Научная статья на тему 'Основные пути совершенствования методических основ управления развитием региональной сферы услуг'

Основные пути совершенствования методических основ управления развитием региональной сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SPHERE OF THE SERVICES / MANAGEMENT DEVELOPMENT / PROBLEM-TARGET MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустапаева Н. М.

Анализируются общие проблемы управления развитием сферы услуг на региональном уровне. Предлагаются эффективные подходы к решению данных проблем в нестабильных условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAY OF THE IMPROVEMENT METHODICAL BASICS MANAGEMENT DEVELOPMENT REGIONAL SPHERE OF THE SERVICES

Analyzes the general problems of development management services on a regional level. Offers an effective approaches to address these issues in volatile market conditions.

Текст научной работы на тему «Основные пути совершенствования методических основ управления развитием региональной сферы услуг»

ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Мустапаева Н.М., аспирант Дагестанского государственного технического университета

Анализируются общие проблемы управления развитием сферы услуг на региональном уровне. Предлагаются эффективные подходы к решению данных проблем в нестабильных условиях рынка.

Ключевые слова: сфера услуг, управление развитием, проблемно-целевое управление.

MAIN WAY OF THE IMPROVEMENT METHODICAL BASICS MANAGEMENT DEVELOPMENT REGIONAL SPHERE OF THE SERVICES

Mustapaeva N., the post-graduate student, Dagestan state technical university

Analyzes the general problems of development management services on a regional level. Offers an effective approaches to address these issues in volatile market conditions.

Keywords: sphere of the services, management development, problem-target management.

Активизация процессов реформирования экономических структур в непроизводственной сфере выдвинула на одно из первых мест проблему организации эффективного управления в условиях нестабильной рыночной экономики. Управление каждым видом услуг имеет свою специфику и требует самостоятельного изучения. Поэтому, ограничимся рамками решения общих проблем для различных предприятий сферы услуг. Управление этой отраслью осуществляется в основном на региональном и муниципальном уровне. В связи с тем, что на данном уровне не осуществляется финансирование социально-значимых услуг, являющихся общественными благами, речь на региональном уровне может идти лишь о рыночных методах управления.

Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, стержнем которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой - государственная статистика[1]. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида услуг[2].

После приватизации и перехода к рыночным инструментам управления данная система действует лишь частично для услуг, являющихся общественно значимыми и финансируемых за счет бюджета (медицина, образование, культура) или внебюджетных фондов (бытовое обслуживание населения и другие виды услуг).

Отход от централизованного управления и переход на внутрифирменное управление привел в определенной степени к дефициту информации, необходимой для эффективного управления предприятиями сферы услуг. Таким образом, одним из важнейших путей повышения эффективности управления частными предприятиями (в основном малыми предприятиями) в новых условиях хозяйствования является увеличение их доступа к различным источникам информации, требующейся для решения всех организационных проблем эффективной деятельности. При этом информационную основу новых систем управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроены на дореформенную экономику, они во многих случаях бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в обществе[3].

Для решения данной проблемы, которая, кстати, стоит не только перед сферой услуг, необходимо образование специализированных организаций, занимающихся мониторингом проблем малого бизнеса на региональном уровне управления, которые могли бы оказывать услуги по сбору и первичной обработке необходимых для предприятий статистических данных. Такие информационно-обеспечивающие предприятия могут объединяться на ассоциативной основе с помощью корпоративной вычислительной сети, доступ к которой могут иметь все желающие юридические лица. При создании таких предприятий необходимо учитывать все вновь открывшиеся следующие обстоятельства.

К другому пути решения данной проблемы можно отнести объе-

динение на ассоциативной основе усилий, не конкурирующих между собой предприятий сферы услуг с целью проведения маркетинговых исследований рынка и внедрения в производство услуг наиболее востребованных населением региона.

В настоящее время круг задач статистики платных услуг существенно расширился. Расширение спектра задач вызвано теми изменениями, которые происходят в самой сфере услуг в условиях рынка, а именно значительное увеличение и качественное изменение состава производителей услуг (в первую очередь за счет появления на рынке большого числа предпринимателей-частников), возникновение новых для российской действительности видов услуг. Это приводит к жесткой конкуренции на региональном рынке услуг.

Кроме того, если раньше в качестве потребителя платных услуг российской практической статистикой рассматривалось только население, то теперь немаловажное значение приобретает организация статистического наблюдения за потреблением услуг и юридическими лицами. Таким образом, на данном этапе можно выделить три основные задачи, стоящие перед статистикой платных услуг:

-определение всего круга производителей услуг на региональном уровне с целью получения информации о полном объеме платных услуг населению;

-организация статистического наблюдения за новыми видами рыночных услуг, аналогов которых в России раньше не было;

-охват статистическим наблюдением различных видов услуг, потребляемых юридическими лицами.

В настоящее время для международной статистики сферы услуг характерно наличие достаточно ограниченной методологической базы для проведения соответствующего анализа и международных сравнений в данной сфере. При этом кроме очевидных проблем, связанных с использованием в национальной статистике отдельных государств различных и часто несогласованных стандартов и подходов к анализу сферы услуг, что во многих случаях не позволяет осуществлять прямое сопоставление, достаточно серьезные проблемы существуют и на уровне общей методологии международной статистики сферы услуг.

Для России эти и другие проблемы представляются еще более сложными и актуальными, учитывая сохраняющееся понимание сферы услуг как элемента экономики, вторичного по отношению к сфере материального производства, что долгое время определяло и формирование основных методологических принципов статистики данной сферы. Этим в целом определяется и степень сложности решаемых проблем, связанных с формированием в России современной статистики сферы услуг, а также продолжительность процессов, связанных с ее переходом к существующим международным стандартам [4]. В основу эффективного решения всех вышеперечисленных проблем может быть также положено создание региональных систем социально-экономического мониторинга.

Под социально-экономическим мониторингом понимают организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике региона, связанных с переходом из одного состояния в другое[5]. Главная его цель связана с обеспече-

нием органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики региона, о складывающейся социальной ситуации. Таким образом, мониторинг представляет собой инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим эту политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей, рассматривать и обсуждать вопросы регулирования социальной политики на основе точной информации.

К основным задачам регионального социально-экономического мониторинга можно отнести:

- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекающих на территории социально-экономических процессов;

- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин и сопричин, вызывающих тот или иной характер течения и изменения социально-экономических процессов;

- обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

- разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации в регионе;

- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления.

Для совершенствования системы управления предприятиями сферы услуг следует так же отойти от основы старой системы прогнозирования планирования и регулирования, базирующейся на методах программно-целевого управления. Это подтверждает опыт не совсем удачного их применения в современных условиях даже после существенного приспособления к новым условиям хозяйствования. Определенные сложности их использования для этой цели проявляются и в случае, когда проблема решается в рамках формирования комплексных программ развития территорий. Большинство таких программ, использующих многокритериальную оптимизацию, обычно создается на региональном и местном уровне. Эти модели, как правило, весьма сложны, приоритеты целевых функций, входящих в комплексную функцию, весьма субъективны. Очень редко в таких программах фигурирует в качестве одной из целевых функций или блока развитие сферы услуг, а если и существует, то весьма с низким приоритетом. Такие программы формируются чаще всего в промышленных регионах, где приоритет отдается развитию крупных предприятий, особенно если это градообразующие предприятия, полностью или частично находящиеся в собственности государства.

В тех регионах, где приоритеты уже сменились, и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства повышение уровня жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов[6]. Это обусловлено переходом от приоритетов управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на деятельность предприятий и предпринимателей значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе основных проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа развития с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты улучшения уровня жизни путем максимального удовлетворения спроса потребителей. Естественно, при этом сфере услуг отводится существенно большее место. Однако и здесь имеются трудности технического характера.

Учитывая, что сфера услуг в новых условиях хозяйствования сохранилась и развивается в форме малого бизнеса, то для ее развития, на первом этапе до появления крупных предприятий и объединений, должны быть использованы и программы развития малого бизнеса. Анализ программ поддержки малого бизнеса, которые разрабатываются у нас уже достаточно давно, вскрывает типовой ряд их существенных недостатков:

- несогласованность проблем;

- нестыковка элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий;

- декларативность, неконкретность поставленных целей и задач;

- широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению имеющихся средств;

- нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Кроме того, для повышения эффективности управления требуется другая структура таких программ. Улучшение содержания и повышение их качества достигается на основе алгоритма планирования, обоснованного на сформулированном принципе единства и обусловленности следующих трех основных направлений поддержки малого предпринимательства:

1. Регулирование внешней среды на региональном уровне малого предпринимательства: регулирование ресурсных рынков, сбытовых рынков, при особом внимании к антимонопольным мерам; совершенствование отношений с органами управления; повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями; развитие правовой базы; формирование благоприятного общественного мнения; обеспечение безопасности; отслеживание и реализация тенденций НТП, имеющих особое значение для мелких товаропроизводителей; регулирование экономической конъюнктуры.

2. Прямая ресурсная поддержка: материально-техническая, кадровая, информационная, финансовая. Здесь должны быть четко сформулированы приоритеты по выбору объектов поддержки, которые основываются на отраслевой принадлежности, местонахождении, принадлежности предпринимателей к определенным социальным и демографическим группам, фазах жизненного цикла малой фирмы.

3. Развитие организации и совершенствование системы поддержки и обеспечения: развитие инфраструктуры поддержки, совершенствование финансового обеспечения системы, улучшение кадрового и информационного обеспечения системы поддержки.

При этом, чем ниже уровень управления, на котором разрабатываются такие программы, тем более конкретными они должны быть, больше учитывать специфику развития территории, выделяя отрасли, наиболее важные для ее развития. Такая структура целесообразна и при формировании программ развития муниципальных образований. Конкретность же может быть обеспечена лишь грамотно сформированной под конкретные цели информационноаналитической поддержкой.

Чтобы обойти все вышеотмеченные недостатки планирования и управления сферой малого бизнеса, в том числе и сферой услуг, а так же построения эффективных программ ее развития и управления, необходимо перейти от программно-целевого управления к использованию принципов проблемно - целевого управления. Отличительной особенностью проблемно-целевого управления является то, что в этом случае определяется отдельная наиболее остро стоящая текущая проблема развития сферы услуг на муниципальном уровне, после чего создается небольшая проблемно-целевая группа, занимающаяся ее решением. Определяются средства, и формируется программа, требующаяся для ее реализации. Это, с одной стороны, позволяет сосредоточить внимание на наиболее узком месте задачи развития сферы услуг, с другой стороны, дает возможность не распылять имеющиеся для решения задачи средства.

Каждая проблемно-целевая группа формируется с учетом особенностей и сложности разрабатываемой проблемы, времени, отведенного для ее разработки, квалификации и опыта работы привлекаемых в указанную группу специалистов. Например, в качестве такой проблемы можно рассматривать создание на муниципальном уровне сети предприятий бытового обслуживания со смешанной формой собственности.

Наиболее слабым местом применения проблемно-целевых методов управления развитием сферы услуг является отсутствие в них эффективного механизма регулирования процессов реализации сформированной программы решения выбранной задачи. Обойти указанный недостаток можно путем оптимального сочетания принципов проблемно-целевого планирования и принципов ситуационного управления, используемых для оперативного решения возникающих подзадач. При этом в качестве ситуации на объекте управления, требующей вмешательства в процесс реализации программы, необходимо рассматривать вектор отклонений фактических значений основных показателей от требуемых их значений, определяющих текущие подцели ее реализации.

Совершенствовать процесс управления развитием сферы услуг на муниципальном уровне можно также, используя эффективные методы контроля процесса реализации сформированной программы. В нестабильных условиях рынка такой контроль должен быть упреждающим. Для осуществления упреждающего контроля необходимо, используя методы имитационного моделирования, (для рассматриваемого случая наилучшим образом подходят модели массового обслуживания) спрогнозировать течение процесса реализации сформированной программы решения проблемы на заданном интервале времени. На основе полученных результатов моделирования, для каждого альтернативного направления течения процесса, установить моменты времени происхождения значительных отклонений фактических результатов решения задачи от запланированного. И таким образом заранее предусмотреть необходимую корректировку сформированной программы решения задачи.

Литература:

1. Лазарев В.Н. и др. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. - Новомосковск: НИРХТУ, 1998.

2. Дмитриев В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. - М.: Легкая индустрия, 1979.

3. Бурденкова Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами// Вопросы статистики, 1998, №5.

4. Развитие предприятий и создание рабочих мест//Общество и экономика, 1997, № 6

5. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. - М.: Российский экономический журнал, 1997.

6. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. / В.Н. Лазарев, Н.Г. Полякова, П.А. Юдин, Л.М. Эррера - Новомосковск: НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1998.

РАСЧЕТ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Питухин А.В., д.т.н., профессор кафедры технологии металлов и ремонта,

Петров А.Н., аспирант, Петрозаводский Государственный Университет

Рассматривается вопрос расчета конструкции дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог при помощи формул теории механики грунтов. Показана методика определения ограничения осевых нагрузок в периоды весенне-осенней распутицы. Предлагаются пути повышения эксплуатационной надежности покрытий.

Ключевые слова: дорожное покрытие; механика грунтов; напряжения.

DESIGNING OF FOREST ROAD CONSTRUCTION

Pitukhin A, Doctor of Technical Engineering, full professor of chair of metal technology and repair,

Petrov A., post-graduate student of Petrozavodsk State University

It observes a question of forest road construction designing using the theorems of soil mechanics theory. The ways of road surface reliability increasing are introduced.

Keywords: road surface; soil mechanics; strain.

Как показывает опыт эксплуатации лесовозных автомобильных дорог с переходными типами покрытий, основными видами дефектов являются просадки и колейность, возникающие как на покрытии, так и на поверхности земляного полотна. С течением времени, вследствие накопления воды в данных неровностях, происходит переувлажнение грунта и постепенный рост дефектов, что сказывается на состоянии дороги и скорости движения лесовозных автопоездов [1].

Целью дорожных служб, занимающихся содержанием и ремонтом, является недопущение развития данных деформаций. Однако их появление может служить признаком неверного выбора конструкции дорожной одежды или неполного учета особенностей вывозки и характеристик района проложения трассы автомобильной дороги [2].

В настоящее время при проектировании дорожных одежд нежесткого типа, как на дорогах общего пользования, так и на лесовозных дорогах, руководствуются методикой, изложенной в ОДН 218.046-01 [3]. Однако в данном документе имеется ряд недостатков, связанных с тем, что они разработаны преимущественно для дорог общего пользования, где интенсивность движения достаточно высокая. Для лесовозных автомобильных дорог, где общее количество приложений расчетной нагрузки мало, необходимо принимать некоторые допущения, что приводит к необоснованному увеличению толщины конструктивных слоев. Так, минимальное количество приложений нагрузки для дорог общего пользования 5 категории принимается равным 40 тыс., что для лесовозных дорог низших категорий является завышенным. В связи с этим необходимо разработать такую методику, которая, используя данные [3, 9] в области прочностных характеристик грунтов, давала достоверные и обоснованные рекомендации по выбору необходимой конструкции дорожной одежды. Эту задачу возможно решить, используя формулы теории механики грунтов.

Приложения нагрузки от автопоезда вызывают появление напряжений в конструктивных слоях дорожных одежд Tz, которые изменяются по глубине. Для обеспечения прочности и долговечности конструкции дороги, значение данных напряжений не должно превышать допустимых значений Гд, определяемых в зависимости от материала конструктивного слоя. Для расчета распределения напряжений по оси действия нагрузки Г2 используют формулу Буссинеска (1), полученную для равномерно распределенной нагрузки, приложенной на круглой площадке [4].

(r 2 + z 2)3/2

= p ■

-\3/2

1 +

r2

z

где р - величина равномерной нагрузки, МПа; г - радиус площадки загрузки, м;

г - глубина расположения рассматриваемой точки от поверхности покрытия, м.

Величину допускаемого давления на грунт Гд целесообразно определять по формуле (2) Н.П. Пузыревского [5]:

3

1

z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.