УДК: 316.334.22 ББК: 60.5
Левина А.П.
АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
С МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»)
Levina A.P.
ANALYSIS OF THE GRADUATE LABOUR MARKET IN THE URBAN DISTRICT
WITH MONO-STRUCTURAL ECONOMY (AFTER THE EXAMPLE OF VOLGA REGION STATE UNIVERSITY OF SERVICE)
Ключевые слова: трудоустройство выпускников вузов, моногород, моноструктурная экономика, рынок труда выпускников вузов, анализ рынка труда, инновационная экономика, квалифицированный специалист, высшие учебные заведения, городской округ, социальноэкономическое развитие городского округа.
Keywords: graduate job placement, one-company town, mono-structural economy, graduate labour market, analysis of labour market, innovation economics, qualified specialist, institutions of higher education, urban district, social and economic development of urban district.
Аннотация: исследование, проведенное в статье, раскрывает сущность, развитие и функционирование рынка труда выпускников вуза в условиях моноструктурной экономики. Формирования спроса на труд, предложения труда и цены на труд определяют отличительные черты локального рынка труда.
Abstract: the research carried out in the article discovers the essence, development and operation of graduate labour market in terms of mono-structural economy. Shaping labour demand, labour offer and labour costs define distinctive features of the local labour market.
В период трансформации социальноэкономических отношений, связанных с переходом российской экономики на инновационный путь развития, приоритетное значение занимает высококвалифицированный специалист, действительно востребованный в гражданской индустрии, в обороной промышленности, в высокотехнологичной сфере производства, и в отраслях, которые определяют конкурентоспособность страны.
Образование и наука обеспечивает наличие подготовленных и квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно реализовывать в России новые инновационные проекты. В то же время важно, чтобы молодые выпускники вузов, еще обучаясь в системе профессионального образования, приобретали компетенции, востребованные в инновационной экономике1.
'Загоруйко, И.Ю. Методологические аспекты реформирования экономики моногорода // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 - Вып. 1 (170). — С. 104-108.
В России насчитывается 1098 городов, из них около 400 моногорода, на которые приходится 40% ВВП страны. Министерство регионального развития России относит к моногородам такие, где более 25% населения трудятся на предприятиях одного производственного цикла и там же выпускается не менее половины продукции моногорода (таблица 1) .
Плановая экономика СССР, обеспечивая спрос на продукцию градообразующих предприятий, легко решала вопрос о жизнеспособности и развитии моногорода, но с переходом к рыночной экономике многие моногорода оказались в уязвимом положении из-за отсутствия финансовых и других ресурсов для решения своих социальноэкономических проблем3.
2Нещадин, А.А. Моногорода России
у1реге0п.ги^ш±рЬр?ГО=631953&80сЬ=1 [Дата обращения: 02.06.2012г.].
3 Ахмедова, Д.Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногородал некоторые противоречия процесса и пути повыше-
В большей степени в условиях моногорода именно выпускники вузов оказались в группе риска по профессиональной социализации, так как отсутствует право выбора для реализации себя как высококвалифицированного специалиста в иной другой области, кроме как на градообразующем предприятии1. Это является одним из факторов миграции молодого населения в другие города. Ввиду того, что моногорода в большинстве своем - машиностроительные (62,2%) или угольно-металлургические (66,72%), следовательно, и высшие учебные заведения на его территории включают в себя специальности по соответствующим направлениям подготовки, за исключением вузов, готовящих специалистов, связанных с обслуживанием самого моногорода2.
По мнению автора, одним из решений данной проблемы является не только модернизация социальной сферы моногородов и диверсификация производства, но и необходимость формирования такого инфраструктурного обеспечения социальной среды моногорода, которое способствовало бы эффективной профессиональной социализации выпускников вуза, сохраняя при этом возможность полностью реализовать их творческий и личностно-профессиональный потенциал на территории города с моно-структурной экономикой.
В свою очередь, на федеральном уровне в качестве одним из решений проблемы трудоустройства выпускников вузов является создание в вузах центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 № 39-56-56ин/39-20 «О создании центров содействия занятости учащейся мо-
ния эффективности // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4(08).
1 Карабчук, Т. С. Студенческие сравнительные исследования по проблемам рынка труда Германии и России (руководители — Я.М. Рощина и Х. Гру-нерт) // Экономическая социология. - 2010. - Т. 11.-№ 5. - С. 157-160.
2 Ольбикова, Е.И. Влияние образовательных различий на характер трудовой мобильности работников (на российском рынке труда) // Экономическая социология. - 2003. - Т. 4. - № 5. - С. 72 - 94.
лодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образова-ния»)3.
Рынок труда рассматривается в экономической литературе как сфера конкурентных связей между работодателем и работниками. Основными элементами функционирования рынка труда являются спрос на труд, предложения труда и цена труда . Рынок труда выпускников можно рассматривать как часть рынка труда5, имеющего отличительные черты:
- предложение формируется из предоставления рабочей силы выпускников вуза, не имеющих опыта работы по специальности, без соответствующих трудовых умений и навыков;
- спрос на труд определяется потребностями работодателя именно в молодых специалистах, способных быстро реагировать на изменения рыночных условий в экономике, имеющие креативность и нестандартность мышления;
- цена труда выпускников, как правило, ниже среднерыночной, так как, по -мнению работодателя, он вынужден понести дополнительные финансовые траты на дополнительное образования выпускника, так как сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности.
Рассмотрим состояние рынка труда выпускников вузов на примере моногорода Тольятти, градообразующим предприятием которого является ОАО «АВТОВАЗ» (машиностроительная отрасль). В данном случае спрос - вакансии, предоставленные ГКУСО Центр занятости населения г.о. Тольятти (далее ГКУСО ЦЗН), предложение труда формируется из предоставления рабочей силы выпускников вуза г.о. Тольятти.
3 Министерство образования и науки РФ минобр-науки.рф [Дата обращения 02.03.2012г].
4Машина, М.В. Экономическая азбука. - М.: МИ-РОС Международные отношения, 1995. - 320 с.
5 Степанова, О.Н. Каналы оптимизации взаимодействия субъектов рынка труда моноструктурного города // Российское предпринимательство. — 2007. — № 4. - Вып. 1 (88). — С. 36-41.
Федеральный округ Количество субъектов Количество моногородов Население, тыс.чел.
Центральный 13 72 2 676,57
Северо-Западный 7 41 1 047,98
Южный 4 10 749,11
Северокавказский 1 4 219,69
Приволжский 12 87 4 286,37
Уральский 5 43 3 323,43
Сибирский 8 53 3 143,25
Дальневосточный 5 25 410,75
Итого 55 335 15 857,15
По данным отчета о социальноэкономическом развитии городского округа Тольятти за 2011 год на территории г.о. Тольятти функционирует 20 высших учебных заведений с филиалами. В учреждениях высшего профессионального образования проходят обучения - 33 122 чел1.
Первым реализовывать задачу, поставленную Министром образования РФ на территории г.о. Тольятти, стал Поволжский государственный университет сервиса (далее ФГБОУ ВПО ПВГУС), включив в свою структуру отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства выпускников (далее ОМППиТ) 2
Проводя исследования рынка труда выпускников вузов моногорода Тольятти, можно отметить, что спрос на рынке труда выпускников вузов в основном формируется из вакансий, связанных с деятельностью градообразующего предприятия (ОАО «АВТОВАЗ») и обслуживающих его деятельность производств и учреждений.
По данным ГКУСО ЦЗН за период 2008-2011 гг. сформирована выборка наиболее востребованных профессий, предлагаемых выпускникам вуза. Количество предложенных вакансий по годам усреднено для наглядности и понимания того, что рынок труда выпускников г.о. Тольятти од-нополярен и формируется работодателем -градообразующем предприятием (таблица 2).
Источник: выборка по данным ГКУСО
1 Мэрия городского округа Тольятти, официальный сайт www.tgl.ru [Дата обращения: 02.06.2012г.].
2 Государственная служба занятости по Самарской области http://trud.samregion.ru [Дата обращения: 02.06.2012г.].
ЦЗН г.о. Тольятти в период с 2008-2011 гг.
*Профессии (специальности) социальных объектов АВТОВАЗа и муниципалитета г.о. Тольятти.
По остальным специальностям количество вакансий не превышает 50 ед.
Анализируя сводные аналитические данные о трудоустройстве выпускников ФГБОУ ВПО ПВГУС, представляется следующая картина рынка труда выпускников в части предложения труда (таблица 3). Для наглядности направления подготовки объединены по укрупненным группам, в зависимости от сферы трудоустройства.
Сравнивая данные спроса на труд и предложения труда на рынке выпускников г.о. Тольятти, можно отметить, что ФГБОУ ВПО ПВГУС предоставляет рынку труда выпускников для трудоустройства на предприятиях, связанных с обслуживанием самого моногорода.
Анализируя результаты, полученные при мониторинге анкет соискателя-выпускника на момент поступления в вуз и его окончания, отчетов с кафедр вуза о трудоустройстве выпускников, можно сделать следующие выводы:
- вакансии по рабочим специальностям рассматриваются выпускниками в последнюю очередь, так как только на первых курсах обучения рабочие специальности являются приоритетными;
- наиболее привлекательные вакансии по окончанию обучения выпускников по специальностям являются вакансии специалистов и служащих (менеджеры, инженеры, бухгалтера, секретарь руководителя).
Таблица 2 - Перечень наиболее востребованных вакансий г.о. Тольятти
(спрос на рынке труда выпускников вуза)_______________________________________________
Профессия (специальность) Количество вакансий
Рабочие
Оператор автоматических и полуавтоматических линий 315
Водитель погрузчика 136
Слесарь механосборочных работ 237
Слесарь ремонтник 157
Электрогазосварщик 225
Монтажник 101
Специалисты и служащие
Врач* 253
Менеджеры 271
Инженер 296
Воспитатель* 105
Секретарь руководителя 135
Бухгалтер 353
Юрист 108
Таблица 3 - Перечень специальностей, формирующих предложение труда на рынке труда выпускников вуза г.о. Тольятти____________________________________________________________
Укрупненная группа Количество предложений
Экономика (бухгалтера, экономисты, финансисты, маркетологи, информационная экономика) 366
Коммерция (товароведение, экспертиза товаров, торговое дело) 74
Менеджмент (менеджеры) 21
Администрация предприятия (помощники руководителей, кадровики) 57
Дизайн (конструкторы одежды, графический дизайн, конструкторы изделий и материалы легкой промышленности) 103
Инженер (инженер бытовой техники, радиоэлектроники, микроэлектроники, технологических машин и оборудований, автосервис) 149
По остальным специальностям вуза количество вакансий, предоставленных выпускникам, минимально.
В то же время трудоустройство выпускников вуза в период до 2007 года показывает удовлетворительные результаты - 61 человек состояли на учете в ГКУСО ЦЗН, в то время как сейчас (выпускники 2011 года) на учете в ГКУСО ЦЗН числится 14 человек. Такой низкий уровень до 2007 года трудоустройства выпускников связан не только с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда выпускников и несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя, но и отсутствием структуры, обеспечивающий эффективное функционирование процесса трудоустройства выпускников вуза. Так, в 2007 году на базе
ФГБОУ ВПО ПВГУС организован ОМ-ППиТ, главной целью которого является максимальное содействие студентам в нахождении мест практики и трудоустройстве выпускников по полученной специальности в соответствии с потребностями рынка труда Самарской области и г.о. Тольятти1.
Результаты деятельности ОМППиТ представлены в сводной таблице, сформированной за период 2008-2011 гг. (таблица 4).
Проводя сводный анализ данных по количеству заявок на трудоустройство выпускников, выпускников направленных на работу с помощью ОМППиТ и нашедших
1 Поволжский государственный университет сервиса www.tolgas.ru [Дата обращения: 03.06.2012].
Таблица 4 - Результаты деятельности отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО ПВГУС
Год Выпускники, чел. Заявок на трудоустройство от выпускников Выпускники, направленные на работу через вуз, чел. Выпускники, трудоустроившиеся самостоятельно, чел. Выпускники, работающие по специальности, чел. Выпускники, состоящие на учете в ГКУСО ЦЗН, чел. Прочие*
2008 568 200 142 334 476 13 79
2009 604 76 118 274 274 43 169
2010 854 180 344 304 242 25 181
2011 798 249 283 343 525 14 158
Итого 2824 705 887 1255 1517 95 587
работу самостоятельно, данных с ГКУСО ЦЗН, представляется следующая картина рынка труда выпускников г.о. Тольятти на примере ФГБОУ ВПО ПВГУС.
Источник: выборка данных ОМППиТ ФГБОУ ВПО ПВГУС в период с 2008-2011 гг.
*В данной графе учитываются выпускники, которые не нуждаются в трудоустройстве (служба в РА, отпуск по уходу за ребенком, смена места жительства и т.д.)
Количество выпускников вуза в анализируемом периоде увеличивается на 40%, это связано в первую очередь с расширением направлений вуза по подготовке специалистов и приоритетностью высшего образования при трудоустройстве на рынке труда г.о. Тольятти. На незначительное уменьшение количества выпускников 2011 г. оказывает влияние факторы рождаемости 19881989 гг.
Выпускники 2008 года (июнь) трудоустроены с помощью ОМППиТ и самостоятельно по специальностям в полном объеме (99%). При этом большая их часть (334 чел.) трудоустроена самостоятельно (70%), и только 14 чел. обратились в ГКУСО ЦЗН за содействием. В 2008 году заявок на трудоустройство больше, чем трудоустроено выпускников сотрудниками ОМППиТ, что свидетельствует о том, что у ОМППиТ опыт работы с работодателями недостаточный для удовлетворения потребностей выпускников в трудоустройстве.
Выпускников 2009 года (июнь), трудоустроенных с помощью ОМППиТ и самостоятельно, по специальностям 70%, несмотря на то, что с августа 2008 года в стране начинается финансовый кризис, связанный с падением фондовых рынков. Негативный опыт трудоустройства выпускников 2008 года с помощью ОМППиТ оказал влияние на количество поданных заявок на трудоустройство выпускников 2009 года (76
заявок - минимальное значение за анализируемый период). Однако все выпускники, подавшие заявку на трудоустройства в ОМППиТ, были устроены на работу по специальности. Большое количество человек за анализируемый период (43 чел.), зарегистрированных в ГКУСО ЦЗН, все еще свидетельствует об отсутствии налаженного процесса трудоустройства выпускников вуза в ОМППиТ, что подтверждается еще и превалированием величины выпускников, трудоустроившихся самостоятельно, над величиной выпускников, трудоустроившихся с помощью ОМППиТ (70% и 30% соответственно).
Соотношение трудоустроенных выпускников 2010 года к общему количеству выпускников вуза составляет 75%. При этом все поданные заявки на трудоустройство удовлетворены. Трудоустроенные выпускники (37% от общего количества трудоустроенных выпускников) начали трудовую деятельность по специальности. Процесс трудоустройства выпускников в вузе можно считать налаженным, что свидетельствует о количестве выпускников, трудоустроившихся с помощью ОМППиТ, их количество почти в два раза превышает поданные заявки. В то же время количество выпускников, устроившихся самостоятельно, немного меньше, трудоустроившихся с помощью ОМППиТ (47% и 53% соответственно). Так как деятельность ОМППиТ направлена на трудоустройство выпускников по специальности, следовательно, самостоятельно трудоустроенные выпускники начали работу не по специальности. Положительно отлаженный процесс трудоустройства выпускников на базе ОМППиТ дополнительно подтверждается уменьшением количества зарегистрированных выпускников в ГКУСО ЦЗН (25 чел.)
Эффективность работы ОМППиТ за 2011 год доказывается следующими показателями: из 626 выпускников 2011 года трудоустроены с помощью ОМППиТ и самостоятельно по специальностям стали работать 525 чел. (84%); выпускников 2011 года, обратившихся за содействием в ГКУ-СО ЦЗН, стало 14 чел. При положительной динамике данных показателей пропорция по выпускникам, трудоустроившихся через
ОМППиТ и самостоятельно, практически повторяет 2010 год (45% и 55%). Это объясняется тем, что в 2011 году было подано максимальное значение за анализируемый период заявок на трудоустройство (249 заявок), нехватка трудовых ресурсов в отделе (1 чел.), при этом налажен процесс по привлечению работодателей не только г.о. Тольятти, но и г. Екатеринбурга, Омска, Санкт-Петербурга, Сочи.
Представленные графики наглядно показывают эффективность работы ОМ-ППиТ, созданного на базе ФГБОУ ВПО ПВГУС (см. рисунок 1, рисунок 2).
Подводя итог анализу рынка труда выпускников вузов моногорода Тольятти, делаем следующие выводы:
1. Спрос на рынке труда выпускников г.о. Тольятти можно проследить исходя из вакансий, представленных в ГКУСО ЦЗН, что характеризует однополярность рынка труда выпускников вузов, где вакансии предоставляются только градостроительным предприятием. Однако, анализируя данные по трудоустройству выпускников ФГБОУ ВПО ПВГУС, делаем вывод, что большинство выпускников трудоустраиваются по специальности, что противоречит ранее полученному выводу об однополярности рынка труда выпускников, следовательно, не все работодатели, находящиеся на территории моногорода, пользуются услугам ГКУ-СО ЦЗН.
2. Созданный отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства на базе ФГБОУ ВПО ПВГУС обеспечивает трудоустройство выпускников по специальностям, но из-за нехватки трудовых ресурсов в отделе (1 чел.) полностью охватить всех выпускников вуза и работодателей моногорода не представляется возможность. Подобные центры открыты на базе ТГУ и ТАУ.
3. Ситуацию на рынке труда выпускников вузов в г.о. Тольятти можно улучшить, на наш взгляд, созданием единого городского информационного центра по трудоустройству выпускников вузов, сотрудники которого не только смогут охватить всех выпускников вузов, но и привлечь больше работодателей для решения этой проблемы.
2011
□ Заявок на трудоустройство от выпускников
□ Выпускники, направленные на работу через ВУЗ, чел.
Рисунок 1 - Эффективность работы ОМППиТ в ФГБОУ ВПО ПВГУС (за период 20082011 гг.)
1200 1000 800 600 400 200 0
2008 2009 2010 2011
□ Трудоустроинные выпускники, чел.
□ Выпускники, работающие по специальности, чел.
Рисунок 2 - Трудоустроенные выпускники ФГБОУ ВПО ПВГУС, в том числе по специальности (за период 2008-2011 гг.)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитический отчет о трудоустройстве выпускников ОМППиТ ФГБОУ ВПО ПВГУС за период 2008-2011 гг.
2. Ахмедова, Д.Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности // Современные исследования социальных проблем. 2011. - №4(08).
3. Государственная служба занятости по Самарской области http://trud.samregion.ru [Дата обращения: 02.06.2012г.].
4. Загоруйко, И.Ю. Методологические аспекты реформирования экономики моногорода // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11. - Вып. 1 (170). — С. 104-108.
5. Карабчук Т.С. Студенческие сравнительные исследования по проблемам рынка труда Германии и России (руководители — Я. М. Рощина и Х. Грунерт)// Экономическая социология. - 2010 - Т. 11. - № 5. - С. 157-160.
6. Машина, М.В. Экономическая азбука. - М.: МИРОС Международные отношения, 1995. - 320 с.
7. Министерство образования и науки РФ минобрнауки.рф [Дата обращения 02.03.2012г].
8. Мэрия городского округа Тольятти, официальный сайт www.tgl.ru [Дата обращения: 02.06.2012г.].
9. Нещадин, А.А. Моногорода России viperson.ru/wind.php?ID=631953&soch=1 [Дата обращения: 02.06.2012г.]
10. Ольбикова, Е.И. Влияние образовательных различий на характер трудовой мо-
бильности работников (на российском рынке труда) // Экономическая социология. - 2003. -Т. 4. - № 5 - С. 72-94.
11. Поволжский государственный университет сервиса www.tolgas.ru [Дата обращения: 03.06.2012].
12. Степанова, О.Н. Каналы оптимизации взаимодействия субъектов рынка труда мо-ноструктурного города // Российское предпринимательство. — 2007. — № 4. - Вып. 1 (88). — С. 36-41.