Научная статья на тему ' современные межтерриториальные экономические взаимодействия: перспективы развития'

современные межтерриториальные экономические взаимодействия: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интересы / сотрудничество / взаимодействия / формы сотрудничества / территория / межтерриториальное сотрудничество. / interests / cooperation / interactions / forms of cooperation / territory / interterritorial cooperation.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « современные межтерриториальные экономические взаимодействия: перспективы развития»

Василенко Д.В.

к.э.н., зав. отделом Института экономических исследований, г. Донецк

dima_vasilenko@list.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: интересы, сотрудничество, взаимодействия, формы сотрудничества, территория, межтерриториальное сотрудничество.

Keywords: interests, Cooperation, interactions, forms of Cooperation, territory, interterritorial Cooperation.

Современная модель экономического развития требует не только от муниципальных образований, но и от отдельных населенных пунктов более тесного сотрудничества друг с другом. Тесные межтерриториальные связи создают условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики. Необходимость развития межтерриториальных связей подтверждается воспроизводственным подходом к управлению экономикой, согласно которому объем и структура произведенного продукта не идентична ресурсам воспроизводства, реализованным и использованным в данном муниципалитете (населенном пункте). Экономические ресурсы воспроизводственного процесса формируются за счёт внут-римуниципальных и межтерриториальных связей и ограничены по времени. Кроме того, валовой доход, потребляемый в муниципалитете (населенном пункте), не находится в прямой зависимости от объема произведенного в нем чистого продукта [1, с. 1].

В этой связи артикулируется проблема, сопряженная с относительным нарушением баланса между существующими возможностями (материальными и нематериальными ресурсами) и желаниями (интересами и запросами, потребностями) территориальных сообществ в достижении и обеспечении достойного уровня и качества жизни, ориентированных на передовые социальные стандарты. Решение данной проблемы становится возможным исходя из реально складывающихся отношений между отдельными территориальными образованиями (муниципалитетами, населенными пунктами) относительно достижения общих (единых) целей экономического и социального развития на принципах экономических взаимодействий.

В настоящее время социально-экономическое развитие любой территории является отражением количественных и качественных изменений в жизнедеятельности населения, проживающего в ее пределах, при этом за реальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности граждан лежат интересы как различных слоев (групп) населения, так и субъектов хозяйствования.

По своей природе интересы близки к потребностям, однако они отвечают несколько иным требованиям, одновременно находясь в прямой зависимости от них. Интересы - это осознанные потребности существования разных групп (слоев) населения и субъектов хозяйствования. Они могут быть также представлены как общественная форма проявления развития экономических потребностей.

Отдельную группу составляют экономические интересы, которые направлены на получение выгоды (дохода, большего объема и лучшего качества социальных услуг), достигаемой в процессе реализации экономических отношений. Это мотив и стимул социальных целенаправленных действий экономических субъектов с целью получения определенных результатов для удовлетворения разнообразных потребностей. Экономический интерес всегда выражает соответствующий уровень и динамику удовлетворения потребностей. Он отражается в поставленных целях и задачах, направленных на удовлетворение потребностей разных групп (слоев) населения и субъектов хозяйствования и их объединений.

Поскольку количество экономических интересов (территориальных: региональных, муниципальных; коллективных: групповых, корпоративных) достаточно велико и постоянно растет, то велика вероятность появления между ними противоречий, обусловленных наличием различных потребностей у населения и субъектов хозяйствования. Противоречия являются источником, движущей силой развития общества в различных областях его жизни: экономике, политике, науке, культуре, образовании и т.д. Ведущими по роли и воздействию на общественные процессы и явления предстают экономические интересы, так как они пронизывают все стороны общественной жизни, являются основой поступательного движения общества, определяют ход, характер и ступени развития данного движения.

Сущность противоречий экономических интересов групп (слоев) населения отражает отношения, возникающие относительно возможностей получения материальных и нематериальных услуг, обеспечивающих желаемый уровень и качество их жизни. Сущность противоречий экономических интересов субъектов хозяйствования отражает хозяйственные связи, возникающие между ними по поводу воспроизводства материальных и нематериальных благ, которые должны удовлетворять их собственные интересы в виде дохода, который будет отличаться за счет разной собственности на его источники.

В качестве таковых на современном этапе становления нашей республики можно выделить следующие:

- дефицит собственных ресурсов или потребность в их экономии для решения проблем социально-экономического развития территории;

- необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов, затрагивающих интересы смежных территорий;

- информационные потребности в юридическом, научно-консультационном обеспечении, а также подготовке и повышении квалификации кадров;

- потребность в интеграции деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории;

- необходимость отстаивания прав и интересов территориальных сообществ.

Противоречия по своей природе являются результатом взаимодействия противоположно направленных тенденций, целей, устремлений и пр., и их появление вполне закономерно, поскольку все вышеуказанные факторы находятся в одной плоскости экономических отношений. Большое количество экономических интересов порождает также значительное количество противоречий, которые находятся между собой не только во взаимодействии, но и в определенной субординации. Это обстоятельство характеризует, прежде всего, то, что противоречия образуют определенную систему, к которой могут быть отнесены внутренние и внешние противоречия (противоречия внутри группы, а также между группами интересов, соответственно), антагонистические и неантагонистические противоречия (без возможности нахождения какого-либо компромисса, с возможностью поиска компромисса, соответственно), объективные и субъективные противоречия (обусловленные объективными либо субъективными фактами, соответственно) и пр. Но несмотря на большое разнообразие существующих противоречий их объединяет одно - они всегда приводят к отсутствию общности интересов.

Возникающие противоречия в экономических интересах трансформируются в проблемы территориального развития. К подобным проблемам можно отнести:

- нехватку финансовых средств для решения оперативных задач, а также для реализации целевых комплексных программ;

- изменение конъюнктуры товарно-сырьевых рынков (временная невозможность реализации товаров);

- неэффективность работы коммунального комплекса;

- низкий уровень заработной платы;

- высокий уровень межотраслевой дифференциации среднемесячной заработной платы;

- недостаток у органов власти созданных муниципальных образований опыта самостоятельного решения вопросов местного значения и управления муниципальным развитием.

Эти проблемы, подкрепленные стремительным ростом урбанизации, запустили процессы «вымирания» мелких территориальных образований.

Из-за отсутствия общности интересов не может быть единства целей и задач во взаимодействии различных муниципалитетов, населенных пунктов (групп (слоев) населения и субъектов хозяйствования). В связи с этим возникает необходимость в преодолении появившихся экономических противоречий и решения проблем при помощи межтерриториальных экономических взаимодействий.

Таким образом, именно межтерриториальные экономические взаимодействия в сложившихся территориальных границах позволяют объединить экономические интересы населения и субъектов хозяйствования на основе единства управленческой системы; общности экономического потенциала; а также единства стоящих перед ними целей и задач.

Целостность системы экономических интересов напрямую зависит от наличия либо отсутствия противоречий между участниками общественного производства (субъектами хозяйствования). Поскольку интересы являются движущей силой развития общественного воспроизводства, то и причины появления противоречий в экономических отношениях необходимо искать в самих же интересах. Формирование и дальнейшая реализация одних интересов может давать толчок либо создавать препятствия для реализации других, что в дальнейшем становится основанием для создания эффективного механизма согласования и реализации экономических интересов субъектов хозяйствования. Данный механизм следует разрабатывать с учетом объективно сложившихся в обществе на настоящий момент экономических отношений между хозяйствующими субъектами.

Поскольку экономические противоречия являются прямым отражением реальных процессов взаимодействия людей (их групп) друг с другом, то они должны выражать взаимодействие конкретных экономических потребностей, интересов и целей населения в общественном производстве, которых, по сути, недостаточно для появления количественных и качественных изменений в экономической деятельности и экономических отношениях. Именно противоречия интересов (а вместе с ними и целей) могут стать причиной создания новых форм экономических отношений между субъектами хозяйствования. «...разрешение противоречий экономических интересов в современных условиях предполагает поиск путей их согласования посредством компромисса, основанного на взаимосвязи разнонаправленных интересов путем повышения эффективности управления маркетинговыми каналами коммуникации. В современном постиндустриальном обществе, характеризующемся сопутствующими ему трансформационными процессами в экономической, политической и социальной сферах, расширяется основа согласования экономических интересов, связанная со смягчением несовместимости субъектов в системе противоречий» [2, с. 22].

Разрешение противоречий в экономических интересах, несмотря на их сложность в современных условиях, предполагает поиск путей их согласования посредством формирования межтерриториальных экономических взаимодействий. «Под межмуниципальным сотрудничеством следует понимать совокупность мероприятий, направленных на эффективное и устойчивое развитие территорий, позволяющее снизить зависимость от внешних социально-

экономических угроз и потрясений, а также решение проблем местного значения с целью формирования эффективного управления агломерациями на основе межмуниципальных связей» [3, с. 8].

Межтерриториальное экономическое взаимодействие представляет собой взаимодействие территориальных образований в пределах определенной территории (государства, региона, населенного пункта), имеющих единую управленческую систему, природные, социально-экономические и пр. условия, с целью достижения установленных целей и решения поставленных задач. Формирование межтерриториальных экономических взаимодействий происходит с учетом безусловных требований (императивов), к которым можно отнести общность интересов, целей (компромиссов развития), задач (экономического, социального и экологического содержания) территориальных образований.

Поскольку межтерриториальное взаимодействие предполагает взаимный обмен действиями между территориями, то необходимо принимать во внимание их интересы, цели, мотивацию, специфику рациональности.

Частным случаем межтерриториальных экономических взаимодействий является межмуниципальное сотрудничество. Межмуниципальное сотрудничество - это совместная деятельность различных муниципальных образований, вне зависимости от их административных границ, путем выражения и защиты общих интересов, а также решения общих экономических задач за счет хозяйственного, культурного или политического взаимодействия [5, с. 43].

Главная цель кооперации и сотрудничества управляющих органов территориальных образований - решение текущих задач, установление вектора поступательного экономического развития в условиях экономических и социальных угроз и рисков. Другими словами речь должна идти о выборе и достижении единых целей социально-экономического развития, решении общих экономических задач, содействующих повышению качества и уровня жизни населения.

Межтерриториальное сотрудничество должно быть направлено на решение актуальных проблем сопредельных территорий. К основным направлениям такого сотрудничества можно отнести:

- разработку совместных инвестиционных проектов;

- создание мест рекреации;

- развитие отдыха и туризма;

- создание новых рабочих мест;

- утилизацию и переработку отходов;

- совместную подготовку, переподготовку и повышение квалификации служащих и др.

Источником межтерриториальных взаимодействий в хозяйственной системе общества является развитие территориального разделения труда, определяющего специализацию территориальных образований (регионов, населенных пунктов) в соответствии с тенденциями размещения производительных сил по территории республики. Все территории (регионы, населенные пункты) характеризуются различным экономическим потенциалом, то есть объемом и специфичностью имеющихся ресурсов и факторов, в том числе особенностями пространственного положения и инвестиционного климата, что определяет их возможности и ограничения в осуществлении межтерриториальных взаимодействий. Особое значение для взаимодействующих субъектов имеют: а) ключевые компетенции - подтвержденные реализованными проектами способности производства конкурентоспособных и инновационных видов продукции; б) конкурентные преимущества - уникальные ресурсы и условия территории (региона, населенного пункта), обеспечивающие возможность осуществления стратегических проектов; в) институциональный капитал - диверсифицированный портфель брендов макрорегионального, национального и международного значения. Поэтому для обеспечения системности регулирования межтерриториальных взаимодействий целесообразен дифференцированный подход [6, с. 96].

Формы межтерриториального взаимодействия определяются целевой организацией постоянных или временных локалитетов. Внутрирегиональная локализация может осуществляться по двум направлениям: административному (мультимуниципальное укрупнение) и экономическому (ассоциации, кластеры, агломерации, субрегионы) [4].

В настоящее время основными формами межтерриториальных взаимодействий (сотрудничества) в системе межтерриториальных экономических отношений являются:

- ассоциативные (советы, ассоциации, союзы),

- договорные формы сотрудничества территориальных образований (соглашения о намерениях, договора о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп) и др.,

- организационно-хозяйственные (создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО)) и др.

Одновременно с этим основными формами межтерриториальных взаимодействий (сотрудничества) в системе межтерриториальных хозяйственных связей являются:

- кластерные структуры (альянсы, союзы, совместные проекты) и др.,

- сетевые структуры (соглашения по краудсорсингу, аутсорсингу) и др.

Широкое использование этого института (межтерриториального взаимодействия) (о чем свидетельствует мировая практика) способствует развитию территории за счет [7, с. 218-219]:

- консолидации действий органов местного самоуправления, объединения их усилий. Это необходимо в связи с тем, что точки пересечения жизненно важных проблем и интересов (экономических, демографических, социальных, экологических и др.) могут не совпадать с административными границами и для поисков взаимоприемлемых решений, проведения скоординированной политики требуется взаимодействие органов управления различных муниципальных образований;

- сочетания экономии ресурсов (от расширения масштабов процесса управления и снижения издержек) с эффективностью местного самоуправления, реагирующего на приоритеты местного сообщества;

- наиболее полного учета интересов территории в целом и всех входящих в неё муниципальных образований;

- обеспечения более широкого доступа субъектов муниципального образования (в первую очередь хозяйствующих) к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым, новейшим технологиям, инфраструктуре и т.д.).

Рассмотрение современных форм межтерриториальных экономических взаимодействий свидетельствует о существующем многообразии организации и структурирования межтерриториального экономического сотрудничества, демонстрирует широкий спектр возможностей развития как для органов местного самоуправления, так и для хозяйствующих субъектов и выбора форм исходя из заявленных возможностей и предполагаемых целей экономического и социального развития территориальных образований.

Важным обстоятельством возможного выбора форм межтерриториального экономического сотрудничества является наличие и использование соответствующих критериев (достаточных условий или признаков), выступающих своеобразным мерилом присутствия таких условий, при которых должны обеспечиваться желаемые характеристики экономического и социального развития. В качестве основы такой меры может выступать, например, эффективность (экономичность или результативность) оказания общественных (материальных и нематериальных) услуг. Под экономичностью оказания общественных услуг может пониматься увеличение выгоды за счет уменьшения соответствующих издержек (затрат); а под результативностью - увеличение выгоды за счет увеличения дохода (прибыли) от оказания общественных услуг. Следовательно, выгоды и издержки неизбежно связаны с внешними по отношению к экономическому субъекту факторами, оказывающими воздействие на результативность его деятельности. В связи с этим требуется тщательный учет таких факторов при организации и оказании общественных (материальных и нематериальных) услуг.

Таким образом, выбор любой из выше рассмотренных форм межтерриториальных экономических взаимодействий в полной мере должен обеспечиваться при соблюдении соответствующего методического обеспечения и при непосредственном участии всех заинтересованных сторон (органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, представителей гражданского общества и научного сообщества), с учетом существующих индивидуальных, коллективных и территориальных интересов. Максимальный компромисс между такими интересами позволяет свести к минимуму возникновение противоречий и нейтрализовать появление нежелательных последствий в экономическом и социальном развитии не только отдельных муниципалитетов или населенных пунктов, но и расположенных рядом таких же территориальных образований.

Список литературы

1. Лукин Е.В. Межрегиональное взаимодействие в системе экономического развития регионов: теоретические и практические подходы // Вопросы территориального развития. 2013. - Вып. 5. - С. 1-9.

2. Батищев Д.Г. Противоречия в системе экономических интересов субъектов рыночных отношений // Terra economicus. Эконом. вестник Ростовского гос. университета. 2009. - Т. 7, № 4 (ч. 2). - С. 20-22.

3. Бутова Т.В., Пухова М.М., Щукин И.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России // Управленческие науки. 2013. - № 3 (8). - С. 4-15.

4. Гайнанов Д. А., Атаева А.Г., Уляева А.Г. Методологические аспекты интегративного межтерриториального взаимодействия // Управление экономическими системами. 2015. - № 11 (2). - http://uecs.ru/marketing/item/3863-2015-12-22-08-10

5. Фролова Е.В., Мартынова К.И. Межмуниципальное сотрудничество в современных российских условиях // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. - № 1(14). - С. 40-48.

6. Мирзоев Р.С. Межрегиональные взаимодействия в российском экономическом пространстве // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2011. - № 1 (18). - С. 96-101.

7. Гутникова Е.А. Межмуниципальное сотрудничество как фактор активизации экономического и социального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. - № 6 (24). - С. 218-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.