УДК 711.4(470.56)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ЗНАЧИМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
Кулушева К.О., студент группы 14ГрСтр(б)ГрПр, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kulusheva_96@mail.ru
Научный руководитель: Иконописцева О.Г., канд. архитектуры, ст. преподаватель кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург
В статье рассматривается проблематика качества городской среды значимых общественных пространств города. Современные методы повышения качества городской среды и методы их решения. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт в сфере урбанистики, направленный на сохранение и улучшение качества городской среды в крупных и крупнейших городах. Проанализированы одни из основных общественных пространств Оренбурга и предложены возможные пути модернизации.
Ключевые слова: городская среда, общественное пространство, привокзальная площадь, пешеходно-линейное пространство.
Городская среда - это динамичная постоянно развивающаяся структура. Которая должна отвечать меняющимся запросам общества.
Развитие социально-экономических условий способствовали переосмыслению использования откpытых общественных пространств в городах. Встает вопрос о том, как разрабатывать жизнеспособные концепции совершенствования открытых общественных пространств при непрерывно изменяющихся условиях в городской среде для бесконфликтного использования и повышения их притяжения гражданской активности? [1].
Анализ стратегий и планов развития общественных пространств позволяет выделить несколько наиболее значимых типов, которые особенно часто привлекают внимание горожан. Каждый из типов включает разнообразные по происхождению, формированию, набору функции: пространства, демократичнo открытые для любых социальных процессов. Публичные взаимодействия между людьми создают социальную жизнь в окружающем ландшафте. Атмoсфера общественного пространства стимулирует активность, побуждает к действиям. Попадая в них, мы ощущаем причастность к обществу. [2] В данной статье мы рассмотрим общественные пространства главных транспортных узлов - привокзальных площадей и линейно - общественные пространства, такие как пешеходные улицы.
Важной задачей планирования привокзальных площадей является включение их в общую систему открытых общественных пространств. [1] Современные транспoртные узлы складываются как мультимодальные объекты разных видов транспорта, без которых немыслимо существование современного города, однако, как правило, они ограничивают пешеходные пространства, делают затруднительной визуальную ориентацию в городе, ломают архитектурную композицию ушедших эпох. В частности, открытые общественные пространства главных транспортных узлов, такие как привокзальные площади, в различных проектах рассматриваются как визитная карточка города. [3]
В проекте реконструкции площади главного вокзала во Франкфурте предлагается освобождение от переполнивших ее функций и строений, затрудняющих свободное перемещение граждан: устройство подземных парковок, перенос трамвайной остановки
для создания визуальной оси, которая связывает пространство площади и исторический центр города. Площадь Тьер в Нанси (Франция) рассматривается как главные «входные ворота» агломерации Нанси. При ее реконструкции важной задачей являлось создание локального идентичного пространства, где передается дух и история города. Покрытие площади выполнено плиткой с гранулированными цветными кругами из стеклоблоков, произведенных на Нансийском стеклянном заводе (рисунок 1 б), чем подчеркивается уникальность города и его традиционного производства.
При реконструкции привокзальной площади в Кёльне и площади Тьер в Нанси (рисунок 1 а, в) основное решение заключалось в создании легкодоступного пешеходного пространства, связывающего вокзал и центр города. Задачи связывания пространств города в обоих случаях привели к созданию платформы над транспортной магистралью. В Кельне это многоступенчатая открытая лестница, расположенная над автомобильным туннелем и ведущая от привокзальной площади к главной площади города -кафедральной. Таким образом, было создано гостеприимное, привлекательное общественное пространство перед вокзалом и многоступенчатый комплекс со встроенными кафе и магазинами в уровне привокзальной площади, из которых открывается вид на собор. Привокзальная площадь в Нанси стала пешеходной с террасами, велодорожками и бордюром зеленых насаждений, полностью лишилась автомобильных проездов [4].
а б в
Рисунок 1 - Привокзальная площадь Тьер в Нанси, проектное бюро «АЯЕР», 2015, Франция (Примечание: а) план до реконструкции; б) вид на площадь после реконструкции; в) платформа над магистралью)
Торговые линейные общественные пространства - это, как правило, главные торговые, пешеходные улицы городов, и основной целью их реконструкции является обеспечение доступности центральной части города для всех групп населения и их интеграция в единую систему общественных пространств.
В Карлсруэ (Германия), эту проблему решают с помощью реконструкции улицы Кайзерштрассе (рисунок 2) в рамках проекта «Город 2015», которая предусматривает расширение пешеходной зоны и разгрузку улицы от излишнего транспорта для обеспечения безопасности горожан за счет устройства подземных линий общественного транспорта. Предполагается создание уютных кафе, различного класса магазинов для комфортной атмосферы многофункционального линейного общественного пространства.
Еще одним важным вопросом в планировании главной улицы является четкое деление функционального использования и закрепления территории за определенным видом деятельности с целью предотвращения потенциальных конфликтов интересов между общественным использованием и торговлей, удовлетворением различных потребностей и отдыхом и безопасностью населения.
а б в
Рисунок 2 - Улица Кайзерштрассе
При реконструкции Главной пешеходной торговой улицы Цайль, Франкфурт (рисунок 3) в средней части улицы были организованы зоны отдыха со скамьями под деревьями, павильоны общественного питания и велосипедные парковки. По краям вблизи фасадов - транзитное движение для посетителей торговых центров и магазинов. В местах пересечения пешеходных потоков созданы свободные от малых архитектурных форм и элементов обслуживания пространства. Разграничение на зоны также нашло свое отражение в дизайне покрытия улицы.
Рисунок 3 - Главная пешеходная торговая улица Цайль. Франкфурт
Обобщая анализ приведенных выше примеров можно выделить основные направления в изменении функционально-планировочных общественных пространств. Одной из главных особенностей является их объединение в систему открытых общественных пространств города путем ликвидации визуальных и физических барьеров. Представленные примеры реконструкции свидетельствуют о том, что особое внимание уделяется решению конфликтов перемещения между участниками движения на открытых общественных пространствах с целью создания безопасной и доступной территории. Одним из способов решения этого конфликта является разведение транзитных потоков в разных уровнях. На уровне земли преимущество отдается пешеходному движению, все остальные виды транспорта по возможности перемещаются под землю или смещаются так, что их пересечение с пешеходными потоками происходит в четко запланированном месте.
Примеры реконструкции общественных пространств городов Германии показывает, что особое внимание уделяется определению требуемого функционального наполнения открытых общественных пространств с целью развития их в качестве новых узлов притяжения городской жизни. Предотвращение возникновения конфликтов между пользователями на открытых общественных пространствах выполняется путем разграничения видов использования на территории и сбалансированного отношения между используемым и свободным пространством. В некоторых проектах реконструкции можно увидеть желание создать такие открытые пространства, чтобы общество самостоятельно принимало решение с какой целью ему использовать территорию. Такие пространства
сравнивают с «пустой сценой», которая должна наполняться не малыми архитектурными формами, а событиями, которое организовывает общество. [5]
Эксппикция к схеме:
1 Ж/д вокзал (постройка 19в.)
2 Ж/д вокзал (постройка 20в.)
3 Торговое повильоны
4 Гостиничный комплекс
5 Жилой дом
6 Памятник П И.Рыжову
7 Парковка
8 Автобусная остановка
9 Привокзальный сквер
Рисунок 4 - План привокзальной площади Оренбург
В данной статье на примере Оренбурга будут рассмотрены две группы объектов исследования: привокзальная площадь Оренбурга и пешеходно-линейное пространство -улицы Советская.
Привокзальная площадь Оренбурга является исторически сложившимся городским пространством. Привокзальная площадь замыкает главный диаметр исторического центра Оренбурга, которая начинается от Набережной р. Урал, далее развивается по оси ул. Советской и переходит в пр. Парковый. Здание вокзала было открыто 1 января 1877 года одновременно с Оренбургской железной дорогой. На протяжении своей истории здание претерпело множество реконструкций и ремонтов, однако не изменило свою культурно -историческую значимость. Новое второе здание вокзала было построено в конце 1990-х годов. На момент строительства здание морально устарело и сегодня абсолютно не отвечает требованиям, предъявляемые к зданиям вокзалов.
Привокзальная площадь Оренбурга в плане имеет форму прямоугольника (рисунок 4). Транспортное решение площади представляет: кольцевую транспортную развязку с вертикальной доминантой - памятника П.И. Рычкову. На сегодняшний день, пространство привокзальной площади не отвечает современному уровню организации подобного рода общественных пространств транспортно-пересадочных узлов. Не решены подъездные пути, зоны стоянок, переходы через железнодорожные пути - вокзальные переходы. Выход на перрон осуществляется с торцов между двух зданий вокзала, что не добавляет удобства и торжественности. Для устранения проблем с транспортной доступностью, необходимо предусмотреть разъединение пешеходных и общественных пространств, места для ожидания или отдыха, несколько выходов на перрон. Также с целью решения конфликтов между пассажирами и транспортом, можно предположить развитие и создания площади, полностью принадлежащей пешеходам, за счет заглубления общественного и индивидуального транспорта под землю.
Основным каркасом планировки исторического ядра Оренбурга являются две взаимно перпендикулярные оси (ул. Советская и Ленинская). Советская - главная ось и первая улица города-крепости. В 2009 году закончились работы по благоустройству и реконструкции главной оси исторического центра - ул. Советской, которая стала пешеходной зоной от Набережной площади до перекрёстка с ул. Володарского. Проектом предусматривалось
Транспортный уэел Выход на перрон Пешеходные узлы
воссоздание утраченных объектов культового значения, а также, многочисленных утраченных архитектурных деталей, которые были уничтожены в период борьбы с архитектурными излишествами в 30-е годы XX столетия. Но пока что, благоустройство улицы ограничилось покрытием из тротуарной плитки и установкой оборудования -скамеек, урн, фонарей. Отсутствуют разграничения по тематическим функциональным зонам, интересная городская мебель, городские скульптуры, фонтаны, оформление светового дизайна и т.д. Не маловажным фактором является то, что функциональный ареал деловой активности сместился от ул. Советской в сторону ул. Володарского, 8 Марта, ул. Ленинской где находятся крупные транспортно-пересадочные узлы (рисунок 5) [6]. Во избежание конфликтов интересов между общественными и жилыми зонами, необходимо рассмотреть пешеходную зону ул. Советской, как средство формирование городских сообществ, где могли бы складываться личные, публичные и локальные отношения, т.е. четкое деление функционального использования пространства и закрепления территории за определенным видом деятельности.
а б в
Рисунок 5 - Общественно-деловая зона на территории исторического центра Оренбурга (Примечание: а, б - схемы функционального зонирования центра Оренбурга; в -транспортная схема центра Оренбурга (по Иконописцевой О.Г.))
Можно сделать вывод, что традиционная типология общественных пространств находится в процессе достаточно интенсивного развития и, очевидно, должна быть расширена, под давлением изменившегося представления о функционировании общественных пространств, их назревшей реновации, активного городского планирования, как свидетельствует опыт реконструкции других городов.
Литература
1. Чуй, Я.В. Развитие общественных пространств в городах германии / Я.В. Чуй // Architecture and modern information technologies. - 2017. - №2. - Т. 39. - С. 297-311.
2. Фролова, В.А. Преобразование городского постсоветского ландшафта в общественные пространства и среду нового поколения / В.А. Фролова // Лесной вестник (Forestry bulletin). - 2015. - Vol. 19. - № 5. - pp. 9-16.
3. Богат, Д.В. Социальные аспекты управления транспортной инфраструктурой города в рамках его пространственного развития / Д.В. Богат, Т.А. Полякова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - 2013. - № 1. - С. 28-31.
4. AREP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arep-russia.ru/projects - (дата обращения: 25.03.17).
5. Балыков, О.Ф. Зеленые насаждения Оренбурга: учеб. пособие / О.Ф. Балыков. -Оренбург, 2002. - 400 с.
6. Иконописцева, О.Г. Закономерности эволюции архитектурно-пространственной среды группы городов Южного Урала: диссертация. - Самара: СамГАСУ, 2011. - 208 с.