Василенко В.Н.
д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, гл.н.с. Института экономических
исследований г. Донецк
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС)
Ключевые слова: экономические интересы, конструктивные особенности, классификация организационных форм, межтерриториальные экономические взаимодействия.
Keywords: economic interests, structural features, Classification of organizational forms, interterritorial economic cooperations.
Современное развитие территориальных образований, в т.ч. муниципальных, достаточно часто сопрягается с необходимостью решения вопросов, связанных с поиском различных ресурсов (чаще всего финансовых и человеческих), при помощи которых можно было бы обеспечивать достижение стоящих перед территориальным сообществом целей в экономическом и социальном развитии. Именно достижение обозначенных целей способствует развитию территориальных образований. При этом такие цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованы. К сожалению, на практике складываются ситуации, при которых территориальное сообщество (в лице своих управляющих органов) оказывается не способно решать стоящие перед ним задачи (которые вытекают из содержательной части выбранной цели развития) в виду ограниченности или полного отсутствия необходимых для этого ресурсов. В этом случае уполномоченные для этого органы (речь идет об органах местного самоуправления) вынуждены заниматься поиском возможных источников пополнения необходимых ресурсов или находить возможности по консолидации (объединению) усилий с другими участниками общественных отношений. Представляется, что определяющим способом решения многих территориальных проблемных задач могут выступать межтерриториальные экономические взаимодействия (между различными субъектами территориальных отношений).
В общем понимании «взаимодействие» необходимо рассматривать как обмен веществом, энергией, информацией между двумя и более объектами (субъектами), имеющими регулярный (в естественных системах) или нерегулярный (в искусственных образованиях), но целенаправленный характер. Регулярный обмен, формируясь под воздействием каких-либо причин, в ходе своего становления становится фактором, преобразующим хотя бы один из участвующих в таком взаимодействии объектов1. Основной причиной возникновения предпосылок для межтерриториальных экономических взаимодействий является неоднородность элементов территориальных систем, когда «каждая территориальная система обладает собственной спецификой функционирования и развития, которая определяется наличием: собственных интересов (как агрегированных для всей системы, так и отдельных для ее субъектов - экономических агентов), потенциала, ключевых компетенций, оригинальных технологий и уникальных ресурсов. Поэтому нехватка собственных возможностей побуждает элементы системы и ее саму искать недостающие «компоненты» за ее пределами и приобретать их двумя способами - в результате конкуренции (захвата) за внешние возможности с другими системами, либо в результате взаимовыгодного кооперирования с ними. Последнее и представляет собой сущность межтерриториального взаимодействия, заключающуюся во взаимном влиянии систем в целях совместного функционирования и развития»2. И здесь на первый план выходит проблема организационного обеспечения нахождения компромиссов в экономических интересах субъектов общественных (производственных) отношений, сопряженных с обеспечением необходимых условий для жизнедеятельности социума на конкретной территории.
Определяющими (в научном отношении - необходимыми) условиями возникновения межтерриториальных экономических взаимодействий являются экономические интересы участников общественных отношений в территориальном измерении. В состав экономических интересов участников на данной территории можно отнести: территориальные сообщества, группы населения и отдельные граждане, проживающие здесь; коллективы предпринимательских структур, занимающиеся производственной деятельностью; органы местного самоуправления и органы центральной власти, осуществляющие оперативное и стратегическое управление соответствующими экономическими отношениями и связями. В своей совокупности перечисленные интересы формируют так называемые экономические интересы территории. Здесь необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что как научная категория «эконо-
1 Федотова И.В. Представление взаимодействия между предприятиями на основе волнового подхода и теории полей // Экономика транспортного комплекса. 2015. - Вып. 25. - С. 22.
2 Гайнанов Д.А. Концепция межтерриториального взаимодействия на основе интеграции внутренних процессов и интересов / Д.А. Гайнанов, И.А. Тажитдинов // Фундаментальные исследования. 2016. - № 12 (ч. 4) - С. 839.
мические интересы территории» пока еще полностью не раскрыта, хотя конструктивные подходы к ее глубокому изучению уже наблюдаются.
Любые интересы территории формируются в процессе кооперации и интеграции интересов людей, группирующихся в разные классы, партии, ассоциации, коллективы и т.д. Это могут быть: территориальные общности людей сельского или городского пункта, муниципального образования, социально-экономического округа, региона и страны в целом; социальные слои (богатые, средние, бедные); производственные, садоводческие, гаражные и иные коллективы; общественные партии и движения1. В этой связи движущей силой возникновения межтерриториальных экономических взаимодействий являются противоречия в экономических интересах участников общественных отношений.
Само появление противоречий в экономических интересах является закономерностью, поскольку в рыночной экономике как в условиях конкурентной борьбы, так и в условиях кооперирования и интеграции, «эти интересы заключаются в индивидуалистическом подходе по принципу «выгоды - издержки». Выгоды и издержки неизбежно связаны с внешними по отношению к экономическому субъекту факторами, оказывающими воздействие на результативность деятельности других экономических субъектов»2. Природа экономических интересов базируется: на материальной основе, которую составляют потребности различных уровней бюджетной системы; на социальной основе, обу-
« „3
словленной наличием экономических отношений национального, регионального и муниципального уровней .
На межтерриториальном уровне преодоление существующих противоречий в экономических интересах становится возможным посредством обеспечения межтерриториальных экономических взаимодействий. «Межтерриториальное взаимодействие, в широком смысле, представляет процесс интеграции агрегированных интересов экономических агентов территорий для максимизации социально-экономических эффектов на основе аккумуляции и активизации потенциала саморазвития в рамках существующих и формируемых институтов»4.
Можно согласиться с точкой зрения относительно содержания и взаимосвязи рассматриваемой научной категории по уровням иерархии управления развития территорий: «с позиций системного подхода представляется возможным уточнить содержание и взаимосвязь рассматриваемых понятий. Межрегиональные взаимодействия могут рассматриваться как процесс взаимного влияния регионов, выступающий универсальной формой их совместного развития (ко-эволюции). Тем самым, межрегиональные взаимодействия представляют собой содержание межрегиональных хозяйственных связей и отношений, которые различаются по критерию степени институционализации. Упорядоченные, постоянно возобновляемые, стратегически и нормативно определенные, взаимовыгодные хозяйственные связи регионов эволюционно становятся межрегиональными экономическими отношениями»5. И хотя данная мысль высказана относительно регионального уровня управления, она в равной мере может быть применима и к межмуниципальному уровню управления.
В связи с изложенным выше межмуниципальное экономическое взаимодействие может быть представлено в виде совместной деятельности муниципальных образований и их органов местного самоуправления, направленной на достижение общих для них целей социально-экономического развития, решение общих экономических задач, предполагающей наличие специфических организационно-правовых структур, особых форм и методов взаимодействия, финансового обеспечения, осуществляемой в целях координации социально-экономического развития территорий, обеспечения экономической интеграции и хозяйственной кооперации муниципальных образований с учетом интересов населения6. Можно полагать, что основной целью межмуниципального экономического взаимодействия является получение дополнительного дохода (прибыли) от совместного использования различных видов ресурсов: материальных, трудовых, организационных, финансовых и пр.
Преодоление возникающих противоречий в отношениях и связях между различными территориальными образованиями (в т. ч. муниципального уровня) в настоящее время становится возможным на основе поиска компромиссов в содержании экономических интересов различных субъектов, начиная от отдельной личности и заканчивая социумом всего государства. В этой связи интересной представляется мысль, высказанная относительно поиска такого компромисса. «Разрешение противоречий экономических интересов в современных условиях предполагает поиск путей их согласования посредством компромисса, основанного на взаимосвязи разнонаправленных интересов путем повышения эффективности управления маркетинговыми (рыночными) каналами коммуникации. В современном постиндустриальном обществе, характеризующемся сопутствующими ему трансформационными процессами в экономической политической и социальной сферах, расширяется основа согласования экономических интересов, связанная со смягчением несовместимости субъектов в системе противоречий»7.
1 Региональная политика и интересы территории. - http://lektsii.org/13-52945.html
2 Свитич А.А. Специфика противоречий экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2013. - № 11 (200). - С. 46.
3 Баклаева Н.М. Проблемы согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного федерализма в России // Финансы и кредит. - М., 2016. - № 10. - С. 47.
4 Гайнанов Д.А. Методологические аспекты интегративного межтерриториального взаимодействия / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, А.Г. Уляева // Управление экономическими системами. 2015. - № 11 (2). - http://uecs.ru/marketing/item/3863-2015-12-22-08-10
5 Мирзоев Р.С. Межрегиональные взаимодействия в российском экономическом пространстве // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2011. - № 1 (18). - С. 96.
6 Негодуйко A.B. Основные понятия и формы межмуниципального сотрудничества в России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2007. - № 6 (56). - С. 109.
7 Батищев Д.Г. Противоречия в системе экономических интересов субъектов рыночных отношений // Terra economics. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. - Т.7. - № 4 (ч. 2). - С. 22.
В формализованном виде возможные компромиссы в сближении интересов различных участников общественных отношений в межтерриториальном срезе могут приобретать следующие конструкции: «ассоциативные (ассоциации, союзы, советы); договорные (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, передача права временного или постоянного пользования муниципальным имуществом иным муниципальным образованиям и др.); организационно-хозяйственные (создание координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп без наделения их статусом юридического лица, создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО)»1. От того, насколько оправданным (обоснованным) будет выбор той или иной формы межтерриториальных экономических взаимодействий, в полной мере может быть обеспечено эффективное (результативное) решение стоящих перед территориальным сообществом проблемных задач экономического и социального развития.
Весьма важным дополнением к достаточным условиям формирования возможных компромиссов в сближении интересов участников общественных отношений в территориальном измерении становится выбор некоторых теоретических положений, важнейшими среди которых являются базовые принципы, соблюдение которых позволяет обеспечивать эффективность в межтерриториальных экономических взаимодействиях. «Длительный и разнообразный международный опыт межмуниципальной кооперации сформировал его базовые принципы: сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в рамках межмуниципальной кооперации, недопустимость принуждения к объединению, наличие экономической и политической целесообразности объединения. ... нарушение обозначенных
2
принципов делает межмуниципальное сотрудничество неперспективным» .
Представляется, что выбор таких теоретических положений должен обеспечиваться ориентацией на возможную организационную форму межтерриториальных экономических взаимодействий, определением основной цели создания и развития организационной формы межтерриториальных экономических взаимодействий, формированием возможных основных направлений в деятельности этих организационных форм, отбором базовых принципов, отображающих исходные закономерности развития организационных форм межтерриториальных экономических взаимодействий.
Выбор той или иной формы межтерриториальных (межмуниципальных) экономических взаимодействий во многом зависит не только от наличия желания различных групп социума (или их управляющих органов) найти компромисс в сближении соответствующих интересов, но и от знания и учета основополагающих требований, позволяющих артикулировать конкретный вид экономических взаимодействий относительно реально сложившихся условий территориального развития. Среди наиболее важных (необходимых) условий выбора той или иной формы межтерриториальных (межмуниципальных) экономических взаимодействий в последние годы стали выделять: необходимость содействия в организации интегрированных комплексов (производств), в наибольшей мере способствующих решению местных экономических проблем; разработку и реализацию совместных (соседних территориальных образований) инфраструктурных проектов, охватывающих значительное экономическое пространство (через вовлечение в эти проекты как крупных игроков (субъектов), так и малых и мелких, призванных усиливать экономические связи и отношения); стимулирование социально-экономического развития периферийных районов, призванного обеспечивать возникновение синергетических эффектов; формирование мультипликативных эффектов от надлежащего функционирования видов экономической деятельности на смежных территориях, а также минимизацию финансовых потерь (как двух основных индикативных показателей эффективности функционирования территориальных систем).
Межмуниципальные экономические взаимодействия «это одно из направлений функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, призванное способствовать выражению и защите общих интересов муниципальных образований, эффективному решению задач местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ, в ближайшей перспективе императивного характера (в отношении советов муниципальных образований субъекта), требующее наличия собственной финансовой и организационной основ, проявляющееся в создании специальных структур публично- и частноправового характера (союзы, ассоциации общероссийского, межрегионального и регионального уровней, коммерческие и некоммерческие организации, координационные органы) и использовании особых методов взаимодействия (например, заключение договоров о сотрудничестве, разработка и реализация совместных проектов социально-экономического, политического, правового, научного и кадрового характера, изучение, обобщение и распространение позитивного опыта других муниципальных и межмуниципальных единиц)»3.
Одной из основных форм межмуниципальных экономических взаимодействий являются межмуниципальные ассоциации. «На практике, независимо от сферы деятельности и территориального уровня (региональные, межрегиональные, всероссийские ассоциации), или от специфики задач (разных для объединений шахтерских городов, наукоградов, ЗАТО и т.п.), каждая муниципальная ассоциация должна стремиться стать: 1) лоббистской структурой для внешней среды, т. е. для органов государственной власти разных уровней в зависимости от территориального уровня
1 Бутова Т. В. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России / Т.В. Бутова, М.М. Пухова, И.А. Щукин // Управленческие науки. 013. - № 3 (8). - С. 14.
2 Рагозина Л.Г. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом. - http://pandia.ru/text/80/184
3 Серебренникова А.С. Межмуниципальное сотрудничество: проблемы дефиниции и организационно-правовых форм // Сибирский юридический вестник. 2004. - № 2. - С. 34.
самой ассоциации; 2) корпоративной структурой для внутренней среды, т.е. для муниципальных образований или других ассоциаций — членов данной организации»1.
Участниками межмуниципальных экономических взаимодействий являются, как правило, органы местного самоуправления, в лице глав муниципальных образований, представители территориальных органов государственной власти, а также представители некоторых неправительственных организаций и общественных организаций (представители гражданского общества). При этом чаще всего используется такая форма экономического взаимодействия, как ассоциация, независимо от размеров территориальных сообществ, будь то крупные города или небольшие населенные пункты городского и сельского типа; реже используются такие формы, как союзы и совсем редко - советы. Сопряжено это с тем обстоятельством, что относительно организации и функционирования ассоциаций имеется наиболее полно разработанная нормативно-правовая база.
Основной целью развития ассоциативных форм межмуниципальной кооперации (читай - экономической интеграции) является стимулирование местных советов к максимальному использованию имеющихся в наличии возможностей, предоставляемых действующим законодательством, по организации на их базе разных кооперационных связей в целях предоставления услуг муниципалитетам в решении вопросов местного значения, обучения муниципальных служащих и т.п.
Главными направлениями в деятельности практически каждой межтерриториальной ассоциации являются: участие в формировании законодательной базы, связанной с местным развитием территорий; выявление и поиск решения проблем состояния и развития территорий; анализ и распространение лучших образцов муниципального управления социально-экономическим развитием локалитетов; организация обмена административным опытом посредством проведения семинаров и конференций для глав и других уполномоченных представителей муниципальных образований; сбор и обработка информации о социально-экономическом состоянии территорий; представление интересов муниципалитетов на федеральном и региональном уровнях; способствование консолидации локальных ресурсов или территориальному преобразованию для общего решения местных проблем2.
В качестве основных принципов создания (организации) ассоциативных форм межтерриториального экономического взаимодействия чаще всего выделяются3:
1. Консолидация действий органов местного самоуправления, объединение их усилий. Это необходимо в связи с тем, что точки пересечения жизненно важных проблем и интересов (экономических, демографических, социальных, экологических и др.) могут не совпадать с административными границами и для поисков взаимоприемлемых решений, проведения скоординированной политики требуется взаимодействие органов управления различных муниципальных образований.
2. Сочетание экономии (от расширения масштабов процесса управления и снижения издержек) с эффективностью местного самоуправления, реагирующего на приоритеты местного сообщества.
3. Наиболее полный учет интересов территории в целом и всех входящих в неё муниципальных образований.
4. Обеспечение более широкого доступа субъектов муниципального образования (в первую очередь хозяйствующих) к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым, новейшим технологиям, инфраструктуре и т.д.).
Соблюдение указанных принципов создания (организации) ассоциативных форм межтерриториального экономического взаимодействия позволяет максимально упростить решаемую задачу по консолидации усилий территориальных социумов относительно рационального использования имеющихся в наличии ресурсов.
Договорные формы экономических взаимодействий территориальных образований используются с целью объединения материальных, финансовых и иных видов ресурсов для решения вопросов местного значения. «Указанная форма находит применение в разных сферах общественных отношений, возникающих на межмуниципальном уровне: культурный обмен, обмен опытом, информационный обмен, создание совместных совещательных органов без образования юридического лица. Сегодня в качестве вариантов такого межмуниципального взаимодействия можно отметить заключение органами местного самоуправления различного рода соглашений о намерениях, договоров о сотрудничестве, по обмену опытом, оказанию методической и консультативной помощи»4.
Участниками договорных форм межтерриториальных экономических взаимодействий являются, как правило, органы местного самоуправления в лице глав муниципальных образований или замещающие их по должности лица. При этом чаще всего используется такая форма экономического взаимодействия, как соглашение, независимо от размеров территориальных сообществ, будь то крупные города или небольшие населенные пункты городского и сельского типа; реже используются такие формы, как договора о совместной деятельности; совсем редко - соглашения о намерениях.
1 Бутова Т.В. Межмуниципальное сотрудничество как основа обеспечения устойчивости региона / Т.В. Бутова, А.А. Смирнова, Н.А. Миловидова // Управленческие науки. 2014. - № 3. - С. 11.
2 Миронова О.В. История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. - № 1. - С. 47.
3 Гутникова Е.А. Межмуниципальное сотрудничество как фактор активизации экономического и социального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. - № 6 (24). - С. 218-219.
4 Небога В.С. Межмуниципальное сотрудничество в современной России: перспективы развития // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. Вып. 1 . 2011. - Т. 11. - С. 51.
Одной из основных целей развития договорных форм межтерриториальных экономических взаимодействий представляется «формирование условий стабильного развития экономики муниципальных образований в интересах повышения жизненного уровня населения и иных целей»1.
Главными направлениями при заключении договорных форм межтерриториальных экономических взаимодействий являются: объединение материальных и финансовых ресурсов, урегулирование проблем местного значения, заключение соглашений между муниципальными образованиями по делегированию полномочий или по обмену управленческой, культурной, методологической, организационной, финансово-экономической и другой информацией в рамках действующего законодательства. Контроль и регулирование договорных отношений между муниципалитетами базируются на гражданском праве2.
В качестве основных принципов создания и развития договорных форм экономических взаимодействий территориальных образований можно выделить: сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в рамках межмуниципальной кооперации; недопустимость принуждения к объединению; наличие экономической и политической целесообразности3 [21]. Кроме того к числу основных принципов, требования которых необходимо учитывать, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, баланс интересов, инновационность, эффектив-
4
ность .
Соблюдение указанных принципов создания и развития договорных форм межтерриториальных экономических взаимодействий позволяет существенным образом улучшать социально экономическое положение муниципальных образований и повышать уровень и качество жизни населения на основе реализации совместных проектов и программ развития территорий и привлечения посредством объединения инвестиций на наиболее важные участки общественной жизни.
Организационно-хозяйственные формы межтерриториальных экономических взаимодействий на практике используются для решения вопросов местного значения посредством объединения усилий нескольких муниципалитетов, тем самым позволяя добиваться наилучших результатов5.
Хозяйственное сотрудничество между муниципальными образованиями может иметь вид как «горизонтальный» (между муниципальными образованиями одного уровня), так и «вертикальный» (между муниципальными образованиями разного уровня)6. При этом субъектами или участниками в межмуниципальном хозяйственном сотрудничестве могут быть городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа7.
Одной из важных целей развития организационно-хозяйственных форм межтерриториальных экономических взаимодействий является создание специальных хозяйственных структур, призванных осуществлять решение вопросов местного значения совместными усилиями нескольких муниципальных образований. «Именно этот факт делает значение такой формы межмуниципального сотрудничества более узким по сравнению с вышерассмотренными формами, но вместе с тем более конкретным, так как процессы создания и управления межмуниципальным обществом требуют от органов местного самоуправления детального планирования и прямого участия из-за угрозы возможных негативных экономических последствий для бюджетов участников такого общества»8.
Главными направлениями деятельности при выборе организационно-хозяйственных форм межтерриториальных экономических взаимодействий могут быть: жилищно-коммунальное хозяйство, включая электро-, тепло-, водо-и газоснабжение; предоставление транспортных услуг и обеспечение транспортным обслуживанием населения; оказание ритуальных услуг; оказание услуг по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог и т.п.9.
В качестве основных принципов создания и развития организационно-хозяйственных форм межтерриториальных экономических взаимодействий используются: добровольность, сотрудничество и партнерство10. Соблюдение указанных принципов использования организационно-хозяйственных форм межтерриториальных экономических взаимодействий позволяет существенным образом минимизировать возможные издержки решения вопросов развития
1 Вагапова Е.А. Развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы, методы // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 39. 2012. - № 24 (278). - С. 62.
2 Миронова О.В. История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. - № 1. - С. 48.
3 Особенности межмуниципального взаимодействия в России и зарубежных странах. - https://bibliofond.ru/view.aspx?id=
893417
4 Вагапова Е.А. Развитие межмуниципального сотрудничества: формы, принципы, методы // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 39. 2012. - № 24 (278). - С. 64.
5 Хандрик Е.А. Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество: понятие и признаки // Молодой ученый. 2015. - № 15. -С. 477-481.
6 Бутова Т.В. Межмуниципальное сотрудничество как основа обеспечения устойчивости региона / Т.В. Бутова, А.А. Смирнова, Н.А. Миловидова // Управленческие науки. 2014. - № 3. - С. 13.
7 Миронова О. В. История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. - № 1. - С. 49.
8 Сальков А.В. Значение различных форм межмуниципального сотрудничества на современном этапе развития местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - № 3. - С. 169-174.
9 Бутова Т.В. Межмуниципальное сотрудничество как основа обеспечения устойчивости региона / Т.В. Бутова, А.А. Смирнова, Н.А. Миловидова // Управленческие науки. 2014. - № 3. - С. 14.
10 Ямалеева А.Р. Межмуниципальное сотрудничество: содержание понятия и принципы реализации // Марийский юридический вестник. 2016.- № 2(17). - С. 31-34.
как с учетом интересов групп населения отдельных муниципальных образований, так и сопредельных с ними территориальных сообществ.
Территориальные кластерные образования как форма межтерриториальных экономических взаимодействий используются для усиления взаимосвязанности, взаимной дополняемости предприятий благодаря более быстрому распространению специфических для региона технологий, профессиональных навыков, информации и маркетинга (специфические конкурентные преимущества как бы перетекают через предприятия и отрасли).
Под территориальным кластером понимается «совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется: наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки; механизмом координации деятельности и кооперации участников кластера; наличием синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации»1. Территориальный охват кластера
может варьировать от групп, производства одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких сосед-
2
ствующих стран .
Главные участники кластера - это бизнес, власть, инфраструктура и наука. Основной задачей бизнеса является выход на более высокий уровень управления, сотрудничество с другими участниками кластера. Роль власти - создание условий в рамках своих полномочий для успешного функционирования кластера (например, принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кластера), привлечение частных или бюджетных инвестиций. Роль науки - это методическая поддержка и выполнение научных исследований по проблемам выбранных взаимосвязанных видов деятельности, подготовка кадров для работы в кластере, составление прогноза развития региона, обоснование потребности региона в строительстве различных объектов. Инфраструктура играет также значительную роль в деятельности кластера, обеспечивая необходимыми ресурсами деятельность кластера3. Кластер не обязательно должен быть оформлен в виде отдельного юридического лица. Он (кластер) может быть определен как форма совместного существования предприятий и организаций, которые опираются на конкуренцию и кооперацию, переток знаний и кадров, совместное видение проблем и поиск путей их решения, совместное использование ресурсов4.
Основной целью развития территориальных кластерных образований «представляется обеспечение более эффективного социально-экономического развития территорий»5 и на новой основе решения задач по совершенствованию структур управления экономикой в сочетании с методами формирования территориальных комплексов и с учетом состояния природных и антропогенных составляющих как базиса среды человеческого существования.
Главными направлениями развития территориальных кластерных структур в настоящее время можно считать:
- создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров6;
- обеспечение «выгодности» более тесного взаимодействия сопряженных социально-экономических институтов, расположенных на одной территории, через снижение ряда издержек и возникновения положительных обратных связей, обеспечивающих интенсивное развитие всех субъектов кластера, а также увеличение занятости7;
- объединение малых, средних и крупных предприятий в рамках реализации конкретных научно-производственных цепочек для достижения определенных синергетических эффектов, выраженных в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации8;
- повышение инвестиционной привлекательности области; поддержка наиболее конкурентоспособной отрасли в области; рост конкуренции и кооперации между участниками; создание долгосрочной стратегии развития региона;
9
развитие региональных инновационных программ и др.
В качестве основных принципов создания и развития территориальных кластерных структур как формы межтерриториальных экономических взаимодействий можно выделить: «соблюдение комплексной многофакторной оценки состояния и развития территориальных структур; историзм; комплексность; вариантность; экологичность; рациональность»10.
1 Прокофьев К.Ю. Место территориальных кластеров в механизме инновационного развития регионов //Региональная экономика: теория и практика. 2013.- 14 (293). - С. 23.
2 Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2006. - С. 258.
3 Клепикова Н.И. Создание регионального кластера как форма эффективной пространственной организации экономики региона // Российское предпринимательство. 2013. - № 22 (244). - С. 135.
4 Ерзнкян Б.А., Акинфеева Е.В. Региональные кластеры как сетевые структуры: особенности формирования и перспективы развития // Микроэкономика. 2009. - № 3. - С. 167-168.
5 Шалмина Г.Г. Территориальные кластеры России (история, проблемы, решения) // Вестник Томского государственного университета. Серия Экономика. 2008. - № 1 (3). - С. 88.
6 Тарасенко В.В. Стратегии развития территориальных кластеров // Экономические стратегии. - М., 2011. - № 11. - С. 82.
7
Пугачева Н.Б., Баранов Ю.А. Отраслевая кластеризация как механизм взаимодействия сопряженных социально-экономических институтов // Общество: политика, экономика, право. 2013. - № 2. - С. 35.
8 Сахарова Л.А. Кластеризация российской промышленности: оценки и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. 2015. - № 37. - С. 22.
9 Рычихина Н.С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. - № 6 (237). - С. 47.
10 Шалмина Г.Г. Территориальные кластеры России (история, проблемы, решения) // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Экономика. 2008. - № 1 (3). - С. 89.
Соблюдение указанных принципов позволяет в настоящее время рассматривать территориальные кластеры как один из движущих эффективных механизмов экономического и социального развития территорий на основе интеграционных (кооперационных) начал.
Территориальная сетевая организация (объединение) - это форма мягкой интеграции бизнес-субъектов, которая основана на формировании долговременных и устойчивых организационных, хозяйственных, производственно-кооперационных, информационных и других формах сотрудничества, партнерства и взаимоотношений предприятий, преимущественно неформальных, которые имеют значимую роль при организации бизнес-структуры1.
Интегрированные межтерриториальные сетевые структуры представляют собой совокупность предприятий и организаций, осуществляющих взаимодействие на долгосрочной основе и взаимодополняющих в процессах хозяйственной деятельности. Для таких сетей характерна общность экономических интересов и стратегий рыночного поведения, направленность на экспансию экономического пространства, использование потенциала территории и его вос-2
производство .
В самом общем понимании территориальная сеть представляет собой совокупность занимающих определенные позиции акторов (агентов) и связей между ними. Основными компонентами, описывающими сеть, выступают структура и ресурсы. Структурный компонент отражает пространственное расположение (конфигурацию) акторов и обусловленные этой конфигурацией связи между ними. Ресурсный компонент характеризует тип обмениваемых ресурсов и дифференциацию позиций на основе такого обмена3.
Участниками территориальных сетевых организаций (объединений) являются различные субъекты хозяйствования, совместно использующие различные ресурсы, имеющиеся в отдельных единицах сети, на основе взаимовыгодных соглашений, что выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации территориальных систем. «Субъектами сетевой экономики выступают экономические агенты, находящиеся между собой в равных отношениях без соподчинения»4.
Территориальные сетевые образования (сети) как форма межтерриториальных экономических взаимодействий используются для активизации инвестиционной деятельности интегрированных бизнес структур. «Развитие сетевых образований влечет за собой синергетический эффект, который выражается в повышении показателей функционирования отдельных участников, интегрированных структур в целом, региональной и национальной экономических сис-тем»5.
Основной целью создания и развития территориальных сетевых образований представляется консолидация потенциала (материального, интеллектуального, финансового и т. д.) участников интегрированных межтерриториальных сетевых структур, которая позволяет расширить возможности научно-технического развития, привлечь инвестиции, в целом повысить устойчивость, эффективность и конкурентоспособность6.
Главными направлениями развития территориальных сетевых образований являются7:
• поддержка конкурентного напряжения и одновременного оказания взаимной поддержки, нацеленной на общую стабилизацию рынка;
• формирование структуры представительства коллективных интересов;
• лоббирование интересов отдельных групп в структурах государственной власти;
• дополнение контрактных отношений между участниками рынка социальными отношениями и, отчасти, замещение ими, что не только не мешает, но и стимулирует получение взаимной выгоды от рыночного обмена.
В качестве основных принципов создания и развития территориальных сетевых образований могут рассматриваться: совместные усилия, более тесное взаимодействие предпринимательских структур для эффективного достижения своих индивидуальных целей; возрастание общих выгод как для участников этого сотрудничества, так и для общества в целом; достижение более высокого уровня образования и культуры; реализация инновационного потенциала; укрепление конкурентных позиций8.
Соблюдение указанных принципов организации и развития территориальных сетевых образований позволяет усиливать организующиеся начала по обеспечению мультипликационных эффектов от использования имеющегося на
1 Вайлунова Ю.Г. Сетевые структуры и их роль в повышении конкурентоспособности предприятий // Экономика и банки. 2014. - № 2. - С. 55.
2 Костарева Л.В., Стерлягова М.В. Сетевые формы организации межтерриториальных отношений / Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 47. 2014. - № 21 (350). - С. 97.
3 Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня СПО). - http://bakalavr. ntf.ru/DswMedia/versiya2_rekomendaciiposetevomuvzaimodeyst.doc
4 Дегтярёва С.В., Земляков А.А. К вопросу о содержании сетевых отношений и их месте в институциональной структуре национальной экономики // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2010. - № 1. - С. 111.
5 Хаметова Н.Г., Хаметова Д.Н. Межфирменные сети: типологизация и преимущества для фирм и регионов // Российское предпринимательство. - М., 2010. - № 10 (1). - С. 138
6 Костарева Л.В., Стерлягова М.В. Сетевые формы организации межтерриториальных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 47. 2014. - № 21 (350). - С. 97.
7 Лосев А.С. Оценки предпринимательских сетей регионального уровня // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. - № 2. - С. 196.
8 Фихтнер О.А. Региональные сети: сущность, особенности, проблемы идентификации // Российское предпринимательство. -2010. - № 11(2). - С. 142.
конкретной территории экономического потенциала (производственного, природного, трудового, организационного, научного, информационного и др.).
Таким образом, знания о теоретических основах создания и последующего развития некоторых организационных форм межтерриториальных экономических взаимодействий, основными из которых являются: состав участников, основная цель создания (развития), приоритетные направления в функционировании и основные принципы формирования (организации) позволяют достаточно взвешенно выбирать ту или иную форму для реализации целей экономической интеграции и кооперации как отдельных предпринимательских структур, так и отдельных территориальных образований, в границах которых эти предпринимательские структуры функционируют. Основными ограничителями при выборе той или иной организационной формы межтерриториальных экономических взаимодействий являются возможности удовлетворения существующих экономических интересов государства, территориальных сообществ, отдельных групп населения, преодоление противоречий между которыми становится основной доминантой возможной экономической интеграции и кооперации.