Научная статья на тему 'Факторы формирования субкультуры населения в приграничных регионах (на примере республики Алтай)'

Факторы формирования субкультуры населения в приграничных регионах (на примере республики Алтай) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SUBCULTURE / POLITICAL CULTURE / REGION / REGIONAL ORGANIZATIONS / THE REPUBLIC OF ALTAI / ETHNIC SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреева О.С.

Рассматривается политическая культура населения республики. Показаны факторы, оказывающие влияние на её формирование. Отмечено, что политические ценности, предпочтения и установки вторичны по отношению к этническим факторам. Ценности религии имеют наименьшее значение для жителей региона. Региональная специфика политической культуры Республики Алтай определяется географическим положением региона и дотационным характером экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Formation of Subculture of Population in Border Regions (On the Example of the Republic of Altai)

The article considers the political culture of the republic's population. The factors influencing its formation are shown. It is noted that political values, preferences and attitudes are secondary to ethnic factors. The values of religion are the least important for the inhabitants of the region. The regional specificity of the political culture of the Altai Republic is determined by the geographical location of the region and the subsidized nature of the economy.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования субкультуры населения в приграничных регионах (на примере республики Алтай)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 199-203. УДК 323.2

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.199-203

О. С. Киреева

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)

Рассматривается политическая культура населения республики. Показаны факторы, оказывающие влияние на её формирование. Отмечено, что политические ценности, предпочтения и установки вторичны по отношению к этническим факторам. Ценности религии имеют наименьшее значение для жителей региона. Региональная специфика политической культуры Республики Алтай определяется географическим положением региона и дотационным характером экономики.

Ключевые слова: субкультура; политическая культура; регион; региональные организации; Республика Алтай; этническая самоидентификация.

O. S. Kireeva

FACTORS OF FORMATION OF SUBCULTURE OF POPULATION IN BORDER REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ALTAI)

The article considers the political culture of the republic's population. The factors influencing its formation are shown. It is noted that political values, preferences and attitudes are secondary to ethnic factors. The values of religion are the least important for the inhabitants of the region. The regional specificity of the political culture of the Altai Republic is determined by the geographical location of the region and the subsidized nature of the economy.

Keywords: subculture; political culture; region; regional organizations; the Republic of Altai; ethnic self-identification.

Республика Алтай (РА) является уникальным субъектом РФ - в ней реализуется национальный суверенитет, она является пограничной территорией и имеет специфические географические характеристики. Такое своеобразие позволяет предположить, что население данной территории может обладать и специфическим политическим сознанием, и культурой, отличающейся от других субкультур, представленных на территории России. К тому же, обращение к общественно-политическим процессам конца 1980-х -начала 1990-х гг. позволяет увидеть, что ключевым фактором в формировании субкультуры региона являлось этническое самосознание. Речь идёт о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям, углубления социально-экономического кризиса в указанный период времени резко ухудшается

© Киреева О. С., 2018

социальное положение населения. Во многом это объясняется тем, что в законодательном и практическом плане не были выработаны эффективные меры по защите населения РА от неизбежных негативных факторов переходного периода. Вполне понятно, почему коренное население РА, особенно её северных районов, оказалось в очень сложном состоянии. Причины такого положения носили довольно объективный характер. Прежде всего, «алтайцы, как и некоторые другие народы не прошли этап капитализации, а, следовательно, не имели опыта жизнедеятельности (предпринимательства) в рыночных условиях. Большинство алтайского населения не вовлечено в процесс урбанизации, т. е. живёт в сельской местности и сохраняет традиционные черты хозяйства и быта [1, с. 78-79].

В таких условиях, как справедливо подчёркивает В. Витовцев, этнические группы этого региона стремились найти защиту в наиболее архаичных элементах социального бытия. Следовательно, напрашивается вывод о том, что рост этнического самосознания являлся «своеобразной защитной реакцией жителей в условиях экспансии рыночной экономики и распространения чуждых местному населению либеральных ценностей» [2].

Ситуация усугублялась ещё и тем, что 90-е гг. XX в. характеризуются острейшей борьбой политических группировок, разбросом идеологических установок, попытками разжигания межнациональной розни, ростом преступности, сменой нравственно-духовных, культурных ориентиров. Все эти явления оказали непосредственное влияние на этнические процессы среди коренной части населения РА [1, с. 78-80]. Так, в сложившихся условиях лидеры «северных алтайцев» предпринимают попытки самостоятельно решать свои насущные проблемы. Для координации усилий сначала создаётся объединение северных алтайцев, затем оно преобразовывается в ассоциацию тубаларов и челканцев Турочакского и Чойского районов. Со временем был поставлен вопрос о признании их самостоятельными этносами и об отнесении их к коренным малым народам России. Для подобной постановки вопроса прецеденты уже имелись. Так, в соседнем Алтайском крае существовала ассоциация кумандинцев, а в Кемеровской области -ассоциация телеутов. В средине 1990-х гг. телеуты и кумандинцы получили официальный статус коренных малочисленных народов России. Это позволило им в первое время получать хоть какую-то материально-финансовую помощь со стороны федеральных органов власти.

Если лидеры северных алтайцев действовали открыто на протяжении нескольких лет, то неожиданностью для общественности стало сообщение в прессе о том, что согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. в перечень малочисленных коренных народов России включены и теленгиты [1, с. 78-80].

В целом, на этнические процессы в Горном Алтае оказывали влияние не только объективные, но и субъективные мотивы. В частности, уместно привести высказывание

М. А. Фадеичевой о том, что «поиски этнической идентичности выходят за рамки личного дела гражданина, чаще всего становятся "общим делом" этнических политических элит, служат средством мобилизации масс и манипуляции ими» [3]. Учитывая сложную обстановку, складывающуюся в указанное время, политическая элита Республики Алтай инициирует возрождение традиционных культурных и духовных ценностей алтайского народа. Организуется ряд праздников алтайских родов (сёоков), первые всенародные игры - Эл Ойын, всеобщие съезды (Курултаи) алтайского народа. Можно характеризовать данный процесс как начало процесса этнической самоидентификации, самоорганизации алтайцев на основе возрождения традиционных (духовных, материальных) ценностей. В настоящее время в регионе функционирует республиканское собрание (Эл Курултай), традиционным стало проведение раз в два года Эл Ойына, причем, последнее мероприятие приобрело со временем межрегиональный характер. Таким образом, процессы, начатые в конце 1980-1990-х гг. нашли своё продолжение и в настоящее время.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях нестабильности, неуверенности населения республики в правильности хода реформ, активизируется механизм традиции, возвращающего массовое сознание к своим историческим, культурным истокам. В связи с этим можно говорить о формировании этнолингвистической субкультуры, связанной с языковыми, этническими особенностями. На политическую культуру населения республики определённое воздействие оказывал (и по-прежнему оказывает) такой фактор, как этническое самосознание. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. В частности, В. Витовцев считает, что западные ценности не являются преобладающими ни для одного из исследуемых этносов Алтая. Так, например, большинство жителей региона обеспечение порядка государством ставят выше расширения личных свобод граждан. В целом, по мнению автора, такая ситуация является гарантом сохранения этнической толерантности в Горном Алтае [2].

В связи с этим интерес представляют опросы, проведённые в 2013 и 2016 гг. Цен-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 199-203.

тром политического анализа и технологий Алтайского государственного университета, которые позволяют выявить политические ценности населения региона (табл. 1).

Как видим, для жителей региона значимыми политическими ценностями являются равенство всех перед законом, общественный порядок, сильное государство, социально-экономическое равенство, частная собственность, в то время как наименьшее значение имеют коллективизм, религия и национальное государство.

В целом, выявленная опросами иерархия ценностей показала, что в регионе выражена тенденция уравнительных настроений, причем, как запрос на равенство перед законом, так и на социально-экономическое равенство. Объяснить такую особенность можно сложной социально-экономической ситуацией в республике, проблемами коррупции, оторванностью власти от общества [4]. Причём, панацеей от многих бед, по мнению

значительного числа респондентов, является сильное государство, «не только как гаранта стабильности в обществе, но и прямого источника средств к существованию» [5, с. 298]. Это во многом обуславливается региональной спецификой политической культуры Республики Алтай, которая определяется географическим положением региона, его климатом, наличием определённых ресурсов. Речь идёт о дотационном характере экономики, что ориентирует население на федеральный центр, который рассматривается в качестве источника положительных экономических изменений. Это объясняет разницу в уровне доверия к различным общественно-политическим институтам (табл. 2).

Высокая степень доверия Президенту характерна и для политической культуры доминирующей на всей территории РФ. Например, по данным ФОМ на февраль 2017 г., более 60 % российских граждан доверяют Президенту [6].

Таблица 1

Какие ценности для Вас наиболее важны? (%)

Вариант ответа 2013 г. 2016 г.

Равенство всех перед законом 53,85 39,94

Общественный порядок 41,26 29,56

Сильное государство 33,92 28,14

Свобода личности 27,97 35,38

Частная собственность 24,48 31,92

Социально-экономическое равенство 19,58 30,03

Личный успех 17,13 16,19

Коллективизм 10,84 6,92

Религия 8,74 8,49

Национальное государство 6,64 5,5

Затрудняюсь ответить 8,39 4,72

Вариант ответа 2013 г. 2016 г.

Президент РФ 27,27 49,21

Правительство РФ 15,38 12,74

Администрация района/города 2,8 8,65

Глава РА 10,49 6,45

Эл Курултай 8,74 6,45

Правительство РА 8,04 6,45

ФСБ 6,99 18,71

ГД РФ 4,9 2,83

СФ РФ 4,55 2,04

Армия 5,94 14,78

Церковь 5,59 3,46

Полиция 5,24 6,29

Политические партии 1,4 0,94

Никому 29,02 29,72

Таблица 2

Каким из перечисленных социально-политических институтов Вы доверяете? (%)

Но, в качестве региональной специфики можно отметить, что высока степень доверия исполнительной власти РФ на фоне невысокого уровня доверия региональным и местным властям, а также религиозным организациям и политическим партиям.

Бесспорно, что на политическую культуру региона существенное воздействие оказывают и такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Население республики демонстрирует приверженность к консервативным ценностям, этим она отличается от субкультуры промышленных регионов. Население проявляет более низкий уровень политической активности. По результатам опросов 2013 г. становится очевидным, что жители в основном ограничиваются участием в выборах (табл. 3).

Таблица 3

В каких политических мероприятиях Вы принимали участие за последний год?

Выборы 53,85 %

Митинги и демонстрации 6,64 %

Встречи с политиками 8,74 %

Акции протеста 3,5 %

Не принимаю участие 30,07 %

В то время как для населения некоторых промышленных регионов характерны высокоактивные формы участия - демонстрации, забастовки и т. п. Такое различие объясняется возможностью некоторых регионов (в отличие от РА) обеспечить за счёт находящихся у них ресурсов определённый уровень экономического и социального благосостояния, которое определяет специфику интересов населения, в том числе и политических.

Ещё одним важным фактором, влияющим на формирование субкультуры населения Республики Алтай, была религиозная ситуация. Так, в конце мая 1991 г. была организована первая буддийская община «Ак-бурхан», лидером которой стал известный в регионе журналист А. Санашкин, отмечающий, что это не общественно-политическая организация, и потому она не преследует политических целей. Главной её задачей являлась религиозная идентификация алтайского этноса, стремление возродить и показать возвращение к духовным истокам и на-

ционально-религиозным особенностям. Иначе говоря, эта религиозная община, созданная национально мыслящей интеллигенцией, поставила перед собой задачу исследовать исторические корни религиозных воззрений алтайцев, для чего установила связь с буддийским центром в Бурятии [7, с. 255-256].

Более того, важно отметить, что появление этой религиозной общины и других подобных организаций, выступавших в защиту интересов национального возрождения алтайцев, стало своеобразной предтечей национальных партий этнического характера. Возникнув в первой половине 1990-х гг.,они начали организационно оформляться и включаться в политическую и культурную жизнь республики, выдвинув своих кандидатов в её законодательные органы [8, с. 214-220].

Интересно то, что на территории региона представлены не только мировые религии и местные верования, но и нетрадиционные течения: баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники, «Свидетели Иеговы», «Са-хаджа-Йога». Во многом появление этих организаций стало следствием несовершенства законодательства в религиозной сфере.

В целом, уже в начале 2000-х гг. в Республике Алтай было зарегистрировано 44 религиозных объединения. Из них: 22 православных прихода и 1 монастырь, 5 мусульманских общин, 3 буддийских общины, 1 буддийская община школы Алмазного пути, 1 община римско-католической церкви, 12 религиозных объединений протестантского направления. Кроме того, часть алтайского населения придерживается традиционных верований: шаманизма, бурханизма, тенгриан-ства [9, с. 7]. По состоянию на 15 февраля 2017 г. в регионе было зарегистрировано более 50 религиозных организаций [10].

Однако, несмотря на такое количество различных религиозных организаций действующих в регионе, обращает на себя внимание то, что ценности религии (как следует из табл. 1) имеют наименьшее значение среди жителей, к тому же, как было отмечено выше (в табл. 2), уровень доверия религиозным институтам также не высок. Причём, при ответе на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы общественно-политическая жизнь строилась на основе предписаний Вашей религии?» положительный ответ на него в 2016 г. дали 26,57 % респондентов (в 2013 г. - 24,83 %), отрицатель-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 199-203.

ный - 48,11 % (в 2013 г. - 52,45 %), 21,86 % затруднились ответить (в 2013 г. - 19,23 %).

Таким образом, характеризуя факторы формирования политической культуры населения Республики Алтай можно отметить её региональную отраслевую специфику, которая определяется прежде всего географическими условиями и дотационным характером. Последний аспект отражается в том, что политическая элита региона во всём поддерживает политику Центра и это бесспорно отражается на установках массового сознания. Вместе с тем данная политическая культура является субкультурой, а не контркультурой и органично вписывается в общую структуру доминирующей политической культуры населения РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX -начало XXI вв.) / Н. В. Екеев, Н. М. Екеева, С. П. Суразакова. - Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип., 2006. - 152 с.

2. Сохранение статуса Республики Алтай является определяющим фактором сохранения межэтнического согласия в регионе. - URL: http://www.gorno-altaisk.info/news/628 (дата обращения: 17.04.2018).

3. Фадеичева М. А. Этническая идентичность: индивид между холизмом и робинзонадой. -URL: http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos.htm (дата обращения: 17.04.2018).

Информация о статье

Дата поступления 8 мая 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Киреева Оксана Сергеевна - канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры политологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)

Адрес для корреспонденции: 656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова, 66

E-mail: opekun-05@mail.ru Для цитирования

Киреева О. С. Факторы формирования субкультуры населения в приграничных регионах (на примере Республики Алтай)// Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 199-203. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.4.199-203.

4. Эшматова Г. Б. Избирательное право в политическом сознании населения Республики Алтай // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) / отв. ред. Ф. И. Куликов. - Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2014. - С. 407-414.

5. Притчина Е. В. Политические ценности и установки жителей Алтайского края и Республики Алтай сквозь призму политико-культурной матрицы России // Известия Алтайского гос. ун-та. - Барнаул, 2014. - № 4-1. - С. 296-302.

6. Путин В.: рейтинг, отношение, оценки работы. - URL: http:// http://fom.ru/politika/10946 (дата обращения: 17.04.2018).

7. Фетисов А. С. Религиозная ситуация в Горном Алтае в 1991-2005 гг. // Алтай - Россия: через века в будущее : материалы Всероссийской научно-практической конференции, по-свящённой 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (1619 мая 2006 г.). - Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип., 2006. - С. 255-256.

8. Казанцев А. Ю. Этнополитические процессы в Республике Алтай в конце XX века // Алтай - Россия: через века в будущее : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (16-19 мая 2006 г.). - Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип., 2006. - С. 214-220.

9. Религиозные объединения Республики Алтай. - Горно-Алтайск : Горно-Алт. тип., 2009. - 72 с.

10. Религиозные организации. - URL: http://www.altai-republic.ru/society/religious-denominations/ (дата обращения: 17.04.2018).

Article info

Received May 8, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Kireeva Oksana Sergeevna - Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of the Department of Political Science of Altay State University (Barnaul, Russia) Postal address: 66, Dimitrova ul., Barnaul, 656049, Russia

E-mail: opekun-05@mail.ru For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kireeva O. S. Factors of Formation of Subculture of Population in Border Regions (On the Example of the Republic of Altai). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 199-203. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4. 199-203 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.