Обустройство России: вызовы и риски
УДК 32.328
ПЕЩЕРОВ Юрий Георгиевич — аспирант кафедры политологии и права Государственного университета просвещения (141014, Россия, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24) ПЕЩЕРОВ Георгий Иванович — доктор военнъа наук, профессор, академик АВН; профессор кафедры основ математики и информатики Российского нового университета (РосНОУ) (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 22;[email protected])
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей деятельности политических институтов в стратегическом управлении в России в зависимости от региона и климатических условий. Каждый регион страны в зависимости от удаленности, природно-климатических и экономико-географических условий, а также этнической и религиозной принадлежности населения имеет свои характерные особенности как в процессе формирования политических институтов, так и в процессе стратегического управления территорией. По мнению большинства ученых, именно природно-климатические условия являются определяющими в выборе модели жизнедеятельности населения, политических институтов, направлений экономического развития и стратегии управления регионами, в формировании местной элиты.
Ключевые слова: политические институты, регионы, природно-климатические условия, экономико-географическое положение, территориальная особенность, этносы, религия
Процесс государственного управления в России с ее огромными территориями находится в прямой зависимости от различных географических факторов регионов, где особо выделяются природно-климатические условия, экономико-географическое положение, территориальные особенности этносов и религиозная принадлежность населения. Отличие регионов по удаленности, численности и этническому составу населения, уровню экономического развития и многим другим параметрам вносит коррективы в региональные политические процессы [Анучин 1982; Барыгин 2009]. Механизм государственного управления регионами включает в себя множество политических институтов, среди которых федеральная власть с ее территориальными институтами, система региональной законодательной, исполнительной и судебной властей, система местного самоуправления, а также разнообразные политические силы (партии, общественные движения, этнические, конфессиональные и корпоративные образования во взаимосвязи со средствами массовой информации и т.д.), которые участвуют в принятии тех или иных политических решений. Именно соотношение этих сил выливается в наиболее подходящий политический механизм в каждом конкретном регионе и определяет направление региональной политики и политический вес региона в государственной политике, где научно-производственный потенциал и экономический вклад, разумеется, играют решающую роль. В то же время каждая региональная политическая власть имеет свою особенную структуру, присущую только ей, в зависимости от природно-климатических и географических факторов и развивается в соответствии со стратегией развития федеральной власти. Практика регионального управления в современной России наглядно показывает, что более важной
характеристикой региональной власти является не структура, а функциональность, которая определяет полномочия политических институтов и механизмы их влияния на народные массы. Именно социально-хозяйственные, электоральные, законодательные и экономические функции являются показателем эффективности деятельности региональных политических институтов. Нередки случаи в российской практике государственного управления, когда в силу различных причин (коррупционность, низкая значимость региональной элиты и др.) федеральная власть вынуждена ставить во главе региона представителя центра. Как бы то ни было, но этот механизм достаточно эффективно работает во многих регионах современной России. При этом многие специалисты признают тот факт, что демократические выборные механизмы, широко распространенные в зарубежных странах, к сожалению, в российских условиях не всегда эффективно работают и оттого со временем теряют свою актуальность. Более того, реальная дифференциация регионов по экономическим показателям, когда существуют регионы самодостаточные (например, Татарстан, Ленинградская обл.) и дотационные (Дагестан, Камчатка и др.), депрессивные (Калмыкия, Курская обл. и др.) и модернизированные (Свердловская, Челябинская обл.), наталкивает на мысль о возможном введении в дотационных регионах прямого управления из центра. Соответственно, в каждом из этих регионов федеральная власть оказывает дифференцированное влияние на региональные властные структуры в целях повышения экономического благосостояния территории.
Принято считать, что самообеспеченность региона на основе народнохозяйственного комплекса является показателем развитости региона. Действительно, политическая жизнь регионов характеризуется прежде всего экономическими показателями, и они, в конечном итоге, определяют уровень жизни и социальную обеспеченность населения. Проблемы многих регионов в частности и регионального управления в России в целом связаны с несовершенством федеративных отношений, непропорциональным финансированием большинства регионов из федерального бюджета, а также различием в уровне социально-политического статуса региональных политических и административных элит. Надо признать, что в большинстве регионов размер формируемого бюджета не способен обеспечивать их гармоничное развитие, поэтому эффективность бюджетной политики различных региональных властей сильно различается. В результате большинство регионов являются дотационными. Такое положение требует выработки рациональных механизмов распределения источников финансирования региональных и местных бюджетов. Политические отношения региональной элиты и политических институтов в процессе стратегического управления регионами являются определяющими, поскольку именно согласованные действия этих институтов позволяют не только манипулировать общественным сознанием масс, но и принимать рациональные политические решения для дальнейшего развития территорий и повышения уровня жизни населения. По мнению большинства политических философов и историков (Ш.Л. Монтескье, Р. Пайпс и др.), природно-географические и климатические особенности имеют решающее значение в историческом развитии государства и эволюции социально-политических институтов любой страны. Так, Ричард Пайпс объясняет политические и социальные последствия, происходящие в России, именно географическими и природно-климатическими условиями. Российские ученые, в т.ч. профессор Л.В. Милов, утверждают, что именно суровые природно-климатические условия в России стали основой формирования не только
2023'03
ВЛАСТЬ
59
особой государственной системы, но и генетически выносливого населения [Милов 1998; Гринин 2011; Зудин 2009].
Ведущая роль в процессе стратегического управления как отдельными регионами, так и государством в целом принадлежит политическим институтам общества, которые не только регулируют взаимоотношения власти и населения, но и определяют рациональные направления социально-политического и экономического развития общества. Однако природно-климатические условия являются тем базисным элементом, который накладывает отпечаток как на жизнедеятельность населения, так и на процесс экономического развития региона. Из истории России мы знаем, что природно-климатические условия оказывались решающим фактором во время военных действий, проверяя на прочность противников, и в мирное время, когда через каждые 6-7 лет повторялся неурожай и население вынуждено было выживать любыми способами. В сущности, это стержень проблем, на который нанизываются все остальные проблемы обширных регионов страны. Экономико-географическое положение региона определяется прежде всего наличием разведанных природных ресурсов и условий для их добычи и дальнейшей переработки. Правда, некоторые регионы еще требуют людских ресурсов и необходимой инфраструктуры для развития промышленной базы, а это означает определенные потребности в дополнительных инвестициях [Понеделков, Старостин 2008; Хромов, Петросянц 2006: 553-554].
Как ни парадоксально, но современные экономисты, как правило, видят только один путь развития регионов - это инвестиции. Однако, на наш взгляд, многие регионы имеют собственный потенциал, который необходимо выявить и реализовать. Различные этносы в национальных республиках, автономных округах и областях имеют ярко выраженный национальный оттенок образа жизни, обособленную традицию, язык и другие специфические особенности, выработанные в процессе длительного проживания на конкретной территории в зависимости от природно-климатических условий и экономического благосостояния. Религиозная принадлежность является одной из значимых особенностей этносов, образуемой в процессе межнационального общения, образовательной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Регионы как открытые сложные адаптивные социально-экономические системы больше всего зависят от природно-климатических условий как в области экономического развития, так и области внедрения в процесс жизнедеятельности населения необходимых бизнес-технологий. Следовательно, стратегическое управление дальними регионами России требует больших усилий политических институтов по сравнению с центральными регионами страны, где природно-климатические условия более комфортны для проживания.
Влияние природно-климатических условий на жизнедеятельность населения и экономическое благополучие региона можно показать на примере проживания большей части населения страны в регионах с теплыми климатическими условиями. И это закономерно, поскольку, действительно, как гласит народная мудрость, «рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше». В большинстве же регионов, особенно с холодными климатическими условиями, уровень эффективности деятельности политических институтов власти недостаточно высок, даже при выполнении ими своих функций. Здесь необходимо сориентировать деятельность политических институтов в направлении решения проблем, затрагивающих прежде всего интересы населения с учетом ограниченности необходимых для жизнедеятельности ресурсов.
Однако в целом государственная политика должна быть направлена на
обеспечение равных возможностей для развития всех регионов страны. Дифференцированный подход также приемлем, отчасти для выявления наиболее рациональных направлений экономического развития в каждом отдельном регионе. Однако уровень социальной обеспеченности и потенциальные возможности для развития человека, на наш взгляд, должны быть одинаковыми во всех регионах страны.
Список литературы
Анучин В.А. 1982. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль. 334 с.
Барыгин И.Н. 2009. Международноерегионоведение. СПб: Питер. 384 с.
Гринин Л.Е. 2011. Природный фактор в аспекте теории истории. - Философия и общество. № 2. С. 168-199.
Зудин А. 2009. Распределение источников влияния на принятие властных решений. — Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году - начале 2009 года. Ежегодный доклад ЕнОП. М.: Институт общественного проектирования.
Милов Л.В. 1998. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса: монография. М.: РОССПЭН. 573 с.
Понеделков А.В., Старостин А.М. 2008. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее. — Полис. Политические исследования. № 6. С. 86-98.
Хромов С.П., Петросянц М.А. 2006. Метеорология и климатология. М.: Изд-во МГУ. 582 с.
PESHСHEROV Yury Georgievich, postgraduate student of the Chair of Political Science and Law, State University of Education (24 Very Voloshinoi St, Mytishi, Moscow Region, Russia, 141014)
PESHСHEROV Georgy Ivanovich, Dr.Sci. (Milit.Sci.), Professor, Academician of the Academy of Military Sciences; Professor of the Chair of Fundamentals in Mathematics and Informatics, Russian New University (22 Radio St, Moscow, Russia, 105005;[email protected]); orcid.org/0000-0003-4363-054X
THE ROLE OF POLITICAL INSTITUTIONS IN STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGIONS DEPENDING ON CLIMATIC CONDITIONS
Abstract. The article is devoted to the study of the features of the activities of political institutions in strategic management in Russia, depending on the region and climatic conditions. Each region of the country, depending on the remoteness, natural-climatic and economic-geographical conditions, as well as the ethnic and religious affiliation of the population, has its own characteristics, both in the process of forming political institutions and in the process of strategic management of the territory. According to most scientists, it is the natural and climatic conditions that determine the choice of the model of the population's life, the formation of the local elite, political institutions, directions of economic development and the strategy of regional management.
Keywords: political institutions, regions, natural and climatic conditions, economic and geographical position, territorial peculiarity, ethnic groups, religion