Научная статья на тему 'Современные модели стратегического управления в деятельности политических институтов'

Современные модели стратегического управления в деятельности политических институтов Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
модели стратегического управления / политические институты / школы стратегического управления / программно-целевой метод / экономико-географическое положение / концепция многоуровневого управления / национально-этнические особенности населения / models of strategic management / political institutions / schools of strategic management / program-target method / economic-geographical location / concept of multi-level management / national-ethnic characteristics of population

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Юрий Георгиевич Пещеров, Георгий Иванович Пещеров

Статья посвящена исследованию процесса использования современных моделей стратегического управления в деятельности политических институтов. Однако перечень инструментов стратегического управления в деятельности политических институтов включает в себя, кроме этого, различные концепции, методы и способы достижения намеченных целей. При этом, по мнению авторов, искусство управления государством заключается в грамотной реализации государственной политики, осуществляемой с использованием различных стратегий управления, эффективность которых определяется такими показателями, как безопасность и экономическая независимость государства, благоприятные социальные условия жизни для населения. Вся сложность стратегического управления заключается в различии природно-климатических и экономико-географических условий территорий, а также этнической и религиозной принадлежности населения. Только учет всех факторов среды на каждой конкретной территории и использование широчайшего набора инструментов стратегии управления может создать благоприятные условия для реализации той или иной политики на практике жизнедеятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Models of Strategic Management in the Activities of Political Institutions

The article is devoted to the study of the process of using modern models of strategic management in the activities of political institutions. However, the list of strategic management tools in the activities of political institutions includes various concepts, methods and ways of achieving the intended goals. At the same time, according to the authors, the art of state management lies in the competent implementation of state policy, carried out using various management strategies, the effectiveness of which is determined by such indicators as the security and economic independence of the state and favorable social living conditions for the population. The whole complexity of strategic management lies in the differences in the natural, climatic and economic-geographical conditions of the territories, as well as the ethnic and religious affiliation of the population. Only taking into account all environmental factors in each specific territory and using the widest range of management strategy tools can create favorable conditions for the implementation of this or that policy in the practical life of the population.

Текст научной работы на тему «Современные модели стратегического управления в деятельности политических институтов»

УДК 32.328

ПЕЩЕРОВ Юрий Георгиевич — аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областногоуниверситета (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 10А)

ПЕЩЕРОВ Георгий Иванович — доктор военных наук, профессор, академик Академии военных наук; профессор кафедры основ математики и информатики Российского нового университета РосНОУ (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 22^еог&у-р@уаМех.ги); orcid.org/0000-0003-4363-054X

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса использования современных моделей стратегического управления в деятельности политических институтов. Однако перечень инструментов стратегического управления в деятельности политических институтов включает в себя, кроме этого, различные концепции, методы и способы достижения намеченных целей. При этом, по мнению авторов, искусство управления государством заключается в грамотной реализации государственной политики, осуществляемой с использованием различных стратегий управления, эффективность которых определяется такими показателями, как безопасность и экономическая независимость государства, благоприятные социальные условия жизни для населения. Вся сложность стратегического управления заключается в различии природно-климатических и экономико-географических условий территорий, а также этнической и религиозной принадлежности населения. Только учет всех факторов среды на каждой конкретной территории и использование широчайшего набора инструментов стратегии управления может создать благоприятные условия для реализации той или иной политики на практике жизнедеятельности населения. Ключевые слова: модели стратегического управления, политические институты, школы стратегического управления, программно-целевой метод, экономико-географическое положение, концепция многоуровневого управления, национально-этнические особенности населения

Проблема совершенствования системы государственного управления была актуальной в течение всей эволюции человеческого общества с момента возникновения государственных образований и остается не менее актуальной в современных условиях, когда перечень политических институтов государства значительно расширился и, соответственно, процесс управления государством стал намного сложнее. В настоящее время политические институты государства включают в себя институты парламентаризма, государственной службы, глав государства, судопроизводства и многие другие, которые используют в процессе своей деятельности различные концепции, модели, методы и способы стратегического управления [Бочаров 1990]. Искусство управления государством есть грамотная реализация государственной политики с использованием различных стратегий управления, эффективность которой определяется такими показателями, как безопасность и экономическая независимость государства, а также благоприятные социальные условия жизнедеятельности населения. При этом на каждом новом этапе эволюции общества тот или иной политический институт закономерно выступает доминирующим, т.е. в большей мере оперирующим механизмами стратегического управления государством. В последние десятилетия в большинстве стран мира доминирует один из старейших политических институтов в мире - институт парламентаризма, который играет решающую роль в выборе стратегической модели государственного управления [Гуторов, Мальцева 2022; Гринин 2011].

110

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 01

В практике государственного управления известны модель рациональной бюрократии, модель нового государственного управления, сетевая модель управления и др. Каждая модель внесла в практику государственного управления рациональное зерно, направленное на модернизацию системы управления. Модель рациональной бюрократии сыграла ключевую роль в создании института государственной службы; модель нового государственного управления придала импульс повышению эффективности государственного управления, совершенствованию системы взаимодействия государства и общества с учетом возрастающей роли бизнеса и деятельности некоммерческих общественных организаций; сетевая модель на первый план выдвинула ответственность государственных служащих и политиков перед гражданами. Конечно, каждая модель имеет свои недостатки, но в целом их реализация в системе государственного управления позволила сформировать некий шаблон системы управления, который с определенными коррективами применяется во многих государствахмира [Зудин2009; Игнатов 1998].

Кроме этого, различные политические институты в практике стратегического управления используют школы стратегического управления, такие как школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, школа обучения, школа власти, школа конфигурации и др., которые дают возможность на научной платформе комплексно подходить к процессу стратегического планирования практически на всех уровнях государственного управления.

В практике стратегического управления в настоящее время также широко используются различные методы, в числе которых - программно-целевой подход, проектный подход и многие др., обеспечивающие пошаговое использование ресурсов и достижение желаемого результата на каждом этапе намеченного проекта. Кроме этого, широко используются концепции долгосрочного социально-экономического развития, стратегии, долгосрочные прогнозы и некоторые другие механизмы. Появление новых методов в системе стратегического управления продиктовано как усложнением процесса управления в современных условиях, так и необходимостью профилактики появления элементов коррупционизма, «теневизма» и других негативных явлений в системе государственного управления.

Вышеперечисленные модели стратегии управления, используемые на формальных и неформальных политических аренах в деятельности политических институтов государства, являются важнейшим средством обеспечения национальной безопасности в условиях жесточайшей политической борьбы на международной арене. Не менее важным, а может быть и основным, в области стратегического управления является ресурсное обеспечение, которое выступает неотъемлемым компонентом формирования и реализации государственных стратегий. Особенно в последние десятилетия в мире повысилась актуальность анализа и прогнозирования ресурсного обеспечения как отдельных регионов, так и государств в целом.

При этом в системе стратегического управления государством существует ряд серьезных проблем [Митрошенков 2002; Чихарев 2005]:

- существующая модель стратегического управления не учитывает особенности регионов огромной страны, а имеющиеся несогласованные пункты плана вносят сумятицу в процесс стратегического управления;

- наблюдается недостаточное правовое обеспечение процесса стратегического планирования и управления, что проявляется в диспропорции в процессе управления на региональном уровне;

- многие пункты стратегического планирования не согласовываются с развитием науки и общества и в перспективе теряют свою актуальность и т.д.

Анализ существующих проблем в стратегическом управлении наталкивает на мысль о необходимости разработки научно-методического аппарата стратегического планирования и управления, учитывающего реальные показатели социально-экономического развития страны и потребности в организации более тесного взаимодействия федеральной власти с региональными и местными властями, общественными и научными организациями, институтами гражданского общества, бизнесом и экспертами из различных государственных структур, что может повысить степень доверия народа к политическим институтам государства и увеличить эффективность реализации государственных проектов.

В последние десятилетия среди специалистов-государственников находит позитивные отклики концепция многоуровневого управления как механизма взаимодействия между политическими институтами на транснациональном, национальном, региональном, локальном и других уровнях. В противовес концепции многоуровневого управления стратегия полной саморегуляции предполагает взаимодействие на одном транснациональном уровне с опорой на существующие управленческие механизмы. Использование той или иной стратегии управления, на наш взгляд, должно происходить в соответствии с необходимостью оптимально решить определенную проблему - вовлекать необходимые уровни власти или даже в некоторых случаях, возможно, какой-либо один конкретный уровень власти.

Современная модель стратегического управления в процессе планирования и в процессе управления требует усиления координации со стороны политических институтов государства, научного сопровождения, а также организации более тесного взаимодействия с политическими институтами регионального и местного уровней, экономикой и бизнесом, экспертами из различных ведомств. Доминирующий политический институт должен нести ответственность перед народом за результаты стратегического управления.

Список литературы

Бочаров М.К. 1990. Наука управления: новый подход. М.: Знание. 62 с.

Гринин Л.Е. 2011. Природный фактор в аспекте теории истории. - Философия и общество. № 2. С. 168-196.

Гуторов В.А., Мальцева Д.А. 2022. Современные политические стратегии: монография. СПб: Изд-во РХГА. 282 с.

Зудин А. 2009. Распределение источников влияния на принятие властныхреше-ний: ежегодный доклад ЕнОП. М.: Изд-во ИОП. 16 с.

Игнатов В.Г. 1998. Эффективность государственной власти и управления в современной России: монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 180 с.

Митрошенков O.A. 2002. Мир политического: проблемы научного постижения. — Личность, культура, общество. Т. 4. Вып. 3-4. С. 11-33.

Чихарев И.А. 2005. Многомерность мировой политики: к современным дискуссиям. — Полис. Политические исследования. № 1. С. 161-172.

112

ВЛАСТЬ

2024'01

PESHCHEROV Jury Georgievich, postgraduate student of the Chair of Political Science and Law, Moscow State Regional University (10A Radio St, Moscow, Russia, 105005)

PESHCHEROV Georgy Ivanovich, Dr.Sci. (Mil.Sci.), Professor, Academician of the Academy of Military Sciences; Professor of the Chair of Fundamentals of Mathematics and Computer Science, Russian New University (22 Radio St, Moscow, Russia, 105005;georgiy-p@yandex.ru); orcid.org/0000-0003-4363-054X

MODERN MODELS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF POLITICAL INSTITUTIONS

Abstract. The article is devoted to the study of the process of using modern models of strategic management in the activities of political institutions. However, the list of strategic management tools in the activities of political institutions includes various concepts, methods and ways of achieving the intended goals. At the same time, according to the authors, the art of state management lies in the competent implementation of state policy, carried out using various management strategies, the effectiveness of which is determined by such indicators as the security and economic independence of the state and favorable social living conditions for the population. The whole complexity of strategic management lies in the differences in the natural, climatic and economic-geographical conditions of the territories, as well as the ethnic and religious affiliation of the population. Only taking into account all environmental factors in each specific territory and using the widest range of management strategy tools can create favorable conditions for the implementation of this or that policy in the practical life of the population.

Keywords: models of strategic management, political institutions, schools of strategic management, program-target method, economic-geographical location, concept of multi-level management, national-ethnic characteristics of population

КОЛЫХАЛОВ Максим Игоревич — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и отраслевых политик Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (630102, Россия, г. Новосибирск, Нижегородскаяулица, 6; maxim_kolykhalov@mail.ru)

Аннотация. В статье исследуются процессы глокализации, характеризующиеся взаимодействием гло-бализационных и локализационных процессов в характерных пространствах - мегаполисах, которые, с одной стороны, являются ключевыми агентами глобализационных процессов, а с другой - пространством сохранения и формирования локальных идентичностей. Предлагается авторское определение глокализации через призму вовлеченности мегаполисов в данные процессы. Ключевые слова: мегаполис, глокализация, глобализация, локальная идентичность, урбан-код, бренд мегаполиса, транснациональная сеть городов

Самая известная фраза, которая может являться символом и выражает основную сущность процессов глокализации, - «мыслить глобально, действовать локально» была сформулирована Патриком Геддесом, шотландским социологом и урбанистом в 1915 г. в книге Cities in Evolution. Он заявил, что городское планирование должно осуществляться с учетом окружающей среды:

РОЛЬ МЕГАПОЛИСОВ

ГЛОКАЛИЗАЦИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.