Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
764
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТ НА ДОНБАССЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / СОВРЕМЕННЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ТЕРРОРИЗМ / ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ГУМАНИТАРНАЯ МИССИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ / СИРИЯ / США / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жекамухов Альберт Малилович

В статье с позиций военно-геополитического подхода исследуется проблема современных международных конфликтов через призму участия в них Вооруженных сил России. Обращается внимание, что практически все случаи военного противостояния в XXI веке развернулись при прямом или опосредованном участии США и других стран «коллективного Запада». Россия долгое время избегала военной вовлеченности в подобные конфронтации, надеясь решить их дипломатическими мирными методами через свое посредничество (Ирак, Ливия). Когда обозначилась очевидность неэффективности подобного подхода, наша страна была вынуждена перейти к стратегии прямого использования своих вооруженных сил для защиты мирного населения и законно избранной власти зарубежных государств от внешней агрессии (Сирия, Украина). Отмечаются наиболее характерные проблемы, с которыми сталкиваются российские войска при выполнении миротворческих миссий: отсутствие укрепленных удаленных военных баз с развитой инфраструктурой, сложности со снабжением армии при выполнении задач на удаленных от границ России территориях, недостаточная эффективность системы управления войсками. Делается вывод необходимости учета данных факторов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERNATIONAL CONFLICTS INVOLVING THE RUSSIAN ARMED FORCES

The article examines the issue of modern international conflicts from the standpoint of the military-geopolitical approach through the prism of the participation of the Russian Armed Forces. The author draws attention to the fact that almost all armed conflicts of the 21st century unfolded with the direct or indirect participation of the United States and other countries of the “collective West”. For a long time, Russia avoided military involvement in such conflicts, hoping to resolve them by peaceful diplomatic means through its mediation (Iraq, Libya). When the ineffectiveness of such an approach became apparent, Russia was forced to switch to a strategy of direct use of its armed forces to protect the civilian population and the legitimately elected authorities of foreign states from external aggression (Syria, Ukraine). The author highlights the most typical problems that Russian troops face when carrying out peacekeeping missions: the lack of fortified remote military bases with developed infrastructure, difficulties in supplying the army when carrying out tasks in territories remote from Russia's borders, and the lack of an effective command and control system. It is concluded that these factors need to be taken into account in the future.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 11. С. 42-47. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 11. P. 42-47.

Научная статья УДК 327.2

https://doi.org/10.24158/pep.2022.11.5

Современные международные конфликты с участием Вооруженных сил России

Альберт Малилович Жекамухов

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия, albert121982@gmail.com

Аннотация. В статье с позиций военно-геополитического подхода исследуется проблема современных международных конфликтов через призму участия в них Вооруженных сил России. Обращается внимание, что практически все случаи военного противостояния в XXI веке развернулись при прямом или опосредованном участии США и других стран «коллективного Запада». Россия долгое время избегала военной вовлеченности в подобные конфронтации, надеясь решить их дипломатическими мирными методами через свое посредничество (Ирак, Ливия). Когда обозначилась очевидность неэффективности подобного подхода, наша страна была вынуждена перейти к стратегии прямого использования своих вооруженных сил для защиты мирного населения и законно избранной власти зарубежных государств от внешней агрессии (Сирия, Украина). Отмечаются наиболее характерные проблемы, с которыми сталкиваются российские войска при выполнении миротворческих миссий: отсутствие укрепленных удаленных военных баз с развитой инфраструктурой, сложности со снабжением армии при выполнении задач на удаленных от границ России территориях, недостаточная эффективность системы управления войсками. Делается вывод необходимости учета данных факторов в будущем.

Ключевые слова: сирийский конфликт, конфликт на Донбассе, информационная война, современные локальные конфликты, терроризм, внешнее вмешательство, гуманитарная миссия, Вооруженные силы России, Сирия, США, Украина

Для цитирования: Жекамухов А.М. Современные международные конфликты с участием Вооруженных сил России // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 11. С. 42-47. https://doi.org/10.24158/pep.2022.11.5.

Original article

Modern International Conflicts Involving the Russian Armed Forces Albert M. Zhekamuhov

Volgograd Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russia, albert121982@gmail.com

Abstract. The article examines the issue of modern international conflicts from the standpoint of the military-geopolitical approach through the prism of the participation of the Russian Armed Forces. The author draws attention to the fact that almost all armed conflicts of the 21st century unfolded with the direct or indirect participation of the United States and other countries of the "collective West". For a long time, Russia avoided military involvement in such conflicts, hoping to resolve them by peaceful diplomatic means through its mediation (Iraq, Libya). When the ineffectiveness of such an approach became apparent, Russia was forced to switch to a strategy of direct use of its armed forces to protect the civilian population and the legitimately elected authorities of foreign states from external aggression (Syria, Ukraine). The author highlights the most typical problems that Russian troops face when carrying out peacekeeping missions: the lack of fortified remote military bases with developed infrastructure, difficulties in supplying the army when carrying out tasks in territories remote from Russia's borders, and the lack of an effective command and control system. It is concluded that these factors need to be taken into account in the future.

Keywords: Syrian conflict, conflict in Donbass, information war, modern regional conflicts, terrorism, external interference, humanitarian mission, Russian Armed Forces, Syria, USA, Ukraine

For citation: Zhekamuhov, A.M. (2022) Modern International Conflicts Involving the Russian Armed Forces. Society: Politics, Economics, Law. (11), 42-47. Available from: doi:10.24158/pep.2022.11.5 (In Russian).

В последние годы международные региональные вооруженные конфликты являются одним из основных источников напряжения в мире, что обусловлено втягиванием в процесс противостояния новых государств. Наиболее опасные из них - это конфликты внутри Сирии и Украины,

© Жекамухов А.М., 2022

которые приобрели затяжной характер и характеризуются участием в них международных террористических организаций. Запрещенные во многих странах, включая Россию, такие преступные сообщества вербуют в свои ряды как специально обученных боевиков, так и гражданское население, создавая при этом угрозу системе международной безопасности. В данной статье использован геополитический метод анализа военно-политических конфликтов, подробно описанный в работах современных российских политологов1 (Морозов, 2019). Геополитический анализ наиболее эффективен при рассмотрении проблематики, связанной с национальными интересами России. По мнению А.П. Цыганкова, П.А. Цыганкова, «сильной стороной российского реализма остаётся анализ особых условий, в которые погружена России. Это евразийское положение между Европой, Азией и Ближним Востоком, трансэтничность, размер территории и важность сильного централизованного государства» (Цыганков, Цыганков, 2022).

Окончание холодной войны в прошлом веке и распад Советского Союза не привели мир к безопасности и стабильности. Напротив, количество международных конфликтов, в том числе вооруженных, неуклонно растет, усложняются их причины, характер и период урегулирования, равно как и работа с последствиями. Эскалация точечных латентных конфликтов и рост межнационального напряжения привели к накоплению у России «значительного опыта участия в урегулировании конфликтов и конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве. Миротворческие операции в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и Таджикистане в 1990-х гг. проходили при лидирующей роли России»2. На данный момент особого внимания также заслуживает многоуровневый конфликт в Украине, который длится с 2014 года, однако фактически его предпосылки имеют многолетние корни. Еще в 2013 году, до широкомасштабных антиправительственных вооруженных выступлений на Украине, совместный коллектив украинских и российских политологов, проанализировав правовую базу и институциональную организацию системы обеспечения национальной безопасности Украины, выявил в ней серьезные недостатки в информационно-аналитическом обеспечении, квалификации кадров и т.д. (Матвиенко и др., 2013).

После антиконституционного свержения президента Украины В.Ф. Януковича в ходе националистического путча Россия заняла последовательную позицию поддержки законно избранной власти, борьбы с экстремистскими течениями и фашизмом, оказания гуманитарной помощи мирному населению и его спасения. Особого внимания заслуживает многолетняя проблема проявлений фашизма, направленного в сторону русского населения Украины: запрет общения на родном языке, уничтожение исторических памятников и ценностей, насильственные действия в отношении гражданского населения, проживающего на Донбассе.

После проведения референдума по вопросу воссоединения с Крымом Россия столкнулась с многочисленными санкциями со стороны западного «международного сообщества» (Лукичов, 2021). Это стало стимулом реализации в нашей стране мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации, активное развитие импортозамещения. Начало Россией в феврале 2022 года спецоперации на Донбассе и признание суверенитета Луганской и Донецкой Народных Республик вызвало незамедлительное введение против нее новых ограничительных мер, исходящих от стран практически всего Запада и от США. При этом, несмотря на попытки оказать давление на Россию, используя ее политическую и экономическую изоляцию, негативные экономические последствия этих санкций на себе испытывает все мировое сообщество.

Запад и США своими действиями поддерживали и поддерживают распространение фашизма и экстремизма в мире, что создает угрозу безопасности, развитию, национальным интересам нашей страны. Ситуация с украинским конфликтом осложняется непрерывной военно-экономической помощью Киеву со стороны Европы и США, тем не менее российские войска успешно выполняют свою основную цель по демилитаризации, денацификации, денационализации Украины. На данный момент успешно проведён референдум по присоединению к России освобождённых от контроля киевского режима территорий, на которых проживает основная масса русскоязычного населения, - Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей. Данное геополитическое событие явилось закономерным следствием длительного внутриукраинского культурно-цивилизационного конфликта (Широкорад, 2009), в который в итоге была вынуждена вмешаться Россия для защиты русского населения. В перспективе армии может быть поставлена задача по освобождению таких стратегически важных городов, как Харьков и Одесса, что ослабит военно-промышленный потенциал националистической Украины, лишит ее свободного доступа к черноморской акватории, что важно как упреждающий шаг по противодействию развертыванию в регионе военно-морских сил НАТО.

1 Лаумулин М.Т. Геополитические, военно-стратегические и международные параметры сирийского конфликта [Электронный ресурс] // ISCA. URL: https://isca.kz/ru/analytics-ru/3448 (дата обращения: 04.08.2022).

2 Фадеев А.С., Ничипор В.И. Военные конфликты современности, перспективы развития способов их ведения. Прямые и непрямые действия в вооруженных конфликтах XXI века [Электронный ресурс] // Военная мысль. URL: https://vm.ric.mil.ru/Stati/item/222832/ (дата обращения: 02.08.2022).

Все международные и приводящие к ним локальные конфликты обусловлены несовпадением интересов (экономических, военно-политических, территориальных) противостоящих сторон, причем тенденции в них определяются «гегемонами» международной арены. Ярким примером такой агрессии являются, например, «гуманитарные» интервенции США, которые обычно приводят к негативным последствиям для страны, которой такая помощь была адресована. Подобные конфликты, ведущие к военному вмешательству со стороны США в суверенитет независимого государства, обязательно предваряются информационной кампанией (Добреньков, Агапов, 2011) по его дискредитации в глазах мирового сообщества. С этой целью искусственно создаются поводы, якобы обязывающие американское руководство применить силу в общих интересах. Например, политические режимы Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Сирии и Башара Асада в Сирии были обвинены в изготовлении и хранении запрещенного химического оружия. Американская агрессия состоялась даже несмотря на то, что руководство данных стран открыло свою территорию для работы международных инспекторов, чтобы доказать отсутствие подобного оружия. Соответственно, информационно-пропагандистский фактор в действиях США и других стран НАТО против суверенных государств должен заранее учитываться потенциальными «жертвами» и упреждаться комплексом мер по формированию положительного образа своей страны во внешнем мире, укреплению национальной сплоченности и гражданской идентичности на основе общей исторической памяти внутри государства (Morozov, 2022).

Не участвуя в отражении американской агрессии против Ирака и Ливии, Вооруженные силы России сыграли решающую роль в положительном сдвиге ситуации на сирийских фронтах. Точечные удары российской авиации по укреплениям неофициально поддерживаемых сШа террористов позволили сирийскому руководству перейти от пассивной защиты к активному наступлению по освобождению своих территорий. В качестве примеров можно привести успешные военные операции, проведённые в Алеппо, Пальмире, горной Латакии, провинциях Хама, Идлиб, Дараа и Дамаск.

Если бы вмешательство в события, происходящие в Сирии, российских вооруженных сил так и не состоялось, это государство было бы обречено на распад и гибель, так как к началу антитеррористической операции под контролем Дамаска оставалось не более 10 % территории страны. Большое значение имела работа в Сирии российских технических специалистов, которые беспрерывно ремонтировали военную технику и оборудование. Благодаря им практически с нуля была восстановлена боеспособность артиллерии и ракетных войск правительственной армии республики, налажена работа системы противовоздушной обороны. В результате эффективных действий российской авиации и флота террористы были лишены возможности получения доходов, получаемых от незаконно добываемой нефти. Большую роль в обеспечении безопасности сирийских территорий сыграли также и российские саперы, так как на местах ведения боевых действий оставалось множество неразорвавшихся боеприпасов, которые были обезврежены нашими специалистами1. Длительность российской операции и кровопролитность боев на сирийской территории были обусловлены участием в конфликте других сторон - США и стран Запада, которые помогали боевикам, снабжая их боеприпасами, техникой, медикаментами.

18 сентября 2017 г., на основании достигнутого при посредничестве России, Турции, Ирана и ООН в Астане соглашения о создании зон деэскалации, был сформирован ирано-российско-турецкий координационный центр2. После освобождения от экстремистов районов Сирии в первую очередь решались вопросы гуманитарной поддержки населения, касающиеся подачи воды, электроэнергии, доставки предметов первой необходимости, оказания медицинской помощи, поддержания общественного порядка, патрулирования территорий. «Восстановлено 30 879 жилых домов, 713 образовательных и 118 медицинских учреждений. Отремонтировано 942 км автомобильных дорог. Проложено 860 км (за сутки - 1 км) линий электропередачи, введено в эксплуатацию 109 объектов водоснабжения, 126 хлебопекарен, 554 электроподстанции, 14 244 промышленных предприятия» (Вахшитех, 2018). Кроме того, в 2018 году российской стороной по согласованию с правительством Сирии был создан Центр приема, распределения и размещения беженцев (Карташов, 2016).

Между российскими военно-политическими специалистами спорным является вопрос создания военно-морской базы в Тартусе для расширения зоны влияния и автономности военно-морского флота России в Средиземноморье и Атлантике. Приверженцы этих взглядов считают, что Ближний Восток представляет собой концентрацию угроз и рисков для России на долгие годы, поэтому указанное решение необходимо. Их оппоненты возражают, что в таких нестабильных условиях создание военной базы будет привлекать лишнее внимание, станет «яблоком раздора» для мирового

1 Байназаров Э. Война без особых причин: 10 лет назад начался конфликт в Сирии [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1136166/elnar-bainazarov/voina-bez-osobykh-prichin-10-let-nazad-nachalsia-konflikt-v-sirii (дата обращения: 02.08.2022).

2 Лаумулин М.Т. Указ. соч.

сообщества и начнет притягивать международных террористов. По их мнению, возможность создания такого рода баз появится, когда вооруженные силы экстремистов будут окончательно вытеснены за пределы территории Сирии. Присутствие России как военного оппонента в регионе должно быть признано другими государствами и стать фактором стабильности (Цуркан, 2017).

Сирийский конфликт стал ярким примером столкновения интересов двух политических гигантов - США и России. Америка поддерживала террористические организации еще на начальных этапах противостояния с целью смены действующего на территории Сирии политического режима. Россия и другие страны (в частности, Иран) подключились к разворачивающемуся локальному конфликту с целью оказания поддержки сирийскому народу, гуманитарной помощи, обеспечения договорного процесса противостоящих сторон. Россия, участвуя в переговорах, настаивала на включении в них всех участников конфликта. После установления прямого диалога между правительством Сирии и оппозицией (с участием ООН) стало возможно создание Россией, Турцией и Ираном трехстороннего механизма контроля за прекращением огня в Сирии. После чего нашей страной были разработаны и предложены проекты Конституции Сирии, чем были открыты новые возможности для урегулирования конфликта в республике. Дальнейшие переговоры в Астане и Женеве были посвящены обсуждению текста нового варианта основного закона, состава и полномочий правительства и процедуры проведения выборов. Позднее были рассмотрены вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, судьбы заключенных боевиков, а также принципов сегрегации антиправительственной оппозиции на радикальную и умеренную (с последней допускалось ведение переговоров о прекращении огня), создания зон безопасности и деэскалации. Кроме того, на переговорах «была поднята совершенно новая тема по восстановлению разрушенных древних памятников Сирии»1. По итогам организованного диалога противостоящих сторон удалось ввести и поддерживать режим прекращения огня в Сирии, снизить уровень насилия, утвердить решение об освобождении заключенных и заложников, решить ряд гуманитарных проблем и остановить поток беженцев.

В 2018 году был проведен ряд дипломатических встреч по проблемам Сирии с участием России. Одна из них, наиболее продуктивная, прошла в Сочи, где собрались представители действующей власти САР и оппозиции (включая племена и другие малочисленные группы). Были утверждены следующие положения договоренностей: «суверенитет, независимость, территориальная целостность и единство Сирии; необходимость демократических выборов без внешнего давления или вмешательства; стремление построить Сирию как демократическое государство, основанное на принципах равенства; активная борьба с терроризмом»2.

Сирийский конфликт не является завершенным и в наше время, нередки случаи нарушения договоренностей, которых удалось достигнуть на многочисленных переговорах: боевые действия и столкновения продолжаются3. В 2021 году российской авиацией были нанесены удары по боевикам, складам военных запасов, стратегическим важным точкам4.

Завершив анализ сирийского и украинского конфликтов, резюмируем следующее.

1. В данных ситуациях противостояния Россия выступила в качестве медиатора, миротворца, способствуя сохранению законной власти на территории суверенного государства и мирному урегулированию конфликтов, искоренению терроризма, сохранению независимости стран.

2. СшА, преследуя свои геополитические интересы, инициировали и поддерживали нелегитимную смену власти, спонсировали деятельность террористических и экстремистских организаций, желая бессрочного укрепления американских войск на территории Сирии и Украины. Турция также отклонялась от миротворческого курса, пытаясь решить «курдский вопрос». Россия заявила о себе как о ключевом игроке на Ближнем Востоке, что стало очевидно для мирового сообщества благодаря ее военно-политическому участию в урегулировании сирийского конфликта и поддержке суверенности САР.

3. На Ближнем Востоке установилось основное влияние только двух актеров: США и Россия, остальные участники - региональные (Иран, Саудовская Аравия и Турция, Израиль). Сирийский конфликт показал, что силы России после распада Советского Союза значительно возросли, как и возможности. В случае с украинским конфликтом Россию пытаются сделать «изгоем», забывая о зависимости европейских государств от ресурсов нашей страны.

1 Байназаров Э. Указ. соч.

2 Лаумулин М.Т. Указ. соч.

3 Бильген Й. Шаг, который погасит огонь в Сирии [Электронный ресурс] // ИноСМИ. URL: https://inosmi.ru/20220810/siriya-255446240.html (дата обращения: 10.08.2022).

4 В Москве прошло совместное заседание межведомственных координационных штабов России и Сирии по возвращению беженцев на территорию САР [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm7id-=12203003@egNews (дата обращения: 02.08.2022).

4. В настоящее время в мировых конфликтах разного уровня значительно выросла актуальность информационного поля: параллельно вооруженному противостоянию используются гибридные информационно-психологические средства воздействия на участников конфликта, что напрямую влияет на общественное мнение, отражаясь в СМИ. Обстановки в Сирии и Украине продемонстрировали это в полной мере.

Современные локальные конфликты с участием вооруженных сил представляют собой опасность для всего мира, рискуя выйти за рамки одной страны и являясь благодатной почвой для развития терроризма, фашизма, дискриминации в результате нарушения суверенитета и смены государственного строя отдельных стран. При участии в разрешении подобных конфликтов Россия может сталкиваться с рядом проблем, о которых надо подумать заранее: отсутствие хорошо укрепленной и постоянной военной базы, материально-техническое оснащение боевых частей, проблемы в управленческом секторе, опосредованное вмешательство третьих стран (что зачастую означает поддержку террористов и других опасных организаций), в результате чего конфликт приобретает затяжной характер; информационная война, которая искажает реальность. Сказанное требует продуманности действий и предельной ответственности за принятые решения со стороны ключевых акторов реализации внешней политики России, в том числе с применением вооруженных сил страны.

Список источников:

Вахшитех А.Н. Роль России в урегулировании сирийского конфликта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т. 18, № 4. С. 514-522. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2018-18-4-514-522.

Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. 217 с.

Карташов К.Н. Сирийский конфликт в цифрах // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 599-603.

Лукичов В.Л. Вооруженный конфликт на территории Украины. Хронология выполнения Минских договоренностей. Киев, 2021. 110 с.

Матвиенко Е.А., Васильчук Е.О., Морозов И.Л. Особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизму в Украине // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 117-122.

Морозов И.Л. Теория сверхдлинных военных циклов В.Л. Цымбурского как инструмент современного геополитического анализа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24, № 5. С. 268-280. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.5.20.

Морозов И.Л., Историческая память как геополитическая категория // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 4 (80). С. 1172-1180. https://doi.org/10.35775/PSI.2022.80.4.021.

Цуркан А.А. Режим прекращения боевых действий в Сирии: успехи и перспективы российско-американского сотрудничества // Проблемы европейской безопасности. Вып. 2. М., 2017. С. 124-144.

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Снова русский урок? // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. № 1 (113). С. 51-58. https://doi.org/10.31278/1810-6439-2022-20-1 -51 -58.

Широкорад А. Украина. Противостояние регионов. М., 2009. 443 с.

References:

Dobrenkov, V. I. & Agapov, P. V. (2011) War and Russia's Security in the XXI Century. Moscow. 217 р. (in Russian).

Kartashov, K. N. (2016) Siriiskii konflikt v tsifrakh [The Syrian Conflict in Numbers]. Molodoi uchenyi. (4 (108)), 599-603 (in Russian).

Lukichov, V. L. (2021) Vooruzhennyi konflikt na territorii Ukrainy. Khronologiya vypolneniya Minskikh dogovorennostei [Armed Conflict on the Territory of Ukraine. Chronology of the Implementation of the Minsk Agreements]. Kiev. 110 р. (in Russian).

Matvienko, E. A., Vasilchuk, E. O., Morozov I. L. (2013) The Features of Institutional and Legal Support to Counter Extremism in Ukraine. Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. (3), 117-122 (in Russian).

Morozov, I. L. (2019) Theory of Ultra-Long War Cycles by V.L. Tsymbursky as a Tool of Modern Geopolitical Analysis. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye Otnosheniya. 24 (5), 268280. Available from: doi:10.15688/jvolsu4.2019.5.20 (in Russian).

Morozov, I. L. (2022) Historical Remembrance as a Geopolitical Category // Voprosy Politologii. 12 (4 (80)), 1172-1180. Available from: doi:10.35775/PSI.2022.80.4.021 (in Russian).

Shirokorad, A. (2009) Ukraina. Protivostoyanie regionov [Ukraine. Regional Confrontation]. Moscow. 443 р. (in Russian).

Tsurkan, A. A. (2017) Syria's Cessation of Hostilities: Progress and Prospects for Russian-American Cooperation. In: Prob-lemy evropeiskoi bezopasnosti. Vol. 2. Moscow, рр. 124-144 (in Russian).

Tsygankov A. P. & Tsygankov, P. A. (2022) Another Lesson from Russians? Rossia v global'noj politike. 20 (1 (113)), 51-58. Available from: doi:10.31278/1810-6439-2022-20-1-51-58 (in Russian).

Vakhshiteh, A. N. (2018) Role of Russia in the Syria's Negotiation Process. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: History. International Relations. 18 (4), 514-522. Available from: doi:10.18500/1819-4907-2018-18-4-514-522 (in Russian).

Информация об авторе

А.М. Жекамухов - магистрант Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия.

Information about the author A.M. Zhekamuhov - Master's student, Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 15.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.