

Научная школа в системе высшего образования выступает в роли инструмента позитивной мотивации профессионально-личностного развития сотрудников вуза, что позволяет говорить об их преимуществах по сравнению с другими формами организации научных сообществ. Важным преимуществом школы является учет и использование индивидуальных особенностей и способностей всех участников.

Наиболее результативную деятельность показывает научная школа по экономике и управлению предприятиями, отраслями и комплексами сферы услуг под руководством ректора университета, доктора экономических наук, профессора Лидии Ивановны Ерохиной. В рамках научной школы идет активная научная работа, связанная с подготовкой докторских и кандидатских диссертаций. За период с 1994 года под руководством Лидии Ивановны защищено 3 докторских и 20 кандидатских диссертаций.

Интерес к проблематике экономики и управления в сфере услуг обусловлен планомерным превращением сервиса в крупномасштабную сферу человеческой активности. Сейчас более 70 % населения, занятого в экономике промышленно развитых стран, работают в сфере услуг. Закономерности сервисной деятельности определяют детальный анализ, без которого ее невозможно организовать на уровне современных требований.

Зарождению научной школы предшествовало длительное накопление теоретико-методических материалов по экономике и управлению предприятиями, отраслями и комплексами сферы услуг.

По своей сути школа представляет собой такой социальный феномен, который на основе консолидации труда ученых позволяет решать комплекс задач научной деятельности по следующим направлениям:

— совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка;

— ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования;

— социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг;

— организационно-экономические механизмы обе-

спечения инновационного развития отраслей сферы услуг;

— социальная инфраструктура предприятий в условиях рынка.

Разрабатываемые в школе идеи и методы исследования функционирования сферы услуг реализуются в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Преподаватели публикуют монографии и учебные пособия, участвуют в различных международных и всероссийских научных конференциях, в выполнении международных и российских грантов.

Ещё одной эффективно работающей научной школой можно назвать культуролого-историческую школу реги-оналистики. Эта научно-исследовательская школа берет свое начало с открытия в университете аспирантуры по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры». Основы научно-исследовательской программы школы формировались во взаимодействии с ведущими учеными Москвы, Новосибирска, Саратова, Самары. В долгосрочном периоде комплекс задач, решаемых школой, можно сформулировать следующим образом: исследования провинциальной культуры с использованием пост-неклассических методов.

Общая научная деятельность историков, филологов, философов, культурологов Поволжского государственного университета сервиса, направленная на решение актуальных проблем Среднего Поволжья, основана на совпадающих научных взглядах в области культурологии. Междисциплинарные идеи синергетики послужили методологическим фундаментом для формирования нового научного направления школы в дальнейшем, что нашло отражение в монографиях представителей школы, профессоров В.П. Овсянникова, В.Н. Якунина и публикациях их коллег и учеников.

Важным этапом в развитии школы стало открытие в марте 2010 года объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 24.00.01 Теория и история культуры при Саратовском государственном техническом университете, куда вошли ведущие ученые Саратова и Тольятти, специализирующиеся на исследованиях теории и истории культуры. Работа в таком составе позволила существенно дополнить предметное поле и качество исследований. Контакты с ведущей культурологической школой региона, возглавляемой А.В. Волошиновым, подняли методологию исследований на постнеклассический уровень. Аспирантами и сотрудниками ПВГУС в этом совете защищено 5 кандидатских диссертаций.

Разрабатываемые в школе идеи и методы исследования культуры успешно реализуются в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Практический выход они нашли в 2009 году, когда представители научной школы приняли активное участие в создании и экспертизе стратегического плана г.о. Тольятти.

Авторитетные ученые университета являются членами диссертационных советов по отдельным научным направлениям в вузах Самары, Ульяновска и др. городов.

Координацию научно-исследовательской деятельности в университете осуществляет управление научных исследований, а реализуется она в 14 комплексных научных лабораториях, 2-х малых инновационных предприятиях, на кафедрах. Основная функция научных подразделений - трансфер технологий, включающий разработку инноваций, внедрение таковых в различные процессы университета и других заказчиков, а также оценку их эффективности.

Начиная с 2004 г. университет работает по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, его ежегодный объём составляет порядка 3 млн. руб. Среди основных заказчиков НИР университета Правительство Самарской области и более 40 хозяйствующих субъектов Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Санкт-Петербурга и Москвы. По

заказу хозяйствующих субъектов в 2014 г. в университете было выполнено 47 хоздоговорных работ на сумму 16675,3 тыс. руб. Также коллективом ученых под руководством профессора В.Н. Козловского реализуется грант Президента РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми российскими учеными с годовым объемом 1млн. руб.

По сравнению с 2003 г. количество привлечённых в университет средств из различных источников в рамках выполнения НИР возросло в 16,5 раз с 1357000 руб. до 22700000 руб., количество проведённых научных мероприятий возросло с 16 до 82, количество опубликованных монографий возросло с 3 до 23, количество опубликованных статей возросло с 462 до 995 (из них по списку ВАК количество опубликованных статей возросло с 15 в 2004 г. до 230 в 2014 г.)

Преподавателями университета в 2014 г. было получено 8 патентов на полезные модели и 3 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ.

В 2014 году в университете были реализованы проекты научных исследований, организации научных конференций и творческих конкурсов, научных стажировок, поддержанных грантовым финансированием различных структур:

1. Грант Евросоюза по программе TEMPUS на реализацию проекта «Центр образования третьего поколения» под региональным приоритетом «Развитие непрерывного образования в обществе в целом». Исполнители: коллектив кафедры «Экономика и управление» под руководством д.э.н., профессора А.Н. Кара.

2. Грант Президента РФ (Конкурс МД-2014) на выполнение НИР «Комплекс улучшения качества и надежности продукции и услуг крупного машиностроительного предприятия». Исполнители: В.Н. Козловский, А.В. Дебелов, С.А. Дементьев, А.В. Заятров, Е.В. Полякова.

3. Грант на реализацию проекта «Конкурс молодых дизайнеров «Арбуз» от некоммерческой организации «Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)». Исполнители: ППС кафедры «Дизайн и художественное проектирование изделий».

Ежегодно университет выступает организатором большого количества научных мероприятий, на которых проходит апробация результатов научной и интеллектуальной деятельности ППС университета. Наибольший научный и общественный резонанс получили следующие международные конференции «Информационные технологии. Радиотехника. Телекоммуникации»; «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов»; «Наука - промышленности и сервису»; «Внутренний туризм как фактор развития регионов (на примере Самарской области)», «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем»; «Запад - Россия - Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие»; «Экономика и управление: новые вызовы и перспективы»; «Информационные системы и технологии: управление и безопасность».

За последние годы изменился формат проведения конференций в ПВГУС: они стали более представительными, на конференции стали приезжать ведущие российские учёные, что, в свою очередь, положительно позиционирует университет во внешней среде. Так, на VIII Международную научно-практическую конференцию «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования», проходившую 25-26 апреля 2013 г., приехало всё руководство Национальной академии туризма во главе с президентом и вице-президентами, а также признанные классики науки о туризме: В.И. Кружалин, И.В. Зорин. Эта конференция положительно сказались на имидже нашего университета, о чём свидетельствуют многочисленные письма и приветственные адреса от председателей профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания

РФ, Министерства культуры РФ и других структур. Начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Александр Александрович Сирченко, участвовавший в работе конференции, на коллегии Федерального агентства по туризму отметил, что это научное мероприятие сплотило органы государственной власти, науки и бизнес-сообщества.

О внимании представителей федеральных органов власти к университету свидетельствует приветственная телеграмма министра культуры РФ В.Р. Мединского участникам и гостям Второй международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов (на примере Самарской области)», проходившую 26-27 сентября 2014 г. в ПВГУС. В.Р. Мединский выразил уверенность в том, что «конференция предоставит возможность проанализировать накопленный опыт в сфере туриндустрии, ознакомиться с современными тенденциями и перспективами развития отрасли, наладить важные взаимовыгодные партнерские отношения, обменяться передовыми научными идеями, результатами исследований, практическим опытом работы».

В университете выпускаются такие научные издания, как «Вестник ПВГУС. Серия «Экономика» и «Школа университетской науки: парадигма развития» с широким кругом подписчиков.

Из 995 статей, опубликованных преподавателями университета в 2014 г., 391 статья опубликована в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в международных изданиях опубликовано 104 статьи. География публикаций ученых университета в международных изданиях представлена, в том числе, такими странами, как Великобритания, Испания, Польша, Чехия, Болгария, Беларусь, Украина, Казахстан, Латвия и др. С каждым годом увеличивается количество публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus и WoS (в 2014 г. 23 статьи). В 2014 г. учёными университета было опубликовано 23 монографии.

В университете действуют 2 инновационных предприятия ООО «Ландшафт-тур» и ООО «Академия моды».

Малое инновационное предприятие ООО «Академия Моды» оснащено современным оборудованием для разработки и пошива одежды. В 2014 году коллектив предприятия занимался конструированием современных моделей мужской и женской спецодежды различных размеров для работы в летних и зимних условиях, осуществлял пошив школьной формы, зимней и летней военной формы по спецзаказам предприятий и организаций. На базе предприятия проходили учебную, производственную и преддипломную практики студенты кафедры УКиТС, обучающиеся по образовательным программам высшего образования «Конструирование швейных изделий», «Управление качеством», «Технология швейных изделий» и по образовательным программам среднего профессионального образования «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и «Техническое регулирование и управление качеством», а также слушатели программ дополнительного профессионального образования.

Силами преподавателей и студентов кафедры «Туризм и рекреация» и сотрудников малого инновационного предприятия ООО «Ландшафт-тур» в рамках учебной практики обучающихся по направлению бакалавриата «Туризм» и профориентационной работы ПВГУС была разработана и реализована программа обучающих экскурсий по г. Тольятти и Самарской области, которая включала: ознакомление студентов и учащихся 9-11-х классов с объектами и видами профессиональной деятельности в туристской индустрии; формирование у учащихся представлений о профессиях туристской индустрии, об основных квалификационных характери-

стиках должностей работников сферы туризма; ознакомление с технологией и организацией туристских услуг в рамках мероприятий событийного туризма. Все мероприятия носили практико-ориентированный характер и позволяли обучающимся получить минимальный опыт профессиональной деятельности посредством организации практикумов, игр, экскурсий и других интерактивных занятий.

Фундаментальные и прикладные научные исследования в университете выполняются в рамках 5 отраслей наук.

С ноября 2003 года открыта аспирантура по программам подготовки кадров высшей квалификации. За период с 2003 по настоящее время в аспирантуре университета по 5 отраслям наук, 7 направлениям подготовки, 9 научным специальностям прошли обучение более 450 человек. Аспирантами, соискателями, сотрудниками университета за данный период защищено - 173 диссертации, в том числе докторских - 15.

С 2009 по 2012 гг. университет принимал к защите докторские и кандидатские диссертации диссертационный совет по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»; защищено 48 диссертаций, в т. ч. 47 - кандидатских; 1 - докторская. 29 диссертаций защищено аспирантами и сотрудниками ПВГУС; 19 - соискателями из других вузов.

С 2011 года в университете открыта докторантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», в ней обучается 6 докторантов и 12 соискателей; по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» обучается 3 докторанта и 2 соискателя. Диссертация докторанта Вострикова А.В. планируется к защите одновременно в Сорбонне (Франция) и в России (заключен договор с МГУ).

С 2010 года в университете открыта магистратура по 14 направлениям подготовки. За данный период прошли обучение 150 магистрантов.

Студенческое научное общество - одно из самых активных студенческих объединений. В состав СНО входят межвузовский студенческий научный клуб «Территория туристских инноваций», студенческое конструкторское бюро «Студенческий научный кластер» и 42 студенческих научных кружка кафедр. Научно-исследовательской работой занимаются более 1000 студентов. Ежегодно для студентов проводятся 19 конкурсов НИР и ВКР, 8 студенческих тематических олимпиад, 8 выставок студенческого научного и художественного творчества, а также более 40 иных инновационных и научных мероприятий, таких как мастер-классы, тренинги, научные диспуты, круглые столы, презентации.

Знаковыми молодежными научными мероприятиями в ПВГУС стали:

1. Международная научно-практическая конференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» - в 2015 г. включала 25 секций по тематическим направлениям.

2. Международная деловая игра и конкурс инновационных бизнес-проектов «Business holiday» со школой молодых ученых «Школа инновационного предпринимателя», в которой в 2015 г. приняли участие 156 очных участников и 42 web-участника в составе 43 команд. Лучшие студенческие проекты отбирали представители инновационной инфраструктуры, институтов развития, органов власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений г.о. Тольятти. Проекты - победители «Business holiday» будут презентованы на форумах «1Волга» и «Селигер».

Студенческим научным обществом совместно с ДОО «Городской МЭКОМ-клуб» организована Студенческая Лига «Моделирования Экономики и Менеджмента». В весенней серии игр Студенческой лиги «МЭКОМ» 2015 года в городской тур соревнований вышли 3 команды, при этом команда кафедры «Менеджмент» заняла I ме-

сто по г. Тольятти.

В рамках подписанного соглашения с НП «Региональный центр инноваций» проводится сотрудничество по проведению Startup-школы, которая реализуется при поддержке министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и имеет целью популяризацию инновационного предпринимательства. В рамках данного направления в университете прошли встречи с представителями РЦИ по темам «Инструменты поддержки стартапов в Самарской области от StartUp Samara» и «Как запустить стартап и построить успешный бизнес?».

Студенческое научное общество Поволжского государственного университета сервиса осуществляет взаимодействие с Коворкинг-центром на площадке Технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина».

ПВГУС знают не только в Поволжском регионе, но и далеко за его пределами. Международная деятельность университета осуществляется и координируется отделом международного сотрудничества в рамках 24 соглашений о международном академическом, научном и культурном сотрудничестве с зарубежными вузами-партнерами, из которых 13 - образовательные организации дальнего зарубежья (Болгария, Италия, Чехия, Эстония, Мексика, Куба, Испания, Мальта, Турция), 11 - ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Украина). Соглашениями предусмотрен обмен ППС и студентов, практика для студентов, проведение мастер-классов и открытых лекций, реализация совместных образовательных программ двустороннего академического обмена студентами группами для тех направлений обучения, которые являются общими для сторон, организация совместных международных конференций.

В рамках работы центра межкультурной коммуникации ПВГУС только за последние 3 года прошли обучение по английскому языку и получили внутривузовский сертификат по 3 уровням владения английским языком 160 студентов. В университете проводились курсы итальянского языка для ППС и студентов с носителями языка.

ОМС содействует в организации мероприятий по организации международной мобильности студентов (очное участие студентов в конференциях зарубежных вузов, обмен студентами с зарубежными вузами, обучение студентов по Европейским стандартам высшего образования). Среднее значение академической мобильности университета составляет 39 человек в год, в 2014 году этот показатель вырос до 91 человек. Количество зарубежных стажировок среди преподавателей достигло 22. Принято 52 иностранных обучающихся по краткосрочным программам в рамках заключенных договоров о международном сотрудничестве.

В университете организуются регулярные встречи представителей учебных заведений дальнего и ближнего зарубежья со студентами и преподавателями университета. В рамках этих встреч проводятся открытые лекции, мастер-классы и семинары. В последние годы удалось достичь существенного продвижения на пути повышения международной активности среди профессорско-преподавательского состава университета. Благодаря тесному сотрудничеству с партнерами из Болгарии и Италии, в 2014 году активизировалась работа ППС университета по проведению лекционных занятий и мастер-классов в организациях-партнерах. Это положительно сказывается на имидже вуза в целом.

Иностранцы также охотно участвуют в международных конференциях, проводимых ПВГУС, и читают лекции нашим студентам. Например, только в 2014 году в университете сервиса были проведены открытые лекции 10 преподавателей-иностранцев. Это профессора из Болгарии, Италии, Казахстана, Мексики. Один из лекторов, профессор Карлос Гарсия Медина из мексиканского университета Перешейка штата Оахака, стал штатным преподавателем ПВГУС и работает на кафедре «Туризм

и гостиничное дело».

Благодаря сотрудничеству с международными фондами университет принимал у себя профессоров из США. Италии, Болгарии, Казахстана и других стран.

Ежегодно осуществляется подача заявок на международные индивидуальные гранты при содействии таких международных фондов как ЖЕХ, Futoright Подаются заявки на гранты Французского посольства, на стипендии на обучение в зарубежных вузах Президента РФ, на стипендии Итальянского правительства, Кампус Франс. С 2014 года в России стартовала программа «Глобальное образование». В 2014 году университет принимал участие в организации международных мероприятий (42 мероприятия). Наиболее значимым событием явилось присуждение гранта Евросоюза по программе «Тем-пус» в составе консорциума целого ряда вузов. Учёными ПВГУС успешно реализовался первый этап этого проекта «Университет третьего поколения». В рамках проекта преподаватели университета проходили стажировку в Словакии, Италии, на Мальте.

Европейское приложение к диплому для выпускника университета показало свою востребованность, Всего выпускникам ПВГУС выдано 104 таких приложения.

Растет число дисциплин, преподаваемых в вузе с использованием дистанционных технологий, что, безусловно, положительно отражается на количестве иностранных обучающихся.

Число иностранных студентов, проходящих обучение в вузе по основным образовательным программам составляет 71 человек: из стран СНГ 70 человек, и 1 человек из Турции,

Университет реализует многие проекты, является постоянным участником ежегодных туристских выставок. Наши студенты неоднократно занимали призовые места в региональном конкурсе «Серебряная чайка» в номинации «Лучшее образовательное учреждение в сфере туризма».

В университете сформировался высокий интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, который на протяжении последних лет успешно выполняет государственный заказ по развитию основных направлений подготовки квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием в области сервиса.

Многие выпускники университета стали победителями престижных конкурсов не только всероссийского, по и международного уровней. С 2006 года ПВГУС является организатором регионального конкурса молодых дизайнеров «Арбуз». Широта направлений данного конкурса позволяет потенциальным работодателям и заказчикам увидеть возможности студентов и будущих выпускников нашего вуза.

35 лет насчитывает история развития Поволжского государственного университета сервиса, и нашему коллективу есть чем гордиться. На протяжении 35 лет университет успешно выполняет миссию по сохранению и преумножению лучших традиций отечественного и зарубежного образования, стремится к инновационному развитию в русле современных тенденций в высшей школе. Успехи и достижения вуза - результат многолетней и плодотворной работы всего коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ерохина Л.И. Спектральный анализ: взгляд на подготовку специалистов для сферы сервиса // Экономика и образование сегодня. 2006. № 7. С. 88.

2. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Проблемы формирования научных школ в современных условиях // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 196-198.

3. Ерохина Л.И., Загрязкина Е.Е. Теоретические основы исследования конкурентоспособности высшего учебного заведения // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. Т. 1. № 1. С. 111-115.

4. Ерохина Л.И., Калашникова И.А. Методика формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг на основе имиджевой концепции // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. Т. 1. № 1. С. 145-149.

5. Ерохина Л.И., Кукина С.Д. Подготовка персонала для предприятий сервиса региона как составная часть антикризисных мероприятий // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. Т. 1. № 1. С. 127-131.

6. Ерохина Л.И., Мозалевский А.Г. Исследование зависимости качества образовательных услуг от степени развитости интеграции в системе управления отраслью образовательных услуг // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 1. С. 252-257.

7. Ерохина Л.И., Мозалевский А.Г. Применение интеграционного подхода к управления отраслью образовательных услуг // Школа университетской науки: парадигма развития. 2010. Т. 1. № 1. С. 132-135.

8. Ерохина Л.И., Наумова О.Н. Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг // Инновации. 2010. № 4. С. 60-69.

9. История становления и развития ПВГУС. Тольятти: ПВГУС, 2008.

10. Поротькин Е. С. Зарубежный опыт стимулирования инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 107-109.

11. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // Материалы конференций. Сборник статей под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.

12. Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации // Материалы конференций. Сборник статей под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.

13. Система подготовки специалистов для сферы услуг: региональный аспект. Монография / Л. И. Ерохина [и др.]. Санкт-Петербург, 2009.

14. Якунин В.Н. Поволжский государственный университет сервиса на путях инновационного развития // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3 (57). С. 7-11.

MODERN DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2015

V.N. Yakunin, Doctor of History, Professor, vice-rector of Science and Innovative Activity

Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)

Abstract. The innovative development of modern Russian university on the example of the Volga Region State University of Service is considered.

Keywords: innovative development, scientific school, service sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.