Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виденеева Е.А.

В настоящей статье рассмотрены современные модели финансирования российских высших учебных заведений. Указаны основные параметры по которым министерство образования доводит финансирование до университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 338

Виденеева Е.А. студент 2 курса, ФЭУС ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-

педагогический университет» Россия, г. Самара СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: в настоящей статье рассмотрены современные модели финансирования российских высших учебных заведений. Указаны основные параметры по которым министерство образования доводит финансирование до университетов.

Ключевые слова: финансы, модели финансирование, образование.

UDC 338

Videneeva Ekaterina Aleksandrovna student 2 courses, FEUS The Samara state social and pedagogical university"

Samara city

Summary: in the present article modern models of financing of the Russian higher educational institutions are considered. Key parameters on which the Ministry of Education brings financing to universities are specified.

Keywords: finance, models financing, education.

Российская федерация в настоящее время находится в состоянии глубокого экономического кризиса, что отражается и на экономическом положении высших учебных заведений. В настоящее время финансирование образования и высшей школы в частности происходит в недостаточном количестве. Это обусловлено и нехваткой денежных средств в бюджете страны, и тем, что развитие образование в нашей стране не является приоритетной целью. Но, не смотря на это, государственные ассигнования играют значимую роль в финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений.

В современных условиях для снижения нецелевых расходов используется модель нормативно-подушевого финансирования. Выделение средств государственным вузам происходит в виде субсидий, отчисляемых из национального бюджета, направляемых на выполнение государственного (муниципального) задания[1]. Нормативные затраты на обучение студента включают в себя нормативные затраты, связанные с оказанием образовательной услуги, то есть оплату труда профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), приобретение научно-методической литературы, оборудования и т.д.,[2]. Помимо этого ежемесячно выделяются бюджетные средства для выплаты стипендий студентам,

распределением которых занимается Ученый совет вуза.

Число студентов определяется в соответствии с контрольными цифрами приема, устанавливаемых учредителем вуза, не менее 800 студентов на каждые 10000 человек в возрасте от 17 до 30 лет [3]. Так, в 2017/2018 учебный год бюджетными местами будут обеспечены около 57% абитуриентов, и по сравнению с предыдущими годами этот показатель остается стабильным [4]. Распределение мест между вузами будет происходить исходя из потребностей в специалистах определенного направления субъекта РФ, в котором находится учебное заведение. Таким образом, если регион нуждается в кадрах технической направленности, то вузы, занимающиеся их подготовкой, получат финансирование в большем размере, чем, например, гуманитарные.

Нормативные затраты рассчитываются учредителем или органом, обладающим его полномочиями, только после утверждения национального (регионального, муниципального) бюджета. Иначе говоря, объем субсидий зависит от расходов бюджета на образование. Соответственно, вуз получает не тот размер финансирования, в котором реально нуждается, а тот, который придется на него из общей суммы выделенных на высшую школу ассигнований (переделать). В связи с этим у вуза возникает проблема нехватки средств на удовлетворение потребностей, связанных с оказанием образовательных услуг. Законодательство Российской Федерации в данном случае позволяет для выполнения государственного (муниципального) задания использовать средства, полученные из иных, негосударственных источников финансирования.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности вузов государство использует систему дополнительного финансирования в виде грантов и повышенных стипендий. С 2012 года в РФ действует проект «5 -100», в рамках которого был определен ряд вузов, получающих субсидии в увеличенном объеме. Это связано с тем, что перед ними ставится ряд задач, выполнение которых требует существенного возрастания расходов. В проекте принимают участие двадцать один ведущий отечественный университет, перед которыми стоит цель повысить престижность и мировое значение российской высшей школы. Помимо нормативно-подушевого, финансирование вузов-участников осуществляется с учетом дополнительных затрат на повышение качества научно-исследовательской деятельности, инновационные внедрения в процесс обучения, популяризацию науки, интернационализацию образовательной деятельности российских вузов, привлечение иностранных студентов и преподавателей, повышение индекса цитирования научных статей. Все это определяет большой размер выделяемых из бюджета средств на данный проект. В общей сложности эта сумма составила 60, 5 млрд. руб. на период с 2013 по 2017 год. Распределение субсидий между вузами происходит исходя из успешности выполнения предписанных задач [5].

В проекте «5-100» не участвуют 2 ведущих университета страны: Московский государственный университет им. Ломоносова и Санкт-

петербургский государственный университет, в связи с тем, что они финансируются отдельно от остальных вузов страны как университеты с особым статусом [6]. На их развитие выделяются значительные средства, распоряжаться которыми МГУ и СПбГУ могут сами.

Помимо этого отдельно финансируются учебные заведения, входящие в категорию «национальный исследовательский университет» (далее - НИУ). Увеличение ассигнований таких вузов связано с расходами на научные лаборатории, модернизированное оборудование, повышение качества образовательного процесса [7-10], переподготовку ППС и т.д. В конкурсе на присвоение данной категории могут участвовать все вузы страны, предоставив программу своего развития. Дополнительное финансирование победителей конкурса государство осуществляет в течение пяти лет с момента присвоения статуса НИУ, при этом звание необходимо регулярно подтверждать научными разработками, в ином случае Правительство РФ имеет право прекратить субсидирование.

В заключении, необходимо сделать вывод, что система финансирования высшего образования в РФ представляет собой достаточно сложный механизм, где существует градация вузов по категориям и финансирование реализуется неравномерно по каждому субъекту и без учета его экономического потенциала.

Использованные источники:

1. ФЗ №7, О некоммерческих организациях, глава 2 статья 9.2 часть 6

2. Приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. N 137н/527 "О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений

3. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016, Глава XIII, Статья 100

4. Министерство образования утвердило количество бюджетных мест на 2017-2018 учебный год, 2015, сетевое издание «Навигатор образования»

5. Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100)

6. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016, Глава III, Статья 24

7. Грабоздин Ю.П., Фоменко Е.В., Иванов М.Ю. Внешние эффекты при производстве услуг социальной сферы / Ю.П. Грабоздин, Е.В. Фоменко, М.Ю. Иванов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 111-116.

8. Грабоздин Ю.П., Фоменко Е.В., Иванов М.Ю. Реализация государственно-частного партнерства и механизма кластеризации как основы повышения качества образовательных услуг // Ю.П. Грабоздин, Е.В. Фоменко, М.Ю. Иванов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 140-142.

9. Грабоздин Ю.П. Развитие потенциала высшей школы Самарской области в сфере оказания управленческих консультационных услуг / Ю.П. Грабоздин // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 71-73.

10.Полынова Л.В., Грабоздин Ю.П., Ибрагимов Р.Р. Роль организационной

культуры в повышении конкурентоспособности организации / Л.В. Полынова, Ю.П. Грабоздин, Р.Р. Ибрагимов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2010. № 1-2. С. 26-29.

УДК 364

Возмилкина Е.Н. студент магистратуры второго курса институт гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»

Супрун Н.Г. научный руководитель Российская Федерация, г. Магнитогорск СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕНАЯ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье определены такие понятия как социальное предпринимательство и социальные предприятия. Также в работе выделены особенности и модели социального предпринимательства. Кроме того, в статье проанализирован опыт работы некоторых социальных предприятий в России. В целом в работе доказана необходимость развития социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальная проблема, инновационные методы, социальное предпринимательство, социальное предприятие.

Vozmilkina E. N. student, second year the Institute for the Humanities Of the «MGTU im G. I. Nosova», Magnitogorsk, Russian Federation Scientific adviser: Suprun N. G.

ENTREPRENEURSHIP AS A SOCIAL ACTIVITY AIMED AT SOLVING SOCIAL PROBLEMS COMPANIES

Abstract. The article defines the concepts such as social entrepreneurship and social enterprise. The work also highlighted the features and models of social entrepreneurship. In addition, the article analyzes the experience of some social enterprises in Russia. In General, the work proves the necessity of development of social entrepreneurship in Russia.

Key words: social problem, methods, innovation, social entrepreneurship, social enterprise

Для того, что бы решить совокупность всех социальных проблем, стоящих перед современным российским обществом, необходимо разрабатывать и применять инновационные направления деятельности с целью содействия в преодоление гражданами сложных жизненных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.