Научная статья на тему 'Современные методы управления развитием рынка медицинских услуг'

Современные методы управления развитием рынка медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC HEALTH / THE MARKET OF THE MEDICAL SERVICES / SITUATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазалиева Б. К.

Проведен анализ методов, используемых в управлении развитием современного здравоохранения. Показана несовместимость данных методов с требованиями современного рынка. Предложен путь выхода из создавшейся ситуации, основанный на формировании и использовании методов проблемноцелевого и ситуационного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF MANAGEMENT DEVELOPMENT MARKET MEDICAL SERVICES

The Organized analysis of the methods used in management development public healths. Inconsistency method data is Shown with requirements modern market. The Offered way of the output from created situations founded on shaping and use the methods problemtarget and situation management.

Текст научной работы на тему «Современные методы управления развитием рынка медицинских услуг»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Муртазалиева Б.К., аспирантка Дагестанского государственного технического университета

Проведен анализ методов, используемых в управлении развитием современного здравоохранения. Показана несовместимость данных методов с требованиями современного рынка. Предложен путь выхода из создавшейся ситуации, основанный на формировании и использовании методов проблемно- целевого и ситуационного управления.

Ключевые слова: здравоохранение, рынок медицинских услуг, ситуационное управление.

MODERN METHODS OF MANAGEMENT DEVELOPMENT MARKET MEDICAL SERVICES

Murtazalieva B.K., graduate student Dagestanskogo state technical university

The Organized analysis of the methods used in management development public healths. Inconsistency method data is Shown with requirements modern market. The Offered way of the output from created situations founded on shaping and use the methods problem- target and situation management.

The Keywords: public health, the market of the medical services, situation management.

Активизация процессов реформирования здравоохранения выдвинула на первый план проблему организации его эффективного управления в условиях рынка. Переход к рыночным отношениям предполагает использование преимущественно экономических методов управления. Применение на практике экономических методов управления основывается на оптимизации процессов, связанных с выработкой эффективной стратегии поведения учреждений здравоохранения на рынке медицинских услуг в условиях экономического реформирования и внедрения рыночных механизмов хозяйственной деятельности.

Управление медицинскими услугами имеет свою специфику и, как правило, регулируется в основном на государственном уровне. Это обусловлено тем, что на муниципальном уровне речь может идти только о сбалансированном сочетании государственных и рыночных методов управления. Другими словами там, где это возможно, без нанесения ущерба государственным гарантиям на получение медицинского обслуживания, должны использоваться рыночные методы управления. В остальных случаях здравоохранение, как особо социально значимая сфера, должна функционировать и развиваться при государственной поддержке и регулировании. Однако не следует автоматически переносить механизмы старых принципов государственного управления здравоохранением в условия рынка.

Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, основанием которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой - государственная статистика. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида услуг[1,2].

После перехода различных отраслей экономики к рыночным методам управления данная система может эффективно действовать лишь частично для услуг здравоохранения, являющихся общественным благом и финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.

При этом информационную основу новых систем управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Однако следует иметь в виду, что существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроены на дореформенную экономику и во многих случаях не могут обеспечить достоверными данными для оценки новых процессов, происходящих в обществе.

Неадекватность старой системы планирования и прогнозирования современным условиям приводит к попыткам использования, несколько модифицированных способов директивного планирования, например, формирование комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых

программ. Большое количество таких программ, использующих методы разбиения задач на подзадачи и оптимального распределения между ними имеющихся ресурсов (если это вообще возможно из-за больших размерностей задач), создается на региональном и местном уровне. Такие модели, как правило, весьма сложны, т.к. на уровне региона имеют сложную структуру, а приоритеты целевых функций, входящих в комплексную функцию, весьма субъективны. При этом параметры, определяющие степень эффективности таких программ очень часто противоречат современным задачам региональной власти.

В тех регионах, где приоритеты уже сменились, и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства условий жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов. Это обусловлено переходом управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на предпринимательскую деятельность значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты. При этом здравоохранению отводится существенная роль в развитии региона. Однако следует заметить, что проблемно-целевое управление в основном используемое для реализации таких программ все по той же причине -большая размерность задач - остается слабым принципом их эффективной реализации

Проблема регулирования рынка медицинских услуг и товаров на уровне региональных органов управления, как правило, включает в себя значительное число аспектов, в частности, стратегию и тактику социальной политики, выбор форм, методов и рычагов экономического воздействия на развитие здравоохранения и структуры управления. Как уже отмечалось выше, сейчас эти вопросы решаются программно-целевыми методами. Математической основой таких систем управления, как правило, служат сложные математические модели, применение которых на уровне муниципального образования невозможно. Это обуславливается тем, что для сокращения размерности задачи при выполнении расчетов осуществляется укрупнение и обобщение исходной информации, вследствие чего получающиеся рекомендации носят скорее общий, нежели конкретный характер. К тому же программно-целевые методы, обладая в той или иной мере механизмами планирования и распределения, сильно «хромают» в области контроля и регулирования процессов достижения локальных или взаимосвязанных целей.

Кроме того сложность отрасли здравоохранения (как и любой социально-экономической системы) ставит проблему противоречивости критериев, отражающих интересы различных сторон, участвующих в финансировании таких программ. Например, в случае

анализа с позиций инвестора, добивающегося высокого дохода в кратчайшие сроки, набор критериев будет отличаться от анализа с позиций муниципальных властей, где на первый план выдвигаются социальные приоритеты. Зависимость функционирования здравоохранения от многих как функциональных (связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов делает необходимым включение в модель управления большого числа переменных, что обуславливает необходимость ранжирования факторов и критериев по степени их влияния на объект управления. Причем применение программно-целевых методов весьма соблазнительно, т.к. имеет хорошо проработанную методическую базу и может в принципе использоваться в условиях устоявшегося рынка. Однако есть весьма серьезные причины считать данную методику малоприменимой в динамических условиях рынка. Это связано, прежде всего с тем, что весьма динамичная в экономическом и политическом плане ситуация в стране приводит к нестабильности факторов и характера их влияния на прогнозируемые величины. Что в свою очередь, требует для принятия решений большого количество информации и проведение ее детального анализа. К тому же оценка используемых в модели методов и нормативов требует серьезного научного потенциала региона и достаточно большого количество денег и времени.

Поэтому на региональном уровне целесообразно использовать экономические механизмы управления развитием здравоохранения в частном его секторе. Однако следует отметить, что зарубежные исследования и практический опыт применения экономических механизмов в области регионального управления социальной сферой практически не приемлемы в современных российских условиях. Это связано с тем, что в них в качестве базовых используются методы планирования и прогнозирования основанные на принципе формирования моделей, рассчитанных на ситуации стабильно функционирующей рыночной среды. Однако экономику России на современном этапе можно охарактеризовать как нестабильную среду, поэтому более целесообразно при формировании системы управления использовать принципы управления в условиях неопределенности и нестабильности, например, принципы ситуационного управления и нечеткие методы принятия рациональных решений в недоопределенных условиях функционирования. Такие системы носят адаптивный характер, т.е. способны модифицироваться в соответствии с изменением ситуации рыночной среды. Главной задачей таких систем, как правило, бывает недопущение кризисной ситуации. Причем программы развития строятся не только на принципах формирования и достижения стратегических глобальных целей, для реализации которых практически всегда нет финансовых ресурсов, но и на принципах определения круга оперативных задач на краткосрочную перспективу, позволяющих постепенно укреплять финансовое состояние, накапливать средства для решения более крупных социальных проблем.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости создания систем управления сочетающих в себе методы программноцелевого планирования и стратегического управления, а также методы оперативного контроля и регулирования процессов достижения локальных целей, например, методы ситуационного управления локальными проблемами.

Следует также заметить, что сегодня в стране имеется большое количество небольших частных медицинских учреждений, где успешно приживается малый бизнес. Программы поддержки малого бизнеса разрабатываются в стране достаточно давно, однако в данном направлении пока еще не получено ощутимых результатов. Это обусловлено, по- видимому, декларативностью таких программ или простым отсутствием средств на их реализацию. Однако система поддержки малого бизнеса имеет разветвленную структуру и частично может быть использована для целей регулирования рынка медицинских услуг и товаров, так как этот рынок, как показывает опыт развитых стран, практически способен самостоятельно жить и развиваться в рыночных условиях. В принципе он нуждается лишь в поставке современного оборудования через систему поддержки малого бизнеса.

Основной формой осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства в здравоохранении могут стать государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. В развитых странах такие программы обычно более многочисленны и имеют специализированный характер, а также реализуются длительное время. В менее развитых странах созда-

ются центры предпринимательства и инноваций, имеющих целью стимулирование местных предпринимателей в здравоохранении. Причем программы должны носить четко выраженную социальную направленность. Таковы программы создания стартовых условий для молодых врачей, повышения квалификации молодых врачей их стажировки в других странах, стимулирование предпринимательства в оказании медицинских услуг, развитие профессиональных знаний и навыков молодежи.

К сожалению, сегодня в нашей стране несколько иначе ведется государственная и региональная политика в области развития малого бизнеса в здравоохранении. В России, как правило, разрабатывают комплексные программы, рассчитанные на короткий срок. На более низких уровнях власти разрабатываются собственные программы, различной степени проработанности и согласованности с программами других уровней. Практически при каждой администрации создаются свои фонды поддержки малого предпринимательства для реализации этих программ. Имеют право их создавать и муниципальные образования, хотя редко пользуются такой возможностью из-за острых финансовых проблем.

При анализе многих разработанных программ по поддержке малого предпринимательства, например, в Республике Дагестан вскрывается типовой ряд существенных недостатков:

- слабая согласованность действий различных участников программ, что обусловлено отсутствием центра по контролю и координации реализации этих программ;

- нестыковка элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий из-за отсутствия требующейся для этого достоверной информации;

-декларативность, неконкретность поставленных задач, являющихся «бичом» большой размерности решаемых проблем;

-широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению имеющихся скудных средств;

-недостижимость поставленных целей и необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Сегодня экономисты предлагают иную структуру таких программ. Улучшение содержания и повышение их качества достигается на основе алгоритмов эффективного планирования, контроля и регулирования, обоснованных на сформулированном принципе единства и обусловленности трех основных направлений поддержки малого предпринимательства в здравоохранении[3,4]:

1. Регулирование внутренней и внешней среды малого предпринимательства в здравоохранении:

- регулирование ресурсных рынков, при особом внимании к антимонопольным мерам; совершенствование отношений с органами управления; повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями; развитие правовой базы;

- формирование благоприятного общественного мнения;

- обеспечение безопасности;

- отслеживание и реализация тенденций НТП, имеющих особое значение для мелких товаропроизводителей медицинской техники, регулирование экономической конъюнктуры.

2. Прямая ресурсная материально-техническая, кадровая, информационная, финансовая поддержка. Здесь должны быть четко сформулированы приоритеты по выбору объектов поддержки, которые работают в области решения острых проблем региона.

3. Развитие организации и совершенствование системы поддержки и обеспечения: развитие инфраструктуры поддержки, совершенствование финансового обеспечения системы, улучшение кадрового и информационного обеспечения системы поддержки.

Чем ниже уровень управления, на котором разрабатываются такие программы, тем более конкретными они должны быть, больше учитывать специфику состояния территории, выделяя наиболее приоритетные для развития направления. Такая структура целесообразна и при формировании программ развития муниципальных образований. Конкретность же может быть обеспечена лишь грамотной, сформированной под конкретные цели информационно-аналитической поддержкой.

Система государственной статистики в ее нынешнем состоянии эту проблему решить не может. Если не организовать систему информационно-аналитической поддержки процедур принятия решений органами управления, то со временем это может привести к полной потери управляемости. Поэтому при формировании систем управления на региональном уровне различными учеными предлагается создание системы регионального социально-экономического мониторинга.

Под социально-экономическим мониторингом принято понимают организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, общей эпидемиологической обстановки и состоянии здравоохранения региона, связанных с переходом из одного состояния в другое. При этом главная цель мониторинга заключается в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации. Таким образом, мониторинг становится инструментом современной социальной политики. К основным же задачам регионального социально-экономического мониторинга можно отнести:

-организацию наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;

-оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

-обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

-разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;

-подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления.

Организация мониторинга должна стоится на основе системного подхода, а ее отдельные элементы могут быть реализованы и на уровне муниципальных образований для решения вопросов, входящих в компетенцию властей данного уровня.

Усиление территориального начала в управлении здравоохранением диктуется необходимостью полнее учитывать и эффективнее удовлетворять потребности населения с учетом текущей ситуации в регионе. Передача части полномочий управления отраслью на муниципальный уровень должна существенно повысить эффективность использования средств. Если в муниципалитетах создать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства в здравоохранении, которые будут направлять свою деятельность, прежде всего, на поддержку и развитие медицинских услуг и оздоровительных мероприятий, передав им часть финансовых ресурсов региональных фондов поддержки здравоохранения, результатом может стать ощутимое улучшение здоровья и качества жизни населения.

Учитывая, что эффективное развития здравоохранения невозможно без сбалансированного пропорционального развития всех его сегментов возникает необходимость проведения анализа его состояния на предмет определения диспропорций развития отдельных его составляющих. Эффективное решение данной проблемы заключается в построении ситуационной системы анализа и управления развитием рынка здравоохранения в регионе.

Для этого формируется модель пропорций эффективного развития различных сегментов рынка медицинских товаров и услуг. Указанная модель включает п множеств основных характеристик ( п равно числу сегментов рынка) и вектор пропорций данных характеристик, которые должны соблюдаться при эффективном развитии рынка. На основе полученных данных строится множество ситуаций, отражающих наиболее вероятные диспропорции в развитии различных сегментов рынка. Каждой такой ситуации, на основе опроса экспертов, в соответствие ставятся мероприятия позволяющие осуществить эффективное перераспределение средств между различными сегментами рынка для более пропорционального его развития. При этом система управления развитием рынка будет функционировать согласно следующему алгоритму:

1. Проведение мониторинга и определение основных характеристик различных сегментов рынка медицинских товаров и услуг.

2. Определение необходимой для принятия решений информации и ее первичная обработка.

3. Определение фактических пропорций развития рынка и формирование на этой основе текущей проблемной ситуации.

4. Сравнения эталонных и фактических ситуаций характеризующих пропорции развития различных сегментов рынка и формирование на этой основе текущей проблемной ситуации.

б.Определение эталонной ситуации, наиболее близкой по содержанию к фактической проблемной ситуации.

7. Выбор мероприятий, позволяющих при проведении устранить различия между эталонной и фактической моделями пропорций развития различных сегментов рынка.

8. Провести анализ полученных результатов и при необходимости повторить корректировку пропорций развития рынка.

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать также внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

На эффективность управленческих решений обычно влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. При этом менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Литература:

1. Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. -СПб., 1999.

2. Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения.- М., 2002.

3. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. - М., 2002.

4. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.