Научная статья на тему 'Современные методы управления развитием рынка медицинских товаров и услуг'

Современные методы управления развитием рынка медицинских товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ / THE MARKET OF THE PUBLIC HEALTH / DEFECT SOFTWARE-TARGET MANAGEMENT / SITUATIONAL ANALYSIS AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджимагомедов Д. С.

Проведен анализ методов управления развитием здравоохранения, показаны основные их недостатки и сделаны предложения по улучшению сложившейся в этой отрасли ситуации. Упор сделан на применение методов ситуационного анализа и управления развитием отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджимагомедов Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF MANAGEMENT DEVELOPMENT MARKET MEDICAL GOODS AND SERVICES

The Organized analysis of the methods of management development public healths, are shown main their defect and are made offers on improvement established in this branches of the situations. The Stress is made on using the methods of the situational analysis and management development to branches.

Текст научной работы на тему «Современные методы управления развитием рынка медицинских товаров и услуг»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Гаджимагомедов Д.С., аспирант Дагестанского государственного технического университета

Проведен анализ методов управления развитием здравоохранения, показаны основные их недостатки и сделаны предложения по улучшению сложившейся в этой отрасли ситуации. Упор сделан на применение методов ситуационного анализа и управления развитием отрасли.

Ключевые слова: рынок здравоохранения, недостатки программно-целевого управления, ситуационный анализ и управление.

MODERN METHODS OF MANAGEMENT DEVELOPMENT MARKET MEDICAL GOODS AND SERVICES

Gadzhimagomedov D., graduate student Dagestanskogo state technical university

The Organized analysis of the methods of management development public healths, are shown main their defect and are made offers on improvement established in this branches of the situations. The Stress is made on using the methods of the situational analysis and management development to branches.

Keywords: the market of the public health, defect software-target management, situational analysis and management.

Активизация процессов реформирования здравоохранения выдвинуло на первый план проблему организации его эффективного управления в условиях рынка. Переход к рыночным отношениям предполагает использование в различных отраслях народного хозяйства преимущественно экономических методов управления. Применение на практике экономических методов управления должно оптимизировать процессы, связанные с выработкой новой стратегии функционирования учреждений здравоохранения на рынке медицинских услуг в условиях экономического реформирования и внедрения рыночных механизмов хозяйствования.

Управление медицинскими услугами имеет свою специфику и государственное управление ими осуществляется в настоящее время в основном на федеральном уровне. Что же касается муниципального уровня, то здесь речь может идти о сбалансированном сочетании государственных и рыночных методов управления. Другими словами там, где это возможно, без нанесения ущерба государственным гарантиям на получение качественного медицинского обслуживания, должны использоваться рыночные методы управления. В остальных случаях здравоохранение, как особо социально значимая сфера, должна функционировать и развиваться при государственной поддержке. Однако не следует автоматически переносить механизмы директивных принципов государственного управления здравоохранением в условия рынка.

Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, фундаментом которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой - государственная статистика. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида медицинских услуг[1,2].

После перехода к рыночным методам управления данная система может действовать лишь частично для услуг здравоохранения, являющихся общественными благами и финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.

При этом информационную основу новой системы управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Однако следует иметь в виду, что существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроенные на дореформенную экономику, во многих случаях не могут обеспечить достоверными данными для оценки новых процессов, происходящих в обществе.

Неадекватность старой системы планирования и прогнозирования современным условиям приводит к попыткам использования, несколько модифицированных способов директивного планирования, например, формирование комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых

программ. Большое количество таких программ, использующих методы разбиения задач на подзадачи и оптимального распределения между ними имеющихся ресурсов (если это вообще возможно из-за больших размерностей задач), создается на региональном и местном уровне. Такие модели, как правило, весьма сложны, т.к. на уровне региона имеют сложную структуру, а приоритеты целевых функций, входящих в комплексную программу, весьма субъективны. При этом параметры, определяющие степень эффективности таких программ очень часто противоречат современным задачам региональной власти.

В тех регионах, где приоритеты уже сменились и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства условий жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов[3]. Это обусловлено переходом управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на предпринимательскую деятельность значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты. При этом здравоохранению отводится существенная роль в развитии региона. Однако следует заметить, что проблемно-целевое управление в основном используемое для реализации таких программ все по той же причине -большая размерность задач - остается слабым принципом их эффективной реализации

Проблема регулирования рынка медицинских услуг и товаров на уровне региональных органов управления, как правило, включает в себя значительное число аспектов, в частности, стратегию и тактику социальной политики, выбор форм, методов и рычагов экономического воздействия на развитие здравоохранения и его структуры управления. Как уже отмечалось выше, сейчас эти вопросы в основном решаются программно-целевыми методами. Математической основой таких систем управления, как правило, служат сложные математические модели, применение которых на уровне муниципального образования невозможно. Это обуславливается тем, что для сокращения размерности задачи при выполнении расчетов осуществляется укрупнение и обобщение исходной информации, вследствие чего получающиеся рекомендации носят скорее общий, нежели конкретный характер. К тому программно-целевые методы, обладая в той или иной мере механизмами планирования и распределения сильно «хромают» в области контроля и регулирования процессов достижения локальных или взаимосвязанных целей.

Кроме того, сложность отрасли здравоохранения (как и любой социально-экономической системы) ставит проблему противоречи-

вости критериев различны сторон, участвующих в финансировании таких программ. Например, в случае анализа с позиций инвестора, добивающегося высокого дохода в кратчайшие сроки, набор и процесс оптимизации критериев будет отличаться от анализа с позиций муниципальных властей, где на первый план должны выдвигаться социальные приоритеты. Зависимость функционирования здравоохранения как сферы услуг от многих как функциональных (связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов делает необходимым включение в модель большого числа переменных, что обуславливает необходимость ранжирования факторов и критериев по степени их влияния на систему. Причем применение программно-целевых методов весьма соблазнительно, т.к. имеет хорошо проработанную методическую базу и может в принципе использоваться в условиях устоявшегося рынка, однако есть весьма серьезные причины считать данную методику малоприменимой в нестабильных условиях рынка. Это связано прежде всего с тем, что весьма динамичная в экономическом и политическом плане ситуация в стране приводит к нестабильности факторов и их влияния на прогнозируемые величины. Что в свою очередь, требует для принятия решений большого количество информации и проведение ее детального анализа. К тому же оценка и реализация используемых в модели методов и нормативов требует серьезного научного потенциала региона и достаточно большого количество денег и времени.

Кроме того, на региональном уровне часто делаются попытки использования экономических механизмов управления развитием здравоохранения (например, в частном его секторе), опирающихся на зарубежные исследования и практический опыт их применения в области регионального управления социальной сферой. Как базовый метод планирования и прогнозирования в них используется принцип формирования моделей, рассчитанных на прогнозирование ситуации при условии стабильно функционирующей рыночной системы. Однако экономику России на современном этапе можно охарактеризовать как не предсказуемую и не стабильную, поэтому более целесообразно при формировании системы управления использовать принципы риск-менеджмента [4] и ситуационного управления. Такие системы носят адаптивный характер, т.е. постепенно модифицируются в соответствии с изменением ситуации. Главной задачей таких систем, как правило, бывает недопущение кризисной ситуации. Причем программы развития строятся не на принципах формирования и достижения стратегических глобальных целей, для реализации которых практически всегда нет финансовых ресурсов, а на принципах определения круга оперативных задач на краткосрочную перспективу, позволяющих постепенно укреплять финансовое состояние, накапливать средства для решения более крупных социальных проблем.

Таким образом, можно прейти к выводу о необходимости создания систем управления сочетающих в себе методы проблемноцелевого планирования, оперативного контроля и регулирования процессов достижения локальных целей, например, методы ситуационного управления локальных проблем.

Следует также заметить, что сегодня в стране имеется большое количество небольших частных медицинских учреждений, где успешно приживается малый бизнес. Программы поддержки малого бизнеса разрабатываются в стране достаточно давно, однако в данном направлении пока еще не получено ощутимых результатов. Это обусловлено, по- видимому, декларативностью таких программ или простым отсутствием средств на их реализацию. Однако система поддержки малого бизнеса имеет разветвленную структуру и частично может быть использована для целей регулирования рынка медицинских товаров и услуг , так как этот рынок, как показывает опыт развитых стран, практически способен самостоятельно жить, развиваться и в принципе нуждается лишь в поставке современного оборудования через систему поддержки малого бизнеса.

Основной формой осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства в здравоохранении могут стать государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. В развитых странах такие программы обычно более многочисленны и имеют специализированный характер, а также реализуются длительное время. При этом в менее развитых регионах создаются центры предпринимательства и инноваций, имеющих целью стимулирование местных предпринимателей в здравоохранении. Причем программы должны носить четко выра-

женную социальную направленность. Таковы программы создания стартовых условий для молодых врачей, повышения квалификации молодых врачей их стажировки в других странах, стимулирование предпринимательства в оказании медицинских услуг, развитие профессиональных знаний и навыков молодежи.

К сожалению, несколько иначе ведется государственная и региональная политика в области развития малого бизнеса в здравоохранении нашей страны. В стране, как правило, разрабатывают комплексные программы, рассчитанные на короткий срок. На более низких уровнях власти разрабатываются собственные программы, различной степени проработанности и согласованности с программами других уровней. Практически при каждой администрации создаются свои фонды поддержки малого предпринимательства для реализации этих программ. Имеют право их создавать и муниципальные образования, хотя редко пользуются такой возможностью из-за острых финансовых проблем.

При анализе многих разработанных программ по поддержке малого предпринимательства, например, в Республике Дагестан вскрывается типовой ряд существенных недостатков:

- слабое взаимодействие и согласованность различных участников программ, что обусловлено отсутствием центра по контролю и координации реализации этих программ;

- нестыковка элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий из-за отсутствия требующейся для этого достоверной информации;

-декларативность, неконкретность поставленных целей и вытекающих из них задач, являющихся «бичом» большой размерности решаемых проблем;

-широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению имеющихся скудных средств;

-нереальность поставленных целей и необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Сегодня передовые исследования предлагают иную структуру таких программ. Улучшение содержания и повышение их качества достигается на основе алгоритмов эффективного планирования, контроля и регулирования, обоснованных на сформулированном принципе единства и обусловленности трех основных направлений поддержки малого предпринимательства в здравоохранении:

1. Регулирование внешней среды малого предпринимательства в здравоохранении:

- регулирование ресурсных рынков, при особом внимании к антимонопольным мерам; совершенствование отношений с органами управления; повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями; развитие правовой базы;

- формирование благоприятного общественного мнения;

- обеспечение безопасности;

- отслеживание и реализация тенденций НТП, имеющих особое значение для мелких товаропроизводителей медицинской техники, регулирование экономической конъюнктуры.

2. Прямая ресурсная материально-техническая, кадровая, информационная, финансовая поддержка. Здесь должны быть четко сформулированы и обоснованы критерии и приоритеты по выбору объектов поддержки, которые работают в области решения острых проблем региона.

3. Развитие организации и совершенствование системы поддержки и обеспечения: развитие инфраструктуры поддержки, совершенствование финансового обеспечения системы, улучшение кадрового и информационного обеспечения системы поддержки.

Чем ниже уровень управления, на котором разрабатываются такие программы, тем более конкретными должны быть цели принимаемые меры, больше учитывать специфику состояния территории, выделяя направления, наиболее важные для развития. Такая структура целесообразна и при формировании программ развития муниципальных образований. Конкретность же может быть обеспечена лишь грамотной, сформированной под конкретные цели информационно-аналитической поддержкой.

Система государственной статистики в ее нынешнем состоянии эту проблему решить не может. Если не организовать систему информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений органами управления, то со временем это может привести к полной потери управляемости. Поэтому при формировании систем управления на региональном уровне необходимо создание системы регионального социально-экономического мониторинга.

Под социально-экономическим мониторингом принято понимают организованное системное наблюдение за ходом и характе-

ром качественных изменений в экономике, общей эпидемиологической обстановки и состоянии здравоохранения региона, связанных с переходом из одного состояния в другое. При этом главная цель мониторинга заключается в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации и в первую очередь в здравоохранении. Таким образом, мониторинг становится инструментом современной социальной политики. К основным же задачам регионального социально-экономического мониторинга можно отнести:

-организацию наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекающих на территории социально-экономических процессах;

-оценку и системный анализ получаемой информации, выявление причин и сопричин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

-обеспечение в установленном порядке всех органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

-разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;

-подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления.

Организация мониторинга должна стоится на основе системного подхода, а ее отдельные элементы могут быть реализованы и на уровне муниципальных образований для решения вопросов, входящих в компетенцию властей данного уровня.

Усиление территориального начала в управлении здравоохранением диктуется необходимостью полнее учитывать и эффективнее удовлетворять потребности населения с учетом текущей ситуации в регионе. Передача части полномочий управления отраслью на муниципальный уровень и жесткий учет должны существенно повысить эффективность использования средств. Если в муниципалитетах создать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства в здравоохранении, которые будут направлять свою деятельность, прежде всего, на поддержку и развитие медицинских услуг и оздоровительных мероприятий, передав им часть финансовых ресурсов региональных фондов поддержки здравоохранения, результатами станут ощутимое улучшение здоровья и качества жизни населения.

Учитывая, что эффективное развитие здравоохранения невозможно без сбалансированного пропорционального развития всех его сегментов, возникает необходимость проведения анализа его состояния на предмет определения диспропорций развития отдельных его составляющих. Эффективное решение данной проблемы заключается в построении ситуационной системы анализа и управления развитием рынка здравоохранения в регионе.

Для этого формируется модель пропорций эффективного развития различных сегментов рынка медицинских товаров и услуг. Указанная модель включает п основных характеристик ( п равно числу сегментов рынка) и вектор пропорций данных характеристик, которые должны соблюдаться при эффективном развитии рынка. На основе полученных данных строится множество ситуаций, отображающих наиболее вероятные диспропорции в развитии различных сегментов рынка. Каждой такой ситуации, на основе опроса экспертов, в соответствия ставятся мероприятия позволяющие осуществить эффективное перераспределение средств между различными сегментами рынка для более пропорционального их развития. При этом система управления развитием рынка будет функционировать согласно следующему алгоритму выравнивания:

1. Проведение мониторинга и определение основных характеристик различных сегментов рынка медицинских товаров и услуг.

2. Выделение необходимой для принятия решений информации и ее первичная обработка.

3. Определение фактических пропорций развития рынка и формирование на этой основе текущей проблемной ситуации.

4. Сравнения эталонных и фактических пропорций развития различных сегментов рынка и формирование на этой основе текущей проблемной ситуации.

6. Определение эталонной ситуации, наиболее близкой по содержанию к фактической проблемной ситуации.

7. Выбор управленческих мероприятий, позволяющих в результате проведения устранить различия между эталонной и фак-

тической моделями развития различных сегментов рынка.

8. Провести анализ полученных результатов и при необходимости повторить корректировку пропорций развития рынка.

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать и внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. При этом менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Для эффективного управления важны также эффективные мотивации (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства[5]:

Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом «делай так, как я сказал», держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

Личностный стиль, когда руководитель следует девизу «прежде всего люди, а дело - потом». Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа «один человек - один голос». Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом «ты можешь это сделать». Лидер такого типа помогает членам «команды» и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

В здравоохранении целесообразно использовать комбинированное сочетания различных стилей лидерства в зависимости от коллектива людей, наличия в нем естественным образом выделившегося литера и обстановки окружающей среды.

Литература:

1. Лучкевич. В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. - СПб., 1997.

2. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. - М., 2004.

3. Авдеев Ю. А. Оперативное планирование в целевых программах. - Одесса: Маяк, 1990.

4. Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях /под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1993.

5. Вирнер З., Лючия Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.